Научная статья на тему 'Особенности развития меркосур в начале ХХI века'

Особенности развития меркосур в начале ХХI века Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3785
472
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРКОСУР / ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / ИНТЕГРАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ / ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / СОТРУДНИЧЕСТВО / MERCOSOUR / LATIN AMERICA / INTEGRATION / DEVELOPMENT / INTERDEPENDENCE / TRADE REVOLUTION / COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хамидулин Тимур Рамилевич

Статья посвящена изучению особенностей развития МЕРКОСУР как одного из важнейших интеграционных объединений в Латинской Америке. Особое внимание уделяется современному позиционированию организации в системе международных отношений на континенте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special Features OF MERCOSOUR Development at the Beginning of the 21st Century

The article deals with the special features of MERCOSOUR development as one of the most important integration union in Latin America. The author pays attention to the contemporary positioning of the organization in the system of continental international relations.

Текст научной работы на тему «Особенности развития меркосур в начале ХХI века»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕРКОСУР В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Т.Р. Хамидулин

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена изучению особенностей развития МЕРКОСУР как одного из важнейших интеграционных объединений в Латинской Америке. Особое внимание уделяется современному позиционированию организации в системе международных отношений на континенте.

Ключевые слова: МЕРКОСУР, Латинская Америка, интеграция, развитие, взаимозависимость, торговый оборот, сотрудничество.

Интеграционные процессы в Латинской Америке прошли несколько этапов, в результате чего в регионе сформировался ряд интеграционных группировок: МЕРКОСУР, КАРИКОМ, Андское сообщество наций, ЦАСИ. Подписанный в Асунсьоне договор о создании МЕРКОСУР вступил в силу 29 ноября 1991 г. Это был проект создания единого экономического пространства на территории 12 млн кв. км (59% территории Южной Америки), где проживают 212 млн человек (55,3% населения Латинской Америки и Карибского бассейна) с совокупным ВВП свыше 1 трлн долл. (50% ВВП Латинской Америки), где сосредоточено 40% прямых зарубежных инвестиций и 33% объема внешней торговли стран региона. Договор предусматривал отмену всех пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле между Бразилией, Аргентиной, Уругваем и Парагваем, т.е. создание зоны свободной торговли к 31 декабря 1994 г. [5]. Этот договор предусматривал свободное движение капиталов, услуг и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа и образование таможенного союза, координацию внешнеторговой политики, политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, в валютно-финансовой и других сферах [12]. Согласно Асунсьонскому договору рынок открыт для всех стран — членов ЛАИ, но они могут быть приняты в МЕРКОСУР не раньше, чем через пять лет после вступления в силу этого соглашения, если являются членами действующих в рамках ЛАИ субрегиональных объединений.

Модель интеграции МЕРКОСУР носит рыночный характер и основана на стратегии либерализации взаимной торговли, открытии рынков, проведении структурных реформ и модернизации национальных экономик. Чисто рыночный характер интеграции, автоматизм ее основных механизмов в определенной мере способствовал динамизму торговли между странами — членами МЕРКОСУР после заключения договора, созданию в установленные сроки таможенного союза. Интеграция стала мощным стимулом для подтягивания одних государств до уровня других в сокращении инфляции и росте производства. До середины 1994 г. странам МЕРКОСУР удалось выработать единую таможенную номенклатуру, уп-

ростить таможенные процедуры, устранить препятствия свободной торговле сельскохозяйственными товарами, унифицировать технические нормы в автомобильной промышленности, провести сравнительный анализ трудового законодательства государств.

