Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРС-МАЖОРА В АВИАПЕРЕВОЗКАХ '

ОСОБЕННОСТИ ФОРС-МАЖОРА В АВИАПЕРЕВОЗКАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
форс-мажор / непреодолимая сила / авиаперевозка / отмена авиаполетов / force majeure / force majeure / air transportation / cancellation of air flights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В.В. Вернер, Е.Л. Фарафонтова

Рассматривается вопросы ответственности авиаперевозчика в случае наступления форс-мажорных обстоятельств, проанализированы с точки зрения права действия авиаперевозчиков связи с отменой авиаперелётов из-за пандемии коронавируса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORCE MAJEURE IN AIR TRANSPORTATION

The article addresses the issues of liability of an air carrier in the event of force majeure, analyzed from the point of view of the right of action of air carriers in connection with the cancellation of air travel due to the coronavirus pandemic.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРС-МАЖОРА В АВИАПЕРЕВОЗКАХ »

УДК 347.82

ОСОБЕННОСТИ ФОРС-МАЖОРА В АВИАПЕРЕВОЗКАХ

В. В. Вернер Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

Рассматривается вопросы ответственности авиаперевозчика в случае наступления форс-мажорных обстоятельств, проанализированы с точки зрения права действия авиаперевозчиков связи с отменой авиаперелётов из-за пандемии коронавируса.

Ключевые слова: форс-мажор, непреодолимая сила, авиаперевозка, отмена авиаполетов. FEATURES OF FORCE MAJEURE IN AIR TRANSPORTATION

V. V. Verner Scientific Supervisor - E. L. Farafontova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

The article addresses the issues of liability of an air carrier in the event of force majeure, analyzed from the point of view of the right of action of air carriers in connection with the cancellation of air travel due to the coronavirus pandemic.

Keywords: force majeure, force majeure, air transportation, cancellation of air flights.

Воздушный транспорт - один из наиболее востребованных видов транспорта. От наземных и морских транспортных средств его отличает скорость передвижения, позволяющая быстро преодолевать огромные пространства, а также неограниченный радиус действия, что проявляется в возможности попасть в любую точку мира, куда другим видом транспорта добраться невозможно. Однако параллельно с увеличением количества перевозок постоянно растет и количество форс-мажоров, то есть ситуаций непреодолимой силы с точки зрения договорных отношений.

В настоящее время сложилась крайне неблагополучная ситуация с исполнением обязанностей в сфере воздушных перевозок из-за новой, неизученной разновидности гриппа, вызываемого так называемым коронавирусом. Международная организация здравоохранения в связи с быстрым распространением болезни по земному шару определила ситуацию как пандемия, в результате государства закрыли границы и прекратили авиасообщения. Особенно данные обстоятельства коснулись отношений, где между контрагентами есть долгосрочный договор, который был заключен до того момента, когда стороны могли представить последствия пандемии. В таких ситуациях стороны хотят понять, что предусматривает право на случай появления подобных феноменов.

С точки зрения российского права есть три юридические концепции, которые могут применяться к договорным отношениям:

1. Непреодолимая сила, или «форс-мажор» (ч. 3 ст. 401 ГК РФ).

Данная статья устанавливает ответственность для лица, не исполнившего должным образом обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, если не

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3

будет доказано, что исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. Это относится к непредотвратимым и чрезвычайным последствиям.

2. Невозможность исполнения обязательства (ст. 416 ГК РФ). Статья 416 Гражданского кодекса РФ раскрывает прекращение обязательства невозможностью исполнения. То есть из-за возникшего обстоятельства, за которое ни одна из сторон не отвечает.

3. Существенное изменение обстоятельств (ст. 451 ГК РФ). Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях [1].

Российская Федерация, как правовое государство, определяет одним из приоритетных направлений своего развития обеспечение безопасности в сфере воздушных перевозок. Это связано с тем, что Конституция РФ устанавливает высшей ценностью право на жизнь, здоровье и достоинство человека, что предполагает их эффективную охрану и защиту и является обязанностью государства. Одним из таких шагов стало решением Правительства РФ о внесении коронавирусной пандемии в список причин форс-мажора для поставщиков госзаказа.

Воздушный транспорт получил один из самых сильных ударов в условиях пандемии, ограничение внутренних перелетов обескровило экономическую базу российской авиации после закрытия авиасообщения с другими странами. Спрос на услуги авиатранспорта по стране упал. Эксперты предполагают, что кризис обернется банкротством части авиаперевозчиков и ростом цен на билеты.

В это же время авиаперевозчики обязаны соблюдать условия статьи 103 Воздушного кодекса РФ: Если клиент купил возвратный билет, то перевозчик должен компенсировать ему полную стоимость билета или стоимость за вычетом штрафа в случае, если поездка не состоится — это зависит от конкретной авиакомпании. Стоимость невозвратных билетов пассажирам не возвращается. Однако в связи с непростой ситуацией, которая сложилась на рынке авиаперевозчиков из-за пандемии коронавируса, 25 марта 2020 г. Совет Федерации по инициативе Министерства транспорта РФ (далее Минтранс РФ) обратился в Правительство с просьбой о возврате стоимости билетов всем гражданам [2].

