Научная статья на тему 'На пути к единому рынку в Южной Америке: факторы интеграции в экономике и праве'

На пути к единому рынку в Южной Америке: факторы интеграции в экономике и праве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1011
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Беликова К. М.

В статье рассматриваются вопросы экономической и правовой интеграции государств Южной Америки и становление Южноамериканского Общего рынка (МЕРКОСУР) на фоне интеграционных процессов, происходящих в Европе (ЕС) и на американском континенте (НАФТА, АЛКА, АЛКАС и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Towards Common Market in South America: Factors of Integration in Economics and Law

This article deals with certain aspects of economic and legal integration of states of South America and the creation of the Southern Common Market (MERCOSUR) in the light of processes of integration proceeding both in Europe (EU) and on the American continent (NAFTA, FTAA, ALCAS, etc.).

Текст научной работы на тему «На пути к единому рынку в Южной Америке: факторы интеграции в экономике и праве»

НА ПУТИ К ЕДИНОМУ РЫНКУ В ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ: ФАКТОРЫ ИНТЕГРАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И ПРАВЕ

К.М. Беликова

Кафедра гражданского и трудового права Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

В статье рассматриваются вопросы экономической и правовой интеграции государств Южной Америки и становление Южноамериканского Общего рынка (МЕРКОСУР) на фоне интеграционных процессов, происходящих в Европе (ЕС) и на американском континенте (НАФТА, АЖА, АЛКАС и др.).

Аббревиатура МЕРКОСУР все чаще появляется в российской экономической и правовой литературе. Ею обозначают Южноамериканский Общий рынок (Mercado Comun del Sur), основные положения которого закреплены в Асунсьонском договоре, подписанном в 1991 г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем. Этот договор определил порядок и сроки экономической интеграции этих стран, позволяющей осуществлять свободное перемещение товаров, услуг, капитала, рабочей силы на их территории, а также учредил основные органы Общего рынка и зафиксировал их компетенцию [3, с. 73-78].

На идею создания такого рынка, безусловно, повлияла европейская экономическая интеграция (Евросоюз), хотя корни ее, по-видимому, следует искать в начале XIX в., когда лидер антиколониального движения С. Боливар стремился создать на южноамериканском континенте единое государство1.

Были у этой идеи и иные предпосылки. В 1960 г. Аргентина, Бразилия, Мексика, Уругвай, Чили, Парагвай и Перу подписали Договор Монтевидео [17], предусматривавший создание в течение 12 лет зоны свободной торговли, учредив Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (ЛАСТ). В 1961 г. к договору присоединились Колумбия и Эквадор, в 1966 г. — Венесуэла и в 1967 г. — Боливия. Согласно Договору, при установлении тарифов на товары действовал режим наибольшего благоприятствования, автоматически распространявшийся на всех участников ЛАСТ. В период осуществления программ по импортзамещающему развитию это положение стало препятствием на пути урегулирования вопроса о тарифах в целом, а также сделало невозможным осуществление более ограниченных по масштабам интеграционных проектов. На практике страны перестали предлагать своим приоритетным региональным партнерам товары по льготным тарифам, поскольку этим наносился ущерб национальным экономикам со стороны конкурирующих производителей третьих стран, из-за того, что все они обладали сходной на тот момент структурой внешней торговли2.

Однако на пути к интеграции встречались и серьезные трудности. Разразившийся в 1973 г. мировой экономический кризис и кризис валютной системы усугубили замкнутость и отставание в развитии экономик латиноамериканских стран, что привело к пересмотру концепции развития, ориентирующегося на собственные силы, на концепцию тесного регионального взаимодействия экономик. В 1980 г. в Монтевидео страны-участницы ЛАСТ пересмотрели условия договора Монтевидео

1960 г., подписав договор [18], который допускал заключение странами-участницами соглашений частичного охвата с другими странами или интеграционными блоками, права и обязанности по которым возникали только для государств их подписавших или присоединившихся к ним, и установление между ними преференционного таможенного режима, поскольку признавалось, что общее снижение тарифов не служит целям латиноамериканской интеграции, которая должна углубляться постепенно. В рамках новой концепции «открытого регионализма» такие соглашения частичного охвата рассматривались как «строительные блоки» для полного снятия тарифов в будущем между всеми членами вновь созданной организации — Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАИ, исп. — АЬАВГ), сменившей ЛАСТ [9; 10, с. 4-15; 22].