1 января 1995 г., спустя четыре года после Асунсьонского договора, МЕР-КОСУР превратился в первый таможенный союз в Южной Америке и крупнейший во всем развивающемся мире [3. С 145]. Введение единого внешнего тарифа (1994 г.) реально начало воплощаться в жизнь с 2000 года, что содействует продвижению к таможенному союзу и проведению единой тарифной политики. В рамках МЕРКОСУР полностью либерализована торговля 90% товаров таможенной номенклатуры, а остальные 10% включены в национальные списки исключений, вскоре режим свободной торговли должен распространиться на 100% товарообмена внутри региона [3. С. 146]. Таможенный союз считается совершенным, когда все национальные тарифы в торговле с третьими странами заменены общим внешним тарифом, т.е. уровень протекционизма одинаков для всех стран-членов. В МЕРКОСУР пока действует более сложный механизм функционирования общего внешнего тарифа. Каждая страна имеет национальные списки исключений из общего внешнего тарифа. Они более обширны, чем списки, касающиеся зоны свободной торговли, потому что содержат как наименее, так и наиболее конкурентоспособные товары, национальные тарифы на которые соответственно выше или ниже общего внешнего тарифа. В 2003 году участники МЕРКОСУР поддержали предложение Бразилии выработать так называемый «План-2006» — программу действий, рассчитанную на формирование к 2006 году общего рынка по образцу ЕС. Таким образом, к 2006 году создание таможенного союза завершено. Комиссия по торговле разрабатывает общий регламент по защите от демпинга [2. С. 267].

Предпринимаются шаги по координации политики стран — участниц МЕР-КОСУР в социальной сфере, где усилия сосредоточены на формировании единого «социального пространства» в рамках региональной группировки. Важным шагом здесь стало подписание Соглашения о социальном обеспечении в МЕРКОСУР (Монтевидео, 15.12.1997 г.). Бразилия, Аргентина, Парагвай и Уругвай согласились ввести процедуру суммирования рабочего стажа своих граждан при их перемещении в пределах МЕРКОСУР и совместно выплачивать единые пенсии в зависимости от совокупного стажа в каждой стране.

Процесс интеграции в МЕРКОСУР стал самым динамичным в регионе. Так, объем внутризонального экспорта в 1991—1995 гг. вырос с 5,1 до 15,8 млрд долларов и составил почти половину экспорта стран Латинской Америки и Карибского бассейна, а к 1997 году внутриблоковый экспорт вырос до 24 млн долларов. Доля внутризональной торговли в товарообороте стран МЕРКОСУР со всем миром в 1994 году повысилась до 19,3%, а в 1997 году — до 25% [6. С. 25]. МЕРКОСУР оказал положительное воздействие на качественные показатели внешней торговли стран-членов, способствовал росту промышленного экспорта. Одна из основополагающих идей МЕРКОСУР — всемерное повышение эффективности торгово-производственной сферы, технологическое обновление отраслей производства.

Торговля внутри блока постоянно растет, однако углубление финансового кризиса 2008 года приводит к торможению роста мировой экономики и сокращению основных рынков потребления их товаров в США, ЕС, Японии. Валовой внутренний продукт стран МЕРКОСУР показывает положительную динамику в последние годы (таблица).

Таблица

Рост ВВП стран МЕРКОСУР (в %)

Год Аргентина Бразилия Парагвай Уругвай Венесуэла МЕРКОСУР

1998 3,9 0 0,6 4,5 0,3 1,9

2001 -4,4 1,3 2,1 -3,4 3,4 -0,2

2005 9,2 3,2 2,9 6,6 10,3 6,4

2007 8,7 5,4 6,8 7,4 8,4 7,3

2008 7,2 5,2 5,1 10,8 6,0 6,9

Примечание: составлено по данным ЭКЛАК за 1998—2008 гг. [4].

За последние 10 лет МЕРКОСУР прошел несколько этапов развития. В 1998— 2002 годах для стран блока была характерна нестабильность, глубокий кризис экономики, стагнация деловой активности и социальный кризис. Экспорт и импорт характеризовались резким падением. Торговый баланс колебался от дефицита до 14 млрд долларов в 1998 году и прироста до 29,2 млрд долларов в 2002 году. На втором этапе, в 2003—2006 годах, шло позитивное развитие как на внутреннем, так и на внешнем рынке, экспорт и импорт отличались стабильным ростом. Положительное торговое сальдо достигло рекордного показателя в 2006 году — 55,5 млрд долларов. Последний этап, с 2007 года до первой половины 2008 года, отличался ростом внутренних потребностей и мировых цен на традиционные экспортные товары региона. Объем экспорта МЕРКОСУР в первой половине 2008 года составил 129,1 млрд долларов, увеличившись на 27,5% в сравнении с тем же промежутком времени 2007 года. Импорт составил 115,8 млрд долларов, продемонстрировав рост на 50,7% в сравнении с тем же периодом 2007 года.

