Научная статья на тему 'Мемориальный музей в культурном пространстве региона'

Мемориальный музей в культурном пространстве региона Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1987
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОН / ТУРИЗМ / ПРОСТРАНСТВО / PECULIARITY (ACTIVITY) / AREA (SPACE) / MEMORIAL MUSEUM / MUSEUM OF ART / REGION / TOURISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ватаман Власта Петеровна

В статье рассматривается деятельность мемориального художественного музея на примере Дома-музея Б.М. Кустодиева (Астрахань). Особое внимание уделяется исполнению основных функций музея в пространстве региона, их значению для развития туризма. Также представлена информация о формировании целостного внутреннего пространства музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Memorial museum in the cultural space of the region

The article discusses the peculiarities of memorial museum of art using example of activity of House Museum of B.M. Kustodiev (Astrakhan). We paid special attention to the main museum function fulfillment at the region area and its significance to tourism development. The article also presents information about forming of the integral inside museum space.

Текст научной работы на тему «Мемориальный музей в культурном пространстве региона»

DOI: 10.12737/6576

Мемориальный музей в культурном пространстве региона

Ватаман В.П.

В статье рассматривается деятельность мемориального художественного музея на примере Дома-музея Б.М. Кустодиева (Астрахань). Особое внимание уделяется исполнению основных функций музея в пространстве региона, их значению для развития туризма. Также представлена информация о формировании целостного внутреннего пространства музея.

Ключевые слова: мемориальный музей, художественный музей, деятельность, регион, туризм, пространство

The article discusses the peculiarities of memorial museum of art using example of activity of House Museum of B.M. Kustodiev (Astrakhan). We paid special attention to the main museum function fulfillment at the region area and its significance to tourism development. The article also presents information about forming of the integral inside museum space.

Keywords: memorial museum, museum of art, peculiarity (activity), region, tourism, area (space)

Анализ деятельности мемориального музея в регионе является в настоящее время особенно актуальным в связи с изменением социокультурных требований к учреждениям культуры. Филиал Астраханской государственной картинной галереи «Дом-музей Б.М. Кустодиева» — один из многих существующих в нашей стране мемориальных музеев. На его примере рассмотрим зна-

чение деятельности музея для формирования позитивного имиджа региона, способствующего привлечению новых потоков туристов.

Из истории создания Дома-музея Б.М. Кустодиева

Мемориальным, согласно принятой сегодня системе классификации музеев, считается и именуется музей, посвященный выдающемуся человеку или важному историческому событию и созданный в месте, связанном с меморируемым лицом или событием [3, с. 195]. На сегодняшний день в городе Астрахани существуют только два мемориальных музея. Оба они являются филиалами Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина. Это Дом-музей В. Хлебникова, определяемый как литературный музей, и Дом-музей Б.М. Кустодиева, по своему профилю ярко выраженный художественный музей.

Кустодиевская коллекция АГКГ им. П.М. Догадина, представленная в отдельном здании (усадьбе Моисеевых-Злобиных), собиралась на протяжении почти ста лет. Она включает 191 произведение живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Центральное место в коллекции занимают 23 произведения живописи. Широко представлены в ней различные графические техники. Список рисунков

68 № 4/2014

Современные проблемы сервиса и туризма

Мемориальный музей в культурном пространстве региона

насчитывает 97 произведений. Его дополняют 23 линогравюры, 3 ксилографии, 40 литографий. В коллекции также представлена одна скульптура и четыре предмета декоративно-прикладного искусства (фарфоровые статуэтки, отлитые по моделям, выполненным Б.М. Кустодиевым) [2, с. 4].

Первым произведением кустодиев-ской коллекции стала картина «Жатва» (1914), приобретенная Павлом Михайловичем Догадиным (1876—1919) с выставки творческого объединения «Мир искусства» в 1916 году. Выходец из купеческой семьи, получивший инженерное образование, Догадин коллекционировал произведения русского искусства XIX—XX века, и картина земляка удачно пополнила его коллекцию. Вместе с другими произведениями коллекции, насчитывающей более ста живописных и графических работ разных художников, в 1918 году полотно было передано Павлом Догадиным в дар Астрахани в основанную им картинную галерею.

Две работы Б.М. Кустодиева, «Поэзия» (1908) и «Натюрморт с фазаном» (1914), поступили в галерею из коллекции художественных предметов, принадлежавшей до революции Отто Ви-блингеру, представителю торгового дома «И. Каттус и сын» и вице-консулу Австро-Венгерской торговой миссии в Астрахани. Обе созданы по заказу предпринимателя. В доме Виблингера, сделавшего приличное состояние на скупке икры, находилась также богатая коллекция картин, книг, документов.

