УДК [069:93/99](470.23-25)
Е. В. Хрустова
Развитие музея «Разночинный Петербург» в новых исторических условиях
В статье представлена предыстория становления Мемориального музея «Разночинный Петербург». Обзор специальных событий и мероприятий музея раскрывают процессы социализации и образовательного пространства музея.
Ключевые слова: Разночинный Петербург, мемориальный музей, культура детям, музыка в музее, свободный доступ, ночь музеев
Elena V. Khrustova
The development of the Museum «Raznochinny Petersburg» in the new historical conditions
Prehistory of information of Memorial Museum «Raznochinny Petersburg» has been introduced in the given article. Processes of socialization and the educational space of the museum can be observed by reviewing different kinds of museum activity and its cultural events.
Keywords: Raznochinny Petersburg, memorial museum, culture for children, music in museum, free entrance, night of museum.
Мемориальный музей «Разночинный Петербург» ведет свою историю от музея-квартиры В. И. Ульянова (Ленина). Филиал Центрального музея В. И. Ленина был создан в 1938 г. квартире № 13 дома № 7 по переулку Ильича (ныне Большой Казачий пер.), где В. И. Ульянов проживал с 12 февраля 1894 г. по 25 апреля 1895 г. Прообразом музея стал «уголок Ильича», созданный в этом доме еще в 1924 г. и утвердивший за ним статус мемориального памятного места.
В 1992 г. музей был сохранен как историко-мемориальный и стал называться «Музей истории революционно-демократического движения 1880-1890-х гг.».
В сентябре 2003 г. Администрацией Санкт-Петербурга было принято решение о создании Общегородского научно-методического центра по теории и практике музейного дела на базе музея. В 2006 г. Музею присвоено его современное название - Санкт-Петербургское Государственное учреждение культуры «Мемориальный музей „Разночинный Петербург"».
В настоящее время Музей «Разночинный Петербург» рассказывает историю появления первых Разночинцев в России чье социальное положение не укладывалось в строгие рамки понятий «потомственный дворянин» или «именитый купец», а также о мелких служащих, солдатах, вышедших в отставку после длительной службы в Царской армии, о квалифицированных рабочих, слушателях высших курсов, студентах первых высших технических учебных заведениях, открытых для непри-
170
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
____________Section II. Memory and monuments as objects of museumification_
вилегированного сословия, проживавших в кварталах отдаленных от Невского проспекта.
Музей динамично развивается, осуществляя свою деятельность в собирательской, экспозиционно-выставочной и массово-просветительской деятельности.
Постоянно действующие экспозиции объединили давнюю историю музея с одними из самых интересных страниц истории города.
В данное время в экспозиционное пространство музея включены:
«Мемориальная квартира В. И. Ульянова (Ленина)», где более 14 месяцев проживал молодой юрист и начинающий политик, которому в будущем суждено было стать руководителем первого в мире социалистического государства. Типичная для того времени обстановка комнаты знакомит посетителей не только с бытом конкретной личности, но и дает представление о жизни разночинцев, снимавших жилье в доходных домах непарадного Петербурга.
Документальная экспозиция «Выбор пути» рассказывает о становлении В. И. Ульянова (Ленина) как создателя и политического лидера петербургского Союза борьбы за освобождение рабочего класса - прообраза российской социал-демократической рабочей партии.
Историко-краеведческая экспозиция «Вокруг Семеновского плаца», открывшаяся 20 февраля 2007 г., посвящена истории формирования городской территории за рекой Фонтанкой и бытованию разночинцев непарадной части столичного города, которая в простонародье получила название Семенцы. Этот район - родина многих российских и городских начинаний, оставивших в истории страны и города выдающийся след. Здесь был расквартирован лейб-гвардии Семеновский полк. Отсюда начиналась первая в России железная дорога. Здесь же была открыта первая общедоступная больница для бедных (Обуховская больница), врачом-кон-сультантом Н. И. Пироговым была сделана первая в России операция с применением эфирного наркоза. На ипподроме Семеновского плаца состоялся первый футбольный матч. Открылось первое высшее учебное заведение для непривилегированного сословия - Технологический институт, происходили другие не менее важные исторические события.
