Научная статья на тему 'Историческая эволюция заглавия художественного произведения'

Историческая эволюция заглавия художественного произведения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1108
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАГЛАВИЕ / АВТОР / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / TITLE / AUTHOR / LITERARY TEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зырянова Светлана Александровна

Утверждается, что в своем развитии заглавие художественного произведения перешло от развернутого, тематически определенного к краткому, с возможностью множественной интерпретации. Тезис подтверждается примерами из художественных текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL EVOLUTION OF ARTISTIC WORK TITLE

It is alleged that in its development an artistic work title passed from an explanatory thematically specific to a brief one with the possibility of multiple interpretations. This assertion is proved by the examples of literary texts.

Текст научной работы на тему «Историческая эволюция заглавия художественного произведения»

УДК 811.161.3

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЗАГЛАВИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

С.А. Зырянова

Утверждается, что в своем развитии заглавие художественного произведения перешло от развернутого, тематически определенного к краткому, с возможностью множественной интерпретации. Тезис подтверждается примерами из художественных текстов.

Ключевые слова: заглавие, автор, художественный текст.

Историческое развитие в оформлении заглавия художественного произведения, прежде всего, связано с тем, что в разные эпохи, автор задавал читателю разные горизонты ожидания.

Одной из первейших функций заглавия художественного произведения была функция отделения одного текста от другого. Название произведения должны было быть удобным и коротким для удобства поиска текста в кодексе. Отсюда отсутствие композиционной роли заглавия и, зачастую, связи с тематикой произведения.

«Словесность наша явилась вдруг в XVIII столетии» [1, с. 176], — заметил в одной из своих работ А.С.Путтткин, подчеркивая тем самым, принципиальную разницу между древнерусской литературой и литературой нового времени. До XVIII века русская литература, во-первых, была практически вся анонимной, а во-вторых, большинство литературных произведений основывалось на церковно-религиозной тематике.

В начале XVIII века русская литература отличается таким принципом озаглавливания, как аннотирование. В заглавиях этого периода автор передавал краткое содержание всего произведения. Например, «Обстоятельное и верное описание добрых и злых дел российского мошенника, вора и разбойника и бывшего московского сыщика Ваньки Каина, всей его жизни и странных похождений, сочиненное М.К. в Москве 1755 года». Коротко эту книгу обычно называют «Ванька Каин», ее автор - Матвей Комаров. В качестве примера можно привести «Письмовик» Николая Курганова. Настоящее заглавие первого издания этого учебного пособия - «Российская универсальная грамматика, или Всеобщее письмословие, предлагающее легчайший способ основательного учения русскому языку с сед-мью присовокуплениями разных учебных и полезно-забавных вещей».

Хотя заглавие-аннотация встречается и в XIX веке, например, многословное заглавие сказки, созданной в 1831 году А.С. Пушкиным: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Г видоне

Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», а также «Плач одного любовника, разлучившегося со своей милой, которую он видел во сне» В.К. Тредиаковского. Однако в XIX веке это явление уже крайне редкое.

В связи с развитием литературы как словесного искусства заглавия постепенно сокращаются, сообщая о содержании в одном-двух словах: «Дубровский», «Отцы и дети», «Преступление и наказание», «Гранатовый браслет», «Митина любовь», «Поэма без героя». Авторы художественных текстов стали использовать заглавия как метафору или аллегорию, зная, что в первую очередь читатель обращает внимание именно на заголовок. Так заглавия стали использоваться «не в длину», а «глубину» - теперь они содержали в себе отсылку на предшественника автора, второстепенные детали, подчеркивая смысловую нагрузку. Описательные заглавия в XIX веке выходят из употребления и теперь встречаются в пародиях и стилизациях.

В это период заглавия зачастую имеют композиционное значение -они поясняют выбор тематики, высвечивают кульминационный момент, комментируют текст. Заглавие становится композиционным приемом, который обусловлен темой художественного произведения.

У романтиков особую роль играют заглавия-антропонимы, например, «Ася» И.В.Тургенева, «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина.

