Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА МЕЖДУНАРОДНОЙ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА И БАГАЖА ВО ВРЕМЯ ЭПИДЕМИИ, ВЫЗВАННОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ (COVID-19)'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА МЕЖДУНАРОДНОЙ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА И БАГАЖА ВО ВРЕМЯ ЭПИДЕМИИ, ВЫЗВАННОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ (COVID-19) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
340
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОНОВИРУС (COVID-19) / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / ТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО / ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНОЙ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА / CORONOVIRUS (COVID-19) / INTERNATIONAL PASSENGER TRANSPORT / TRANSPORT LAW / CONTRACT OF INTERNATIONAL AIR CARRIAGE OF A PASSENGER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шишенков Кирилл Сергеевич

Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) нанесла огромный урон не только здоровью миллионов людей на нашей планете, но экономике и бизнесу по всему миру. Особенно сильно пострадали сферы экономики связанные с международными грузоперевозками, туризмом, пассажирским авиасообщением. Задачей данной статьи является объективная оценка законодательного регулирования исполнения договора международной воздушной перевозки пассажира и багажа в новых условиях мирового эпидемиологического бедствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE CONTRACT OF INTERNATIONAL AIR CARRIAGE OF PASSENGERS AND BAGGAGE DURING THE EPIDEMIC CAUSED BY CORONAVIRUS INFECTION (COVID-19)

A new coronavirus infection (COVID-19) has caused huge damage not only to the health of millions of people on our planet, but also to the economy and businesses around the world. Especially hard hit sectors of the economy associated with the international cargo transportation, tourism, passenger traffic. The objective of this article is an objective assessment of the legislative regulation of the execution of the contract of international air carriage of passengers and baggage in the new conditions of the world epidemiological disaster.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА МЕЖДУНАРОДНОЙ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА И БАГАЖА ВО ВРЕМЯ ЭПИДЕМИИ, ВЫЗВАННОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ (COVID-19)»

Особенности исполнения договора международной воздушной перевозки пассажира и багажа во время эпидемии, вызванной коронавирусной инфекцией (COVID-19)

Features of the contract of international air carriage of passengers and baggage during the epidemic caused by coronavirus infection (COVID-19)

Шишенков Кирилл Сергеевич

магистр юриспруденции ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет»

Россия, г.Ульяновск e-mail: kirill-shishenkov@;yandex. ru

Shishenkov Kirill Sergeyevich

master's degree in ULSU Ulyanovsk state University Russia, Ulyanovsk e-mail: kirill-shishenkov@yandex. ru

Аннотация.

Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) нанесла огромный урон не только здоровью миллионов людей на нашей планете, но экономике и бизнесу по всему миру. Особенно сильно пострадали сферы экономики связанные с международными грузоперевозками, туризмом, пассажирским авиасообщением.

Задачей данной статьи является объективная оценка законодательного регулирования исполнения договора международной воздушной перевозки пассажира и багажа в новых условиях мирового эпидемиологического бедствия.

Annotation.

A new coronavirus infection (COVID-19) has caused huge damage not only to the health of millions of people on our planet, but also to the economy and businesses around the world. Especially hard hit sectors of the economy associated with the international cargo transportation, tourism, passenger traffic.

The objective of this article is an objective assessment of the legislative regulation of the execution of the contract of international air carriage of passengers and baggage in the new conditions of the world epidemiological disaster.

Ключевые слова: короновирус (COVID-19), международные пассажирские перевозки, транспортное право, договор международной воздушной перевозки пассажира.

Key words: coronovirus (COVID-19), international passenger transport, transport law, contract of international air carriage of a passenger.

Новый коронавирус(COVID-19), появившийся в Китайской провинции Ухань (Китай) в начале этого года стал не только главной эпидемиологической проблемой населения нашей планеты, но и серьезным препятствием для бизнеса, в особенности для международных перевозок.

Федеральное агентство воздушного транспорта уже с 13.03.2020 г. установило временный запрет на авиасообщение (пассажирское) с территории России на территорию Италии, ФРГ, Испании, Франции и в обратном направлении. А с 16 марта 2020 г. было временно ограничено авиасообщение со всеми странами Европейского союза, а также Норвегией и Швейцарией, не считая перелеты из Москвы в столицы членов ЕС, а также Норвегии и Швейцарии и обратно.

Ввиду ограничения на осуществление воздушных и иных перевозок публичные власти всех стран оказались в сложном положении: с одной стороны необходимо поддержать пассажиров и проследить за компенсацией со стороны авиакомпаний за отменные рейсы, с другой нельзя допустить полного банкротства хозяйствующих субъектов рынка авиаперевозок.

