Научная статья на тему 'Особенности формирования цен в аграрной сфере'

Особенности формирования цен в аграрной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1035
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AGRARIAN SPHERE / AGRICULTURAL PRODUCTION / PRICE / PRICING / STIMULATION OF PRODUCTION / COMPETITION / АГРАРНАЯ СФЕРА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ЦЕНА / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН / СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА / КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрагимов Шахрaз Музаффарович, Гафаров Низами Джалалович

В предложенной статье указана необходимость соответствия цен в аграрной сфере рыночным отношениям в связи с формированием и интеграцией рыночных отношений страны в мировую хозяйственную систему. Автор также затрагивает проблему специфических особенностей формирования цен в аграрной сфере, являющейся одной из важных отраслей экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of pricing in the agrarian sector

The proposed article specifies the necessity of price matching in the agrarian sphere to market relations in connection with the formation and integration of the country’s market relations into the world economic system. And also specific features of pricing in the agrarian sphere, which is one of the constituent and important branches of the economy, are touched upon.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования цен в аграрной сфере»

DOI: http://dx.doi.org/10.20534/EJEMS-17-2-70-75

Ibragimov §axraz Muzaffarovic, Deputy researcher, associate professor, Institute of Economics of ANAS

Gafarov Nizami Jalalovich, PhD of economy sciences, associate professor, Azerbaijan Cooperative Institute

E-mail: matlabm@yandex.ru

Features of pricing in the agrarian sector

Abstract: The proposed article specifies the necessity ofprice matching in the agrarian sphere to market relations in connection with the formation and integration of the country's market relations into the world economic system. And also specific features of pricing in the agrarian sphere, which is one of the constituent and important branches of the economy, are touched upon.

Keywords: agrarian sphere, agricultural production, price, pricing, stimulation of production, competition.

Ибрагимов Шахрaз Музаффарович, вед. науч. сот., доцент, Институт Экономики НАНА

Гафаров Низами Джалалович, к. э. н., доцент, Азербайджанский Институт Кооперации

E-mail: matlabm@yandex.ru

Особенности формирования цен в аграрной сфере

Аннотация: В предложенной статье указана необходимость соответствия цен в аграрной сфере рыночным отношениям в связи с формированием и интеграцией рыночных отношений страны в мировую хозяйственную систему. Автор также затрагивает проблему специфических особенностей формирования цен в аграрной сфере, являющейся одной из важных отраслей экономики.

Ключевые слова: аграрная сфера, сельскохозяйственная продукция, цена, формирование цен, стимулирование производства, конкуренция.

Введение. Формирование рыночных отношений экономические механизмы, в том числе формиро-

в Азербайджане и интеграция страны в мировую хо- вание цен на научных основах, открывающие путь

зяйственную систему сделало необходимым форми- к более эффективной финансово — хозяйственной

рование качественно новых экономических отноше- деятельности крестьянско — фермерских хозяйств.

ний в аграрной сфере, являющейся важной составной В отличие от других отраслей экономики, производ-

частью экономики. Наряду с тем, что аграрная сфера ство аграрно — промышленной продукции обладает

играет главную роль в обеспечении населения про- специфическими особенностями. По этой причине

довольствием, а промышленность сырьем, имеет ис- важное значение приобретает полный учет и изучение

ключительное значение в предотвращении процесса различных факторов, воздействующих на ценообразо-

урбанизации населения, социально-экономическом вание при производство аграрно — промышленной

развитии регионов. Утверждение различных имуще- продукции. Ценообразование в аграрной сфере долж-

ственных форм (кооперативы, крестьянские - фер- но применяться таким образом, чтобы цены на произ-

мерские хозяйства, агросервис, семейные и личные водимую продукцию покрывали производственные

хозяйства) в результате приватизации государствен- затраты, обеспечивали расширенное воспроизвод-

ного имущества и осуществления земельной рефор- ство, вызывали у предпринимателей интерес к повы-

мы способствовало росту производства сельскохозяй- шению производительности труда и эффективности

ственной продукции. Эффективная и рентабельная производства. Необходимо анализировать проблему

деятельность таких форм хозяйствования чрезвычайно ценообразования в аграрной сфере Азербайджана

важна для быстрого роста экономики страны в целом. по следующим аспектам; влияние совершенствова-

Большое значение с этой точки-зрения приобретают ния ценового механизма на потребительский уровень

населения; влияние ценообразования в аграрной сфере на денежные доходы производителей и покупательную способность потребителей; перспективные направления механизма совершенствования цен на сельскохозяйственную продукцию в соответствии современными рыночными принципами; изучение факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности сельскохозяйственных продуктов; суть экономической роли цены в создании здоровой конкурентной среды в аграрно-промышленном секторе [1]. Наряду с этим, исследована проблема и регулирования цен, в том числе, роль цены в обеспечении продовольственной безопасности в стране и повышении конкурентоспособности продукции в аграрной сфере.

