Научная статья на тему 'НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ, ВОССТАНОВЛЕНИЮ И МУЗЕЕФИКАЦИИ УСАДЬБЫ СВЯТОСЛАВА РЕРИХА И ДЕВИКИ РАНИ «ТАТАГУНИ» В ИНДИИ (ШТАТ КАРНАТАКА)'

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ, ВОССТАНОВЛЕНИЮ И МУЗЕЕФИКАЦИИ УСАДЬБЫ СВЯТОСЛАВА РЕРИХА И ДЕВИКИ РАНИ «ТАТАГУНИ» В ИНДИИ (ШТАТ КАРНАТАКА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музей-усадьба «Татагуни» Святослава Рериха и Девики Рани в Индии / культурное и природное наследие / культурный ландшафт / стратегия развития / экологическое исследование / museum-estate "Tataguni" of Svetoslav Roerich and Devika Rani in India / cultural and natural heritage / cultural landscape / development strategy / ecological survey

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галина Алексеевна Зайцева

На основе анализа российского и международного опыта работы с культурным и природным наследием обоснованы основные подходы и принципы изучения, консервации, ревитализации и музеефикации усадебного комплекса Святослава Рериха и Девики Рани «Татагуни» (Индия, штат Карнатака); определен состав первоочередных работ. Рассмотрен позитивный опыт России в разработке стратегий развития и применения концепции культурного ландшафта для создания и укрепления музеев-заповедников и музеев-усадеб, в экологическом обследовании объектов наследия. Выявлены подходы ЮНЕСКО к управлению объектами всемирного наследия и перспективному планированию их деятельности. Деятельность по сохранению мемориальной усадьбы станет одним из факторов укрепления российско-индийских культурных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY, RESTORATION AND MUSEUMIFICATION OF THE ESTATE OF SVETOSLAV ROERICH AND DEVIKA RANI "TATAGUNI" IN INDIA (KARNATAKA)

Based on the analysis of Russian and international experience in working with cultural and natural heritage, the basic approaches and principles of the study, conservation, revitalization and museumification of the manor complex of Svetoslav Roerich and Devika Rani "Tataguni" (India, Karnataka) were substantiated; priority works determined. Positive experience of Russia in the development of strategies for the development and application of the concept of the cultural landscape for the creation and strengthening of museums-reserves and museums-estates, in the ecological survey of heritage sites was considered. UNESCO approaches to the management of World Heritage Sites and prospective planning of their activities have been identified. Activities to preserve the memorial estate will be one of the factors in strengthening Russian-Indian cultural ties.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ, ВОССТАНОВЛЕНИЮ И МУЗЕЕФИКАЦИИ УСАДЬБЫ СВЯТОСЛАВА РЕРИХА И ДЕВИКИ РАНИ «ТАТАГУНИ» В ИНДИИ (ШТАТ КАРНАТАКА)»

Научная статья УДК: 069

https://doi.org/lO.52883/26i9-02i4-2023-6-3-326-338

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ, ВОССТАНОВЛЕНИЮ И МУЗЕЕФИКАЦИИ УСАДЬБЫ СВЯТОСЛАВА РЕРИХА И ДЕВИКИ РАНИ «ТАТАГУНИ» В ИНДИИ (ШТАТ КАРНАТАКА)

Галина Алексеевна Зайцева

ООО «ЭКОКУЛЬТУРА», Москва, Россия, arteco@yandex.ru

Аннотация. На основе анализа российского и международного опыта работы с культурным и природным наследием обоснованы основные подходы и принципы изучения, консервации, ревитализации и музеефикации усадебного комплекса Святослава Рериха и Девики Рани «Татагуни» (Индия, штат Карнатака); определен состав первоочередных работ. Рассмотрен позитивный опыт России в разработке стратегий развития и применения концепции культурного ландшафта для создания и укрепления музеев-заповедников и музеев-усадеб, в экологическом обследовании объектов наследия. Выявлены подходы ЮНЕСКО к управлению объектами всемирного наследия и перспективному планированию их деятельности. Деятельность по сохранению мемориальной усадьбы станет одним из факторов укрепления российско-индийских культурных связей.