Оказание услуг воздушной перевозки регулируется нормативными положениями Гражданского кодекса РФ, Воздушного кодекса, Приказа Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 г. №82 «Об утверждении Федеральных Авиационных Правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и

требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»^], Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей».

По российскому законодательству существует два вида отказа от авиабилета: добровольный и вынужденный.

Пункт 226 Правил воздушных перевозок предоставляет пассажиру право отказаться от перевозки (расторгнуть договор), в соответствии с условиями договора. При этом в договоре могут содержаться условия о возврате провозной платы (невозвратной) авиабилетов.

Согласно ч.4 ст. 108 ВК РФ[2], если пассажиром заключен договор воздушной перевозки, предусматривающий условие о невозврате стоимости авиабилетов при добровольном отказе от договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за авиабилет сумма не возвращается. Однако действуют некоторые исключения, в частности, пассажир может вернуть деньги за авиабилеты, если отказ от перелета вызван его болезнью либо болезнью или смертью членов его семьи, близких родственников, с которыми он собирался лететь. Для возврата денег в такой ситуации требуется представить документы, подтверждающие причину отказа, а также уведомить авиаперевозчика об отказе до окончания регистрации на рейс. В остальных случаях пассажиры, купившие авиабилеты по невозвратным тарифам, не могут вернуть всю уплаченную за них сумму, если откажутся от перелета. Вернуть можно лишь неиспользованные авиаперевозчиком суммы, взимаемые в пользу иных организаций в соответствии с иностранным законодательством, с территорий, на территории или через территории которых планировался перелет (дополнительные сборы, в том числе аэропортовые, так как невозвратным является только тариф).

В свою очередь статья 108 ВК РФ содержит положение о том, что в случае отказа от «возвратного» билета с уведомлением об этом перевозчика не позднее, чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за авиабилеты за исключением фактических расходов перевозчика, связанных с исполнение договора перевозки. Надо отметить, что некоторые перевозчики даже с «возвратными» билетами вводят в действия, так называемые сертификаты на оплату авиаперевозки. Например, «и^ЛЫшеБ» не возмещают уплаченную сумму денег даже по «возвратным» договорам, заключенным до 01.05.2020.

В случае вынужденного отказа пассажира от авиабилета, которым можно признать: отмена или задержка рейса, изменение авиакомпанией маршрута перевозки; рейс не по расписанию; и подобные случаи, которые признаются авиаперевозчиком и по которым пассажиру компенсируется полная сумма авиаперевозки, если она не была выполнена ни на одном участке маршрута[3].

Также нужно отметить следующее нормативное положение: в соответствии со ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации[4] существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, выступает основанием для его изменения или расторжения, в случае если иное не определено договором или не исходит из его существа.

Также в случае расторжении договора по данному основанию обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора. Данная норма позволяет в претензионном или судебном порядке добиваться от авиаперевозчиков компенсации в том числе «невозвратным» билетам.

Однако 06 июня 2020 года Постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено положение N 991 «Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или

отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части»[5], что изменило порядок исполнения договоров воздушной перевозки, заключенных с 01.02.2020 по 01.05.2020 (направление КНР) и с 18.03.2020 по 01.05.2020 по остальным внутренним и международным направлениям.

Данный документ был принят в целях поддержки авиаперевозчиков, что необходимо признать достаточно своевременным, учитывая, что это одна из наиболее пострадавших отраслей экономики, однако, имеется и существенное ограничение прав пассажиров. При этом, на чартерные рейсы (перевозка на основании фрахтования воздушного судна), данные правила не распространяются.

Таким образом, в соответствии с этим Постановлением перевозчик сейчас имеет право в одностороннем

порядке:

1. изменить условия договора (в части даты, времени, маршрута)

2. отказаться от исполнения договора и возвратить уплаченную провозную плату

Пассажир также имеет право отказаться от воздушной перевозки и получить компенсацию. Правила возврата заключаются в:

1. возможности использовать сумму оплаты в качестве оплаты услуг этого же перевозчика (в том числе по иным направлениям и маршрутам) в течение 3 лет с момента отправления, которое отражено в билете пассажира

2. возможности возврата денежных средств через 3 года с момент отправления

Деньги, которые пассажир не использовал, возвращаются ему по истечении трех лет, причем на эти деньги (остаток) могут начисляться проценты за пользование чужими денежными средствами (ключевая ставка ЦБ РФ). Проценты за пользование денежными средствами начисляются по день возврата суммы этих средств пассажиру, но не позднее окончания 4-летнего срока с даты отправления рейса, указанного в билете. На сумму оплаченной провозной платы, использованной для оплаты услуг перевозчика, проценты не начисляются.

