Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
141
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / НАРУШЕНИЕ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РЕЧЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гонина Ольга Олеговна, Грузинцева Полина Сергеевна, Рахимова Татьяна Игоревна

В статье актуализируется проблема формирования словообразования существительных у детей дошкольного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии. Приводятся результаты эмпирического исследования, по итогам которого сделан вывод о том, что использование в процессе коррекционной работы методов и приемов, направленных на осуществление словообразовательных операций, способствует формированию словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии. Предложены рекомендации по организации занятий для развития навыков словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальном развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гонина Ольга Олеговна, Грузинцева Полина Сергеевна, Рахимова Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF WORD FORMATION OF NOUNS IN PRESCHOOL CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

The article actualizes the problem of the formation of word formation of nouns in preschool children with intellectual disabilities. The results of an empirical study are presented, based on the results of which it is concluded that the use of methods and techniques aimed at carrying out word-formation operations in the process of correctional work contributes to the formation of word formation of nouns in older preschool children with intellectual disabilities. Recommendations on the organization of classes for the development of the skills of word formation of nouns in older preschool children with intellectual disabilities are offered.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ»

УДК 376

Гонина Ольга Олеговна,

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», заведующая базовой кафедрой психолого-педагогического обеспечения образовательной практики

e-mail: olg1015@yandex.ru Грузинцева Полина Сергеевна,

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», студент 4 курса по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

e-mail: psgruzintseva@edu.tversu.ru Рахимова Татьяна Игоревна,

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» e-mail: vlasik25@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

В статье актуализируется проблема формирования словообразования существительных у детей дошкольного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии. Приводятся результаты эмпирического исследования, по итогам которого сделан вывод о том, что использование в процессе коррекционной работы методов и приемов, направленных на осуществление словообразовательных операций, способствует формированию словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии. Предложены рекомендации по организации занятий для развития навыков словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальном развитии.

Ключевые слова: словообразование, нарушение в интеллектуальном развитии, дошкольный возраст, речь.

Gonina Olga Olegovna,

"Tver State University", Head the basic department of psychological and pedagogical support of educational practice e-mail: olg1015@yandex.ru Gruzintseva Polina Sergeevna,

"Tver State University", 4-year student in the direction of preparation 44.03.03 Special

(defectological) education

e-mail: psgruzintseva@edu.tversu.ru

Rakhimova Tatiana Igorevna,

"Tver State University" e-mail: vlasik25@mail.ru

FEATURES OF THE FORMATION OF WORD FORMATION OF NOUNS IN PRESCHOOL CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

The article actualizes the problem of the formation of word formation of nouns in preschool children with intellectual disabilities. The results of an empirical study are presented, based on the results of which it is concluded that the use of methods and techniques aimed at carrying out word-formation operations in the process of correctional work contributes to the formation of word formation of nouns in older preschool children with intellectual disabilities. Recommendations on the organization of classes for the development of the skills of word formation of nouns in older preschool children with intellectual disabilities are offered.

Key words: word formation, impairment in intellectual development, preschool age, speech.

Актуальность проблемы развития словообразования вызвана тем, что у всех детей данной группы имеются разнообразные нарушения процесса словообразования. Степень этих нарушений различна: от не резко выраженной, незначительной до полного непонимания значения средств языка. Это затрудняет обучение ребёнка, влияет на полноту преодоления системного речевого расстройства, а именно лексико-грамматических недостатков и трудностей построения информативно полноценного высказывания. Учитывая значимость достаточного уровня развития словообразовательных процессов для успешного развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальном развитии, а также крайне малочисленное количество разработок, посвященных устранению этих нарушений для детей данной группы, выбранная нами тема является актуальной.

В структуре расстройств словообразования дошкольников с нарушениями в интеллектуальном развитии в качестве ведущего нарушения выявлено нарушение семантического уровня морфологической системы языка, а

именно, трудности дифференциации грамматических значений, а также организация языковой системы. У дошкольников с нарушениями в интеллектуальном развитии выявлены трудности анализа, сравнения, дифференциации грамматических форм, выделения морфем и соотнесения их со значением, выделения общих правил словообразования при восприятии речи, обобщения этих правил и использования в процессе порождения речи, что во многом обусловлено недоразвитием аналитико-синтетической деятельности этих детей. Дети с интеллектуальной недостаточностью зачастую легко вычленяют значимые части слова (приставку, суффикс, корень), но, не зная еще закономерностей словообразования, неправильно образуют с ними слова. Особенно много ошибок допускается при словообразовании суффиксальным способом. Процесс развития словообразования для детей с нарушениями в интеллектуальном развитии является крайне сложным [1; 2; 3].

Эмпирическое изучение особенностей формирования словообразования существительных у детей дошкольного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №105» города Твери. В исследовании приняли участие 8 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальном развитии. В качестве диагностического инструментария были избраны: методика О.А. Романович, Е.П. Кольцовой «Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 4-5 лет», раздел «Словообразование» и диагностический раздел методики Архиповой Е. Ф. «Исследование лексики у детей со стертой дизартрией» [4]. По итогам первичной диагностики у выборки детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальном развитии были выявлены трудности словообразования существительных. У детей вызывали трудности все способы словообразования. Испытуемые часто допускали ошибки при выборе необходимого суффикса, зачастую отказывались от выполнения задания или предъявляли исходный вариант слова не прибегая к словообразованию. Результаты диагностики по методике Романович О.А. и

Кольцовой Е.П. показывают, что испытуемые смогли образовать очень маленькое количество слов из всех представленных заданий. Процент верно выполненных заданий по каждому из пунктов колеблется от 0% до 62,5%. По методике Е.Ф. Архиповой в блоке «Образование уменьшительно-ласкательных существительных» средний балл равен 1, по критерию «Образованию названий детенышей животных» - 1,1 балла, все задания на словообразование профессий женского рода и словообразование по дефиниционному типу были выполнены неверно. Соответственно была выставлена оценка 0 баллов. Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о трудностях детей с нарушением в интеллектуальном развитии в словообразовании существительных. Исходя из этого, был сделан вывод о целесообразности разработки и проведении серии занятий, направленных на коррекцию навыков словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальном развитии по каждому из компонентов.

