Научная статья на тему 'Развитие общего рынка стран южной Америки (меркосур)'

Развитие общего рынка стран южной Америки (меркосур) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6592
1043
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРКОСУР / Евразийский экономический союз / зона свободной торговли / торговая политика / либерализация торговли / протекционизм / тарифные и нетарифные барьеры. / MERCOSUR / Eurasian Economic Union / free trade zone / trade policy / trade liberalization / protec- tionism / tariff and non-tariff barriers.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воловик Надежда Петровна, Изряднова Ольга Ивановна

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) заинтересован в формировании зоны свободной торговли (ЗСТ) с Общим рынком стран Южной Америки (МЕРКОСУР). При этом следует отметить, что на пути формования ЗСТ между блоками стоит еще множество проблем, для решения которых необходимы тщательное изучение интеграционных процессов в рамках МЕРКОСУР, проведение анализа развития экономики стран–членов блока, их торговой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Common Market of South American Countries (MERCOSUR)

Eurasian Economic Union (EEU) is interested in establishment of free trade zone (FTZ) with Common market of South American countries (MERCOSUR). However, it has to be noted that many issues hinder establishment of FTZ between blocks. Careful consideration of integration processes under MERCOSUR is required as well as analysis of economic development of countries, members of the block and their trade policy,

Текст научной работы на тему «Развитие общего рынка стран южной Америки (меркосур)»

РАЗВИТИЕ ОБЩЕГО РЫНКА СТРАН ЮЖНОЙ АМЕРИКИ (МЕРКОСУР)

Н. П. ВОЛОВИК О. И. ИЗРЯДНОВА

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) заинтересован в формировании зоны свободной торговли (ЗСТ) с Общим рынком стран Южной Америки (МЕРКОСУР). При этом следует отметить, что на пути формования ЗСТ между блоками стоит еще множество проблем, для решения которых необходимы тщательное изучение интеграционных процессов в рамках МЕРКОСУР, проведение анализа развития экономики стран—членов блока, их торговой политики.

Ключевые слова: МЕРКОСУР, Евразийский экономический союз, зона свободной торговли, торговая политика, либерализация торговли, протекционизм, тарифные и нетарифные барьеры.

На современном этапе, когда Россия столкнулась с серьезными геополитическими вызовами со стороны США, ЕС и некоторых других экономически развитых стран, возрастает значение ее сотрудничества с развивающимися государствами, среди которых к наиболее перспективным торгово-экономическим партнерам относятся страны Латинской Америки. В решении Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) «Об основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2018 год» поставлена цель: сотрудничать с МЕРКОСУР, КА-РИКОМ, Ассоциацией карибских государств, Латиноамериканской ассоциацией интеграции, в том числе и по подписанию меморандумов о сотрудничестве.

До сих пор сотрудничество ЕАЭС и латиноамериканских интеграционных объединений не отличалось большой активностью. Тем не менее первые шаги для налаживания отношений между МЕРКОСУР и ЕАЭС были сделаны еще в мае 2014 г., когда Институт Беринга-Беллинсгаузена в Монтевидео начал проводить консультации по активизации сотрудничества между МЕРКОСУР и ЕАЭС.

В августе 2015 г. МЕРКОСУР и Таможенный союз ЕАЭС подписали меморандум о взаи-

мопонимании, в котором представлены темы, интересные для обоих блоков. Это прежде всего меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, технические регламенты и санитарные требования к товарам. В апреле 2017 г. Группа общего рынка МЕРКОСУР согласилась ускорить подписание договора, который будет включать в себя возможность переговоров о всеобъемлющем торговом соглашении.

МЕРКОСУР представляет собой интеграционное объединение четырех государств (Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая) с населением более 260 млн. человек, заинтересованных как в притоке инвестиций, так и в получении доступа к высокотехнологичной продукции. Кроме того, в контексте усиления протекционистских тенденций в мировой торговле «наведение мостов» между ЕАЭС и МЕРКОСУР может существенно укрепить экономическую устойчивость их членов. Следует отметить, что возможности по расширению и усилению внешнеэкономических связей между региональными блоками существуют, но пока остаются нереализованными.