Импорт этих стран отличается большим динамизмом. За пять лет он рос в среднем на 24,2%, достигнув 176,6 млрд долларов, где прирост составил 31%. Торговый баланс в 2007 году составил 47,6 млрд долларов [10. С. 73—75]. Главными торговыми партнерами МЕРКОСУР являются ЕС, НАФТА, страны Азиатско-Тихоокеанского региона и латиноамериканские государства. В 2007 году на страны ЕС приходилось 51,4 млрд долларов (26,8%), на НАФТА и страны Азии — по 20%, на Латинскую Америку — 12,8%. Если говорить об импорте стран — членов МЕРКОСУР в 2007 году, то почти 30% (42,8 млрд долларов) пришлось на страны Азии (прежде всего Китай, Южную Корею), что составляет 35% прироста в сравнении с 2006 годом. Азиатские страны вытесняют ЕС с рынка МЕРКОСУР. Доля ЕС в импорте стран — членов МЕРКОСУР упала с 30% до 24,2%. Импорт из азиатских стран рос очень быстрыми темпами, что привело к дефициту в торговле с этими странами (5,9 млрд долларов в 2008 году).

Экспорт стран МЕРКОСУР показывает стабильный рост за последние пять лет в среднем на 29,3%, достигнув 224,2 млрд долларов, где прирост составил 20,3%. Наибольший рост экспорта в сравнении с 2006 годом наблюдался в тор-

говле с ЕС (на 29%), с азиатскими странами (на 25%), с НАФТА — всего на 0,9%. Рост экспорта в страны ЕС и страны Азии наблюдался и в 2008 году. На Бразилию в 2007 году приходилось 70% экспорта МЕРКОСУР (160,6 млрд долларов), на Аргентину — 25% (56,2 млрд долларов), на Парагвай и Уругвай — около 3% (7,3 млрд долларов). При этом необходимо отметить, что экспорт Парагвая в количественном выражении вырос на 46,1%, Уругвая — на 12,9%, Аргентины — на 25%, Бразилии — на 16,6%. В первой половине 2008 года динамика роста экспорта оставалась примерно на том же уровне [10. С. 91—94]. Для Аргентины характерна позитивная динамика торговли. Экспорт страны достиг 56,2 млрд долларов в 2007 году, а торговый оборот впервые преодолел показатель в 100 млрд долларов, увеличившись на 25,2% в сравнении с 2006 годом. При этом на МЕР-КОСУР приходится 35,8% импорта Аргентины. Основной торговый партнер Аргентины в блоке — Бразилия, доля которой составляет 90% в аргентинском импорте в рамках МЕРКОСУР. Бразильский экспорт в страны МЕРКОСУР рос очень динамично в сравнении с ее экспортом в остальные страны мира. Если ее общий экспорт вырос в 2007 году на 16,6%, то уровень экспорта в страны блока вырос на 24,1%, достигнув 17,4 млрд долларов. На Аргентину приходится 83,1% экспорта Бразилии. Импорт из МЕРКОСУР вырос на 29,7%, достигнув 11,6 млрд долларов. 90% этого импорта идет из Аргентины. Торговля тесно связывает экономики двух крупных стран Южной Америки, усиливая их взаимодополняемость.

