Музееведение Museology
Научная статья
DOI: 10.17748/2686-8814-2023-5-2-108-116 УДК: 069.536
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ В ОНЛАЙН ПРОСТРАНСТВЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19
Ксения Анатольевна Аксенова
Краснодарский государственный институт культуры e-mail: [email protected] г. Краснодар, Россия
Аннотация: Данная статья посвящена деятельности отечественных музеев в условиях пандемии COVID-19 и режима самоизоляции. Описываются различные формы и виды музейной коммуникации. Рассматривается роль использования информационных технологий как инструмента в расширении доступа мирового культурного наследия для самых широких слоев населения. Указываются конкретные примеры работы отечественных музеев в онлайн (проведение музейных акций, виртуальных экскурсий, флешмобов, онлайн -игр, организация конференций и др.), которые позволяли держаться музеям в сети и поддерживать контакт с посетителями в дистанционном формате.
Ключевые слова: музей, виртуальный музей, культурные ценности, музейные коммуникации, COVID-19
Для цитирования: Аксенова К.А. Деятельность отечественных музеев в онлайн пространстве в период пандемии COVID-19 // Культурный ландшафт регионов 2023. Том 5. № 2. С. 108-116. DOI: 10.17748/2686-8814-2023-5-2-108-116
Original article
ACTIVITIES OF DOMESTIC MUSEUMS IN THE ONLINE SPACE DURING THE COVID-19 PANDEMIC
Ksenia Anatolievna Aksenova
Krasnodar State Institute of Culture Krasnodar Russian e-mail: [email protected]
Abstract: This article is devoted to the activities of domestic museums in the context of the COVID-19 pandemic and the self-isolation regime. Various forms and types of museum communication are described. The role of using information technologies as a tool in expanding access to the world cultural heritage for the widest strata of the population is considered. Specific examples of the work of domestic museums online are indicated (conducting museum events, online tours, flash mobs, online games, organizing conferences, etc.) which allowed museums to stay online and maintain contact with visitors in a remote format.
Key words: museum, virtual museum, cultural values, museum communications, COVID-19.
For citation: Aksenova K.A. Activities of domestic museums in the online space during the COVID-19 pandemic. Cultural landscape of the regions. 2023. Vol. 5. № 2. P. 108-116 (In Russ.).
DOI: 10.17748/2686-8814-2023-5-2-108-116
COVID-19 несомненно затронул все сферы человеческой жизни: культура, экономика, политика, спорт и т.д. Ясно одно, что это событие войдет в современную историю, поскольку пандемия глобально изменила мир. Самоизоляция дала импульс к появлению и раскрытию новые методов развития в различных сферах общества.
Когда весь мир охватила пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19), музеи и другие учреждения культуры столкнулись с ограничениями, нарушились алгоритмы и формы работы в сфере планирования. Однако при этом вызовы самоизоляции усилили работу над онлайн-проектами для посетителей, а также для внутренней деятельности и взаимодействия с
другими институциями. Как отметил М.Б. Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, в условиях мировой пандемии и паники доступность как одна из важных музейных функций «временно переходит в онлайн, что вполне соответствует духу времени» [5].
Нужно сказать, что музейные учреждения до этого также развивали свою деятельность в онлайн. Еще в начале XXI века многие крупные российские и зарубежные музеи начали развивать и разрабатывать свои сайты, виртуальные туры и экскурсии. Начали появляться видеозаписи с лекций, выставок, мастер-классов. Технологии виртуального музея и активное использование современных средств отображения информации все больше интегрируются с реальной музейной экспозицией. Виртуальные экспонаты могут транслироваться в социальных сетях или в виде каталогов с фотографиями на сайте музея. Таким образом решается проблема доступности всемирного культурного наследия. Люди могут обмениваться впечатлениями, информацией между собой, создавать собственные музейные проекты. Отметим, что в связи с этим появляется возможность разрабатывать в виртуальном музейном пространстве онлайн-выставки и онлайн-сообщества, объединяющие музейных работников и заинтересованных пользователей [1].
В ходе развития информационного общества на культурно -просветительские учреждения возлагаются огромные задачи. Музеям, галереям, театрам, библиотекам приходится искать новые способы привлечения и сохранения аудитории в условиях большой конкуренции. Эти учреждения обладают огромным багажом знаний и должны преподносить до своих посетителей информацию так, чтобы ее было интересно воспринимать.
Европейский' центр NEMO (Network of European Museum Organizations) в апреле 2020 года исследовал 650 музеев (в основном европейских) из 41 страны мира в период пандемии. Согласно полученным в ходе исследования данным, около 92% из музеев были закрыты для посетителей, вследствие чего понесли существенные финансовые потери. Глобальное сокращение туристического потока привело к тому, что крупные музеи мира потеряли 75-80% своего дохода [10].