Исходя из результатов исследования, нами была разработана серия из 15 занятий, направленных на формирование словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии. Занятия проводились 2-3 раза в неделю. Длительность занятий колебалась от 20 до 25 минут.

Работа над формированием навыков словообразования была выстроена с опорой на методику Лалаевой Р.И. и предполагала следующую последовательность: -образование уменьшительно-ласкательных существительных,

-образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды), -образование существительных с помощью суффикса -инк-, -образование названий детенышей животных и птиц,

-образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий»).

Воспитанники ДОУ отгадывали загадки с использованием существительных с увеличительным суффиксом, прослушивали сказки с демонстрацией картинок, рассматривали картинки, участвовали в беседе о домашних животных, принимали участие в различных дидактических играх, выполняли различные задания направленные на обучение словообразованию существительных с помощью суффиксов («Назови ласково», «Что у медведя, а что у медвежонка?» и т.д.), прослушивали сказки и продолжали предложения с использованием различных приемов словообразования, участвовали в соревнование двух команд: Мальчика-с-пальчика и Ивана-богатыря, прослушивали стихотворения, выделяли в стихотворении профессии, отвечали на вопросы педагога, составляли предложения со словами, обозначающими профессии по картинкам и т.д.

После проведения контрольного диагностического исследования нами были получены следующие данные: по итогам проведенной диагностики по методике Романович О.А. и Кольцовой Е.П. испытуемые смогли образовать незначительное количество слов из всех представленных заданий. По методике Е. Ф. Архиповой средние показатели по всем разделам свидетельствуют о недостаточном уровне владения ими испытуемыми. Средние показатели по разделам «Образование уменьшительно-ласкательных существительных» и « Образование названий детенышей животных» равны 1,3 и 1,6. Средние показатели по разделам «Словообразование профессий женского рода» и «Словообразование по дефиниционному типу» равны 0 и 0,25 соответственно, что свидетельствует о полной их несформированности. Сравнение данных первичной и повторной диагностики по методике Романович О.А. и Кольцовой Е.П показывает, что 7 испытуемых из 8 улучшили свои показатели. По методике Е. Ф. Архиповой показатели навыков словообразования были улучшены по трем пунктам: образование уменьшительно-ласкательных существительных, образование названий детенышей животных и словообразование по дефиниционному типу. Дети стали чаще прибегать к выбору нужного суффикса

при словообразовании, реже отказывались от выполнения заданий, умело начали пользоваться стимулирующей помощью педагога. По итогам контрольной диагностики нами были получены данные, отличающиеся от показателей, выявленных на этапе первичной диагностики. Это позволяет доказать положительное влияние разработанной нами серии занятий по формированию словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.

По итогам исследования нами предложен ряд практических рекомендаций по организации занятий для развития навыков словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальном развитии:

1. Целесообразно проводить занятия в группах по 5-8 человек.

2. Формирование групп осуществляется по результатам диагностического обследования в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей детей.

3. Каждое из занятий должно иметь четкую структуру проведения, обязательными элементами которой будут являться приветствие, благоприятный настрой на работу, физкультминутки, ритуал прощания.

4. Работу над формированием навыков словообразования существительных рекомендуется выстраивать в следующей последовательности: образование уменьшительно-ласкательных существительных, образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды), образование существительных с помощью суффикса -инк-, образование названий детенышей животных и птиц, образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий»).

Следование данным рекомендациям позволит педагогам проводить интересные и продуктивные занятия по развитию словообразования существительных детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальном развитии.

Список литературы

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2003. 189 с.

2. Еремина А.А., Мозговой В.М., Яковлева И.М. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 224 с.

3. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов: [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ra/Books/2/0351/2_0351-l.shtml. (Дата обращения: 10.06.2021)

4. Кольцова Е.П., Романович О.А. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 4-5 лет: [Электронный ресурс]. URL: https://biblioclub.m/index.php?page=book&id=234918 (Дата обращения: 10.06.2021).

References

1. Vlasova T.A., Pevzner M.S. Deti s otkloneniyami v razvitii. M.: Prosveshchenie, 2003. 189 p.

2. Eremina A.A., Mozgovoj V.M., YAkovleva I.M. Osnovy oligofrenopedagogiki: ucheb. posobie dlya stud. sred. ucheb. zavedenij. M.: Akademiya, 2006. 224 p.

3. Efimenkova L.N., Sadovnikova I.N. Formirovanie svyaznoj rechi u detej-oligofrenov: [Elektronnyj resurs]. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0351/2_0351-1.shtml. (Data obrashcheniya: 10.06.2021)

4. Kolcova E.P., Romanovich O.A. Diagnostika psihofizicheskih processov i rechevogo razvitiya detej 4-5 let: [Elektronnyj resurs]. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234918 (Data obrashcheniya: 10.06.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.