МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ-КВАРТИРА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ
DOI: 10.24411 /2310-1679-2020-10102
Наталья Юрьевна ЧЕРКАШИНА,
начальник отдела мемориальных квартир ГБУК г. Москвы «Государственный музей В.В.Маяковского». Соискатель ученой степени кафедры музеологии факультета Истории искусств Российского государственного гуманитарного университета, Москва, Россия
e-mail: [email protected]
В статье рассматривается важнейшая проблема бытования мемориальных музеев-квартир в условиях изменения политической парадигмы, дается классификация музеев-квартир. Определяющим условием возникновения мемориального музея-квартиры являются благоприятные идеологические условия восприятия персоны, память о которой музеефицируется в обществе и/или во власти. В случае изменения идеологических условий мемориальные музеи-квартиры перестают существовать в качестве реализации социального заказа и лишаются поддержки власти, без которой дальнейшее существование музея крайне затруднительно. Но даже в подобных условиях мемориальные музеи-квартиры имеют возможности актуализации собственной экспозиции за счет смещения ее смысловых акцентов и расширения видов культурно-образовательной деятельности.
Ключевые слова: музеи-квартиры, мемориальность, экспозиция, выставочный проект, актуализация, культурно-образовательная деятельность музея.
MEMORIAL MUSEUM-APARTMENT IN A CONTEXT OF A CHANGING POLITICAL PARADIGM
Natalia Y. Cherkashina, the Head of Department of memorial apartments GBUK of Moscow "The State Museum of V.V. Mayakovsky". Applicant for a degree of the Department of Museology of Faculty of Art History of Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia
e-mail: [email protected]
The article reviews the key problem of the existence of memorial museum-apartments in a changing political paradigm, gives a classification of museum-apartments. The determining condition for the emergence of a memorial museum-apartment is a favorable ideological conditions of the person's perception and its memory, which stores in society and/or in authorities. In case of ideological changes, memorial museum-apartments stop their existence as a social order and lose the support of the authorities, without which their future existence is quite difficult. But even in such conditions, memorial museum-apartments keep the opportunities to actualize their exposition by changing its semantic accents and expanding the types of cultural and educational activity.
Keywords: museum-apartments, memoriality, exposition, exhibition project, actualization, cultural and educational activities of the museum.
Музей — это один из основных культурных институтов, имеющий вес в современном обществе, способный преобразовывать социокультурное пространство вокруг себя, используя функцию сохранения и интерпретации культурного и исторического наследия. В последнее время музей всё активнее включается в диалог с посетителем, который перестает быть в музее просто объектом направления потока информации, а становится полноправным участником процесса актуализации исторической памяти. В таких условиях особое внимание стало уделяться так называемым «малым музеям» [1], которым по форме своей деятельности легче выстраивать взаимодействие с конкретным индивидуумом и с местным сообществом в целом. Малые музеи обладают некоторыми общими характеристиками: небольшой экспозиционной площадью, тематически узкой направленностью экспозиции, небольшим количеством музейных предметов в работе. При этом они тематически уникальны и имеют возможность наиболее тесного и личностного контакта с посетителем. Соседи, жители ближайших домов, района — активная, перспективная аудитория, имеющая потенциал в сохранении, совместно с музеем и на его базе, локальной памяти. Малые музеи имеют возможность изучать и представлять исторические события через судьбы отдельных людей, максимально задействовать индивидуальный опыт и личные переживания посетителя в интерпретации тех или иных событий и явлений. Малые музеи обладают совершенно уникальным качеством — камерностью, особой психологической близостью музейного экспоната и зрителя [2].
Стремительность кардинального изменения трактовок глобальных исторических событий в последние десятилетия привела к тому, что в обществе стало заметно смещение акцента на локальную историю, восприятие общего через частное: через семейные истории, жизни и судьбы отдельных конкретных людей. Отбор этих персоналий, героев происходит в обществе, исходя из менталитета, мировоззренческих особенностей определенного поколения, и связан с понятием мемориальной культуры, которая хотя и имеет одной из характеристик радикальную переоценку роли и места в истории тех или иных лиц и событий, но именно это понятие раскрывает нам суть культурной самоидентификации [3].
Среди категории «малых музеев» — категории, не так давно введенной в рабочий оборот музейных терминов, в частности благодаря деятельности Государственной Третьяковской галереи, создавшей в своей структуре отдельное подразделение, занимающееся развитием малых музеев в составе Государственной Третьяковской галереи, — особое место занимают музеи-квартиры. Они объединены спецификой, историей создания и условиями работы, схожими проблемами, неактуальными для других музеев, а практически полное отсутствие общей координации и коммуникации между ними может объясняться исключительно ведомственной
разобщенностью, в условиях которой музеи-квартиры функционируют на данном этапе.
