Научная статья на тему 'Особенности функционирования компонент этнической культуры сельского населения МССР'

Особенности функционирования компонент этнической культуры сельского населения МССР Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
104
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования компонент этнической культуры сельского населения МССР»

Инсарского уезда Пензенской губернии прослеживаются особенности в таких важных этнических определителях, ¡как традиционная одежда и язык [17]. В середине XIX в. в связи с распространением фабрично-заводских изде-

лий мокшанская национальная одежда, проявляя тенденцию к изменчивости, дальнейшему развитию, продолжала сохранять свое локальное своеобразие.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

* #

1. Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В.г Ку-зеев Р. Т. Декоративно-прикладное искусство башкир / УИИЯЛ АН СССР. Уфа, 1964. 458 с.

2. АГО, разр. 53, оп. 1, д. 48.

3. Балашов В. А. Бытовая культура мордвы: Традиции и современность. Саранск: /Лордов. кн. изд-'во, 1991. 253 с.

4. Балашов В. А. Традиционная одежда ^л\ордвы-мокши1 ,'Эубово-Лолянекого района и •изменения, происшедшие в ней за годы Советской (власти // Труды МНИИЯЛИЭ. Саранск, 1968. Вып. 34. С. 208 — 226.

5. Белицер В. Н. Народная одежда морд-®ы. М.: Наука, 1973. 215 с.

6. Воробьев Н. И. Материальная культура казанских татар. Казань, 1930. 32 с.

7. Воронин И. Д. Саранск: Историко-доку-•ментальные очерки. Саранск: Мордов. кн. ¡изд^во, 1961. 268 с.

8. Георги И. Г. Описание всех обитающих ж Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежды, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий ¡и Лругих достопримечательностей. Ч. 1. СПб., ,1776. 76 с.

9. ГМЭ [Архив В. Тенишева], д. 1897, оп. 1.

10. Евсевьев M. Е. Избранные труды: В

5 т. Т. 2. Саранск: Мордов. кн. изд-во. 1963. 351 с.

11. Ежова В. П. Этнографическая характеристика одежды мордовского населения Теньгушевского района МАССР // Учен. зап. Мордов. пед. ин^та. Саранск, 1956. Вып. 4.

С. 135 — 154.

12. Лепехин И. И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1768 — 1769 годы. Ч. 1. СПб., 1771. 538 с!

13. Марийские украшения. Каталог. J1., 1985. 103 с.

14. Никитин Г. А., Крюкова Т. А. Чувашское народное ¡изобразительное искусство. Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1960. 166 с.

15. Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской ¡империи. Ч. 1. СПб., 1809. 57Г с.

16. Спрыгина Н. И. Одежда мордвы-мокши. 'Пенза, 1928. Вьип. 3. 47 с. \

17. Феоктистов А. П. Диалекты мордовских языков // Мордовский словарь X. Паасоне-на. I: А—S. Suomalais-ugrilainen seura. Helsinki, 199р. S. XII — XXIX.

18. Heikel А. О. Trachten und Muster der Mordvinen. Helsingfors, 1899. XXVII S.

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ МССР

В. Ф. ВАВИЛИН, кандидат исторических наук

Современные этнокультурные процессы в значительной мере детерминированы региональными особенностями этносоциальны* контактов и межэтнических взаимодействий. Видимо, нет необходимости специально обос-иовывать, насколько существенно их воздействие на этническую культуру. Однако выяснение условий ее функ-ци они р о в а н и я т р ебу ет з н а ч и т ел ь н ых и сс л е д о в а т е льс к и х уси л и й.

В :какой мере на тех или иных ком-

понентах культуры сказываются различия в социальночклассовой, профессиональной, д ем о гр а ф и ч ее ко й структуре этносов? Какое место в общей системе этноса занимают эти компоненты и каковы тенденции их развития? Как преломляются они в новой политической системе, социально-экономической и культурной политике?

