МУЗЕЕВЕДЕНИЕ, КОНСЕРВАЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ
MUSEUM SCIENCE, CONSERVATION AND RESTORATION OF HISTORICAL AND CULTURAL OBJECTS
Научная статья Исторические науки
УДК 069.01
https://doi.org/10.52883/2619-0214-2023-6-4-431-443
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУЗЕЕВ-КВАРТИР В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ
Наталья Юрьевна Басманова
Государственный музей В.В. Маяковского, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются особенности реализации музейной миссии в обществе, а именно научно-просветительской деятельности, применительно к особенностям бытования и взаимодействия с социумом такого типа малых музеев как музеи-квартиры. Приводятся факторы, условия, нормативные акты, формирующие эти особенности деятельности. Кроме того, выделены и описаны способы расширения и привлечения аудитории, позволяющие максимально нивелировать масштабы и ограничения, в том числе площадей, коллекций и пр., которые характерны для малых музеев. Рассмотрены классические формы взаимодействия с аудиторией и использования мультимедиа технологий с точки зрения плюсов и минусов их реализации на базе музеев-квартир.
Ключевые слова: музеи-квартиры, аудитория, научно-просветительская деятельность, актуальность, востребованность в обществе, работа с местным сообществом
Для цитирования: Басманова Н.Ю. Особенности функционирования музеев-квартир в современной социокультурной ситуации. Наследие и современность. 2023^(4^431-442. https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2023-6-4-431-442.
0 I Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
© Басманова Н.Ю., 2023 © Наследие и современность, 2023
ISSN 2619-0214 (Print)
431
Original article Historical sciences
https://doi.org/10.52883/2619-0214-2023-6-4-431-442
FEATURES OF THE APARTMENT MUSEUM FUNCTIONING IN THE MODERN SOCIOCULTURAL SITUATION
Natalia Yu. Basmanova
The State Museum of V.V. Mayakovsky, Russian State university for the Humanities, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article discusses the peculiarities of the implementation of the museum mission in society, namely scientific and educational activities, in relation to the peculiarities of existence and interaction with society of a special small museum type - apartment museums. The factors, conditions, regulations, that form these features of activities, are given. In addition, the ways of expanding and attracting audience to apartment museums, are highlighted and described, that make it possible to minimize disadvantages of small museums, as space of the areas, collections' and other restrictions. All classical forms of interaction with the audience and the use of multimedia technologies are considered from the point of view of the pros and cons of their implementation on the basis of apartment museums.
Keywords: apartment museums, audience, scientific and educational activities, relevance, relevance in society, work with the local community
For citation: Basmanova N. Yu. Features of the functioning of apartment museums in the modern sociocultural situation Nasledie i sovremennost' = Heritage and Modern Times. 2023;6(4):431-442. https://doi.org/10.52883/26190214-2023-6-4-431-442.
Современная тенденция бытования и развития музеев-квартир в целом связана с расширением профильной направленности мемориальных музеев и круга хранимых и экспонируемых ими объектов наследия, с поиском наиболее востребованных форм работы с аудиторией, новых путей расширения информационного поля своей деятельности, отстаиванием уникальности и особого статуса малых музеев.
Музеи-квартиры - один из относительно молодых видов музеев, получивший своё начало с музеефикации квартиры Д.И. Менделеева при Петербургском университете в 1911 году. В Москве в 1918 году Т.Ф. Шле-цер-Скрябина - вдова А.Н. Скрябина - добилась охранной грамоты на квартиру, где великий композитор жил и работал с 1912 по 1915 гг., и уже в 1922 г. в этой квартире по инициативе Общества имени А.Н. Скрябина был открыт музей.