Возникновение мемориальных музеев-квартир стало логическим продолжением развития мемориальных музеев в целом, связанным с историческими реалиями жизни и быта в конце XIX — начале XX веков, когда естественный путь трансформации жилой собственности от усадеб, поместий, домов и особняков, связанных с выдающимися личностями, к квартирам в доходных домах был практически завершен.
На сегодняшний день мы можем говорить о типологии, сложившейся за десятилетия существования музеев-квартир. Она достаточно проста и сформировалась исходя из поставленных перед музеем целей и задач, тематической направленности музеефицируемого объекта, а также исторических реалий. Музей-квартира может быть мемориальным музеем-квартирой (например, музеи квартиры В.Н.Плучека, А.М.Васнецова, А.Б.Гольденвейзера, Е.Ф.Гнесиной), мастерской или кабинетом (музей-мастерская Д.А.Налбандяна, мастерская А Голубкиной, Творческая мастерская театрального художника Давида Боровского), бытовым музеем-квартирой (Квартира доходного дома им. Н.В.Юхнёвой, Конструкти-висткая квартира) и даже использоваться как выставочное пространство (Квартира на Большой Пресне).
Мемориальных музеев-квартир большинство, их создание связано с желанием увековечить память о проживавших в них людях и популяризировать их историко-культурное наследие. Основную роль здесь играет идеологический аспект. Так, множество музеев-квартир было создано в условиях прославления и мемориализации темы установления советской власти, например, музеев-квартир в разных городах, связанных с именем В.И.Ленина, в советский период создаются музеи-квартиры выдающихся музыкантов, художников, ученых, поэтов. В конце ХХ века возникают мемориальные музеи, посвященные биографии и наследию тех представителей искусства и культуры, чья деятельность не поощрялась советской властью, но интерес к которым сохранялся в обществе и с ослаблением идеологического давления перерос в более активную фазу исследовательской и популяризаторской работы (музей П.Флоренского).
Мемориальные музеи в целом и музеи-квартиры в частности являются наиболее политизированными и зависящими от множества идеологических аспектов востребованности в обществе памяти того или иного героя. Создаются мемориальные музеи-квартиры или путем волевого решения сверху, или путем частной инициативы группы энтузиастов.
Учитывая особенную политизированность и идеологическую составляющую востребованности в обществе мемориального музея в целом, все сложности, связанные с изменением политической парадигмы в обществе, можно отнести и к мемориальным музеям-квартирам с тем лишь отличием,
что для мемориального музея-квартиры подобные изменения гораздо быстрее могут стать фатальными. Музеям-квартирам гораздо сложнее перепрофилироваться, они изначально обладают меньшим потенциалом для этого процесса. Однако возможность такая есть, а в будущем возможная многопрофильность должна быть заложена на этапе проектирования музея. Наиболее желательной и перспективной для полноценного существования и развития музея-квартиры будет ситуация частичного синтеза всех вышеперечисленных типов музея-квартиры в одно общее целое, насыщенное информационными аспектами и характеризующееся много-слойностью восприятия.
Наполнение мемориального музея-квартиры позволяет транслировать дополнительный аспект — средовой, бытовой. Выделение небольшой зоны под выставочные проекты позволяет более полно реализовать музейную функцию популяризации культурно-исторического наследия, добавить динамики в культурно-образовательную деятельность музея и поддержать интерес у аудитории к повторным посещениям музея. В такой ситуации мемориальный музей-квартира находится в более благоприятном положении, поскольку именно на базе мемориального музея-квартиры возможно реализовать вышеперечисленные и иные возможности по его развитию. Остальные типы музеев-квартир таких возможностей практически не дают. «Музей-квартира семьи Маяковских в Студенецком переулке» является одним из примеров подобного смыслового синтеза. Квартира сама по себе представляет интерес как квартира экспериментального конструктивистского дома, построенного Трёхгорной мануфактурой как кооперативная для своих работников; мемориальная составляющая связана с жизнью и творчеством Людмилы Владимировны Маяковской. Кроме того, одна из комнат квартиры на момент замысла об открытии музея не имела источников для восстановления интерьеров, и было принято решение использовать её как пространство для научно-просветительской работы и проведения временных камерных выставок.
