Научная статья на тему 'Здоровье в системе ценностных ориентаций учащейся молодежи'

Здоровье в системе ценностных ориентаций учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
78
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / HEALTH / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / HEALTH PROTECTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Акимова Любовь Александровна

В статье обосновывается необходимость формирования ценностных ориентаций здоровьесбережения у учащейся молодежи. Представлены ре-зультаты диагностики ценностных ориентаций здоровьесбережения у выпускников школ Оренбургской обла- сти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH IN SYSTEM OF VALUABLE ORIENTATIONS OF THE SCHOOL GRADUATES

The article in question substantiates the necessity of health - saving priority system formation among the students. The results of health protection priority values monitoring among high school graduates are suggested.

Текст научной работы на тему «Здоровье в системе ценностных ориентаций учащейся молодежи»

Л. А. Акимова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Медицина и безопасность жизнедеятельности» Оренбургского государственного педагогического университета

e-mail: [email protected]

ЗДОРОВЬЕ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

В статье обосновывается необходимость формирования ценностных ориентаций здоровьесбережения у учащейся молодежи. Представлены результаты диагностики ценностных ориентаций здоровьесбережения у выпускников школ Оренбургской области.

Ключевые слова: здоровье, ценности, ценностные ориентации, здоровьесбережение.

Вопросы охраны, укрепления, сохранения здоровья подрастающего поколения, привития ценностных ориентаций к сознательному ведению и пропагандированию здорового образа жизни являются приоритетными в образовательной политике российского общества, что закреплено в нормативно-правовой основе функционирования системы образования: Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, Законе РФ «Об образовании», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и ряде других.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации — основополагающем государственном документе, утверждаемом федеральным законом и устанавливающем приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития, — в разделе «Основные задачи государства в сфере образования» наряду с другими приоритетами выделяется государственное обеспечение всесторонней заботы о здоровье и физическом воспитании и развитии учащихся и студентов.

В статье 51 Закона «Об образовании» регламентируется деятельность образовательных учреждений по обеспечению охраны здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30.03.1999), важнейшей задачей общего и профессионального образования является обучение человека основам здорового образа жизни.

В основных направлениях реализации образовательной политики, в контексте усиления социальной направленности системы образования, планируется принятие комплексных мер по борьбе с беспризор-

ностью, асоциальным поведением детей и молодежи, социальным сиротством; обеспечение адресной социальной поддержки обучающихся из малообеспеченных семей, из числа инвалидов, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, в настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Сегодня каждый учитель должен исходить из того, что в учебно-воспитательной системе основным субъектом является ученик, а главная ценность — его здоровье.

В образовательных учреждениях необходимо развивать способность ученика вести здоровый образ жизни, то есть осуществлять такой способ жизнедеятельности, который обеспечивает сохранение, укрепление и формирование физического, психического, духовно-нравственного здоровья и социальное благополучие.

Главная особенность здоровьесберегающего обучения и воспитания — формирование мотивационной сферы обучающихся, т. е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья, обусловливающих стремление вести здоровый образ жизни, накапливать здоровьесберегающий потенциал. Необходимость диагностирования ценностных ориентаций старшеклассников в области здоровьесбере-жения обусловлена тем, что их (ценностные

ориентации) можно рассматривать как признак зрелости личности, показатель меры ее социальности:

• устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции;

• противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении;

• неразвитость ценностных ориентаций — признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности.

Познавая сформированность ценностных ориентаций учащейся молодежи в области здоровьесбережения, возможно представить общую направленность ее интересов и устремлений, иерархию индивидуальных предпочтений и образцов, целевую и мотивационную программы, уровень притязаний и престижных предпочтений, представления о должном и меру готовности к сохранению и укреплению собственного здоровья.

Анализ полученных данных о сформиро-ванности ценностных ориентаций учащейся молодежи в области здоровьесбережения позволяет оценить эффективность воспитательной работы в школе и скорректировать программу здоровьеориентирующего обучения и воспитания с целью создания благоприятных условий для социализации обучающихся.

Показатели ценностного и антиценност-ного отношения личности к ценностям (в том числе и в области здоровьесбережения) легли в основу методики диагностики личностного роста ребенка Д. В. Григорьева, И. В. Кулешовой, П. В. Степанова [1, 2], которая, на наш взгляд, наиболее полно по-

зволяет отследить ценностные ориентации учащейся молодежи. Показатели ценностного и антиценностного отношения личности к ценностям-объектам в аспекте здоровьесбережения представлены в таблице 1.

