Научная статья на тему 'Особенности функциональной и физической подготовленности школьников 13-14 лет, дополнительно занимающихся легкоатлетическими прыжками'

Особенности функциональной и физической подготовленности школьников 13-14 лет, дополнительно занимающихся легкоатлетическими прыжками Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1156
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПРЫЖКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ШКОЛЬНИКИ / ADAPTATION / JUMPING / PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL DEVELOPMENT / FUNCTIONAL TRAINING / SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гавриш Татьяна Валентиновна, Салеев Эльдар Рафаэльевич

Представлены результаты изучения функциональной и физической подготовленности школьников 13-14 лет в условиях факультативных занятий по авторской программе оптимизации технической подготовки легкоатлетических прыжков. Адаптация к условиям тренировок связана с вегетативным балансом, позитивной динамикой сердечно-сосудистых параметров и результатов тестирования физической подготовленности юных спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гавриш Татьяна Валентиновна, Салеев Эльдар Рафаэльевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Functional and Physical Training Degree of 13-14-Year-Old Schoolchildren Going in for Field-and-Track Jumping

The article presents the results of studying the functional and physical training degree of 13-14year-old schoolchildren during facultative studies according to the authors program of the technical training optimization of field-and-track jumping. Adaptation to the training conditions is connected with vegetative balance, positive changes of cardiovascular parameters and testing results of the schoolchildren's physical training.

Текст научной работы на тему «Особенности функциональной и физической подготовленности школьников 13-14 лет, дополнительно занимающихся легкоатлетическими прыжками»

УДК 612.6:796 ББК 28.903,13:75

Гавриш Татьяна Валентиновна

доктор медицинских наук профессор

кафедра безопасности жизнедеятельности Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Салеев Эльдар Рафаэльевич соискатель

кафедры анатомии, физиологии и медико-биологической подготовки Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Gavrish Tatyana Valentinovna Doctor of Medicine Professor Chair of Life Safety Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Saleev Eldar Rafaelievich Applicant for a Degree Chair of Anatomy, Physiology and Medicobiologic Training Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Особенности функциональной и физической подготовленности школьников 13-14 лет, дополнительно занимающихся легкоатлетическими

прыжками

Peculiarities of Functional and Physical Training Degree of 13-14-Year-Old Schoolchildren Going in for Field-and-Track Jumping

Представлены результаты изучения функциональной и физической подготовленности школьников 13-14 лет в условиях факультативных занятий по авторской программе оптимизации технической подготовки легкоатлетических прыжков. Адаптация к условиям тренировок связана с вегетативным балансом, позитивной динамикой сердечно-сосудистых параметров и результатов тестирования физической подготовленности юных спортсменов.

The article presents the results of studying the functional and physical training degree of 13-14year-old schoolchildren during facultative studies according to the authors program of the technical training optimization of field-and-track jumping. Adaptation to the training conditions is connected with vegetative balance, positive changes of cardiovascular parameters and testing results of the schoolchildren’s physical training.

Ключевые слова: адаптация, прыжки, физическая подготовленность, физическое развитие, функциональная подготовленность, школьники.

Key words: adaptation, jumping, physical training, physical development, functional training, schoolchildren.

Актуальность исследования обусловлена проблемой выявления механизмов адаптации и оптимизации физических нагрузок, разработкой методов и средств оценки функционального состояния юных спортсменов в условиях спортизации [2], что является важной задачей отечественной физической культуры и спорта в преддверии Олимпиады. Техническая подготовка легкоатлетических прыжков оказывает существенное влияние на морфофункциональные параметры организма спортсмена [9], особенно значимые в условиях интенсивно растущего организма. Незрелость основных функциональных регуляторных систем, нестабильность метаболических процессов, гетерохронное развитие органов и тканей [4, 8], обуславливают необходимость выявления оптимальных критериев, для физиологической регламентации нагрузок на детский организм в условиях спортивной деятельности [10].

Инновационная модель развития физического воспитания в общеобразовательной школе, необходимость которой провозглашена ведущими спортивными физиологами и педагогами (Бальсевич В.К. и др., 2003), ассоциируется с концепцией спортизации. Основные компоненты спортизации общеобразовательной школы связаны с внедрением структуры спортивного образования в целях создания наибольших возможностей для освоения ценностей ФК и спорта, принципов обязательности использования технологий тренировки и объединения в учебно-тренировочные группы [2], что предполагает и внедрение обязательной системы врачебно-спортивного контроля за состоянием здоровья школьников.