МЕРКОСУР дал импульс и для развития более слабых в экономическом отношении стран — членов блока. Так, Парагвай показал значительный рост внешнеторгового оборота, его экспорт в 2007 году вырос на 46,1% за последние два десятилетия, достигнув рекордного уровня в 2,8 млрд долларов. Импорт Парагвая растет гораздо быстрее, достигнув 5,6 млрд долларов, что приводит к дефициту торгового баланса. Торговый оборот Уругвая в 2007 году впервые достиг отметки в 10 млрд долларов. В 2008 году произошел значительный скачок роста торговли, но объем импорта превышает экспорт, что приводит к дефициту торгового бюджета. В 2008 году дефицит в торговле Уругвая с МЕРКОСУР почти удвоился, достигнув 1,6 млрд долларов. В Бразилии до 70% предпринимателей ведут свою деятельность в рамках этого рынка. Внутризональный экспорт этой страны вырос более чем втрое, его доля в экспорте страны увеличилась с 7 до 15%. Аргентина реализует в рамках блока 30% своего экспорта, Уругвай и Парагвай — более 50%. Рост взаимной торговли способствовал экономическому росту стран в целом, несмотря на диспропорции в структуре обмена [10. С. 121—123].

Экономическое пространство МЕРКОСУР стало привлекательным для иностранных капиталовложений. В этом плане 2007 год оказался наиболее благоприятным для прямых иностранных инвестиций, объем которых составил 41,5 млрд долларов, что на 62,7% больше в сравнении с 2006 годом. Инвестиции в МЕР-КОСУР достигли уровня 1990 года (50 млрд долларов), что в тот период было вызвано интересом к приватизации предприятий государственного сектора, особенно в Аргентине и Бразилии. Нынешний рост инвестиций связан с улучшением экономической ситуации и с промышленным ростом в этих странах. 83,2% всех

инвестиций (34,6 млрд долларов) в 2007 году приходилось на Бразилию. Что касается Аргентины, то и в 2006, и в 2007 году в этой стране прибавлялось по 5 млрд долларов иностранных инвестиций. В Парагвае в 2006—2007 годах иностранные инвестиции составляли 200 млн долларов, а в Уругвае за период 2005—2007 годы их численность достигла 1 млрд долларов. С созданием этого интеграционного объединения деятельность бразильских кампаний в Аргентине и Парагвае резко активизировалась. Бразильские инвестиции в Аргентине в 2005 году достигли

2 млрд долларов, что составляет около 40% всех иностранных инвестиций в этой стране [7. С. 24—27]. В Уругвае бразильские инвестиции незначительны, в то же время бразильские инвестиции в другие страны мира составили 7,1 млрд долларов в 2007 году.

В МЕРКОСУР в последние годы большое внимание стало уделяться проблеме асимметричного развития. Парагвай, являющийся наиболее активным участником этих обсуждений, отстаивает принцип дифференцированного подхода к малым экономикам и добивается определенных льгот. Позиция Уругвая была отражена в ряде документов 2006—2007 годов относительно беспошлинного прохождения товаров, ликвидации технических и бюрократических барьеров в торговле, использовании механизмов большей координации в сотрудничестве и т.д.

В 2006 году было одобрено создание Структурного координационного фонда МЕРКОСУР (FOCEM), бюджет которого в 2006 году составил 50 млн долларов, а в 2007 году — 75 млн. Принят Устав FOCEM, сформирован Технический совет (Technical Unit) c четырьмя представителями. В сентябре 2006 года были утверждены 15 проектов: 13 важных проектов предназначались Парагваю (на сумму 134 млн долларов, или 80% всех выделенных ресурсов); один целевой проект предназначался для борьбы с болезнями в странах МЕРКОСУР (на сумму 170 тыс. долларов, или 10% ресурсов) [10. С. 131—134]. В рамках FOCEM были приняты 4 программы по развитию малых экономик, неблагополучных районов. В рамках МЕРКОСУР осуществляется целый ряд инициатив по укреплению интеграции: региональные программы по подготовке персонала, региональные программы поддержки производственного сектора, координация торговых потоков, работы отдельных комитетов, всей политики развития.