В 2004 г. в музей был передан в дар уникальный комплекс предметов быта ленинградской семьи Агте, пережившей блокаду.
Вещи, хранящие память о суровой поре ленинградской блокады, принадлежали семье выпускника, затем преподавателя Технологического института Александра Николаевича Агте. В 1941-1945 гг. его семья проживала в служебной квартире в доме № 49 по Загородному проспекту.
Занявшие отдельную комнату музейной экспозиции, эти родные друг другу вещи передают атмосферу подлинности, погружающую в настроение сопереживания.
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
171
_______________Раздел II. Память и памятники как объекты музеефикации_____
Вещи блокадного времени не растворились в быту последующих лет: мебель, елочные игрушки, кухонные принадлежности, даже несколько несожженных поленьев - все ждало своего часа, чтобы стать музейными экспонатами, материальным выражением памяти.
Уникальный комплекс вещей одной семьи - воплощенный в экспозицию «Блокадная комната семьи Агте», комплекс вещей, сохраненный с военной поры, демонстрирует посетителям полную лишений жизнь блокадного города.
Музею также принадлежит соседнее здание по Большому Казачьему переулку, где располагается выставочный зал, а также регулярно организуются выставки в библиотеках и библиотечно-культурных центрах города. На таких площадках «Разночинный Петербург» проводит до 30 выставок в год. Необходимо отметить многолетние циклы выставок «Знаменитые разночинцы», «Ленинградцы и их судьбы» и пр. С 2008 г. Музей активно участвует в городской программе «Толерантность», в рамках которой были проведены выставки «Я этим городом храним», «Японские сезоны», «Красные шаманы», «Фамильные ценности», культурно-образовательные проекты - «Этносфера большого города», «Свободный этнодиалог».
На базе Общегородского Центра по теории и практике музейного дела в Музее проходят практику студенты, обучающиеся на музееведческих факультетах и кафедрах вузов Петербурга и других регионов России, а также научные сотрудники, работающие в государственных музеях, музеях вузов, промышленных предприятий и общественных организаций. Ежегодно в Музее проводится научно-практическая конференция «Общественная жизнь Петербурга XIX - XX вв. «. Традиционным явлением стал также «Форум малых музеев», объединяющий музеи предприятий, учебных заведений, те музеи, которые зачастую скрыты в тени крупных и известных, но хранящие в себе не менее уникальное культурно-историческое наследие.
Ярким событием последних лет стало участие Музея в общегородских акциях «Ночь музеев» (с 2007 г.) и «День Достоевского». С 2009 г. «Разночинный Петербург» сотрудничает с драматическим театром «Алые паруса», создавая совместные проекты.
Следует отметить, что «Разночинный Петербург» принадлежит к числу немногих городских музеев, ориентированных в значительной степени на социально незащищенного посетителя, к каковым можно отнести учащихся общеобразовательных школ и вузов, коррекционных школ, пенсионеров, малообеспеченных граждан, людей с ограниченными возможностями. Для каждой из этих групп целевой аудитории музей предлагает специальные программы и мероприятия, проводимые как в музейных залах, так и в форме выездных лекций, историко-музыкальных композиций, передвижных выставок. С 1996 г., времени создания первого дома Социального назначения в Адмиралтейском районе, и по сей день музей активно сотрудничает с этими учреждениями всех районов Санкт-Петербурга, преимущественно на благотворительной основе. Накопленный опыт воплотился в
172
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
____________Section II. Memory and monuments as objects of museumification_
реализации проекта «Свободный доступ. Творчество для людей с ограниченными возможностями», посвященного вопросам социально-культурной реабилитации бездомных, который был представлен на конкурс «Музейный Олимп» в номинации «Инновация в музее» в 2011 г.
