Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРСИРУЕМОГО ЛОКДАУНОМ ТРЕНДА ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРСИРУЕМОГО ЛОКДАУНОМ ТРЕНДА ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛОКДАУН / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ПОРТАЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артёменко Михаил Владимирович

Статья посвящена рассмотрению особенностей цифровизации образования при локдауне, вызванного пандемией COVID 19. Показывается, что в информационном обществе при возникновении этапа бифуркационного процесса развития, вызванного приостановкой экономического развития большинства стран во время локдауна, вызванного пандемией COVID 19, процесс экспансии цифровых технологий в гуманитарные социальные практики форсируется. В образовании это на первом этапе проявляется в резком возрастании интереса участников педагогического процесса к соответствующим информационным порталам. Через 3-4 месяца количество реально работающих порталов в условиях массового обслуживания населения сокращается и качественно адаптируются. Для обеспечения функционирования образовательной системы во время локдауна 2020 года возникает необходимость срочного внедрения принципиально новых педагогических технологий на всех ступенях непрерывного образования с целью максимального нивелирования последствий резкого уменьшения непосредственного и личностного общения в коллективе дополненной реальности между субъектами процесса обучения и увеличения роли и доли цифровых коммуникаций. В статье иллюстрируется трансформация востребованностей образования к определенным порталам, поддерживающим дистанционное обучение, приводящего к доминированию клипового мышления. Рассмотрены положительные и отрицательные стороны цифровизации образования, мотивирующие развитие клипового и проектного мышлений учащихся. Отмечается необходимость изменения технологий дистанционного обучения путем увеличения доли вербального освоения определенных дисциплин и создания «виртуальных» классов с релаксационными элементами в ходе урока и организации коллективного общения. Анализируя динамику востребованности образования к цифровым технология, делается вывод о целенаправленном синергетическом процессе сборки киберфизических систем образовательном процессе, характерным для дистанционного обучения. Работа выполнена при поддержки гранта РНФ №19-18-00504.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES ACCELERATION ON TREND OF THE DIGITALIZATION EDUCATION AT LOCKDOW

The article is devoted to the consideration of the features of digitalization education during the lockdown caused by the COVID 19 pandemic. It is shown that in the information society, when a stage of the bifurcation development process occurs, caused by the suspension of economic development in most countries during the lockdown caused by the COVID 19 pandemic, the process of expansion of digital technologies into humanitarian social practices forced. In education, at the first stage, this is manifested in a sharp increase in the interest of participants in the pedagogical process in the corresponding information portals. After 3-4 months, the number of actually working portals in the conditions of mass service of the population is reduced and qualitatively adapted. To ensure the functioning of the educational system during the lockdown of 2020, it becomes necessary to urgently introduce fundamentally new pedagogical technologies at all stages of lifelong education in order to minimize the consequences of a sharp decrease in direct and personal communication in the augmented reality team between the subjects of the learning process and increase the role and share of digital communications. The article illustrates the transformation of the demands of education towards certain portals that support distance learning, leading to the dominance of clip thinking. The positive and negative aspects of digitalization education are considered, motivating the development of clip and project thinking of students. The need to change distance learning technologies by increasing the share of verbal mastering of certain disciplines and creating "virtual" classes with relaxation elements during the lesson and organizing collective communication is noted. Analyzing the dynamics of the demand for digital technology in education, a conclusion is made about the purposeful synergistic process of assembling cyber-physical systems in the educational process, which is characteristic of distance learning. This work was supported by the Russian Science Foundation grant № 19-18-00504.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРСИРУЕМОГО ЛОКДАУНОМ ТРЕНДА ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

ОСОБЕННОСТИ ФОРСИРУЕМОГО ЛОКДАУНОМ ТРЕНДА ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Артёменко Михаил Владимирович, к.б.н., доцент Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия (e-mail: artem1962@mail.ru)

