Научная статья на тему 'Особенности функционирования интеграционной группировки меркосур. Роль «Больших» и «Малых» стран'

Особенности функционирования интеграционной группировки меркосур. Роль «Больших» и «Малых» стран Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
997
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / МЕРКОСУР / ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / INTEGRATION / MERCOSUR / LATIN AMERICA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Роман Егор Алексеевич

В статье проводится анализ основных характеристик интеграционного объединения МЕРКОСУР. В основу статьи положено изучение современных тенденций развития объединения, а также характерные особенности, присущие организации с момента подписания учредительного договора. Особое внимание было уделено взаимоотношениям «больших» и «малых» стран в рамках МЕРКОСУР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FUNCTIONING OF THE MERCOSUR INTEGRATION GROUPING. THE ROLE OF "BIG" AND "SMALL" COUNTRIES

The article analyzes the main characteristics of the Mercosur integration association. The basis of the articles is a positive study of current trends in the development of the association, as well as the characteristic features inherent in the organization from the moment of signing the memorandum of association. Particular attention was paid to the relationship between the "Big" and "small" countries in the framework of Mercosur.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования интеграционной группировки меркосур. Роль «Больших» и «Малых» стран»

Особенности функционирования интеграционной группировки МЕРКОСУР. Роль

«больших» и «малых» стран

Features of functioning of the MERCOSUR integration grouping. The role of "big" and

"small" countries

Роман Егор Алексеевич

Студент 2 курса Факультет международного регионоведения

РАНХиГС Москва

e-mail: egor.roman@list.ru

Roman Egor Alekseevich

Student 2 term

Faculty of Regional studies RANEPA Moscow,

e-mail: egor.roman@list.ru

Аннотация.

Аннотация: в статье проводится анализ основных характеристик интеграционного объединения МЕРКОСУР. В основу статьи положено изучение современных тенденций развития объединения, а также характерные особенности, присущие организации с момента подписания учредительного договора. Особое внимание было уделено взаимоотношениям «больших» и «малых» стран в рамках МЕРКОСУР.

Annotation.

Annotation: the article analyzes the main characteristics of the Mercosur integration association. The basis of the articles is a positive study of current trends in the development of the association, as well as the characteristic features inherent in the organization from the moment of signing the memorandum of association. Particular attention was paid to the relationship between the "Big" and "small" countries in the framework of Mercosur.

Ключевые слова: интеграция, МЕРКОСУР, Латинская Америка..

Key words: Integration, Mercosur, Latin America.

1.1 МЕРКОСУР, характерные особенности блока

МЕРКОСУР представляет собой таможенный союз в составе Аргентины, Бразилии, Уругвая, Парагвая и с 2006 года - Венесуэлы. Изначально проект создания интеграционной группировки начался с заключением Асунсьонского договора 1991 года о формировании зоны свободной торговли. В дальнейшем страны-участницы планировали приступить к установлению таможенного союза, однако переход на более высокий уровень интеграции продлился вплоть до 2010 года. Среди основных задач были выделены: достижение режима свободного перемещения товаров, услуг и производственных факторов посредством всесторонней либерализации торговли, введение единого таможенного тарифа и проведение скоординированной политики в области внешней торговли.

МЕРКОСУР является одним из крупнейших интеграционных объединений в мире. Население, проживающее в странах-участницах организации составляет 302 млн. человек и охватывает почти 14 млн квадратных километров. В 2017 году ВВП МЕРКОСУР составил 2.9 миллиарда долларов, что поставило его на третье место после таких торговых блоков как НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой) и ЕС. Сумма общего экспорта группировки в 2016 году достигла 258 млн. долл, в то время как импорт равнялся 210 млн. долл. Несомненно, подобные экономические показатели обусловливают особое положение МЕРКОСУР на мировой сцене.

