УДК 373
Т.П. Оборочан
(г. Новороссийск)
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-ПРАВОВЫх ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ УЧАщЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
FEATURES OF FORMATION OF MODERN STUDENTS' VALUE AND LEGAL ORIENTATIONS
Дальнейшее развитие нашего демократического государства возможно только при активном и конструктивном участии всего населения в осуществляемых преобразованиях, охвативших все сферы социальной жизни: политику, экономику, образование, оборону и другие. Консолидация российского социума, гражданственность, патриотизм, справедливость, законность и правопорядок выходят сегодня на первый план. Именно это предопределяет потребность в усилении действенности воспитательной работы со всеми категориями граждан. В то же время основное внимание следует уделить учащейся молодежи. Выпускники вузов должны быть не только первоклассными специалистами, конкурентоспособными на рынке труда. Они должны обладать высоким уровнем правовой культуры, быть законопослушными, располагать четкой и активной гражданской позицией, базирующейся на ценностно-правовых ориентациях, любви к Отечеству, желании быть полезным своему государству и своему народу.
В статье с опорой на подходы отечественных ученых рассматриваются сущность феноменов «ценность» и «ценностные ориентации», особенности формирования ценностно-правовых ори-ентаций у современной учащейся молодежи.
Ключевые слова: духовная деятельность личности, ориентации, особенности, учащаяся молодежь, формирование, ценности, ценностно-правовые ориентации.
Further development of our democratic state is possible only with the active and constructive participation of the entire population in the ongoing transformations that have covered all spheres of social life: politics, economy, education, defense and others. Consolidation of the Russian society, citizenship, patriotism, justice, legality and rule of law are coming to the fore today. This is what determines the need to strengthen the effectiveness of educational work with all categories of citizens. At the same time, the focus should be on student youth. University graduates should be not only first-class specialists, competitive in the labor market. They must have a high level of legal culture, be law-abiding, have a clear and active civic position based on value and legal orientations, love for the Fatherland, the desire to be useful to their state and their people.
The article, based on the approaches of Russian scientists, examines the essence of the phenomena of «value» and «value orientations», provides the features of the formation of value and legal orientations among modern students.
Key words: spiritual activity of the individual, orientations, features, student youth, formation, values, value and legal orientations.
Глубинные трансформации, происходящие в нашей стране, настоятельно требуют вовлечения подрастающих поколений в конструктивные процессы строительства демократии, реализации каждым молодым гражданином своих прав, укрепления законности и правопорядка.
В первую очередь это относится к учащейся молодежи, будущим профессиональным кадрам, которые в ближайшие годы вольются в ряды специалистов государственных учреждений и организаций, пополнят педагогические и воинские коллективы. Именно им предстоит принять от старших
поколений эстафету управления, сохранения, развития и защиты Российской Федерации.
Важность и серьезность данной задачи требует ответить на вопрос: готова ли современная молодежь к предстоящей миссии? Способна ли она сохранить Отечество и защищать его интересы, ценности, язык и культуру, обеспечить суверенитет и неприкосновенность российских территорий?
Решение данной задачи видится прежде всего в плоскости привития юношам и девушкам правовой культуры, формировании нравственно-правовых ценностей личности, основу которой должны составить широкое мировоззрение, беспристрастное отношение к государству, социуму, Конституции и федеральным законам, а также наличие комплекса правовых знаний, убеждений и установок, устойчивых ценностно-правовых ориентаций, проявляемых в повседневной и профессиональной деятельности, общении и поведении. Вооружение молодых людей совокупностью ценностно-правовых ориентаций позволит обогатить духовную деятельность личности, утвердить личностные представления о правовых идеалах и достойных поступках человека, обеспечит регулирование жизнедеятельности молодых граждан и правовую рефлексию.
Следовательно, социальная обусловленность ценностей, выступающих критериями формирования и становления духовного мира личности, подтверждает актуальность и своевременность этой проблемы.
