УДК 378 Фельде Ольга Львовна преподаватель
Центра гуманитарного образования, г. Сургут [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Felde Olga Lvovna
Lecturer at Centre for the Humanities [email protected]
MODERN BASES FOR A FOREIGN LANGUAGE TEACHER’S GROUND IMPROVEMENT
Аннотация:
В данной статье представлены основные категории, направленные на совершенствование и оптимизацию методической подготовки учителя иностранного языка. Охарактеризованные подходы, способы и приемы также способствуют развитию умения решать задачи разного уровня.
Ключевые слова:
методическая подготовка, подход, способы и виды работы, метод, разноуровневые задачи, профессиональная деятельность, профессиональные умения.
Summary:
The article considers the basic categories aimed to improve and optimize methodic ground of the foreign language teacher. The author describes approaches, methods and techniques which develop the ability to solve split-level tasks.
Keywords:
methodic ground, approach, ways and techniques of working, method, split-level tasks, professional activities, professional skills.
Методическая подготовка учителя начинается еще на первом курсе в вузе, продолжается на протяжении всего обучения и является непрерывной. В качестве основной дисциплины в системе методической подготовки студентов факультета иностранных языков педагогического вуза выступает «Теория и методика обучения иностранному языку». Ее содержание направлено непосредственно на подготовку студентов к педагогической деятельности. Кроме этого, студенты изучают предметы психолого-педагогической направленности (возрастная психология, теория и методика воспитания, теория обучения, общая психология и др.), проходят пассивную педагогическую практику, практику по научному профилю специальности и две педагогические практики, выполняют курсовую и выпускную квалификационную работы. Также обязательна сдача государственного экзамена по теории и методике обучения иностранному языку. Такая поэтапная и в то же время целостная и систематическая методическая подготовка является очень важной и обеспечивает качество подготовки будущих учителей.
Основы совершенствования, оптимизации методической подготовки включают подходы, отдельные способы работы, средства и виды деятельности.
Наиболее значимыми для совершенствования методической подготовки учителя являются подходы, поскольку они определяют содержание, направления подготовки, виды работы со студентами и виды работы самих студентов. На основе подходов может «выстраиваться» содержание и структура соответствующего учебного обеспечения. В современной методической литературе выделяются несколько подходов, при реализации которых можно значительно улучшить качество методической подготовки. Таким образом, можно выделить профессионально-деятельностный, интегративно-рефлексивный, интегративный, личностно-ориентированный, конекстный подходы и получивший в последнее время популярность компетентностный подход.
Так, в результате осуществления подготовки учителя на основе профессиональнодеятельностного подхода, который описал К.И. Саломатов, студенты будут успешно совершать такие виды педагогической деятельности, как:
- общепедагогические (воспитательная и просветительская деятельности);
- по специальности (практическое обучение иностранному языку, воспитание и образование средствами учебного предмета);
- учебно-методическая деятельность (оптимальная организация учебно-воспитательного процесса в заданных условиях, оснащение его средствами обучения);
- научно-методическая деятельность (изучение, обобщение, осмысление своего педагогического опыта и опыта коллег с целью поиска и внедрения новых идей в собственную практику обучения);
- самообразование и самовоспитание [1].
Интегративно-рефлексивный подход, предложенный Е.Н. Солововой, соединяет знание и его применение на основе анализа опыта практических и мыслительных действий. При построении занятий на основе данного подхода следует делать упор на рефлексии, интеграции и нового понимания задачной формы обучения [2].
Е.Э. Сысоева предлагает в основу процесса методической подготовки учителя закладывать интегративный подход. Сущность данного подхода заключается в объединении (интеграции) различных дисциплин и учебных курсов, тем самым обеспечивая единство методических подходов при обучении всем аспектам профессиональной подготовки учителя [3].
