УДК 371.134:800:37
О. Л. Фельде
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО
ЯЗЫКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Статья посвящена содержанию профессионально-методической подготовки учителя иностранного языка в педагогическом вузе. Рассматриваются основные компоненты профессионально-методической подготовки, способы формирования методической компетенции учителя иностранного языка.
Ключевые слова: профессионально-методическая подготовка, методическая компетенция, профессиональное мастерство, компоненты профессионально-методической подготовки, интегративный подход, компе-тентностный подход.
Процессы обновления сферы обучения иностранным языкам в системе отечественного образования благоприятствуют ситуациям, когда педагогам предоставлен широкий спектр возможностей самостоятельного выбора содержания, моделей построения курсов обучения предмету, разнообразных средств обучения. Для успешной реализации собственной педагогической деятельности учитель современной школы должен владеть не только глубокими, всесторонними теоретическими знаниями, но и практическими навыками и умениями, прочные основы которых закладываются последовательно и целенаправленно в процессе профессионально-методической подготовки в вузе. Именно профессиональные общепедагогические и методические знания и умения составляют и теоретическую, и практическую основу педагогической деятельности. Успешность реализации целей обучения иностранному языку в большинстве случаев зависит от профессионально-методической подготовки учителя иностранного языка. Эта подготовка, безусловно, ориентирована на профессиональные требования к учителю и критерии профессиональной готовности к педагогической деятельности. В составе педагогической деятельности выделяют, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма [1, с. 26]. При этом уровни профессионально-методической компетенции должны соответствовать системе профессиональных квалификационных разрядов, принятых в системе среднего и высшего образования [2]. Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования отражено в профессиограм-ме, которая содержит инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя [1, с. 26].
В обобщенном виде требования к профессии преподавателя могут быть представлены в виде набора профессионально-педагогических функций. К ним относятся: конструктивно-организаторская, обучающая, воспитательная гностическая, оценочная, моти-вационно-стимулирующая, инструментальная. Поми-
мо функций важную роль для осуществления успешной и эффективной педагогической деятельности играют педагогические способности. Традиционно выделяют следующие виды способностей: дидактические, академические, перцептивные, речевые, организаторские, авторитарные, коммуникативные, прогностические [3, с. 251-252].
По мнению Н. Д. Г альсковой, учитель иностранного языка должен обладать профессиональной компетенцией, сущность которой заключается в успешном осуществлении педагогической деятельности. Главным показателем сформированности такой компетенции является профессиональное мастерство учителя, которое определяется как «взаимосвязь профессионально значимых знаний и опыта преподавания учителя, его творческих и личностных качеств» [4, с. 140].
Определение содержания профессионально-методической подготовки предполагает как минимум выбор:
- подхода к обучению;
- набора значимых умений, функциональных единиц методической деятельности в курсе базовой дисциплины;
- компонентов содержания методической подготовки [5].
Что касается современных подходов к профессионально-методической подготовке учителя иностранного языка, то наиболее современными, соответствующими требованиям тенденций модернизации образования, являются компетентностный, рефлексивный и интегративный подходы. Реализация компетентнос-тного подхода, который избран «одним из ведущих принципов текущей реформы высшего профессионального образования и в настоящее время используется при разработке государственных образовательных стандартов нового поколения» [6, с. 23], предполагает применение определенных образовательных технологий в обучении, рефлексию студентов, оценку собственных достижений в обучении, самостоятельность применения в практической деятельности профессиональных умений и навыков. Данный подход также способствует развитию у студентов педа-
гогических способностей, профессиональной культуры и педагогического мышления будущего учителя
[7].
Система педагогического образования на современном этапе предполагает соответствие следующим положениям:
1) направленности на формирование личности будущего учителя;
2) формированию специалиста, подготовленного к решению задач целенаправленной социализации (воспитания) учащихся;
3) интеграции не только научно-предметных, но и личностно ориентированных компонентов деятельности;
4) обеспечению каждого студента возможностью индивидуальной самореализации, индивидуализации учебно-воспитательного процесса;
5) направленности на социокультурные принципы образования [8].
Такой подход к педагогическому образованию обеспечивает формирование специалиста - учителя иностранного языка, который способен применять личностно ориентированные педагогические технологии, способствующие саморазвитию и самовоспитанию ученика.
Трудно не согласиться с О. Н. Игна, что «при ком-петентностном подходе типология, последовательность, содержание методических задач в методической подготовке должны быть ориентированы не только на модули (тематику) содержания курса, но и на методические умения учителя в профессиональной деятельности (функциональные единицы методической деятельности), а также на уровни творческой активности» [5].
