Научная статья на тему 'Особенности функционирования электронных СМИ КНР на примере регулирования их деятельности'

Особенности функционирования электронных СМИ КНР на примере регулирования их деятельности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1767
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / КИТАЙ / ИНТЕРНЕТ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА СМИ / МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СМИ / MEDIA / CHINA / INTERNET / LEGAL BASE OF MEDIA / MEDIA MANAGEMENT PRACTICES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Котельников Алексей Анатольевич

Рассматриваются особенности функционирования электронных СМИ КНР на примере регулирования их деятельности, анализируется нормативно-правовая база СМИ, методы регулирования и требования, предъявляемые к содержанию и качеству публикуемой информации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of functioning of electronic media of PRC on the example of their activities' regulation

The article discusses the features of electronic media functioning on the example of China's regulatory environment, analyzes the legal base of the media, management practices and the requirements to content and quality of published information

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования электронных СМИ КНР на примере регулирования их деятельности»

УДК 327 (510)

Котельников Алексей Анатольевич Alexey Kotelnikov

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ КНР НА ПРИМЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

FEATURES OF FUNCTIONING OF ELECTRONIC MEDIA OF PRC ON THE EXAMPLE OF THEIR ACTIVITIES’ REGULATION

Рассматриваются особенности функционирования электронных СМИ КНР на примере регулирования их деятельности, анализируется нормативно-правовая база СМИ, методы регулирования и требования, предъявляемые к содержанию и качеству публикуемой информации

Елючевые слова: средства массовой информации, Китай, Интернет, нормативно-правовая база СМИ, методы регулирования СМИ

The article discusses the features of electronic media functioning on the example of China’s regulatory environment, analyzes the legal base of the media, management practices and the requirements to content and quality of published information

Key words: media, China, Internet, legalbase of media, media management practices

Компьютеризация и глобализация являются основными направлениями развития современного общества. Стремительный прогресс в сфере новых цифровых и информационно-компьютерных технологий, массовое использование их достижений в общественной жизни, включая сферу коммуникации, привели к изменению традиционных средств массовой информации и способствовали возникновению нового, ранее не существовавшего канала распространения информации — сети Интернет. Интернет обладает рядом специфических технологических, коммуникационных и информационных особенностей, что вызвало появление принципиально новых СМИ, соединяющих в себе различные виды традиционных и электронных СМИ, предоставляющих пользователям интерактивно и индивидуально использовать каналы средств массовой информации и другие оригинальные услуги. Далее в статье будет использоваться термин «электронные СМИ».

Для деятельности средств массовой информации система регулирования деятельности СМИ имеет основополагающее значение, т.к. создает «правила игры» в данной области.

В соответствии с действующим российским законодательством, под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации. Отсюда следует, что Интернет, обладая рядом характеристик, присущих СМИ, в целом не является средством массовой информации. В настоящее время не существует законодательного акта, обязывающего владельцев сетевых СМИ регистрировать их. Однако часть электронных СМИ проходят процедуру регистрации в добровольном порядке.

В Китайской Народной Республике Интернет относится к средствам массовой информации. Как и в ряде стран, в КИР на самом раннем этапе развития Интерне-

та и электронных СМИ создана нормативно-правовая база для регулирования их деятельности.

В отличие от Российской Федерации, в Китае нет закона прямого действия, регулирующего деятельность СМИ. В настоящее время в стране существует ряд законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность каждого конкретного вида СМИ. Сложилась следующая иерархия нормативно-правовых актов: Конституция КИР, базовые законы, административные законоположения, местные законоположения, законоположения особых административных районов Сянган, Аомэнь и провинции Тайвань, отраслевые установления, международные договоры [11-

Средства массовой информации являются составной частью политической системы общества. В силу специфики политических условий в Китае средства массовой информации обладают особыми функциями — «газеты, радио, телевидение представляют собой рупор партии, правительства и народа страны» [2]. Поэтому контроль Коммунистической Партии играет важную роль в деятельности китайских СМИ.