В ходе заседания ВЕЭС, состоявшегося 6 декабря 2018 г. в Санкт-Петербурге, была принята Декларация о дальнейшем развитии ин-

Воловик Надежда Петровна, заведующий лабораторией внешнеэкономической деятельности Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва), e-mail: [email protected]; Изряднова Ольга Ивановна, заведующий лабораторией структурных проблем экономики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, e-mail: [email protected]

теграционных процессов в рамках ЕАЭС. В ней, в частности, говорится, что формирование ЕАЭС как одного из наиболее значимых центров развития современного мира, открытого для взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с внешними партнерами и выстраивания новых форматов взаимодействия, посредством, в том числе, и «активизации сотрудничества с ШОС, АСЕАН, Европейским союзом, МЕРКОСУР, ВТО, ОЭСР, другими региональными интеграционными объединениями и международными организациями, позволит в том числе обеспечить ЕАЭС широкое международное признание, комплексно решать задачи встраивания ЕАЭС в мировую архитектуру экономических отношений, расширения географии и объема экспорта, а также привлечения иностранных инвестиций и технологий».

МЕРКОСУР - ведущий торговый блок Южной Америки. Известный как Общий рынок Юга, он призван обеспечить свободное перемещение товаров, капитала, услуг и людей между государствами-членами. Асунсьонский договор, в соответствии с которым создан МЕРКОСУР, был подписан 26 марта 1991 г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем, вступил в силу 29 ноября 1991 г. Венесуэла присоединилась к четырем странам-основателям МЕРКОСУР в качестве полноправного члена в 2012 г., но ее членство было бессрочно приостановлено в конце 2016 г.

В развитие Асунсьонского договора 17 декабря 1994 г. был подписан Протокол Оуру-Прету, подтвердивший создание зоны свободной торговли и провозгласивший задачу последующего преобразования ее в таможенный союз в срок до 2000 г., когда 85% взаимного внешнеторгового оборота будут полностью освобождены от любых тарифных и нетарифных ограничений на подавляющее большинство товаров (за исключением торговли вооружением и боевой техникой, радиоактивными материалами, драгоценными металлами, предметами национального культурного достояния).

В ст. 34 Протокола установлено, что «МЕРКОСУР обладает правосубъектностью по международному праву». Таким образом, Протокол Оуру-Прету придал интеграционному объединению юридический статус, позволяющий ему заключать торговые соглашения с отдельными странами или группами стран, а также международными организациями.

В Протоколе Оуру-Прету провозглашалось создание первого в Южной Америке Таможенного союза и введение Единого внешнего тарифа с многочисленными исключениями, которые предполагалось отменить к концу 2005 г. Протокол Оуру-Прету определил также постоянную структуру органов организации, состоящую из трех главных институтов, принимающих основные политические решения (Совет Общего рынка - высший орган в составе министров иностранных дел, Группа Общего рынка с 10 техническими комиссиями - исполнительный орган, Комиссия по торговле), и трех вспомогательных (Совместная парламентская комиссия, социально-экономический форум, Административный секретариат).

Все эти органы являются межправительственными и не носят надгосударственного характера. Они состоят из министров и других государственных чиновников стран-членов, которые совмещают работу в них со своими повседневными обязанностями в национальных администрациях. Исключением является лишь немногочисленный штат секретариата МЕРКОСУР, который занимается только делами объединения. Против наднациональных органов выступали Бразилия и Аргентина, видевшие в них риск излишней бюрократизации интеграционного объединения и угрозу национальному суверенитету. Парагвай и Уругвай были и остаются сторонниками наднациональных органов по типу ЕС.

В 1995 г. страны МЕРКОСУР приняли Общую номенклатуру и Единый внешний тариф (Common External Tariff, CET), способствующий либерализации их экономик. Пошлины Единого внешнего тарифа колеблются от 0 до 35% с шагом в 2 п.п. Для облегчения перехода

к новой структуре тарифа были согласованы некоторые временные исключения из Единого внешнего тарифа (например, по автомобилям и сахару), которые планировалось устранить к 2001 г. (к 2006 г. - для небольшого количества товаров).

Следует отметить, что создание МЕРКОСУР совпало с односторонними реформами торговой политики, которые были начаты ранее во всех четырех странах-членах объединения. Следовательно, принятый в 1995 г. Единый внешний тариф подразумевал значимое снижение по сравнению с тарифами, существовавшими в 1980-х годах. Для четырех стран МЕРКОСУР в целом средний применяемый тариф снизился с 27,2% в 1985 г. до 11,5% в 1994 г.