1.2 Взаимодействие Аргентины и Бразилии в МЕРКОСУР

В рамках МЕРКОСУР была выработана уникальная для латиноамериканских интеграционных объединений система лидерства. Так, например, в рамках другого крупного интеграционного объединения НАФТА США являются несомненным гегемоном в рамках организации. В МЕРКЕОСУР лидерство разделено между Аргентиной и Бразилией, подобно европейскому варианту, в котором основным двигателем интеграции являлась связка Германия-Франция. Подобный тип сотрудничества обусловил постепенное продвижение интеграции с учетом различий между странами-членами объединения. В рамках НАФТА, начиная с учреждения организации, все условия функционирования объединения были определены изначально и не подлежат кардинальному изменению. Подобные ограничения не позволяют вывести интеграцию на более глубокий уровень, в то время как МЕРКОСУР постепенно усложняет свою структуру. Двухстороннее сотрудничество также позволило достичь формирования общей повестки дня на международной арене, что проявилось в ведении переговоров об учреждении соглашения о свободной торговле между ЕС и МЕРКОСУР. В наибольшей степени важность двухстороннего взаимодействия Аргентины и Бразилии проявилась в кризисные периоды существования организации. В условиях экономического упадка Аргентина и Бразилия сталкивались с взаимными противоречиями в сфере экономики, но посредством двухсторонних переговоров странам удавалось найти компромисс.

Первый этап существования группировки (1991-1998 гг.) ознаменовался ростом внутренней торговли в рамках блока и активным процессом либерализации. Внутрирегиональная торговля увеличилась с 9% в 1985 до 25% процентов в 1998 г, тогда режим таможенного союза распространился на 85% импортируемых товаров. Первый тяжелый кризис, вызванный девальвацией бразильской валюты , начался в 1999 году. Его последствиями стали торговые конфликты, вызванные односторонними протекционистскими действиями Аргентины и Бразилии. Противоречия между странами практически привели к развалу организации. В июле 1999 года правительство Бразилии объявило о прекращении переговоров с Аргентиной и возможном роспуске МЕРКОСУР.

Однако посредством президентской дипломатии разногласия удалось преодолеть, и объединение продолжило свое существование. Компромисса удалось достичь благодаря уступкам со стороны Бразилии: был создан временный сберегательный механизм, который позволил Аргентине компенсировать потери посредством введения временных тарифов на любой продукт, если на его стоимость повлияло увеличение бразильского импорта вследствие падения национальной валюты.

Кризис конца 1990-начала 2000-х годов имел противоречивые последствия. С одной стороны, страны усилили свои позиции в рамках блока, продемонстрировав готовность идти на уступки ради дальнейшего развития интеграции. С другой стороны произошел отказ от неолиберальной политики и началась разработка постнеолиберального подхода среди большинства стран Латинской Америки, что во многом обусловило их отказ от АЛКА с целью разработать собственную модель объединения. С другой стороны, Аргентина была вынуждена прибегнуть к международным займам с целью преодоления кризисных тенденций в экономике, в то же время Бразилия продемонстрировала готовность применения односторонних мер в кризисные периоды, не считаясь с мнением других стран-участниц блока.

Другой важной вехой в развитии МЕРКОСУР стало присоединение к блоку Венесуэлы в 2006 году. Существует несколько мнений по поводу принятия боливарианской республики в ряды МЕРКОСУР. С одной стороны, присоединение Венесуэлы могло повлиять на внутреннее положение дел в стране. Все участники МЕРКОСУР являются сторонниками демократического развития на основе рыночной экономики, и поэтому активизация экономических и политических контактов с Венесуэлой могли привести к смягчению радикализма режима У. Чавеса (1999 - 2013 гг.), основанного на идеологии «социализма XXI века». Также выделяют ряд

других факторов, повлиявших на вступление Венесуэлы в МЕРКОСУР: рост сотрудничества мог быть вызван отказом от неолиберальной политики, приходом к власти левоцентричных режимов в регионе и разочарованием в перспективах сотрудничества с США. Так или иначе, с 2006 года с проведением президентского саммита МЕРКОСУР в Кордове, на котором в том числе присутствовал кубинский лидер Фидель Кастро, политическое сотрудничество в рамках организации начало развиваться на основе отказа от принципов «Вашингтонского консенсуса».