В 60-80 гг. XIX столетия отечественные беллетристы в основном используют заглавия-аллегории, цель которых заключалась в обличении нигилистического движения, например, «Обрыв» И.А.Гончарова, «Некуда», «На ножах» Н.С.Лескова.

А.Н.Островский использует заглавия-пословицы для обличения самодурства купцов, например, «Правда хорошо, а счастье лучше», «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется».

Кроме того, отмечается тенденция к включению читателя в процесс сотворчества с автором. Наиболее распространенными здесь становятся заглавия-вопросы: А.И. Герцен «Кто виноват?», Н.Г. Чернышевский «Что делать?».

В начале XX века заглавие отражает принадлежность автора к литературному течению. Так, заглавия футуристов стремятся шокировать чи-тателя-буржуа, например, «Облако в штанах» В.Маяковского, «Зверинец» В.Хлебников.

Пролетарская литература периода индустриализации в своих заглавиях формулирует установки и задания, например «Доменная печь» Н.Н. Ляшко, «Цемент» Ф.В. Гладковой. Такие заглавия всегда имеют явную социальную направленность.

В советский же период XX века появляются заглавия-аббревитауры, например, «ЧП» И.Х. Головченко, «ФД-1» А.С. Макаренко.

Участие аббревиатур в словообразовательных операциях отмечалось уже давно. С самого начала своего появления, ещё до революции, аб-

бревиатуры стали приобретать значения корней и были способны выступать в качестве производящих основ.

После революции произошёл настоящий «аббревиатурный взрыв», и создание слов при помощи аббревиации и отаббревиатурного образования стало тенденцией нового послереволюционного русского языка (например, кадет - кадетик, кадетский, кадетство; ЧК - чекист, чекистский; колхоз - колхозник, колхозница, колхозный, внутриколхозный, кол-хозить, колхозничать, по-колхозному) [3, с. 84]. В связи с вышесказанным можно утверждать, что явление заглавия-аббревиатуры в советский период связано, скорее, не с желанием автора сотрудничать с читателем по наращиванию смыслов заглавия и текста в целом, а с общей распространенностью использования аббревиатур как в разговорном, так и в деловом общении.

В конце XX века встречаются все типы заглавий, но в целом наиболее характерными оказываются заглавия с усложненной семантикой - заглавия-символы, цитаты, метафоры.

В современной литературе возможна множественная интерпретация заголовка, читатель осознанно как бы приглашается автором к сотворчеству по воссозданию «смысла» текста.

В литературе нового времени заглавие - это привилегированная сфера реального автора, автора-творца. Иными словами, заглавие - это речь, как бы принадлежащая самому автору, а не его внутритекстовым посредникам (повествователю, рассказчику, лирическому герою), то есть формальным субъектом заглавия считается создатель произведения [2, с. 76]. Таким образом, можно утверждать, что заглавие не только обозначает произведение и отделяет его от множества других, но и является прямой речью автора художественного текста, его обращением к читателю.

Заглавие соотносится с «эстетическим объектом», входя в произведение, организуя его событие среди других речевых событий. Оно содержит в себе оценку изображенного мира со стороны автора-творца[2, 76]. Заглавие дает читателю предварительную информацию о том, каковы цели автора, ключевые моменты произведения, суть авторской стратегии.

Период конца XX - начала XXI веков характеризуется активизацией аббревиатурного словообразования. Во многом это связано с увеличением объема научно-технической информации, который по подсчетам некоторых исследователей за последние десятилетия возрос в 10-12 раз. В окружающем нас мире появилось и названо более 6 миллионов предметов и явлений, причем ежегодно их становится больше на 200 тысяч [3, с. 85]. Таким образом, современный этап словообразования характеризуется не только использованием традиционных способов создания новых слов, все большую популярность приобретают слова, образованные с помощью аббревиации.

Социальная значимость аббревиатуры определяет численность родственных слов в ее гнезде, например, обращаясь к роману «ЖД-ЖДы-ЖДовский».