Между странами МЕРКОСУР существуют значительные различия. Бразилия является самой крупной экономикой интеграционного объединения, а также страной с самой большой численностью и самой высокой плотностью населения. Второй по величине страной МЕРКОСУР является Аргентина, размер экономики и численность населения которой составляют примерно пятую часть от аналогичных показателей Бразилии. Несмотря на то что Уругвай - самая маленькая по территории страна в регионе, это самая богатая его страна по ВВП на душу населения. Наконец, Парагвай -самая маленькая страна в регионе как с точки зрения величины ВВП, так и численности населения, а также страна с самым низким ВВП на душу населения. (См. табл. 1.)

Экономические показатели МЕРКОСУР в значительной степени зависят от показателей Бразилии и Аргентины, на экономику которых в настоящее время приходится 75,1 и 20,8% ВВП МЕРКОСУР соответственно, тогда как на Уругвай и Парагвай - лишь 2,4 и 1,7% совокупного ВВП организации соответственно. Средний ВВП на душу населения в МЕРКОСУР составляет 10 915 долл. Распределение доходов существенно различается, причем в Уругвае наблюдается наиболее справедливый уровень распределения доходов (коэффициент Джини равен 0,397); в Бразилии существуют большие различия в распределении доходов (коэффициент Джини равен 0,513).

После подписания Асунсьонского договора в 1991 г. в странах МЕРКОСУР начался бурный рост внутрирегиональной торговли, которая, без сомнения, представляет собой наиболее динамичный и быстрорастущий элемент процесса интеграции МЕРКОСУР. Внутрирегиональная торговля в период с 1990 по 1999 гг. росла в среднем на 9,2% в год - по сравнению со среднегодовым ростом мировой торговли за тот же период на 6,6%. Важно отметить, что расширение взаимной торговли происходило в первую очередь за счет обмена промышленными товарами (продукцией автомобильной, химической, металлургической, фармацевтической отраслей), а также продуктами питания. Быстро росла и торговля с остальным миром: удельный вес МЕРКОСУР в мировой торговле увеличился за десять лет с 1,4 до 1,5%.

Таблица 1

Основные характеристики стран-членов МЕРКОСУР

Аргентина Бразилия Парагвай Уругвай МЕРКОСУР

1991г. 2018 г. 1991г. 2018 г. 1991г. 2018 г. 1991г. 2018 г. 1991 г. 2018 г.

ВВП, млрд. долл. США 248,0 518,1 382,3 1868,2 7,2 41,6 14,2 60,2 651,7 2488,1

ВВП надушу населения, долл. США 7420,3 11 626,9 2522,8 8967,7 1592,1 5898,8 4501,8 17164,9 4009,3 10914,6

Население, млн. человек 33,4 44,6 151,5 208,3 4,5 7,1 3,2 3,5 192,6 263,4

Источник: International Monetary Fund. World Economic Outlook Database, April 2019. URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2019/01 /

Для 1990-х годов была характерна макроэкономическая стабильность в странах МЕРКОСУР, экономика которых росла почти на 4% в год, т.е. синхронно со среднемировым уровнем.

Процесс региональной интеграции начал замедляться после девальвации бразильской валюты в 1999 г. и финансового кризиса в Аргентине в 2001 г., и с тех пор торговые споры и другие трения периодически возникают между странами блока.

Использование односторонних тарифных и нетарифных торговых барьеров создало напряженность в отношениях между членами интеграционного объединения и выдвинуло на передний план проблемы доступа на рынки. Внутрирегиональная торговля сократилась за кризисный период более чем вдвое - до 20 млрд. долл. в 2002 г. против 41,3 млрд. долл. в 1998 г. Ее доля в глобальном экспорте четырех стран союза снизилась до 11,4%.