Заказанное для украшения его астраханского дома декоративное панно полностью удовлетворило заказчика. Выполненное в духе «венецианской сцены», оно изображает прогулку поэта по саду в сопровождении музы и неизменно удивляет всех знатоков творчества Б.М. Кустодиева «непохожестью»

на большинство его произведений. Астраханская картинная галерея была создана в 1918 году. Борис Михайлович, хранивший светлую память о родном городе, неоднократно посещал его для того, чтобы навестить П.А. Власова, своего первого и любимого учителя, проехаться по Волге, напитать свою «ду-шу-астраханку» яркими впечатлениями. C 1922 по 1926 год он передал в Астраханскую картинную галерею 24 графические работы. Позже в процессе формирования коллекции примут участие жена художника — Юлия Евстафьевна Прошинская (Кустодиева) и дочь Ирина. Ими были подарены и переданы галерее живописные полотна, рисунки, фотографии и документы.

Галерея также приобретала произведения из ряда частных коллекций, принимала подарки от таких собирателей, как А.В. Гордон, Б.А. Капралов, Е.Я. Рубинштейн, С.Я. Фельдштейн,

В залах Дома-музея Б.М. Кустодиева

Жизнь музеев

69

ЖИЗНЬ МУЗЕЕВ

На экскурсии в музее

от художника Ю.М. Крайванова и др. Значительными были поступления из других музеев нашей страны — Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, «Бородинской панорамы», Государственного музейного фонда, Министерства культуры СССР и РСФСР.

Филиал Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. До гадина «Дом-музей Б.М. Кустодиева» был открыт в Астрахани в 2002 году. Произведения художника вошли в золотой фонд отечественного и мирового искусства не только благодаря оригинальности и неповторимости образов, но и потому, что мастер ярко отобразил в них типические черты российской действительности конца XIX — начала ХХ века.

Исходя из определения, именно связь с человеком и местом выступает как определяющий фактор и главная характеристика любого мемориального музея. Вследствие этого подавляющее количество экспонируемых предметов, основные тенденции, прослеживаемые в экспозиционной и культурно-образовательной деятельности подобного му-

зея, как утверждается в Российской музейной энциклопедии, служат одной цели: выявлению и грамотной интерпретации этой взаимосвязи [3, с. 195].

Основные направления деятельности музея

Известно, что к основным направлениям музейной деятельности относятся следующие: фондовая, экспозиционная, культурно -о бразо вате льная, научно -ис -следовательская. Все эти направления тесно взаимосвязаны и невозможны друг без друга. Рассмотрим, как грамотное и дальновидное развитие этих видов деятельности может влиять на формирование положительного имиджа музея и туризм в регионе.

Фондовая работа предполагает комплектование, учет, хранение и изучение музейных фондов. Ее хорошая организация означает безупречное знание научными сотрудниками доверенной им части художественного наследия, ориентацию в материале, стремление к глубокому пониманию исследуемых работ, а также умение адекватно представить результаты этого вида работы. Небольшой провинциальный музей,

70 № 4/2014

Современные проблемы сервиса и туризма

Мемориальный музей в культурном пространстве региона

Фрагмент экспозиции выставки «Кустодия: от А до Я»

к сожалению, часто лишен возможности пополнять свои фонды за счет закупки интересующих его предметов, однако фонды продолжают расти, в основном за счет дарения.

С середины 60-х годов началось интенсивное пополнение кустодиевской коллекции АГКГ за счет дарений родственников, в первую очередь, дочери художника — Ирины Борисовны Кустодиевой (1905-1981). От нее в 1964-65 годах были получены разнообразные рисунки, наброски, листы печатной графики («М.Н. Плотникова», «В мастерской И.Е. Репина. Эскиз», «Набросок» и др.), этюды («Портрет военного. Этюд», «Заснула. Портрет Е.М. Кустодиевой. Этюд»). В 1973 году галерея приобрела последний живописный портрет И.Б. Кустодиевой (1926) — жемчужину коллекции. Ирина Борисовна не раз бывала в Астрахани, посещала Астраханскую картинную галерею, знакомилась с научно-исследовательской и выставочной работой, консультировала сотрудников.

Уже много лет Дом-музей Б.М. Кустодиева получает бесценные подарки

от семьи Татьяны Кирилловны Кусто -диевой, известного российского искусствоведа, внучки художника. В конце 90-х годов от нее поступил цикл ранних анатомических рисунков мастера, в 2003 году — «Портрет Ирины Кустодиевой» (1906), изображающий маленькую дочь художника, его любимую модель, в возрасте 1 года. Летом 2010 года коллекция пополнилась остроумным шаржем на Ирину, выполненным простым карандашом на обороте типографского бланка («Ирина К. на Петергофском пляже», 20-е годы) и работами Кирилла Кустодиева, театрального художника.