Закономерности формирования цен в аграрной сфере. Аграрно-промышленная сфера является одним из важных отраслей народного хозяйства и играет существенную роль в удовлетворении растущей потребности населения в продовольствии, а промышленности в сырье. Развитие многих отраслей народного хозяйства зависит от уровня развития сельского хозяйства. Производимые в этой сфере продукты питания и продукция обрабатывающей промышленности удовлетворяют примерно 75% потребности населения страны в потребительских товарах. Аграрная сфера характеризуется рядом социально-экономических, естественных и технологических особенностей. В данном случае, как справедливо отметил профессор Иманов Н., «... Формирование и развитие аграрных отношений в новом содержании, в соответствие к рыночным отношениям является серьезной сложной и ждущей своего решения задачей перед республикой в условиях современных реформ» [2, С. 158]. В отличие от других отраслей экономики, основным средством производства в сельском хозяйстве является земля. По скольку использованием земли зависит от природно-климатических условий. Слияния процесса производства естественными факторами, благоприятность природно-климатических условий нашей страны способствует более эффективному использованию земли и получению обильного урожая. Наличие одиннадцати из девяти существующих в мире климатических типов на территории Азербайджана, создает условия для блгоприятного развития аграрной сферы. Цены на продукции аграрной сферы определяются на основании общих для промышленного и сельскохозяйственного производства принципов.

Однако, в рыночной экономике формирование цен на основе факторов затрат создает некоторые трудности в бесперебойной работе производства.

Например: (не отражает эффективность товаров, создает трудности со сбытом товаров, оказывает слабое влияние на увеличение эффективности производства и тп.). Рыночное ценообразование требует устранения этих недостатков, способствует экономически целесообразному и неэффективному экспорту производства, а также приводит к развитию производства. В условиях рыночной экономики свобода и регулирование цен стимулирует экономическое развитие, создает широкие возможности для деятельности предпринимательства. «Известно, что свобода цен входит в число самых важных экономических свобод и является одним из основополагающих принципов рыночной экономики. Как и все другие виды свобод, свобода цен также никогда и нигде не бывает абсолютной». Один из путей измерения уровня свободы цен, предложенный профессором Н. М. Имано-вом, является активное вмешательство государства в свободное ценоназначение или регулирование цен. Так, как отметил Н. Иманов, «Придерживающиеся правых экономико-политических взглядов выступают за более широкую свободу при назначении цен, а придерживающиеся левых политико-экономических мировоззрений выступают за более активное регулирование государством цен. Крайне правые принимают спрос и предложение как единственные регуляторы цен, крайне левые поддерживаются директивного назначения цен. Наряду с этим, даже крайние правые признают хотя бы в ограниченных рамках, вмешательство государства при назначении цен» [2, С. 37].

Отдельные хозяйственные субъекты не могут нормально функционировать без экономического обоснования цены и в целом, станет невозможным восстановление социальной справедливости в обществе. Цена является важнейшим экономическим рычагом и в целом, играет особую роль в формировании и функционировании экономического механизма. Цена выражает количество денег, на которое покупатель готов купить, а продавец продавать единицу товара. Цена формируется в результате взаимного влияния на рынке спроса и предложения. В более широком смысле, рыночная цена продукта формируется под влиянием многочисленных факторов. Именно поэтому, при выборе ценовой стратегии производителями сельскохозяйственных продуктов, необходимо выявление и глубокий анализ всех цен образующих факторов. В целом, посредством цены формируются и развиваются экономические отношения между потребителем и производителем, предприятиями и государством, государством и населением. Цена

выявляется в самих результатах производства и логике масштаба измерения оценки [3]. Она может оказать на социальное развитие как положительное, так и отрицательное воздействие.