Кризис со всей очевидностью продемонстрировал многие структурные, концептуальные и организационные слабости МЕРКОСУР, что привело страны-члены к решению о необходимости реформировать модель интеграции в целях укрепления союза. В рамках стратегии, направленной на придание нового импульса процессу интеграции, страны МЕРКОСУР во время саммита, проходившего в Буэнос-Айресе 29 июня 2000 г., договорились возобновить процесс интеграции с целью укрепления блока. В 2002 г. в его рамках была проведена работа по реформированию договорной базы объединения: упрощена процедура арбитража, проведена серия консультаций о возможностях координации макроэкономической политики членов МЕРКОСУР, начат пересмотр Единого внешнего тарифа с целью его приведения в соответствие с современными реалиями, проведены переговоры о возможности использования единой валюты.

После серьезных экономических и финансовых потрясений, пережитых странами МЕРКОСУР в 2000-2002 гг., с середины 2003 г. их

экономики начали восстанавливаться. Процесс восстановления был впечатляющим, особенно в Аргентине -с темпами роста 9% в 2003 г. в сочетании с восстановлением валютной и ценовой стабильности и постепенным возвращением вкладчиков в банковскую систему. Подобные улучшения произошли во всех странах блока.

Исторически страны МЕРКОСУР сталкивались с трудностями на пути к стабильному и устойчивому росту. Регион пережил ряд внешних потрясений и изменений в политических и экономических режимах, которые повлияли на уровень ВВП, занятость и распределение доходов. Действительно, ряд проблем, с которыми сталкиваются страны региона, являются общими для государств-участников объединения. К их числу относятся замедление роста или сокращение валового внутреннего продукта, снижение международных цен на основные экспортные товары и ухудшение показателей текущих операций и государственных счетов.

В период с июля 2014 по июль 2015 гг. внутренняя повестка дня МЕРКОСУР формировалась вокруг трех основных направлений: торгово-экономических проблем, институциональных вопросов и социального измерения. В экономической сфере продолжалась работа над различными инициативами по содействию продуктивной интеграции и уменьшению асимметрии между странами-членами. Одной из наиболее заметных инициатив такого рода явилось представленное Бразилией в сентябре 2015 г. предложение о подписании Соглашения о сотрудничестве и содействии инвестициям. С другой стороны, МЕРКОСУР продлил действие изъятий из Единого внешнего тарифа на несколько лет, режим происхождения МЕРКОСУР, специальные торговые режимы. Хотя эти решения рассчитаны на продолжительный период и, следовательно, обеспечивают большую уверенность в будущем сценарии, они вновь откладывают свободное обращение товаров внутри блока и консолидацию Таможенного союза.

о

см"

о> in

со о о см

о

О)

о 05

О)

о

со

§ О)

со"

со Со"

о

ю

к

со о"

см I--"

о

О)

со

п о а

а

I

Е? о

о

со"

а (3

ОС

э

ё ш 5

■&

о |

£

В 2015 и 2016 гг. Латинская Америка и Карибский бассейн пережили два года подряд экономического спада, что можно объяснить действием двух основных факторов. Во-первых, это снижение цен на сырьевые товары. В экспортной корзине региона преобладают сырьевые товары, поэтому экспортные поступления в эти государства в значительной степени зависят от мировых цен на данную продукцию (например, на металлы, энергоносители и сельскохозяйственные товары). Снижение экспортных поступлений, в свою очередь, привело к сокращению внутреннего потребления и частных инвестиций. Вторая причина спада - ослабление внешнего спроса, главным образом предъявляемого странами с формирующейся рыночной экономикой и особенно Китайской Народной Республикой - из-за замедления роста ВВП в этих странах.

В 2015 г. темпы экономической активности в странах МЕРКОСУР снизились, и в 2016 г. эта тенденция усилилась. В то время как в 2015 г. в Бразилии было зафиксировано падение ВВП, в Парагвае и Уругвае темпы его роста были ниже, чем ранее; Аргентина стала исключением в данном отношении, добившись в 2015 г. увеличения ВВП, обусловленного потреблением и, в меньшей степени, инвестициями. В последние годы наблюдается меньшая синхронизация экономических циклов между странами региона: несмотря на стагнацию крупнейших партнеров МЕРКОСУР, Парагвай и Уругвай демонстрируют энергичный рост, близкий к среднемировому уровню. (См. табл. 2.)

