УДК 376.42
Фадеева Яна Евгеньевна,
ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», г. Тверь, e-mail: yefadeeva@edu.tversu.ru
КОРРЕКЦИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
В статье охарактеризованы особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии. Представлены результаты исследования по выявлению показателей развития связной речи у выборки детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. Предложена программа развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальном развитии посредством проведения серии подгрупповых занятий с элементами песочной терапии на базе дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: интеллектуальные нарушения, старший дошкольный возраст, связная речь, песочная терапия.
Fadeeva Yana Evgenievna,
Tver State University, Tver, e-mail: yefadeeva@edu.tversu.ru
THE COHERENT SPEECH DEVELOPMENT OF MENTALLY DISABLED PRE-SCHOOL CHILDREN USING THE SAND THERAPY
METHOD
The article describes the coherent speech features of preschool children with intellectual delay. The results of the coherent speech correction of preschool children with mental disabilities by the sand therapy method are shown. Also the teaching program for coherent speech development is represented.
Keywords: impaired intellectual development, pre-school age, the coherent speech, sand therapy.
В настоящее время в педагогической среде отмечается повышение интереса к методикам опосредованного влияния на развитие навыков и умений детей. Среди технологий речевого развития стремительно набирают популярность элементы психологических,
нейролингвистических, кинетических и творческих методов. Песочная терапия представляет собой метод арт-терапии, в основе которого обращение к бессознательному человека при помощи работы с натуральным песком и его производными с целью профилактики, лечения, коррекции, реабилитации, сопровождения, обучения и развития.
Связная речь это логичное, последовательное и грамматически верное развернутое изложение определенного содержания. Будучи текстом в устной форме, связная речь обладает рядом характеристик: логичностью и последовательностью смысловых отрезков (предложений или фраз), структурной целостностью, грамматической стройностью, использованием точных лексем, понятностью для собеседника [1]. У детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальном развитии возникают трудности с каждым из вышеописанных компонентов. Так, нарушение последовательной связи в речи может быть обусловлено расстройством внутреннего программирования высказывания [4]. Исследователи отмечают инверсию предложений в тексте детей с нарушением интеллекта: так, затруднение систематизации и упорядочивания сюжетных событий оказывает влияние на нарушение порядка фраз в речи [8]. В речи детей старшего дошкольного возраста с особенностями интеллектуального развития зачастую встречаются грубые аграмматизмы, выражающиеся в неправильном подборе морфем, неверном употреблении падежей и предлогов, нарушении числа, рода, склонения, залога, возвратности, временных характеристик и т.д. [3]. Специфической чертой речи детей, имеющих темповое нарушение в интеллектуальном развитии, служит излишняя детализация, либо уход от темы разговора [8]. Коррекция связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальном развитии средствами песочной терапии возможна по каждой из рассмотренных нами характеристик высказывания. Педагоги отмечают особый феномен проекции работы с песком на
функцию речи ребенка [9]. Так, ход создания песочной композиции перекликается с развертыванием фразы, проходя этапы планирования, подготовки, выбора инструментария, воплощения задуманного, контроля и финального восприятия результата. Так происходит коррекция у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальном развитии логики и последовательности построения смысловых отрезков фразы [12]. Работа с песочными композициями: лепка и разрушение, рисование и вытирание; задают понимание структурной целостности, важности последовательных действий для достижения результата. Как разрозненные элементы рисунка не могут быть поняты окружающими, так и фраза, состоящая из отдельных слов или звукосочетаний, не произведет требуемого эффекта. Это правило усваивается детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальном развитии неосознанно, в процессе игры с песком [13]. Использование фигурок и дидактических упражнений, а также беседы в ходе песочной терапии ускоряет усвоение грамматических категорий: понятий рода и числа, времени и залога, предложно-падежных форм и тд. Особенно запоминающимся для детей с ментальными нарушениями, является опыт создания чего-либо своими руками. Педагоги используют рисование песком как инструмент наглядного представления новой для ребенка лексики [12]. Ведь нарисованное своими руками «слово», обладает гораздо большей эмоциональной нагрузкой для ребенка, чем эта же лексема, значение которой представлено на печатной иллюстрации. Прием «нарисованного словаря» выполняет задачи пополнения, актуализации и уточнения активного и пассивного запаса детей с нарушениями в интеллектуальном развитии [6]. Одним из основных преимуществ песочной терапии при работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, является повышение мотивации ребенка к занятиям. Это
достигается путем создания сказочно-игровой атмосферы, а также за счет ассоциативной связи работы с песком со знакомой забавой.