Музейная экспозиция — важнейшее понятие музейного дела, с которым связано само становление музея как социокультурного института. В отечественной учебной литературе дается следующее определение музейной экспозиции: целостная предметно-пространственная система, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным) замыслом [4]. Помимо здравого смысла, подсказывающего нам, что без экспозиции само нормальное функционирование музея невозможно, будет полезно обратиться и к статистическим исследованиям, результаты которых говорят нам о преимущественном восприятии музеев обществом через их основную экспозицию и отождествление с ней бытования музея в целом [5].
Проектирование экспозиции как один из основных этапов создания музеев относительно мемориальных музеев-квартир имеет свою специфику [6]. Мемориальный музей-квартира может быть создан сразу же после смерти человека или по прошествии многих лет, когда возникнут условия, необходимые для осознания в обществе и/или во власти значимости и актуальности памяти о герое, музей которого есть возможность и желание создать. Существуют примеры классической схемы создания экспозиции в мемориальном музее-квартире, включающие в себя научную подготовку, художественное оформление и монтаж, обычно они связаны с созданием экспозиции в музее-квартире по прошествии длительного времени со дня смерти героя, о котором планируется рассказать. Создание мемориального музея-квартиры сразу после смерти человека путем консервации является наиболее простым и в то же время наиболее достоверным способом создания экспозиции. Экспозиция такого музея не предназначена для особого сценарного решения экспозиционного пространства, наполнения его дополнительными смыслами и художественными решениями. Главным достоинством такого пути создания музея становится подлинность обстановки, окружавшей персону, память о которой становится объектом музеефикации. Со временем такой музей приобретает дополнительную смысловую нагрузку и его экспозиция, помимо прочего, становится иллюстрацией истории быта определенного времени и среды, мемориальные предметы приобретают дополнительное значение историко-бытовых артефактов. Именно благодаря этому процессу и возможно поддержание интереса к музею, герой которого утратил свою актуальность и востребованность, не кардинальной сменой экспозиции, что практически нереально в мемориальном музее-квартире, а смещением акцентов в ее интерпретации.
Музей-квартира Аллилуевых (филиал СПб ГБУК «Историко-мемориаль-ный музей "Смольный"») открыт в 1937 году как музей В.И.Ленина. Музей в 2014 году принимал участие в городском культурно-образовательном межмузейном проекте «Детские дни в Санкт-Петербурге», используя максимально свой потенциал как музей, иллюстрирующий жизнь и быт высококвалифицированного рабочего начала ХХ века, знакомя посетителя через материальную культуру, личную историю отдельно взятой семьи и ее каждодневного быта со знаковыми историческими событиями, персоналиями, смещая акцент с личностей Ленина и Сталина на иллюстрацию эпохи и ее бытовых реалий. Тематические программы и экскурсии музея-квартиры Аллилуевых также демонстрируют внимание к вновь достаточно востребованной теме краеведения и возрастающему интересу к материальной культуре в обществе: пешеходная экскурсия «Пешком по Рождественской части», тематические экскурсии и программы «Мир старой квартиры», «Подполье на шестом этаже», «В гостях у Аллилуе-
вых», квесты: «Мир старой квартиры», «Семь чудес России», «Новогодняя елка» [7].
Также одной из особенностей экспозиции мемориального музея-квартиры является минимальное привлечение мультимедиа. Использование цифровых технологий, мультимедийных комплексов и элементов, всего того, что уже несколько десятилетий помогает музеям дополнять визуальный ряд экспозиции и искать новые пути коммуникации с посетителем, в музеях-квартирах может использоваться весьма ограниченно. Связано это не только с камерным пространством, но и с тем, что, по результатам опросов [8], посетитель преимущественно не хочет внедрения в мемориальную среду элементов, нарушающих камерность обстановки, создающих диссонанс со средой, в которую он попадает, перешагнув порог музея-квартиры. Экспозиция музея-квартиры практически всегда апеллирует к личному, повседневному опыту посетителя, который становится не просто зрителем или участником экскурсии, а отчасти гостем того человека или той эпохи, про которые музей рассказывает: в музеях-квартирах особенно присутствует «эффект погружения». Исходя из этого, при проектировании мультимедиа в музеях-квартирах, помимо характерных для всех музеев общих особенностей его использования, особо должен учитываться средовой аспект. Пути и решения использования мультимедиа в экспозиции должны быть особенно хорошо продуманы и не диссонировать с окружающей обстановкой, а дополнять ее, расширять информационное пространство, служить для визуализации дополнительных смысловых нагрузок экспозиции. Выход за пределы экспозиционного пространства, интеграция с интернет-средой для музеев-квартир особенно актуальны, дополнение информационного поля и расширение возможностей экспозиции за счет разнообразных индивидуальных приложений и возможностей Интернета в актуализации экспозиции играет однозначно положительную роль, не нарушая при этом целостности экспозиции, не изменяя экспозиционного замысла.