Прогресс в достижении поставленных целей был неоднозначным. Импульс интеграционных усилий и приверженности этому процессу со стороны государств-членов МЕРКО-СУР варьировался в зависимости от политических и экономических событий в регионе. После существенного прогресса в либерализации торговли в 1990-е годы, когда ее объем внутри блока вырос с примерно 4 млрд. долл. в 1990 г. до более чем 20 млрд. долл. в 1998 г., расширение МЕРКОСУР столкнулось с трудностями из-за экономических потрясений, внут-

риблоковых торговых споров (особенно между Аргентиной и Бразилией) и политических изменений. Девальвация бразильской валюты в 1999 г. и аргентинский экономический кризис 2001-2002 гг. значительно осложнили процесс экономической интеграции.

Торговля МЕРКОСУР

В условиях внешней и внутренней экономической нестабильности торговля стран МЕР-КОСУР в течение 2015-2016 гг. сократилась, причем негативная динамика распространилась на всех членов блока. В то время как в

2015 г. экспорт объединения (-21,1% к предыдущему году) усилил тенденцию к снижению, наблюдавшуюся с 2012 г., импорт (-21,6%) усугубил падение, начало которого было зафиксировано в 2014 г. В первом полугодии

2016 г. сокращение экспорта к аналогичному периоду предыдущего года (-10,3%) несколько смягчилось, в то время как дальнейшее снижение импорта (-22,0%) усилилось. Данные за 2016 г. для совокупности четырех членов-основателей блока показывают более значительное падение импорта (-19%), чем экспорта (-4,8%). В 2017 г. началось восстановление как ввоза товаров на территорию

стран МЕРКОСУР, так и вывоза товаров с их территории. (См. рис. 1.)

Замедление темпов экономического роста в Китае до уровня ниже 7% в год и спад в экономике Бразилии объясняют слабые показатели экспорта МЕРКОСУР. В период с 2015 по начало 2016 гг. наблюдалось сильное снижение цен на основные продукты в экспортной корзине региона, такие как железная руда и нефть. Это явление также затронуло, хотя и в меньшей степени, сою и ее производные. В течение 2016 и в начале 2017 гг. понижательное давление на экспортные товары организации ослабло, что несколько улучшило ее внешнеторговые показатели, но восстановления до уровня 2014 г. не произошло. Эти тенденции оказали очень сильное влияние на составляющую экспортных цен во всех странах МЕРКОСУР.

В 2015 и 2016 гг. объем торговли на внере-гиональных рынках, составляющий более 86,0% от общего объема товаропотоков МЕРКОСУР, резко упал. Единственным исключением был незначительный рост экспорта товаров блока в Азию (за исключением Ближнего Востока) в период с января по июнь 2016 г. В 2015 г экспорт сократился на 22,6%; в абсо-

Рис. 1. Основные показатели внешней торговли МЕРКОСУР, млрд. долл.

500

Годы

-Экспорт -Импорт Сальдо

Источник база данных International Trade Centre (ITC). URL: https://www.trademap.org/tradestat/ Product_SelCountry_TS.aspx?nvpm=

лютном выражении большая часть сокращения пришлась на поставки в азиатские страны (за исключением Ближнего Востока), на которые приходилось более 30,0% экспорта блока.

Внерегиональный импорт МЕРКОСУР резко уменьшился в 2015 г. (-20,1%), главным образом из-за более низких закупок товаров организации странами Азии, Северной Америки и ЕС. В 2016 г. темп падения импорта увеличился до 29,6%, что объясняется как снижением цен, так и сжатием внутреннего спроса. В отличие от экспорта МЕРКОСУР, в котором преобладают сырьевые товары, закупки за рубежом включают в себя в основном продукцию обрабатывающей промышленности, т.е. товары с менее волатильными ценами.

В 2015 г. внутрирегиональный экспорт МЕРКОСУР снизился на 21,2% - соответственно, доля регионального рынка составила 13,6%. Как и в случае с внерегиональной торговлей, нисходящий тренд в динамике экспорта смягчился в 2016 г., когда темп его падения уменьшился до 7,0% к предыдущему году, после чего началось восстановление. (См. рис. 2.)

Относительная значимость регионального рынка существенно различается среди членов

объединения. Так, данные за 2016 г. свидетельствуют о том, что МЕРКОСУР концентрирует более 40% торговли Парагвая, около 30% торговли Уругвая и почти четверть торговли Аргентины, при этом она не достигает 10% торговли Бразилии. Эти цифры аналогичны как для экспорта, так и для импорта членов-основателей МЕРКОСУР.