Основная идея личностно-ориентированного подхода состоит в признании уникальности, самоценности каждого обучаемого и неповторимости его индивидуального образовательного маршрута. Образовательный процесс на основе данного подхода будет иметь свои специфичные цели, содержание, технологии, которые направлены на развитие и саморазвитие личностных свойств, основанного на различных принципах. Личностно-ориентированный подход к обучению в вузе нацелен на выращивание личностного потенциала будущего специалиста, его профессиональную самореализацию, развитие у него способности ориентироваться в сложных социальных и профессиональных обстоятельствах, инициативности, креативности [4].
Проблема объединения теоретической и практической подготовки будущих учителей, усиления практической направленности находит свое решение в контекстном подходе, который связывает знания с профессиональной деятельностью. Знания, умения и навыки выступают в качестве средств решения профессиональных задач. Главной характеристикой контекстного типа обучения является моделирование всей системы форм, методов и средств обучения, предметного и социального содержания усваиваемой студентами профессиональной деятельности [5].
Главная цель компетентностного подхода - формирование ключевых компетенций (умений, квалификаций): корпоративности, эмпатии, информационной культуры, коммуникативные способности, организаторских умений, креативности, рефлексии, эмоциональной устойчивости, слухо-произносительных навыков. Предусматривается взаимосвязь всех направлений подготовки студентов факультета иностранных языков (теоретической, методической, практической) [6]. Компетенции и результаты образования рассматриваются как главные целевые установки в реализации ФГОС ВПО, как интегрирующие начала «модели» выпускника.
Кроме подходов также можно выделить отдельные средства, которые направлены на формирование, а затем и совершенствование методической и профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка, могут использоваться на семинарских занятиях по теории и методике преподавания иностранных языков.
Так, И.С. Москалева и С.П. Голубева видят необходимость в интенсификации профессиональной подготовки педагогов и предлагают использовать компьютерные технологии, систему учебно-методических задач, систему управляемой самостоятельной работы и межпредметные связи дисциплин психолого-педагогического цикла [7].
В продолжение применения современных технологий Т.М. Фоменко и О.В. Гончарук видят целесообразность использования видеозаписи «ситуационная модель». Семинарские занятия на основе видеозаписи «ситуационная модель» «значительно расширяют арсенал технологических, практических и исследовательских умений студентов, а также развивает коммуникативные способности студентов, позволяет эффективно формировать их методическое мышление, основу методической компетенции будущего учителя иностранных языков» [8].
Способствовать формированию и совершенствованию профессиональной подготовки студентов, по мнению К.Э. Безукладникова, позволяет составление портфолио студента. Использование портфолио способствует развитию духовно богатой творческой профессионально-компетентной личности, которая свободна в выборе своей деятельности, общения, своих жизненных перспектив [9].
Также в качестве приемов для повышения качества методической подготовки будущего учителя, методисты предлагают метод проектов и имитационно-игровые методы, метод «включения», интеграцию курсов методики и практики речи, кейс-метод, преемственность дидактической и методической подготовки и другие.
Все представленные выше средства, приемы и технологии направлены на то, чтобы в результате студенты смогли:
- освоить методологию научного поиска,
- овладеть системным анализом,
- уметь адаптироваться к различным изменениям,
- прогнозировать ход развития той или иной ситуации [10].
Современный учитель должен опираться не столько на готовую технологию, сколько на умение оценить ситуацию, сделать тот или иной выбор. Для того чтобы процесс методической
подготовки был управляемым, необходимо выявить уровни ее сформированности, что предполагает выделение единицы анализа готовности студента к методической деятельности, в качестве которой Г.И. Саранцев называет «ситуацию выбора способа решения методической задачи» [11].