© Basmanova N. Yu., 2023 © Nasledie i sovremennosf, 2023
В отличие от домов-музеев, создание музеев-квартир было связано преимущественно с деятелями культуры и государственными деятелями советской эпохи. Заметный рост количества музеев-квартир наблюдается в ХХ веке дважды: после Великой Отечественной войны и в 1990-е годы. В 1990-е интерес привлекают личности, творческая и иная деятельность которых не рассматривалась ранее по идеологическим причинам: П. Флоренский, М. Цветаева, М. Булгаков, - в обществе возникает интерес к этим личностям, желание сохранить память о них и, в частности, желание создания музеев на основе их квартир. С другой стороны, 1990-е годы характерны обратным процессом - закрытием мемориальных квартир. Прекращают своё существование некоторые музеи-квартиры, связанные с деятелями революции. Музеи-квартиры впервые глобально сталкиваются с проблемой утраты актуальности своего «героя» в обществе, проблемы, которая требует особого рассмотрения в обилии отечественных практик, внимания и проработки на стадии проектирования музея.
Требующим особого внимания аспектом работы музея-квартиры в рамках реализации музейной миссии, а именно научно-просветительской работе, являются ограничения [1], вызванные наличием весьма небольших музейных пространств, связанные с небольшим количеством посетителей, которых может единовременно принять площадка (рис. 1). К решению данного вопроса бесполезно привлекать головное учреждение - ни его масштабы, ни имидж не могут никак повлиять на результат. Однако ситуация может быть удачно разрешена несколькими способами:
- задействованием городского пространства: пешеходные экскурсии, квесты, приложения и т.п.; таким образом возможно снять или существенно уменьшить количественные ограничения для аудитории культурно-образовательных проектов;
- возможностью «делить» большие группы посетителей между дву-мя-тремя музеями-квартирами, которые «в одиночку», как правило, не имеют возможности принять группу более 15 человек.
Рисунок 1 - Государственный музей В.В. Маяковского. Квартира на Большой Пресне, интерьер
Как уже было сказано выше, количественные показатели для музея квартиры не могут быть определяющими. Его востребованность в обществе, скорее, будет определяться узнаваемостью и популярностью как площадки для разного рода культурных событий, информационных поводов, значения в социокультурном пространстве города и, конечно, узнаваемостью самого героя, если речь идёт о мемориальной квартире или мастерской. Однако на данный момент существующий управленческий подход весьма отличается от приведенного выше, и количественные показатели имеют решающее значение в определении успешности и востребованности музея в обществе, его нужности и праве на существование в целом. Подобная ситуация ставит музеи-квартиры в заведомо проигрышное положение и заранее практически сводит на нет всевозможные усилия по привлечению аудитории, поскольку конкурировать с музеями, имеющими более подходящие для потоков посетителей помещения и полноценные выставочные залы, музеи-квартиры не могут.
Количество посетителей в музее-квартире регулируется не только документами, направленными на сохранение музейных коллекций и экспонатов [2], но и технической документацией, техникой пожарной безопасности, расчетом техногенной нагрузки [3]. В таких условиях традиционные формы работы с посетителями должны быть адаптированы под специфику и реалии. В среднем одновременно на площадке музея-квартиры может находиться не более 15 человек. Группа же, состоящая из учебного класса, редко будет меньше 30 человек. Это ограничение существенно затрудняет работу музеев-квартир со школами, а это та самая классическая аудитория музеев, которая вносит свой весомый вклад в количественные показатели посещения музея.
Ситуация с лекциями варьируется в зависимости от размера доступных для них помещений музея, но, зачастую, говорить о масштабной лекционной работе можно применительно только к партнерским площадкам, организация мероприятий на которых имеет целью расширить аудиторию музея и привести в него нового посетителя, а не актуализировать включение в социокультурное городское пространство пусть и партнерских, но всё же сторонних площадок. В таком случае музей должен четко представлять себе, чем обоснован выбор того или иного места для выездной работы, и иметь общую концепцию развития и работы на сторонних площадках. В частности, цикл лекций в рамках общегородской культурно-досуговой программы в ближайшем городском парке влечет за собой расширение аудитории, привлечение новых посетителей и участие музея в жизни города. А чтение лекции в ближайшей библиотеке обосновывается лишь наличием в ней (или любом другом учреждении) зала на несколько десятков человек.