Статья посвящена рассмотрению особенностей цифровизации образования при локдауне, вызванного пандемией COVID 19. Показывается, что в информационном обществе при возникновении этапа бифуркационного процесса развития, вызванного приостановкой экономического развития большинства стран во время локдауна, вызванного пандемией COVID 19, процесс экспансии цифровых технологий в гуманитарные социальные практики форсируется. В образовании это на первом этапе проявляется в резком возрастании интереса участников педагогического процесса к соответствующим информационным порталам. Через 3-4 месяца количество реально работающих порталов в условиях массового обслуживания населения сокращается и качественно адаптируются. Для обеспечения функционирования образовательной системы во время локдауна 2020 года возникает необходимость срочного внедрения принципиально новых педагогических технологий на всех ступенях непрерывного образования с целью максимального нивелирования последствий резкого уменьшения непосредственного и личностного общения в коллективе дополненной реальности между субъектами процесса обучения и увеличения роли и доли цифровых коммуникаций. В статье иллюстрируется трансформация востребован-ностей образования к определенным порталам, поддерживающим дистанционное обучение, приводящего к доминированию клипового мышления. Рассмотрены положительные и отрицательные стороны цифровизации образования, мотивирующие развитие клипового и проектного мышлений учащихся. Отмечается необходимость изменения технологий дистанционного обучения путем увеличения доли вербального освоения определенных дисциплин и создания «виртуальных» классов с релаксационными элементами в ходе урока и организации коллективного общения. Анализируя динамику востребованности образования к цифровым технология, делается вывод о целенаправленном синергетическом процессе сборки кибер-физических систем образовательном процессе, характерным для дистанционного обучения. Работа выполнена при поддержки гранта РНФ №1918-00504.

Ключевые слова: цифровизация образования, дистанционное образование, локдаун, обучающиеся порталы.

Современное развитие социума характеризуется бифуркационным процессом «эпохи перемен» [1-5]. Становится явью, а не фантазиями утопистов и футурологов проблема рисков развития деструктивных состояний и десинхронизации софункционирования составляющих социума. Экспансия

цифровых технологий, выбранного Человечеством пути современного развития в виде информационного общества [6] (возникновение и эволюционирование шестого технологического уклада [7], Индустрии 4.0 [8]), безусловно, увеличивает реактивность и адаптивность в умвельте, но не разрешает возникающих противоречий между естественными, биогносеологическими целями социума и порожденными им «химерами» - киберфизи-ческими сущностями [9] и искусственным «разумом» [10].

Эволюционирование Социума имеет целью самообеспечение жизнеспособности и жизневыжимаемости при любых изменениях умвельта и ум-бенга, которые часто являются непредсказуемыми (например, феномен «Черного Лебедя» [11]). Для этого требуется иметь приборы и инструменты, методы и технологии для измерения и управления реакциями на изменения, уметь ими пользоваться (владеть) и своевременно адаптировать к различным ситуациям. Что и обусловливает система базового и непрерывного образования. Отметим, что определенный консерватизм образования [12] позволяет обществу «остановится и оглянутся вокруг», тем самым выбрать наиболее приемлемую траекторию своего развития при выходе из «бифуркационного облака». Общая приостановка «всего и вся», большинства социальных практик (включая образование) в странах, развивающихся в постиндустриальных условиях, необходимая для переоценки ценностных ориентиров, достигается локдауном [13], степень жесткости (мягкости) форм которого определяется конкретными особенностями государства [14].

Поскольку локдаун является приостановкой внутренних процессов в социуме, регулируется автономным системами управления и естественным и искусственными интеллектами [15], то для его одновременного «запуска» в различных странах и областях мировой экономики необходима общая причина, каковой и явилась пандемия новой короновирусной инфекции СОУГО 19 [16].

В экономике и промышленности локдаун осуществляется «приостановкой» большинства не системообразующих систем и производств. В гуманитарных социальных практиках (образование, медицина, культура и т.п.) это невозможно, поскольку они являются и объектами и субъектами социальных коммуникаций [17], поддерживающих существование социума в определенном умвельте на некотором социотехническом ландшафте [18,

19].