Итак, все кратко охарактеризованные в данной статье подходы, средства и приемы, безусловно направлены на совершенствование методической подготовки учителя. Более того, в разной степени проявления, перечисленные средства и приемы способствуют развитию умения решать задачи разного уровня. Нельзя не отметить, что применение задач разного уровня на семинарских и практических занятиях по теории и методики обучения иностранным языкам также является одним из способов совершенствования методической подготовки. Решение задачи всегда предполагает детальный разбор ситуации, анализ наиболее часто возникающих проблем в профессиональной деятельности учителя. В процессе решения задачи студенту приходится «подключать» знания из целого ряда научных общепрофессиональных дисциплин, применяя их в определенной ситуации, что способствует более глубокому изучению теоретического материала. Процесс усвоения знаний становится более устойчивым, а студент приобретает навыки и умения по применению определенных способов и приемов решения задачи. Безусловно, впоследствии приобретенные знания позволят составить определенную базу для успешной профессиональной деятельности.
Ссылки:
1. Саломатов К.И. Совершенствование профессионально-методической подготовки будущих учителей // Иностранные языки в школе. 1988. № 1.
2. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративнорефлексивный подход. М., 2004.
3. Сысоева Е.Э. Интегративный подход в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2006. № 4. С. 81-86.
4. Ипатова О.Л. Личностно-ориентированный подход к организации контроля на языковом факультете вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Петрозаводск, 2007.
5. Семенова Е.С. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе контекстного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2007.
6. Курникова Н.С. Формирование ключевых квалификаций будущего учителя иностранного языка на основе компетентностного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2008.
7. Москалева И.С. Использование компьютерных технологий для профессиональной подготовки учителей иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2005. № 1. С. 83-87.
8. Фоменко Т.М. Использование видеозаписи «ситуационная модель» для формирования методической компетенции будущих учителей иностранных языков // Иностранные языки в школе. 2005. № 1. С. 78-82.
9. Безукладников К.Э. Оценка профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 87-92.
10. Саранцев Г.И. Методическая подготовка будущего учителя в современных условиях // Педагогика школьная. 2007. URL: http://www.portalus.ru/modules/shkola (дата обращения: 01.11.2012).
11. Там же.
References (transliterated):
1. Salomatov K.I. Sovershenstvovanie professional'no-metodicheskoy podgotovki budushchikh uchiteley // Inostrannie yazyki v shkole. 1988. № 1.
2. Solovova E.N. Metodicheskaya podgotovka i perepodgotovka uchitelya inostrannogo yazyka: integrativno-refleksivniy podkhod. M., 2004.
3. Sysoeva E.E. Integrativniy podkhod v protsesse professional'noy podgotovki uchitelya inostrannogo yazyka // Inostrannie yazyki v shkole. 2006. № 4. P. 81-86.
4. Ipatova O.L. Lichnostno-orientirovanniy podkhod k organizatsii kontrolya na yazykovom fakul'tete vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Petrozavodsk, 2007.
5. Semenova E.S. Formirovanie professional'noy kompetentnosti budushchikh uchiteley inostrannogo yazyka na osnove kontekstnogo podkhoda: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Yoshkar-Ola, 2007.
6. Kurnikova N.S. Formirovanie klyuchevykh kvalifikatsiy budushchego uchitelya inostrannogo yazyka na osnove kompetent-nostnogo podkhoda: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Cheboksary, 2008.
7. Moskaleva I.S. Ispol'zovanie komp'yuternykh tekhnologiy dlya professional'noy podgotovki uchiteley inostrannogo yazyka // Inostrannie yazyki v shkole. 2005. № 1. P. 83-87.
8. Fomenko T.M. Ispol'zovanie videozapisi «situatsionnaya model'» dlya formirovaniya metodicheskoy kompetentsii budushchikh uchiteley inostrannykh yazykov // Inostrannie yazyki v shkole. 2005. № 1. P. 78-82.
9. Bezukladnikov K.E. Otsenka professional'noy kompetentnosti budushchego uchitelya inostrannogo yazyka // Inostrannie yazyki v shkole. 2009. № 6. P. 87-92.
10. Sarantsev G.I. Metodicheskaya podgotovka budushchego uchitelya v sovremennykh usloviyakh // Pedagogika shkol'naya. 2007. URL: http://www.portalus.ru/modules/shkola (date of access: 01.11.2012).
11. Ibid.