Используя модифицированный вариант методики Д. В. Григорьева, И. В. Кулешовой, П. В. Степанова, в мае 2009 года с целью определения ценностных ориентаций в области здоровьесбережения учащейся молодежи кафедрой медицины и безопасности жизнедеятельности Оренбургского государственного университета было произведено диагностическое обследование учащихся 10-11-х классов школ г. Оренбурга и Оренбургской области.

В обследовании приняли участие 374 человека из 12 школ г. Оренбурга, г. Соль-Илецка, Оренбургского, Переволоцкого,

Соль-Илецкого, Беляевского районов Оренбургской области. Для обеспечения репрезентативности выборки респондентами

явились учащиеся школ, отличающиеся условиями проживания (город/сельская

местность), контингентом воспитанников общеобразовательных учреждений (средние общеобразовательные школы, лицей, гимназия, лицей для одаренных детей).

Учащимся было предложено заполнить лист опросника, состоящего из двух частей.

В первой части необходимо было указать сведения по позициям: пол, статус семьи (полная/неполная); успеваемость по школьным предметам; занятость во внеурочное время (посещение дополнительных занятий, занятия в кружках, секциях, УДОД); материальный достаток семьи. Эти сведения предполагалось использовать для выявления выраженности ценностных отношений в области здоровьесбережения у учащихся в зависимости от заявленных позиций.

Вторая часть опросника состояла из утверждений, к которым подростки должны были выразить свое отношение. Для

Таблица 1

Показатели ценностного и антиценностного отношения личности в аспекте здоровьесбережения

Объекты отношения В чем выражается ценностное отношение личности к данным объектам (показатели личностного роста) В чем выражается антиценностное отношение личности к данным объектам (показатели личностного регресса)

«Я» - телесное Забота о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни Пристрастие к вредным привычкам и постепенное разрушение организма

«Я» - душевное Самопринятие и душевное здоровье Комплекс неполноценности

«Я» - духовное Свобода как главная характеристика духовного бытия человека, включающая самостоятельность, самоопределение, самореализацию человека Превращение личности в «социальную пешку»

этого они решали для себя, насколько согласны (или не согласны) с содержащимися в опроснике высказываниями, и оценивали степень своего согласия (или несогласия) в баллах от «+4» до «-4».

При систематизации данных ценностные отношения обучающихся к объектам-ценностям (в том числе в области здоровье -сбережения) группировались по четырем уровням их проявления:

• устойчиво-позитивное отношение (УП);

• ситуативно-позитивное отношение (СП);

• ситуативно-негативное отношение (СН);

• устойчиво-негативное отношение (УН).

Также отдельную группу составляли

респонденты с неопределенным (неустойчивым) отношением к объектам-ценностям (Н), свидетельствующим о противоречивости ценностных ориентаций, порождающей непоследовательность в поведении.

По результатам расчетов ранжирование по позитивному отношению объектов-ценностей выглядит следующим образом:

1. Труд - 96,5% (УП - 61,5%; СП - 35%; СН - 2,1%; УН - 0,6%; Н - 0,8%).

2. Семья - 95,7% (УП - 62, 3%; СП -33,4%; СН - 3,5%).

3. К своему духовному «Я» - 95,1% (УП -26,2%; СП - 68,9%; СН - 2,8%; Н -2,1%).

4. К своему телесному «Я» - 92% (УП -38,5%; СП - 53,5%; СН - 6,4%; Н -1,6%).

5. Отечество - 89,8% (УП - 38,5%; СП -51,3%; СН - 7,0%; УН - 0,8%; Н -2,4%).

6. Мир - 87,6% (УП - 18,9%; СП - 68,7%; СН - 9%; УН - 0,6%; Н - 2,8%).

7. Знания - 87,0% (УП - 23,6%; СП -63,4%; СН - 10,4%; УН - 0,8%; Н - 1,8%).

8. К человеку как Другому - 85,9% (УП -15,3%; СП - 70,6%; СН - 11,7%; УН -0,6%; Н -1,8%).

9. Культура - 82,9% (УП - 25,9%; СП -57,0%; СН - 13,6%; УН - 0,6; Н -2,9%).

10. Земля (природа) - 81,7% (УП - 18,2%; СП - 59,9%; СН - 17,1%; УН - 0,3%; Н - 4,5%).

11. К человеку как таковому - 77,3% (УП -8,5%; СП - 68,8%; СН - 18,7%; УН -0,8%; Н - 3,2% ).

12. К человеку как Иному - 74,9% (УП -15,5%; СП - 59,4%; СН - 19,3%; УН -0,6%; Н - 4,2%).