Для обеспечения функционирования образовательной системы во время локдауна весной 2020 года возникает потребность в срочном поиске и внедрении новых педагогических технологий практически на всех ступенях непрерывного образования с целью максимального нивелирования форсайт-последствий резкого уменьшения непосредственного общения между субъектами процесса и необходимости увеличения доли цифровых коммуникаций. Аналогичные процессы наблюдаются практически во всех странах, в которых применяются технологии локдауна [20].

Вынужденный локдаун интенсифицирует тренд цифровизации образования не сколько за счет преимуществ последнего перед классическим образовательным процессом в области увеличения объема предоставляемой информации (заметим, предоставляемой, а не усвояемой - ибо последнее определяется психофизиологическими особенностями организма обучаемого и совместимостью интерфейсами цифрового мира и биологической сущностью) [21], сколько за счет вынужденного преобладания вербального усвоения информации над невербальным. Впрочем, эта проблема частично, в кратчайшие сроки, устраняется путем введения средств и технологий коллективного (первоначально - группового) общения.

Однако, несмотря на некоторые теоретические исследования в области виртуальных двойников школ и участников образовательного процесса [22], времени на «продуманное» включение в принципиально новую образовательную метаметодологию воспитания гражданина остается мало, -поскольку необходимо осуществить окончание учебного года и выпуск старшеклассников «в жизнь» в течении двух-трех месяцев без существенных социальных потерь. За рубежом, такой опыт имеется [23], но он затруднительно для копирования в различными странами из-за различий в менталитетах элементов социума и культуры общественных отношений в целом. Это вызвало индивидуальные трансформации опыта К12-образования [24] в различных государствах.

В России, материальная база школьного образования к моменту локдау-на была подготовлена к цифровизации ранее (особенно в городских школах), в процессе реализации стратегических направлений развития страны, инициируемых Правительством и Президентом РФ [25-27]. Очевидно, что оснащение многих школ хорошей вычислительной техникой, виртуальными лабораториями, средствами и технология коммуникации и соответствующими компетенциями (в основном методических региональных центров) обусловливает необходимость разработки «виртуальных классов» с имитацией как вербального, так и невербального общений во время уроков (в том числе, «болтовни», «баловства», «хождения в классе» и т.п., а не только «недвижимого общения в видео-конференции»). Это, не заменяя развитие личности школьника в социуме, максимально приблизит к таковому во время вынужденного «уединенного образования». В этом плане, возможно применение коллективных учебных «предметно-дисциплинарнных» игр, а не только развитие навыков управления «военной техникой» в киберспорте в программах типа Dota 2, Hearthstone, Counter-Strike: Global Offensive, World of Tanks, Tekken 7, Clash Royale и Valorant.

Следует отметить, что чем младше возраст ученика, тем более актуальна для него потребность приобретения знаний в обществе «себе подобных». Родители хорошо знают, как их «маленькие дети», в течении нескольких минут вычленяют «себе подобных» в своем окружении и организуют социальную группу [28-30] .

Между тем, реализация проекта «цифровая школа» несет в себе и определенные риски. Приведем некоторые тезисы статьи О. Четверяковой [31] и доклада «Будущее образования: глобальная повестка», подготовленного для стратегического планирования и принятия решений в России и развивающихся странах [32].

1. Речь идет не о модернизации школьного образования, а о революционной трансформации школы, которая реализуется в интересах крупного 1Т бизнеса.

2. В соответствии с планами форсайт - проектов «Образование 2030», «Образование 2035», из которых переломными являются 2017-2022 годы, предполагается постепенная «замена роли государства и профессионального сообщества бизнес-возможностями нового сектора», а в период 20222030 гг. планируется «слом/ликвидация традиционной модели образовательной системы» [33]. В проекте отмечается, что к 2015-2020 гг. массовое использование когнитивных технологий для установления прямой связи между нервной системой и компьютером приведёт к разделению («психоразрыву») между пользователями и непользователями, начнётся Вторая Психоделическая Революция [34], и появятся «протоколы прямого обмена информацией между нервными сетями через Сеть» (заметим, что несмотря на технические реализованные возможности - например, в тренажерах У1кшт [35], в Российских школах эта составляющая проекта к настоящему времени не нашла применения).