При соблюдении этих условий спортизация способствует гармоничному физическому и психическому развитию личности и эффективной социализации школьников. В решении задач медико-спортивного контроля важен научный подход к выбору характера и объема физических нагрузок, что и послужило побудительным мотивом для нашего исследования.

Цель исследования: изучить особенности функциональной и физической подготовленности школьников, дополнительно занимающихся легкоатлетическими прыжками.

Материал и методы. В течение 2008-2009 годов обследованы 100 школьников, в возрасте 13-14 лет, занимающихся ФК в объеме школьной программы, из которых сформированы две одинаковые по численности (п=50) и половому составу группы - экспериментальная и контрольная (ЭГ и КГ). В ЭГ к обязательным двум урокам ФК дополнительно проводились занятия по 1,5 часа в день трижды в неделю по авторской методике Э.Р. Салеева, включающей комплекс упражнений в виде различных прыжков, направленных на развитие физических качеств, необходимых для обучения и совершенствования техники разбега, отталкивания и преодоления планки при прыжках в высоту (решение о выдаче патента РФ на заявки № 2009131097 от 14.08.2009 г. «Способ осуществления прыжков в высоту» и № 2009131537 от 19.08.2009 г. «Устройство и способ для тренировки связок и мышц нижних конечностей»).

Методы оценки физического развития школьников: антропометрия -длину тела измеряли при помощи деревянного вертикального ростомера с точностью до 0,5 см; массу тела определяли на рычажных весах с точностью до 0,1 кг [5]. На основе данных массы и длины тела рассчитывали индекс массы тела (ИМТ, кг/м2) [5, 10].

Уровень функциональной подготовленности определяли по динамике частоты сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин), величины систолического, диастолического, пульсового и среднего артериального давления (САД, ДАД, ПАД и Ср. АД, мм рт. ст.) и вегетативного индекса Кердо (ВИК, усл. ед.) [5, 10] в покое и в восстановительном периоде нагрузочной пробы Мартинэ - 20 глубоких приседаний за 30 секунд [5]. Юным легкоатлетам-прыгунам в условиях врачебно-физкультурного диспансера дополнительно проводилась стандартная шестиканальная электрокардиография (ЭКГ) для исключения сердечно-сосудистой патологии [5].

Уровень физической подготовленности школьников определен по результатам контрольных тестирований: прыжок в длину с места, прыжок в высоту с разбега [1, 7].

Для статистической обработки результатов определялась среднее арифметическое (М), ошибки средней арифметической (т). Для определения различий между группами использовался параметрический метод Стьюдента с оцен-

кой достоверности по критерию значимости р. Различие между группами признавались достоверными при р<0,05 (Шевченко И.Т. и др., 1970; Гельман В. Д., 2001). При статистической обработке малых выборок использован непараметрический метод углового преобразования Фишера (Гублер Е.В., 197S). Для изучения взаимосвязей показателей применен корреляционный анализ по программе Excel v/4. Низкий уровень корреляционной взаимосвязи определяли при r=0,3-0,49, средний - r=0,5-0,69, сильная корреляция - при r=0,7-0,9. Результаты исследований обработаны на персональном компьютере «Pentium-4» с использованием программы «Statistica 6.0».

Результаты и их обсуждение. Как следует из представленных в таблице № 1 данных, прибавка длины тела школьников ЭГ имела достоверные значения в группе юных легкоатлетов прыгунов 6,S3±0,1 см (р<0,05) в КГ сверстников длина тела увеличилась на 3,71±0,5 см.