Изучение содержания научных словарей [3, 10, 11, 13] позволило установить, что ценностная проблематика исследуется многими науками и для каждой из них свойственен свой уникальный подход, обусловленный спецификой объекта и предмета каждой из них, направленностью на личность и социум. Выступая в роли внутреннего имманентного конструкта, ценностная сфера личности позволяет учащейся молодежи намечать цели и маршруты своего развития, координировать свое поведение и отношение к деятельности.
В философии «ценности» понимаются как некие «социальные определения объек-
тов окружающего мира», что позволяет человеку установить для себя и социума их положительную и отрицательную значимость [13]. Социологический энциклопедический словарь трактует «ценности» как «особое общественное отношение» [11], словарь по педагогической психологии - как «значимость объектов» действительности, имеющую положительную или отрицательную характеристику [10]. В педагогике «ценности» - это «наиболее значимые явления и предметы реальной действительности», которые соответствуют или не соответствуют потребностям государства, социума, групп или личности [3]. А.К. Быков и А.Н. Выр-щиков сформулировали следующее определение: «Ценности - абстрактные идеалы, представления, явления действительности, включающие общественные идеалы и принятые как эталоны должного» [6].
Следовательно, ценности - это наиболее значимые явления и предметы окружающего мира, обладающие положительной значимостью для человека. Они придают определенный смысл жизни каждого гражданина, установление целей самой жизни и профессиональной деятельности человека. По своей сущности ценности - это эталон, идеал, пример, к которому нужно стремиться, ориентирующий и направляющий личность в современном мире. Ценности позволяют человеку выразить свое отношение к объектам, явлениям и процессам окружающей действительности. Наличие ценностей обеспечивает конструктивное и цельное формирование личности, поскольку они являются неотъемлемым компонентом её структуры.
М.С. Каган, Д.А. Леонтьев, В.А. Сластенин и др. утверждают, что система ценностей формируется и развивается на протяжении всей жизни личности. И.С. Кон замечает, что наиболее благоприятный период для восприятия учащимися ценностей - это старший школьный и студенческий возраст.
На основе анализа трудов отечественных ученых выявлены следующие характеристики ценностей: являются сущностью и условием полноценного бытия объекта; всегда являются человеческими и носят
социальный характер; формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей; им присуща высокая осознанность: они отражаются в сознании в виде ценностных ориентаций; к миру ценностей относят духовную деятельность человека, в том числе культуру, идеалы, принципы, нормы нравственности, потребности, интересы, обобщенные представления, необходимые для оценки и ориентации личности [4].
Комплекс ценностей, которыми овладел молодой человек, позволяет ему сохранить в своем сознании определенные установки, которые содействуют в формировании определенной личностной позиции, выражении своего мнения, своей оценки, своих взглядов, точки зрения.
В отечественной науке установились три направления рассмотрения ценностных ориентаций. Первое исследует ценностные ориентации как направленность личности на ценности (Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов и др.). Второе анализирует ценностные ориентации как высший уровень фиксированных установок личности (А.Г. Здравомыс-лов, Д.Н. Узнадзе и др.). Третье стоит на позиции, что ценностные ориентации надо воспринимать как доминирующее отношение к объектам окружающей среды на основе их личностной значимости (А.А. Бодалев, В.Ф. Ломов и др.).
Л.Х. Нагоева подчеркивает: «Понятийно ценностные ориентации - это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их значимости» [5]. Согласно взглядам В.А. Сластенина и Г.И. Чижаковой, ценностные ориентации надо воспринимать как систему «устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе в форме фиксированных установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества» [9]. И. С. Артюхова замечает, что жизнеспособность ценностных ориентаций определяется их соответствием «актуальным жизнен-
ным ценностям подрастающего поколения, поскольку ценности понимаются как духовные и материальные феномены, имеющие личный смысл и являющиеся мотивом деятельности» [1].
Следовательно, ценностные ориентации следует понимать как выборочное отношение учащейся молодежи к сложившимся в мире и российском обществе материальным и духовным ценностям, система личностных установок, мировоззрения, убеждений, проявляющаяся в сознании и поведении, дифференциации объектов по их значимости и важности.