Мастер-классы, интерактивные программы - формы работы популярные и востребованные. И именно в музее-квартире мастер-класс и интерактивная программа могут получить максимальное смысловое наполнение. Для этого они
должны быть тематически близки музею, включать теоретическую часть, содержащую популяризацию наследия того, в чьей квартире они организованы, и иметь некую закономерность или цикличность в проведении, то есть не быть одиночным событием [4]. В таком случае камерность мероприятия становится только плюсом, и изначальные методические рекомендации для проведения мастер-классов и интерактивных программ о количестве их участников лишь подтвердятся показателями числа посетителей, одновременно присутствующими на площадке.
Творческие и профессиональные встречи - самый удобный формат для музеев-квартир. Но привлечение медиа-персон влечет за собой невозможность принять всех желающих присутствовать посетителей, и даже набирающие популярность онлайн трансляции не решают вопрос. Приглашение же людей малоизвестных, не имеющих своей публики, ведёт к возможному «фиаско» всего мероприятия. Вследствие этого данный формат должен быть продуман особенно тщательно и представлен системой циклов. Общая концепция и закономерность проведения подобных мероприятий позволит привлечь постоянную аудиторию и создать значимый имидж, образ локации.
События, тематически близкие музею (презентации книг и чтения в литературных музеях-квартирах, музыкальные вечера в квартирах композиторов, спектакли и театральные перформансы в театральных музея-квартирах и т.п.), кроме камерности, должны обладать теми же качествами, что и творческие встречи, а также некоей уникальностью, озвученной в характеристиках события, которая могла бы привлечь посетителя и стимулировать его выбор в пользу небольшой и не всегда удобной для посетителя, привыкшего к инфраструктуре большого городского музея, площадки. Музеи-квартиры имеют ограниченное пространство, не имеют возможностей смены экспозиции, в них отсутствует традиция регулярного посещения, поэтому создание дополнительных инфоповодов, дополнительных мероприятий - единственная возможность эффективной работы по расширению аудитории, привлечению новых посетителей и созданию социокультурной среды в целом (рис. 2).
Рисунок 2 - Государственный музей В.В. Маяковского. Квартира в Студенецком переулке, интерьер
Театрализованная экскурсия [5] - относительно старый формат экскурсии, компромисс между академической экскурсией и зрелищем. С помощью уже созданных и продуманных методистами-профессионалами образов облегчается восприятие информации, смещаются акценты от текста к образу, что позволяет неподготовленному посетителю улавливать основной посыл и заданную концепцию. Подобная форма экскурсии служит, скорее, тому, чтобы заинтересовать темой, стимулировать дополнительную самообразовательную деятельность, а не дать полноценную и самодостаточную картину экспозиции. Популярность и востребованность театрализованных экскурсий возрастает, хотя на практике зачастую музеи проводят костюмированные экскурсии, называя их театрализованными (рис. 3). Элементы театрализации в интерьерах музея квартиры особенно хорошо принимаются посетителями, приходящими в музей-квартиру и уже имеющими в представлении некий образ человека или эпохи, с которыми они планируют познакомиться в музее. В процессе театрализации имеющийся образ претерпевает изменения или развивается. Это оптимальный способ для работы с устоявшимися стереотипами, разрушение которых всегда ведёт за собой желание самостоятельно углубиться в тему. Кроме того, остаётся ощущение включенности, чего не всегда можно достигнуть во время классической экскурсии. Учитывая обстановку музеев-квартир, имеющих мемориальные, истоне всегда возможно достигнуть во время классической экскурсии. Учитывая обста новку музеев-квартир, имеющих мемориальные, исторические интерьеры, ощущение участия и причастности к эпохе и кругу особой личности возникает изначально и без дополнительных усилий.