Благодаря поступлениям 20092011 годов начал формироваться фотоархив, содержащий на сегодняшний день около 200 изображений, в том числе, оригиналы фотографий, сделанных самим художником. Более полутора лет музей готовился к проведению уникальной выставки. 18 мая 2011 года, в Международный день музеев, состоялось ее открытие. 9 подлинных и 32 восстановленных изображения представляли различные сферы интереса Кустодиева-фотографа: здесь и пейзажи любимой Астрахани, и пор-

Жизнь музеев

71

ЖИЗНЬ МУЗЕЕВ

треты друзей, жанровые сцены, заинтересовавшие художника, впечатления от путешествий. Основой выставки стали фотографии, подаренные Татьяной Кирилловной Кустодиевой. Время не пощадило их, поэтому понадобилась долгая и кропотливая работа. Первичную обработку и подготовку фотографий к выставке осуществила научный сотрудник ДМК Екатерина Куликова (Ермолова) [1].

Оказалось, что Кустодиев страстно увлекался фотографией, много фотографировал и использовал сделанные фото для работы над полотнами подобно тому, как делали это И.И. Шишкин и В.Д. Поленов. Их изучение, восстановление частично утраченных изображений позволило сотрудникам музея подготовить ряд фотовыставок, которые с успехом прошли не только в Астрахани, но и в других городах нашей страны — Петербурге, Омске, Екатеринбурге, Курганинске.

Экспозиционно-выставочная работа нашего музея строится по двум ос-

Новая техника в музее — мультимедийное оборудование (интерактивный стол)

новным направлениям. Одно из них представляет разнообразные аспекты творческой деятельности Бориса Михайловича Кустодиева. Много интересного увидели посетители на выставках: «Графика Б.М. Кустодиева из собрания АГКГ им. П.М. Догадина», Такой разный Кустодиев!», «П.А. Власов — организатор художественной жизни в Астрахани». Эта выставка, познакомившая посетителей с творчеством учителя и его лучших учеников, была посвящена 110-летию приезда в наш город П.А. Власова — первого учителя нашего мастера.

В 2013 году, когда страна отметила 135-летний юбилей нашего мастера, с успехом работали выставки «Борис Кустодиев — фотохудожник» и «В мир приходит женщина (Женские образы в произведениях Б.М. Кустодиева из фондов АГКГ им. П.М. Догадина)». Ярким примером международного сотрудничества стали организация и проведение выставки рисунков учащихся Чугуевской детской художественной школы «Ку-стодиевский праздник бытия» (г. Чугуев Харьковской обл., Украина). Эта школа была выбрана для проекта не случайно: ведь именно в этом городе родился когда-то И.Е. Репин, художник, у которого Кустодиев учился мастерству в классах Академии художеств в Петербурге. С детской непосредственностью юные художники создали копии знаменитых произведений мастера.

Второе направление выставочной работы связано с реализацией творческих проектов, включенных в концепцию развития нашего музея. Главной ее идеей стало не только изучения жизни и деятельности Б.М. Кустодиева и П.А, Власова, но и максимально полное отражение результатов исследований в ежедневной деятельности музея. Речь шла о сближении науки с повседневностью, о планировании

72 № 4/2014

Современные проблемы сервиса и туризма

Мемориальный музей в культурном пространстве региона

и осуществлении мероприятий, существенно влияющих на формирование положительного имиджа музея.

Начало положили три проекта — «Купецкая слава», «Русские Венеры» и «Детский мир». Особенно удался проект «Русские Венеры», призванный представлять творчество женщин-художниц, мастериц, созидательниц прекрасного. Музею удалось найти свою уникальную нишу в калейдоскопе выставок и не только познакомить всех желающих с редкими работами из собрания АГКГ, но и открыть новые «звезды» — наших современниц, художниц Таскиру Хайретдинову и Ксению Тихонову.

Сейчас к трем первоначальным проектам прибавилось еще несколько: название «История в лицах» говорит само за себя — это проект, представляющий не только творчество ярких личностей, но и простого человека в водовороте истории; «Созвездие талантов» знакомит с художественным наследием представителей объединения «Мир искусства». Проект «Путешествуя с Кустодиевым» рассказывает о поездках художника по России и за ее пределами, произведениях, созданных во время путешествий. Он способствует также популяризации творчества Б.М. Кустодиева в других регионах нашей страны путем организации выставок и мероприятий. Два последних проекта органично дополняют первое направление выставочной деятельности музея, расширяя представления посетителей о культурных событиях начала ХХ века.

