Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / МЕТОДИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акинина Наталия Витальевна, Щербатенко Ольга Анатольевна

Профессиональное развитие будущего учителя - это сложный, непрерывный как в становлении, так и в развитии профессиональных качеств, процесс, отвечающий требованиям времени. Проблема формирования психолого-педагогической и методической компетентности учителя иностранного языка с учетом современных требований к нему является наиболее актуальной, так как от сформированности у учителя методических умений и навыков, которые впоследствии складываются в систему методического мастерства, зависит уровень профессиональной компетентности самого учителя, также как и высокий уровень знаний обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акинина Наталия Витальевна, Щербатенко Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PEDAGOGICAL, PSYCOLOGICAL AND METHODOLOGICAL LITERACY FORMATION OF A TEACHER IN THE PROCESS OF HIS PROFESSIONAL TRAINING

The process of professional development of a teacher is a complicated, continuous process both in the formation and the development of professional qualities that meets the requirements of the time. Considering modern requirements the problem of methodological literacy formation of a foreign language teacher is the most relevant, since the level of students’ knowledge depends on the formation of teachers’ skills in methods of teaching which subsequently form the system of methodological mastery.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

Педагогика

УДК 378.1

доцент, кандидат педагогических наук Акинина Наталия Витальевна

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Старооскольский филиал (г. Старый Оскол);

кандидат филологических наук Щербатенко Ольга Анатольевна

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Старооскольский филиал (г. Старый Оскол)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Профессиональное развитие будущего учителя - это сложный, непрерывный как в становлении, так и в развитии профессиональных качеств, процесс, отвечающий требованиям времени. Проблема формирования психолого-педагогической и методической компетентности учителя иностранного языка с учетом современных требований к нему является наиболее актуальной, так как от сформированности у учителя методических умений и навыков, которые впоследствии складываются в систему методического мастерства, зависит уровень профессиональной компетентности самого учителя, также как и высокий уровень знаний обучающихся.

Ключевые слова: подготовка учителя, методическое мастерство, иностранный язык.

Annotation. The process of professional development of a teacher is a complicated, continuous process both in the formation and the development of professional qualities that meets the requirements of the time. Considering modern requirements the problem of methodological literacy formation of a foreign language teacher is the most relevant, since the level of students' knowledge depends on the formation of teachers' skills in methods of teaching which subsequently form the system of methodological mastery.

Key words: teacher training, foreign language teacher, methods of teaching.

Введение. Современным обществом востребованы образованные, нравственные, мобильные люди, обладающие развитым чувством ответственности, способные самостоятельно принимать обоснованные решения, нацеленные на активное сотрудничество и профессиональное развитие [5].

Актуальным становится решение вопроса о подготовке будущего учителя и важности формирования у него методических умений и навыков для решения вопросов образования и воспитания современных школьников.

Понимая значимость данной проблемы, мы определили цель исследования - проанализировать особенности формирования психолого-педагогической и методической компетентности учителя иностранного языка.

Методологическую основу исследования составляют работы Е.С. Ильинской, Г.А. Китайгородской, А.А. Миролюбова, Г.В. Роговой, А.П. Старкова, С.К. Фоломкиной, С.Ф. Шатилова и др.

Вопросы учебного сотрудничества в процессе обучения иностранным языкам проанализированы в исследованиях М.З. Биболетовой, Л.И. Бим, Е.И. Негневицкой, З.Н. Никитенко, Н.Д. Гальсковой, Е.Н. Солововой и др.

Опытно-экспериментальная работа была проведена в Старооскольском филиале НИУ «БелГУ». В исследовании участвовали студенты третьего и пятого курса направления подготовки Педагогическое образование профиль «Иностранный язык».

Изложение основного материала статьи. Вопросы профессиональной подготовки учителя иностранного языка были актуальны как во времена царской России, когда знание иностранных языков было мерилом образованности, свидетельствовало о культурном уровне человека, так и в настоящее время, в условиях активной международной межкультурной коммуникации, когда знание иностранного языка является показателем активного стремления личности к усвоению новых технологий, к международному сотрудничеству.

Творческое методическое мышление будущего учителя иностранного языка может быть сформировано лишь на широкой теоретической базе в ходе проблемного изложения теоретического материала с разных позиций, имеющихся в научно-методической литературе, на лекциях и практических и семинарских занятиях.