Мировой экономический кризис 70-х годов вызвал и иную проблему — латиноамериканские страны оказались не в состоянии выплачивать внешний долг из-за возросших в этот период процентных ставок. Социальных потрясений удалось избежать посредством предоставления им займов МВФ, обусловленных проведением реформ («кредиты в обмен на реформы»). Демократизация режимов военных диктатур была осуществлена путем перехода к представительной демократической форме правления. Общенародные президенгские выборы (в Аргентине в 1983 г., в Бразилии и Уругвае с 1985 г., в Парагвае, Чили, Боливии с 1989 г.) ознаменовали переход от авторитарных режимов к правовому государству и гражданскому обществу. Этот переход сопровождался либерализацией национальных экономик, выразившейся в приватизации государственной собственности, привел к реструктуризации внешних долгов путем конверсии краткосрочных долговых обязательств в долгосрочные и обмена долговых обязательств стран на акции приватизированных предприятий и завершился проведением конституционных реформ [6, с. 50-59; 8, с. 4-13; 14, с. 4-16].

Реформирование в латиноамериканских государствах происходило одновременно с новой интеграционной политикой на континенте, которая дала положительные результаты. В экономических отношениях между наиболее развитыми странами региона, например, Бразилией и Аргентиной, Колумбией и Венесуэлой, усилилась роль торгового обмена и возникли условия для подписания субрегиональных соглашений. В1985 г. Аргентина и Бразилия подписали «Декларацию Игуасу», целью которой являлось снижение политического недоверия друг к другу путем принятия совместных усилий в противостоянии общим экономическим и политическим проблемам, возникающим при укреплении демократической системы, и учреждение для интеграции Совместной комиссии на высшем уровне [5].

На фоне стремительного развития интеграционного процесса в Европе, декларировавшей в 1986 г. создание к 1992 г. — Европейского Союза (ЕС), Аргентина и Бразилия в 1986 г., действуя в рамках Договора Монтевидео 1980 г., активизировали взаимное экономическое сотрудничество и подписали соглашение, содержащее Программу экономической интеграции и сотрудничества в различных отраслях национального хозяйства. В 1988 г. Уругвай, а в 1990 г. Парагвай, основываясь на существующих двусторонних договорах с Аргентиной и Бразилией, присоединились к процессу региональной экономической интеграции. В 1989 г. был активизирован интеграционный процесс в Андской группе, созданной еще в 1969 г. в рамках ЛАСТ в составе Боливии, Венесуэлы, Эквадора, Перу, Колумбии и преобразованной в Андское сообщество наций [11, с. 11-17].

В 1990 г. США выдвинули «Инициативу для Америк», нацеленную на создание к 2005 г. Всеамериканской зоны свободной торговли (АЛКА, англ. — РТАА, исп. — АЬСА).

В этом контексте весьма логичным и закономерным выглядит подписание Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем 26 марта 1991 г. Асунсьонского договора, положившего начало созданию Южноамериканского общего рынка — МЕРКОСУР, — в котором внутренняя отмена таможенных пошлин виделась на пути их регулярного снижения каждые 6 месяцев в течение короткого переходного

периода — с момента его подписания до 31 декабря 1994 г.

Вступление в МЕРКОСУР стран, имеющих совершенно разные стартовые возможности, обусловленные значительной разницей в уровне модернизации социально-экономических структур и степени проведения реформ, послужило мощным стимулом для развития экономик на основе их дополняемости и роста взаимной торговли3.