Денежные средства возвращаются пассажиру в течение 10 дней с момента написания заявления. Безусловно, данное постановление, утвержденное Правительством РФ нельзя признать удачным, так как груз ответственности по поддержке авиаперевозчиков был переложен публичной властью на самих клиентов, выдающих, по сути, собственные денежные средства в кредит авиакомпаниям на три года. К тому же, многие пассажиры сами являются должниками банков, в которых брали потребительские кредиты на путешествия (от 10% годовых), следовательно складывается ситуация в которой государство частично компенсировало бизнесу убытки за счет собственного населения.

Касательно порядка использования оплаченной суммы для других перевозок у той же авиакомпании, надо отметить, что клиент отправляет авиаперевозчику специальное уведомление, указывая свои персональные данные, информацию о бронировании и авиабилете (запрос). Через двадцать дней авиаперевозчик обязан ответить и принять оплату услуг по договору воздушной перевозки. При этом перевозчик может отказать клиенту, если прошло более трех лет с даты отправления первоначального билета.

Надо отметить, что на практике авиакомпании начали оформлять сертификаты по запросам своих клиентов, например «Уральские Авиалинии» предлагают воспользоваться электронным сертификатом для оплаты авиабилетов на регулярные рейсы и вместе с тем, различных дополнительных услуг предлагаемых авиакомпанией. При использовании сертификата не учитываются баллы специальной бонусной программы

«Крылья», а также вся сумма данного документа может быть потрачена только на равный по стоимости или больший билет.

Практика предоставления клиентом сертификатов применялась и до утверждения 06 июля 2020 года Положения №991, например, авиакомпания из Сибири <^7» предлагала своим клиентам взамен полной компенсации ввиду «вынужденного отказа» соответствующие сертификаты на полеты с доплатой +10% к цене билета в пользу клиента. Сейчас даже такие неоднозначные решения видятся предпочтительными для клиентов авиакомпаний, попавших под действие данного документа.

Тем временем, вышеуказанное Положение указывает на группы населения, имеющие преимущественное право подать заявление на возврат стоимости билетов, не ожидая истечения трехлетнего срока и даже до даты отмененной поездки. К ним относятся Пассажиры, признанные в установленном законом порядке инвалидом I или II группы, а также ветераном Великой Отечественной войны, а также лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида II группы, лицо, имеющее удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствующем заявлении данным льготным категориям необходимо будет указать реквизиты документов, подтверждающих их правовой статус. Несмотря на то, что в нормативном акте имеется формулировка «при наличии», авиаперевозчики, например, «Уральские авиалинии» требуют вместе с поданным заявлением обязательное наличие соответствующего подтверждающего правовой статус документа. При этом, Заявления о возврате провозной платы пассажиру-инвалиду и сопровождающему его лицу подаются одновременно.

Возврат осуществляется пассажиру (либо иному лицу, оплатившему перевозку) в соответствии с федеральными авиационными правилами, определенными в статье 102 Воздушного кодекса Российской Федерации. Пассажир подает заявление о возврате средств через сеть «Интернет», почтовое отправление или лично. Если заявитель желает вернуть средства на банковскую карту, которой он не пользовался при оплате билета, ему будет необходимо лично обратиться к авиаперевозчику.

В заключение можно сказать о том, в законодательстве Российской Федерации детально не закреплены нормативные положения, регулирующие исполнение договорных условий в форс-мажорных обстоятельствах, что влечет за собой потребность в более подробном регулировании и принятии дополнительных нормативных актов, что перегружает и без того громоздкую базу действующих НПА[6].

Таким образом, в конкретных «форс-мажорных» обстоятельств или в условиях кризиса каждая сторона при заключении договора международной воздушной перевозки или иных соглашений будет предполагать и знать, какие основные риски она на себя принимает и каков их объём.

Список используемой литературы:

1. Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (ред. от 05.10.2017) «Об утверждении Федеральных авиационных правил» Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей // Российская газета, N 225, 10.10.2007; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 18.02.2020.

2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018) // Российская газета, N 59-60, 26.03.1997; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 18.02.2020.

3. Остроумов, Н. Н. Договор перевозки в международном воздушном сообщении / Остроумов Н. Н. // М.: Статут, 2009. - 268с.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Российская газета, N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 18.02.2020.

5. Постановление Правительства РФ от 06.07.2020 N 991 «Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в

одностороннем порядке изменить условия такого договора...» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 27.06.2019.

6. Гречуха, В.Н. Транспортное право: правовое регулирование деятельности воздушного транспорта : монография / В.Н.Гречуха // М.: Юстиция, 2016. - 307 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.