Отечественными учеными (З.К. Меретукова, Г.В. Рогова, Е.И. Пассов) в процесс подготовки учителя включаются: теоретические основы подготовки учителя к профессиональной деятельности; формирование готовности к реализации педагогического процесса; подготовка учителя к инновационной деятельности; формирование педагогического мышления.

Для осознания значимости профессии учителя важно проанализировать основы методической культуры учителя, понять сущность преподаваемого предмета, его места в школьной программе, оценить цели обучения с точки зрения социального заказа [1].

Овладение методическими знаниями обеспечивает место на первой ступеньке профессионализма - уровне грамотности. Для знаний важны два момента: 1) знания являются адекватным отражением реальной действительности в сознании; 2) без определенной системы научных знаний учитель не сможет глубоко познавать свою деятельность и все связанное с ней [4]. В последующем методические навыки доводятся до автоматизма. Уровень мастерства может быть достигнут в результате творческого освоения организации образовательного процесса.

Мы видим, что у будущего учителя есть определенная система роста, этапы которой он должен постигать постепенно и продвигаться на более высокий уровень преподавания, с тем, чтобы осуществлять процесс обучения иностранному языку самым лучшим образом, для чего самому учителю следует последовательно и целенаправленно развиваться и совершенствоваться. Раскрытие же методического мастерства учителя иностранного языка проявляется в сформированных у него методических умениях [3].

Рассмотрим критерии оценки профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка. По мнению К.Э. Безукладникова, эффективность образовательного процесса в вузе характеризуется сформированностью профессиональных компетенций будущего учителя [2].

Выделим основные компетенции, которыми должен овладеть выпускник:

- спланировать и провести урок с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся;

- создавать на уроке рабочую обстановку, психологический климат, располагающий к активной деятельности;

- адекватно выбирать способы достижения целей урока;

- регулярно использовать здоровьесберегающие и современные технологии обучения;

- адаптировать учебные материалы согласно индивидуальным особенностям учащихся;

- использовать творческий подход в разработке и проведении урока;

- систематически контролировать степень усвоения материала обучающимися;

- поддерживать интерес учащихся к учению;

- анализировать работу учащихся на уроке, адекватно оценивать уровень сформированности коммуникативной компетентности;

- проводить рефлексию своей деятельности, видеть свои сильные и слабые стороны; аргументировать свою позицию.

Таким образом, система критериев способствует процессу становления профессионала, дает возможность проследить

динамику формирования компетенций у студентов, позволяет выявлять положительные качества и вовремя отреагировать на отрицательные навыки, что позволит последовательно и целенаправленно корректировать подготовку будущего учителя.

В процессе экспериментальной работы, мы проанализировали уровни сформированности у студентов профиля Иностранный язык вышеперечисленных способностей, с целью выявления степени подготовки молодых специалистов к своей профессиональной деятельности.

В рамках исследования нами было проведено анкетирование студентов 3 и 5 курсов профиля «Иностранный язык», обучающихся в Старооскольском филиале НИУ «БелГУ».

Данные этапы обучения были выбраны нами не случайно, а в соответствии с требованиями, продиктованными необходимостью проследить динамику развития названных качеств у обучающихся в процессе их обучения. Студенты третьего курса только начинают знакомство с процессом преподавания, с процессом формирования личных качеств, начинают усваивать методические умения и навыки, как будущие учителя. Студенты пятого курса совершенствуют уже усвоенные знания, умения и навыки, применяют их на практике, имеют более обширные практические знания в области методики преподавания иностранного языка в образовательном учреждении.

На первом этапе было проведено тестирование с использованием материалов, представленных в книге «Основы педагогического мастерства» под редакцией С.Д. Якушевой [5]. В целях исследования нами была составлена «Анкета будущего специалиста», которая позволила проанализировать такие способности студентов, как творческий потенциал студентов, коммуникативные и организаторские способности, степень коммуникабельности, а так же выявить личные предпочтения будущих специалистов в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Коммуникативные способности обеспечивают эффективность общения. Организаторские способности позволяют педагогу организовать себя и других.