В дальнейшем политическая солидарность стран МЕРКОСУР проявилась в ходе финансового кризиса 2008 года. Изначально лидеры государств региона предполагали, что последствия кризиса в США не коснутся Латинской Америки. На Международной конференции по политической экономике в Каракасе в октябре 2008 они осудили деятельность международных банков, ставшую причиной финансового кризиса, также странам региона была предложена рекомендация не пользоваться помощью западных финансовых институтов для преодоления последствий кризиса. Также страны МЕРКОСУР совместно выразили осуждение по поводу принятия нового иммиграционного закона Европейского союза, одновременно на 35 саммите стран-членов было принято положение, позволившее гражданам государств блока пересекать национальные границы без предъявления паспорта. Другим наиболее ярким проявлением общих взглядов по поводу мирового кризиса, стала фраза президента Бразилии Лула да Сильва «Этот кризис произошёл из-за людей с голубыми глазами. До кризиса они выглядели так, как будто знают все об экономике».

Несмотря на изначальную уверенность стран МЕРКОСУР в стабильности своих экономик, в 2008 году Аргентина и Бразилия столкнулись с девальвацией национальных валют, выводом капитала из стран и колебаниями на фондовой бирже. Так же, как и в период кризиса 1999 года, страны не смогли избежать применения протекционистских мер по отношению друг к другу, что привело к так называемой «торговой войне», которая выразилась во введении лицензий на ряд товаров, что замедляло торговые потоки между государствами. В результате предпринятых мер двухсторонняя торговля сократилась на 30%. Однако конфликт вновь удалось разрешить путем проведения двусторонних встреч. В декабре 2009 года страны обсудили список товаров, которые не подлежат лицензированию.

На современном этапе страны МЕРКОСУР столкнулись не только с экономическим упадком, но и с политическим кризисом внутри организации. В наиболее экономически развитой стране блока - Бразилии президенту Д. Русефф (2011-2016 гг.) был объявлен импичмент в связи с обвинениями в превышении полномочий. Несомненно, политический кризис в Бразилии отразился на странах-членах МЕРКОСУР, однако государства блока приняли решение не вмешиваться во внутренние дела страны, единственной страной заявившей о незаконности процесса импичмента была Венесуэла, назвавшая происходящие события государственным переворотом. В годы президентского мандата Д. Руфеффа Бразилия столкнулась с экономическим кризисом: ВВП сократился на 6%, безработными считались 12 миллионов человек, также совокупный долг страны составлял 70% от ВВП. Внутренние проблемы страны в чрезвычайной степени отражаются на ситуации в Уругвае и Парагвае, поскольку их экономики находятся в зависимости от торговых контактов с соседом.

Смена правительства Бразилии ознаменовала большее участие страны в международной экономике, направленное на заключение договоров об экономическом сотрудничестве. Также подобные изменения принципов внешнеэкономического взаимодействия произошли в Аргентине с избранием в 2015 году президента Маурисио Макри. Развитие внешних связей типа «Север-Юг» стало «разворотом на 180 градусов» внешней политики Аргентины после президентского мандата Кристины Элизабет Де Киршнер (2007-2015 гг.). Нынешняя администрация Аргентины стремится к расширению контактов, как в регионе, так и на мировом уровне.

Совпадение взглядов на принципы развития внешнеторговых отношений позволили странам МЕРКОСУР выработать совместную позицию на переговорах по расширению сотрудничества с Тихоокеанским альянсом. В 2016 и 2017 годах страны-члены организаций провели ряд встреч, на которых обсуждался план по установлению более тесных экономических контактов. 4 апреля 2017 года на встрече в Буэнос-Айресе представители МЕРКОСУР и Тихоокеанского альянса смогли достичь наибольшего прогресса в двухсторонних переговорах: страны-члены приняли решение начать разработку мер в сфере региональной интеграции с целью сближения объединений. Среди поставленных задач были выделены: определение общих сфер сотрудничества, созыв совместных совещаний для развития и углубления диалога между блоками, выработка мер, направленных на развитие кооперации и расширение торговли, разработка рекомендаций по переходу на дальнейшие этапы сотрудничества. Для достижения подобной цели будут проводиться встречи двух высших органов объединений - Группы общего рынка и Группы высшего уровня.

