Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ТРАНСФОРМАЦИИ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / INDUSTRIAL POLICY / INNOVATION / INSTITUTIONAL CONDITIONS / TRANSFORMATIONS / THE REAL SECTOR OF THE ECONOMY / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьменко Р.В.

Промышленность играет ключевую роль в формировании и развитии современной экономической системы государства. Достижение приоритетных целей социально-экономического развития, ориентированных на повышение уровня конкурентоспособности, создание высокотехнологичного, структурно сбалансированного промышленного производства невозможно без формирования государственной промышленной политики. В статье проанализированы основные особенности, влияющие на формирование промышленной политики государства в современных условиях; приведен обзор подходов к развитию промышленного производства; обозначены ключевые факторы, влияющие на формирование конкурентоспособной промышленной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузьменко Р.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF INDUSTRIAL POLICY OF THE STATE IN MODERN ECONOMIC CONDITIONS

Industry plays a key role in the formation and development of the modern economic system of the state. Achieving the priority goals of social and economic development aimed at increasing the level of competitiveness, the creation of high-tech, structurally balancedindustrial production is impossible without the formation of a state industrial policy. The article analyzed main features influencing the formation of the state’s industrial policy under modern conditions; reviewed the approaches to industrial production development; identified the key factors influencing the formation of a competitive industrial policy.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ»

УДК 330.341.1

Р.В. КУЗЬМЕНКО, канд. экон. наук, зав. отделом государственного регулирования и планирования экономики

e-mail: ruslan.iei2015@yandex.ru

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Промышленность играет ключевую роль в формировании и развитии современной экономической системы государства. Достижение приоритетных целей социально-экономического развития, ориентированных на повышение уровня конкурентоспособности, создание высокотехнологичного, структурно сбалансированного промышленного производства невозможно без формирования государственной промышленной политики. В статье проанализированы основные особенности, влияющие на формирование промышленной политики государства в современных условиях; приведен обзор подходов к развитию промышленного производства; обозначены ключевые факторы, влияющие на формирование конкурентоспособной промышленной политики.

Ключевые слова: промышленная политика, инновации, институциональные условия, трансформации, реальный сектор экономики, государственное регулирование.

Kuzmenko R.V. Features of formation of industrial policy of the state in modern economic conditions.

Industry plays a key role in the formation and development of the modern economic system of the state. Achieving the priority goals of social and economic devel-

opment aimed at increasing the level of competitiveness, the creation of high-tech, structurally balanced industrial production is impossible without the formation of a state industrial policy. The article analyzed main features influencing the formation of the state's industrial policy under modern conditions; reviewed the approaches to industrial production development; identified the key factors influencing the formation of a competitive industrial policy.

Keywords: industrial policy, innovation, institutional conditions, transformations, the real sector of the economy, government regulation.

Современная экономическая политика большинства государств в мировой экономической системе, прежде всего, направлена на решение крупномасштабных социально-экономических задач, решение которых невозможно без проведения сбалансированной промышленной политики. Основными целевыми ориентирами проведения такой политики являются сохранение и развитие производственного потенциала, эффективное использование ресурсного потенциала, обновление производственных и непроизводственных (вспомогательных) фондов, обеспечение национальной безопасности, увеличение общего благосостояния населения. Практическая реализация про© Р.В. Кузьменко, 2020

грамм по данным направлениям возможна при условии, если будут учитываться основные особенности формирования промышленной политики в государстве, обусловленные различными факторами. Этим определяется актуальность темы статьи, касающаяся необходимости анализа основных особенностей, влияющих на формирование промышленной политики государства в современных экономических условиях.

Колебания состояния социально-экономической среды, низкий уровень эффективности государственного регулирования процессами развития, непоследовательное и бессистемное осуществление реорганизации производства, инновационной политики может увеличить временной интервал необходимой адаптации реального сектора экономики к таким изменениям. Эффективность механизмов и инструментария по регулированию устойчивого промышленного развития может быть достигнута за счет разделения функций по уровням управления. Этого можно достичь за счет развития цифровой составляющей, своевременной корректировки целевого соответствия программ, определяющих траекторию трансформаций и перспективный вектор развития.

Целевая функция государственных программ научно-технического, образовательного и информационного развития должна быть направлена на преодоление отставания промышленного производства, удержание и расширение позиций в промышленной кооперации с деловыми партнерами на внутреннем и внешнем рынке. При этом необходимо учитывать такой фактор, как неоднородность экономического, промышленного, культурного и интеллектуального ландшафта. В таких условиях одним из основных приоритетов экономического развития становится необходимость максимально четкого предвидения изменения экономиче-

ской ситуации. Поэтому формирование и реализация современных программ по промышленному развитию должны базироваться на современных методиках прогнозирования, целеполагания и перспективного планирования. Это позволит формировать соответствующие реальным запросам экономики, программы по реорганизации промышленного производства во всех приоритетных отраслях. Поэтому, основной целью данного научного исследования является определение основных особенностей формирования промышленной политики, обусловленных влиянием динамично меняющейся экономической ситуации в мире, с учетом изменения парадигмы развития экономики.