Подводя итоги переходного периода в декабре 1994 г. в Оуро-Прето, руководители стран-участниц МЕРКОСУР констатировали, что к 1 января 1995 г. в экономической сфере были созданы зона свободной торговли, распространявшаяся на 90% товаров согласованной таможенной номенклатуры, и таможенный союз, распространявшийся на 85 % товаров. В целях создания условий для свободного перемещения рабочей силы заключены четырехсторонние соглашения о взаимном признании аттестатов, дипломов и других документов о начальном, среднем, высшем и постуниверситетском образовании; существенно упрощены пограничные формальности для перемещения физических лиц на территории стран-участниц; разработан и введен с 1995 г. в Уругвае единый паспорт для граждан стран-участниц, обеспечивающий правовой статус и гарантирующий беспрепятственный выезд за пределы стран МЕРКОСУР.

В целях ускорения и углубления процесса интеграции руководители стран-участниц установили, что распространение режима свободной торговли на 100 % внутризонального товарообмена должно осуществиться к 2000 г., а принятие общего внешнего тарифа на все виды продукции для Аргентины и Бразилии — к 2001 г., а для Уругвая и Парагвая — к 2006 г.

Одновременно было принято решение о распространении интеграционных процессов на политическую, военную и гуманитарную сферы. В гуманитарной сфере интеграционные процессы нашли свое отражение в развитии сотрудничества университетов стран-участниц и расширения культурного и информационного обмена, в военной — в проведении с 1996 г. регулярных совместных военных учений [23].

Начало консолидации внешней и внутризональной политики стран-участниц МЕРКОСУР было положено на Сан-Луисском форуме в 1996 г. подписанием Президентской Декларации о демократических гарантиях [19]. В ней утверждалось, что действие в полном объеме демократических институтов является основным условием кооперации в рамках МЕРКОСУР, а их изменение представляет собой непреодолимое препятствие на пути этой кооперации, поэтому в случае нарушения конституционного порядка в одной из стран-участниц МЕРКОСУР против нее предусмотрено введение санкций. В 1998 г. положение о демократических гарантиях в странах МЕРКОСУР было развито «Протоколом Ушуая», ставшим неотъемлемой частью Асунсьонского договора [16].

Позиция внешней политики МЕРКОСУР стала формироваться под влиянием процесса образования АЛКА в рамках «Инициативы для Америк» и развития отношений со странами Андского сообщества, Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), ЕС и НАФТА (англ. КАРТА) [27].

Изначально, с 1990 г., интеграционный процесс объединения Северной и Южной Америк характеризовался концептуальными разногласиями [24; 25; 26] между позицией США, поддерживаемой другими членами НАФТА и Чили, и позицией Бразилии и стран-участниц МЕРКОСУР, а позднее и участницы Андского сообщества — Венесуэлы. США, заинтересованные в защите своих производителей сельскохозяйственной и металлургической продукции и распространении ТНК и ТНБ на южный континент, настаивали на присоединении к НАФТА других стран региона в индивидуальном порядке и заключении соглашений по секторам экономической деятельности, при этом Конгресс США отказался ратифицировать соглашение о принятии в НАФТА Чили. Влияние США на страны Латинской Америки всегда носило характер избирательного экономического давления, а в период демократических преобразований в них, должно было поддержать и ускорить эти преобразо-

вания. Практически такая политика привела к дискриминации торговли с Бразилией и протекционизму в отношениях с Аргентиной. По этой причине Бразилия, имевшая вследствие сокращения экспорта в 1989-92 гг. на 20 % наименее тесные экономические связи с США, отвергла настойчивое требование Вашингтона создать АЛКА на неравноправных условиях — под главенством НАФТА. Бразилия предложила всемерное укрепление и развитие региональных интеграционных объединений, и их поэтапное слияние: на первом этапе — сближение МЕРКОСУР с Андским сообществом; на втором — ассоциация с Центральноамериканским общим рынком (ЦАОР); на третьем — с Общим рынком карибских стран (КАРИКОМ); на четвертом — с НАФТА. В 1993 г. Бразилия выступила с предложением создания Южноамериканской зоны свободной торговли (АЛКАС), предусматривающей объединение МЕРКОСУР с Чили (АТР) и странами Андского сообщества. Учитывая трудности, которые встретила Чили на пути вступления в НАФТА, две из трех стран Андского сообщества -— Венесуэла и Колумбия, планировавшие в начале 90-х присоединиться к НАФТА, приняли решение о сближении с МЕРКОСУР, в том числе по причине тесных экономических взаимосвязей с Бразилией, принимающей активное участие в развитии энергетической и транспортной инфраструктуры этих стран. На правах ассоциированных членов в 1995-96 гг. к МЕРКОСУР присоединилась Боливия — участница Андского сообщества, а в 1994-96 гг. Чили. Перу, еще одна участница Андского сообщества, в 1992 г. приостановила свое членство в сообществе, а в 1997 г. заявила о выходе из него и решении присоединиться к МЕРКОСУР. В 1998 г. было подписано рамочное соглашение МЕРКОСУР с Андским сообществом о создании зоны свободной торговли.