В 2007 году были утверждены научно-технические и инновационные рамочные программы для содействия интеграции в МЕРКОСУР. Для урегулирования противоречий между странами была создана Бразильско-Аргентинская двусторонняя комиссия, где обсуждаются проблемы торговли, выработки гибкой стратегии в переговорах с внешними партнерами. В июне 2008 года Бразилия инициировала Стратегический план для преодоления асимметрии в МЕРКОСУР, где предлагались меры по интеграции экономик стран, не имеющих выхода к морю, по развитию инфраструктуры, по поддержке конкурентоспособности экономик, о доступе к рынку, определению инструментов сообщества. Однако обсуждение этого плана было отложено в связи с наступившим мировым кризисом.

Динамизм МЕРКОСУР привлекает внимание его латиноамериканских соседей. В июне 1996 г. страны МЕРКОСУР подписали соглашение о свободной тор-

говле с Чили (вступило в силу с 1 октября 1996 г.). С 1 апреля 1997 г. ассоциированным членом этого блока стала Боливия. В 1997 году Чили получила право голоса практически по всем обсуждающимся вопросам, за исключением тех, которые относятся к таможенному союзу. В 2008 году, после двух лет переговоров, принят протокол по торговле и услугам между Чили и МЕРКОСУР. В августе 2003 года было заключено соглашение об экономической взаимодополняемости с Перу. Однако заключение Договора о свободной торговле с США в 2007 году размывает тарифные преференции, предоставленные Перу со стороны МЕРКОСУР. В 2002 году о своем желании присоединиться к МЕРКОСУР на основании формулы «4+1» заявили Канада и Мексика. Мексика и Венесуэла в июле 2004 года стали новыми ассоциированными членами МЕРКОСУР. Товарооборот стран — членов МЕРКОСУР с Венесуэлой растет быстрыми темпами, достигнув рекордной цифры в 2007 году — 7,2 млрд долларов, показав рост на 24,6% за год. В 2000 году, когда Венесуэла только вошла в состав этого блока, объем товарооборота составлял 1,5 млрд долларов. Следует отметить, что МЕРКОСУР не так важен для венесуэльского экспорта и составляет всего 1,7% от общего объема экспорта этой страны в 2007 году, поскольку ее экспорт состоит в основном из нефти и нефтепродуктов. Интересно отметить, что если в 2005 году основным торговым партнером Венесуэлы в блоке была Бразилия, на которую приходилось до 90% их общего товарооборота, то в 2007 году главным торговым партнером Венесуэлы становится Уругвай (на него приходилось 55,5% от общего товарооборота Венесуэлы в МЕРКОСУР) [10. С. 132—134]. Такое изменение обусловлено прежде всего тем, что Бразилия практически полностью удовлетворяет свои потребности в углеводородах за счет собственных ресурсов.

МЕРКОСУР является мощным центром притяжения региональной интеграции. С Андским Сообществом и Центральноамериканской системой интеграции в 1998 году были подписаны рамочные соглашения о переговорах для объединения в перспективе. В Буэнос-Айресе 1—2 апреля 2004 года состоялось 8-е совещание стран — членов МЕРКОСУР и Андского сообщества для завершения переговоров по резолюции о принятии Договора об экономическом взаимодополнении № 59. Были завершены переговоры по Программе либерализации торговли и Специальным требованиям к происхождению товаров, которые будут включены как дополнение к Договору.

Однако МЕРКОСУР не ограничивается контактами только внутри Америки. Это объединение поддерживает торгово-экономические, политические, культурные и др. связи со многими государствами и объединениями мира. В июне 2003 года в г. Асунсьон было подписано рамочное соглашение, которое послужило основой для проведения переговоров между МЕРКОСУР и Индией по вопросам создания зоны свободной торговли между этими странами. Соглашение подразумевает два этапа работы: первый — заключение договора о таможенных преференциях, второй — договора о свободной торговле. В рамках форума в Белу-Оризонти, проходившего в июле 2004 года, состоялись также переговоры глав МИД МЕРКО-СУР с министрами иностранных дел Южноафриканского таможенного союза

