Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ С УЧЕТОМ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ С УЧЕТОМ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС НОО / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЯЗЫК КАК ФОРМА НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРА / УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / РЕЧЕВАЯ И ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моуравова Марина Лазаревна, Фардзинова Мадина Дзибусовна

В работе предпринята попытка определить особенности методической работы, направленной на формирования речевой компетенции учащихся-осетин на основе принципа интеграции федерального и этнокультурного компонентов на начальном этапе обучения русскому языку. Современный вектор развития школы, направленный на формирование духовно богатой, нравственной, образованной и творческой личности, на продолжение национальных традиций, укрепление исторической преемственности поколений, фокусирует внимание педагогов на содержательном обновлении филологического образования. В частности, в преподавании родного языка как учебного предмета в начальной школе, с учетом его этнокультурной функции, придания языковому образованию действительно национального характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMATION OF SPEECH COMPETENCE OF STUDENTS AT THE INITIAL STAGE OF RUSSIAN LANGUAGE EDUCATION TAKING INTO ACCOUNT ETHNOCULTURAL COMPONENT

Purpose of the study. An attempt is made in the work to determine the peculiarities of methodological work aimed at the formation of the speech competence of Ossetian students on the basis of the principle of integration of the federal and ethnocultural components at the initial stage of teaching the Russian language. It should be noted that the modern vector of school development, aimed at the formation of a spiritually rich, moral, educated and creative personality, at the continuation of national traditions, strengthening the historical continuity of generations, focuses the attention of teachers on the meaningful renewal of philological education. In particular, in teaching the native language as an academic subject in primary school, taking into account its ethnocultural function, imparting a truly national character to language education.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ С УЧЕТОМ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА»

URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36433216_24415109.pdf, вход по паролю (дата обращения: 13.10.2020).

8. Исмаилова Х.А., Эскерханова Л.Т. Молодежь в современном рос-сийском обществе: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Вы-сокие технологии и инновации в науке. Сборник избранных статей Международной научной конференции. - 2020. - С. 106-108 URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42702898_26196267.pdf, вход по паролю (дата обращения: 13.10.2020).

9. Иутинская А.С. Взаимосвязь распределения ролей супругов в мо-лодой семье с уровнем их удовлетворенности браком [Электронный ресурс] // Европейские научные исследования. Сборник статей V Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 209-212 URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41719779_10410287.pdf, вход по паролю (дата обращения: 12.10.2020)

10. Карабанова О.А. Психология семейных отношений: учеб. пособие. - Самара: Издательство СИОКПП, 2001. - 122 с.

11. Кучмаева О.В. Семейные роли в современной российской семье: традиции и современность [Электронный ресурс] // Культурное наследие России, 2006. - С. 66-71. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/semeynye-roli-v-sovremennoy-rossiyskoy-semie-traditsii-i-sovremennost/viewer (дата обраще-ния: 12.10.2020)

12. Левина А.А. Семья в системе ценностей современной молодежи: социологический аспект [Электронный ресурс] // Современные научные ис-следования и инновации. - 2013. - № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/28016 (дата обращения: 09.10.20).

13. Разов П.В. Молодая семья в современном российском социуме: образ и качество жизни / П.В. Разов, И.В. Преснякова-Осипова, С.А. Юшкова. - Москва: ИНФРА-М, 2021. - 222 с. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_42702898_78477456.pdf

14. Сайганова Е.В. Молодая семья: специфика проблематики (социо-логический анализ в региональном ракурсе) // В сборнике: Социология в из-меняющемся научно-образовательном пространстве современного общества. Материалы международной научно-практической конференции. VII Дыльновские чтения. -Саратов, 2020. - С. 250-253. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_42824172_31586434.pdf

15. Социология молодежи. Электронная энциклопедия/ под редакцией проф. В.А. Лукова [Электронный ресурс]. URL: http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/youth/303-molodaya-semya.html (дата обращения: 09.10.20).

16. Шимановская Я.В., Сарычев А.С., Гайсарян Т.С. Решение проблем современной молодой семьи посредством технологий социальной работы, имеющих социально-педагогическую основу / Шимановская Я.В., Сарычев А.С., Гайсарян Т.С. [Электронный ресурс] // ЦИТИСЭ. - № 1 (23). - 2020. -С. 326-335. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42771132_87258279.pdf, вход по паролю (дата обращения: 13.10.2020).