Анализ результатов анкетирования показал, что коэффициент коммуникативности у студентов третьего курса соответствует уровням: от 0,10 до 0,45 - у 57% опрошенных, от 0,56 до 0,65 - у 15% опрошенных, от 0,66 до 0,75 - у 28% опрошенных; коэффициент организаторских способностей соответствует уровням: от 0,20 до 0,55 - у 78% опрошенных, от 0,66 до 0,70 - у 22 опрошенных. Студенты пятого курса показали более высокие уровни сформированности данных способностей. Коэффициент коммуникативности у выпускников соответствует уровням: от 0,46 до 0,55 - у 36% опрошенных, от 0,56 до 0,65 - у 35% опрошенных, от 0,66 до 0,75 - у 29% опрошенных; коэффициент организаторских способностей соответствует уровням: от 0,20 до 0,55 - у 45% опрошенных, от 0,66 до 0,70 - у 27% опрошенных, от 0,71 до 0,80 - у 28% опрошенных.

Так студентов третьего курса в большинстве можно охарактеризовать как людей, испытывающих трудности и определенные неудобства в установлении контактов с людьми, в свою очередь, треть опрошенных испытывает потребность в общении. Организаторские способности находятся на очень низком уровне, значит, студенты не умеют себя организовывать, у них отсутствует внутренняя собранность. Следовательно, данные студенты обладают в целом положительными качествами в общении и организации своего труда, но, безусловно, не в достаточной степени подготовлены к педагогической направленности деятельности.

Выпускники проявляют большую степень подготовленности к педагогическому труду. Результаты тестирования характеризуют студентов пятого курса, в большинстве своем, как людей общительных, разговорчивых, проявляющих инициативу. Организаторские способности находятся не на столь высоком уровне, как следовало бы ожидать от людей, заканчивающих свое профессиональное обучение. Однако в целом тестирование выявляет способность студентов принимать обоснованные решения в сложной ситуации. Также, мы видим стремление развиваться дальше, что вполне соответствует образу молодого педагога, приступающего к своей непосредственной деятельности.

Анализируя результаты, делаем выводы, что 17% студентов третьего курса получили среднюю оценку меньше 3,4 баллов, что рассматривается как слаборазвитые педагогические способности; 75% получили оценку в интервале от 3,5 до 4,4 баллов, их педагогические способности являются среднеразвитыми; только 8% опрошенных получили оценку выше 4,5 баллов, проявив наличие у себя высокоразвитых способностей.

Студенты пятого курса продиагностировали свои педагогические способности следующим образом: 7% получили оценку ниже 3,4 баллов (слаборазвитые способности); 83% получили оценку от 3,5 до 4,4 баллов (слаборазвитые способности); 10% получили оценку выше 4,5 баллов (высокоразвитые способности).

Таким образом, студенты выпускной группы проявляют явный интерес к овладению педагогическими способностями в сравнении со студентами третьего курса. Однако, разница в уровнях развития педагогических способностей между двумя курсами не столь существенна, есть место для совершенствования испытуемых в дальнейшем.

Заключительным этапом анкетирования стала диагностика внутренних качеств и направлений личности будущего учителя. Испытуемым предлагалось проранжировать различные положения с точки зрения их значимости для будущего специалиста. Следовало руководствоваться своим мнением в данном вопросе.

Результаты тестирования представлены ниже в таблице.

Критерии 3 курс 5 курс

Любовь к детям I I

Высокая гражданская ответственность VI V

Подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать с другими IV IV

Высокий профессионализм II III

Инновационный стиль педагогического мышления VII II

Готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений VIII VII

Готовность к самообразованию V VI

Физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность III VIII

Таким образом, студенты третьего курса поставили «любовь к детям», «высокий профессионализм» и «физическое и психическое здоровье, «профессиональную работоспособность» как главные составляющие успешного педагогического труда. Студенты пятого курса также показали высокий уровень готовности к педагогической деятельности, однако, сделали уклон на современные методы и формы педагогической деятельности, выделив помимо положений «любовь к детям», «высокий профессионализм» еще и «инновационный стиль педагогического мышления». Некоторые опасения вызывает

отказ от необходимость систематического самообразования, как важной составляющей роста и развития будущего учителя. Но, в целом, мы видим рациональное, зрелое и практичное отношение студентов к своей дальнейшей профессиональной деятельности.

Выводы. Оценка уровня сформированности необходимых компетенций у учителя иностранного языка нацелена на развитие у будущего специалиста определенных способностей, навыков и умений. В проведенном исследовании мы проанализировали наличие способностей, необходимых в профессиональной деятельности.