Рисунок 3 - Фрагмент театрализованной экскурсии на площадке Государственного музея В.В. Маяковского, квартира на Большой Пресне
Использование цифровых технологий [6], мультимедийных комплексов и элементов (всего того, что уже несколько десятилетий помогает музеям дополнять визуальный ряд экспозиции и искать новые пути коммуникации с посетителем) в музеях-квартирах может использоваться весьма ограничено. Связано это не только с камерным пространством, но и с тем, что по результатам опросов [7] посетитель не хочет внедрения в мемориальную среду элементов, нарушающих камерность обстановки, создающих диссонанс со средой, в которую он попадает, перешагнув порог музея квартиры (рис. 4). Экспозиция музея-квартиры практически всегда апеллирует к личному, повседневному опыту посетителя, который становится не просто зрителем или участником экскурсии, а отчасти гостем того человека или той эпохи, о которых музей рассказывает - в музеях-квартирах особенно присутствует «эффект погружения». Исходя из этого, при проектировании мультимедиа в музеях-квартирах помимо характерных для всех музеев общих особенностей его использования должен учитываться и средовой аспект. Выход за пределы экспозиционного пространства, интеграция с интернет-средой для музеевквартир особенно актуальны.
Поскольку музеи-квартиры существуют, в основном, в структуре более крупных учреждений, то и представление их в интернет-пространстве [8] отражает это положение дел. Музеи-квартиры не имеют своих сайтов, а представлены неким разделом на сайте учреждения, в состав которого
/
Рисунок 4 - Государственный музей В.В. Маяковского. Квартира в Студенецком переулке, интерьер
входят. Иногда музеи-квартиры имеют свои страницы в соцсетях [9], но охват аудитории и количество подписчиков у них значительно меньше, чем на страницах основного учреждения. Создание единой платформы, объединившей бы музеи-квартиры, позволило бы создать среду удобную и полезную для аудитории, а самим музеям - расширить зону своего информационного влияния и активизировать коммуникационные процессы, в том числе и между коллегами.
Взаимоотношения с местным сообществом [10] - тема в рамках направления работы с аудиторией благодатная и в той или иной мере прорабатываемая многими музеями-квартирами - становится темой сложной в рамках административной и хозяйственной деятельности учреждения. Здесь, прежде всего, надо отметить, что с соседями необходимо разговаривать, договариваться, а иногда просто общаться, принимая как данность то, что не всем жителям многоквартирного дома соседство музея приятно (рис. 5). Посторонние люди в подъезде, на лестницах, суета в вечернее время в дни общегородских культурно-образовательных акций и программ, достаточно громкие мероприятия, проблемы с парковкой около дома - всё это вызывает понятный дискомфорт и иногда раздражение, которые может снять лишь сам музей, объяснив жителям все положительные стороны подобного соседства (вплоть до повышения значимости и имиджа и даже стоимости недвижимости в доме, где расположен музей) и дав им некоторые преференции перед другими посетителями. При этом музей-квартира (учреждение, в состав которого он административно входит) также, как и все остальные жильцы, имеет право и должен входить в состав ТСЖ и прочих организаций, принимающих решения, важные для музея как социокультурной институции, имеющей свои цели и функции учреждения культуры. Это направление слабо развито на данном этапе, в основном из-за отсутствия специалистов, имеющих возможность заниматься этим конкретным направлением в деятельности музея-квартиры [11].
Малому музею и музею-квартире в частности по форме своей деятельности легче выстраивать взаимодействие с конкретным индивидуумом и с местным сообществом в целом. Соседи, жители ближайших домов, района - активная, перспективная аудитория, имеющая потенциал в сохранении локальной памяти совместно с музеем и на его базе. Малые музеи имеют возможность изучать и представлять исторические события через индивидуальный опыт, максимально задействовать его в интерпретации тех или иных событий и явлений, а, значит, они всегда будут обращаться к собственному переживанию посетителя, вызывая его неподдельный интерес.