Развитие теории, методологии исследования этноса и его культуры в работах С. А. Арутюнова, Ю. В. Ару-

т юн ян а, Ю. В. Бромлея, М. Н. Губогло, Л. М. Дробижевой, В. И. Козлова,

3. С. Маркаряна, В. В. Пименова [1 —

4, 7—10, 12] позволяет наметить конкретные пути для решения поставленных вопросов. Показательны результаты социологических и статистико-этнографических исследований, осуществленных под руководством Ю. В. Арутюняна в Татарии [2] и В. В. Пименова в Удмуртии, Мордовии и Чувашии [12 — 15]. Направленные на изучение этносоциальных процессов, эти исследования содержат анализ разных сторон этнической культуры народов, населяющих указанные регионы, роли различных факторов в их функционировании.

Литература, посвященная проблеме современного функционирования этнической культуры, включает не один десяток названий. Однако не все методологические основы таких исследований определены, что может оказать неблагоприятное влияние на дальнейшую работу в этом направлении. Параметры социальных микро-, мезо-и макросред межэтнических взаимодействий в различных регионах и у разных этносов развиты в разной мере, что создает неодинаковые условия для фу н к ц и о н и р о в а ни я этнической культуры. Однако этот важный аспект пока недостаточно изучен.

Р асе мот рим материалы м а с со в о го

статистико-этнографического обследования сельского населения, проведенного Мордовским НИИ языка, литературы, истории и экономики и Мордовским университетом в 1985 — 1986 гг, под нашим руководством. С помощью случайной выборки и статистических процедур в 45 населенных пунктах Мордовии (12 мокшанских, 8 эрзянских, 21 русском и 4 татарских) было опрошено 2 тыс. респондентов, в том числе 672 представителя мокши, 528 эрзи, 600 русских и 200 татар-мишарей. Стандартизированное интервьюирование респондентов проводилось с помощью анкеты «Этносоциальные характеристики ^¡временного сельского расселения Мордовской АССР» [5], представляющей собой модификацию

«Мордовского этнографического вопросника» [111. Полученная информация обрабатывалась на ЭВМ ЕС-1052 ИВЦ Мордовского университета: вычислялись условные и безусловные статистические распределения, коэффициенты парной и множественной корреляции этнокультурных переменных Чупрова и Линдберга, а также другие * количественные показателе которые в совокупности позволяют провести сравнительный причинно-следственный анализ условий функ-ци они ро в а ни я ко мп о н е н т э т н и ч ее к о йг культуры.

Языковая компонента (language component, L) включает следующие языковые показатели: родной язык респондентов, язык детства, степень знания языков этнических партнеров,, язык, используемый респондентом дома, на работе, >в сфере общения и др. Она подразделяется на три субкомпоненты, раскрывающие: 1) языковую компетентность респондентов а области русского, национальных языков и языков этнических партнеров; 2) языковые ориентации; 3) языковое поведение респондентов в различных сферах общения. (Под компонентой' (субкомпонентой) этнической культуры понимается ее существенная структурная составляющая, характеризующая качественную системную определенность этноса.)

Компонента материальной культуры (component of material culture, Mc) включает переменные, фиксирующие наличие традиционной и современной утвари, традиционной народной одежды, частоту приготовления национальных блюд и др. Она подразделяется на три субкомпоненты, раскрывающие: 1) уровень знания и применения традиционной одежды; 2) степень знания и частоту употребления национальных блюд; 3) характер функционирования традиционных и современных форм.

материально-вещной среды.

Обрядовая компонента (ceremonu component, С) раскрывает уровень знания и распространение традиционных свадебных и родинных обрядов.

Фольклорная компонента (folk:

component, F) состоит из этнокультурных характеристик, раскрывающих степень знания и распространенность народных песен, сказок, преданий и легенд о национальных героях.

К омп о н ен т а п р о ф есс и о н а л ь н о й культуры (component of professional culture, Pc) подразделяется на две компоненты: первая раскрывает обусловленность выбора респ он д е н т а м и круга чтения художественной литературы и прессы; вторая — их предпочтения в области профессиональной музыки.

Этнопсихологическая компонента Xethnopsicological component, ЕР) включает следующие показатели: ощущение респондентами связи с этносом, этническую окрашенность подарков, интерес к истории и культуре своего народа, знание национальных героев, .межэтнические установки относительно совместной работы на производст-

%

ее лиц различных национальностей, а также дружеских отношений, межнациональной брачности и др. ЕР-компо-нента подразделяется на две субкомпоненты: одна раскрывает интенсивность внутриэтнических связей респондентов, другая — выбор установок относительно межнационального об-

V

-щения.