Педагогика

УДК 372.46

кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Моуравова Марина Лазаревна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ); кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской филологии Фардзинова Мадина Дзибусовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ С УЧЕТОМ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА

Аннотация. В работе предпринята попытка определить особенности методической работы, направленной на формирования речевой компетенции учащихся-осетин на основе принципа интеграции федерального и этнокультурного компонентов на начальном этапе обучения русскому языку. Современный вектор развития школы, направленный на формирование духовно богатой, нравственной, образованной и творческой личности, на продолжение национальных традиций, укрепление исторической преемственности поколений, фокусирует внимание педагогов на содержательном обновлении филологического образования. В частности, в преподавании родного языка как учебного предмета в начальной школе, с учетом его этнокультурной функции, придания языковому образованию действительно национального характера.

Ключевые слова: ФГОС НОО, этнокультурный компонент, язык как форма национальной культура, устная и письменная речь младших школьников, речевая и лингвистическая компетенция, процесс обучения русскому языку в начальной школе.

Annotation. Purpose of the study. An attempt is made in the work to determine the peculiarities of methodological work aimed at the formation of the speech competence of Ossetian students on the basis of the principle of integration of the federal and ethnocultural components at the initial stage of teaching the Russian language. It should be noted that the modern vector of school development, aimed at the formation of a spiritually rich, moral, educated and creative personality, at the continuation of national traditions, strengthening the historical continuity of generations, focuses the attention of teachers on the meaningful renewal of philological education. In particular, in teaching the native language as an academic subject in primary school, taking into account its ethnocultural function, imparting a truly national character to language education.

Keywords: FSES NOE, ethnocultural component, language as a form of national culture, oral and written speech of primary schoolchildren, speech and linguistic competence, the process of teaching the Russian language in primary school.

Введение. Национальная культура выступает важнейшим стабилизирующим фактором в современных социально-экономических условиях многонационального российского государства. Каждый народ Российской Федерации имеет право на сохранение и развитие своей национальной культуры как основного фактора своей самобытности и как органической части общечеловеческой культуры с учетом сохранения баланса между народами [4; 7; 8 и др.].

Федеральный государственный образовательный стандарт начальной школы предъявляет высокие требования как к речевому развитию младших школьников, так и к формированию основ российской гражданской идентичности, а именно, формирование:

- позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

- ценностей многонационального российского общества;

- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов культур и религий [10, с. 24];

- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач [10, с. 28].

Основу познавательной составляющей в содержании начального курса русского языка как второго в условиях осетинско-русского двуязычия составляет принцип, интегрирующий как региональные (этнокультурный компонент), так и федеральные знания. Проблема формирования речевой компетенции не нова в методической литературе, но она по-прежнему продолжает оставаться одной из центральных вопросов методики преподавания русского языка и в настоящее время. Исследователи отмечают, что использование этнокультурного компонента в содержание учебных дисциплин современной школы - это не чье-то пожелание, это принцип обучения и воспитания.[1; 2; 7; 9; 12 и др.]

О необходимости широкого использования местного материала в процессе обучения и воспитания писали Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталлоци, А.В. Дистервег.

Речевая компетенция входит в состав коммуникативной компетенции. В отношении речевой компетенции в научной литературе наблюдается значительная вариативность определений. В данной работе мы будем придерживаться следующей трактовки: «Под речевой компетенцией обучающегося понимается умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие» [6, с. 127].

Изложение основного материала статьи. В целом, задача учителя научить школьника разнообразным приемам и способам формирования и формулирования мыслей посредством языка активизировать их процессе восприятия и порождения собственных связных текстов (как письменных, так и устных). Следует говорить о количественном и качественном составе речевой компетенции. Роль речевой компетенции для учебной деятельности обучающихся достаточно велика, так как она осуществляет несколько существенных функций: познавательную, информативную, коммуникативную и стимулирующую. При этом надо подчеркнуть, что речевая компетенция, также, как и языковая компетенция, - это не самоцель, а переходное звено на пути к коммуникативной компетенции. Она подлежит усвоению в объеме, необходимом и достаточном для решения задач взаимодействия в процессе общения в соответствии с нормами изучаемого языка, узусом и традициями культуры этого языка. Следовательно, важная задача современной образовательной системы, - формирование речевой компетенции обучаемых, поскольку эффективность обучения в школе находится в прямой зависимости от уровня владения родным языком и всеми видами речевой деятельности: осознанием и четким пониманием чужой речи, свободным и верным выражением собственных мыслей в процессе речевой коммуникации [9, с. 275].