Однако есть и другая сторона вопроса привлечения посетителей [12], и это также общая для музеев-квартир проблема, требующая внимания: мемориальные музеи-квартиры, зачастую, являются зоной интереса определенного профессионального или тематического сообщества. Ин-
терес к музею-квартире музыканта, художника, ученого, прежде всего, характерен для профильных студентов, людей, интересующихся достаточно узкой темой. Работа с профильными учебными заведениями - та зона комфорта, за которую необходимо выходить любому мемориальному музею-квартире для выполнения собственной миссии - максимальной популяризации наследия меморируемого персонажа, «героя» музея.
Говоря о перспективе развития музеев-квартир [13], необходимо оценить их актуальность на сегодняшний день. Но свидетельством актуальности не должны становиться, например, количественные показатели посетителей подобных музеев, которые изначально не являются сильной стороной музеев-квартир [14]. Что же дает нам возможность говорить о востребованности мемориальных музеев-квартир и актуальности дальнейшего исследования темы?
[ТИЯ1ЕИЯП
1EKU№
Государе гв
вамляедклеого
Рисунок 5 - Государственный музей В.В. Маяковского. Квартира в Студенецком переулке, подъезд
Во-первых, новые музеи-квартиры продолжают создаваться довольно активно. Среди открывшихся и известных широкой аудитории музеев-квартир только в последнее время - музей-квартира А. И. Солженицына (дата открытия - 2018 год), музей-квартира Г. М. Кржижановского (дата открытия - 2019 год), мемориальная квартира семьи Маяковских (дата открытия - 2019 год).
Во-вторых, организация работы внутри музеев, в состав которых входят музеи-квартиры: всё чаще они выделяются в учреждениях в особую структуру, чем позиционируется их специфичность (отдел малых музеев, отдел мемориальных квартир) [15].
В-третьих, в освоении такого динамично развивающегося направления работы с аудиторией, как работа с местным сообществом, именно
малым музеям уделяется всё большее внимание [16]. Это именно то направление деятельности, которое позволяет говорить о влиянии музея на социокультурное пространство города. Малые музеи и музеи-квартиры, в частности, способны создавать особый смысловой, знаковый уровень в этом пространстве, становясь точкой притяжения района, пространства, города, региона (рис. 6).
Рисунок 6 - Государственный музей В.В. Маяковского.
Квартира на Большой Пресне
Ведомственная разобщенность, кардинально разное подчинение музеев-квартир и отсутствие единого пространства для обсуждения общих проблематик (некоторые из которых довольно быстро бы могли решиться при комплексном подходе) не позволяют музеям-квартирам развиваться успешнее, несмотря на востребованность в обществе последних лет, когда бытовой, средовой аспект и интерес к интерпретации исторических событий через личностный опыт, снова стали популярны.
Литература
1. Приказ Министерства культуры РФ от 23 июля 2020 г. N 827 «Об утверждении Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций» // http:// publicati0n.prav0.g0v.ru/D0cument/View/000i2020ii0600ii?ysclid=ljwwq6d7 ^635332638 (дата обращения 23.01.2023).
2. Единые правила организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, Утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 23.07.2020 № 827 // http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/000i2020ii0600ii?ysclid=ljww ryhyur9934048i (дата обращения 23.01.2023).
3. Методические рекомендации по разработке нормативов посещаемости музеев Российской Федерации в зависимости от их объективных возможностей по приему посетителей. Минкультуры России от 27.11.2017 № 400-01.1-39-ВА // https: //musrzn.ru/uploads/images/files/metod_rekomendatzii_po_razrabotke_ normativov_poseshchaemosti.pdf (дата обращения 02.12.2022).
4. Глущенко Л.И. Интерактив на музейных площадках // Сообщения Муромского музея. 2011. Материалы отчетной конференции. С. 24-32.
5. Тимофеева А.Л. Метод театрализации в работе музеев России // Ученые записки. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный институт культуры», 1(19), 2019. С. 29.
6. Будагян Р.Р. Тенденции применения цифровых технологий в пространстве современного музея / / Сфера культуры, 1(3) 2021. С. 61-68.