Анализ при ч и н н о-с л едет в ен н о г о механизма функцион иро в а н и я ко мпо-нент этнической культуры на уровне ориентированных графов свидетельствует о том, что их развитие зависит от многих факторов. (Под фактором понимается тот или иной типологический параметр, существенно влияющий на функционирование э т н и ч ее к о й культуры.) Детерминантами являются демосоциальные характеристики, факторы социальных микросред межэтнического общения и параметры социально-поселенческой среды межэтнических взаимодействий.

Демосоциальные характеристики (demosocial characteristics, DS-факто-ры) включают следующие переменные: численность, плотность, этнический и возрастной состав мокшанского, эрзянского, русского и татарского населения^ распределение по полу, уров-

ню образования, социально-классовой п р ин ад л ежности и социаль ночп роф ес-сиональному составу, сферам приложения труда, величине, поколенному составу семей, уровню религиозности и др.

Факторы социальных микросред

межэтнического общения ,(social environs sphere, SE-факторы) включают: этнический состав семей и первичных

трудовых коллективов, национальность

1

близких друзей и адресатов по переписке, сферу и частоту межэтнических контактов.

П ар ам етр ы с о ци а л ь н о-п ос е л енч ес-кой среды межэтнических взаимодействий (socialu villaged environment, SV-факторы) охватывают количество, плотность и функциональные типы поселений этнических групп; наличие там культурно-бытовых учреждений; удаленность поселений от районных центров; статус этих центров; тип, форму и этногеографическую структуру ареалов расселения.

Развитость DS-, SE-, SV-факторов у мокшанского, эрзянского, русского и татарского населения неодинакова. Наиболее ощутимы различия в SV-факторах — количестве, плотности, густоте поселений этнических групп, в формах и этногео'графической структуре расселения. Среди DS-факторов заметно различие в численности, плотности, составе контактирующих этнических групп и степени их религиозности. Из SE-факторов весьма ощутимы различия в этническом составе первичных производственных коллективов, сферах и частоте межэтнических контактов. Эти различия создают неодинаковые условия для функционирования компонент этнической культуры [6].

Анализ показывает, что на развитие э т н и ч ее ко й культуры з н а ч ит ел ь н о е в оз д ейст в и е оказ ьгв а ют D S -ф а кто р ы. Национальный состав населения влияет на функционирование всех этнокультурных компонент, но особенно сильно его воздействие на языковое поведение и языковые ориентации этнических групп, а также степень знания языков партнеров по общению.

I5

Численность и плотность населения ощутимо влияют на этноязыковые переменные и фольклорный слой духовной культуры. Различия в половозрастной структуре сказываются на функ-ци о н иро в а нии тр адици он ной материальной культуры и сёменно-бытовой обр я д н ос т и. У ровен ь обр а з о в а н и я этнических групп создает специфические условия для функционирования профессиональной и духовной культуры, семейной обрядности, влияет на целый ряд этнопсихологических характеристик. Сферы приложения труда, с о ци а л ь н о-п р о ф есс и она л ь н ы й с о -став и уровень религиозности воздействуют на семейно-бытовую обрядность и традиционную материальную культуру.

Одни этнические группы более, другие менее вовлечены в процесс межэтнического общения, поэтому интенсивность, частота и степень интимности контактов оказывают заметное, но не одинаковое влияние на функционирование этнической культуры. Наиболее значимы межэтнические контакты в малых группах, что заметно сказывается на языковой компетентности, речевом поведении и языковых ориентациях. При этом наибольшей значимостью обладает этнический состав семей, а наименьшей — национальный состав соседей.

Со ц и а л ь н о-п оселенческая среда межэтнических взаимодействий — не только специфическая форма социализации этнических групп сельского населения Мордовии, но и важный фактор, тесно связанный с этнокультурными процессами. Связь эта носит двоякий характер. Во-первых, каждое поселение выступает как средство этносоциальной дифференциации населения, осуществляемой на базе социально-экономических различий в условиях этнокультурных процессов в поселениях разного типа и достаточно жесткого закрепления населения. Во-вторых, система взаимосвязанных поселений, будучи сферой этих процессов и не п о с р е д с т в е н н ой с р е д о й м ежэ т н и-ческих взаимодействий, оказывает неодинаковое влияние на фунжциониро-

зани-важнейшая со-

вание компонент этнической культуры-Тип, форма и этногеографическа$г структура сельского расселения обусловливают функционирование Ь-ком— понент этнических групп. Так, они не^ создают благоприятных условий для межэтнических контактов мокшанского-и эрзянского сельского населения. Данное обстоятельство, препятствуя внутриэтнической консолидации, способствует межэтнической интеграции субэтнических групп мордвы с окружающим русским населением.