Таким образом, ценностные ориентации формируются в процессе социализации личности, при усвоении социального опыта и обнаруживаются в идеалах, убеждениях, интересах личности; представляют собой субъективное внутриличностное образование, формируемое в результате интериори-зации ценностей и норм социального окружения; образуют основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие; могут выступать в качестве определенных побуждающих стимулов для достижения поставленных целей, важным фактором, обуславливающим мотивы действий и поступков личности; закрепляются персональным жизненным опытом человека, ограничивая значимое для него от незначимого, существенное от несущественного; система ценностных ориентаций личности складывается из мировоззренческих, политических, нравственных, эстетических и других взглядов, убеждений и установок, которые могут носить как осознанный, так и неосознанный характер.
Сложившаяся система ценностных ориентаций образует стержень сознания личности, позволяющий учащейся молодежи самостоятельно и верно находить цели и направления своего развития, конкретизировать свое поведение. В связи с этим формирование у учащейся молодежи устойчивой системы ценностных ориентаций является приоритетной задачей государства, социума и вуза.
Рассмотрим особенности воспитания ценностно-правовых ориентаций у современной учащейся молодежи.
1. Конструирование специфической информационно-образовательной среды (ИОС) вуза с развитым правовым компонентом, позволяющим качественно и результативно сформировать у учащейся молодежи высокий уровень правовой культуры, овладение юношами и девушками правовыми ценностями. Это достигается путем усиления информатизации образования и учебно-воспитательной деятельности, обогащения ИОС вуза правовой информацией, ценностной теорией, научными работами и учебной литературой; разработки программы мероприятий по включению преподавателей и учащихся вуза в число активных пользователей; совершенствованием психолого-педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава вуза; повышением требований к преподавателям вуза за качество и результативность образовательной деятельности, формирования правовой культуры у учащейся молодежи; наличие служб поддержки ИКТ.
Применение возможностей такой ИОС позволит: погрузить учащихся вуза в пространство правовых ценностей и правовой культуры; оказывать должное влияние на обогащение учащихся необходимыми правовыми знаниями и правовыми ценностями; стимулировать интерес учащихся к правовым ценностям и формированию ценностно-правовых ориентаций; сформировать у учащейся молодежи ценностно-правовые ориентации и опыт их применения в своей жизнедеятельности, общении и поведении; уяснить и осознать место правовой культуры в иерархии ценностей учащейся молодежи.
2. Включение учащейся молодежи в ценностно-нормативную систему. Это достигается путем: установления в вузе единых требований ко всему постоянному и переменному составу; строгого соблюдения в вузе требований Конституции и федеральных законов Российской Федерации; обеспечения личного примера руководящего и профессорско-преподавательского состава в соблюдении законности и правопорядка; овладения учащимися вуза правовыми ценностями и правомерными способами
поведения; воспитания у каждого юноши и девушки чувства личной ответственности за соблюдение правовых предписаний; выработки в ходе освоения социального опыта и правовой культуры ценностно-правовой ориентации личности, при которой правовые нормы воспринимаются ею как собственные жизненные установки.
Это позволяет приобщить учащуюся молодежь к правовой культуре, правовым нормам, ценностям, к правовой практике и деятельности.
3. Применение комплекса принципов формирования ценностно-правовой ориентации учащейся молодежи: научности, культуро-сообразности, гуманистичности, направленности на ценностные ориентации, деловитости и др.
4. Процесс формирования ценностно-правовой ориентации учащейся молодежи содержит следующие этапы [8, 9, 12]:
Первый этап - предъявления правовых ценностей учащейся молодежи (в течение учебной и воспитательной деятельности происходит знакомство учащихся с правовыми ценностями, их перечнем, сущностью, структурой, содержанием, спецификой, направленностью, функциями, характеристиками, тенденциями, механизмом формирования и функционирования).