Ключевые слова: музей-усадьба «Татагуни» Святослава Рериха и Девики Рани в Индии, культурное и природное наследие, культурный ландшафт, стратегия развития, экологическое исследование

Для цитирования: Зайцева Г.А. Научно-методические подходы к изучению, восстановлению и музеефикации усадьбы Святослава Рериха и Девики Рани «Татагуни» в Индии (штат Карнатака) // Наследие и современность. 2023. Т. 6. № 3. С. 326-338. https://doi.org/lO.52883/26i9-02i4-2023-6-3-326-338.

Original article Museology

https://doi.org/lO.52883/26i9-02i4-2023-6-3-326-338

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY, RESTORATION AND MUSEUMIFICATION

OF THE ESTATE OF SVETOSLAV ROERICH AND DEVIKA RANI "TATAGUNI" IN INDIA (KARNATAKA)

Galina А. Zaitseva

EKOKULTURA LLC, Moscow, Russian Federation, arteco@yandex.ru

Abstract. Based on the analysis of Russian and international experience in working with cultural and natural heritage, the basic approaches and principles of the study, conservation, revitalization and museumification of the manor complex of Svetoslav Roerich and Devika

0 I Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

© Зайцева Г.А., 2023 © Наследие и современность, 2023

Rani "Tataguni" (India, Karnataka) were substantiated; priority works determined. Positive experience of Russia in the development of strategies for the development and application of the concept of the cultural landscape for the creation and strengthening of museums-reserves and museums-estates, in the ecological survey of heritage sites was considered. UNESCO approaches to the management of World Heritage Sites and prospective planning of their activities have been identified. Activities to preserve the memorial estate will be one of the factors in strengthening Russian-Indian cultural ties.

Keywords: museum-estate "Tataguni" of Svetoslav Roerich and Devika Rani in India, cultural and natural heritage, cultural landscape, development strategy, ecological survey

For citation: Zaitseva G.A. Scientific and Methodological Approaches to the Study, Restoration and Museumification of the Estate of Svetoslav Roerich and Devika Rani "Tataguni" in India (Karnataka). Nasledie i sovremennost' = Heritage and Modern Times. 2023;6(3):326-338. (In Russ.). https://doi.org/lO.52883/26i9-02i4-2023-6-3-326-338

Цель и задачи проекта

Музей-усадьба «Татагуни» Святослава Рериха и Девики Рани в Индии возле Бангалора (штат Карнатака) - одно из немногих мест в Индии, связанных с «русским миром». В настоящее время складываются политические, экономические и общественные условия для изучения состояния усадьбы, оценки перспектив ее ревитализации и музеефикации.

Младший сын Николая Константиновича Рериха - Святослав - известен как выдающийся русский художник, ученый, деятель культуры и общественный деятель Индии. Святослав Рерих стал почетным членом Академии Художеств СССР и награжден высшей наградой Республики Индия (ныне Бхарат) - орденом Лотоса «Падма Бхушан». С. Рерих создал известные портретные образы Джавахарлала Неру и Индиры Ганди, украшающие исторический Центральный зал парламента в Нью-Дели. В Институте Гималайских научных исследований «Урусвати» Святослав Николаевич возглавлял секторы кристаллографии, орнитологии, тибетской медицины, фармакопеи и ботаники. Святослав Рерих - один из основателей и почётный президент Центра искусств «Читракала Паришад» в Бангалоре.

Имеющийся позитивный опыт взаимодействия двух стран, выразившийся в музеефикации усадебы Н.К. Рериха в г. Наггаре (штат Хи-мачал-Прадеш) должен получить свое развитие и в возрождении Музея-усадьбы «Татагуни» Святослава Рериха и Девики Рани (рис. 1, 2).

С 1948 года, почти 45 лет Святослав Рерих и его супруга Девика Рани, звезда индийского кинематографа и внучатая племянница Рабиндра-ната Тагора, являлись владельцами и обустраивали усадьбу «Татагуни». Усадьба занимает территорию в 468,33 акра (189,6 га). Здесь располагается

© Zaitseva G.A., 2023 © Heritage and Modern Times, 2023

ISSN 26l9-02l4 (Print)

327

обширный парк и более десяти мемориальных строений, включая усадебный дом (рис. 3), мастерскую художника, цех по производству эфирных масел, гараж с раритетным автомобилем (рис. 4) и другое. На территории усадьбы на месте захоронения Святослава Рериха и Девики Рани сооружен мемориал (рис. 5, 6). Знаменитое имение Рерихов нуждается сегодня в срочной консервации и реставрации, музейном освоении.

