Научная статья на тему 'ЖИЗНЕННЫЙ МИР РОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ЖИЗНЕННЫЙ МИР РОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
115
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОДЕРЖАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / СТУДЕНЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Косинцева Тамара Дмитриевна, Колтунова Арина Анатольевна

В статье осуществлен анализ изменения социального сознания учащейся молодежи и их ценностных ориентаций. Рассмотрены основные ценности студенческого сообщества, среди которых главенствующую роль занимают личная безопасность, коллективная идентичность, социально-политические взгляды, ценности семьи и личное благополучие (здоровье, финансы, карьерный рост). Предложены рекомендации по изучению ценностных ориентаций в студенческой среде и меры их корректирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LIFE WORLD OF THE RUSSIAN STUDENT YOUTH

This article analyzes the changes in the social consciousness of students and their value orientations. The basic values of the student community, among which the leading role is occupied by private security, collective identity, social and political views, family values and personal well-being (health, finances, career development). Recommendations for the study of value orientations among students and measures for their correction are given by the author.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЕННЫЙ МИР РОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

6. Основные институты гражданского права зарубежных стран. Сравнительно-правовое исследование / В. В. Залесский [и др.]. - М.: Норма, 2010. - 1183 с.

7. Порохов М. Г. Основные принципы реформирования законодательства о банкротстве на примере стран Восточной Европы // Адвокат. - 2015. - № 12. - С. 73-77.

8. Степанов В. В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. - М.,

2009.

9. Шеленкова Н. Б. Россия и Германия: новое законодательство о банкротстве. Сравнительно-правовой анализ // Законодательство. - 2008. - № 7. - С. 12-23.

_Сведения об авторах

Изюмов Игорь Владимирович, к. ю. н., доцент кафедры гуманитарных наук, Тюменский индустриальный университет, тел. 89220428890, e-mail: izuymov@rambler.ru

Куркин Владимир Борисович, соискатель кафедры гражданского права Тюменского государственного университета, тел. 89044930854, e-mail: kurkin@mail.ru

Izyumov I. V., Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Humanities, Industrial University of Tyumen, phone: 89220428890, e-mail: izuymov@rambler.ru

Kurkin V. B., Post-graduate at the Department of Civil Law, Tyumen State University, phone: 89044930854, e-mail: kurkin@mail.ru_

КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

CULTURAL TRADITIONS AND INNOVATIONS

УДК 31.316.4

ЖИЗНЕННЫЙ МИР РОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ THE LIFE WORLD OF THE RUSSIAN STUDENT YOUTH

Т. Д. Косинцева, А. А. Колтунова

T. D. Kosintseva, А. А. Koltunova

Ключевые слова: ценности; ценностные ориентации; содержание ценностных ориентации; студенчество; социальный портрет студента Key words: value; value orientation; contents of value orientations; students; social portrait of the student

В статье осуществлен анализ изменения социального сознания учащейся молодежи и их ценностных ориентаций. Рассмотрены основные ценности студенческого сообщества, среди которых главенствующую роль занимают личная безопасность, коллективная идентичность, социально-политические взгляды, ценности семьи и личное благополучие (здоровье, финансы, карьерный рост). Предложены рекомендации по изучению ценностных ориентаций в студенческой среде и меры их корректирования.

This article analyzes the changes in the social consciousness of students and their value orientations. The basic values of the student community, among which the leading role is occupied by private security, collective identity, social and political views, family values and personal well-being (health, finances, career development). Recommendations for the study of value orientations among students and measures for their correction are given by the author.

В современных социально-экономических условиях на личность оказывают формирующее влияние многие внутренние и внешние (социальные) факторы. Ценностная система является, с одной стороны, основой для дальнейшего личностного и социального развития личности, с другой — показателем уровня и качества его развития, характеризующим его мировоззрение, индивидуальную систему представлений о себе и обществе. Естественно, что эти качественные отличия будут проявляться во всех сферах жизнедеятельности, особенно когда личность будет поставлена в ситуацию выбора (партнера, круга общения, будущей профессии, учебного заведения, места работы, жительства и т. д.). Внешние объективные и субъективные факторы могут оказывать определенное влияние на принятие решения, но ведущая роль, на наш взгляд, принадлежит все-таки внутренним установкам, определяемым качественным своеобразием нравственно-ценностной системы. Ценности личности во многом определяют ее мировоззрение в жизнедеятельности.