В 1992 г. установлены официальные отношения МЕРКОСУР с ЕС, оформленные в 1995 г. рамочным соглашения о создании к 2005 г. зоны свободной торговли на территории ЕС и МЕРКОСУР [29].

Развитие координированной внешней и внутренней политики стран МЕРКОСУР свидетельствует о формировании к 1998 г. политико-экономического блока в рамках МЕРКОСУР, однако мировой финансовый кризис 1998-1999 гг. повлек за собой кризис интеграционных процессов, вызванный последовавшими друг за другом процессами девальвации почти на 70 % бразильского реала, кризиса экономики Аргентины, в виде свертывания ряда аргентинских предприятий и введения протекционистских мер, в результате чего аргентино-бразильский товарооборот сократился к 2000 г. на 20% по сравнению с 1998 г. Кризис в Аргентине усугубился с падением, начиная с 2000 г. курса доллара, что, фактически, означало девальвацию жестко связанного с ним аргентинского песо по отношению к реалу и евро. Поскольку экономический кризис происходил на фоне смены политического руководства в Аргентине и Бразилии, инфляции, наличия долгов, роста безработицы и социального недовольства реформами, эффект от экономической интеграции был существенно снижен и поставил под вопрос сам факт существования МЕРКОСУР. Однако страны-участницы МЕРКОСУР, и прежде всего Бразилия, с пониманием отнеслись к кризису в Аргентине и оказали помощь в его преодолении. Политическая воля нового руководства стран и глубокая дополняемость экономик Аргентины и Бразилии привели в 2000 г. к решимости «перезапуска МЕРКОСУР», продолжению и углублению интеграции и, учитывая отмену Аргентиной привязки своей валюты к доллару, приступили к выработке концепции создания единой валюты МЕРКОСУР и единой социальной программы [1, с. 19-38; 28].

Необходимость в противостоянии действию разобщающих факторов в экономических процессах южноамериканских стран побудила крупнейшую страну региона, Бразилию, к политике укрепления сотрудничества южноамериканских стран путем развития региональной инфраструктуры, особенно энергетики, и созданию АЖАС (англ. — SAFTA, исп. — ALCAS), что встретило поддержку 11 южноамериканских государств. В 2002 г. МЕРКОСУР и Андское сообщество подписали соглашение о создании зоны свободной торговли между блоками к концу 2003 г. на

основании договоров о тарифных преференциях, заключаемых странами МЕРКОСУР со странами Андского сообщества индивидуально [4, с. 4-21; 13, с. 4-16.].

В 2003 г. после непростых переговоров ассоциированным членом МЕРКОСУР стало Перу, а в 2004 г. — Венесуэла, Колумбия и Эквадор [20].

Регион заинтересован в расширении сотрудничества, особенно экономического, между ЕС и МЕРКОСУР. С этой целью в 1999 г. в Рио-де-Жанейро состоялась первая встреча лидеров всех стран, на которой было принято решение в этом же году начать переговоры о создании зоны свободной торговли к 2005 г. В соответствии с этим решением в 2001 г. между ЕС и МЕРКОСУР произошел обмен предложениями об уровне снижения тарифов на различные группы товаров.

Дальнейшее развитие МЕРКОСУР в рамках проектов АЛКА, АЛКАС и объединения с ЕС многовариантно и зависит от политических и экономических факторов. Какому из прогнозов развития МЕРКОСУР, описанных в различных работах [1, с. 19-38; 30; 31; 32], суждено сбыться, покажет время.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Социально-экономическое своеобразие развития Южной Америки заключалась в том, что объем производства экспортной продукции и разделение труда на континенте достигли таких масштабов, которые стали несовместимы с зависимостью от колониальных административных и таможенных ограничений [7; 12, с. 260-280].