Культурно-образовательная деятельность Дома-музея Б.М. Кустодиева весьма разнообразна: здесь и лектории по каждому из проектов, занятия для различных возрастных групп. Научные сотрудники музея считают ее необходимой частью своей деятельности, в основе своей нацеленной на формирование уважительного отношения к произведени-

ям отечественной культуры и творческой деятельности самого яркого представителя астраханского изобразительного искусства — Б.М. Кустодиева.

Важнейшим направлением работы музея вообще и мемориального музея в частности стали мастер-классы для детей разного возраста, которые проводят друзья музея и его добровольные помощники.

Смысловым центром бытия и развития музея является научно-исследовательская деятельность. С нашей точки зрения, именно она служит базой для создания серьезных проектов и воплощения их в жизнь посредством выставок, мероприятий, публикаций каталогов, путеводителей, статей и монографических работ. Научно-исследовательская работа связана с накоплением, обработкой и введением в научный и общекультурный оборот информации о хранящихся в музее предметах, объектах материального и нематериального наследия.

Следует заметить, что этот вид деятельности, добывающий и соответствующим образом оформляющий важнейшую информацию, способен заложить базу для активной PR-программы вокруг яркой, неординарной личности, что способно привлечь в регион большую массу туристов.

Примером может служить один из ярких европейских композиторов. Вольфганг Амадей Моцарт, чей 255-летний юбилей пышно отметили в 2011 году, давно стал «одной из икон современной культуры и прочным источником дохода для всех, кто связывает свое предприятие с его именем» [4]. «Золотым тельцом от музыки» считают его в австрийском Зальцбурге.

135-летие со дня рождения Б.М. Кустодиева (2013 г.) было отмечено

целым рядом событий: состоялась

юбилейная конференция, музей был

Жизнь музеев

73

ЖИЗНЬ МУЗЕЕВ

отремонтирован, произошла замена музейного оборудования. Существенно изменилась основная экспозиция. Она стала не только более современной, но и более продуманной, цельной. Композиционная целостность музея строится на умелой демонстрации различных аспектов деятельности Б.М. Кустодиева (живописца, графика, скульптора, фотографа) в контексте его художественного мира и личностных достоинств.

Начиная с аванзала, прослеживается идея взаимовлияния в творчестве художника двух городов — Астрахани и Петербурга. Преобразились залы дореволюционной и поздней графики, впервые полностью был включен в экспозицию альбом «Шестнадцать автолитографий» (1921), составлен блок произведений на тему «Родные и близкие». Посетителей радуют интерьер и экспонаты мемориального зала (личные вещи мастера, фотографии, документы), имитация мастерской художника. Большой интерес поклонников творчества художника вызывают созданные им фотографии, копии которых также включены в экспозицию. Не только малышей привлекает интерактивный стол с разнообразными познавательными и развлекательными программами (здесь можно посмотреть презентацию, «полистать» альбом с фо-

Литература

1. См. подробнее: Ватаман В.П. Фотоальбом Кустодиевых — в подарок Астрахани // Золотая палитра. 2011, № 2 (6). С. 80-83.

2. Произведения Б.М. Кустодиева в собрании Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина. Каталог. — М.: Голден Би, 2013. С. 4.

тографиями, ответить на вопросы викторины, сложить паззл). Это новшество появилось в музее благодаря компании «Лукойл».

Отметим, что сегодня Дом-музей Б.М. Кустодиева в Астрахани — современный, активный музей, получивший возможность не только выявлять и исследовать мемориальные объекте наследия художника. Ему доступны и комплектование материальными предметами, фиксирующими информацию об интересующем объекте, — современным оборудованием, лицензионными программами, и возможность получать необходимые консультации у специалистов.

У музея есть свой сайт [5], материалы которого дополняют экспозицию и знакомят посетителей ресурса с историей музея и его повседневной деятельностью. Новости и отчеты о мероприятиях можно просмотреть также ленте группы «Музей Б.М. Кустодиева. Энтузиасты» [6].

Деятельность коллектива музея за 12 лет работы доказала: при соответствующей поддержке мемориальный музей способен стать генерирующим центром культурных проектов в регионе, повысить к нему интерес, создать его положительный имидж, привлечь новые потоки туристов.

3. Российская музейная энциклопедия. — М.: Российские энциклопедии, 2008.

С. 195.

4. Семенова С. Золотой телец от музыки. Юбилей Моцарта //Культура. 18-24 августа 2005. С. 11.

5. Сайт Дома-музея Б.М. Кустодиева: http:// ast-kustodiev.ru.

6. http://www.odnoklassniki.ru/ group/48550225051845.

74 № 4/2014

Современные проблемы сервиса и туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.