Ценности как субъективные человеческие социальные предпочтения по своей сути выражают персональное отношение человека к окружающей реальности, самому существованию. В случае изменений общественных условий сознание человека, как правило, не успевает за глобальными изменениями и требует большего времени для того, чтобы произошли внутренние изменения устоявшихся установок, которые уже не соответствуют жизненным реалиям. Все это наибольшим образом применимо к студентам, которые находятся на одной из ступеней вторичной социализации и чей внутренний мир постоянно изменяется в новых условиях [12].

Ценности представляют собой общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Ценности также являются основой нравственных принципов. Они упорядочивают деятельность, вносят в нее осмысленные оценочные моменты, отражают аспекты окружающей действительности, соотносятся с представлениями об идеале, желаемом, нормативном, придают смысл человеческой жизни [13].

Необходимо отметить, что из понятия ценности происходит понятие «ценностные ориентации», выражающее восприятие индивидом конкретных ценностей, их принятие или порицание. Если следовать творческой интенции А. Г. Здравомыслова, который опирается на М. Вебера, ценностные ориентации являются сложным психологическим явлением, поскольку они характеризуют мировоззрение личности [3, 4].

Анализируя труды социологов, можно сделать вывод, что ценность — это желательное, предпочтительное для личности состояние социальных связей, принципов социальных отношений, критерий оценки реальных явлений.

Духовная и социальная жизнь студенческой молодежи основана на различных типах ценностных ориентаций, поэтому выявление ценностных предпочтений во временном промежутке учебы в высшем образовательном учреждении необходимо для понимания мотивов и факторов, располагающих к сплочению студенческих коллективов, и понимания основ образовательной мотивации молодежи.

Студенчество — передовая часть молодежного сообщества, которая наиболее образованна и в интеллектуальном отношении весьма мобильна. Ее отличают в первую очередь уверенность в себе, целеустремленность, мобильность, либеральный дух, стремление к переменам, жажда чего-то нового. Однако необходимо понимать, что студенческая страта является той частью общества, которая в большей степени отличается болезненной реакцией на раздражающие факторы и отрицательные события, изменения социальных основ общества ввиду отсутствия жизненного опыта [5].

Студент должен быть более стрессоустойчивым к факторам, осложняющим процесс социализации в обществе. Этими факторами в современном мире по-прежнему являются невозможность найти работу, соответствующую специальности в кратчайшие сроки по окончании обучения в университете; затрудненное финансовое положение; высокий уровень социального и имущественного расслоения, который свойственен студенческому сообществу [9].

В. Т. Лисовский определяет молодежь как поколение молодых людей, которые проходят этап вторичной социализации и усваивают некоторые образовательно-профессиональные, социальные, адаптивные и трудовые функции [9]. Молодость как этап жизненного цикла биологически универсальна. Возрастная граница молодежи и привязанный к ней статус в обществе, социально-психологическая уникальность обусловлены историческими условиями и главенствующими в обществе институтами, нормами, государством, определяются политическим режимом и типом иерархической социализации [9].

В социальном отношении зрелая личность студента характеризуется не только глубиной профессиональных знаний, но и широтой гуманитарной подготовки, культурным кругозором, богатством чувств, уровнем нравственного культурного развития [10]. По мнению Ж. Т. Тощенко, сознание молодежи поддается влиянию различных факторов: экономических, социальных, политических, так как студенческой молодежи свойственна неустойчивость социальных ориентаций, жизненных позиций [15].

Студентам во многом присущ индивидуализм как стремление развить свою личность в интеллектуальном и морально-нравственном отношении, а также отражающий их нонконформизм. Индивидуальная система, наполненная ценностями, в сознании индивида определяет важность личности в зависимости от степени реализации ее устремлений [15].

В. Т. Лисовский относительно этого утверждает, что степень полезности личности для общества является неотъемлемым элементом в коллективной системе групповых ценностей и установок, однако для современной молодежи ценности коллективизма отходят на второй план по сравнению с индивидуальными устремлениями [11]. Еще одной характерной чертой нынешнего студенчества является слабая заинтересованность в вопросах политики, апатия, неверие в эффективность политических преобразований. Студенчество не верит в социально-экономические преобразования страны, что проявляется в нестабильности жизни, невозможности для молодых людей предопределить ход дальнейших событий. Меняется система ценностей, превалирующими становятся прагматические установки [11].