и Индии о совместном сокращении таможенных тарифов. В итоге страны юга Африки смогут поставлять в страны МЕРКОСУР две тысячи наименований товаров по сокращенным тарифам от 20%, 50% и до 100%. Индия сможет экспортировать 900 наименований своей продукции по тарифам от 10% до 100% [1]. МЕРКОСУР также ищет более широкие и глубокие формы сотрудничества с Китаем и Японией. МЕРКОСУР и Китай начали контактировать в 1997 году. В настоящее время проводится работа по организации 5-го политического диалога МЕРКОСУР — Китай [11. С. 35—37].

Среди ближайших инициатив в плане расширения внерегиональной повестки МЕРКОСУР странами блока рассматривается возможность заключения соглашения о создании зоны свободной торговли с ЮАР. Переговоры с ЕС о заключении Договора о свободной торговле также продолжаются, несмотря на все трудности. Велись переговоры с Канадой, Египтом, Марокко, странами Персидского залива. В конце 2007 года заключен Договор о свободной торговле с Израилем.

Договоры о свободной торговле с США и торговля с США являются важной составной частью внешнеэкономических связей стран региона. После провала варианта МАЗСТ Вашингтон сосредоточил усилия на продвижении Договоров о свободной торговле с отдельными странами, такими как Колумбия и Перу. Эти действия привели к серьезным конфликтам в существующих региональных интеграционных объединениях. Так, в апреле 2006 года Венесуэла вышла из Андского Сообщества, а Уругвай и Парагвай решили начать диалог с США о возможности заключения торговых договоров с Вашингтоном, что вызвано существующей асимметрией в МЕРКОСУР и скудными выгодами, которые представляет им членство в блоке. Венесуэла также угрожает выходом из МЕРКОСУР из-за его торговой направленности и незначительного внимания социальным аспектам [9].

Левые настроения, возрождение популизма у отдельных лидеров, хрупкость демократических структур оказывают влияние на рост противоречий в регионе. Все это свидетельствует о слабости механизмов политического руководства и различиях во взглядах на региональную интеграцию. Экономическая интеграция усугубляет трения между региональными объединениями из-за торговых споров и разных подходов к выходу на мировой рынок, особенно в условиях глобализации. Следует сказать, что в этот период начинают реализовываться и другие варианты интеграции, в частности, создание Южноамериканского союза наций (УНАСУР). Эта инициатива бразильской дипломатии была реализована на Третьем совещании президентов стран Южной Америки в Куско в декабре 2004 года в ходе создания Южноамериканского сообщества наций (ЮАСН), позже получившего название УНАСУР. Ситуация осложнилась на Третьем саммите президентов 12 стран — членов УНАСУР в январе 2008 года в Картахене, где предложенный проект конституции был одобрен не всеми странами.

Венесуэла предложила свое видение интеграции в регионе — проект АЛЬБА (ALBA) — Боливарианскую альтернативу для Латинской Америки. Этот проект ориентирован на такую модель интеграции, где ее механизмы должны содействовать экономическому и социальному развитию, направленному на искоренение бедности и выравнивание уровня жизни латиноамериканских народов. АЛЬБА

представляет собой альтернативу договорам о свободной торговле, в основе которой лежат три основных принципа — оппозиция реформам свободного рынка, отсутствие ограничения для регулирующей роли государства в процессе либерализации экономики, гармонизации отношений между государством и рынком. В рамках этого проекта создано региональное телевидение ТЕЛЕСУР для укрепления взаимодействия Венесуэлы, Аргентины, Уругвая и Кубы и присоединения новых членов. Второе направление проекта предусматривает создание концернов Петрокарибе, Петроандина, Петросур для использования нефтяных ресурсов на благо стран региона. С подписанием Энергетического договора в 2001 году в Каракасе, проведения Первого энергетического саммита Южной Америки в 2007 году формируется новый сценарий для региональной интеграции. Созданный 9 декабря 2007 года Банк дель Сур, куда вошли шесть стран (Аргентина, Бразилия, Боливия, Эквадор, Парагвай и Венесуэла), становится альтернативой для МВФ и Всемирного Банка в регионе. В январе 2008 года был основан Банк Альба для содействия экономической интеграции и сокращения социальных диспропорций, а также для более равномерного распределения инвестиций в странах региона [8]. На VI саммите стран — членов проекта АЛЬБА в январе 2008 года в Каракасе было высказано предложение о создании военного союза, а сам проект расценивался как попытка создания глобальной политической и экономической альтернативы существующим интеграционным блокам.

