Зырянова Светлана Александровна, аспирант, sv. minakova@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им.Л.Н. Толстого.
HISTORICAL EVOLUTION OF ARTISTIC WORK TITLE S.A. Zyryanova
It is alleged that in its development an artistic work title passed from an explanatory thematically specific to a brief one with the possibility of multiple interpretations. This assertion is proved by the examples of literary texts.
Key words: title, author, literary text.
Zyryanova Svetlana Aleksandrona, post-graduate student, [email protected], Russia, Tula, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University.
УДК 81'371
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДИНИЦ, РЕПРЕЗЕНТИРУЮЩИХ СЕРЕДИННУЮ ЧАСТЬ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКАЛЫ, В ДОКУМЕНТАХ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Е.З. Киреева
Выявляются цели и специфика употребления единиц, репрезентирующих серединную часть аксиологической шкалы, которые продуцируются законодательным подстилем официально-делового стиля речи для реализации его определяющей интенции. Рассматривается дифференциация оценки «среднего» в наивной картине мира и законодательном подстиле.
Ключевые слова: среднее, норма, аксиологическая шкала, официальный документ, коннотация, унификация.
Целью статьи является рассмотрение особенностей функционирования лексических единиц, репрезентирующих зону «среднего», в распорядительных и информационно-справочных документах законодательства Тульской области, включенных в электронную базу Консультант-Плюс: Тульский Выпуск, за 1994-2013 гг. В процессе работы были проанализированы такие жанры документов, как постановление, статистический бюллетень, экспресс-информация Туластата. Их выбор обусловлен высокой частотностью использования анализируемых единиц.
Определяющей интенцией законодательного подстиля является регламентированное обязательство органов государственной власти и местного самоуправления создавать правовые условия для нормального протекания общественных процессов. Одной из целей регионального законода-
тельства является стремление к достижению и соблюдению нормы, под которой в самом общем смысле мы понимаем устойчивое равновесие всех элементов общественной системы.
Понятие нормы по-разному трактуется правоведами, социологами, политологами, лингвистами. Вслед за Н.Д. Арутюновой, в национальной языковой картине мира под нормой нами понимается родовой термин, который обозначает «все виды и формы порядка, имея в виду и естественные нормы природы, и созданные человеком правила и законы» [1, с. 75]. Анализ дефиниций позволяет выявить инвариантное содержание термина ‘соответствие определенным требованиям для реализации определенной цели’.
Аксиологическая шкала градуируется как плохо - норма - хорошо. Норма, являясь серединной частью шкалы, на лексическом уровне представлена бедно [1]. Учеными выявлена группа единиц, формирующих зону «среднего» и тем самым репрезентирующих концепт нормы: обычный, обыкновенный, средний, нормальный, стандартный, рядовой, типовой, типичный, посредственный, подобный, такого типа (рода). Истинную зону нейтрального в оценочных обозначениях занимают слова, относящиеся к сфере классификации. Е.М. Вольф отмечает: «Определения, указывающие на отнесенность к классу, указывают не на оценочный стереотип, отвечающий некоторому набору требований, а лишь на элемент реального класса, соотнесенный с нормативной частью шкалы признаков» [2, с. 157]. Эти прилагательные не окружены экспрессивными синонимами. Как отмечает Т.М. Николаева, «стандарт не возбуждает ни интереса, ни эмоций. О том, что не отходит от нормы, обычно не делается сообщений» [3, с. 90]. Обыденная речь подтверждает эти утверждения. Оценочные коннотации эти единицы приобретают в контексте. В отличие от обыденной речи, единицы зоны «среднего» активно используются в документах разных жанров; более того, анализ языкового материала позволяет сделать вывод об их количественном доминировании в ряду оценочных определений при условии приобретения ими оценочных характеристик. В региональном законодательстве сообщения о девиациях представлены скупо; это обусловлено определяющей интенцией подстиля.
Оценка «среднего» в национальной языковой картине мира (далее -ЯКМ) и законодательном подстиле разнится. В ЯКМ слова из семантической зоны «среднего» склоняются к сфере плохого; ср. средний, посредственный;, хороший обозначает 'соответствующий норме', а не ее превышающий [7, 71-92]. Единица средний может не только означать нейтральную зону на параметрической шкале, где сбалансированы признаки «много
- мало»: средний по размеру, но и в определенных контекстах приобретать отрицательное оценочное значение: среднего качества [2, 50], поскольку языковая норма имеет общую позитивную ориентацию [6]: нормой считается хорошее. Для документов не характерно использование этих единиц в
качестве предикатов. Еще одна особенность заключается в том, что среднее, актуализируя сему ‘соответствующее определенным требованиям и достаточное для реализации определенной цели’, в отличие от обыденной речи никогда не коннотируется отрицательно. Параметризуясь по качественной шкале, единица может входить в состав термина и отражать элемент классификации: печать среднего качества ‘печать текста, качество которой отвечает требованиям выполнения документации для внутренней переписки и большого объема почтовых отправлений [5].