Распад испанских колоний и образование на их месте национальных государств в 1810-1830 гг. сопровождался включением региона в сферу экономических и политических интересов динамично развивающихся США [21, с. 184-210].

Либералы, вдохновленные успехами США, поощряли приток иностранного капитала в целях укрепления национальной инфраструктуры образовавшихся государств. Это привело к значительному росту экспорта, однако подавило недостаточно развитые к тому моменту неэкспортные секторы экономики, породив противоречие с национальным капиталом. Этим воспользовались консерваторы, которые, придя к власти, попытались развивать национальную экономику с помощью займов, вызвавших настолько большую внешнюю задолженность, что она привела к новой — экономической форме зависимости латиноамериканских стран [15, с. 202-215.].

2. В отличие от Западной Европы, у границ и на территории которой противостояли войска ядерных сверхдержав США и СССР, в Латинской Америке отсутствовала достаточная политическая мотивация, способная преодолеть ради интеграции существующие торгово-экономические ограничения. В то время как в Западной Европе экономический подъем, вызванный разгаром «холодной войны», привел к созданию к 1968 г. таможенного союза, ЛАСТ оказалась малоэффективной. Южноамериканские исследователи подчеркивают, что развитие национальных экономик сопровождалось повышением импортных таможенных пошлин, что привело к самоизоляции латиноамериканского рынка и обусловило отставание развития экономики и снижение темпов ее роста на фоне мирового экономического подъема [2, с. 20-28.].

3. Создание в 1992 г. Европейского Союза (ЕС) активизировало интеграционные процессы не только в Южной, но и в Северной Америке, где в декабре 1992 г. США, Канадой и Мексикой было подписано соглашение о создании с 1 января 1994 г. Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА).

4. Побудительным мотивом разработки механизма, призванного содействовать развитию демократии в регионе, послужила политическая нестабильность в странах МЕРКОСУР, вызванная протестными выступлениями населения, связанными с ростом безработицы, удешевлением рабочей силы, снижением социальных гарантий в области медицины и образования. Была принята «Мальвинская декларация», подтвердившая признание всех членов МЕРКОСУР законности прав Аргентины на

суверенитет над Мальвинским архипелагом в Южной Атлантике, и Декларация о провозглашении территории стран-участниц МЕРКОСУР зоной мира, в которой ни при каких обстоятельствах не будут допущены гонка вооружений или военные приготовления, угрожающие сохранению мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. 10 лет Меркосур // Латинская Америка. — 2001. — №7. — С. 19-38.

2. Баррос С. До Рего. Основы южноамериканской интеграции // Латинская Америка. — 1996. — №5. — С. 20-28.

3. Герреро-Перес Б.А., Ковалев С.И. Гармонизация правового регулирования торгового оборота в рамках стран южноамериканского общего рынка // Гражданское и торговое право зарубежных стран / Под ред. В.В. Безбаха и В.К. Пучинского.

— М.: МЦФР, 2004. — С. 73-78.

4. Глинкин А.Н. Соглашение по АЛКА: за год до финиша // Латинская Америка.

— 2004. —№1, —С. 4-21.

5. Гражданское и торговое право зарубежных стран. Учебное пособие / Под общ. ред. В.В. Безбаха и В.К. Пучинского. — М.: МЦФЭР, 2004.

6. Дупас Ж. Новые дилеммы государственности, управления и интеграции с точки зрения логики глобализации. // Латинская Америка. — 2001. — №6. — С. 50-59.

7. Жидков О.А. История государства и права стран Латинской Америки. — М.: Изд-во УДН, 1967.

8. Ивлева Т. Н. Как бороться с финансовыми кризисами: три подхода // Латинская Америка. — 2001. — №3. — С. 4-13.

9. Капустин А.Я. Международно-правовые проблемы латиноамериканской экономической интеграции. Учебное пособие. — М.: Изд-во УДН, 1986.

