УДК 37
Братанич Е.А.
студент 5 курса бакалавриата Кубанский государственный университет (г. Краснодар, Россия)
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация: в статье рассматривается информация об особенностях формировании социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Большое место в работе занимает рассмотрение особенностей и механизмов формирования социальных компетенций и регуляции навыков социального поведения и взаимодействия с обществом у детей с задержкой психического развития.
Ключевые слова: социальные компетенции, ЗПР, дети, старший дошкольный возраст.
Актуальность
Современное личностно-ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание новой системы ценностей, способствующей становлению нравственной культуры ребенка, формированию гуманистически направленной личности социальных качеств.
Целевые ориентиры современного дошкольного образования предполагают формирование личности ребенка, умеющей действовать в постоянно меняющихся условиях. В связи с этим, одной из основных задач является развитие таких способностей и компетенций детей, которые бы обеспечивали их социальную и коммуникативную самореализацию в обществе.
В их число входят осознанность выбора оптимальных способов общения, в том числе и в ситуации конфликта. Умение взаимодействовать в группе, коллективе для детей с задержкой психического развития (ЗПР) актуализировано в решении насущных вопросов воспитания и обучения в дошкольном детстве и достигается в аспекте приобретения определенного уровня знаний, умений, навыков по основным направлениям социокультурного развития, что позволяет добиваться определенных социально-значимых целей, самостоятельно решать жизненные проблемы.
Содержание
Анализ особенностей и механизмов формирования и регуляции навыков социального поведения и взаимодействия с обществом как составляющей части социализации детей на различных этапах развития проводили такие ученые, как З.А. Аксютина, Е.О. Смирнов, В.М. Холмогоров, М.И. Лисин, Е.И. Попов и А.Г. Рузская. Они подчеркивают, что активное общение дошкольников со сверстниками, указывает на наличие у них потребности в взаимодействии.
Исследования особенностей межличностных взаимодействий детей с задержкой психического развития (ЗПР) и их социального развития проводили Адеева Т.Н., Желудкова А.В., Защиринская О.В., Филиппова Н.В.
Работы Н.А. Киселевой, И.Ю. Левченко, О.Л. Лехановой, В.И. Лубовского, Е.М. Мастюковой, М.С. Певзнер и Е.А. Стребелевой были посвящены программам социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [1].
Считаем необходимым отметить, что существует нехватка прикладных исследований, изучающих влияние различных факторов на социальное развитие детей с ЗПР, что подчеркивает актуальность данной темы. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) акцентируется внимание на важности социального воспитания детей с ОВЗ и учета их индивидуальных потребностей.
Раскрывая понятие «социальная компетенция», Э.Ф. Зеер дает следующее определение — это процедурные знания и умения (знания в
действии), а также способности, необходимые для успешной деятельности в конкретных ситуациях [2].
Ключевые компетенции составляют основу образовательного процесса. Список основных образовательных компетенций для детей дошкольного возраста может быть сформирован, исходя из приоритетных целей данного образования и направлений деятельности, которые помогают ребенку освоить социальный опыт и получить жизненно важные практические навыки.
В условиях современного социокультурного развития значимость социальной компетенции и взаимодействия становится всеобъемлющей, проникнув во все аспекты жизни ребенка, которые можно выделить в контексте категорий «Природа», «Культура», «Люди» и «Я сам» [3].
Для успешного формирования социальных компетенций важно, чтобы этот процесс был осознанным. Необходимы знания, которые помогут ребенку с задержкой психического развития (ЗПР) сформировать представления о сущности социальных компетенций, их важности и преимуществах их освоения. Таким образом, понимание социальных компетенций должно стать основой для дальнейшего развития ребенка в социальной среде [4].
Рассмотрим социальные компетенция и проблемы их формирования у детей с ЗПР:
Эмоциональная компетенция проявляется в способностях к эмпатии и в умении реагировать на эмоциональные состояния окружающих, демонстрируя сочувствие. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) наблюдается нарушение данного компонента, выражающееся в слабой эмпатии и низкой активности в социализации как с взрослыми, так и со сверстниками.
Коммуникативная компетенция включает в себя знания и навыки, позволяющие эффективно взаимодействовать в различных формах общения, а также способности, поддерживающие нужные контакты. Дети с ЗПР, часто не умеют слушать и понимать других. Недостаток коммуникативных навыков у таких детей связан с незрелостью их общения и структурной основы
взаимодействия, что проявляется в ситуативных обращениях за помощью и простоте их речевых высказываний, отсутствующих в более глубоких связях.
Когнитивная компетенция отражает понимание детьми собственных качеств и окружающих. У детей с ЗПР нередко наблюдаются проблемы с адекватной самооценкой и оценкой других, что может проявляться в искажении восприятия близких или, наоборот, в чрезмерной привязанности.
Поведенческий компонент, определяющий социальный опыт, может проявляться в импульсивном поведении, что также указывает на недостаток моральных норм. Исследования в этой области подчеркивают социальную незрелость детей с ЗПР, и цель нашего исследования состоит в изучении их социальных компетенций и поиске путей решения данной проблемы [5].
Для исследования использовали методику «Рукавички».
Анализ полученных данных показал, что у детей с задержкой психического развития наблюдается недостаток социальных навыков, что выражается в их неспособности идти на контакт со сверстниками в процессе общего дела. Дети с ЗПР чаще игнорировали напарника и не оказывали взаимопомощь.
Результаты исследования подтверждают, что по ключевым показателям формирования социальных компетенций дети с ЗПР уступают своим нормально развивающимся сверстникам. Для преодоления этих трудностей важно включить в программу мероприятия, направленные на развитие социальных навыков у детей с ЗПР.
Необходимо учитывать потребности этих детей в общении с ровесниками, поэтому работа должна проводиться как индивидуально, так и в группе с другими детьми. Начиная коррекционные занятия, важно, чтобы любое взаимодействие с детьми сопровождалось положительным эмоциональным настроем, что способствует достижению наилучших результатов в воспитании.
Заключение
Таким образом, развитие социальных компетенций у детей с задержкой психического развития способствует их личностному росту, который ориентирован на реализацию внутреннего потенциала. Это позволяет детям осваивать методы саморегуляции, поддержки и саморазвития. В результате формируются положительные личные качества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова. - М. : Академический проект, 2000. - 294 с.;
2. Власова Т.А. Дети с ЗПР [Текст] / под ред. Т.А. Власовой. - М. : Просвещение, 1984. - 198 с.;
3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. -М.: Смысл, 2004. - 512 с.;
4. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] :учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение, Владос, 1995. - 112 с.;
5. Мачихина В.Н. Формирование социальных компетенций у детей с задержанным психическим развитием / В.Н. Мачихина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018.— С. 112-114. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14178/ (дата обращения: 24.11.2024)
Bratanich E.A.
Kuban State University (Krasnodar, Russia)
FEATURES OF THE FORMATION OF SOCIAL COMPETENCIES OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN AGE WITH MENTAL RETARDATION
Abstract: the article discusses information about the peculiarities of the formation of social competencies in older preschool children with mental retardation. A large place in the work is occupied by the consideration of the features and mechanisms of the formation of social competencies and the regulation of skills of social behavior and interaction with society in children with mental retardation.
Keywords: social competencies, mental retardation, children, senior preschool age.