7. Опросы посетителей, проводимые на площадках ГБУК г. Москвы «Государственный музей В.В. Маяковского» в 2019-2020 гг.
8. Саркисова Е.Г. Музей в Интернет-пространстве: актуальные коммуникационные стратегии и практики / / Журнал Института наследия, 1(28), 2022. С. 19.
9. Технологии продвижения мемориальных музеев-квартир в России. ВКР НИУ ВШЭ. М. 2017.
10. Работа музея с местными сообществами: пособие для музейных работников. М., 2020.
11. Ватаман В.П. Мемориальный музей в культурном пространстве региона // Современные проблемы сервиса и туризма, № 4. 2014.
12. Маркова А.С., Балаева Д.П., Тимофеева Л.С. Проблема привлечения посетителя в музей / / Казанский вестник молодых ученых, 2(10), 2019. С. 44.
13. Гудима Т.М. История, современное состояние и перспективы музеев России // Горизонты гуманитарного знания, № 3, 2017.
14. Поляков Т.П. Музейная экспозиция: Методы и технологии актуализации культурного наследия. М., 2019. С. 519-563.
15. Виды организационных структур музея // Справочник руководителя учреждения культуры. 4/ 2021. С. 11-14.
16. Бутакова Д.А., Гаврилова Н.И. Музей в социокультурном пространстве города: особенности культурной коммуникации // Теория и практика общественного развития, 8, 2011. С. 80.
References
1. Prikaz Ministerstva kul'tury RF ot 23 iyulya 2020 g. N 827 «Ob utverzhdenii Edinykh pravil organizatsii komplektovaniya, ucheta, khraneniya i ispol'zovaniya muzeinykh predmetov i muzeinykh kollektsii» // http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202011060011?ysclid=ljwwq6d7dt635332638 (data obrashcheniya 23.01.2023).
2. Edinye pravila organizatsii komplektovaniya, ucheta, khraneniya i ispol'zovaniya muzeinykh predmetov i muzeinykh kollektsii, Utverzhdeny prikazom Ministerstva kul'tury Rossiiskoi Federatsii ot 23.07.2020 № 827 // http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/
0001202011060011?ysclid=ljwwryhyur99340481 (data obrashcheniya 23.01.2023).
3. Metodicheskie rekomendatsii po razrabotke normativov poseshchaemosti muzeev Rossiiskoi Federatsii v zavisimosti ot ikh ob"ektivnykh vozmozhnostei po priemu posetitelei. Minkul'tury Rossii ot 27.11.2017 № 400-01.1-39-VA // https:// musrzn.ru/uploads/images/files/metod_rekomendatzii_po_razrabotke_normativov_poseshch aemosti.pdf (data obrashcheniya 02.12.2022).
4. Glushchenko L.I. Interaktiv na muzeinykh ploshchadkakh // Soobshcheniya Muromskogo muzeya. 2011. Materialy otchetnoi konferentsii. S. 24-32.
5. Timofeeva A.L. Metod teatralizatsii v rabote muzeev Rossii / / Uchenye zapiski. Feder-al'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya «Al-taiskii gosudarstvennyi institut kul'tury», 1(19), 2019. S. 29.
6. Budagyan R.R. Tendentsii primeneniya tsifrovykh tekhnologii v prostranstve sov-remennogo muzeya // Sfera kul'tury, 1(3) 2021. S. 61-68.
7. Oprosy posetitelei, provodimye na ploshchadkakh GBUK g. Moskvy «Gosudarstvennyi muzei V.V. Mayakovskogo» v 2019-2020 gg.
8. Sarkisova E.G. Muzei v Internet-prostranstve: aktual'nye kommunikatsionnye strate-gii i praktiki // Zhurnal Instituta naslediya, 1(28), 2022. S. 19.