Рисунок 1 - С.Н. Рерих (фотопортрет) Рисунок 2 - Портрет Девики Рани

(С.Н. Рерих, 1946)

В настоящее время, как никогда, необходимо работать над продвижением в мировое культурное пространство уникального опыта и гармоничного взаимовлияния русской и индийской культур, проявившегося в жизни и творчестве Святослава Рериха, реализовать туристский потенциал удивительного места, связанного с русским миром.

Рисунок 3 - Главный дом в усадьбе Татагуни Рисунок 4 - Автомобиль

С.Н. Рериха

К настоящему времени музеефикация усадьбы Татагуни сильно замедлилась. Реставрационно-восстановительные работы на усадебных объектах практически не ведутся. До сих пор не определены приоритетные проекты и не выстроена стратегия развития музея-усадьбы.

Рисунок 5 - Дорога к мемориалу С.Н. Рериха и Девики Рани

Объединение творческих и научно-исследовательских усилий специалистов двух стран нуждается в определении «системы координат» -принципов и подходов, которыми должны руководствоваться ученые, ландшафтные архитекторы, другие специалисты разных специальностей России и Индии в многообразной деятельности по восстановлению и музейному освоению музея-усадьбы «Татагуни».

Рисунок 6 -ISSN 2619-0214 (Print)

Мемориал на месте захоронения С.Н. Рериха и Девики Рани

Цель работы - на основе анализа российского и международного опыта работы с культурным и природным наследием обосновать основные подходы и принципы консервации, восстановления и музеефикации усадебного комплекса «Татагуни», а также определить состав первоочередных работ в этом направлении.

За последние десятилетия музейный мир России приобрел новую устойчивую тенденцию развития, которая выражается в переходе от музеефикации отдельных объектов культурного и природного наследия, к музейному освоению целых территориальных комплексов. Музеи-заповедники и музеи-усадьбы признаны наиболее эффективными типами учреждений культуры, которые отвечают вызовам времени. Утвердилось устойчивое понятие музея-заповедника, как учреждения культуры, создаваемого «для обеспечения сохранности, восстановления, изучения и публичного представления целостных территориальных комплексов культурного и природного наследия, материальных и духовных ценностей в их традиционной исторической (культурной и природной) среде» [1, с. 1].

Музей-усадьба - разновидность музея-заповедника. Она признана оптимальной и наиболее перспективной организационной формой, учитывающей интересы посетителей и потребности местного населения. Их деятельность предусматривает активное вовлечение разнообразных волонтеров и реконструкторов. Мемориальное ядро музейного собрания, как правило составляют усадебные комплексы и культурные ландшафты (усадебные парки, сады, пруды), среда (сельская или городская).

Различают ансамблевые и средовые музеи-заповедники. При этом музеи-усадьбы, как правило, относятся к последним. Нередко в состав мемориальных музеев-заповедников входят объекты, которые были отражены в творческом или научном наследии той личности, которой посвящен музей. Музей-усадьбу «Татагуни» по классификации Международного совета музеев (ICOM) можно отнести к историческим музеям, которые представляют жизнь и творчество выдающейся личности или исторические события [2, с. 14].

Еще одна инновация в развитии музеев России - переход от сохранения и актуализации наследия к его освоению. Практически все музеи-заповедники ведут деятельность по актуализации и популяризации наследия, которая выражается в большом объеме просветительской и экскурсионной работы. Их основная роль в сохранении природного и культурного наследия проявляется в мониторинговой, консервационной и реставрационной деятельности, а также в музейном освоении окружающей среды и внутреннего пространства объектов недвижимости (музейные экспозиции) [3, с. 87-88].

В перспективном планировании деятельности и в реализации стратегии развития музея-усадьбы «Татагуни» должны быть учтены основные принципы охраны объектов всемирного культурного наследия, изложенные в 1972 году в Конвенции «Об охране всемирного культурного и

природного наследия» [4, с. 290-302]. Они базируются на постулате, что разрушение или повреждение объектов культурного или природного наследия приводит к обеднению культуры всего мира.