Таблица 1

Сравнительная характеристика антропометрических параметров школьников

(M±m) в годовой динамике

Длина тела, см Масса тела, кг ИМТ, кг/м2

ЭГ, ЭГ, ЭГ, ЭГ, ЭГ, ЭГ,

Показатель КГ КГ КГ КГ КГ КГ

- 200S год - 2009 год - 200S - 2009 год - 200S год - 2009 год

n=50 n=50 год n=50 n=50 n=50 n=50

Средний по-

казатель 160±2,1 166,S±2,6* 36,3±1,5 40±1,S** 19,S1±1,5** 17,3±0,9**

группы, 15S,S±3,1 162,5±2,2 3S,4±1,3 43,9±1,1 21,2±1,6 20,0±1,3

в том числе

мальчики, 15S±2,6* 167,5±2,6* 37,2±1,5 43,3±1,4 20,1±1,0 1S,0±0,S*

п=25 15S±2,1 163,7±2,9 36,9±1,1 43,S±1,5 21,5±0,S 20,1±0,7

162±2,9 166±1,7* 35,5±1,6** 39,6±1,4** 1S,5±1,3** 17,6±0,7**

девочки, п=25 160±3,1 161,3±1,S 39,S±1,6 44±1,5 21,S±1,5 20,7±1,1

Примечание: ** - статистически значимые различия результатов между группами при р<0,05;

* - статистически значимые различия результатов внутри групп при р<0,05.

Результаты, полученные в ходе наблюдения, не значительно отличаются от данных Бурханова А.И (1995), показавшего лучшее и более быстрое физиче-Вестник ЧГПУ92010 248

ское развитие юных спортсменов по сравнению с нетренированными сверстниками - годовая прибавка длины и массы тела в группе юных легкоатлетов аналогичного возраста составила в среднем 7,5 см и 4 кг соответственно, против значительно большей прибавки массы тела в группе обычных школьников - до 7 кг, что автор связывает с накоплением подкожножировой прослойки [3].

Наши исследования согласуются с данными О.Г. Литовченко (2009), показавшей, что у не занимающихся видами спорта 13 -14-летних уроженцев Среднего Приобья годовая прибавка длины тела составила 3, 82 см, массы тела - 4,38 кг [6]. В работе И.И. Русиновой (2009) при сравнительном анализе длины тела 12-15-летних подростков показал, что девушки в 14 лет характеризуются большими абсолютными значениями длины тела - 167,2±5,0 см по сравнению с юношами, показатель которых равен 164,4±1,3 см [8].

Как следует из проиллюстрированных на рисунке 1 исходных показателей прыжков, в обеих группах они без особых различий - результат тройного прыжка 13-летних школьников составил в ЭГ и КГ 568,6±6,13 см и 563,5±6,41 см соответственно.

800 700 600 500 400 300 200 100 0

Рисунок 1. Сравнительная характеристика результатов прыжковых тестов экспериментальной и контрольной группы школьников в годовой динамике.

Средний показатель прыжка в высоту в ЭГ - 106±2,85 см, а в КГ -102±1,83 см. В годовой динамике результативность тройного прыжка в ЭГ достоверно повысилась, достигнув 685,4±6,45 см (р<0,05) против 584±6,8 см в КГ. В прыжке в высоту в ЭГ результат составил достоверно больше 124,8±2,14 см (р<0,05), чем в КГ - 117,5±2,18 см.

При сравнительном анализе уровня физической подготовленности обследованных нами школьников с программными показателями (Лях В.И., Здане-вич А. А., 2005) результаты мальчиков в ЭГ превышают высокий уровень, а у мальчиков в КГ лишь достигают средний. У девочек высокий уровень физической подготовленности обнаружен в ЭГ, в КГ - средний уровень [7]. Таким образом, уровень физической подготовленности школьников, дополнительно занимающихся легкоатлетическими прыжками, оказался существенно выше.

Для оценки функциональной подготовленности школьников ЭГ и КГ проведена нагрузочная проба Мартине в годовой динамике. Как следует из представленных в таблице № 2 исходных данных, зарегистрированные в покое и в течение восстановительного периода пробы Мартине параметры сердечнососудистой системы в ЭГ и КГ в 2008 году без существенных различий. Восстановление изучаемых параметров сердечно-сосудистой системы в обеих группах произошло на третьей минуте.