Представим разработанный примерный сценарий урока обучения грамоте (устный разговорный курс) учащихся-осетин на основе принципа интеграции федерального и этнокультурного (регионального) компонентов (1 класс).

Тема: Общее понятие о речи (устная и письменная). Моя малая родина - Осетия. Моя великая родина - Россия.

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления младших школьников с общим понятием о речи на основе принципа интеграции федерального и этнокультурного (регионального) компонентов; введение первоначальных сведений о большой и малой Родине. Планируемые результаты (УУД): личностные: знают виды речи;

оценивают собственную учебную деятельность;

получают первоначальные сведения о большой и малой Родине;

проявляют интерес к культуре и истории как своего народа, так и других народов России; проявляют доброжелательность и помощь в конкретных ситуациях;

метапредметные:

регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия; оценивают результаты деятельности;

познавательные - воспроизводят по памяти информацию и применяют модели для решения учебной задачи;

коммуникативные - участвуют в учебном диалоге: составляют различные диалогические и монологические высказывания в соответствии с речевой ситуацией и требованиями к устной речи; предметные: научатся конструировать диалогические и монологические высказывания. Оборудование: экспериментальный УМК по обучению русской грамоте ("Азбука"; прописи № 1, № 2, № 3; автор М.Л. Моуравова); демонстрационный материал: изображение символики, иллюстрации столиц РФ и РСО-Алания, настенные картины «Моя родина - Осетия», «Моя великая родина - Россия».

Методический комментарий к уроку

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного.

III. Введение в тему урока.

1. Чтение учителем стихотворения Михаила Пляцковского "Родина". (Чтение стихотворения сопровождается показом видеоматериалов о России).

Слышишь песенку ручья?

Это - Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это - Родина твоя.

Школа, где твои друзья,

Это - Родина твоя.

Шум ветвей и стук дождей,

И в лесу смородина -

Это тоже Родина.

* Работа над содержанием стихотворения проводится в форме беседы на основе сюжетных картин: моя родина - Осетия, моя великая родина - Россия.

Учитель. Родина - это самое главное слово для каждого из нас. Родина - это то место, где каждый из нас родился и вырос, где пошел в школу, где играл со своими друзьями в детские игры. Это вся наша огромная страна, где трудятся и живут все российские люди. Родина - это наши земли, наши леса, моря, горы, школы и т. д. Мы живем дружно и счастливо в нашей стране. Мы любим нашу Родину.

Итак, наша общая родина - Россия, в котором живут люди разных национальностей, а русский язык помогает людям разных национальностей общаться и дружить друг с другом.

2. Работа над содержанием текста А. Митяева "Всем понятный".

Всем понятный

Маленький чукча собирался в Артек.

Мальчик спросил отца: «Как я буду говорить там с татарином? Ведь я не знаю по-татарски». «Не беспокойся. Ты знаешь русский язык. Его знает и татарин», - успокоил его отец.

Маленький татарин тоже собирался в Артек. Он спросил маму: «Как я буду говорить с якутом? Я не знаю его языка». Мама сказала: «Не беспокойся, ты умеешь говорить по-русски».

Четвероклассник-осетин тоже собирался в Артек. Он спросил отца: «Как я буду общаться там с кабардинцем? Ведь я не владею кабардинским языком». «Ничего страшного будете общаться по-русски. Его знают все народы, живущие в России», - с уверенностью ответил отец.

В Артеке все ребята понимали друг друга. Они знали русский язык.

По А. Митяеву

Учитель: - Ребята. Понравился ли вам рассказ? О чем он? Как вы понимаете название рассказа?

Учитель: У каждого народа Российской Федерации есть свой родной язык:

У русских - русский язык.