Конвенция об охране нематериального культурного наследия (Париж, 17 октября 2003 года) определяет виды и формы нематериального культурного наследия. Конвенция определяет необходимость принятие мер с целью обеспечения жизнеспособности нематериального культурного наследия, включая его идентификацию, документирование, исследование, сохранение, защиту, популяризацию, повышение его роли, его передачу последующим поколениям. Во всех международных документах придается большое значение популяризации объектов наследия и их визуализации. Сохранение образов обогащает культуру и расширяет ее возможности и облагораживающее воздействие на людей.

Несмотря на то, что термин «культурный ландшафт» появился уже в начале XX в., он вошел в международную практику только после публикации Руководства ЮНЕСКО по применению Конвенции о Всемирном наследии 1992 года [5, с. 89-90]. Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ культурные и природные ландшафты относятся к категории достопримечательных мест.

Методологические подходы

В настоящее время культурный ландшафт рассматривается как «интегральный показатель развития человеческого общества, отражающий взаимовлияние природной среды и различных культурных, экономических и социальных процессов» [6, с. 18]. Мониторинг, изучение состояния и деятельность по поддержанию культурного ландшафта - носит междисциплинарный характер. К этому привлекаются археологи, культурологи, историки, ландшафтные архитекторы, географы, картографы, экологи и другие специалисты

В Институте Наследия имени Д.С. Лихачёва была сформулирована концепция культурного ландшафта (Ю.А. Веденин, М.Е. Кулешова) с позиции информационно-аксиологического подхода [7, с. 12-13]. Согласно этому подходу, культурный ландшафт обладает пространственными и временными характеристиками, высокой степенью информативности и включает в себя совокупность взаимосвязанных подсистем. Такой подход позволяет строить перспективное планирование и реализацию комплекса работ по изучению, сохранению и музейному освоению наследия.

В руководстве по выполнению Конвенции об охране Всемирного наследия отдельной категорией (из трех категорий) выделен ассоциативный культурный ландшафт, который охватывает мемориальные усадебные комплексы, связанные с выдающимися личностями, поля сражений и др.

Таким образом, в случае с музеем-усадьбой «Татагуни» мы имеем дело с ассоциативным культурным ландшафтом, обладающим определенными отличительными особенностями. Прежде всего - это антропогенный ландшафт с выраженным мемориальным характером, так как он отражает художественные вкусы, творческие устремления и экономические потребности владельцев усадьбы «Татагуни» - Святослава Рериха и Девики Рани. Кроме того, он обладает универсальной культурной ценностью, аутентичностью и целостностью.

Разработанная и апробированная нами методология экологического мониторинга и экологических исследований в музеях-заповедниках и музеях-усадьбах служит наглядным примером междисциплинарного подхода к наследию. Свойства и взаимосвязи между организмами внутри экосистем почти всегда оказываются сверхсложными, а их исследование требует особых методологических подходов, среди которых: экосистем-ный - эволюционный - исторический - эколого-правовой - эстетический - аксиологический.

Главные характеристические особенности экосистемного подхода -системность и комплексность. Он предусматривает комплексное изучение на конкретной территории сообществ организмов с учётом влияния лимитирующих факторов внешней среды (климат, горная порода, физико-химический состав почв, влаго- и светообеспеченность, степень загрязнения и др.), которые фиксируются известными аналитическими методами. Другими подходами являются эволюционный (например, изучение сменяющих друг друга лесных сукцессий под влиянием природных факторов или человека) и исторический (например, учёт в анализе современной ситуации предшествующих изменений климата или смены характера традиционных технологий, интродукции новых пород деревьев и др.).

В музеях усадьбах и музеях-заповедниках ситуация ещё сложнее. Кроме центральной усадьбы, они включают в себя разнообразные, прежде всего сельские ландшафты, а также природные ландшафты других типов - окружающие их леса, луга, озёра, болота, реки и др. Нередко мы встречаемся с тем, что статус территории по видам землепользования не определён. Поэтому, ещё одним методологическим подходом является эколого-правовой, позволяющий определить границы права, установить предотвращаемый экологический ущерб и др.