Это зависит также от правильной организации ценового механизма. В принципах ценообразования в аграрной сфере в новых экономических условиях, особое внимание следует обратить на контроль за обоснованием, целесообразностью, непрерывностью и уровнем цен. С методологической точки -зрения цена должна устанавливаться на научных основаниях и соответствовать массе общественно необходимого труда, расходуемого в денежном выражении стоимости товара. Также в случае воздействия факторов спроса и предложения, в основе цены должны стоять общественно необходимые затраты на рабочую силу. Цена является денежным выражением товара (продукта, работы и услуг), его производственных особенностей (годности), прочих параметров производственных затрат по ценовым и неценовым факторам — выражением потребительской стоимости в деньгах и стоимостью товара. Цены должны формироваться таким образом, чтобы вызывать сильный стимул у производителя без затрагивания интересов потребителя, поощрять его к расширению и повышению эффективности производства, говоря иными словами, создавать у производителя сильный материальный интерес к развитию производства и его результатам [4]. Цена определяет все связанные с рынком противоречивые проблемы, отражает в себе конфликты между экономическими интересами, их координацию, гармоническое сочетание, устанавливает производственные и потребительские условия. При оценке своей продукции предприниматель в основном учитывает стоимостные факторы. Цены на сельскохозяйственную продукцию устанавливаются в зависимости от производственных затрат и такое ценообразование называется калькуляцией.

Закупочные цены — под этим понятием подразумеваются рыночные цены, по которым сельскохозяйственные предприятия. население и другие производители сырья реализовывают свою продукцию. Эти цены являются средней ценой реализации, установленной посредством различных цен (например, организации подготовки, непосредственные связи, закупочные пункты, сельскохозяйственные базы и т. д.) и разных стоимостных учетов. Они широко распространены в рыночной экономике. В зависимости от спроса и предложения, закупочные цены могут быть свободными ценами, что осуществляется на ос-

новании заключенных с производителем договоров. В настоящее время такие цены устанавливаются учрежденным в стране (по регионам) государственным агентством по закупкам [5].

Следовательно, в механизме ценообразования следует соблюдать его стимулирующие функции. Ценовая система совершенствуется и развивается в соответствие с многоукладной экономикой, являющейся одним из основных атрибутов рыночной экономики. Так, при переходе к рыночной экономике, где действуют свободные цены, основная часть фермеров приобретает свободу действия в хозяйственной и предпринимательской деятельности. Они также полностью независимы в использовании находящихся в их распоряжении средств производства и потребительских товаров. Они самостоятельно определяют производственные планы, объем предназначенных для реализации товаров, строят экономические связи с точки зрения личных интересов, и на основании спроса и предложения устанавливают соответствующие рынку цены. В результате, не только появляется взаимный интерес, но и взаимная ответственность. В конечном итоге, объем производства сельскохозяйственной продукции в стране растет из года в год.

Проводимые в стране экономические реформы и осуществляемая государством ценовая политика создали условия для роста производства продукции в сфере сельского хозяйства и этот рост продолжается и поныне. Материальный интерес производителя и взаимная ответственность естественно являются главными условиями экономического и социального развития. Ценообразование является крайне сложным процессом. До стадии обмена предложенными для реализации на рынке товарами цена проходит через сложный процесс формирования и при этом подвергается воздействию многих факторов - спроса, предложения, затрат. Производитель с учетом всего этого, устанавливает для своей продукции самую высокую цену по спросу и самую низкую цену по затратам. Сельское хозяйство является важнейшей отраслью народного хозяйства и обладает своеобразными особенностями, отличающими его от других отраслей, что существенно влияет на процесс ценообразования в данной сфере. Так, на процесс ценообразования в сельском хозяйстве влияют ряд специфических факторов, к которым можно отнести следующие: природно-климатические условия; земельный фактор; фактор сезонности производства; взаимосвязь и взаимозаменяемость товаров аграрно-промышлен-ной сферы [6]. Природно-климатические факторы,

влияющие на цены товаров аграрно-промышленной сферы составляют большую группу. которая включает температуру воздуха, количество солнечных дней, годовых осадков, тип климата, природные катастрофы и прочие факторы. Известно, что отдельные зоны страны отличаются по климатическим условиям. Именно поэтому, решение проблемы специализации и распределения сельскохозяйственного производства осуществляется с учетом указанных отличий. Невозможно полностью устранить влияние климатических условий на уровень себестоимости производства идентичного товара. Следовательно, для обеспечения нормального хозяйствования всем производителям сельскохозяйственных товаров необходимо полностью учитывать влияние природно-климатических условий на процесс ценообразования. Именно с этой целью и дифференцируются закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию.