Формирование научно обоснованной промышленной политики, направленной на повышение технологического уровня промышленного производства, качественного обновления образовательного уровня трудоспособного населения, устойчивого роста уровня конкурентоспособности государственной экономики и высокого уровня инновационного развития, а также инвестиционной и финансовой самодостаточности, является одной из основных целей социально-экономического развития государства.

Например, для успешной реализации стратегических задач, с учетом множества условий и фактов, предлагается создание в некоторых российских регионах агентств развития, призванных координировать целевые программы, производить отбор перспективных инвестиционных проектов, способствовать формированию кластеров. В этом случае институт федерального уровня «Агентство развития» рассматривается как инструмент обеспечения не только технологического прорыва, но обеспечения социально-экономического развития РФ в целом [1].

В подтверждение этому следует отметить, что государственные руководители и экономисты, в последнее время,

ведут активные обсуждения множества вариантов по перспективам дальнейшего изменения российской системы социальной защиты общества, которая невозможна без наличия стабильно развивающегося промышленного производства [2].

Важной особенностью промышленной политики государства на современном этапе развития является идея инновационного развития, предполагающая принципиальное изменение институциональных основ функционирования экономики. В первую очередь необходимо изменить структуру промышленного производства таким образом, чтобы минимизировать зависимость от импорта продукции из промышленно развитых стран. Для этого следует стремиться к формированию институциональной составляющей, отвечающей интересам промышленного и инновационного развития. На практике это может выражаться в предоставлении равных возможностей для воспроизводства ресурсов производства при информационной поддержке, на основе межотраслевого межфирменного сотрудничества с партнерами по технологической цепочке. Это приведет к сбалансированному взаимодействию между субъектами производственной деятельности. Равные возможности субъектов производственной деятельности, как результат информационной симметрии и беспрепятственного доступа к ресурсам производства при межотраслевом и межфирменном сотрудничестве, позволят сделать реальной цель -функционирование государственной социально-экономической системы, как единого мощного суверенного экономического пространства [3].

Поэтому целесообразно обратить внимание на некоторые принципиальные особенности государственного стимулирования развития промышленности, ко-

торые могут быть предлагается сформулировать в следующих положениях:

каждая из стадий трансформаций и преобразования промышленного производства нуждается в институциональной поддержке;

поддержка и развитие инновационной деятельности, которая должна осуществляться на всех стадиях развития современных технологий;

развитие государственных программ по практическому применению результатов научных исследований и разработок должно быть отражено в системе стратегического планирования экономики;

поддержка взаимовыгодного сотрудничества науки с промышленностью должна осуществляться через государственные программы целевого финансирования организаций, занимающихся научными разработками;

осуществление государственной поддержки в развитии инновационной инфраструктуры на всех этапах реализации задач промышленной политики государства.

В процессе проведения структурных преобразований в промышленности необходимо учитывать противоречия между территориальными и отраслевыми особенностями развития промышленного производства, так как они могут увеличивать уровни рассогласованности в действиях отраслевых и территориальных органов управления. Территориальный подход в управлении создает возможность оптимизации использования местных ресурсов для решения задач по стабильному социально-экономическому развитию промышленных территорий. Отраслевой подход в управлении создает возможность рационального управления научно-технической политикой и использования возможностей финансовой и информационной поддержки для расширения инновационной составляющей. Все

это оказывает существенное влияние на развитие современных промышленных кластеров, как одного из действенных механизмов повышения конкурентоспособности, как на отдельно взятых, так и в группе производственных предприятий.

Анализ процессов развития промышленных регионов в мировой практике показывает, что акцентирование внимания на каком-либо одном из данных подходов в управлении, как правило, ведет к дисбалансу всей региональной экономической системы, к общему понижению эффективности ее функционирования. Так, обладая неоспоримыми преимуществами перед территориальным управлением в обеспечении комплексного руководства производством, повышения уровня взаимодействия между производственными процессами и научными исследованиями, отраслевое управление имеет существенные недостатки, которые особенно проявляются при решении вопросов социального характера. Например, регулирование на отраслевом уровне не может в полной мере учесть всего многообразия социально-экономических, экологических, демографических, национальных, ресурсных и других особенностей территориального развития. Поэтому в зависимости от целей развития экономики государства, в отдельные периоды, могут преобладать как отраслевые, так и территориальные подходы в управлении. Особенно эта тенденция может прослеживаться при возникновении кризисных ситуаций, как в мировой экономической системе в целом, так и в отдельно взятой стране.