Для общества во всей его совокупности жизненно важно понимать, какие именно формируются ценностные ориентации в молодежной среде, поскольку от представителей именно этой среды зависит его будущее [5]. Пришедшая на смену коммунистической идеологии государства доктрина, базирующаяся на идеях плюрализма и отсутствия некоей главенствующей национальной идеи, подготовила почву для демократических преобразований, приветствующих инновации и свободу слова, творчества, выбора духовности и нравственно-морального ориентира, формирующего личность молодого человека [7]. Отмечаются сдвиги в общественных установках обучающейся молодежи в условиях новых государственных целей и задач, глобализации мировых экономических процессов [6].

Для современного российского общества свойственно вакуумное пространство общих коллективных ценностей, которые разделяла бы нация, идеология потребления, разрушающая нравственные коллективные основы, зиждившиеся на идеях социализма, а ранее на православии. Вечные ценности были обесценены, на смену им пришли ценности материальные. Однако исследователи отмечают и положительные изменения в ценностном сознании россиян, подчеркивая, что новшества не отменяют идейного содержания ценностей, которые восхваляют традицию. Сюда можно отнести такие фундаментальные для экономического мира трудовые качества как ответственность, умение управлять и быть в подчинении, контролировать свои эмоции, навыки делового общения [8].

Студенты — особая мобильная социальная группа, специфическая группа людей, объединенных в рамках одной организации — высшего учебного заведения. Ценности связывают всех студентов и формируют их идентичность, возрастные рамки студенчества весьма широки — от 17 до 29 лет. Изменение ценностей в коллективном сознании в наибольшей степени свойственно именно студентам [6].

Студенты — это стратегический ресурс, аккумулированный человеческий капитал российского общества, который будет определять его моральный облик и социально-психологические характеристики в будущих поколениях. И понимание того, какие ценности главенствуют среди студенческой молодежи, жизненно необходимо для культурного планирования политики государства с целью внесения корректив в пропагандируемые образцы поведения и предпочтений.

В современном обществе механизм формирования ценностных ориентаций студентов постоянно подвергается изменениям, так как прежние правила поведения меняются, а новые ценностные ориентации еще формируются, в результате чего происходит столкновение старых и новых изменений [2].

Рассмотрим ценностные ориентации студентов на примере одного эмпирического исследования.

Для демонстрации ценностного наполнения политического и социального сознания студентов нами было выбрано прикладное исследование, проведенное в двух российских вузах в разное время. В 2004 году в исследовании приняли участие студенты 1-4-го курсов Тюменского гоударственного нефтегазового университета (ТюмГНГУ). В 2013 году — студенты Сибирского института управления. Выборка составила 186 человек. Временной лаг объясняется сменой поколений и задачей исследования получить сравнительный материал по динамике ценностных ориентаций в студенческой среде. Исследование предполагало анкетный опрос, в ходе которого были задействованы студенты дневных отделений университетов Сибири.

Были учтены следующие критерии и параметры ценностей студентов: религиозные взгляды, отношение к религии; жизненные ориентиры и цели; значимые проблемы; моральная опора в непредвиденных обстоятельствах и ситуациях, которые способны вызывать фрустрацию; пристрастия и привычки, которые наносят вред; здоровье и оценка его состояния; семейные ценности; образовательная ценность, наличие удовлетворения от изучаемой профессии и осваиваемой специальности.

В ходе проведенного анализа целей жизни студентов было выявлено, что перспективу отправиться работать и жить за границу рассматривают: в 2004 году — 3,2 %; в 2013 году — 11 % опрошенных.

Эти данные свидетельствуют о том, что у учащейся молодежи растет степень неудовлетворенностью социальными реалиями, их ценностные ожидания расходятся с теми возможностями, которые им может предоставить российское общество и государство.

Результаты анализа ценностей и ценностных ориентаций таковы.

• Отношение к религии. Верующих среди студентов в 2004 году — 55 %; в 2013

году —73 %.