3. Если «консерваторы» классического образования проиграют, то в течение 15-20 лет появится множество внесистемных провайдеров образования, а «удаленка» и «дистант» станут системообразующими формами воспитания гражданина в государстве.

4. Государство в ближайшие 7-10 лет постепенно выходит из образовательной сферы и сохраняет две функции: удержание «базового уровня» (в логике социальной безопасности) и поддержка ограниченного числа «умных учащихся».

5. Конкурентная борьба с глобальными провайдерами потребует тотальной прозрачности вузовского образования и прозрачности результатов, для чего нужна «оторванность» итоговых экзаменов от вузов по принципу внешнего аудита, внедрение электронных дипломов с фиксацией всех работ и экзаменов в электронном виде, а в перспективе - создание профилей компетенций, которые заменят трудовые книжки».

6. Создаются две системы: «ПОТОК» и «РОСТ». Первая реализует образовательные траектории в «открытых коллективах» и предполагает одновременное обучение в различных школах, вузах, технопарках, спортивных секциях и т.п. Система РОСТ или «распределенное образование» в системе талантов предполагает учет всех знаний, умений и навыков, достигнутых с дошкольного возраста - формируется «цифровое портфолио». Пятибалльная система оценки результатов постепенно заменяется стобалльной, в которой учитываются показатели, отражающие не только ов-

ладения знаниями, но и психосоматические, социальные показатели (например: посещение занятий (5), самостоятельная работа (15), активность (25), индивидуальный прогресс (15), контроль знаний (25), социальная активность (15)). «Цифровое досье» привязывается к единому «сквозному идентификатору» у гражданина, являющимся дескриптором к сведениям в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и Единой биометрической системе (ЕБМ).

7. Последовательно, и с благими намерениями, создаётся система абсолютной прозрачности и тотального контроля за детьми - в конечном итоге, за их родителями (и учителями) - это возможно реализуется к 2024 году [36].

9. Усиления игрового начала во всех сферах жизни (геймифик) - через следующее поколение «игра» и «команда» станут доминирующими формами образования. Опасность здесь заключается в «уходе» конкретного человека из дополненной в виртуальную реальность, что позволит окружающей среде через умвельт цифровой реальности поглотить сознание человека, а значит, в конечном итоге, исчезновению социума и возникновение множества людей, проживающих на одной территории, которое легко управляется. Главная ошибка, «реализаторов» подобной идеи в том, что исчезает системообразуюящая составляющая киберфизической сборки -человек, как социальная фундаментальная единица. Исчезнет цель социума (поскольку его не будет), а значит у «реализаторов» исчезнет объект и цель управления. Подобный сценарий, таким образом, невозможен, поскольку противоречив. Впрочем, отдельные «блуждания в лабиринте» с временными тупиковыми состояниями теоретически возможны.

Аналитика реализуемости востребованностей образования к прорывным цифровым технологиям позволяет предположить в каком направлении будут происходить как структурные изменения сети, так и киберфизическая сущность составляющих ее элементов. Например, исследование динамики востребованности образования к поддерживающим процесс информационным порталам позволяет сделать вывод, что через три месяца после объявления локдауна и перехода к дистанционному обучению [37]:

- существенно повысилась востребованность образования к таким ресурсам как: foxford.ru, НЦрзУ/урокцифры.рф, тоБо1ог.Ту, myskills.ru, шоЬ-edu.ru (наблюдался рост интереса и по окончании учебного года); uchi.ru и education.yandex.ru (во время летних каникул интерес заметно снизился);

- уменьшилась востребованность к порталам uchebnik.nos.ru, cdosh46.ru, frior.ru.