Определение общей повестки двух организаций позволило странам создать официальный механизм взаимодействия между группировками с возможным последующим переходом к более тесному сотрудничеству. Формирование в дальнейшей перспективе близких экономических взаимоотношений между МЕРКОСУР и Тихоокеанским альянсом может стать новым проектом интеграции всего региона Латинской Америки. Несомненно, оба блока представлены странами с разными экономическими системами, так, например, Мексика, одна из ведущих стран Тихоокеанского альянса придерживается неолиберальных основ в развитии внешнеэкономических отношений, в то время как страны МЕРКОСУР неоднократно выступали с критикой данной концепции. Однако предпринятые меры могут способствовать процессу преодоления существующих различий на основе приверженности общим интересам с целью формирования общерегионального пространства свободной торговли, предложив тем самым альтернативу АЛКА без участия США.

1.3. Роль «малых» стран в МЕРКОСУР

Несмотря на больший экономический потенциал Бразилии и Аргентины, малые страны занимают особое положение в организации, однако Уругвай и Парагвай имеют свои собственные уникальные характеристики развития как рамках объединения, так и на национальном уровне.

Подобно большинству государств Латинской Америки во второй половине XX века, Уругвай придерживался политики импортозамещающей индустриализации, разработанной комиссией ЭКЛА, что привело к росту внешнего долга, диспропорциям в экономическом развитии и росту влияния государственного сектора в хозяйственном комплексе страны. Начиная с 1991 года правительство Уругвая инициировало политику либерализации с целью развития внешнеэкономических контактов с другими странами региона и внерегиональными партнерами. Особое влияние на развитие экономики страны оказало вступление в МЕРКОСУР. Правительству Уругвая удалось добиваться экономического роста вплоть до 1998 года, что в наибольшей степени отразилось в росте экспорта услуг в течении всего десятилетия на 4,8%. Однако несмотря на рост показателей внешней торговли, наибольшей проблемой для страны в 1990-е оставался высокий уровень безработицы, который достигал в 2001 году 16%.

Бразильский кризис 1999 г. в сильнейшей степени отразился на экономике Уругвая по причине зависимости хозяйственного комплекса страны от соседа. Последствием кризиса стало увеличение числа людей проживающих за чертой бедности до 3,5 миллионов человек. В годы администрации Табаре Васкеса (2005-2010 гг.) были предприняты меры по борьбе с нищетой. Среди предпринятых мер можно выделить учреждение Министерства социального развития, а также принятие Национального плана по борьбе с бедностью с капиталом в 240 млн. долл. Благодаря проведённым преобразованиям экономика страны в 2004-2014 гг. демонстрировала рост в 5,4%, обеспечивающейся за счет роста зарплат, стабильности национальной валюты, а также высоких цен

на сырьевые товары.

Несомненно, в период финансового кризиса 2008 года экономический рост страны замедлился, однако уже в 2009 году положительная динамика развития возобновилась. В 2015 году в связи с падением цен на агропромышленные товары и уменьшением спроса со стороны Бразилии, вызванного внутренним кризисом в стране, экономический рост Уругвая уменьшился до 1%. Однако уже в 2017 году рост ВВП составил 3,6%. Проводимая правительством Уругвая в XXI веке политика позволила обеспечить макроэкономическую и политическую стабильность, что ставит страну в ряд наиболее развитых государств Латинской Америки.

На момент вступления в МЕРКОСУР Парагвай обладал отличительными характеристиками, во многом уникальными для региона. В отличие от большинства стран Латинской Америки, он не применял политику импортозамещающей индустриализации, что обеспечило макроэкономическую стабильность государства в начале 1990-х годов. Парагвай не столкнулся с необходимостью принятия радикальных экономических преобразования с целью уменьшения внешнего долга. По данной причине на момент подписания Асунсьонского договора Парагвай обладал наиболее стабильной среди всех стран-членов организации экономикой. Однако, несмотря на показатели начала 1990-х годов, Парагвай стал единственным государством в МЕРКОСУР, которое не смогло увеличить уровень торговли в течении десятилетия по причине падения цен на сырье. В 1970-х годах быстрый рост экономики страны был обеспечен строительством Гидроэлектростанции Итайпу и ростом сельскохозяйственного сектора, однако с завершением проекта и усилением нестабильности внешних рынков, правительство Парагвая не смогло вернуться к прежним темпам развития в течении почти двух десятилетий.