К весне 2020 года, по данным доклада ЮНЕСКО «Museums around the world in the face of COVID-19», во всем мире свою работу были вынуждены приостановить более 90% музеев во всем мире. Прекращение работы музеев привело к неизбежному и весьма существенному сокращению международного культурного туризма примерно на 75%. В виду сложившийся крайне непростой ситуации, 93% музеев расширили или запустили интернет-сервисы непосредственно в период пандемии. Более 75% музеев активизировали свою деятельность в со-
циальных сетях. Также по данным вышеупомянутого доклада, 53% музеев направили свою деятельность на создание видео контента. Для части это выразилось в увеличении объема контента, тогда как для других пандемия стала причиной' рассмотрения данного шага впервые [11].
По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который проводили к Международному дню музеев (18 мая), за время вынужденной' изоляции с апреля по май 2020 года виртуальные туры по российским музеям посетили более половины (57%) россиян, имеющих выход в глобальную сеть интернет. Необходимо отметить, что проведённые опрос также свидетельствовал о достаточно высоком уровне осведомленности о возможности посещения виртуальных музеев среди населения (свыше 89% и 74% среди жителей' крупных городов и сел страны соответственно). Самой же возможностью посетить музей в онлайн-формате воспользовались 19% опрошенных, причем 57% из них сделали это за время пандемии коронавируса [12].
В период самоизоляции произошло развитие в сфере музейных коммуникаций, активизировалось творческое проектирование в мероприятиях, проходивших в онлайн. Многие музейные акции не предусматривали получение прибыли, поскольку подавляющая часть интернет-посетителей не готовы были платить за предоставленные музеями возможности знакомиться с мультимедийными продуктами. В силу этого коммуникационная деятельность музеев, в том числе и в формате онлайн, не была рассчитана на получение доходов, да и обходилась создателям таких краткосрочных онлайн-проектов гораздо дешевле, нежели организация крупных выставочных мероприятий [ 2].
Одним из первых попытался адаптироваться к новым условиям деятельности при ограничениях, вызванных пандемией, частный Музей современного искусства «Гараж» в Москве. Он перевел свои проекты в онлайн-формат, создав на сайте музея специальный' раздел «Самоизоляция» с целью «прояснить новые компетенции музея как точки схода различных отношений, интеллектуальных контекстов, отдельных голосов [6].
В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина оцифровали выставку картин «От Дюрера до Матисса», сделав доступной' для пользователей' бета-версию проекта, включающую 12 тыс. цифровых репродукций картин. Замдиректора ГМИИ по цифровому развитию Владимир Определёнов назвал «это первым в России примером того, как на базе новейших игровых технологий создается интерактивная платформа» [3].
Также Пушкинский музей активно занимался просветительской деятельностью во время пандемии: все интернет -проекты были собраны в единую программу #НаединесПушкинским. Помимо традиционного контента из видео с
экскурсиями и лекциями, музей создал ряд проектов специально на время изоляции. Например, «100 способов прожить минуту», в котором люди, связанные с искусством, делились опытом осмысленного проживания времени, и видео #СкучаюпоПушкинскому, где друзья музея рассказывали о разлуке с ним.
Музей Москвы в режиме онлайн открыл новую выставку о реконструкции и истории Остоженки - «Остоженка: проект в проекте». Одновременно с закрытием залов запустил серию онлайн-бесед о городе «Как чрезвычайные ситуации меняют городскую жизнь?». Каждую неделю специалисты из разных областей (экономисты, культурологи, социологи, антропологи, историки, искусствоведы) в прямом эфире через трансляции в Zoom обсуждали жизнь города в периоды эпидемий, пожаров и других чрезвычайных ситуаций [7].
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева в Москве запустил флешмоб #МирИзМоегоОкна. Так учреждение поддержало флешмоб, зародившийся в Италии. Музей архитектуры предлагал всем желающим присоединиться к флешмобу: сфотографировать вид из окон квартиры или дома и опубликовать снимок на странице любой из доступных социальных сетей с хештэгом #МирИзМоегоОкна. «Мы уверены, этот флешмоб напомнит каждому из нас, какую важную роль в жизни любого человека играют архитектура и ее эстетическая составляющая», — пишут организаторы акции [13].
Севастопольский музей-заповедник «Херсонес Таврический» создал трехмерную модель экспозиции, посвященную античному периоду истории города. Среди экспонатов - мраморная стела, на которой высечена присяга граждан Херсонеса, представленные предметы охватывают все сферы жизни античного полиса - они детально отображают быт разных слоев общества далекой эпохи. Кроме того, на сайте и в социальных сетях публиковались небольшие статьи о разных аспектах древнего города. В социальных сетях выкладывали специально снятые видео - виртуальные экскурсии по заповеднику.