Это объясняется наблюдаемой разницей в затратах на продукты сельского хозяйства в связи с разными природными условиями производства продукции по зонам страны. В результате влияния этих факторов себестоимость сельскохозяйственных продуктов может снизиться или резко повыситься. К природным факторам можно отнести некоторые неприятные природные явления (ливень, град, метель, ураган и т. д.), в том числе природные катастрофы (наводнение, затопление, землетрясение и т. д.) [7]. Такие природные катаклизмы приводят к повышению затрат предприятий сельского хозяйства, стоимости и себестоимости продукции. С другой стороны, образовавшийся в результате таких обстоятельств дефицит товаров способствует уменьшению предложения и приводит повышению цены. Одним из главных факторов, влияющих на ценообразование в аграрной сфере, является земельный фактор. Земля основное средство производства в сельском хозяйстве. В частности, земельный фактор в сфере растениеводства оказывает существенное влияние на все экономические показатели хозяйственного субъекта, а также ценообразование. Как нам известно, в отдельных зонах республики встречаются разные типы земли. Эти типы земли отличаются также по производительности. Точнее, производительность конкретного вида продукции меняется в зависимости от типа земли, если влияние прочих факторов одинаковое. С учетом именно этого фактора, отдельные экономико-географические зоны страны специализируются по производству определенных продуктов сельского хозяйства.

Территория республики делится на десять экономических районов по географической и экономической

сути: по природным богатствам, ресурсам, структуре хозяйства, направлению специализации хозяйства в масштабах страны: Апшеронский, Гянджа-Газахский, Шеки-Закатальский, Ленкоранский, Губа-Хачмазский, Аранский экономический район, Верхне-Карабахский, Кельбаджаро-Лачинский, Горно-Ширванский, Нахчы-ванский экономической район [7].

Например, периоды созревания фруктов и овощей в республике отличаются по экономическим зонам. Например, овощи в Ленкора-Астаринской зоне созревают на 20-30 дней раньше, чем в Губин-ско-Хачмазской. Раннее созревание овощей требует дополнительных затрат. Так, себестоимость овощей в зонах раннего созревания на 30-35% выше, чем в Губа-Хачмазской зоне [7]. Однако главная сторона вопроса заключается в равномерном обеспечении населения во всех сезонах картофелем и овощами, в том числе другими продуктами сельского хозяйства. Следовательно, предприятия сельского хозяйства должны иметь возможности для обеспечения потребностей по указанным продуктам во все сезоны года. Сезонные цены устанавливаются таким образом, что субъекты сельского хозяйства смогли полностью покрыть дополнительные затраты, обусловленные производством продукции в неблагоприятное время года или ее долговременным хранением. Дифференциация сезонных цен на картофель и овощи направлена на поощрение хозяйств для выращивания ранних видов этих продуктов. Как нам известно, некоторые сельскохозяйственные продукты частично могут заменять друг друга. Если уменьшится предложение одного из таких продуктов или изменится цена, это оказывает определенное влияние на цену заменяющего его продукта, что выступает в качестве одного из факторов, воздействующих на процесс ценообразования. Степень изменения цены зависит от степени замещения друг друга указанными продуктами. Существуют такие сельскохозяйственные продукты, цены которых тесно связаны. Например, цены баранины и говядины. Если по какой-то причине цена на баранину повысится или образуется дефицит баранины на рынке, тогда в целях удовлетворения своих потребностей, потребители начнут больше пользоваться говядиной, что в свою очередь, приведет к повышению цены на говядину. Невозможно правильно определить уровень ценообразования, без учета образующих ее факторов. На практике доказано, что при установлении цены на свой товар производитель прежде всего, преследует цель возместить полученными от реализации продукта деньгами затраты на производство данного

продукта и обеспечит получение соответствующей дополнительной прибыли. Именно отсюда образуются два фактора формирования цены:

1. Себестоимость товара;

2. Нормативная рентабельность или норма прибыльности [8].

К факторам, определяющим количество и внутреннюю структуру цены, относятся: квалификация, умения и навыки работников; обеспеченность труда и производства соответствующей техникой; организация производства и труда; естественные условия труда; размещение производства и потребление продуктов труда; объемы потребления. Под воздействием этих факторов, образуются общественно — необходимые затраты на рабочую силу и создаются условия для дополнительных общественно — необходимых затрат на рабочую силу в рамках оборота. В результате данный фактор меняет в новообразованном продукте соотношение между необходимой и дополнительной стоимостью.