В 2012 г. для людей с ограниченными возможностями сотрудниками музея был специально подготовлен художественно-образовательный комплекс «Страна пластических искусств», направленный на их социальную адаптацию и интеграцию в общество средствами искусства и активного творческого самовыражения. Программа включила в себя музейные занятия, мастер-классы, пешеходные экскурсии по исторически насыщенной местности Семенцов. Реализация данного проекта стала новой гранью работы музея с посетителем. Необходимо заметить, что социальное направление является приоритетным в деятельности Мемориального музея «Разночинный Петербург» уже на протяжении многих лет.
Мемориальная составляющая музея, а также местность вокруг содержат в себе богатейшее культурно-историческое наследие, о сохранении и изучении которого трепетно заботится «Разночинный Петербург». Для того, чтобы приобщить посетителей разных категорий к культуре окраины былого Петербурга, музей использует различные формы работы, в числе которых проведение обзорных и тематических экскурсий, музейных занятий, лекций, мастер-классов и игровых программ. Военные гвардейских полков и небогатые горожане (разночинцы) - это те обитатели Семенцов, через судьбы, традиции и уклад жизни которых посетители музея могут сегодня сами почувствовать собственную укорененность в отечественной культуре, проследить связь между прошлым и настоящим.
Наряду с традиционными формами научно-просветительской работы успешно развивается музейно-педагогическое направление, рассчитанное на разные возрастные категории. Например, неизменной популярностью пользуется историко-музыкальная композиция «Забытые песни борьбы и труда» из цикла «Музыка в музее» с элементами интерактива. Посетителям предоставляется возможность не только познакомиться с историей создания произведений, но и принять активное участие в хоровом исполнении песен-маршей революционной поры. В этом видится проявление еще одной составляющей работы музея - взаимодействие с разными видами искусства, в частности, такими, как музыка и театр. Так, программа «Чеховские сюжеты в «Разночинном Петербурге», состоящая из лекции-экскурсии и театральной постановки, рассказывает о петербургских страницах биографии А. Чехова и знакомит с экспонатами музея через сюжеты произведений писателя.
Основной целевой аудиторией музея остаются преимущественно учащиеся общеобразовательных учреждений. Тематические программы, разработанные для юных посетителей, можно подразделить на те, что проводятся с достаточной регулярностью, и те, что сотрудники музея готовят непосредственно для определенных мероприятий, связывая их с конкретными событиям и историческими датами.
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
173
_______________Раздел II. Память и памятники как объекты музеефикации______
Первые в большей степени направлены на восполнение и углубление знаний, полученных учащимися на школьных уроках истории и краеведения. Например, таковыми являются музейные занятия «Путешествие во времени», «За порогом старой квартиры», «Хочу попасть в историю», «Путь к генералу», призванные приобщить юных гостей музея к историко-культурному прошлому непарадного Петербурга через «погружение» в эпоху конца XIX в. средствами театрализации и интерактивных заданий. Примечательно, что школьники являются не только зрителями, но и действующими лицами процесса, например, помогают сестре милосердия «щипать корпию» для раненых, заполняют буклет-задание настоящими чернилами, изучают и «дорисовывают» обстановку комнаты доходного дома, проходят «испытания» и по праву заслуживают звание «Музейного генерала» и т. п. Примечательно, что ряд программ рассчитан как на групповое посещение, так и индивидуального посетителя с детьми, для чего разработаны путеводители и маршрутные листы.
Театрализованная программа «Тайны марксистского подполья», ориентированная на старших школьников, также призвана компенсировать отрывочность сведений школьных учебников о политической и экономической ситуации в стране в конце XIX в., о личности В. И. Ульянова-Ленина как революционера. «Вживаясь» в роли участников марксистского кружка, юные посетители не только могут у знать об идеалах молодых людей ушедшей эпохи, но и приобщиться к процессу конспиративной деятельности, создавая образец секретной переписки «невидимыми» чернилами.