Следует также отметить, что, несмотря на усилившееся внимание к социальным и экологическим проблемам, основное внимание субъектов отраслевого управления сосредоточено на решении своих производственных задач, которые в решающей мере определяют все экономические показатели деятельности конкретных промышленных предприятий. Очень

важно решать задачи по развитию комплексной межотраслевой кооперации внутри промышленного региона, что будет способствовать более полному использованию экономического потенциала.

Поэтому целесообразно проведение таких структурных трансформаций промышленности, которые позволят сформировать промышленную политику государства, находящуюся в системной взаимосвязи с общими принципами социально-экономической политики, выстраиваемой в современных условиях развития. Основной вектор направления трансформаций в промышленности должен быть нацелен на оптимизацию параметров, отражающих повышение потенциала человеческого развития (качество жизни населения, его образовательный уровень, здоровье народа и т.д.).

Процессы трансформации в промышленности в современных условиях экономического развития можно охарактеризовать как комплекс целенаправленных институциональных и структурных преобразований в соответствии с целью преодоления экономического и технологического отставания, повышения уровня конкурентоспособности, перехода на инновационное промышленное производство.

Как показывают исследования, результаты трансформации в промышленности будут иметь наибольший эффект при условии комплексного подхода к формированию основ промышленной политики. Для этого необходимо соответствие задач и ожидаемых результатов трансформационных процессов в соответствии со структурными и институциональными изменениями (табл. 1).

Исследования существующих теоретических и практических подходов к вопросу формирования и развития государственной промышленной политики показывают, что необходимо учитывать

Таблица 1

Составляющие трансформационных процессов в промышленности в современных условиях экономического развития

Составляющие процессов трансформации Основные задачи промышленного развития Ожидаемые результаты промышленной политики

Необходимые основные структурные изменения техническое перевооружение предприятий промышленного производства, замена физически и морально устаревших основных фондов и внедрение инновационных технологий; качественное изменение ассортимента продукции в пользу производства продукции с высокой добавленной стоимостью; перепрофилирование, а в некоторых случаях свертывание производств с низкой долей эффективности; подготовка и реализация экологических программ на промышленных предприятиях. повышение уровня производительности труда; повышение уровня конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке; развитие инновационного промышленного производства, внедрение новых прорывных технологий, повышение уровня цифровой составляющей в экономике; снижение техногенного воздействия производства на окружающую среду, переход на новые прогрессивные ресурсосберегающие и энергосберегающие технологии.

Необходимые основные изменения институциональной составляющей трансформация отношений собственности на основе создания интегрированных промышленных структур; преобразование вертикально-структурированной системы управления крупными промышленными объединениями в эффективный механизм управления промышленным производством, основанный на правовых методах ведения хозяйственной деятельности; развитие горизонтальных связей между субъектами всех форм собственности в промышленности за счет создания и развития кластерных объединений; переход системы регулирования социально-трудовых отношений на договорные отношения в рамках социального партнерства; постоянное развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в промышленности. формирование и развитие государственно-частного партнерства в реальном секторе экономике; стабильное функционирование предприятий, увеличение доли принятия самостоятельных необходимых решений в процессе производственной деятельности на всех уровнях; развитие конкурентных преимуществ на предприятиях, повышение уровня эффективного взаимодействия на основе возникновения синергетического эффекта; обеспечение баланса интересов и защита трудовых прав и интересов работников промышленных предприятий; расширение базы промышленного производства в экономике, вовлечение большего количества представителей бизнес-сообщества в производственный процесс, ускорение процессов по апробации и внедрению новых технологий и инновационного продукта.

не только географическое расположение, транспортные связи, наличие природных ресурсов, но и сложившееся территориальное разделение труда (так, например, на постсоветском пространстве оно частично сохраняется в рамках бывших территориально-производственных комплексов). Следовательно, основными факторами, имеющими ключевое значение для формирования конкурентоспособной промышленной политики, можно определить следующие:

институциональные: реализация на территории промышленного региона це-

левых программ на уровне государственного управления;

экономические: определение приоритетов развития производственной инфраструктуры и инвестиционной привлекательности промышленного региона;

социальные: реализация конкурентных преимуществ социальной

инфраструктуры для привлечения квалифицированной рабочей силы.