Таблица 2

Сравнительная характеристика параметров сердечно-сосудистой системы школьников (М±т) в экспериментальной и контрольной группе при

проведении нагрузочной пробы Мартине в 2008 году

Исходный Через 0,5 мин Через 1,5 мин Через 3 мин

Показатель ЭГ, п=50 ЭГ, п=50 ЭГ, п=50 ЭГ, п=50

КГ, п=50 КГ, п=50 КГ, п=50 КГ, п=50

САД, 106,8±1,41 125,8±1,42* 108,5±1,52 106,7±1,32

мм рт. ст. 107,1±1,19 127,5±1,53* 108,5±1,03 106,2±1,09

ДАД, 66,06±1,25 58,78±1,41* 61,44±1,49 64,1±1,25

мм рт. ст. 64,4±0,61 58,2±1,17* 60,8±0,16* 63,2±0,81

ПАД, 41,6±1,33 67,02±1,82* 46,46±1,34* 42,2±1,34

мм рт. ст. 42,9±0,91 69,2±1,84* 47,6±0,67* 42,6±0,16

Ср. АД, 85,88±0,16 92,26±1,01* 84,97±0,23 85,4±0,17

мм рт. ст. 85,85±0,58 92,85±0,36* 84,65±0,87 84,7±0,28

ЧСС, 75,01±1,69 109±1,14* 90,44±1,59* 74,1±1,56

уд/мин. 74,8±1,21 111,6±1,02* 93,1±1,41* 72,4±1,21

ВИК, 14,3±0,44 46,4±1,86* 34,1±1,38* 14,1±0,46

усл.ед. 13,9±0,44 48,4±0,51* 34,7±0,42* 13,0±0,40

Примечание: * - статистически значимые различия внутри групп с исходными данными при р<0,05; ** - статистически значимые различия между группами при р<0,05.

В соответствии с классификацией А.Г. Дембо (1988) тип реакции сердечно-сосудистой системы школьников в обеих группах нормотонический [5], что отражает адекватную реакцию на дозированную физическую нагрузку.

В годовой динамике тренировок, как следует из представленных в таблице № 3 данных, в 2009 году в ЭГ произошли существенные изменения - исходный показатель САД в ЭГ оказался на 3,5% больше, чем в КГ; на 0,5 минуте восстановительного периода в ЭГ показатель достоверно больше (р<0,05), чем в КГ.

Таблица 3

Сравнительная характеристика параметров сердечно-сосудистой системы школьников (М±т) в экспериментальной и контрольной группе после проведения нагрузочной пробы Мартине в 2009 году

Показатель Исходный Через 0,5 мин Через 1,5 мин Через 3 мин

ЭГ, п=25 КГ, п=25 ЭГ, п=25 КГ, п=25 ЭГ, п=25 КГ, п=25 ЭГ, п=25 КГ, п=25

САД, мм рт. ст 111,8±1,81 108,01±1,13 131,1±1,01* 127,1±1,72* 112,4±0,55 110±0,94 111,2±1,78 107,9±1,18

ДАД, мм рт. ст 67,38±1,51 67,28±0,30 62,71±1,51* 59,3±1,11* 67,88±0,25** 63,2±0,11* ** 67,08±1,54 66,1±1,11

ПАД, мм рт. ст 44,38±1,66 41,04±1,71 68,34±1,79* 67,81±1,14* 44,76±1,89 47,2±1,88* 45,04±1,59 41,2±1,91

Ср. АД, мм рт. ст 89,59±0,30 87,64±0,83 96,90±0,50* ** 93,2±0,61* ** 88,64±0,30 89,32±0,83 88,5±0,24 87,1±0,07

ЧСС в покое, уд/мин. 68,32±1,7** 75,0±1,42** 103,7±1,23* ** 112,1±1,28* ** 69,74±1,16 89,32±1,44* 67,5±1,46 74,2±1,49

ВИК, усл.ед. 1,66±0,05** 10,74±0,31** 38,92±0,14* ** 47,44±0,52* ** 12,14±0,15* ** 29,06±0,32* ** 3,0±0,04* ** 11,32±0,21**

Примечание: * - статистически значимые различия внутри групп с исходными данными при р<0,05; ** - статистически значимые различия между группами при р<0,05.

ДАД в ЭГ на 0,5 мин. уменьшился на 7,4%, в КГ - 13,4%; на 1,5 минуте восстановительного периода разница между группами составила 7,2% в ЭГ показатель достоверно больше (р<0,05), чем в КГ.

ПАД в ЭГ и КГ достоверно увеличилось на 0,5 минуте восстановительного периода (р<0,05) - на 53% и 65% соответственно; на 1,5 минуте в ЭГ показатель вернулся к исходному результату.