Особое место в музее занимает тема блокады. Особенно актуально она звучит в дни, когда жители города чтут память героев, положивших жизни на благо Родины, в дни начала, прорыва и снятия блокады Ленинграда. Особенность музейной программы «Блокадная комната семьи Агте» в необычном взгляде на эту тему: это взгляд ребенка - девочки, которой было 7 лет, когда началась война. Юные посетители смотрят ее глазами на предметы, принадлежавшие ее семье, слушая рассказ о непростой судьбе, выпавшей на долю ленинградцев. Прочувствовать данную тему школьникам помогают не только рассказ экскурсовода и демонстрация предметов блокадного быта, но и использование современных мультимедийных средств. Примечательно, что музей раскрывает блокадную тему в очередной раз через элемент «региональности»: речь идет о конкретной ленинградской семье, проживавшей в историческом районе Семенцов. Несомненно, это усиливает восприятие посетителями данной темы.
Ежегодно популярностью пользуются также экскурсии, посвященные традициям праздничного Петербурга. «Рождественские домики», «Масленица в Семен-цах» - программы, позволяющие приобщиться к праздничной культуре бывшей окраины города и включающие не только повествование экскурсовода, но и мастер-классы по изготовлению символов праздника. Данные программы также рассчитаны в большей степени на юную аудиторию, для которой представляется важ-
174
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
_____________Section II. Memory and monuments as objects of museumification_
ным закрепить полученные знания через активизацию собственного творческого начала. Дети пропускают новую тему через себя, осваивая технологию изготовления праздничных игрушек.
По традиции «Разночинный Петербург» готовит для посетителей специальные программы к ежегодным общегородским акциям, таким как «Ночь музеев», «День Достоевского», «Бегущий город» и т. п. Разработка некоторых тем иногда получает неожиданное продолжение. В частности, к Фестивалю детских музейных программ «Детские дни в Петербурге» 2012 г. была открыта временная выставка «Шел по улице трамвай». Выставка дополнялась проведением игровых программ для детей, лекциями и мастер-классами для взрослых. Проект был выдвинут на конкурс «Музейный Олимп 2013», получив высокую оценку жюри и большинства музейных работников, проект «Шел по улице трамвай» стал победителем конкурса в номинации «Музей - детям». Интерес, который вызвала у посетителей новая для музея транспортная тема, побудил сотрудников музея создать новый проект для детей уже на основе постоянной экспозиции. Игровая программа «Загадки старого трамвая» стартует уже в дни весенних школьных каникул и проводится в рамках детского праздника «Неделя - культура детям»; как прежде, она создана совместно с актерами драматического театра «Алые паруса». Особое место в программе занимает тема одного из первых трамвайных маршрутов, связавшего центр города с первым в России железнодорожным вокзалом на территории Семенцов. Юные посетители, «проезжая» остановку за остановкой, разгадывая найденный кроссворд, смогут не только узнать много нового о трамвае, но и «примерить» на себя роли водителя, вагоновожатого, пассажиров и т. д. Цель данного проекта - привлечь внимание юной аудитории музея к трамваю как транспортному средству, которое на протяжении долгих лет верно служило жителям города. Хочется надеяться, что данная тематика заинтересует посетителей и дополнит их знания об истории и культуре одного из интереснейших районов Петербурга.
Таким образом, разработанные и составляющиеся программы в музее имеют цель формирования у посетителей разных категорий и возрастов ценностного отношения к историческому наследию, помогая при этом получить не только новые знания, но и творчески их переработать через самостоятельное исследование, способствуя «погружению» в изучаемую тему. В то же время активная работа сотрудников способствует совершенствованию социокультурной среды музея в общении с посетителями, формирует положительный имидж музея, повышает его рейтинг.
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
175