Рассматриваемые компоненты культуры сельского населения Мордовии несут определенную этническую нагрузку. Главной характеристикой выступает языковая (Ь) компонента. Испытывая на себе существенное воздействие ОБ-факторов, она и сама весьма значительно влияет на функционирование других этнокультурных компонент.

Второе место по значимости мает Рс-компонента

ставляющая формирования и воспроизводства этнических черт. Если на ранних этапах становления профессиональные формы этнической культуры, были органически связаны с традиционным народным творчеством, то в современных условиях они функционируют на основе профессионального

ф

искусства, выполняя важнейшую задачу рекультурации фольклорной составляющей национальной культуры.

На третьем месте находится ЕР-компонента, раскрывающая степень консолидации этнических групп, ориентированных как на внутриэтничес-кую, так и на межэтническую интеграцию.. Большую роль в формировании этнического самосознания играет информированность этнических групп о своем историко-культурном прошлом. Если раньше такие представления формировались «а основе народного устно-поэтического творчества, -то теперь они должны базироваться на средствах массовой информации.

Четвертое место в этнической культуре занимает Мс-компонента тенденция к региональной культурной^ однородности весьма явственно выран-

У*

^ГЧ

жена у всех этнических групп, прослеживается и стремление к росту национального разнообразия их культуры. Доля традиционных форм культуры исторически снижалась и продолжает сокращаться, тем не менее отдельные стороны Мс-компоненты (поселения, комплексы жилища, одежда, пища) продолжают играть важную роль в этнической культуре.

С-компонента занимает пятое место в системе культуры этнических групп. Отличаясь большей сохранностью традиционных элементов, она представляет достаточно прочную

«ткань» этнического своеобразия в культуре.

Р-компонента объединяет небольшой набор слабс связанных этнокультурных характеристик и является незначительным средством идентификации с этнической средой. По-видимому, в ближайшем будущем существенно снизится уровень знания таких традиционных форм фольклора, как предания и легенды, останется на прежнем уровне знание народных сказок и песен.

Современное функционирование этнической культуры затрагивает разные области этносоциального развития сельского населения Мордовии. Одна из них охватывает изменения языковой компетентности, языкового поведения и языковых ориентации мордвы (мокши и эрзи), русских и татар; другая — изменения их одежды, пищи, утвари, поселений, жилищ и таких компонент этнической культуры, как фольклор, искусство, обряды, обычаи и привычки. Третья область связана с этнодемографическими процессами, миграциями населения, в результате которых заметно меняется комплекс статистико-этнографических показателей (половозрастной состав, количественное соотношение, плотность и компактность этнических групп, этногеографическая структура расселения и др.), что в значительной степени сказывается на этнической ситуации в регионе. И, наконец, четвертая область характеризуется сменой этнического самосознания, формировани-

ем соответствующих этнопсихологических стереотипов, этнокультурных ориентаций и установок.

Этноязыковые процессы у мордвы, русских и татар, особенности функционирования материальной культуры и семейной обрядности, духовной культуры фольклорного слоя и национальной профессиональной культуры — свидетельство достаточно плавного и постепенного ослабления внутриэтни-ческих связей. При общем снижении приверженности к этническим ценностям менее всего ослабевает интерес к национальному языку, важнейшему этническому интегратору. Значение других этноидентифицирующих признаков меняется в зависимости от де-мосоциальных характеристик этнических групп, факторов социальных микросред межэтнических контактов и параметров социально-поселенческой сре,оы межнациональных взаимодействий.

В результате интенсивных этнокультурных процессов в сельской местности Мордовии сформировались общие типологические черты в культуре мокши и эрзи, русских и татар, придающие ей специфический региональный колорит. В настоящее время межэтнические контакты во всех областях культурно-бытового взаимодействия имеют весьма благоприятную этнопсихологическую основу.