В основе видеоэкологии - науки о взаимодействии человека с видимой средой, лежит эстетический подход. Экологическое воспитание основано на аксиологическом (нравственно ориентированном) подходе. В целом применение данных методологических подходов позволяет выявить закономерности структуры и функционирования экологических систем, основные проблемы их устойчивого развития и наметить пути их решения.

Важное значение при сохранении экосистем имеет мониторинг как система периодических научных наблюдений, позволяющая выяснить изменения в экосистеме под влиянием природных факторов или деятельности человека [8, с. 352-354].

К базовым элементам мониторинга относят:

- разработку ландшафтных планов и ландшафтных профилей, проведение зонирования территории;

- составление дендропланов, в которых указываются конкретные места произрастания всех видов деревьев и кустарников, различные аспекты жизни экосистемы: жизненное состояние деревьев, характер подлеска и подроста, почвенные условия и т.д.;

- таксацию насаждений, при которой производится учёт каждого дерева, осуществляется ряд морфологических измерений (диаметры стволов, высоты, параметры крон, оценивается патологическое состояние и предполагаемые его причины);

- применение частных экологических методов для изучения состояния деревьев, почв, воздушной среды, климатических, антропогенных и других факторов, чтобы выявить различные аспекты жизни экосистемы.

В результате исследователь получает представление об основных экологических проблемах территории. К ним чаще всего относятся - неудовлетворительное состояние растительности - болезни, вредители, избыточная рекреационная нагрузка и т.д. [9, с. 171, 174-182]. Нередко встречаются проблемы нарушений видового раскрытия объектов культурного и природного наследия (например, соотношение облесенных и открытых пространств на Бородинском поле); нерациональная хозяйственная деятельность; нерешённость эколого-правовых проблем, связанных с правом землепользования.

По завершению мониторинговых исследований проводится анализ их результатов, выстраивается иерархия причинно-следственных связей, намечаются конкретные пути решения экологических проблем. Например, предлагаются разнообразные методы лечения или поддержки жизненного состояния мемориальных деревьев.

Подходы к разработке Концепции комплексного развития музея-усадьбы «Татагуни»

Перспективное планирование развития музея-усадьбы «Татагуни» представляет собой определенную сложность, так как осуществляется в рамках нормативно-правового поля, отличного от российского. В связи с этим представляется оптимальным использовать не только российские подходы к разработке и реализации программ комплексного развития музеев-заповедников, но и учитывать требования ЮНЕСКО к разработке Планов управления объектами Всемирного культурного наследия [10].

Один из важнейших законодательных актов, который отражает особенности программно-целевого управления в России - Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Под стратегическим планированием понимает-

ся деятельность его участников по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития. Программы комплексного развития являются инструментом реализации стратегии развития учреждений культуры. Они представляют собой комплекс поэтапно разрабатываемых взаимоувязанных частей, который состоит из концепции программы, системы мероприятий, технико-экономического обоснования и дорожной карты.

Концепция программы строится на основе системного анализа состояния музея-заповедника в динамике его исторического развития, включает обоснование возможных параметров развития территорий и объектов музея-заповедника с точки зрения их культурообразующего содержания. На этом этапе происходит определение социально -культурной миссии музея-заповедника, анализ основных проблем, стоящих перед музеем-заповедником, и описание оптимальных путей их решения. Разработка Программы комплексного развития учреждения культуры даёт возможность обоснованно и эффективно решать задачи реализации ресурсного потенциала и выходить на новые уровни развития.

План управления объектом Всемирного наследия разрабатывается в строгом соответствии с Руководством по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия. К важным элементам эффективной системы управления относятся следующие:

- всестороннее и одинаковое понимание объекта всеми заинтересованными сторонами;

- внедрение цикла планирования, выполнения, мониторинга, оценки и обратной связи;

- привлечение партнеров и заинтересованных сторон;

- четкое и ясное описание того, как функционирует система управления и другое.

Междисциплинарный и комплексный подход к управлению сложными объектами наследия является основополагающим для обеспечения сохранения их всемирной универсальной ценности. Такой подход включает детальное изучение буферных зон, то есть рассмотрение прилегающих поселений и природных ландшафтов, составляющих окружающую среду объекта наследия.

