Научная статья на тему 'Формирование этнокультурной компетенции школьников на уроках родного языка в условиях поликультурного образования'

Формирование этнокультурной компетенции школьников на уроках родного языка в условиях поликультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕТОДЫ / ПРИЕМЫ / ETHNO-CULTURAL COMPETENCE / METHODS / TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокаева Л.Х., Маргиева А.В.

Цель написания данной статьи состоит в изучении методов и приемов формирования этнокультурной компетенции школьников на уроках родного (осетинского) языка в условиях поликультурного образования. Установлено, что в этой работе эффективными могут быть кросс-культурный (сравнительный) метод и метод проектов, различные виды работ с художественными текстами и с произведениями устного народного творчества. Статья может представлять интерес для учителей родного языка и студентов филологическиæх факультетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование этнокультурной компетенции школьников на уроках родного языка в условиях поликультурного образования»

1 2 © Кокаева Л.Х. , Маргиева А.В.

1Кандидат педагогических наук, доцент кафедры осетинской филологии; 2студент факультета лингвистики.

ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Цель написания данной статьи состоит в изучении методов и приемов формирования этнокультурной компетенции школьников на уроках родного (осетинского) языка в условиях поликультурного образования.

Установлено, что в этой работе эффективными могут быть кросс-культурный (сравнительный) метод и метод проектов, различные виды работ с художественными текстами и с произведениями устного народного творчества.

Статья может представлять интерес для учителей родного языка и студентов филологическижх факультетов.

Ключевые слова: этнокультурная компетенция, методы, приемы. Keywords: ethno-cultural competence, methods, techniques.

Социальное и культурное разнообразие современного российского общества ставит перед современной педагогической теорией и практикой формирование личности с высоким уровнем этнокультурной компетенции. Данное свойство личности выражается наличием совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующихся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.

В многонациональном российском государстве особую роль в становлении личности и реализации ее творческих возможностей играет государственный язык - язык межнационального общения. Между тем, для этнических групп основным и главным средством познания культуры родного народа является родной язык. Следовательно, знание родного языка является значительным фактором формирования этнокультурной компетенции, сохранения и развития этнической культуры.

Вполне закономерно, что в этнически неоднородной среде нужна особая образовательная политика государства. Полагаем, что наиболее перспективной является поликультурное образование, которое «понимается как процесс формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований» [2, с. 39].

Одним из ведущих методов обучения и воспитания в области межэтнического общения и формирования этнокультурной компетентности школьников является кросс-культурный (сравнительный) метод, представляющий собой параллельное изучение этнокультур и позволяющий путем сравнения выявлять общее и особенное в развитии культур разных народов, причины этих сходств и различий.

Схожесть некоторых традиций и обычаев кавказских народов способствует установлению взаимопонимания между людьми. К этим традициям и обычаям, в первую очередь, следует отнести уважительное отношение к старшим, почитание женщины-матери, гостеприимство и др. Между тем эти и некоторые другие нормы общечеловеческой нравственности не являются специфическим достоянием только кавказских народов. Так, не

© Кокаева Л.Х., Маргиева А.В., 2016 г.

только у кавказских народов принято принимать гостей, сажать на самое почетное место и накрывать стол. Это можно выявить при анализе с учащимися обычаев гостеприимства и у других народов.

Гостеприимство, искренняя радость при встрече гостей, хлебосольство являются отличительной чертой и русского народа. Издавна принято окружить гостя лаской и заботой, относиться к нему с особым почетом и уважением, угощать самым лучшим, что есть в доме.

Об особом почете гостя у русского народа говорит и тот факт, что в старину хозяин дома отрезал и подавал каждому приглашённому гостю ломоть хлеба с солью. Соль была довольно дорогим продуктом, ее использовали только по особым случаям. Даже при царском дворе солонки на столе стояли ближе к царю и важным гостям. Поэтому соль стала одной из мер гостеприимства.

Особый интерес представляет реализация метода проектов, направленная на сбор, изучение, анализ и использование в учебной деятельности достижений самих обучающихся.

На уроках родного (осетинского) языка примером исследовательской работы может быть разработка следующих проектов: «Невербальные средства коммуникации у народов Кавказа», «Этикетные обращения в осетинском и русском языках», «Происхождение осетинских фамилий», «Диалекты и говоры современного осетинского языка» и др.

Значительно расширит кругозор школьников, повысит их познавательную активность и интерес к изучению родного языка сбор материалов, раскрывающих особенности культуры, искусства, истории, традиций, быта, образа жизни, психологии разных народов.