Известно, что центр высокодифференцированных, точных движений пальцев рук располагается в коре головного мозга вплотную с зоной, ответственной за речедвигательные процессы, то есть за артикуляцию звуков. Более того, есть данные, подтверждающие влияние кинестетических импульсов от пальцев рук на формирование речевых областей коры [7]. Вследствие развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста появляется возможность к подражанию не только в действиях, но и в речи. Мотивация к самостоятельным высказываниям - именно то стремление, которое в первую очередь необходимо пробудить у детей с нарушением в интеллектуальном развитии [2].
Базой для исследования особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальном развитии послужило МБДОУ «Детский сад №105» г.Твери. В диагностике принимало участие 8 детей старшего дошкольного возраста с темповыми нарушениями в интеллектуальном развитии. Исследование проводилось по «Методике формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием» В.П.Глухова [5], целью которой является изучение состояния связной речи у детей с речевыми нарушениями на фоне интеллектуального дефекта. Для каждого задания в методике В.П.Глухова определены соответствующие критерии оценивания, такие как: грамматически правильное оформление построенной фразы, адекватность высказывания по смыслу, его полнота и точность, самостоятельность выполнения задания. Согласно методике В.П.Глухова, по количеству набранных баллов определяется уровень развития связной речи по каждому из критериев. По итогам исследования, средние показатели выборки по разделам «Составление фразовых
высказываний» и «Пересказ текста» соответствовали недостаточному уровню. Показатели по разделам «Рассказ по серии сюжетных картинок», «Рассказ из личного опыта», «Рассказ-описание» и «Продолжение рассказа по данному началу» находились на низком уровне. Эти данные свидетельствовали о необходимости проведения коррекционно-развивающих мероприятий.
Нами был составлен комплекс занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями с использованием элементов песочной терапии. Оригинальная методика Т.А.Ткаченко [11], дополненная упражнениями из пособия Н.В.Нищевой[10], была обогащена элементами песочной терапии. Так, средства наглядности были максимально заменены на песочные иллюстрации, создаваемые самими детьми при помощи трафаретов и в процессе творческой деятельности. Использовались приемы «зашумления» изображений при помощи их предварительного засыпания песком. Пальчиковая гимнастика в большей степени проводилась путем работы с песком: дети старшего дошкольного возраста обучались приемом взаимодействия с новым материалом. В процессе игр с песочным столом развивались пространственные представления (наверху, внизу, справа, слева, в левом углу, в нижнем углу), моторика пальцев рук и кистей. Обязательным этапом стало творческое рисование песком в конце занятия.
Для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии нами был разработан комплекс коррекционно-развивающих занятий с использованием средств песочной терапии. Мы рекомендуем использовать следующие задания:
Темы занятий в рамках НОД Цели занятий в рамках НОД Используемые задания
«Зима. Зимние забавы» Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Поэтапная зарисовка песком движений героев при помощи трафаретов; упражнение на восстановление последовательности сюжетных событий; имитация зимних природных явлений; игра на определение целых предметов по их части; составление фраз из 2-3 слов с опорой на карточки по сюжету истории; воспроизведение рассказа с опорой на песочные иллюстрации действий героев.
«Зима. Зимние забавы» Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию (первичное закрепление материала). Поэтапная зарисовка песком движений героев при помощи трафаретов; анализ высказываний с целью включения или не включения в рассказ; упражнение на подбор синонимов к словам из текста; задание на восстановление последовательности сюжетных событий; пересказ текста с опорой на иллюстрации действий героев сказки.
«Зима. Зимние забавы» Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию (закрепление материала). Поэтапная зарисовка песком движений героев при помощи трафаретов; задание на восстановление последовательности сюжетных событий; работа с деформированными предложениями, дидактическая игра «Что зимой бывает»; задание на восстановление порядка слов в предложении; пересказ текста с опорой на иллюстрации действий героев сказки.
«Зимующие птицы» Составление рассказа по следам продемонстрированного действия. Просмотр «песочной истории»; задания на словоизменение; дидактические игры «Один-много», «Какой птицы не стало?»; упражнение на восстановление последовательности сюжетных событий; составление текста с опорой на изображения героев.
«Зимующие птицы» Составление рассказа по следам продемонстрированного действия (закрепление материала). Просмотр «песочной истории»; рисование песком ответов на вопросы по содержанию рассказа с проговариванием; задание на актуализацию частей тела птицы, составление короткого рассказа-описания (загадки о птице) с помощью педагога; игра на называние голосов птиц; упражнение на составление предложения из 4 слов с согласованием; составление текста с опорой на изображения ключевых персонажей.