Актуализация экспозиции музеев после утраты востребованности меморируемого персонажа в обществе возможна и за счет разнообразия и качества форм работы с посетителями и их популярности. Особенно это характерно для музеев-квартир, являющихся мастерскими. От музея — мемориальной квартиры квартиру-мастерскую или кабинет отличает отсутствие или минимизация бытового аспекта. По прошествии многих лет подобный музей не приобретает такую полную дополнительную смысловую нагрузку своих экспонируемых предметов в качестве иллюстрации материальной культуры некоего исторического периода, какая свойственна для мемориальной музея-квартиры. Рассматриваемые музеи — музеи выдающихся личностей, и профилем их деятельности во многом определяются возможные формы работы с посетителями, которыми они могут
привлекать новую аудиторию в свои стены, аудиторию, возможно, не заинтересованную в информации о том герое, наследие которого популяризует данный музей. Здесь присутствует возможность идти двумя путями: через интерес к меморируемой личности и/или через его профильную деятельность, что является однозначным плюсом для деятельности небольшого, узко тематически и профильно направленного музея по расширению аудитории и удержанию музея в радиусе востребованности.
Одним из удачных примеров здесь может стать деятельность Музея-мастерской Налбандяна по организации мастер-классов для детей. Художественные мастер-классы в музее пользуются популярностью, имеют устойчиво положительные отзывы и иллюстрируют выше обозначенные тезисы: люди приходят в музей-мастерскую не за информацией о художнике, а за художественным досугом для своих детей как площадку его проведения, в итоге получают новые знания и входят в состав активной аудитории музея. Один из отзывов с сайта проекта «Отдых с детьми» OSD.ru: «Посетили в новогодние каникулы мастер-класс для детей в Музее-мастерской Д.Налбандяна. Нам очень понравилось! Остались очень довольные все: и дети девяти лет, и их родители. Для детей было проведено увлекательное и познавательное занятие по созданию натюрморта. Они с удовольствием творили, и у них получились красивые картины. Девушки, которые руководили процессом, были очень приветливые и внимательные. Пока дети рисовали, для взрослых была проведена увлекательная экскурсия по мастерской. Замечательный экскурсовод Т.В.Солтановская так интересно и информативно провела экскурсию, что все мы, ранее не очень знакомые или вообще не знакомые с творчеством мастера, практически влюбились в него» [9].
Мемориальные музеи-квартиры имеют ограниченное пространство и очень спорные возможности смены экспозиции. По сути, пространство мемориальной квартиры может использоваться как экспозиционное пространство, тематически не привязанное к истории самой квартиры. Подобное приспособление пространства мемориальной квартиры возможно при принятии профессиональным сообществом однозначного решения о нецелесообразности восстановления мемориальных интерьеров, необоснованности новодела. Подобных примеров немного, поскольку основной ценностью мемориальной квартиры для музеефикации являются именно ее мемориальные интерьеры, а не статус как таковой.
Квартира на Большой Пресне — пример подхода к использованию пространства мемориальной квартиры как выставочного. Квартира, имеющая мемориальный статус, долгие годы существовала в качестве помещений для хранения фондов Государственного музея В.В.Маяковского, в состав которой входила, и на момент решения о необходимости введения ее в экспозиционное рабочее пространство практически не имела источни-
ков для восстановления интерьеров. Выставочный проект, реализуемых в стенах мемориальной квартиры в настоящее время, не имеет отношения ни к биографии, ни к творческому наследию временного периода, связанного с жизнью В.Маяковского или его семьи в данной квартире. Другими словами, связь места и героя отсутствует, вследствие чего мы не можем, несмотря на юридический статус, называть данную площадку мемориальным музеем-квартирой, и появляется иллюстрация последнего из типов музеев-квартир — выставочная площадка. Это самый мобильный тип, позволяющий максимально быстро откликаться на изменения настроений в обществе и во власти, сохраняя свою актуальность и востребованность. Однако, не используя свой потенциал мемориальной площадки, подобный тип музея будет заведомо проигрывать по смысловой глубине наполнения, приближаясь к выставочному залу, имея при этом все сложности работы в ограниченном пространстве музея-квартиры.