В настоящее время в КИР существует несколько уровней регулирования деятельности электронных СМИ: правовое, административное и техническое. В данной статье вопросы технического регулирования электронных СМИ не рассматриваются.

Правовое регулирование китайских электронных СМИ направлено на защиту авторских прав в Интернете и непосредственное регламентирование деятельности данных СМИ.

Датой создания первого китайского электронного СМИ считается 12 января 1995 г., когда в сети Интернет была размещена электронная версия журнала «Китайские ученые за границей» (“China Scholars Abroad”). С начала 1996 г. электронные версии своих печатных изданий стали создавать крупные печатные СМИ и практически одновременно возникли проблемы с соблюдением авторских прав в Интернете. Чтобы противостоять нарушениям авторских прав, 15 апреля 1999 г. представители 23 китайских традиционных СМИ подписали

«Конвенцию китайских журналистских сообществ об онлайновых СМИ». Участники Конвенции договорились, что все сайты, не принадлежащие организациям, ее подписавшим, при использовании информации СМИ-участников Конвенции должны сначала получить разрешение авторов и заплатить гонорары и лишь после этого получить право на распространение новостных материалов. Кроме того, в опубликованных материалах следует отмечать цитаты и давать на них соответствующие ссылки [3].

Действовавший в тот период «Закон Китайской Народной Республики об авторском праве» был принят до того, как Интернет получил широкое распространение. В тексте закона не было четко определено, что произведение в электронном виде также относятся к предмету регулирования данного закона. Судебные решения по конкретным искам стали на первоначальном этапе опорой для правого регулирования в отношении соблюдения авторских прав в сети Интернет.

22 ноября 2000 г. Коллегия Верховного народного суда Китайской Народной Республики на заседании № 1144 приняла «Объяснения Верховного народного суда по некоторым вопросам законов, используемых при рассмотрении споров об авторских правах в компьютерных сетях». Статьей 2 данного «Объяснения» установлено, что «произведения, защищенные авторскими правами, включают цифровые формы разных произведений», а также что «распространение произведений посредством сетей принадлежит к одному из способов использования произведений» [1; С. 318.]

В последние годы в «Закон Китайской Народной Республики об авторском праве» были внесены поправки, а также обнародованы и стали действовать такие нормативные акты, как «Положение о защите программного обеспечения компьютеров», «Положение об осуществлении Закона об авторском праве», «Порядок применения административных наказаний за нарушение авторского права», «Положение об управлении коллективными владельцами авторского права» и др.

В Китае вопросам контроля за содер-

жанием контента в Сети уделялось большое внимание с началом развития в стране Интернет. 1 февраля 1996 г. Государственный совет опубликовал «Временный порядок управления международной объединенной сетью компьютерных информационных сетей в КНР. 20 мая 1997 г. в данный Временный порядок были внесены изменения в ст. 13, регламентирующую требования к контенту в Сети. В 2000 г. в связи с повышенным вниманием китайского государства к стремительному развитию электронных СМИ в стране появились первые законодательные акты, непосредственно регулирующие деятельность электронных СМИ, — «Порядок осуществления информационных услуг в Интернете», «Временный порядок публикации новостей на Интернет-сайтах» и «Порядок оказания услуг электронных объявлений в Интернете». Три указанных законодательных акта регулируют деятельность электронных СМИ в области регистрации, опубликования новостей и предоставления услуг электронных объявлений.

В ст. 15 «Порядок осуществления информационных услуг в Интернете» определена информация, которую поставщикам электронных услуг запрещено производить, копировать, публиковать и распространять:

1) высказывания против основных принципов, устанавливаемых Конституцией КИР;

2) нарушение государственной безопасности, разглашение государственной тайны, подрыв государственной власти, разрушение единства государства;

3) нанесение ущерба репутации и интересам государства;

4) разжигание религиозной вражды и национальной дискриминации, нарушение единства нации;

5) нарушение религиозной политики государства, пропаганда ереси и феодальных суеверий;

6) распространение слухов, нарушение социального порядка, расшатывание социальной стабильности;

7) пропаганда непристойности, пор-

нографии, азартных игр, насилия, убийств, угроз, подстрекательство других лиц к совершению преступлений;

8) оскорбление или клевета, нарушение интересов других лиц;

9) другая информация, запрещенная законодательными или административными актами [4].