В контекстах единица может приобретать положительные коннотации. Так, среднее общее образование является основой трудовой деятельности. Средний класс является основным гарантом социальной и политической стабильности общества; социальной базой преобразований в регионе. Обращает на себя внимание отсутствие дефиниции термина, активно применяемого в документах жанра программы (30 словоупотреблений; включается в документы с актуализацией семантического поля ‘занятость, предпринимательство’).
Параметризуясь по количественной шкале (средние показатели), средний является контекстуальным синонимом единиц усредненный, типичный, типовой. Ориентированность на типовое, типичное, среднее послужила основой для унификации, под которой в статье понимается приведение к наиболее обобщенному типовому варианту.
Корень средне- является частью сложных слов с актуализированной параметрической семой: среднемесячный заработок, среднедушевой доход семьи, среднегодовая стоимость имущества, среднесуточная норма подачи газа. Это средние величины, т. е. «обобщающие показатели, выражающие типичные размеры количественно изменяющихся признаков в качестве однородных явлений» [4]. Использование этих единиц позволяет сформировать представление о ситуации в целом, однако не отражает картины о крайних флангах параметрической шкалы. Так, среднемесячная заработная плата по отрасли не дает картины о реальных заработных платах работников разного ранга; среднесуточное потребление воды (норматив), как правило, не соответствует реально потребляемому количеству. Оперирование среднестатистическими величинами, с одной стороны, несомненно удобно в использовании (например, в статистических отчетах), с другой стороны, оно придает информации обтекаемый, неконкретный характер.
Единицы рядовой, обычный, ординарный, стандартный входят, как правило, в состав терминов: обычный (покупатель, облигации, продолжительность рабочего дня), рядовой (посадочный материал плодовой культуры) и др. Объединенные архисемой ‘удовлетворяющий определенным требованиям и достаточный для реализации определенной цели’, эти единицы являются элементами определенной классификации. Так, в основе классификации качества продуктов питания лежит ординалистская по-
лезность, критерием которой считается норма, например вино ординарное
- марочное - коллекционное и т. д.
В Постановлении Главы города Тулы от 11.12.2002 № 1756 «О паспортизации социально-экономического положения города Тулы» [5] автор документа, приводя индексы потребительских цен на отдельные группы продовольственных товаров, перечисляет, в частности, коньяк ординарный отечественный, вино виноградное крепленое, ординарное (не упоминая марочное и коллекционное), водку обыкновенного качества (типа Русская, Московская). Анализ статистических бюллетеней и экспресс-информации Туластата за 2001-2013 гг. позволяет сделать вывод о том, что законодатель, основываясь на реальной картине (товары именно такого качества пользуются наибольшим спросом), демонстрирует знание уровня доходов населения и ориентируется на этот уровень, тем самым предлагая среднее как норму.
Концепт нормы репрезентируется в документах единицами принятый в обществе, общепринятый, установленный (порядок), соотносясь с правилами и стереотипами - регуляторами общественного поведения. Клишированный оборот необходимый и достаточный конкретизирует семантический объем понятия норма рамками «не меньше и не больше»: Требования к кадровому обеспечению предоставления юридической услуги:
<... > не менее 50 процентов от общего числа научных сотрудников музея должны иметь подготовку, необходимую и достаточную для проведения экскурсий по музею, (Постановление администрации Тульской области от 10.09.2008 № 549 «Об утверждении Стандарта качества государственной услуги «Обеспечение оптимальных условий для сохранения, изучения и публичного представления культурных ценностей, хранящихся в музеях» [5]).
В зону «среднего» входит единица удовлетворительно ‘соответствуя поставленным требованиям’ (в позиции предиката), если речь идет об оценивании выполненной работы по шкале «удовлетворительно - неудовлетворительно» (157 словоупотреблений): Администрация муниципального образования Богородицкий район отмечает, что отопительный сезон 2009-2010 гг. завершен удовлетворительно. Имевшие место аварии своевременно устранялись и не привели к серьезным последствиям (Постановление администрации муниципального образования Богородицкий район от.09.07.2010 № 629 «Об итогах отопительного сезона 2009-2010 гг. и утверждении мероприятий по подготовке к новому отопительному сезону 2010-2011 гг.» [5]). Единица имеет положительные коннотации и интерпретируется положительно; оценивание предполагает практический результат - дальнейшее продолжение деятельности.