Исходный показатель Ср. АД в ЭГ и КГ без особых различий. Через 0,5 минуты восстановления Ср. АД достоверно увеличилось в обеих группах (р<0,05), при этом в ЭГ достоверно больше (р<0,05), чем в КГ.

Интересна динамика ЧСС - в ЭГ исходный показатель ЧСС достоверно меньше (р<0,05) чем в КГ - на 9,8%. Через 0,5 минуты после прекращения нагрузки показатель в ЭГ достоверно увеличился (р<0,05), а на 1,5 минуте восстановления достиг исходного уровня - при этом значение ЧСС оказалось на 8,1% меньше, чем в КГ.

Таким образом, в динамике дополнительных занятий легкоатлетическими прыжками произошли существенные изменения АД и ВИК, которые мы можем оценить как позитивные. Величина ВИК в 2008 году в ЭГ и КГ оказалась несколько выше усредненных нормативных параметров - 14,3±0,44 усл. ед. и 13,9±0,4 усл. ед., что связано с симпатикотонией, характеризующей растущий организм [5].

В годовой динамике 2008-2009 года в ЭГ школьников исходный показатель ВИК уменьшился на 88,4% и составил 1,66±0,05 усл.ед. На протяжении всего востановительного периода ВИК оставался достоверно больше исходного значения (р<0,05) На 3-й минуте восстановительного периода ВИК в КГ оказался достоверно больше (р<0,05), чем в ЭГ, составив 11,32±0,21 усл.ед.

При проведении стандартной шестиканальной ЭКГ в ЭГ школьников патологические изменения амплитуды и продолжительности зубцов и интервалов PQRST-комплекса, свидетельствующие, в том числе, о гипертрофии миокарда предсердий и желудочков, не зарегистрированы.

Более низкие значения ЧСС, САД и ДАД, зафиксированные в ЭГ, позволяют сделать вывод об экономизации деятельности сердечно-сосудистой системы на фоне развившейся ваготонии, т.е. наступлении адаптации у юных лег-коатлетов-прыгунов к дозированным физическим нагрузкам [5], проводимым по модифицированной методике тренировок.

Корреляционный анализ обнаружил у юных прыгунов взаимосвязи возраста и САД, ДАД в покое (г=0,6), возраста и САД через 0,5, 1,5 и 3 минуты восстановительного периода после пробы Мартине (г=0,5), обратную корреляцию возраста, массы тела с ЧСС (г=-0,5). Результаты прыжков в высоту и длину в ЭГ в 2008 году взаимосвязаны с длиной и массой тела (г=0,51 и г=0,54), в КГ -г=0,53 и г=0,36 соответственно.

В годовой динамике корреляционный анализ в ЭГ не обнаружил взаимосвязи прыжков с длиной и массой тела (г=0,19 и г=0,23), что может свидетельствовать об оптимизации функциональной и технической подготовки, не зависящей от антропометрических - модельных характеристик, наступлением адаптации организма 14-летних школьников к осуществлению прыжков. Корреляция САД и ДАД (г=0,8) характерна для обеих групп и только в КГ выявлена зависимость дальности прыжка от массы и длины тела школьников (1=0,5).

Таким образом, результаты проведенного исследования показывают, что дозированные физические нагрузки у школьников, дополнительно занимающихся легкоатлетическими прыжками по предлагаемой авторской методике тренировки, имеют преимущественно аэробный характер и, безусловно, способствуют укреплению функционального состояния растущего организма.

Анализ корреляционных взаимосвязей позволяет сделать вывод о том, что некоторые модельные характеристики легкоатлетов-прыгунов, например, большой рост, не так важны в достижении спортивной результативности в подростковом возрасте, в частности у 13-14-летних школьников, при применении авторской методики тренировок.

Библиографический список

1. Абзалов, Р. А. Оценка уровня физической подготовленности школьников 6-11 классов [Текст]/ Р.А. Абзалов, О.Н. Павлова и др. //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - М.: ТиПФК, 1999. - № 3-4. - С. 50 - 55.