Проанализировав полученные данные, мы выявили оптимальный уровень становления рассматриваемых качеств у испытуемых в ходе педагогической подготовки в Староскольском филиале НИУ «БелГУ». Профессионализм учителя иностранного языка в полной мере проявляется лишь после нескольких лет педагогического труда, но формируется на основе той теоретической базы знаний, которую студент усваивает в рамках учебного процесса в университете. Следовательно, у студента-практиканта нами была диагностирована теоретическая готовность будущего учителя к педагогической деятельности.

На основании данного анализа мы можем заключить, что педагогическое мастерство учителя иностранного языка, возможно и необходимо рассматривать как важную, если не центральную составляющую профессиональной компетентности учителя, характеризующую высокий уровень его профессиональной деятельности. Процесс формирования личности учителя необходимо рассматривать как целенаправленную и последовательную деятельность, поскольку теоретическая составляющая данного процесса закладывается в рамках обучения в высшем образовательном учреждении и продолжается во время дальнейшей педагогической деятельности в школе.

Литература:

1. Ариян, М.А. Пути совершенствования профессиональной компетенции учителя иностранного языка / М.А. Ариян // Иностранные языки в школе. - 1995. - №1. - С.86-90

2. Безукладников, К.Э. Оценка профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка / К.Э. Безукладников // Иностранные языки в школе. - 2009. - №7. - С. 87-92

3. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.

4. Пассов, Е.И. Мастерство и личность учителя иностранного языка / Е.И. Пассов. - М.: Флинта, 2001. - 240 с.

5. Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства / Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.Д. Якушева. -М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 254 с.

Педагогика

УДК 376.37

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Алексеев Илья Александрович

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); учитель-логопед научной лаборатории «Технологии диагностики и коррекции психоречевого развития ребёнка», ассистент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Вебер Алина Александровна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); инженер-программист вычислительного центра Копорулин Александр Алексеевич Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ СПОСОБОВ

КОММУНИКАЦИИ ЛИЦ С ОВЗ

Аннотация. В статье обоснована необходимость применения метода проектов в процессе профессиональной подготовки студентов, обучающихся на разных профилях. Осуществлен научный анализ моделей проектных команд, предлагаемых в отечественной и зарубежной литературе. На основе этого анализа предложены механизмы междисциплинарного взаимодействия разнопрофильных специалистов (программистов, психологов, логопедов, дефектологов, студентов, преподавателей и др.) в процессе реализации учебного проекта в вузе. В соответствии с этими механизмами описан процесс разработки программного приложения, основанного на технологиях нейронных сетей для организации альтернативных способов коммуникации лиц с ограниченными возможностями здоровья. При этом раскрыты этапы реализации представленного проекта, механизмы взаимодействия разработчиков, распределение ролей внутри команды разработчиков и определены их обязанности. Так же обоснована актуальность и практическая значимость приложения для лиц с нарушениями коммуникативной сферы. Рассмотрена целесообразность применения нейронных сетей в процессе разработки такого приложения. Приведено техническое задание, в соответствии с которым осуществлялась работа над проектом. Обозначены его этапы и определены календарные сроки с указанием целей и задач на каждом этапе. Сделан вывод о том, что применение метода проектов в процессе профессиональной подготовки студентов, обучающихся по различным профилям может быть эффективным. При этом, условия организации их работы над проектом в соответствии с научно обоснованными моделями взаимодействия, идентичных моделям, используемым в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: метод проектов, разработка программного средства, взаимодействие разработчиков, нейросеть, лица с нарушениями коммуникации, программист, модели команды разработчиков.

Annotation. The article substantiates the need to apply the project method in the process of professional training of students studying in different profiles. A scientific analysis of the models of project teams offered in domestic and foreign literature has been carried out. Based on this analysis, mechanisms for interdisciplinary interaction of diversified specialists (programmers, psychologists, speech therapists, defectologists, students, teachers, etc.) in the process of implementing an educational project at a university are proposed. In accordance with these mechanisms, the process of developing a software application based on neural network technologies for organizing alternative ways of communication for people with disabilities is described. At the same time, the stages of implementation of the presented project, the mechanisms for interaction between developers, the distribution of roles within the development team and their responsibilities are revealed. The relevance and practical significance of the application for persons with communication disorders is also substantiated. The expediency of using neural networks in the process of developing

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.