Статьей 17 данного Порядка установлено, что когда поставщик информационного продукта «подает заявление о выходе на биржу или о сотрудничестве с иностранными предпринимателями, он должен сначала получить согласие управляющего органа информационной индустрии Государственного совета; причем доля иностранного капитала должна соответствовать правилам соответствующих законов и административных положений.

«Временный порядок публикации новостей на Интернет-сайтах» регулирует информационное содержание, предоставляемое Интернет-сайтами. Статья 2 Порядка дает определение понятия «публикация новостей»: это возможность «посредством Интернета опубликовывать и перепечатывать новости». Статьей 5 данного документа установлено, что только «Интернет-сайты, законно создаваемые новостными СМИ центрального уровня или органами исполнительной власти центрального уровня, новостными СМИ провинций, автономных районов имеют право публиковать новости после получения соответствующего разрешения. Остальным новостным СМИ запрещено создавать собственные новостные сайты». Они имеют право создавать только свою страницу на тех новостных сайтах, которые уже получили разрешение на создание собственных сайтов.

В отношении сайтов, не созданных новостными СМИ, но публикующих новости, Порядок устанавливает требования, предъявляемые к их учредителям (ст. 9) и источникам информации: Комплексные СМИ, публикующие новости, учрежденные неновостными СМИ, в соответствии с законодательством после получения разрешения могут заниматься опубликованием новостей (ст. 7). Разрешение касается только ново-

стей, купленных комплексными сайтами у новостных СМИ, причем сами новостные СМИ, в свою очередь, должны соответствовать определенным требованиям.

Статья 14 определяет условия работы с зарубежными источниками информации: «Новости, публикуемые со ссылками и на новостные Интернет-сайты, расположенные за рубежом, а также зарегистрированные за рубежом новостные СМИ и сайты, должны быть одобрены Пресс-канцелярией ГосударствеиногосоветаКИР» [5].

Таким образом, практически единственным источником новостей китайских электронных СМИ являются новостные СМИ, главным образом, традиционные, получившие разрешение на создание своих сайтов. Китайские неновостные СМИ не имеют права брать интервью или делать репортажи. У таких СМИ есть право только редактировать приобретенные материалы, не нанося ущерба оригинальному содержанию.

«Порядок оказания услуг электронных объявлений в Интернете» предписывает хозяйствующим субъектам, оказывающим информационные услуги посредством Интернета, в случае предоставления услуг по размещению электронных объявлений, при регистрации лицензии подать специальное заявление. Порядком регламентируются условия и ограничения в части содержания электронных объявлений. Статья 10 Порядка устанавливает, что «хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по размещению электронных объявлений, должны в установленном месте опубликовать номер лицензии или регистрационный номер, правила предоставления услуг по размещению электронных объявлений и информацию о юридической ответственности пользователей.

Статьей 14 Порядка хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по размещению электронных документов, предписывается хранить в течение 60 дней содержание электронного объявления, время опубликования, интернет-адрес или доменное имя. Данная информация должна предоставляться соответствующим государственным органам по их запросу [6].

В последующем юридическая база регулирования деятельности китайских электронных СМИ дополнилась рядом нормативно-правовых актов, развивающих и конкретизирующих положения, рассмотренные в названных документах.

Кроме правового регулирования, в Китае существует административный контроль за деятельностью электронных СМИ. До принятия соответствующих законодательных актов административные документы были практически единственным средством регулирования процесса функционирования электронных СМИ.