У осетин - осетинский язык.

У кабардинцев - кабардинский язык и т.д.

Однако вы должны знать, что русский язык в жизни нашей многонациональной страны выполняет несколько функций: он выступает и как родной язык русского народа, и как государственный язык Российской Федерации, и как один из языков межнационального общения в ближнем и дальнем зарубежье. Мы с вами тоже будем учиться правильно и хорошо говорить по-русски. Русский язык богат и красив. На русском языке для взрослых и детей написано много интересных книг о нашей республике, России и мире. Чтобы прочитать, что в них написано, нам необходимо знать русский язык. Кто будет хорошо говорить, читать и писать по-русски, тот будет много знать, многому научится (приветствия представлены в табл. 1).

Таблица 1

Если приветствуется один Приветствие Если приветствуют нескольких

1. Дж бон хорз! «Добрый день!» Уж бон хорз!

2. Дж райсом хорз! «Доброе утро!» Уж райсом хорз!

3. Де 'зжртж хорз! «Добрый вечер!» Уе 'зжртж хорз!

4. Де 'хсжвтж хорз! «Доброй ночи!» Уе 'хсжвтж хорз!

5. Бирж кусай! «Много работай! (если застал за работой)» Бирж кусат!

6. Фарн уж бадты! «Обилие вашему столу!» вместо «приятного аппетита!» (если застал за трапезой) Фарн уж бадты!

7. Фарн уж хждзары! «Мир вашему дому!, Счастье (благо) вашему дому!» (говорят, когда в доме какое-то мероприятие или праздник) Фарн уж хждзары!

8. ^нжнизтж кж! «Будьте здоровы!» (если приветствуемый болеет) ^нжнизтж кжнут!

9. Дж фжндаг раст! «Путь добрый!» Уж фжндаг раст!

10. Куыд дж? «Как ты ?, Как дела?» Куыд ыстут?

3. Работа с учебником «Азбука». Проводится беседа по иллюстрации «Владикавказ». Учитель: - Что вы можете сказать об этой иллюстрации? Где вы могли видеть это? Расскажите. Учитель сообщает детям о том, что Владикавказ - столица, главный город Северной Осетии. (Рассказ

учителя сопровождается показом иллюстраций). Он был построен давно. Сначала это была военная крепость, а потом постепенно он стал городом. Современный Владикавказ - красивый и большой город. По-осетински мы его называем Дзауджикау, в честь первого жителя по имени Дзауг.

4. Составление диалогических и монологических высказываний о родном крае и городе Владикавказе.

5. Работа в прописи № 1.

Подготовка к письму.

Дети рассматривают страницу прописи. Учитель напоминает первоклассникам гигиенические правила письма. Дети повторяют за учителем правила, учатся держать карандаш, ручку, при письме (с. 7).

6. Далее проводится беседа по другой иллюстрации «Азбуки».

Учитель предлагает детям рассмотреть сюжетную картинку на с. 6 и проводит беседу.

- Что изображено на картинке?

Ответы детей.

- Это Москва. Это Красная площадь. Москва - это столица нашей Родины. В Москву приезжают взрослые и дети из разных мест нашей Родины, чтобы побывать на Красной площади, увидеть Кремль, кремлевские часы и т.д.

Учитель:

(Это самый главный город для нашей большой Родины - Российской Федерации. Москве более 850-ти лет. Это один из самых красивых городов мира. Город Москва получил свое название по реке, на которой располагался. Происхождение же названия Москва-река точно неизвестно. Одни ученые считают, что оно произошло от древнеславянского корня «моск» или «мозг», что значит «мокнуть» (давным-давно эти места были болотистые). Другие ученые считают, что слово Москва произошло от угро-финского слова «моск», что означает «корова» (древние племена занимались скотоводством.)

7. Работа в прописи № 1 идет под руководством учителя (с. 8).

Дети рассматривают рисунки и выполняют задания. Учитель помогает детям выполнить задание правильно.

8. Аудирование (слушание) стихотворения А. Дитриха "Твой мир" (Дать понятие о том, что каждый человек на Земле имеет свою Родину, страну).

9. Устная и письменная речь.