Сокращение торговли внутри блока объясняется в основном снижением внешнеторгового оборота между Аргентиной и Бразилией (в 2018 г. - на 22,6%). Другие страны-члены организации до 2016 г. также сокращали поставки своих товаров на региональный рынок, но в 2017 г. началось восстановление внутрирегиональной торговли.

Следует отметить, что торговля внутри МЕРКОСУР характеризуется тем, что некоторые продукты являются конкурентоспособными только при торговле внутри блока и торговля ими за пределами зоны весьма ограниченна. В качестве примера можно привести текстильную промышленность Уругвая или энергетическое производство Парагвая, продукция которых в силу определенных причин может покупаться и продаваться только внутри региона.

Рис. 2. Динамика внутрирегионального экспорта МЕРКОСУР, млрд. долл.

МЕРКОСУР был создан в значительной степени для того, чтобы закрепить сближение между Аргентиной и Бразилией, чьи отношения страдали от конкуренции за региональное господство и от взаимного недоверия к экономическим и дипломатическим программам друг друга. Четыре страны согласились ликвидировать таможенные пошлины, ввести Общий внешний тариф и принять общую торговую политику в отношении стран за пределами блока. Члены МЕРКОСУР надеялись сформировать общий рынок, похожий на рынок Европейского союза, и даже рассматривали возможность введения единой валюты. Создание общего рынка является логичным шагом для облегчения региональной торговли при одновременной защите чувствительных секторов от внешней конкуренции.

МЕРКОСУР добился в этом направлении значительных успехов за последние три десятилетия, открыв свою экономику для иностранной конкуренции и увеличив международную торговлю - как между своими членами, так и с более отдаленными партнерами. Однако по сравнению с другими крупными интеграционными объединениями торговая политика МЕР-КОСУР гораздо сильнее направлена на защиту своих отраслей. Страны-участницы используют целый ряд тарифных и нетарифных барьеров для защиты своих чувствительных секторов и для поддержания своих торговых балансов на равновесном уровне.

Так, Единый внешний тариф охватывает около 85% тарифных позиций, 15% тарифных позиций включены в Национальный список исключений, который содержит определенное количество продуктов, временно освобожденных от общего режима. Отдельными решениями Совет Общего рынка утверждает количество продуктов и переходный период, в течение которого страны должны свести к нулю таможенные пошлины на эти товары в обороте внутри объединения и установить единые внешние ставки. Так, в соответствии с решением Совета Общего рынка МЕРКОСУР от 16 июля 2015 г. Аргентине и Бразилии разрешен

список из 100 исключений до 31 декабря 2021 г., Парагваю разрешено вести список из 649 исключений из Единого внешнего тарифа до 31 декабря 2019 г. Текущий Национальный список исключений Уругвая содержит 256 тарифных позиций; эти исключения могут сохраняться до 31 декабря 2022 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Используя эти исключения, Бразилия поддерживает более высокие тарифы, чем ее партнеры по МЕРКОСУР, на некоторые товары, включая сотовые телефоны, телекоммуникационное оборудование, компьютеры и компьютерные принтеры, ветряные турбины, некоторые химические вещества и фармацевтические препараты, косметику, цемент, гидро-генизированное касторовое масло, белые минеральные масла, гидрокарбонат, обрабатывающие центры, переключатели скорости и некоторые инструменты и модели, предназначенные для демонстрационных целей.

Среднее значение Единого внешнего тарифа составляет 11,5%. Некоторые отрасли и группы товаров облагаются ставками, в несколько раз превышающими средний уровень Единого внешнего тарифа. Прежде всего это сельскохозяйственная продукция (особенно молочные продукты, табак, алкоголь, кофе). Ставки импортного тарифа на промышленные товары в целом выше, чем на сельскохозяйственную продукцию, что нехарактерно для большинства стран-членов ВТО. Таким образом, тарифная защита в странах МЕРКОСУР остается на достаточно высоком уровне.