Во внеурочной деятельности это могут быть проекты: «Национальные украшения кавказских женщин», «Общее и особенное в детских играх осетинского и русского народов», «Общее и различия в свадебных традициях и обрядах осетин и русских», «Музыкальная культура народов Северного Кавказа», «Аккорды древних обрядов имянаречения у осетин и русских», «Народные афоризмы осетинского и русского языков» и др.

Эффективным средством формирования этнокультурных представлений школьников является текст. В работе с текстом могут быть использованы следующие приемы.

1. Слушание и чтение текстов, включающих культурно значимую информацию. Анализ текста, его идейно-тематического своеобразия.

2. Работа над семантикой слов, обозначающих культурно-ценностные понятия; сравнение толкований слов в осетинском, русском и иностранном языках; этимологический и историко-культурный анализ; составление синонимического и антонимического рядов; рассмотрение фразеологизмов, включающих данное культурно-ценностное понятие.

3. Рассмотрение художественно-изобразительных средств выражения изучаемых культурно-ценностных понятий в тексте.

Широкими возможностями в проведении выше названных видов работ обладают произведения не только художественной литературы, но и устного народного творчества.

Бесценным богатством осетинского устного народного творчества является Нартский эпос, по мнению ученых (В.Ф. Миллер, Ж. Дюмезиль, В.И. Абаев), он относится к числу лучших творений мировой фольклористики. В Нартском эпосе значительное место отводится таким категориям человеческой морали, как честность и правдивость, доброта и справедливость, щедрость и гостеприимство, скромность и воздержанность, содействие людям в беде и помощь бедным, супружеская верность и любовь, уважение к старшим и послушание детей родителям. В подтверждение этому мы можем привести высказывание В.И. Абаева: «Героический эпос занимает среди фольклорных жанров особое место. Больше, чем любой другой жанр, он связан с историческими судьбами народов, и в нем ярче, чем в любом другом жанре, выражается национальное самосознание народа» [1, с. 284].

На основе Нартских сказаний можно создавать воспитывающие проблемные ситуации; в ходе обсуждения тех или иных текстов дети учатся давать оценку действий и поступков героев.

Повышению интереса учащихся к овладению этноориентированными знаниями будет способствовать и работа с малыми жанрами фольклора. Они могут быть использованы не

только для усвоения информации и формирования навыков, но и для активизации познавательной деятельности школьников.

Это могут быть такие виды упражнений.

1. «Собери пословицу».

Цель: развитие умения понимать смысл пословиц, формирование таких нравственных качеств, как трудолюбие и добросовестность.

Детям предлагается узнаваемая пословица (Цы байтауай, уый жркжрддзынж / Что посеешь, то пожнешь), все слова в ней меняются местами: уый, цы, байтауай, жркжрддзынж. Задача детей - восстановить исходный текст.

2. «Найди лишнюю пословицу».

Цель: понимание смысла пословицы, нахождение общего и различного. Хорзы алчиджр уарзы / Хорошего каждый любит; Иу къухжй дыууж харбызы нж райсдзынж / Одной рукой два арбуза не возьмешь; Хорзы жвзжр ма схон, жвзжры та - хорз / Хорошего не называй плохим, а плохого - хорошим.

3. «Перевод с осетинского языка на русский».

Цель: развитие умения понимать смысл пословиц, расширение словарного запаса, знакомство с синонимами, работа со словарём.

Зжххыл ис жртж ахуыргжнжджы: цард, чиныг жмж аджймаг / На Земле есть три учителя: жизнь, книга и человек; Бжстж зонджй рухс кжны / Мир освещает ум; Абон дж цы хъжуы бакжнын, уый райсоммж ма 'ргъжв / То что надо сделать сегодня, не откладывай на завтра.

4. «Изобрази пословицу пантомимой».

Цель: показать возможность передачи мысли с помощью мимики и жестов. Иу мыдыбындз чыргъжд нж дзаг кжны / Одна пчела улей не наполнит. Подводя итог сказанному, отметим, что данное исследование не исчерпывает всей полноты проблемы формирования этнокультурной компетенции школьников и требует своего продолжения.

Литература

1. Абаев В.И. Проблемы Нартовского эпоса / Избранные труды: Религия, фольклор, литература. -Владикавказ: Ир, 1990. - С. 284-301.

2. Бзаров Р.С., Камболов Т.Т., Кучиева Л.А. Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы. - Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2011. - 184 с.

3. Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа. - М.: Бета-Сервис, 1998. - 544 с.

4. Хадиков Х.Х., Плиев Т.Н. Осетинские Нартские сказания - памятник педагогической культуры // Некоторые вопросы истории и педагогики воспитания. - Владикавказ, 2005. - 117 с.

5. Цаллагова З.Б. Этнопедагогическая афористика народов Северного Кавказа: монография. -Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2011. - 364 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.