Создание плана управления усадебного комплекса, включающего культурный ландшафт с учетом его специфики, - результат междисциплинарного, коллективного и интерактивного подходов.

При разработке стратегии развития музея-усадьбы могут быть полезны основные составляющие содержания Плана управления объектом всемирного наследия. В частности, необходимо учесть следующие его разделы:

- дать исчерпывающую характеристику выдающейся универсальной ценности объекта всемирного наследия (обоснование, критерии, констатация подлинности и целостности объекта всемирного наследия);

- иметь представление о требуемом состоянии сохранности;

- предложить систему мер по организации системы охраны и сохранения объектов наследия и повышению ее эффективности;

- организовать систему консервации, проведения мониторинга состояния памятников, плана реставрации;

- разработать и осуществить меры по воссозданию, сохранению и ревитализации культурного ландшафта и его буферной зоны.

Кроме того, модель Плана управления объектом всемирного наследия включает в себя План научных исследований комплексного объекта, План обеспечения охраны и системы безопасности и учитывает другие необходимые требования.

В План устойчивого развития объекта всемирного наследия входят следующие позиции:

- организация эффективного использования историко-культурного потенциала территории объекта;

- функциональное зонирование территории объекта наследия как фактор ее эффективного развития;

- стратегия модернизации музейных экспозиций и видов деятельности, включая культурно-просветительную и музейно-образовательную;

- стратегия формирования музейной инфраструктуры;

- стратегия устойчивого развития туризма на территории объекта;

- охрана окружающей среды.

Должны быть учтены вопросы социально-экономического развития территории, эффективного использования ее историко-культурного потенциала.

Важным условием успешной реализации стратегий является наличие менеджмент-плана. Организационные аспекты управления объектом всемирного наследия охватывают мониторинг и контроль качества управления объектом Всемирного наследия; кадровое обеспечение, финансовые ресурсы и создание партнёрской сети.

Заключение

Анализ принципов и подходов, направленных на реализацию ресурсного потенциала российских музеев-усадеб и объектов Всемирного наследия, в контексте необходимости сохранения и музейного освоения объектов культурного и природного наследия усадьбы «Татагуни» позволил нам определить приоритетные виды деятельности и последовательность работ российских специалистов.

В план первоначальных работ входят следующие:

1) Проведение предварительных комплексных научных исследований усадебных объектов, включая культурный ландшафт.

2) Разработка программы консервационных и реставрационно-восстано-вительных работ и стратегии комплексного развития усадьбы «Татагуни».

3) Создание документального фильма об усадьбе «Татагуни», ее владельцах, планах на развитие.

4) Применение он-лайн технологий проекта «Новый город XR» Проектной архитектурно-реставрационной группы «Новый город» для усадьбы «Татагуни», с целью привлечения целевой молодежной аудитории.

5) Создание и укрепление интегральных маркетинговых коммуникаций (ИМК) проекта, что предполагает привлечение целевой группы (18-35 лет); осуществление брендинга, в т.ч. создание сайта проекта; установление прочных связей с CEO of Roerich and Devikarani Roerich Estate Board, управляющим имением в настоящее время.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ожидаемыми результатами работ станет представление следующих документов и результатов творческого труда:

- акты технического состояния объектов культурного наследия усадебного комплекса «Татагуни» как результат комплексного натурного обследования и камеральной обработки полученных данных российскими экспертами;

- программа консервационных и реставрационно-восстанови-тельных работ на объектах усадьбы «Татагуни»;

- стратегия (концепция) комплексного развития музея-усадьбы С.Н. Рериха и Девики Рани «Татагуни»;

- документальный фильм (39 минут) об усадьбе «Татагуни», ее владельцах, планах на развитие;

- система продвижения проекта: фирменный стиль российской экспедиции; сайт проекта, активные страницы проекта в соцсетях, контент для создания дополнительной реальности, размещение в Интернете документального фильма.

Совместная деятельность по ревитализации имения «Татагуни» станет прочной основой деятельности нового неформального Центра культурного российско-индийского партнерства, предполагающего долговременное и плодотворное сотрудничество. Проект не только раскроет грани гармоничного взаимовлияния российской и индийской культур, но и послужит продвижению «русского мира».