В целом, к 33% цифровым ресурсам увеличилась востребованность, к 38% - снизилась, у 31% наблюдался рост вначале и снижение к концу учебного года. Близость выявленных значений к «золотому сечению» подчеркивает естественный синергетизм процесса. Анализ перераспределения востребованностей социальных практик к информационным ресурсам на первом этапе в экстремальных условиях (локдауна) показывает, что

трансформация сетевой сборки методологического и практического обеспечения востребованности социальных практик к цифровому окружению и инструментарию носит выраженный синергетический характер целенаправленного случайного поиска. Динамика востребованности образования к различным цифровым технологиям за последние 20 лет показана на рисунке 1.

^^—образование,

искусственный интеллект

^^—образование, мобильные цифровые технологии

образование,информацио нные технологии

образование,интернет вещи

Рисунок 1 - Динамика востребованности образования к цифровым технологиям (количество публикаций в открытой печати)

На первом этапе «дистанта» применялись технологии индивидуального заочного обучения. Затем, синергетически происходит фокусировка организация процесса обучения на некоторых, общих для страны и региона, цифровых платформах группового обучения. Между тем, на данном этапе отсутствует «былое» общение между учениками на уроке, учащаются случаи виртуального («аватарного») присутствия ученика (использование обезличенных фотографий, смайликов, эмодзи, «черного экрана», gif -анимации). Недостаточные мощности существующих вычислительных ресурсов не в состоянии были обеспечить скорость и качество (включая помехозащищенность) приемлемого общения в апреле 2020г.[38] . За рубежом Российской федерации, в это время, в странах «дистанта», возникали аналогичные проблемы [39].

Что способствует преобладанию положительных факторов над отрицательными рисками? Синергетика школьного образования в настоящее время нашла выход: увеличения доли преподавания точных и естественнонаучных дисциплин и применения технологий «метода проектов», который позволяет одновременно развивать клиповое и понятийное мышления, на фоне, естественного для молодого возраста, выраженного стремления к самоутверждению личности ученика. Пожалуй, классическим объединением метода проектов и клипового мышления являются так называемые «Ха-катоны» [40].

При быстром, практически мгновенном переходе к дистанционным контактам естественная форма частично переходит к искусственной, не достаточно методически подготовленной. Разрываются привычные коммуника-

ции, применяемые при обучении. Поскольку методическая база такой «эпохи перемен» слабо подготовлена, то процесс возникновения новой образовательной среды (определенной сети) приобретает синергетический характер. Государственные структуры управления образовательным процессом, в условиях плохой методологической проработки, пытаются взять синергетическую, «самостийную» ситуацию под контроль, издавая различные приказы и распоряжения (кстати сказать, на основе предварительного изучения в методических центрах различных иерархических уровней, внутренне содержание которых противоречат иногда противоречат друг-другу (например, оценивание знаний осуществлять по обычной системе, но «неудовлетворительные» оценки стараться не ставить - по сути, переход от четырехбальной системы к трехбалльной). Это приводит к усилению всех компонент качества образовательного процесса: кто умеет учиться - тот улучшает свои знания за счет интенсификации и экстенсификации применения компьютерных технологий, доступа ко множеству информационных ресурсов; кто не имеет целевой установки на обучение - тот начинает вначале отставать в обучении, а затем и прекращает учиться вообще. При этом родители начинают обвинять учителей, появляется негативизм в обратных связях, иногда приводящих к их разрыву.

В качестве «первоначального запуска» синергетического процесса появления новой цифровой образовательной технологии выступают методические указания федеральных властей и региональных комитетов образования. Например, в Курской области в конце марта 2020 года распространяются «Методические рекомендации...»[41], в которых рекомендуется использовать 38 образовательных портала. Таким образом, цифровых образовательных инструментов для организации дистанционного образования более чем достаточно. Однако, в виду не массового использования, большинство из них неудовлетворительно функционирует при больших нагрузках обращений к ним. Практически мгновенный переход среднего образования на дистанционное обучение послужило инициатором резкого роста востребованности к цифровым технологиям: естественному отбору качественного цифрового инструментария [42]. Сюда же следует добавить индивидуальные составляющие киберфизических школ, учителей и учеников - личные средства связи и вычислительной техники с элементами искусственного интеллекта (дополняющих естественный) - смартфоны, ай-фоны, телефоны и т.п.. Именно «личные», а не «индивидуальные», - и- поскольку вместе со свои пользователем образуют своеобразные «киберфи-зические личности».