10. Клаверен А. Ван. Латинская Америка на пути к открытому регионализму // Латинская Америка. — 1997. — №6. — С. 4-15.

11. Лавут А.А. Андская группа: от застоя к модернизации? // Латинская Америка. — 1997. — №3. — С. 11-17.

12. Марчук Н.Н. Новая история стран Европы и Америки. Первый период. — М.: Высшая школа, 1997. — С. 260-280.

13.Романова З.И. Региональная интеграция — новые вызовы // Латинская Америка. — 2003. — №8. — С. 4-16.

14. Романова З.И. Финансовый рынок в условиях глобализации // Латинская Америка. — 2000. — №9. — С. 4-16.

15. Слезкин Л.Ю. Новая история стран Европы и Америки. Второй период. — М.: Высшая школа, 1998.

16. Текст «Протокола Ушуая» Mercosur/CMC XTV/Acta №1/98 http:// www. mercosur. org. uy

17. Текст Договора Монтевидео 1960 г. // http://www2. uol. com.br / actasoft/ actamercosul/ espanhol/ acuerdos_y_tratados.htm

18. Текст Договора Монтевидео 1980 г. // http://www2.uol.com.br/ actasoft/ actamercosul/ espanhol/ acuerdos_y_tratados.htm

19. Текст Президентской Декларации о демократических гарантиях Mercosur/ CMC X/Acta №1/96 // http:// www.mercosur.org.uy

20. MERCOSUR/CMC/DEC. № 39/03, № 42/04, № 44/04 и № 43/04 // http:// www.sice.oas.org/ trade/ mrcsrs/ decisions

21. Хачатуров K.A. Латиноамериканские уроки для России. — М.: Международные отношения, 1999.

22. Carmona P. Objetivos у contenido de la integracion regional: polfticas de convergencia у efectos del ajuste // Documentos de Trabajo Publicados por CEFIR, 1993 //http://www.cefir.org.uy/dt01-toc.htm

23. Cronologia do Mercosul (1985-1999): Centro Brasileno de Documentation у

Estudios de Bacia do Prata (CEDEP), Universidad Federal de Rio Grande do Sul (UFRGS) // http:// www.cedep.ifch.ufgrgs.br/cronologia_mercosul

24. Flynn M. Brazil Increasingly Unenthusiastic about U.S. FTAA Proposals. Has Bush’s “Century of the Americas” already come and gone? February 1, 2002 // http:// www.americaspolicy.org

25 .Flynn M. Bush and Lula: A Collision of Two Worlds, July 10, 2003 // http:// www.americaspolicy.org

26. Gudynas E. El MERCOSUR ante el ALCA: Nuevas tensiones y nuevas opciones, 29 de octubre de 2003 // http:// www.americaspolicy.org

27. Hansen-Kuhn K. Free Trade Area of the Americas // http://www.foreignpolicy-infocus.org

28. IDB-INTAL MERCOSUR Report №7, 2000-2001 //http://www.iadb.org/intal

29. Kinoshita F. Mercosur y Union Europea: consideraciones sobre una zona de libre comercio intercontinental // http://www.europa.eu.int

30. Pena F. Asimetrias y medidas de convergencia structural: enfoques y propuestas para un Mercosur solidario, Marzo 2004 // http://www.mercosur.org.uy

31. Pena F. Does Mercosur have future? May 2003 // http://www.mercosur.org.uy

32. Pena F. Reflexiones sobre el Mercosur y su futuro, Septiembre 2002 // http://www.mercosur.org.uy

TOWARDS COMMON MARKET IN SOUTH AMERICA: FACTORS OF INTEGRATION IN ECONOMICS AND LAW

K. M. Belikova

The Department of Civil and Labour Law Russian Peoples’ Friendship University

Miklukho-Maklaya st., 6, 117198 Moscow, Russia

This article deals with certain aspects of economic and legal integration of states of South America and the creation of the Southern Common Market (MERCOSUR) in the light of processes of integration proceeding both in Europe (EU) and on the American continent (NAFTA, FTAA, ALCAS, etc.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.