Литература

1. Государственная стратегия формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников в Российской Федерации // Министерство культуры Российской Федерации: офиц. сайт. URL:http://mkrf.ru/dokumenty/583/detail.php?ID=6l436

2. Каулен М.Е. Музеи под открытым небом: многообразие моделей и проблема выбора. В кн. «Музеи-заповедники - музеи будущего: Международная научно-практическая конференция. Елабуга, 18-22 ноября 2014 года: материалы и доклады» / отв. ред. М.Е. Каулен, Г.Р. Руденко, И.В. Чувилова. Елабуга: ООО «ЕлТИК», 2015. Стр. 10-34.

3. Воронина Ю.Н. О роли музеев-заповедников в сохранении и актуализации природного и культурного наследия. В кн. «Музеи-заповедники - музеи будущего: Международная научно-практическая конференция. Елабуга, 18-22 ноября 2014 года: материалы и доклады» / отв. ред. М.Е. Каулен, Г.Р. Руденко, И.В. Чувилова. Елабуга: ООО «ЕлТИК», 2015. Стр. 87-97.

4. Шестова С.М. Принципы охраны всемнрпого культурного паследня н глобальные вызовы. Вестпнк Mосковского государственного университета культуры н искусств (Вестник MryR^, 2015. 6 (68) поябрь-декабрь.

5. Белкина C.B. Основные подходы к изучению культурных н природно-культурных ландшафтов // Культура н цнвнлнзацня. 2020. Том 10. № 2А. С. 89-98.

6. Культурный ландшафт как объект паследня / ред. Ведепнп Ю.А., Кулешова M.E. M.: Институт Наследия, 2004. 620 с.

7. В фокусе паследня: сборпнк статей, посвященных 80-летию Ю.А. Ведепнпа н 25-летию создания Российского научно-исследовательского института культурного и природного паследня нмепн Д.С. Лнхачёва. M.: Институт географии РАН, 2017. 688 с.

8. .Зайцева Г.А. Анализ экологической деятельности музеев-заповедников. В кп. Экологические проблемы сохранения исторического н культурного паследня. Mатериалы Восьмой Всероссийской научной конференции (Бородино 12-14 ноября 2003 года). Сборпнк научных статей. M.: Институт Наследия,2004. С. 184-191.

9. Алексеев Д.А., Петерсон Ю.В, .Зайцева ГА., Тихомиров A.B. Экологический мониторинг н перспективы оздоровления лесных насаждений в усадьбе А.Н. Островского «Щелыково» // Mелихово. Альманах. Государственный литературно--мемориальный му-зей-зановедпнк А.П. Чехова «Mелихово», 2013. Вып. 10. С. 352-365.

10. Руководство но выполнению Копвепцнн об охране всемнрпого насле-дня.URL:http://kgiop.gov.spЪ.ru/media/uploads/userfiles/20l7/o8/l0/26_ll_20l3_4.pdf.

11. Чувилова И.В. Mемориальные музеи-заповедники: что в нмепн тебе моем... В кп. «^узеи-заповедники - музен будущего: Mеждународная научно-практическая конференция. Елабуга, 18-22 ноября 2014 года: материалы н доклады» / отв. ред. M.E. Кау-леп, Г.Р. Рудепко, И.В. Чувилова. Елабуга: ООО «ЕлТИК», 2015. Стр. 77-86.

12. Конвенция об охране архитектурного паследня Европы от 03 октября 1985 года. Электронный источник https: //docs.cntd.ru/document/901746444.

References

1. Gosudarstvennaya strategiya formirovaniya sistemy dostoprimechatel'nykh mest, is-toriko-kul'turnykh zapovednikov i muzeev-zapovednikov v Rossiiskoi Federatsii // Ministerstvo kul'tury Rossiiskoi Federatsii: ofits. sait. URL:http://mkrf.ru/dokumenty/583/detail.php?ID=6l436

2. Kaulen M.E. Muzei pod otkrytym nebom: mnogoobrazie modelei i problema vybora. V kn. «Muzei-zapovedniki - muzei budushchego: Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya. Elabuga, 18-22 noyabrya 2014 goda: materialy i doklady» / otv. red. M.E. Kaulen, G.R. Rudenko, I.V. Chuvilova. Elabuga: OOO «ElTIK», 2015. Str. 10-34.