13. К душевному «Я» - 56,2% (УП - 5,8%; СП - 50,4%; СН - 37,7% ; УН - 2,1%; Н - 4,0% ).

Ранжирование по позитивному отношению объектов-ценностей позволяет определить приоритеты учащейся молодежи в области здоровьесбережения в системе ценностных ориентаций (ценности здоровья занимают в приведенном ряду 3-ю, 4-ю и 13-ю позиции).

Отрадно преобладающее позитивное отношение к своему духовному и телесному «Я», при этом высоки: осознанность и направленность на заботу о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни, признание свободы человека (включающей самостоятельность, самоопределение, самореализацию человека). Вместе с тем, отношение к своему душевному «Я» (13-е ранговое место) вызывает определенные опасения в реализации вышеуказанных позитивных установок, поскольку свидетельствует о неуверенности в своих силах и возможностях, боязни непринятия себя окружающими. Возможно, именно поэтому, имея позитивные установки на здоро-вьесбережение, воспитанники зачастую не следуют им, боясь быть осмеянными и непринятыми в обществе. Наряду с этим реализации приоритетов здоровьесбереже-ния могут препятствовать ценности более значимые (семья, труд), в том случае, если сохранение и укрепление здоровья не поддерживаются близкими людьми или потребность в трудовой реализации вступает в противоречие с соблюдением режима труда и отдыха.

При оценке характера учащейся молодежи к объектам-ценностям здоровья распределение респондентов по уровням отношений к ценностям здоровья (в %) представлены в рисунке 1.

Отношение учащейся молодежи к телесному «Я» по преобладающей тенденции -ситуативно-позитивное.

Для 53,5% подростков ценность здоровья значима. Они объективно понимают важность здорового образа жизни, но субъективно ценят его не слишком высоко. Здоровье для них - естественное состояние, сама собой разумеющаяся «вещь», а не то, что требует специальных усилий. Пристрастие к вредным привычкам - извинительная слабость, а не проявление безволия. Возможно, в глубине души они полагают, что способны добиться жизненного успеха, не уделяя пристального внимания своей физической форме.

Однако для 38,5% учащихся ценность здоровья является приоритетной. Они понимают, что такое здоровый образ жизни,

1 1

, _

1

_ •— 1 Т1

(=

1 Р=т=р , ,

Отношение Отношение Отношение

к телесному к душевному к духовному «Я» «Я» «Я»

□ - устойчиво-позитивное Щ - ситуативно-позитивное

□ - ситуативно-негативное | - устойчиво-негативное

□ - неустойчивое

сознательно культивируют его и связывают с ним свои дальнейшие жизненные успехи. Они способны противостоять попыткам вовлечь их в процесс употребления табака, алкоголя, наркотических веществ и постараются не допустить этого в отношении других.

У 6,4% респондентов ценность здоровья невысока. Размышления и разговоры о здоровье и здоровом образе жизни они считают пустой тратой времени, уделом пенсионеров. Им хочется хорошо, по-спортивному выглядеть в глазах окружающих, но что-то делать для этого им откровенно лень (хотя некоторые из них посещают спортивные секции). Вредные привычки не кажутся им такими уж вредными, наоборот, в них есть некая приятность, шарм.

Отношение учащейся молодежи к духовному «Я» - с преобладающей ситуативнопозитивной позицией.

68,9% опрошенных ощущают в себе возможность быть хозяином собственной жизни, однако полагают это реальным только в случае благоприятных внешних обстоятельств. Им нравится чувствовать себя свободными, но они не готовы рисковать собственным благополучием ради свободы. Выбор привлекателен, но подростки идут на него с оглядкой: возможность ошибки и ответственность настораживают. Они признают объективную значимость категорий совести и смысла жизни, но в своей повседневности предпочитают руководствоваться иными, более прагматичными регуляторами.

Устойчиво-позитивное отношение к духовному «Я» выявлено у 26,2% респонден-

тов. Они рассматривают себя как автора и распорядителя собственной жизни. Ощущение личной свободы крайне важно, и ради этого чувства они готовы противостоять внешнему давлению, способны на самостоятельный и ответственный выбор. Для них очень важно найти смысл собственной жизни, которую хотят прожить «по совести».

У 2,8% человек отмечается ситуативно-негативное отношение к духовному «Я». Им более импонирует роль ведомого, нежели автора и распорядителя собственной жизни. Они ищут общества людей, чья духовная сила могла бы «прикрыть» их нерешительность и неуверенность в себе, стараются по возможности уйти от выбора; при заметном внешнем давлении готовы отказаться от личной свободы в пользу ощущения покоя и душевного комфорта; склонны объяснять свои неудачи неблагоприятным стечением обстоятельств. Муки совести их тяготят, поэтому они предпочитают о своей совести не думать.