Минтранс РФ перечислил условия, при которых пассажиры могут вернуть деньги за купленные ранее авиабилеты, в условиях ограничений из-за коронавируса. В ведомстве напомнили, что с 27 марта полностью прекращено регулярное и чартерное авиасообщение из России и обратно, кроме полетов для вывоза россиян, застрявших за рубежом. При этом внутреннее воздушное сообщение не ограничивалось. Вынужденным считается отказ пассажира от международной воздушной перевозки, которая должна состояться в период действия запрета авиасообщения. Деньги за такой билет подлежат возврату. Отказ от поездки, которая должна состояться после снятия запрета и, если рейс не отменен перевозчиком, считается добровольным. В этом случае деньги возвращаются пассажиру согласно условиям тарифа. На внутренних перевозках деньги за билет вернут в случае отмены рейса авиаперевозчиком - он также считается вынужденным. Если авиакомпания продолжает полеты, отказ считается добровольным, и возврат средств осуществляется согласно условиям тарифа [3].

Некоторые авиаперевозчики, по данным Министерства транспорта РФ, ввели компенсационный механизм возврата денег вне зависимости от условий тарифа. Например, Шап сделал все билеты, купленные с 1 апреля, возвратными и обменными. По минимальному тарифу сумма обмена будет составлять 1 000 рублей за сегмент, возврата -1 500 рублей.

27 марта авиакомпания «Победа» объявила, что отменяет все рейсы с 1 апреля по 31 мая. К сожалению, «Победа» не возвращает деньги кэшем за отмененные рейсы (это фактически обанкротит авиакомпанию). Вместо этого все пассажиры отмененных рейсов с датами вылета в период с 1 апреля по 31 мая 2020 года получат деньги на счет в личном кабинете.

Компания «Аэрофлот» разрешает изменение маршрута на любые рейсы «Аэрофлота» с вылетом не позднее 31 декабря 2020 без взимания штрафа за переоформление, но с соблюдением остальных правил применения тарифов (возможна доплата разницы тарифов). Если рейс был отменен, либо пассажир попал под ограничения въезда или выезда (угроза принудительного карантина, отмена безвизового въезда и т.п.), то позволяется оформить вынужденный возврат по месту его приобретения не позднее 31 декабря 2020 года.

В группе компаний S7 подтвердили, что в связи с полным ограничением международных полётов число обращений на возврат средств за билеты резко увеличилось. Пассажирам предлагаются разные варианты возврата средств, в том числе и получение сертификата. В течение одного года пассажир сможет воспользоваться им для оплаты будущего путешествия или дополнительных услуг в полёте. Сертификат оформляется исключительно с согласия пассажира. Это самый оперативный способ урегулирования ситуации, поэтому он предлагается в первую очередь. Кроме того, пассажиры, которые приобрели авиабилеты до 4 марта 2020 года, могут обменять их на более поздние даты или альтернативные направления из маршрутной сети авиакомпании

В авиакомпании "Уральские авиалинии" также предлагается целый ряд вариантов. Если билет невозвратный, пассажир может изменить дату вылета на более позднюю. Если новый вылет планируется в периоды с сегодняшнего дня до 30 июня 2020 года или с 1 сентября по 20 декабря 2020 года, сбор за переоформление составит одну тысячу рублей за перевозку в одну сторону. Если дата вылета планируется на период с 1 июля по 31 августа — те же условия плюс доплата до доступного тарифа.

В авиакомпании Nordwind Airlines заявляют, что внимательно отслеживают ситуацию и прилагают все усилия, чтобы пассажиры компании испытывали минимальные трудности. В качестве решения сложившейся ситуации пассажирам предлагается оформить вынужденный возврат без штрафов и удержаний либо однократно перенести дату поездки без доплат в рамках приобретённого класса бронирования [4].

Таким образом, согласно международному воздушному праву и российскому законодательству все авиаперевозчики исполняют свои обязательства перед пассажирами, несмотря на то, что в случае наступления форс-мажора они несут большие экономические убытки. Всё это связано не только с исполнением законодательства, но и с необходимостью сохранения имиджа авиакомпаний.

Библиографические ссылки

1. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301.

2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 12 ст. 1383.

3. О возврате денежных средств за авиабилеты, оформленные по невозвратным тарифам 01.04.2020 г. // Официальный сайт Министерства транспорта РФ [Электронный ресурс]. URL: http://14.rospotrebnadzor.ru/422/-/asset_puЫisher/7EtZ/content/peкoмeндaции-для-пoтpe-бителеи-по-возврату-авиабилетов (дата обращения: 01.04.2020).

4. Игра на вылет: как авиакомпании борются с кризисом. Ирина Власова 01.04.2020. // газета ru [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/business/2020/04/01/13031833. shtml (дата обращения: 01.04.2020).

© ВернерВ. В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.