9. Tekhnologii prodvizheniya memorial'nykh muzeev-kvartir v Rossii. VKR NIU VShE. M. 2017.
10. Rabota muzeya s mestnymi soobshchestvami: posobie dlya muzeinykh rabotnikov. M., 2020.
11. Vataman V.P. Memorial'nyi muzei v kul'turnom prostranstve regiona // Sovremen-nye problemy servisa i turizma, № 4. 2014.
12. Markova A.S., Balaeva D.P., Timofeeva L.S. Problema privlecheniya posetitelya v muzei // Kazanskii vestnik molodykh uchenykh, 2(10), 2019. S. 44.
13. Gudima T.M. Istoriya, sovremennoe sostoyanie i perspektivy muzeev Rossii // Gori-zonty gumanitarnogo znaniya, № 3, 2017.
14. Polyakov T.P. Muzeinaya ekspozitsiya: Metody i tekhnologii aktualizatsii kul'turnogo naslediya. M., 2019. S. 519-563.
15. Vidy organizatsionnykh struktur muzeya // Spravochnik rukovoditelya uchrezhdeni-ya kul'tury. 4/ 2021. S. 11-14.
16. Butakova D.A., Gavrilova N.I. Muzei v sotsiokul'turnom prostranstve goroda: osobennosti kul'turnoi kommunikatsii // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, 8, 2011. S. 80.
Сведения об авторе Басманова Наталья Юрьевна,
начальник отдела мемориальных квартир ГБУК г. Москвы «Государственный музей В.В. Маяковского». Соискатель ученой степени кафедры музеологии факультета Истории искусств Российского государственного гуманитарного университета, Москва, Россия. E-mail: [email protected]
Раскрытие информации о конфликте интересов Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Информация о статье Поступила в редакцию: 6 июля 2023. Одобрена после рецензирования: 8 августа 2023. Принята к публикации: 14 августа 2023.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Author of the publication Natalia Yu. Basmanova, the Head of Department of memorial apartments GBUK of Moscow "The State Museum of V.V. Maya-kovsky". Applicant for a degree of the Department of Museology of Faculty of Art History of Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Conflicts of Interest Disclosure
The author declares that there is no conflict of interest.
Article info
Submitted: July 6, 2023.
Approved after peer reviewing: August 8,
2023. Accepted for publication: August 14,
2023.
The author has read and approved the final manuscript.
Научная статья
Исторические науки
УДК 02:004
https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2023-6-4-443-454
СОХРАННОСТЬ ПИСЬМЕННЫХ ПАМЯТНИКОВ КАК ЧАСТИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ И ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА СТРАНЫ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ
Юлия Викторовна Маслова
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия,
Светлана Дамировна Бородина
Казанский государственный институт культуры, Казань, Россия,
Айслу Радифовна Мансурова
Казанский государственный институт культуры, Казань, Россия, [email protected]
Аннотация. Интеграция страны в процессы цифровизации и формирующийся информационный ландшафт требуют значительного внимания к решению проблем и реализации комплекса системных мер по обеспечению сохранности письменных памятников как части культурного наследия страны. Актуальность представленного автором исследования заключается в обобщении тенденций цифровой трансформации учреждений культуры, в частности их документных массивов, ориентированных на повышение качества обслуживания пользователей, обеспечение сохранности документных фондов, увеличение возможностей распространения информации о коллекциях, экспонатах за пределы учреждения культуры, предоставление оперативного доступа к удаленным ресурсам.
Ключевые слова: письменные источники, сохранность фонда, документный фонд, культурное наследие, документ, библиотека, учреждение культуры, цифровизация
Для цитирования: Маслова Ю.В., Бородина С.Д., Мансурова А.Р. Сохранность письменных памятников как части культурного наследия и информационного ресурса страны в цифровую эпоху. Наследие и современность. 2023^(4^443-454. https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2023-6-4-443-454.
0 I Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
© Маслова Ю.В., Бородина С.Д., Мансурова А.Р., 2023 © Наследие и современность, 2023
ISSN 2619-0214 (Print)
443