Естественный фактор в аграрной сфер определяет производительность труда и образует дифференциальную ренту. Данный фактор одновременно влияет и на цену. Как отмечалось выше, себестоимость является одним из важнейших среди факторов ценообразования в сельском хозяйстве. К элементам, определяющим внутреннюю структуру себестоимости относят следующее: зарплата по продуктам растениеводства, семена и минеральные удобрения, амортизационные ассигнования, затраты на техническое обслуживание и ремонт техники, запасные части, топливо, организация производства, зарплата по продуктам животноводства, корм, амортизационные ассигнования основных средств, затраты на ремонт, техническое обслуживание, организацию производства.

Исследования и анализ показывают, что удельный вес себестоимости продукта меняется в зависимости от его вида [9]. Обычно в составе продуктов растениеводства высоким удельным весом отличаются затраты на труд, а в составе животноводческих продуктов, — затраты на корм. Нередко в структуре себестоимости одинакового продукта удельный вес того же затратного элемента бывает разным. Такое обстоятельство имеет в каждом конкретном хозяйстве объективные

и субъективные причины. Себестоимость продукта может отличаться даже в хозяйствах, расположенных в одинаковых природно-климатических условиях. Так на себестоимость продукта оказывают влияние ряд социальн-экономических, земельн-климатических, технических и организационных факторов. Не принятие должным образом любого фактора, оказывающего влияние на себестоимость продукта, способно менять соотношение разницы между ценой и себестоимостью в условиях стабильности нормативной прибыли. Поэтому, при определении цены, прежде всего, стоит учесть все затратные элементы. образующие себестоимость единицы продукта.

Заключение. Таким образом, с учетом вышеуказанных факторов, определяется фактическая и ожидаемая себестоимость произведенных в аграрно — промышленном рынке республики продуктов. Анализируются факторы, влияющие на уровень цены, как на самый ответственный этап ценообразования. В процессе анализа факторов ценообразования исследуются объемы спроса, гибкость цен, сумма полученная от реализации, суммы затрат на производство и реализацию продукта и сумма прибыли, принятие цены потребителями, реакция и воздействие конкурентов и торговых посредников на цены и т. д. Цена считается научно обоснованной тогда, когда стимулирует в каждом нормально работающем хозяйстве увеличение объемов производства, повышение качества и снижение себестоимости продукта. Правильное применение цены создает у предпринимателя интерес к производству, его расширению и более эффективному использованию производственных возможностей, повышает интерес предпринимателя к производственной деятельности, что в свою очередь, способствует повышению прибыльности, как конечного результата производства. Все сказанное отмечено в «Стратегической дорожной карте» по производству и обработке сельскохозяйственной продукции в Азербайджане. Прогнозируется, что в результате проделанной работы реальный ВВП Азербайджана вырастет непосредственно - на 220 миллионов манатов, косвенно -на 230 миллионов манатов, в целом - на 450 миллионов манатов [1].

Список литературы:

1. (Иманов) Музаффарли Н. «Экономика в социальных правых и левых системах». Издательский дом «Восток-Запад», - Баку - 2014. (на азерб. яз.)

2. Алиев И. Г., Солтанлы И. «Проблемы модернизация аграрной сферы и обеспечения ее конкурентоспособности». - Баку, издательство «Европа», - 2017. (на азерб. яз.)

3. Ибрагимов И. «Актуальные проблемы аграрной экономики». - Баку - 2002. (на азерб. яз.)

4. Салахов С. «Проблемы государственного регулирования аграрной сферы». - Баку - 2004./на азерб. яз./

5. Реализация относительных преимуществ сельского хозяйства Азербайджана. Отчет Всемирного банка. -2006. (на азерб. яз.)

6. Нифтуллаев В. «Экономика сельского хозяйства». - Баку - 1996. (на азерб. яз.)

7. Гараев И. «Ценообразование». - Баку - 2000. (на азерб. яз.)

8. Малкина Е. Л. «Методика формирования рыночных цен на продукцию промышленных предприятий» -М.: - 2009.

9. *иКЬ: http://www.freetheworld.com/2011/reports/world/EFW2011_complete.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.