В качестве «волн синхронизации» используются ритмичные формы отчетности (неделя, месяц, учебная четверть, учебное полугодие, учебный год, квартал): для учеников - домашние задания, для школ - еженедельные отчеты перед вышестоящими организациями.

В заключение хотелось бы привести пять принципов образования, выделяемых Г. Грефом [43]: первый - персонализация, основанная на изучении

цифрового следа каждого учащегося; второй - навыковое обучение и переход к проектной деятельности; третий - «мягкие навыки», которые состоят из трех социальные, когнитивных и эмоциональных элементов, четвертый - цифровые навыки, пятый - умение учиться.

В ряде публикаций эти тезисы оспариваются (например, газета «Русский Вестник», 2021, №2, стр.5), но отменить указанные основные образовательные тренды нельзя. По сути, в философском смысле, речь идет об эволюции человека в постчеловека, а затем в метачеловека, представляющего собой киберфизическую сущность, и гармонизируя различные сигнальные системы в коммуникационных сетях, искусственный и естественный интеллекты, социо и техносферы (социотехнический ландшафт) и ноосферу, виртуальную и дополненную реальности.

Список литературы

1.Малинецкий Г. Г. Цифровая реальность в точке бифуркации и стратегические задачи Союзного государства в контексте гуманитарно-технологической революции //Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности (7-8 февраля 2019 г., г. Москва). -М.: ИПМ им. МВ Келдыша. - 2019. - С. 12-28.

2.Разин А. В. Исторические альтернативы современного общества //Философия и общество. - 2020. - №. 2 (95).-С.35-55

3.Guo S. A Study on the Bifurcation of Continuing Education for Teachers in Vocational Colleges. International Journal of New Developments in Education Vol. 1, № 2, p. 28-31. DOI: 10.25236/IJNDE.2019.010206

4. Абрамов С. Г. и др. Социально-экономическое развитие в эпоху глобальных перемен. Коллективная монография. Тверь: Тверской государственный университет. Т.2-2020. -542 с.

5 Кореневский Н. А., Артеменко М. В., Родионова С. Н. Социо-технический ландшафт: мягкое картирование по базовым координатам онтологических матриц социальных практик и цифровых технологий //Сложность. Разум. Постнеклассика. - 2019. -№. 3.

6.Martin W. J. The global information society.- Taylor & Francis, 2017. 256 p

7.Лазырин М. С. Развитие шестого технологического уклада //Общество: политика, экономика, право. 2017. №. 2. С. 48-50

8.Muscio A., Ciffolilli A. What drives the capacity to integrate Industry 4.0 technologies? Evidence from European R&D projects //Economics of Innovation and New Technology. 2020. V. 29. №. 2. P. 169-183.

9.Hwaiyu Geng Internet of Things and Data Analytics Handbook. Изд. John Wiley & Sons, 2017. -P. 800.

10. Carolan M. Population: A Problem of Quantity or Quality? //Society and the Environment. - Routledge, 2020. - P. 115-137.

11. Ponkin I. V. " Black Swan" Event as Manifestation of Uncertainties in Public Administration //Mediterranean Journal of Social Sciences. 2019. V. 10. №. 2. P. 9-19.

12. Tarando E. E. et al.A new definition of the concept of innovative education //Laplage em Revista. - 2021. - Vol 7. - №. 1. - P. 170-181.

13. Кузина Н. В. Информационная безопасность в условиях пандемии: методы стабилизации состояния социума в электронных СМИ и интернете // Бюллетень науки и практики. 2020. №9. C356-394URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-bezopasnost-v-usloviyah-pandemii-metody-stabilizatsii-sostoyaniya-sotsiuma-v-elektronnyh-smi-i-internete (дата обращения: 08.03.2021).

14. Локдаун на Кипре: Мягкий или жесткий?! // URL: https://evropakipr.com/ istorii/ lokdaun-na-kipre-myagkiy-ili-zhestkiy

15. Жданов А. Автономный искусственный интеллект [электронная книга]. - Litres, 2020. 362 с.