Другой важной вехой истории Парагвая стало падение диктаторского режима генерала Альфредо Стреснера в 1989 году, правление которого продлилось 35 лет. События 1989-1991 года оказали сильнейшее влияние на политическую и экономическую обстановку в стране. Сотрудничество с МЕРКОСУР рассматривалось не только в сфере экономике, но и в политике. Приверженность идеям свободной торговли, уменьшения роли государства в экономике должны были обеспечить стабильность демократической политической системы. Также предполагалось, что сотрудничество с крупнейшими экономиками региона Бразилией и Аргентиной позволит Парагваю увеличить конкурентоспособность индустриального сектора.

Результат сотрудничества между Парагваем и более крупными партнерами в рамках блока является противоречивым. К 1990 г. разрыв в экономическом развитии в ВВП между Парагваем и другими странами-членами составлял 44%, однако в 2011 году разница увеличилась до 56%. В тоже время в течении 2000-х годов правительству Парагвая не удалось увеличить темпы индустриализации экономики, наоборот, сельскохозяйственный комплекс стал еще сильнее опираться на производство агропромышленных товаров. Зависимость Парагвая от данного типа продукции в особенной степени проявилась в 2012 году, когда засуха и распространение опасного для скота заболевания ящур привели к падению экспорта и замедлению экономического роста до 1,2%. В свою очередь в 2013 году, благодаря благоприятным климатическим условиям и полному восстановлению агропромышленного сектора, ВВП вырос до 14,2%, продемонстрировав самые большие показатели в Латинской Америке.

Несомненно, правительство Парагвая стремится к развитию и других секторов экономики. Страна обладает богатыми энергетическими ресурсами и осуществляет поставки нефти. В том числе Парагвай занимается развитием внешнеэкономических связей вне рамок МЕРКОСУР. В июле 2017 года Тихоокеанским альянсом и уругвайским правительством была проведена встреча, на которой был обсужден вопрос возможного вступления страны в качестве постоянного члена организации. Следует отметить, что успешное завершение переговоров по данной тематике позволит ускорить процесс интеграции между МЕРКОСУР и Тихоокеанским альянсом.

Положение обеих малых стран в объединении является противоречивым. Сотрудничество с Аргентиной и Бразилией играет важную роль для Парагвая и Уругвая, поскольку большая часть экспорта этих стран сосредоточена на рынках соседей. Практически половина торговых потоков обеих стран направлена на внутренний рынок МЕРКОСУР. В тоже самое время контакты с малыми странами не аккумулируют большой процент внешнеторговых связей Аргентины и Бразилии, что обуславливает неравноправность положения партнеров. Однако, несмотря на общее зависимое положение в рамках блока, Парагвай и Уругвай смогли получить определенную выгоду от интеграции.

С момента подписания Асунсьонского договора Парагвай в наименьшей степени смог воспользоваться положительными аспектами сотрудничества, представляя собой наименее развитую экономику блока. Во многом невозможность наладить наиболее активные контакты с другими странами-членами была обусловлена экономической рецессией 1990-х годов. Однако участие в МЕРКОСУР стало для Парагвая важным элементом стабилизации демократического режима. Во многом благодаря участию стран-членов организации во внутренних делах Парагвая, были предотвращены государственные перевороты.

Уругвай же в свою очередь смог в большей степени смог реализовать свои интересы в рамках интеграционного объединения. После вступления в ряды организации его экономика стала развиваться более активными темпами, в то время как в кризисные периоды правительству удавалось удерживать уровень бедности и безработицы ниже средних показателей по МЕРКОСУР. В том числе благодаря членству в организации был диверсифицирован экспорт страны и увеличены показатели оборота внешней торговли.

Несомненно, в периоды кризисов лидеры малых стран рассматривали вариант прекращения своего членства в объединении, по причине недостаточного внимания к своим интересам, однако в целом у них преобладало стремление к совершенствованию организационной структуры объединения с целью предотвращения применения односторонних действий более экономически развитых партнёров. Именно увеличение полномочий институциональных органов является залогом учета интересов Парагвая и Уругвая и своевременного разрешения возникающих споров в внутри блока. Среди наиболее важных аспектов развития структуры МЕРКОСУР можно выделить следующие: пересмотр деятельности существующих органов и предоставление им больших наднациональных полномочий, улучшение существующих процедур принятия решений и совершенствование нормативной базы, осуществление макроэкономической кооперации путем учреждения общего валютно-финансового управления. От успешной реализации данных задач зависит дальнейший переход объединения на более глубокие уровни интеграции и экономическое благосостояние всех членов организации.