2. Бальсевич, В.К. Новые векторы модернизации систем массового физического воспитания детей и подростков в общеобразовательной школе [Текст]/ В.К. Бальсевич, Л.И. Лу-бышева, Л.Н. Прогонюк и др. // Теория и практика физической культуры. - М.: Изд-во ТиПФК, 2003. - № 4. - С. 56 - 59

3. Бурханов, А.И. Влияние спорта на организм школьников [Текст] / А.И. Бурханов //Теория и практика физической культуры. - М.: ТиПФК, 1995. - № 4. - С. 12-14.

4. Быков, Е.В. Влияние уровня двигательной активности на функциональное состояние здоровья учащихся 12-17 лет и физиологическое обоснование оздоровительных про-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

грамм [Текст]: автореф. дис... д-ра мед. наук. - Курган, 2002. - 48 с.

5. Дембо, А.Г. Врачебный контроль в спорте [Текст] /А.Г. Дембо. - М.; Медицина, 1988. - 288с.; ил.

6. Литовченко, О.Г. Особенности морфофункционального и психофизиологического развития уроженцев среднего приобья в возрасте 7-20 лет [Текст]: автореф. дис ... д-ра. биол. наук. - Челябинск, 2009. - 46с.

7. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов [Текст] /В И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2005.-128 с.

8. Русинова, И.И. Влияние уровня двигательной активности и оздоровительной программы на физическое развитие и нейровегетативные показатели детей 12-15 лет [Текст]: автореф. дис ... канд. биол. наук. - Челябинск, 2009. - 23 с.

9. Bruggemann, G.-P. Lohg jump. Triple jump (Biomechanical Research Project. Athens) [Text]/G.-P. Bruggemann. - Meyer & Meyer Sport, 1999. - Р. 114 - 130

10. Denjean A. Sports and cardiorespiratory function [Text]/ A. Denjean // Bull. Acad. Natl. Med. - 2004. - Vol. 188, № 6. - P. 905 - 911 [discussion].

Bibliography

1. Abzalov, R.A. Estimation of Physical Training Level of Schoolboys at 6-11 Classes [Text] / R.A. Abzalov, O.N. Pavlova, et al. // Physical Training: Upbringing, Education, Training. -M.: Т&PFK, 1999. - № 3-4. - P. 50 - 55.

2. Balsevich, V.K. New Vectors of Mass Physical Training Systems Modernization of Children and Teenagers at Comprehensive School [Text] / V.K. Balsevich, L.I. Lubysheva, L.N. Prog-onyuk, et al. // Theory and Practice of Physical Training. - M.: Т&PFK, 2003. - № 4. - P. 56 - 59.

3. Bruggemann, G.-P. Long Jump. Triple Jump (Biomechanical Research Project. Athens) [Text] /G.-P. Bruggemann. - Meyer & Meyer Sport, 1999. - Р. 114 - 130

4. Burkhanov, A.I. Influence of Sports on Schoolboys’ Organisms [Text] // A.I. Burkhanov // Theory and Practice of Physical Training. - M.: Т&PFK, 1995. - № 4. - P. 12-14.

5. Bykov, E.V. Motion Activity Level Influence on a Functional Health State of 12-17-Year-Old Schoolchildren and Physiological Substantiation of Health Improving Programs [Text]: Synopsis of Diss. ... Doctor of Medicine. - Kurgan, 2002. - 48 p.

6. Dembo, A.G. Medical Control in Sports [Text] M..G. Dembo. - M.; Medicine, 1988. -

288 p.

7. Denjean, A. Sports and Cardiorespiratory Function [Text] / A. Denjean // Bull. Acad. Natl. Med. - 2004. - Vol. 188, № 6. - P. 905 - 911 [Discussion].

8. Litovchenko, O.G. Peculiarities of Morphofunctional and Psychophysiological Development of the Middle Ob Natives at the age of 7-20 [Text]: Synopsis of Diss. ... Doctor of Biology. -Chelyabinsk, 2009. - 46 p.

9. Lyakh, V.I. Complex Program of 1-11 Classes’ Physical Training [Text] /V.I. Lyakh, A.A. Zdanevich. - M.: Prosveshchenir, 2005. - 128 p.

10. Rusinova, I.I. Motion Activity Level and Health Improving Program Influence on Physical Development and Neurovegetative Parameters of 12-15-year-old Children [Text]: Synopsis of Diss. ... Cand. of Biology. - Chelyabinsk, 2009. - 23 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.