В ситуации оценивания по 5-балльной шкале удовлетворительный (выступает в роли определения) - самая низкая положительная отметка (32 словоупотребления), которая может оцениваться как положительно,
так и отрицательно в зависимости от целевой установки регламентирующих документов (например, последствием может быть отмена выплаты стипендии).
H.Д. Арутюнова замечает: «Разные категории объектов в разной степени имплицируют те требования, которые должны быть удовлетворены для их общеположительной квалификации» [1, с. 200-210]. В документах регионального законодательства эти требования эксплицированы. Прагматическое значение единиц зоны «среднего» всегда дополняется дескриптивными характеристиками или приведением фактических данных. Среднее, актуализируя сему ‘соответствующее определенным требованиям и достаточное для реализации определенной цели’, в отличие от обыденной речи никогда не коннотируется отрицательно. Среднее считается нормой, а норма оценивается положительно. Для документов не характерно использование этих единиц в качестве предикатов. Возведение среднего, типичного в ранг нормы создает предпосылки для унификации.
Список литературы
I. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
2. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М.: Едиториал УРСС, 2002. 280 с.
3. Николаева Т. М. Функции частиц в высказывании. М., 1985. С.90.
4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006. 495 с.
5. Справочно-правовая система КонсультантПлюс:Региональное законодательство (Тульский выпуск) [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Доступ из локальной сети. (дата обращения: 23.05.2013).
6. Токарев Г.В. Концепт как объект лингвокультурологии (на материале концепта «Труд» в русском языке). Волгоград: Перемена, 2003.232 с.
7. Wierzbicka A. Semantic primitives. Frankfurt. M., 1972.
Киреева Елена Закировна, канд. филол. наук, доц. [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
NOMINATIVE UNITS REPRESENTING THE MEAN OF THE VALUE SCALE IN DOCUMENTS OF REGION LAWS: PECULIARITIES OF THEIR FUNCTIONING
E.Z. Kireeva
The article is devoted to nominative units representing the mean of the value scale in the texts of legislative acts as a subsection of the official style. The author defined the aims
and peculiarities of using such units for revealing the crucial intentions of the style, and differentiated the evaluation of the mean in the naive worldview and in the legislative substyle.
Key words: mean, norm, value scale, official document, connotation, unification.
Kireeva Elena Zakirovna, PhD (Philological Sciences), Associate Professor, [email protected], Russia, Tula, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University
УДК 811.111-26
РЕЧЕВАЯ ЭКСЦЕНТРИЧНОСТЬ В КОММУНИКАЦИИ АНТАГОНИЗМА
С.В. Коробкова
Изучаются закономерности формирования эксцентричной речи в условиях коммуникации антагонизма. Исследование проводится в рамках диктемной теории текста, а также на основе положений учения о регуляции речевого общения и теории воплощений лексемы в рамках уровневой структуры языка. Автором сформулированы особенности коммуникации антагонизма, определена сущность эксцентричной речи в коммуникации антагонизма, проведен анализ языковых средств различных уровней языка, воплощающих эксцентричную речь в ее жанрово-стилевом многообразии.
Ключевые слова: эксцентричность речи, коммуникация антагонизма, диктема, воплощение лексемы, регуляция речевого общения.
Одна из разновидностей агрессивно-конфликтного поведения — антагонистическое поведение. Толковые словари определяют антагонизм как «непримиримое противоречие» [1] или как «открыто выраженную враждебность» (Collins Dictionary of English) [2]. Н. Холден понимает под антагонизмом «тип поведения, который намеренно ставит человека во враждебное или воинствующее положение относительно других людей» [3]. Таким образом, антагонистическое поведение — это разновидность агрессивно-конфликтного поведения, в основе которого лежит некоторое непримиримое противоречие, обусловливающее наличие враждебности и неприятия в отношениях людей.
Антагонистическое поведение составляет основу коммуникации антагонизма. К. Лебенсолд выделяет антагонистичный диалог в особый тип коммуникации, характеризуя его как «общение между людьми, которое едва ли выходит за рамки конфликта» [4]. В своей работе [5] И.Н. Кузнецов подразделяет общение на открытое и закрытое, то есть на коммуникацию сотрудничества и коммуникацию антагонизма, последняя из которых подразумевает «нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию». Таким образом, коммуникация антагонизма — это процесс агрессивно-конфликтного взаимодействия участников с целью обмена информацией, идеями и чувствами с