Второй этап - уяснение и осознание правовых ценностей учащейся молодежью (позволяет каждому юноше и девушке понять, постичь и осмыслить назначение и суть правовых ценностей, их полезность и потребность как для самой личности, так и для профессионального сообщества и социума в целом; начинается осуществление первичных действий на основе правовых ценностей, способов реализации этих действий и прогнозирование вероятных результатов).
Третий этап - принятие правовых ценностей учащейся молодежью (осуществляется ценностный выбор каждым учащимся вуза в пользу позитивных общезначимых правовых ценностей, их принятие и идентификация с ценностно-смысловыми образованиями личности; осуществляется включение ценностно-правовых ориентаций в структуру значимых отношений учащейся моло-
дежи; выбранные ценностные ориентации начинают выполнять смыслообразующую функцию, служат основанием для последующей деятельности, коммуникации и поведения).
Четвертый этап - реализация ценностно-правовых ориентаций личности в деятельности, общении и поведении (происходят проявления потенциала и действенности ценностно-правовых ориентаций, показ всего спектра возможностей, психолого-педагогического содержания, богатства и насыщенности гуманистическим потенциалом, способности удовлетворения личностных интересов).
Пятый этап - закрепление ценностно-правовых ориентаций в направленности личности и перевод их в статус качества личности (сформированные ориентации становятся новым свойством личности учащейся молодежи, они многократно переосмысливаются, вариативно реализуются, приобретают свойство потенциальной побудительности).
Шестой этап - актуализация ценностно-правовых ориентаций личности в новых ценностных ситуациях (определяется наличием у учащихся сформированного ком-
плекса ценностно-правовых ориентаций, выработанных в процессе целенаправленной профессиональной подготовки в вузе, способности и готовности их применения выпускниками в последующей жизни, поведении и профессиональной деятельности).
Таким образом, ценностно-правовые ориентации учащейся молодежи представляют собой отражение в её сознании комплекса правовых ценностей, которые признаются ею в качестве жизненных стратегических целей и личностных правовых ориентиров, обеспечивающих управление поведением.
Процесс формирования ценностно-правовой ориентации учащейся молодежи следует осуществлять организованно, целенаправленно, систематически путем обогащения образовательной и воспитательной деятельности ценностным компонентом. Вооружение учащейся молодежи комплексом ценностно-правовой ориентации происходит поэтапно, предусматривая знакомство с правовыми ценностями, их уяснение и осознание, выбор, принятие и закрепление, реализацию в повседневной жизнедеятельности, общении и поведении, последующей профессиональной деятельности.
Литература
1. Артюхова И.С. Цели литературного образования в контексте воспитания гражданских ценностей в современном социуме // Проблемы современного образования. - 2010. -№55. - С.48-54.
2. Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) //Образование и наука. Известия УРО РАО. - 2003. - №1. - С. 119-136.
3. Коняева Е.А., Павлова Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. - 131 с.
4. Муртузалиева М.А. Педагогические условия формирования правовой культуры студента сельскохозяйственного вуза // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2012. - №4(21). - С. 92-95.
5. НагоеваЛ.Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен // Новые технологии. - 2011. - №4. - С. 286-289.
6. Патриотическое воспитание: Словарь-справочник / под ред. А.К. Быкова и А.Н. Вырщи-кова. - Волгоград: Изд-во ВГАПКРО, 2009. - 180 с.
7. Путин В.В. Россия - страна уникальных возможностей для молодежи [Электронный ресурс] /https://regnum.ru/news/society/3276634.html (дата обращения: 23.05.2021).
8. Рубцова Л.В. Этапы формирования ценностных ориентаций подростков в досуговой деятельности //Вестник культуры и искусств. - 2006. - №(10). - С. 76-83.
9. Сластенин В.А., Чижакова ГГИ. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
10. Словарь по педагогической психологии [Электронный ресурс] / http://www.вокабу-ла.рф/словари/(дата обращения: 01.04.2021).
11. Социологический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] /https://gufo. те/(дата обращения: 01.04.2021).
12. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: моногр. - Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2010. - 136 с.
13. Философский словарь /под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 719 с.