В октябре 1999 г. Государственное управление по делам радиовещания, кинематографии и телевидения КИР обратило внимание на факты несанкционированного распространения китайскими коммерческими интернет-сайтами информации, полученной из зарубежных СМИ и СМИ Особого административного района Сянган. В качестве меры реагирования было разработано и опубликовано «Извещение об укреплении управления программами радиовещания, кино и телевидения, передающими общественности посредством информационных сетей», в котором указывалось, что на территории КИР для распространения программ кино и телевидения различными информационными сетями (включая Интернет) необходимо сделать заявление Государственному управлению по делам радиовещания, кинематографии и телевидения КИР. Натерритории КИР информационным сетям запрещалось использовать названия «сетевая радиостанция», «сетевой центр», «сетевое телевидение» и т.д. Названные мероприятия заложили основу для разработки последующих законов [7].

С мая 1997 г. Пресс-канцелярия Госсовета КНР стала отвечать за деятельность электронных СМИ. В апреле 2000 г. в структуре Пресс-канцелярии появилось т.н. Пятое управление, которое в китайских СМИ также именуется как «Сетевое управление», ответственное за координацию работы электронных СМИ, за планирование и строительство новостных интернет-сайтов, за работу по организации сотрудни-

чества международных новостных обменов в сети Интернет.

Кроме законодательных и административных методов регулирования деятельности электронных СМИ, в КНР существуют специальные документы, касающиеся вопросов размещения информации в Интернете, издаваемые Коммунистической партией Китая, а также установочные статьи, публикуемые, как правило, на страницах газеты «Жэньминь Жибао». Кроме того, выступления руководителей КНР по данной проблематике также играют важную роль в регулировании деятельности электронных СМИ.

Таким образом, к особенностям функционирования электронных СМИ в КНР в части регулирования их деятельности относятся:

1) постоянно обновляющаяся нормативно-правовая база;

2) решающая роль государственного и партийного контроля за деятельностью СМИ;

3) единые методы регулирования деятельности средств массовой информации как в отношении традиционных СМИ, так и в отношении электронных СМИ, связанные с регламентацией требований к содержанию и качеству информации.

Литература

1. Ван Цзюнь. Синьвэнь гунцзочжэ юй фалюй / пер. с кит. Ван Цзюнь. Журналисты и законы. — Пекин: Чжунян гуанбо дяньши чубаньшэ, 2001. — С. 31.

2. Тун Бин. Лилунь синьвэнь чуаньбосюэ даолунь / пер. с кит. Тун Бин. Введение в теорию коммуникавистики в сфере журналистики. — Пекин: Чжунго жэньминь дасюэ чубаньшэ, 2000. -С. 185.

3. Ванло чуаньбо гайлунь / пер. с кит. иод ред. Ли Юэцзе. Введение в сетевую журналист-скуюкоммуникацию. — Пекин: Чжунгожэньминьдасюэчубаньшэ, 2001. — С. 300-301.

4. Режим доступа: http://www.cnnic.net.cn/html/Dir/2000/09/25/ 0652.htm. Загл. с экрана. (11.10.2010).

5. Режим доступа: http://www.cnnic.net.cn/html/Dir/2000/ll/07/ 0654.htm. Загл. с экрана. (11.10.2010).

6. Режим доступа: http://www. cnnic.net.cn/html/Dir/2000/10/08/ 0653.htm. Загл. сэкра-на. (11.10.2010).

7. Цзя Лежун. Интернети китайские онлайновые СМИ. — М., 2004. — С. 98.

Коротко об авторе

Briefly about the author

Котельников A.A., соискатель, Читинский госу-дарственныйуниверситет (ЧитГУ)

Дом. тел.: (3022) 44-63-83

A. Kotelnikov, post-graduate student of Chita State University

Научные интересы: средства массовой информации КНР, формирование общественного мнения, приграничное сотрудничество Забайкальского края, «гибкая власть КНР»

Scientific interests: China’s media, the formation of public opinion, cross-border coop-eration of Zabaikal-sky Krai, «soft power» of China

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.