Условия функционирования анализируемых компонент этнической культуры мордвы, русских и татар в сельской местности республики почти одинаковы. Благодаря этому обстоятельству межнациональные отношения в сельской местности Мордовии весьма гармоничные: 85,6 % мордвы, 84,3 % русских и 75,5 % татар считают, что национальность не имеет значения для совместной работы на производстве; 84,2 % мордвы, 81,3 % русских и 67 % татар доброжелательно относятся к межнациональным бракам. Препятст-вием к межэтнической интеграции выступает конфессиональная принадлежность сельского населения. Например, более 13 % мордвы считают различия в религии сдерживающим фактором

при заключении национально-смешанных браков.

Различия в условиях функционирования компонент этнической культуры определяются разницей в демосоци-альных характеристиках этнических групп, факторах социальных микро-сред и социально-территориальных параметрах межнациональных взаимодействий. Данное обстоятельство требует разработки и практической реализации конкретных мероприятий и у пр а в л ен ч е с к и х р еш е н и й. Ц е л ее о о бразно пересмотреть национально-территориальную. структуру хозяйств, сельских Советов и административных районов, сделать ее более гибкой, учитывающей жизненные интересы населения каждого национально-территориального образования. Этому должна предшествовать большая подготовительная работа. Для всех наци о н а л ь н о- т ер р и т о р и а ль н ых о б р а з о -ваний нужно составить социально-тер-риториальные паспорта, включающие

комплекс социально-экономических,

ц »

этнодемографических, социально-по-селенческих, физико-географических, природно-климатических и других сведений. Заложенные в них данные, а также рекомендации ^ специалистов (демографов, этнографов, социологов и психологов) позволят выявить оптимальные границы этих образований; определить состав, содержание, темпы и объемы работ, направленных на преобразование структуры школьной сети, жилищное строительство, возведение общественных зданий и производственных объектов, благоустройство и др.; уточнить типологические параметры населенных пунктов (функциональные типы, размер, плотность, состав культурно-бытовых учреждений и т. п.). Располагая данными о причинно-следственном механизме функционирования компонент этнической культуры, можно эффективно прогнозировать этнокультурные процессы в регионе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Арутюнов С. А. Билингвизм и бикуль-турализм // Сов. этнография. 1978. № 2. С. 3 — 14.

2. Арутгюиян Ю. В. Социальное и национальное: опыт этносоциологических исследований по материалам Татарской АССР. М.: Наука, 1973. 432 с.

3. Арутюнян Ю. В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Со-циол. исслед. 1990. № 7. С. 42 — 49.

4. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412 с.

5. Вавилин В. Ф. Этносоциальные характеристики современного сельского расселения Мордовской АССР: Инструментарий исследования / Мордов. ун-т. Саранск, 1985. 44 с.

6« Вавилин В. Ф. Количественная оценка

современных этнокультурных процессов в Мордовской АССР. Саранск: Изднво Сарат. ун-та. Саран, фил., 1989. 168 с.

7. Губогло М. Н. Современные этноязыковые процессы в СССР. Основные факторы и тенденции развития национально-русского двуязычия. М.: Наука, 1985. 288 с.

8. Дробижева Л. М. О проблемах межна-

циональных отношений и задачах этносоцио-логии в современных условиях // Сов. этнография. 1989. № 1. С. 41 — 46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Козлов В. И. Национальный вопрос и пути его решения // Сов. этнография. 1989. №1. С. 59 — 73.

10. Культура жизнеобеспечения и этнос. Опыт этносоциологического исследования / Под ред. Э. С. Маркаряна. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1983. 319 с.

11. Пименов В. В. Мордовский этнографический вопросник. Саранск: Мордов. кн. ¡изд-

во, 1973. 54, с.

12. Пименов В. В. Удмурты: опыт компонентного анализа этноса. Л.: Наука, 1977. 262 с.< <•

13. Статистико-этнографмческие исследования в Удмуртии (материалы к изучению образа жизни сельского населения) / Удм. НИИ. Устинов, 1985. 149 с.

14. Чуваши: современные этнокультурные процессы. М.: Наука, 1988. 239 с.

15. Этнокультурные процессы в Мордовии. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982. 172 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.