Учитель подводит детей к выводу: Вы отвечали на вопросы - это речь, читали стихи, рассказывали, используя иллюстрации, - это тоже речь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чтение стихотворений, рассказ учителя, пересказ сказки, разговор, выступление - всё это устная речь.

Учитель обращает внимание детей на то, что на страницах учебника кроме рисунков есть значки, т.е. буквы. Этими буквами записаны сказки, считалки, стихи, загадки и т.д. Для того, чтобы научиться читать, что написано или напечатано, надо знать все буквы русского алфавита, которые и помогут нам научиться читать. Наша «Азбука» нам в этом поможет.

Читающие дети могут прочитать слова, записанные на доске: мама, Осетия, Владикавказ, Москва, Россия, мир.

10. Беседа о символике проводится на основе текстаМ. И. Лозбяковой "В нашем государстве".

В нашем государстве

Каждое государство имеет свой флаг, свой герб и гимн. Флаг нашей Родины - это триколор - три цвета: белая, синяя и красная полосы. Белый цвет - символ свободы и независимости, синий - цвет неба, символ Богоматери, красный - символ державности. На гербе России изображен двуглавый орёл.

В составе нашей страны много республик, и каждая из них имеет свой флаг и герб. Флаг Республики Северная Осетия-Алания тоже состоит из трёх цветных полос: жёлтая - символ Солнца, красная - символ дружбы, синяя - цвет неба, символ Богоматери. Герб города Владикавказ: на чёрном щите - серебряная перевязь, в перевязи справа - императорский штандарт на золотом древке (штандарт - полковое знамя кавалерии в царской России). Щит увенчан драгоценной царской короной и окружён золотыми дубовыми листьями, соединенными александровской лентой.

На гербе города Москвы, столицы нашей Родины, - изображен Святой Георгий на коне, поражающий копьём чёрного змия.

Мы гордимся нашей великой Родиной.

Из книги М.И. Лозбяковой [5].

11. Работа в прописи № 1 идет под руководством учителя (с. 9). Раскрашивание символики РФ и РСО-А.

Выявление сходств и различий. Определение цвета и местоположения полос. Возможные вопросы

учителя.

- Сколько полос на флаге РФ? Посчитаем хором.

- Какого они цвета?

- Сколько полос на флаге РСО-Алания?

- Какого они цвета?

- Есть ли одинаковые полосы?

- Как они расположены? и т.д.

12. Учащиеся выполняют задание «Продолжайки» (сказочный персонаж).

- Помоги Продолжайке закрепить пройденный материал. Заверши предложения:

«Наша страна называется ... ».

«Главный город нашей страны ... ».

«Наша республика называется ... ».

«Главный город нашей республики называется ... ».

«Речь - это ... ».

«Речь бывает ... ».

III. Подведение итогов. Что нового вы сегодня узнали на уроке? Чему научились?

Тем самым нами приведён подробный ход урока, направленный на формирование речевой компетенции учащихся на начальном этапе обучения русскому языку с учетом этнокультурного компонента.

Выводы. В уроках, построенный по такому алгоритму заложен огромный потенциал, который дает возможность учителю в процессе обучения языку сформировать одну из главных компетенций - речевую. Занятия с использованием этнокультурного компонента «расширяют возможности учителя по формированию речевых навыков и умений у учащихся» [9, с. 89]. Нами затронуты не все приемы и методы, которыми можно воспользоваться в повседневной методике преподавания русского языка, ведь с помощью этнокультурного компонента можно формировать и лингвистическую, и личностную компетенции. В этом смысле возможности этнокультурного компонента при изучении русского языка безграничны. Но для эффективного

решения поставленных задач необходимо постоянно повышать уровень профессиональной компетентности учителя [3 и др.]. Который должен быть готов к решению вышеобозначенных задач.

Литература:

1. Асадулаева Ф.Р., Абдулшехидова Х.Э., Магомедханова У.Ш. Метод проектов как средство формирования коммуникативной компетентности младших школьников // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6 (85). - С. 57-59

2. Зембатова Л.Т. Повышение качества начального образования в национальной школе на основе полилингвального и поликультурного подходов (на примере дисциплины «Математика»): Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - Владикавказ. 2014. - С. 209.