16. Вагнер Петер Ковид, ВИЧ/СПИД и "Испанка": исторические вехи и социальные трансформации // Философско-литературный журнал «Логос». 2021. №1 (140).С. 65-82 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kovid-vich-spid-i-ispanka-istoricheskie-vehi-i-sotsialnye-transformatsii (дата обращения: 08.03.2021).

17. Чжан Л. Трансформация социальных и трудовых практик в организациях в условиях пандемии COVID-19: первые социологические оценки //Миссия конфессий. -2020. - Т. 9. - №. 5. - С. 552-555.

18. Конаныхина Т. Н. Социотехнический ландщафт как платформа предикативного мониторинга и умвельт-анализа цифрового окружения //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2020. - №. 12. - С. 55-64.

19. Аршинов В. И. и др. Социотехнический ландшафт цифровой реальности: фило-софско-методологический концепт, онтологические матрицы, экспертно-эмпирическая верификация. Курск: ЗАО «Университетская книга». - 2019. - 232 с.

20. Пичугин С. С. Образовательный локдаун: первые итоги и уроки организации и реализации дистанционного обучения в начальной школе //Цифровая трансформация современного образования. - 2020. - С. 204-207.

21. Татаринов К. А., Орлова Е. Г. Модели цифрового обучения // АНИ: педагогика и психология. 2020. №3 (32). С.204-207 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-tsifrovogo-obucheniya (дата обращения: 09.03.2021).

22. Булычев В. А. 1С: Математический конструктор" и виртуальные лаборатории по математике в Московской электронной школе //Новые информационные технологии в образовании. 2020. С. 212-216.

23 Molnar A. et al. Virtual Schools in the US 2019 //National Education Policy Center. 2019 .URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED595244.pdf

24. Melanie J. Maas & Janette M. Hughes (2020) Virtual, augmented and mixed reality in K-12 education: a review of the literature, Technology, Pedagogy and Education, 29:2, 231249, DOI: 10.1080/1475939X.2020.1737210.

25. Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». - URL: http://docs.cntd.ru/document/436767209/

26. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919

27. Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" (вместе с "Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года" URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_ doc_ LAW_335184/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928

28. Смирнова Е. О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. 2019. №2 (34). -С.25-32 // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ spetsifika-sovremennogo-doshkolnogo-detstva

29. Емельянова И. В., Кулагина И. Ю. Особенности развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте //Психолого-педагогические исследования. - 2020. -Т. 12. - №. 2. - С. 91-107.

30. Garzotto F. et al. Interactive multisensory environments for primary school children //Proceedings of the 2020 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems. - 2020. - P. 1-12..

31. Четверикова О.Н. Скрытые угрозы российского проекта "цифровая школа" // Народное образование. 2019. №1 (1472). С. 9-25. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ skrytye-ugrozy- rossiyskogo-proekta-tsifrovaya-shkola (дата обращения: 09.09.2020).

32. Цифровизация за 500 млрд: как школьников отучат от бумажных учебников . URL: :https://www.rbc.ru/society/20/06/2018/5af1a9f69a79478564b01d91

33. Образование 2030: Дорожные карты будущего. Результаты первого российского этапа исследования

34. Вторая психоделическая революция. URL: https://annatubten.livejournal.com/ 577317.html

35. Нейроинтерфейс: https://wikium.ru/neuroninterface

36. В российских школах установят камеры с системой распознавания лиц. Режим доступа: URL: http://www.ntv.ru/novosti/2045929/

37. Артеменко М. В. Кривые Гартнера-ретропредикативные иллюстранты трансформаций востребований социальных практик к цифровым технологиям //Медико-экологические информационные технологии-2020. - 2020. - С. 287-300.

38. Баранов А. Ю., Малкова Т. В. Актуальные проблемы дистанционного обучения //Modern Science. 2020. №. 9-1. С. 193-195.