«Зимующие птицы» Пересказ текста с опорой на песочные иллюстрации. Прослушивание рассказа и его зарисовка по самостоятельно выбранным трафаретам при помощи песка; задание на дифференциацию однокоренных слов-действий; упражнения на установление порядка действий в рассказе и восстановление предложений по опорным глаголам; игра на включение в предложения подходящих слов-действий; пересказ текста с опорой на изображения ключевых персонажей.
«Семья» Пересказ текста с опорой на песочные иллюстрации. Прослушивание рассказа и его зарисовка по самостоятельно выбранным трафаретам при помощи песка; задание на подбор верных слов-действий, упражнение на восстановление последовательности сюжетных событий; игра «Соедини героя с предметом», проговаривание фразы с использованием слов-действий; пересказ текста с опорой на изображения ключевых персонажей.
«Семья» Пересказ с опорой на серию сюжетных картин. Прослушивание рассказа и его зарисовка песком с помощью самостоятельно выбранных сюжетных трафаретов; задание на подбор подходящих по смыслу слов-действий и составление фраз из 4-5 слов с их использованием; анализ предложений с целью их включения или невключения в рассказ; пересказ текста с опорой на сюжетные песочные иллюстрации.
«Семья» Пересказ с опорой на серию сюжетных картин (закрепление материала). Прослушивание рассказа и его зарисовка песком с помощью самостоятельно выбранных сюжетных трафаретов; задание на подбор наречий к словам-предметам; упражнение на словообразование имен собственных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; восстановление предложений по наречиям с опорой на план-схему; пересказ текста с опорой на сюжетные песочные иллюстрации.
«Новый год» Составление текста с опорой на серию песочных сюжетных картин. Дидактическая игра «Украшаем ёлочку»; зарисовка истории с помощью песка и работа по вопросам, упражнение на слоговую структуру слова; задание на выбор из рассказа слов-действий и восстановление по ним предложений; составление текста с опорой на серию песочных сюжетных картин.
«Новый год» Составление текста с опорой на серию песочных сюжетных картин Зарисовка истории с помощью песка и работа по вопросам; дидактическая игра «Чего не стало?»; задание на исправление ошибок согласования в предложениях; упражнение на дополнение предложения другим,
(закрепление материала). логически с ним связанным; упражнение на подбор слов-признаков к заданным словам-предметам; пересказ текста с обогащением содержания словами-признаками с опорой на серию песочных сюжетных картин.
«Новый год» Пересказ текста с опорой на одну сюжетную картину. Зарисовка истории при помощи заполнения песком одного сюжетного трафарета; дидактическая игра «Найди такой же»; упражнение на дифференциацию слов-действий при помощи песочных иллюстраций и ситуаций, смоделированных педагогом; задание на воссоздание предложений по опорным словам; подбор слов-признаков к заданным словам-предметам; пересказ текста с опорой на одну сюжетную картинку.
«Транспорт. ПДД» Пересказ текста с опорой на одну сюжетную картину. Зарисовка истории при помощи заполнения песком одного сюжетного трафарета; дидактическая игра «Четвертый лишний»; задание на выполнение классификации видов транспорта, подбор определений к словам-предметам; дидактическая игра «Кто что делает»; пересказ текста с опорой на одну песочную сюжетную картинку.
«Транспорт. ПДД» Составление текста с опорой на одну сюжетную картину. Зарисовка истории при помощи заполнения песком одного сюжетного трафарета; дидактическая игра «Один-много»; подбор определений к словам-предметам; упражнение «Виды транспорта», дидактическая игра «Части транспортных средств»; составление текста с опорой на одну песочную сюжетную картинку.
«Транспорт. ПДД» Составление текста с опорой на одну сюжетную картину (закрепление материала). Зарисовка истории при помощи заполнения песком одного сюжетного трафарета; подбор определений к словам-предметам; упражнения, направленные на использование категории рода, словообразующих приставок; дидактическая игра «Дорисуй транспортное средство»; составление текста с опорой на одну песочную сюжетную картину.
Повторная диагностика проводилась по тем же критериям, на которые мы опирались для изучения показателей развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальном развитии. По итогам повторной диагностики, средние показатели достигли хорошего уровня по критерию «Составление фразовых высказываний». Удовлетворительный уровень был выявлен по разделам: «Пересказ текста», «Рассказ по серии сюжетных картинок», «Рассказ из личного опыта», «Продолжение рассказа по данному началу». Недостаточный уровень был обнаружен по критерию «Рассказ-описание». Успешность коррекционного воздействия была проверена с помощью критерия и-критерия Манна-Уитни. Так, по разделам «Составление фразовых высказываний», «Пересказ текста», «Рассказ по серии сюжетных картинок», «Рассказ из личного опыта», «Продолжение рассказа по данному началу» эмпирические значения находятся в зоне значимости, изменения показателей по результатам первичной и повторной диагностик статистически отличаются. По разделу «Рассказ-описание» и-критерий находится в «зоне неопределенности».