Согласно интегративному подходу методическая подготовка учителя в целом может быть реализована эффективно только при условии широкого использования этого подхода, который способствует формированию важных для осуществления педагогической деятельности, методических знаний и умений, оказывает влияние на развитие мышления, способен изменять структуру профессионального мышления. обеспечивает готовность будущего педагога к самообразованию и самопроектированию [9, с.133].
Интегративные подходы в методической деятельности могут различаться по форме, содержанию, глубине, потому интегративный подход к профессионально-методической подготовке в последнее время также актуален, как и компетентностный подход. В зависимости от аспекта рассмотрения, целей, задач и уровня (ступени) профессионально-методическая подготовка, по мнению Н. В. Зеленко, может быть представлена как:
- совокупность методических знаний, умений, навыков, личностных качеств;
- комплекс элементов учебного плана, обеспечивающих методическую подготовку (учебные дисцип-
лины, педагогическая практика, курсовые работы, квалификационная работа, самостоятельная работа студентов);
- поэтапный процесс методической подготовки;
- дидактический процесс (цель, содержание, педагогический инструментарий, результат);
- системное единство методической подготовки и профессионально-методической деятельности [9, с. 133].
Как показывает практика, большинство студентов оказываются недостаточно готовыми к профессионально-педагогической деятельности. Существует определенный разрыв между теоретическим и практическим уровнями владения профессионально-методической подготовленности. Таким образом, возникает вопрос о том, как обеспечить совершенствование методических навыков студентов - будущих учителей иностранного языка в педагогическом вузе, ведь владение в совершенстве иностранным языком еще не говорит о высоком уровне образованности их будущих учеников по данному предмету. Другими словами, учитель иностранного языка должен знать не только предмет, который он преподает, но и то, каким образом должен быть выстроен учебный процесс, чтобы результаты в достижении цели обучения иностранному языку были только положительными. Отношение учителя к своей профессии должно быть творческим, а также всегда следует учитывать индивидуальные особенности учащихся и условия обучения.
Учитель иностранного языка должен:
- владеть знаниями не только системы языка, но и знать культуру страны изучаемого языка, важные исторические факты, быть в курсе современных проблем развития, в том числе проблем зарубежных сверстников учащихся;
- ориентироваться в мировых тенденциях современной языковой и образовательной политики;
- знать возрастные психологические особенности личности учащегося, специфику усвоения иностранного языка в процессе обучения;
- соответствовать ключевым требованиям, предъявляемым к учителю в личностном и профессиональном плане;
- знать основополагающие закономерности обучения иностранному языку, а также содержание и особенности компонентов учебного процесса;
- использовать в своей практической деятельности современные образовательные технологии.
Итак, целью профессионально-методической подготовки будущего учителя иностранного языка выступает комплексное формирование методической компетенции, предполагающей владение студентов на достаточно высоком уровне коммуникативно-культурными и методическими умениями, развитие которых предполагается одновременно на занятиях по практике речи иностранного языка, на лекционных, семи-
нарских занятиях по методике преподавания иностранного языка, при выполнении курсовых работ и в процессе педагогических практик.
Дидактическими средствами формирования у будущих учителей иностранного языка системы методических навыков и умений могут выступать: курс лекций и семинарские занятия по методике преподавания иностранных языков, педагогические практики, курсовые работы, самостоятельная работа студентов, которая направлена на развитие методически значимых умений и качеств личности.
Эффективным средством в процессе методической подготовки является решение методических задач на теоретическом, квазипрофессиональном и практическом уровне. Такие задачи могут включать следующие задания:
- анализ урока учителя иностранного языка, анализ фрагмента урока, проведенного студентом;
- планирование уроков, составление тематического плана;
- разработка сценариев внеклассных мероприятий;
- проведение фрагментов уроков иностранного языка;
- оформление планов-конспектов уроков в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Заключительным компонентом системы общепрофессиональной подготовки можно считать педагогическую практику. Таким образом, уровень профессионально-методической подготовки студентов можно выявлять в процессе наблюдения за студентами во время педагогической практики, например, при помощи анкетирования студентов после прохождения педагогической практики. Общеизвестно, что во время практики студентам предлагается выполнить ряд заданий, направленных на формирование и совершенствование уровня методической и специальной подготовки будущего учителя для развития профессионально-методической компетенции. В рамках проведенного экспериментального исследования по диагностике уровня методической подготовки студентов
4-х и 5-х курсов (сентябрь-ноябрь 2008 г., февраль-март 2009 г.) на факультете иностранных языков Томского государственного педагогического университета студентам предлагались анкеты с целью выявления трудностей, возникающих во время педагогической практики. В анкету вошли вопросы, касающиеся основных компонентов профессионально-методической подготовки учителя иностранного языка, а именно способность анализировать, планировать и реализовывать собственную педагогическую деятельность в процессе преподавания иностранного языка. Сту-дентам-практикантам 4-го и 5-го курсов предлагалось
выбрать подходящие варианты ответов. Анкета выглядела следующим образом:
1. Выберите компонент (компоненты), вызвавший у Вас трудности при анализе:
- анализ уроков учителей;
- анализ деятельности учащихся;
- анализ собственной деятельности;
- анализ проведенного внеклассного мероприятия.