Наряду с целым рядом привлекательных проектов и программ нужно отметить и ряд слабых сторон проекта. Прежде всего — отсутствие консенсуса между различными участниками интеграционных процессов. Сильный антиамериканизм, отражающий трения между Венесуэлой и США, также настораживает политических деятелей, заставляя их делать свой выбор. Президент Бразилии Лула отметил, что не следует смешивать идеологию с коммерческими отношениями. Иногда этот проект воспринимается как противопоставление УНАСУРУ, бразильской инициативе, что может оказаться отражением спора за лидерство между Венесуэлой и Бразилией в интеграционных процессах региона.

Новые факторы развития Латинской Америки, новые вызовы в регионе приводят к поляризации политических сил, появлению новых лидеров: Бразилии, Венесуэлы, Мексики. И процессы интеграции претерпевают изменения. Появление в последние годы таких проектов, как АЛЬБА, УНАСУР, План Пуэбла Панама, предложенный Мексикой, и другие, не содействует консолидации и укреплению регионального единства. Будущее покажет, возможен ли вариант региональной интеграции, приемлемый для всех стран, или, напротив, придется признать, что Латинская Америка все больше разделяется, придерживаясь различных вариантов интеграции.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Главы МИД стран — членов МЕРКОСУР одобрили создание Фонда структурной конвергенции // Деловой вестник. — 2004. — № 07(122).

[2] Гречкова И.Н. Международные экономические организации. — М.: Консалтбанкир, 2000.

[3] Лавут А.А. МЕРКОСУР и пути интеграции в Латинской Америке // Латинская Америка. — 1996. — № 7—8.

[4] CEPAL //www. cepal. org.

[5] El Diario. — Santiago, 01.02.1995.

[6] IADB: Integration and Trade in the Americas // Periodic Notes. — 1999, Oct.

[7] Integration and Trade. Two Journal Issues. INTAL monthly Newsletter // International MERCOSUR Report Annual Publication. 2008. The Integration Research Centers Networc // www.INTAL.org.

[8] Josette Altmann. Alba: ¿un proyecto alternativo para América Latina? — Área: América Latina. 2008. — № 17/ Fecha: 08/02/2008 // www.realinstitutoelcano.com

[9] MERCOSOUR Report. — 2006. — № 12 // www.mercosur.org

[10] MERCOSUR Report. — 2007—2008 (1 semestr. Report № 13, may 2009. Integration and Trade Sector / Institution for the Integration of Latin America and the Carribbean (IDB-INTAL). Inter-American Development Bank // www.INTAL.org

[11] Mikio Kuwaeama. Osvaldo Rosales. America Latina y China e India: hacia una nueva alianza de comercio e inversion. — Santiago de Chile: Serie Comercio International 81, 2007.

[12] Tratado de Asuncion, 1991, articulo 20 // Boletin oficial del MERCOSUR. — Montevideo. — 1997, Ano I, № 1, Junio.

SPECIAL FEATURES OF MERCOSOUR DEVELOPMENT AT THE BEGINNING OF THE 21ST CENTURY

T.R. Hamidulin

Theory and History of International Relations Chair Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 10a, Moscow, Russia, 117198

The article deals with the special features of MERCOSOUR development as one of the most important integration union in Latin America. The author pays attention to the contemporary positioning of the organization in the system of continental international relations.

Key words: MERCOSOUR, Latin America, integration, development, interdependence, trade revolution, cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.