3. Гребенникова В.М., Казанцева В.А. Нравственные ценности учителя начальных классов - важнейший фактор урегулирования межличностных конфликтов в гетерогенных ученических группах // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6 (85). - С. 75-79

4. Камболов Т.Т. Стратегия в Осетии: полилингвальность и поликультурность // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества: Материалы I международной научной конференции. 25-26 апреля 2006 года (проводилась под эгидой и при финансовой поддержке ЮНЕСКО). - Владикавказ: Издательство СОГПИ. 2006. - С. 19-23.

5. Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - М.: Вентана-Граф, 2003. - 304 с.

6. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений // М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Издательский центр «Академия». -2013. - 461 с.

7. Салчак Б.В. Этнокультурная деятельность в дошкольных организациях (на примере республики Тыва) // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6 (85). - С. 114-116

8. Сантуева Э.З., Гасанова С.Х., Кислицкая С.С., Хасбулатова Х.М. Информационно-коммуникационная компетентность в описании контента двуязычного словаря // Мир науки, культуры, образования. - 2020. -№ 6 (85). - С. 119-121

9. Фардзинова М.Д. Развитие речи учащихся-билингвов при изучении односоставных предложений русского языка (на материале произведений К.Л. Хетагурова) // Диалог. - 2009. - № 1. - С. 85-89.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Вестник Образования. - ОАО "Издательство «Просвещение». - 2009. - № 3. - С. 5-63.

11. Щукин А.Н. Лингводидакический энциклопедический словарь: более 2000 единиц. - М.: Астрель: АСТ: Хранитель. 2007. - 746 с.

12. Ярычев Н.У., Магомедова З.З. Формирование коммуникативно-речевой компетентности будущего учителя начальных классов в вузе. - Кисловодск, 2015.

Педагогика

УДК 37.08

магистрант Муллова Евгения Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ВЕДУЩИЕ ИДЕИ ПРОЦЕССНОЙ МОДЕЛИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГА

Аннотация. В данном исследовании описываются особенности предупреждения профессиональной деформации педагога. В ходе теоретического анализа проблемы предупреждения профессиональной деформации педагога выявлены и обоснованы ведущие идеи, позволившие достичь заданного уровня реализации педагогическим работником трудовых функций и действий. Также в статье представлены процессная модель предупреждения профессиональной деформации педагога и психолого-педагогические условия ее оптимального функционирования. Разработанная модель отражает совокупность взаимосвязанных блоков предупреждения профессиональной деформации педагога (концептуально-целевой, содержательный, результативный), реализуемых в логике определенных этапов (ценностно-нормативный, субъектно-ориентирующий, рефлексивно-оценочный), и позволяет прогнозировать достижение цели. Психолого-педагогическими условиями предупреждения профессиональной деформации педагога выступили: конструирование психологически комфортной и благоприятной среды для достижения педагогом оптимальных профессиональных результатов и реализации качественных образовательных услуг; своевременное проведение у педагогов личностно ориентированной диагностики проявлений профессиональной деформации личности и конструирования путей их продуктивной коррекции; расширение сфер самореализации и самоутверждения педагогическим работником в профессии посредством формирования ответственности за реализацию собственного предназначения в педагогическом труде).

Ключевые слова: профессиональная деформация педагога, предупреждение деструктивных проявлений, педагогический работник, процессная модель, психолого-педагогические условия, образовательные услуги, стрессогенные факторы, профессиональные дефициты, активизация личностных ресурсов, образовательная организация.

Annotation. This study describes the features of preventing professional deformation of a teacher. During the theoretical analysis of the problem of preventing professional deformation of the teacher, leading ideas were identified and substantiated, which made it possible to achieve a given level of implementation of labor functions and actions by the pedagogical worker. The article also presents a process model for preventing professional deformation of a teacher and psychological and pedagogical conditions of its optimal functioning. The developed model reflects a set of interconnected blocks for preventing professional deformation of the teacher (conceptual-target, meaningful, effective), implemented in the logic of certain stages (value-normative, subject-oriented, reflexive-evaluation), and allows predicting the achievement of the goal. Psychological and pedagogical conditions for preventing professional deformation of the teacher were: designing a psychologically comfortable and favorable environment for achieving optimal professional results; timely personal-oriented diagnosis of manifestations of professional personality

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.