3. Voronina Yu.N. O roli muzeev-zapovednikov v sokhranenii i aktualizatsii prirodnogo i kul'turnogo naslediya. V kn. «Muzei-zapovedniki - muzei budushchego: Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya. Elabuga, 18-22 noyabrya 2014 goda: materialy i doklady» / otv. red. M.E. Kaulen, G.R. Rudenko, I.V. Chuvilova. Elabuga: OOO «ElTIK», 2015. Str. 87-97.

4. Shestova S.M. Printsipy okhrany vsemirnogo kul'turnogo naslediya i global'nye vyzovy. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv (Vestnik MGUKI), 2015. 6 (68) noyabr' -dekabr'.

5. Belkina S.V. Osnovnye podkhody k izucheniyu kul'turnykh i prirodno-kul'turnykh landshaftov // Kul'tura i tsivilizatsiya. 2020. Tom 10. № 2A. S. 89-98.

6. Kul'turnyi landshaft kak ob"ekt naslediya / red. Vedenin Yu.A., Kuleshova M.E. M.: Institut Naslediya, 2004. 620 s.

7. V fokuse naslediya: sbornik statei, posvyashchennykh 80-letiyu Yu.A. Vedenina i 25-letiyu sozdaniya Rossiiskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta kul'turnogo i prirodnogo naslediya imeni D.S. Likhacheva. M.: Institut geografii RAN, 2017. 688 s.

ISSN 26l9-02l4 (Print)

ЗЗ7

8. Zaitseva GA. Analiz ekologicheskoi deyatel'nosti muzeev-zapovednikov. V kn. Ekologicheskie problemy sokhraneniya istoricheskogo i kul'turnogo naslediya. Materialy Vos'moi Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii (Borodino 12-14 noyabrya 2003 goda). Sbornik nauchnykh statei. M.: Institut Naslediya,2004. S. 184-191.

9. Alekseev D.A., Peterson Yu.V, Zaitseva GA., Tikhomirov A.V. Ekologicheskii monitoring i perspektivy ozdorovleniya lesnykh nasazhdenii v usad'be A.N. Ostrovskogo «Shchelykovo» // Melikhovo. Al'manakh. Gosudarstvennyi literaturno-memorial'nyi muzei-zapovednik A.P. Chekhova «Melikhovo», 2013. Vyp. 10. S. 352-365.

10. Rukovodstvo po vypolneniyu Konventsii ob okhrane vsemirnogo nasledi-nasledi-

ya.URL:http://kgiop.gov.spb.ru/media/uploads/userfiles/2017/08/10/26_11_2013_4.pdf.

11. Chuvilova I.V. Memorial'nye muzei-zapovedniki: chto v imeni tebe moem... V kn. «Muzei-zapovedniki - muzei budushchego: Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konfer-entsiya. Elabuga, 18-22 noyabrya 2014 goda: materialy i doklady» / otv. red. M.E. Kaulen, G.R. Rudenko, I.V. Chuvilova. Elabuga: OOO «ElTIK», 2015. Str. 77-86.

12. Konventsiya ob okhrane arkhitekturnogo naslediya Evropy ot 03 oktyabrya 1985 goda. Elektronnyi istochnik https: //docs.cntd.ru/document/901746444.

13.

Сведения об авторе Зайцева Галина Алексеевна, кандидат биологических наук, генеральный директор ООО «ЭКОКУЛЬТУРА», Москва, Российская Федерация. Email: arteco@yandex.ru

Раскрытие информации о конфликте интересов Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье Поступила в редакцию: 26.07.2023. Одобрена после рецензирования: 08.08.2023.

Принята к публикации: 14.08.2023. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Author of the publication Galina A. Zaitseva, Ph.D. in Biology, general Director of LLC «Ecokultura», Moscow, Russia.

Email: arteco@yandex.ru

Conflicts of Interest Disclosure

The author declares that there is no conflict of interest.

Article info

Submitted: 26.07.2023.

Approved after peer reviewing: 08.08.2023.

Accepted for publication: 14.08.2023.

The author has read and approved the final

manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.