2. Выберите компонент (компоненты), вызвавший у Вас трудности при планировании:
- планирование уроков;
- планирование внеклассного мероприятия;
- тематическое планирование;
- планирование своей деятельности на весь период практики.
3. Выберите компонент (компоненты), вызвавший у Вас трудности при реализации Вашей профессионально-педагогической деятельности:
- проведение уроков;
- планирование внеклассного мероприятия;
- ведение документации;
- составление отчетов.
4. В каком аспекте подготовки Вы чувствовали себя наиболее уверенно:
- психологическом,
- педагогическом,
- методическом,
- языковом?
В анкетировании принимали участие все студенты факультета иностранных языков 4-го курса (2009 г.) и 5-го курса (2008 г.). Анализ результатов анкетирования позволяет сделать вывод о том, что у студентов
5-го курса наибольшую сложность во время практики вызывает составление отчетов (84 %), анализ уроков учителей (57 %), составление тематического плана (53 %). Наиболее уверенно студенты чувствуют себя в языковом аспекте (61 %).
По итогам анкетирования студентов 4-го курса можно сделать вывод, что наибольшее количество практикантов испытывают трудности при анализе уроков учителей (82 %), при ведении документации (76 %), составлении отчетов (42%), составлении те-магического плана и планировании собственной деятельности (35 %). Наиболее уверенно студенты 4-го курса чувствуют себя в психологическом аспекте своей деятельности (76 %).
Выявление трудностей по итогам педагогической практики студентов 4-го и 5-го курсов позволяет уже на 3-м курсе структурировать семинарские занятия по теории и методике обучения иностранным языкам с учетом модели подготовки специалиста и формирования конкретных профессионально значимых знаний, навыков и умений.
Список литературы
1. Сластёнин В. А. и др. Педагогика: учеб. пос. для студ. высших пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 576 с.
2. Соловова Е. Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход: монография. М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. 336 с.
3. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учеб. пос. для преподавателей и студентов. М.: Филоматис, 2006. 480 с.
4. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: АРКТИ, 2004. 192 с.
5. Игна О. Н. Качество методической подготовки студентов языкового факультета (компетентностный подход) // Мат-лы всерос. науч.-практ. конф. «Вхождение России в европейское образовательное пространство и перестройка учебного процесса в педагогических вузах» (8-9 апреля 2008 г.). Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2008. С. 39-46.
6. Компетентностный подход. Реферативный бюллетень. Изд-во Российского гос. гуманит. ун-та, 2005. 27 с.
7. Усачёва О. В. Профессиональная подготовка учителя иностранного языка к деятельности в культурно-образовательном пространстве. Интернет ресурс. иР1_: http://www.lingvomaster.ru/files/200.pdf
8. Скрябина Л. М. К вопросу о профессиональной подготовке учителя иностранного языка. Интернет ресурс. 1^1.: http://cde.sakhagpa.ru/ Arxiv/dist2002/cgpakiya.htm]
9. Зеленко Н. В. Методическая подготовка учителя технологии // Высшее образование в России. 2006. № 4. С. 132-134.
Фельде О. Л., ассистент, аспирант.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 61, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 06.05.2009
O. L. Felde
ABOUT PROFESSIONAL AND METHODIC TRAINING OF THE TEACHERS OF FOREIGN LANGUAGE
AT PEDAGOGICAL UNIVERSITY
The article is devoted to the content of professional preparation of teachers of foreign languages in methods of teaching at pedagogical university. In this article the main components of professional and methodical preparation, the ways of forming methodical competence of teacher of foreign languages are considered.
Key words: professional and methodic training, methodic competence, professional skill, content of professional and methodic training, integrative approach, competent approach.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]