39. Amadi J. C., Osuji C. U. Global education marketing: using distance learning to export knowledge implements on globalization //Journal of Education and Entrepreneurship. 2020. V. 7. №. 1. P. 14-25.

40. Пшеничная В.В., Короткевич Э. Р. Хакатон как способ реализации проектного обучения в высшей школе // Образовательные ресурсы и технологии. 2019. №1 (26). С.41-46 / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hakaton-kak-sposob-realizatsii-proektnogo-obucheniya-v-vysshey-shkole (дата обращения: 25.02.2021).

41. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего .../ URL: http://sud-rono.ru/images/tmp/YG/distancia/dot.pdf

42. Бутенко Е. Д. COVID-19 как шоковый стимулирующий фактор развития цифрового образования //Управление в экономических и социальных системах. - 2020. - №. 2. - С. 19-27

43. Греф назвал пять принципов образования./ URL: https://infourok.ru/news/gref-nazval-pyat-principov-sovremennogo-obrazovaniya-3624.html

Artemenko Mikhail Vladimirovich, candidate of biological sciences, associate professor Southwest State University, Kursk, Russia (e-mail: artem1962@mail.ru) FEATURES ACCELERATION ON TREND OF THE DIGITALIZATION EDUCATION AT LOCKDOW

Abstract. The article is devoted to the consideration of the features of digitalization education during the lockdown caused by the COVID 19 pandemic. It is shown that in the information society, when a stage of the bifurcation development process occurs, caused by the suspension of economic development in most countries during the lockdown caused by the COVID 19 pandemic, the process of expansion of digital technologies into humanitarian social practices forced. In education, at the first stage, this is manifested in a sharp increase in the interest ofparticipants in the pedagogical process in the corresponding information portals. After 3-4 months, the number of actually working portals in the conditions of mass service of the population is reduced and qualitatively adapted. To ensure the functioning of the educational system during the lockdown of2020, it becomes necessary to urgently introduce fundamentally new pedagogical technologies at all stages of lifelong education in order to minimize the consequences of a sharp decrease in direct and personal communication in the augmented reality team between the subjects of the learning process and increase the role and share of digital communications. The article illustrates the transformation of the de-

mands of education towards certain portals that support distance learning, leading to the dominance of clip thinking. The positive and negative aspects of digitalization education are considered, motivating the development of clip and project thinking of students. The need to change distance learning technologies by increasing the share of verbal mastering of certain disciplines and creating "virtual" classes with relaxation elements during the lesson and organizing collective communication is noted. Analyzing the dynamics of the demand for digital technology in education, a conclusion is made about the purposeful synergistic process of assembling cyber-physical systems in the educational process, which is characteristic of distance learning. This work was supported by the Russian Science Foundation grant № 19-1800504.

Key words: digitalization of education, distance education, lockdown, learning portals.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Богомолова Анна Олеговна, педагог-психолог (e-mail: anna.bogomolova1997@mail.ru) Трач Наталья Валентиновна, учитель-дефектолог

(e-mail: natulya2502@yandex.ru) Муниципальное общеобразовательное учреждение «Северная средняя общеобразовательная школа №1 Белгородского района Белгородской области», г.Белгород, Россия Гут Юлия Николаевна, к.психол.н., доцент Психологический институт Российской академии образования,

г. Москва, Россия Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г.Белгород, Россия (e-mail: gut.julia@mail.ru)

В данной статье раскрываются особенности психологической готовности педагогов общеобразовательных учреждений к инновационной деятельности. В образовательных учреждениях появляется много инновационных технологий, программ, направлений, способных осуществлять образовательную деятельность в дистанционном формате.

Ключевые слова: инновационная деятельность, саморегуляция, педагог-психолог, социализация, тренд.

Методики исследования:

1. методика «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности» (В .А. Сластенин) [15];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. методика. «Пятифакторный опросник личности 5PFQ» (В.Е. Орел, А. А. Рукавишников, И.Г. Сенин) [12];

3. методика «Стиль саморегуляции поведения ССПМ» (В .И. Моросанова) [10, 11];

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.