• Отношение к вредным привычкам. В 2004 году по отношению к лицам, употребляющим наркотические средства, были настроены отрицательным образом 24,4 %, одобрительно — 1,2 % студентов. Подразумевали, что употреблять наркотики или нет — личное дело и выбор каждого отдельного индивида — 74,7 %.

Данные 2013 года показывают, что крайне отрицательно настроены по отношению к наркоманам и процессу употребления наркотических средств 95 %, а потенциальную возможность употребления допускают лишь 4 % опрошенных. Данные цифры свидетельствуют о прекращении распространения толерантности по отношению к наркотикам, как подтверждение изменения культурных и ценностных ориентиров поколения, которое дистанцировалось от ценностей поколения нулевых.

• Удовлетворенность своим здоровьем. В 2004 году 48 % были удовлетворены своим здоровьем; 1 % — не удовлетворены состоянием собственного здоровья.

В 2013 году 23 % были удовлетворены состоянием своего здоровья; 5 % — не удовлетворены.

• Удовлетворенность отношениями в семье. В 2003 году опрошенные студенты в меньшей степени удовлетворены отношениями в семье по сравнению со студентами 2014 года — 32,8 и 90 % соответственно.

• Ценность обучения, получения высшего образования, удовлетворенность выбранной специальностью. В 2003 году ценность высшего образования и обучения отметили 58,1 % респондентов; в 2014 году — 58 %. Удовлетворенность от выбранной специальности в 2003 году наблюдалась только у 58,1 % и в 2014 году — у 72 %.

Распределение удельного веса испытуемых в соответствии с ценностными ориен-тациями представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение удельного веса студентов по выбранным ценностным ориентациям

Значительно понизился удельный вес студентов, удовлетворенных своим состоянием здоровья с 48 до 23 (р < 0,01). Можно предположить, что данное явление связано не столько с объективным ухудшением состояния здоровья, сколько с возросшими требованиями к внешнему виду, состоянию тела, состоянию здоровья, повышением престижа здорового образа жизни, боле внимательным отношением к своему здоровью.

Анализ наиболее актуальных проблем современных студентов выявил, что волнующими факторами и основными проблемами для студентов в 2004 году являлись (несколько вариантов ответа) социальная нестабильность — 32,3 %; материальная недостаточность, незащищенность — 49,5 %; личные проблемы — 42,5 %; преступность, криминальные структуры — 33,3 %. Для студентов в 2013 году характерны те же беспокойства, однако удельный вес студентов, беспокоящихся из-за преступности, снизился до 28 % (р < 0,01).

Анализ особенностей поведения в непредвиденной проблемной ситуации показал, что будут надеяться на помощь и поддержку близких и друзей — 67,2 % (2004 г.) и 20 % (2013 г.); будут надеяться на собственные силы — 33,9 % (2004 г.) и 20 % (2013 г.); будут надеяться на помощь государства — 3,2 % (2004 г.) и 5 % (2013 г.). Полученные данные представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Особенности поведения студентов в непредвиденной ситуации

Итак, опираясь на вышеизложенные факты, мы можем сформулировать ключевую суть социального портрета современной студенческой молодежи.

Для современной студенческой молодежи существенно значимы религия и система идейных убеждений, а сам студент — это прежде всего верующий, религиозный человек, приверженец семейных ценностей и ценностей личного профессионального развития.

Большое внимание современные студенты уделяют здоровью и здоровому образу жизни, которые они признают в качестве важнейшей сферы жизни молодого человека. Это выражено в их тотальном неприятии разных зависимостей. Однако необходимо делать поправку на то, что студенты могут давать неправдивые ответы под угрозой невыполнения принципа анонимности опросов, хотя они однозначно уделяют особое внимание своему личному здоровью и социальной гигиене. Они несколько индифферентны и аполитичны, что расходится с потенциальным психологическим портретом молодежи в российских общественных условиях и реалиях.

Список литературы_

1. Биченко И. Г. Ценностные ориентации студентов российских вузов в условиях социальной аномии: Автореф. дис. канд. социол. наук. - М., 2009. - 21 с.

2. Вебер М. Смысл свободы от оценки в социологической и экономической науке // Избранные произведения. - М.: Аспект-пресс, 1990. - 500 с.