Архангельский «Северный морской музей» разработал несколько онлайн-игр, предоставив возможность пользователям поучаствовать в решении фотозагадок. Как отметил директор музея Е. Тенетов, «Мы объединили наши онлайн-активности под хештегом #морской!^, запущена мемо-игра по типу пасьянса с карточками, где нужно соотнести портреты легендарных личностей, связанных с морской историей Архангельска, с их именами, у нас много фотографий в фонде, и мы загадываем загадки», а для детей подготовили тематические познавательные раскраски, которые помогут узнать конструкции плавучего космического старта, маяка и ледника [8].
Экспозиционная деятельность музеев в этот период состояла из организации виртуальных туров по залам и коллекциям, с сопровождением разнообразного рода контента, включая детализацию объектов или показ эскизов. Например, прогуляться виртуально по Эрмитажу можно было, посмотрев видео путешествие, съемка которого осуществлялась в течение 5 часов на телефон. Его особенностью было не просто отображение картин, но и наличие посторонних персонажей.
Представление оцифрованных коллекций столичными российскими музеями, как свидетельствует практика, пока еще отставала от ведущих западных музеев, таких, например, как Альбертина (Вена), представившего 225000 репродукций в цифровом формате, Дрезденской галереи, МОМа (Нью-Йорк), представившего 84000 оцифрованных репродукций, сведения об истории и технике написания, истории владения, в ряде случаев сопровождая репродукцию рентгенограммой [4].
Кроме того организовывались конференции в онлайн-формате. Одной из таких была конференция, на которой обсудили опыт и проблемы работы музеев в условиях пандемии. Модератором дискуссии выступила директор «Музея Москвы» А. Трапокова. В обсуждении принимали участие представители Музея истории Дальнего Востока им. В.К.Арсеньева, Музея истории Екатеринбурга, Музея Норильска, Музея современного искусства PERMM, Музея истории Петербурга. Участники видеоконференции отмечали необходимость развития различных форматов музейной деятельности, акцентировав внимание на роли музеев в период самоизоляции, как социализирующих и интегрирующих общество социокультурных институций, формирующих позитивную мотивацию и оптимистический настрой музейных аудиторий в медийном пространстве. При этом участники видеоконференции подчеркивали важность сохранения коммуникаций с целевыми аудиториями потенциальных посетителей, для которых онлайн-форматы не заменят стремления видеть подлинные музейные артефакты в реальном музейном экспозиционном пространстве. Говорилось о необходимости работы с детьми, о проведении увлекательных онлайн занятой, о наставничестве с привлечением музейных сотрудников. Успешный музей в онлайн в условиях пандемии — то, что могло бы занять ребенка, пока родители ведут в зуме рабочие встречи в соседней комнате [9].
Таким образом, отечественные музеи проявили творческий подход и новаторство в адаптации к вызовам, вызванным пандемией COVID -19. Используя онлайн-пространство и цифровые технологии, музеи смогли продолжить взаимодействие со своей аудиторией и обеспечить доступ к своим коллекциям, когда их физические двери были недоступны для посетителей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зиновьева Ю.В. Стратегии коммуникации музея: 20 лет постсоветской трансформации // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - No 3. - С. 102-107.
2. Зеркалева А. Как индустрии выживают в период пандемии: театры и музеи. - URL:https://style.rbc.ra/impressions/5eba83679a79475f7ccd40a7 (дата обращения 18.02.2023).
3. Курдюкова Д. Пушкинский музей запускает революционный' проект. -URL: https ://yandex.ru/turbo/ng.ru/s/culture/2020-05-14/7_7861_museum.html (дата обращения: 18.02.2023).
4. Щекочихина М. Концепция разнообразия в искусстве. - URL: https://artguide.com/practices/1994 (дата обращения: 18.02.2023).
5. Пиотровский призвал музеи противопоставить пандемии виртуальную доступность. - URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/67811/ (дата обращения: 18.02.2023).
6. Искусство в изоляции: что предлагают музеи в период карантина. - URL: https://artguide.com/posts/1956 (дата обращения: 18.02.2023).
7. Где живет искусство во время пандемии коронавируса ? - URL: https://zen.yandex.com/media/znanio/gde-jivet-iskusstvo-vo-vremia-pandemii-koronavirusa-5e736248e912d67be5796657 (дата обращения: 18.02.2023)
8. Театры, музеи и библиотеки регионов подготовили онлайн -программы на период пандемии. - URL: https://news.rambler.ru/other/43925245-teatry-muzei-i-biblioteki-regionov-podgotovili-onlayn-programmy-na-period-pandemii/ (дата обращения: 18.02.2023).