Таким образом, взаимодействие ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта с натуральным песком и его производными оказывает благоприятное влияние на психическое и моторное развитие, что в свою очередь стимулирует развитие речедвигательной функции. В процессе создания песочных композиций происходит коррекция каждой из характеристик связной речи детей старшего дошкольного возраста: вырабатываются логичность и последовательность построения смысловых отрезков, структурная целостность и грамматическая стройность высказывания, уточняется лексический словарь, достигается понятность речи для собеседника.
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., — М.: Академия, 2000. - 400 с.
2. Бережная Н.Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2006. - N 4. - С. 56-59
3. Борякова, Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний шестилетних детей с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова // Дефектология. - 1983. - № 3. - С. 9-15.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр., — М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
5. Глухов В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием. - М.: МПГУ, 2017. - 242 с.
6. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. - 50 с.
7. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М.: Сов. Россия, 1973. -160 с.
8. Крылова Е.В. Развитие связной речи у учащихся с задержкой психического развития в условиях общего образования [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.03) / Крылова Елена Викторовна; Ленинградский государственный областной университет им. А.С. Пушкина. - СПб., 2008. - 24 с.
9. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у Песочной Феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 1. С. 66-74.
10. Нищева Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет: методические рекомендации: конспекты занятий - СПб.: Детство-пресс, 2017. - 73 с.
11. ТкаченкоТ.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольников. ФГОС ДО - М.: Феникс, 2020, - 63 с.
12. Хоменко И.Н. Коррекционно-диагностический комплекс «Песочная магия» / И. Н. Хоменко. - СПб.: Иматон, 2009. - 44 с.
13. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. — СПб.: Речь, 2010.— 208 с.
References
1. Alekseeva M.M., YAshina V.I. Metodika razvitiya rechi i obucheniya rodnomu yazyku doshkol'nikov: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. i sred, ped. ucheb. zavedenij. - 3 Vol., — M.: Akademiya, 2000. - 400 p.
2. Berezhnaya N.F. Pesochnaya terapiya v korrekcii emocional'noj sfery detej rannego i mladshego doshkol'nogo vozrasta // Doshkol'naya pedagogika. -2006. - № 4. - P. 56-59
3. Boryakova, N.Y. O nekotoryh osobennostyah postroeniya rechevyh vyskazyvanij shestiletnih detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya / N.Y. Boryakova // Defektologiya. - 1983. - № 3. - P. 9-15.
4. Vygotskij L.S. Myshlenie i rech.5 Vol, ispr., M.: Labirint, 1999. 352 p.
5. Gluhov V.P. Metodika formirovaniya svyaznoj rechi detej doshkol'nogo vozrasta s sistemnym rechevym nedorazvitiem. - M.: MPGU, 2017. - 242 p.
6. Grabenko T.M., Zinkevich-Evstigneeva T. D. Chudesa na peske. Pesochnaya igroterapiya. - SPb.: Institut special'noj pedagogiki i psihologii, 1998. - 50 p.
7. Kolcova M.M. Rebenok uchitsya govorit'. M.: Sov. Rossiya, 1973. 160 p.
8. Krylova E.V. Razvitie svyaznoj rechi u uchashchihsya s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya v usloviyah obshchego obrazovaniya [Text]: avtoref. dis. na soisk. uchen. step. kand. ped. nauk (13.00.03) / Krylova Elena Viktorovna; Leningradskij gosudarstvennyj oblastnoj universitet im. A.S. Pushkina. - SPb., 2008. - 24 p.
9. Kuzub N.V., Osipuk E.I. V gostyah u Pesochnoj Fei. Organizaciya «pedagogicheskoj pesochnicy» i igr s peskom dlya detej doshkol'nogo vozrasta [electronic resource] // Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya. 2006. Vol. 3. № 1. P. 66-74.
10. Nishcheva N.V. Razvitie svyaznoj rechi detej doshkol'nogo vozrasta s 2 do 7 let: metodicheskie rekomendacii: konspekty zanyatij - SPb.: Detstvo-press, 2017. - 73 p.
11. TkachenkoT.A. Formirovanie i razvitie svyaznoj rechi u doshkol'nikov. FGOS DO - M.: Feniks, 2020, - 63 p.
12. Homenko I.N. Korrekcionno-diagnosticheskij kompleks «Pesochnaya magiya» / I. N. Homenko. - SPb.: Imaton, 2009. - 44 p.
13. El' G. N. CHelovek, igrayushchij v pesok. Dinamichnaya pesochnaya terapiya. — SPb.: Rech, 2010.— 208 p.