Отношение учащейся молодежи к душевному «Я».

У 50,4% опрошенных отношение к своему душевному «Я» ситуативно-позитивное. Принимая себя в целом, они все же могут испытывать неловкость по поводу некоторых своих особенностей, думают о себе, как о человеке, который симпатичен для других, но иногда испытывает сомнения и неуверенность. Им хотелось бы и сейчас, и в будущем гарантировать себя от смешнх положений и ситуаций. Они несколько тяготятся уединенным положением и по возможности стараются чем-либо (прослушиванием музыки, просмотром видеофильмов и т. д.) заместить его.

Вызывает обеспокоенность довольно высокий процент ситуативно-негативного отношения подростков к своему душевному «Я» - 37,7% . Подростки принимают себя такими, какие они есть, лишь в отдельные моменты повседневной жизни. Им все время хочется «выпрыгнуть» из своей «шкуры», немедленно оказаться красивыми, богатыми и знаменитыми. Их кумиры, как правило, именно такие. В глубине души они надеются на свою притягательность для других, но уверены, что они в первую очередь видят его недостатки. Одиночество одновременно и тягостно, и спасительно. В обществе сверстников предпочитают быть на вторых ролях.

Рисунок 1. Уровни отношений учащейся молодежи к ценностям здоровья

Довольно низкий процент старшеклассников с устойчиво-позитивным отношением (5,8 %). Респонденты принимают себя такими, какие они есть, верят в свои силы и возможности, честно относятся к себе, искренни в проявлении чувств, комфортно чувствуют себя даже в незнакомой компании, не боятся одиночества, минуты уединения для них важны и плодотворны, переносят личные неурядицы, не боятся показаться смешными.

Устойчиво-негативное отношение продемонстрировали 2,1% опрашиваемых, не принимающих себя, считающих себя заурядными и недостойными внимания других, ненавидящих свое отражение в зеркале (свою речь, свою одежду и т. д.), любое изменение ситуации воспринимающих как потенциально катастрофическое по последствиям. Оказавшись в одиночестве, они начинают заниматься «мазохистским самокопанием» и «самоедством», собственная неполноценность является навязчивой идеей, испытывают острое чувство вины, за то что они вообще есть, которое в будущем может обернуться болезненным стремлением доминировать над окружающими.

Данные диагностического обследования выявляют необходимость оптимизации педагогической поддержки (превентивной и оперативной помощи) учащейся молодежи в сохранении и укреплении здоровья, повышения уровня устойчиво-позитивного отношения к телесному, духовному и душевному «Я». Особого внимания и заботы требует формирование душевного бытия подрастающего поколения, следует уделять особое внимание развитию у молодежи способности к принятию себя как полноправного члена общества, способного к волевым усилиям во имя идеалов и ценностей, с активной жизненной позицией.

Предлагаемый анализ диагностики ценностных ориентаций учащейся молодежи через описание уровней развития отношений к той или иной ценности здоровьесбе-режения дает приблизительную, типизированную картину того, что стоит за ответами на соответствующую группу вопросов. Это — не точный диагноз, это — тенденция, повод для педагогического размышления, управленческих решений по внесению корректив в воспитательную систему общеобразовательных учреждений.

Литература

Григорьев, Д. В. Воспитательная система школы: от А до Я: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова, П. В. Степанов; под ред. Л. И. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2006. - 207 с.

Григорьев, Д. В. Методика диагностирования (опросник «Личностный рост» для учащихся 9-1-х классов)/ Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова, П. В. Степанов // Классный руководитель. - 2003. - № 6. - С. 65-86.

Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников: метод. реком. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». - М.: Новый учебник, 2003. - 208с.

Сократов, Н. В. Культура здоровья с основами безопасности жизнедеятельности: учеб. пособ. / Н. В. Сократов. - Оренбург: Издательство ОГПУ. - 2006. - 364 с.

Тиссен, П. П., Сократов Н. В. Современные технологии повышения резервных возможностей здоровья детей и подростков: монография / П. П. Тиссен, Н. В. Сократов. -Оренбург: Изд-во «Детство», 2010. - 222 с.

Ценностные ориентации современной молодежи: Обзор социол. исслед. / Рос. гос. юнош. б-ка; Сост. В. П. Вдовиченко. - М., 2003. - 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.