Процессы деиндустриализации, потеря высококвалифицированных кадров способствовали понижению технологического уровня развития экономики и

затронули значительное количество государств. Особенно это отразилось на странах бывшего социалистического лагеря и вновь образованных государствах на постсоветском пространстве. Так, например, Донецкая Народная Республика располагается на территории со значительным промышленным потенциалом. Однако, на протяжении почти тридцати лет процессы деиндустриализации, которые, как правило, были запущены целенаправленно, разрушали промышленный и ресурсный потенциал Донбасса. Были разорваны многие кооперационные связи с регионами бывших республик, сложно было налаживать новые формы трансграничного сотрудничества. Начавшиеся затем военные действия лишь усилили эти негативные тенденции. В таких условиях ДНР предстояло решать в короткие сроки важные задачи социально-экономического развития, что удалось благодаря развитию промышленного производства. Анализ годовых темпов роста реализации продукции перерабатывающей промышленности в ДНР, только за первое полугодие 2019 г., показал увеличение почти до 16%. Так, одна из основных отраслей - металлургическая в структуре реализации промышленной продукции в 2019 г. занимает от общего объема занимает 36,4%, а производство кокса и продуктов переработки -6,8%. Причем в общем объеме реализации продукции всех отраслей экономики ДНР промышленность занимает около 63%. В ежегодном научном докладе «Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения» за 2019 г. отмечается, что в экономике Республики за пять лет самостоятельного развития наблюдается рост показателей ключевых отраслей экономики, положительная динамика производства основных видов промышленной продукции и увеличение уровня социальных стандартов [4]. Улучшение социально-

экономической ситуации в ДНР является прямым результатом восстановления и развития промышленного производства.

В современных условиях государственная промышленная политика должна быть ориентирована на развитие предприятий реального сектора экономики, обеспечение условий для восстановления базовых отраслей промышленности на новой технологической основе. Для этого необходимо направить усилия на сохранение и использование ресурсного потенциала с максимальной отдачей. На основе сохранившегося научного потенциала запустить высокотехнологичные производства, с учетом использования имеющихся информационно-коммуникационных технологий. В этой связи необходимо формирование и поддержка дальнейшего развития соответствующей институциональной базы, которая должна служить основой для формирования инновационной системы, обеспечения непрерывного образовательного процесса для воспроизводства инженерно-технических кадров, а также способствовать развитию фундаментальной и прикладной науки.

Таким образом, при формировании промышленной политики в Донецкой Народной Республике целесообразно разработать собственную концепцию и стратегию промышленного развития, по каким направлениям проводить диверсификацию экономики. Учитывая внешние и внутренние факторы влияния на развитие экономики Республики необходимо формирование и поддержка системы долгосрочных приоритетов социально-экономического развития, с учетом реализации ключевых направлений ее инновационного, технологического развития, создание условий и формирование механизмов по стимулированию активности бизнес-сообщества, прежде всего в реальном секторе экономики.

Выводы

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.

1. Объективной основой реально действующей промышленной политики государства является необходимость решения проблем перехода к социально ориентированной экономике с точки зрения не только экономических производственных отношений, но и производительных сил, производственных ресурсов. Разработка программ по промышленному развитию должна происходить с учетом влияния внешних факторов на трансформационные процессы.

2. Важной особенностью в практической части реализации промышленной политики государства, в современных условиях хозяйствования, является вопрос о построении социально-ориентированной модели экономики, как современного тренда экономического развития государства - это позволит соблюдать интересы национальной безопасности, формировать ресурсную базу, способствовать устойчивому развитию экономики в будущем.

3. При проведении структурных изменений, касающихся основных преобразований промышленного производства особое внимание целесообразно сосредоточить в первую очередь на тех направлениях, которые обеспечивают стимулирование приоритетного развития базовых отраслей с быстрым оборотом капитала, а также наукоемких производств, рациональное потребление энергоресурсов и т.д.

4. При разработке промышленной политики государства необходимо учитывать институциональные особенности, которые могут, как содействовать, так и препятствовать развитию конкуренции и

конкурентных отношений в сфере промышленного производства. Государственное регулирование промышленным развитием, в таком случае, приобретает решающее значение, чтобы целенаправленно использовать преимущества институциональных особенностей.

5. При разработке стратегии промышленного развития необходимо учитывать основные современные тенденции развития промышленности, а именно увеличение доли наукоемкого производства, увеличение выпуска инновационного продукта, превращение знаний в непосредственную производительную силу и изменение географической структуры размещения производств и сбыта товаров.

Список использованной литературы

1. Луценко, С. Агентство развития - драйвер технологического и экономического прорыва Российской Федерации // Общество и экономика. - 2018. -№ 10. - С. 130-137.

2. Трифонов, Б. Необходимый вектор изменения социальной системы России // Общество и экономика. - 2018. -№ 10. - С.25-35.

3. Малышев, В. О суверенизации экономики России / Проблемы теории и практики управления. - 2017. - № 8. -С. 8-19.

4. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад/коллектив авторов ГУ «Институт экономических исследований»; под науч. ред. А.В. Половяна, Р.Н. Лепы, Н.В. Шемякиной; ГУ «Институт экономических исследований». - Донецк, 2020. - 260 с.

Статья поступила в редакцию 20.07.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.