Отаббревиатурные слова активнее всего возникают и используются в устной разговорной речи, так как являются более экономными и выразительными синонимами общепринятых многословных обозначений. Эти свойства - краткость и выразительность - являются причиной, по которой аббревиатурные слова распространяются не только в устной речи, но и в публицистике и художественной литературе.

В современном языкознании аббревиатуры заносятся в словари сокращений, определены и морфологические, синтаксически, мотивационные и другие особенности. Отсюда распространение аббревиатурных заголовков художественных произведений, например, «Т» В. Пелевина, «ФМ» Б. Акунина.

Кроме того, современный автор уже осознанно, целенаправленно подключает читателя к сотрудничеству - автор оставляет своему читателю возможность для самостоятельного анализа и понимания произведения. Аббревиатурное заглавие, в свою очередь, - прекрасная возможность для этого. Познавая все значения аббревиатурного заголовка, читатель всегда имеет возможность дополнить эти значения своими собственными, сложившимися в результате прочтения художественного текста.

В связи с вышесказанным использование аббревиатур в качестве названия художественных произведения обусловлено как исторически - с появлением все новых и новых явлений в культуре аббревиация вновь становится актуальна, так и стилистически - аббревиатуры выразительны, кратки и экспрессивны, т.е. обладают характеристиками, предъявляемыми и к заглавиям произведений.

Аббревиатурный заголовок дает новые возможности для взаимодействия автора художественного произведения с его читателем: с одной стороны, аббревиатура в заглавии позволяет включать в состав заглавия множество различных значений, характеризующих и поясняющих произведение с разных сторон (с точки зрения проблемы, героев, композиции), с другой - оставляет возможность для расширения списка этих значений самим читателем.

Список литературы

1. Пушкин А.С. Мысли о литературе. М., 1988. С. 176.

2. Саморукова И.В. Заглавие как индекс дискурсивной стратегии произведения // Вестник самарского госуниверситета. 2002. №1(23). С.76.

3. Сафонова Н.Н. Лексемы отаббревиатурного происхождения в современном русском языке // Современные проблемы науки и образования. 2007. №2. С. 84-89.

Зырянова Светлана Александровна, аспирант, sv. minakova@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им.Л.Н. Толстого.

HISTORICAL EVOLUTION OF ARTISTIC WORK TITLE S.A. Zyryanova

It is alleged that in its development an artistic work title passed from an explanatory thematically specific to a brief one with the possibility of multiple interpretations. This assertion is proved by the examples of literary texts.

Key words: title, author, literary text.

Zyryanova Svetlana Aleksandrona, post-graduate student, [email protected], Russia, Tula, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University.

УДК 81'371

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДИНИЦ, РЕПРЕЗЕНТИРУЮЩИХ СЕРЕДИННУЮ ЧАСТЬ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКАЛЫ, В ДОКУМЕНТАХ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Е.З. Киреева

Выявляются цели и специфика употребления единиц, репрезентирующих серединную часть аксиологической шкалы, которые продуцируются законодательным подстилем официально-делового стиля речи для реализации его определяющей интенции. Рассматривается дифференциация оценки «среднего» в наивной картине мира и законодательном подстиле.

Ключевые слова: среднее, норма, аксиологическая шкала, официальный документ, коннотация, унификация.

Целью статьи является рассмотрение особенностей функционирования лексических единиц, репрезентирующих зону «среднего», в распорядительных и информационно-справочных документах законодательства Тульской области, включенных в электронную базу Консультант-Плюс: Тульский Выпуск, за 1994-2013 гг. В процессе работы были проанализированы такие жанры документов, как постановление, статистический бюллетень, экспресс-информация Туластата. Их выбор обусловлен высокой частотностью использования анализируемых единиц.

Определяющей интенцией законодательного подстиля является регламентированное обязательство органов государственной власти и местного самоуправления создавать правовые условия для нормального протекания общественных процессов. Одной из целей регионального законода-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.