Выводы.

На современном этапе своего развития МЕРКОСУР представляет собой одно из наиболее развитых интеграционных объединений Латинской Америки. Благодаря проведенным реформам с целью совершенствования структуры, организации удалось достичь наиболее равноправного положения всех членов организации, хотя не все противоречия были урегулированы. МЕРКОСУР продемонстрировал свою жизнеспособность, несмотря на ряд кризисов, которые прошло объединение с момента своего создания. Более того, в кризисные периоды страны-члены проявляли солидарность в разрешении политических противоречий и в формировании общей повестки дня.

После провала проекта АЛКА и начала переговоров между МЕРКОСУР и Тихоокеанским альянсом, тематика построения общерегиональной зоны свободной торговли снова стала актуальной среди стран региона. От дальнейшего развития переговоров между двумя организациями зависит будущая экономическая структура Латинской Америки. Несомненно, результаты развития МЕРКОСУР далеки от показателей ЕС и НАФТА,

которые демонстрируют наиболее активный рост показателей как внешней, так и внутренней торговли. Однако страны МЕРКОСУР смогли сформулировать общую повестку в области независимого экономического развития и предложить свой вариант интеграции на основе южноамериканской идентичности. Будущее организации в том числе будет определено в зависимости от дальнейшего институционального развития и поступательного продвижения процесса интеграции.

Список используемой литературы

1. Нуньес-Саранцева Н.Н. Меркосур: проблемы управления региональным экономическим объединением. //Латинская Америка. - 2010 - № 1. - C. 78-86

2. Кудрявцева Е.С. Двадцатилетие Mercosur: расположение фигур. //Латинская Америка. - 2011. - № 8. -

C. 48-55

3. Global Economy watch. Economic integration: the key to unlocking ASEAN export potential? 2017. URL: https://www.pwc.com/gx/en/issues/economy/global-economy-watch/assets/pdfs/gew-october-2017.pdf

4. Infrome MERCOSUR No.22: renovando la ingeración. Banco Interamericano de Desarrollo Informe MERCOSUR No. 22: renovando la integración / Alejandro Ramos Martínez, Ricardo Rozemberg, Adrián Makuc, Gustavo Svarzman. 2017. - 107 р URL: https://publications.iadb.org/bitstream/handle/11319/8781/Informe-MERCOSUR-No-22-renovando-la-integracion.pdf

5. MERCOSUR y NAFTA: Instituciones y mecanismos de decisión en procesos de integración asimétricos. / Susanne Gratius. Iberoamericana. Vervuert.2008 - 371 p.

6. Desafio de integrarse para crecer. Balance y perspectivas del Mercosur en su primera decada. Buenos Aires : BID ; Red MERCOSUR ; Siglo XXI Editora, 2002. ISBN 987-101-303-5. Masi, Fernando - Autor/a; Bittencourt, Gustavo. P. 378. URL http://biblioteca.clacso.edu.ar/Paraguay/cadep/20160721051123/5.pdf

7. Paraguay and Mercosur: The Lesser of Two Evils?" / Birch, Melissa H. Latin American Business Review 15.3-4 (2014): P. 269-290 URL:https://kuscholarworks.ku.edu/handle/1808/18516

8. Paraguay: in brief / June s. Beittel. Congressional research service. August 31, 2017. - 9 p. URL: https://fas.org/sgp/crs/row/R44936.pdf

9. Uruguay Economic Summary. / Prepared by U.S Embassy Montevideo. 2017. URL https://uy.usembassy.gov/wp-content/uploads/sites/113/2016/09/Uruguay-Economic-Summary-201606.pdf

10. Mercosur, The Global Economic crisis, and the new architecture of regionalism in the Americas. / Mario E. Carranza. Latin American trade network. 2010. - 37 p. URL: http://www20.iadb.org/intal/catalogo/PE/2010/05920.pdf

11. América Latina y el Caribe frente a la encrucijada actual de la globalización. Coordinadora regional de investigaciones Económicas y sociales. -2016.- №13. - P. 208-223. URL: https ://eulacfoundation. org/es/system/files/anuario -2016 .pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.