В музеях-квартирах, как правило, отсутствует традиция регулярного посещения, поэтому создание дополнительных инфоповодов, дополнительных мероприятий — одна из немногих возможностей эффективной работы по расширению аудитории, привлечению новых посетителей и созданию социокультурной среды в целом. Разнообразие инфоповодов и мероприятий вполне может быть связано с привлечением медиаперсон, социальных сетей, блогеров и прочих реалий современного медиапро-странства и актуальных интересов в обществе, но всё это должно обязательно соотноситься с миссией музея как социокультурного института, авторитет которого в обществе по-прежнему высок.
Говоря об актуализации экспозиции музея-квартиры, отдельно необходимо отметить, что речь не может идти о массовом посещении и постоянно прогрессирующих количественных показателях. Одной из очевидных особенностей работы мемориальных музеев-квартир является их малая пропускная способность. Количественные показатели для музея-квартиры не могут быть определяющими, его востребованность и успешность в обществе скорее будут определяться узнаваемостью и популярностью как площадки для разного рода культурных событий, информационных поводов, значения в социокультурном пространстве города, степенью участия музея в межмузейных и иных партнерских проектах, тематическим диапазоном и востребованностью музейных программ и мероприятий как на площадке музея, так и на прилегающих городских территориях и партнерских площадках и, конечно, способностью музея сфокусировать внимание общества на своей теме или герое [10]. Однако на данный момент существующий подход существенно отличается от приведенного выше, и количественные показатели имеют решающее значение в определении успешности и востребованности музея в обществе. Подобная ситуация ставит музеи-квартиры в заведомо проигрышное положение и заранее
практически сводит на нет все возможные усилия по привлечению аудитории, поскольку конкурировать с музеями, имеющими более подходящие помещения и полноценные выставочные залы, музеи-квартиры не могут и не должны.
Однако есть и другая сторона этого вопроса: мемориальные музеи-квартиры зачастую являются зоной интереса определенного профессионального или тематического сообщества, интерес к музею-квартире музыканта, художника, ученого прежде всего характерен для профильных студентов, людей, интересующихся достаточно узкой темой. Работа с профильными учебными заведениями — та зона комфорта, из которой необходимо выходить любому мемориальному музею-квартире для выполнения собственной миссии — максимальной популяризации наследия меморируемого персонажа, героя музея.
Современное общество обращается к музею с новым запросом: оно хочет видеть его частью своего жизненного пространства. Музей, со своей стороны, показал, что способен на подобное расширение своей деятельности, способен быть полноправным участником формирования и развития позитивного социокультурного образа района, города и региона. Малый музей чисто физически может быть ближе к посетителю, который зачастую является его соседом, и именно через малые музеи возможен процесс изменения образа отдельных локаций, складывающихся в дальнейшем в позитивное восприятие городского пространства в целом.
Литература
1. Ильина Е.В., Смирных Л.Л. Малые музеи: мифы, реальные проблемы и способы их разрешения // Справочник руководителя учреждения культуры. 2014. № 2. С. 5-12.
2. Романчук А.В. Малые музеи в системе культурного туризма // Музейный туризм. Учеб.-метод. пособие. СПб., 2010. С. 24-26.
3. СвятославскийА.В. Среда обитания как среда памяти: к истории отечественной мемориальной культуры. Автореф. дисс. ... д-ра культурологии. URL: //http://cheloveknauka.com/v/356068/a?#?page=1 (дата обращения 04.01.2020).
4. Музейное дело России. М., 2003. С. 306-307.
5. Хлевнюк Д.О., Самодин А.А. Мониторинг культурной жизни города Москвы и оценка эффективности деятельности учреждений культуры департамента культуры города Москвы: статистико-социологический анализ // Справочник руководителя учреждения культуры. 2013, № 2. С. 5-25.
6. Майстровская М.Т. Музей как объект культуры. М., 2016. С. 648-655.
7. Официальный интернет-ресурс филиала СПб ГБУК «Историко-мемориальный музей "Смольный". Музей-квартира Аллилуевых». URL: http://alliluevmuseum. ru/v-gostyakh-u-alliluyevykh (дата обращения 09.01.2020).
8. По результатам опросов посетителей, проводившихся на площадках «Государственного музея В.В.Маяковского» на протяжении 2019 года // Отчет о проведении социологических исследований на площадках. Государственный музей В.В.Маяковского, 2019.
9. Официальный интернет-ресурс проекта «Отдых с детьми». URL: https://www. osd.ru/respinf.asp?ob=1555 (дата обращения 05.01.2020).
10. Поляков Т.П. Музейная экспозиция: Методы и технологии актуализации культурного наследия. М., 2019. С. 519-563.