3. Здравосмыслов А. Г. Социология конфликта. - М.: Аспект-пресс, 1994. - 320 с.

4. Карпухин О. И. Молодежь России: особенности социализации самоопределения // Социологические исследования. - 1995. - № 1. - С. 35-41.

5. Косинцева Т. Д. Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи. - Тюмень, ТюмГНГУ, 2007. - 176 с.

6. Косинцева Т. Д. Проблемы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в досуговой деятельности: Автореф. дис. канд. социол. наук. - Тюмень, 2005. - 20 с.

7. Кузьмен О. В. Настоящее и будущее России в ценностных ориентациях представлениях студенческой молодежи // Мониторинг общественного мнения. - 2013. - № 5. - С. 135-143.

8. Лисовский В. Т. Основы концепции и программы воспитания студентов вуза. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1998. - 490 с.

9. Лисовский В. Т. Что значит быть современным. - М.: Наука, 1980. - 210 с. Лисовский В. Т. Социология молодежи. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996.

- 458 с.

10.

.11. 12. 13.

Радугин Н. А. Культурология. - М.: Инфра-М, 2001. - 450 с. Смелзер Н. Социология. - М.: Прогресс, 1994. - 320 с. Социология российского кризиса. - М.: Юнити, 1999. - 351 с.

14. Тощенко Ж. Т., Левичева В. Ф. Социальная и профессиональная идентичность гуманитарной интеллигенции // Интеллигентность и современность. - М.: РОССПЭН, 2001. - 320 с.

15. Хайруллина Н. Г., Юмачикова Ю. Р. Региональный университет в условиях модернизации образования.- Тюмень: ТюмГНГУ, 2004. - 52 с.

16. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа. - М.: Наука, 2005. - 525 с.

_Сведения об авторах

Косинцева Тамара Дмитриевна, доцент, Тюменский государственный медицинский университет, г. Тюмень, тел. 89323237261, e-mail: tamarakosinceva@mail.ru

Колтунова Арина Анатольевна, аспирант кафедры макретинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 89091804616, е-mail: koltunova_blin@yahoo.com

Kosintseva T. D., Associate Professor, Tyumen State Medical University, phone: 89323237261, e-mail: tama-rakosinceva@mail.ru

Koltunova A. A., Рostgraduate of the chair «Marketing and municipal management», Industrial University of Tyumen, phone: 89091804616, e-mail: koltunova_blin@yahoo.com_

УДК 316.47

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ В СТРАТЕГИЯХ КАРЬЕРНОГО РОСТА

MODERNIZATION OF VALUES IN STRATEGIES FOR CAREER DEVELOPMENT

Л. А. Рябкова

L. A. Ryabkova

Ключевые слова: ценности; ценностные ориентации; трудовая деятельность; карьера;

планирование карьеры; стратегии карьерного развития;

модель оптимального распределения ресурсов Key words: values; value orientations; working activity, career; career planning; strategies for career development; model of optimal allocation of resources

Проведены исследования ценностных ориентации и рабочего поведения жителей города Тюмени. Для получения ответов было проведено анкетирование, предлагающее респондентам оценить в том числе степень реализации их ценностей, частоту и результативность применяемых ими стратегий на рабочем месте. С помощью инструментов математического моделирования определены наиболее эффективные стратегии карьерного роста.

Researches are conducted on value orientations and working behavior of people, working in the regional capital — Tyumen. They allow defining an action plan with the purpose of improvement of a certain value or group of values. In order to obtain the answers a survey was conducted, offering respondents to evaluate the degree of realization of values, the frequency and effectiveness of strategies used in the workplace. Using mathematical methods, the most effective strategy for career development are determined.

Человек всегда хотел подчинить себе не только окружающий его мир, но и собственную природу. Развитие гуманитарных наук позволило человеку в определенной степени контролировать свою судьбу, управлять своими возможностями в достижении максимального успеха. Это касается и получения удовлетворения от своей профессиональной деятельности. Проблема активности личности в профессиональной и карьерной деятельности актуализирует определение понятия «карьерная стратегия».

Исследования социологов [1, 2, 4] позволяют обобщить под понятием карьерной стратегией динамическую, регулируемую систему представления личности о способе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.