При ведении переговоров о торговых сделках МЕРКОСУР тщательно охраняет свои производственные сектора. Бразилия и Аргентина являются основными протекционистскими силами блока, стремясь защитить отечественные автомобильные отрасли от иностранной конкуренции. Их защитная позиция в отношении производства автомобилей восходит к временам политики импортозамещения, когда Буэнос-Айрес и Бразилиа защищали отрасль в надежде на стимулирование своего экономического развития. Сегодня протекционизм живет в экономически и политиче-

ски важном секторе. Бразилия и Аргентина поддерживают высокие тарифы на импортные автомобили; Аргентина фактически применяет к пассажирским автомобилям 35%-ный тариф - максимальный общий внешний тариф, разрешенный в МЕРКОСУР. Ни одна из стран не готова снизить торговые барьеры, учитывая политическую чувствительность отрасли и ее уязвимость перед иностранной конкуренцией. Вместе с тем Бразилиа и Буэнос-Айрес изучают новые международные рынки для своих автомобилей и автозапчастей, которые традиционно поставлялись только на внутренний рынок.

Промышленные товары, такие как мобильные телефоны и их компоненты, обувь и текстиль, относятся к тем отраслям промышленности МЕРКОСУР, в которых сохраняется высокий уровень протекционизма. Бразилия и Аргентина сохраняют высокие тарифы на эту продукцию в первую очередь для того, чтобы замедлить приток импорта и не допустить подавления мелких местных предприятий своими конкурентами из Восточной Азии. Тем не менее экспорт китайских товаров в МЕРКОСУР значительно вырос: в 2018 г. он составил 47 млрд долл., в 18 раз превысив аналогичный показатель 2001 г. Даже при отсутствии соглашения о свободной торговле китайские товары в Южном конусе континента достаточно дешевы, что подрывает конкурентоспособность отечественных товаров.

Страны МЕРКОСУР так и не смогли полностью скоординировать свою торговую поли-

тику в отношении третьих стран. Как видно из табл. 3, каждая страна для защиты своего внутреннего рынка использует собственный набор нетарифных мер, не согласованных с партнерами по блоку.

Таким образом, цели, поставленные при создании МЕРКОСУР, не были полностью достигнуты - интеграционное объединение так и не стало таможенным союзом, основной причиной чего является непроведение твердой институциональной политики. В последнее время отсутствие прогресса в коммерческих переговорах с другими блоками, многочисленные нарушения Единого внешнего тарифа, а также протекционистские меры привели к ослаблению процесса экономической интеграции в рамках организации.

Государства-члены МЕРКОСУР в ближайшие десятилетия будут стремиться к либерализации своей торговой политики. Однако этот процесс не будет быстрым. Во-первых, члены блока как часть Общего рынка не могут самостоятельно подписывать соглашения о свободной торговле. Если одна страна МЕРКОСУР возражает против аспектов перспективного торгового соглашения, это может значительно задержать подписание сделки. Во-вторых, популистская и протекционистская политика по-прежнему пользуется поддержкой в странах-членах объединения. Это не означает, что либерализация для южноамериканского блока невозможна, но - что заключение им соглашений о свободной торговле с иностранными партнерами будет непростым делом. ■

Таблица 3

Нетарифные меры, применяемые странами МЕРКОСУР, ед.

Страна СФС ТБТ Антидемпинговые меры Компенсационные Количественные Тарифные Экспортные меры ограничения квоты субсидии

Аргентина 221 407 122

Бразилия 1464 964 177 3 1 16

Парагвай 27 107

Уругвай 51 27 1 44 3

Источник: официальный сайт ВТО. иР1_: https://¡-t¡p.wto.org/goods/Forms/MembeгV¡ew.aspx?data=default

Development of Common Market of South American Countries (MERCOSUR)

Nadezhda P. Volovik — Head of Foreign Trade Department of the Gaidar Institute; Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

Olga I. Izryadnova — Head of Structural Policy Department of the Gaidar Institute; Leading Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

Eurasian Economic Union (EEU) is interested in establishment of free trade zone (FTZ) with Common market of South American countries (MERCOSUR). However, it has to be noted that many issues hinder establishment of FTZ between blocks. Careful consideration of integration processes under MERCOSUR is required as well as analysis of economic development of countries, members of the block and their trade policy,

Key words: MERCOSUR, Eurasian Economic Union, free trade zone, trade policy, trade liberalization, protectionism, tariff and non-tariff barriers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.