9. Городские музеи в новых условиях: от Санкт-Петербурга до Владивостока. - URL: http://mosmuseum.ru/news/p/gorodskie-muzei-v-novyih-usloviyah-ot-sankt-peterburga-do-vladivostoka/ (дата обращения: 18.02.2023).
10. Survey on the impact of the COVID-19 situation on museums in Europe [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ne-
mo. org/fileadmin/Dateien/public/NEMO_documents/NEMO_Corona_Survey_ Results_6_4_20.pdf (дата обращения: 19.02.2023)
11. ICOM 2020 Annual Report; UNESCO report: Museums around the world in the face of COVID-19; the Network of European Museum Organisations ^n-ference 2021. [Электронный ресурс]. - URL: https://ifap.ru/pr/2021/n210419a.pdf (дата обращения: 19.02.2023)
12. День музеев онлайн. Аналитический обзор [Электронный ресурс]. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/den-muzeev-onlajn (дата обращения: 19.02.2023)
13. Щербинин Г. А. Онлайн-проекты музеев в период пандемии COVID-19 / Г. А. Щербинин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 32 (374). — С. 51-53. — URL:
https://moluch.ru/archive/374/83523/ (дата обращения: 19.02.2023).
REFERENCES
1. Zinovieva Yu.V. Museum communication strategies: 20 years of post-Soviet transformation. Bulletin of the St. Petersburg State University of Culture and Arts. 2013. No 3. P. 102-107.
2. Zerkaleva A. How industries survive during a pandemic: theaters and museums. URL: https://style.rbc.ru/impressions/5eba83679a79475f7ccd40a7 (accessed 18/02/2023).
3. Kurdyukova D. The Pushkin Museum launches a revolutionary project. URL: https://yandex.ru/turbo/ng.ru/s/culture/2020-05-14/7_7861_museum.html (date of access: 18/02/2023).
4. Shchekochikhina M. The concept of diversity in art. - URL: https://artguide.com/practices/1994 (date of access: 18/02/2023).
5. Piotrovsky urged museums to counter the pandemic with virtual accessibility. URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/67811/ (date of access: 18/02/2023).
6. Art in isolation: what museums offer during the quarantine period. - URL: https://artguide.com/posts/1956 date of access: 18/02/2023).
7. Where does art live during the coronavirus pandemic? URL: https://zen.yandex.com/media/znanio/gde-jivet-iskusstvo-vo-vremia-pandemii-koronavirusa-5e736248e912d67be5796657 (date of access: 18/02/2023)
8. Theatres, museums and libraries of the regions have prepared online programs for the period of the pandemic. URL: https://news.rambler.ru/other/43925245-teatry-muzei-i-biblioteki-regionov-podgotovili-onlayn-programmy-na-period-pandemii/ (date of access: 18/02/2023).
9. City museums in new conditions: from St. Petersburg to Vladivostok. URL: http://mosmuseum.ru/news/p/gorodskie-muzei-v-novyih-usloviyah-ot-sankt-peterburga-do-vladivostoka/ (date of access: 18.02.2023).
10. Survey on the impact of the COVID-19 situation on museums in Europe URL: https://www.ne-
mo.org/fileadmin/Dateien/public/NEMO_documents/NEMO_Corona_Survey_ Results_6_4_20.pdf (accessed: 19/02/2023)
11. ICOM2020 Annual Report; UNESCO report: Museums around the world in the face of COVID-19; the Network of European Museum Organizations conference 2021. URL: https://ifap.ru/pr/2021/n210419a.pdf (accessed: 02/19/2023)
12. Museum Day online. Analytical review [Electronic resource]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/den-muzeev-onlajn (accessed: 02/19/2023)
13. Shcherbinin, G. A. Online projects of museums during the COVID-19 pandemic. G. A. Shcherbinin. Text : direct. Young scientist. 2021. № 32 (374). Pp. 51-53. URL: https://moluch.ru/archive/374/83523/ (accessed: 19/02/2023).
Информация об авторе: Аксенова Ксения Анатольевна, студентка 4-го курса факультета гуманитарного образования Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им 40-летия Победы, 33), e-mail: [email protected]
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи
Information about the author: Aksenova Ksenia Anatolievna, a 4th-year student of the Humanitarian Education Department of Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, 33, 40-letiya Pobedy St.),: e-mail: [email protected]
The author has read and approved the final manuscript
Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 26.02.2023
Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and
revision: 19.04.2023
Принята к публикации / Accepted for publication: 27.04.2023
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflicts of interests.
© Аксенова К.А. 2023 © «Культурный ландшафт регионов». 2023