Научная статья на тему 'Государственное регулирование повышения инновационной активности в современных условиях экономического развития'

Государственное регулирование повышения инновационной активности в современных условиях экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / ИННОВАЦИИ / TRANSFORMATIONS / STATE REGULATION / INFORMATION COMPONENT / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьменко Р.В.

Рассмотрены вопросы, касающиеся государственного регулирования развития инновационной составляющей экономики, а также задачи, связанные с развитием производственного потенциала и стимулированием перехода промышленного производства на более высокий технологический уровень в условиях внешних и внутренних вызовов и угроз на пути экономического развития. По результатам научного анализа сформулирована главная задача государственного регулирования в повышении уровня инновационной активности в современных условиях экономического развития. Обосновано, что формирование и совершенствование инновационной составляющей экономического развития должно осуществляться наоснове комплексного подхода при непосредственном участии государственных органов управления и производственных структур. Разработаны предложения и рекомендации по вопросам государственного регулирования повышения уровня инновационной активности с учетом особенностей экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF IMPROVING INNOVATIVE ACTIVITY UNDER MODERN CONDITIONS OF ECONOMIC DEVELOPMENT

The article considers the issues related to the state regulation of developing the innovative component of the economy, as well as the tasks related to the development of production potential and stimulation of the transition of industrial production to a higher technological level in terms of external and internal challenges and threats to economic development. Following the scientific analysis, the main task of state regulation in improving the level of innovative activity under modern conditions of economic development has been formulated. It has been substantiated that the formation and improvement of the innovative component of economic development should be carried out on the basis of an integrated approach with the direct participation of government bodies and production structures. The author developed the suggestions and recommendations on the state regulation of improving the level of innovative activity, taking into account the characteristics of economic development.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование повышения инновационной активности в современных условиях экономического развития»

УДК 351.82:330.341.1

Р.В. КУЗЬМЕНКО, канд. экон. наук, зав. отделом государственного регулирования и планирования экономики, e-mail: ruslan.iei2015@yandex.ru

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Рассмотрены вопросы, касающиеся государственного регулирования развития инновационной составляющей экономики, а также задачи, связанные с развитием производственного потенциала и стимулированием перехода промышленного производства на более высокий технологический уровень в условиях внешних и внутренних вызовов и угроз на пути экономического развития. По результатам научного анализа сформулирована главная задача государственного регулирования в повышении уровня инновационной активности в современных условиях экономического развития. Обосновано, что формирование и совершенствование инновационной составляющей экономического развития должно осуществляться на основе комплексного подхода при непосредственном участии государственных органов управления и производственных структур. Разработаны предложения и рекомендации по вопросам государственного регулирования повышения уровня инновационной активности с учетом особенностей экономического развития.

Ключевые слова: трансформации, государственное регулирование, информационная составляющая, инновации.

Kuzmenko R.V. State regulation of improving innovative activity under modern conditions of economic development.

The article considers the issues related to the state regulation of developing the innovative component of the economy, as well as the tasks related to the development of production potential and stimulation of the transition of industrial production to a higher technological level in terms of external and internal challenges and threats to economic development. Following the scientific analysis, the main task of state regulation in improving the level of innovative activity under modern conditions of economic development has been formulated. It has been substantiated that the formation and improvement of the innovative component of economic development should be carried out on the basis of an integrated approach with the direct participation of government bodies and production structures. The author developed the suggestions and recommendations on the state regulation of improving the level of innovative activity, taking into account the characteristics of economic development.

Keywords: transformations, state regulation, information component, innovations.

© Р.В. Кузьменко, 2020

Инновационная составляющая занимает ведущее место в современной модели экономического развития государства. Поэтому построение государственной экономической политики, основанной на инновационном развитии, требует постоянного поиска и разработки новых концептуальных решений. Главной задачей государственного регулирования для повышения уровня инновационной активности в современных условиях экономического развития является способность формировать и реа-лизовывать комплекс необходимых мероприятий, позволяющих вывести экономику на более высокий технологический уровень производства. Для этого необходимо увеличение выпуска наукоемкой продукции, создание благоприятных институциональных условий, эффективное использование накопленного ресурсного потенциала.

Исследования показали, что инновационная политика состоит из инновационной концепции, инновационной стратегии, системы управления инновационной деятельностью, инновационной среды, инфраструктурного и инструментального обеспечения производства и коммерциализации инновационной продукции. Важной составляющей инновационной политики является обеспечение условий для расширения инновационной деятельности по приоритетным направлениям развития государства в условиях рыночной экономики [1].

Проблемы инновационного развития экономики и связанным с ним вопросами государственного регулирования рассмотрены в научных исследованиях таких ученых, как Л.И. Абалкин, С.Ю. Глазьев, Н.Г. Чумаченко, A.B. Харламов и ряда других [2-8].

Инновации необходимо рассматривать как важное направление государственной экономической политики, направленной на развитие промышлен-

ного потенциала и стимулирование перехода промышленного производства на более высокий технологический уровень.

Целью статьи является формулировка целевых ориентиров, изучение проблематики, постановка задач, возможные варианты их решения и определение перспективных направлений дальнейшего развития инновационной составляющей экономики с учетом государственного регулирующего воздействия.

Процессы структурной перестройки на мировом технологическом рынке и структурные трансформации в инновационной сфере в отдельно взятом государстве, которые динамично происходят в последние 15-20 лет, могут быть разнонаправленными процессами. Если в первом случае они идут по линии восходящего уровня сложности, осваивая все новые и новые высокотехнологичные рынки наукоемкой продукции, то в некоторых государствах могут идти по нисходящей линии упрощения производственных процессов. Причины деиндустриализации хозяйственного экономического комплекса, разрушения достигнутого уровня технико-технологического и инфраструктурного обустройства практически всей межотраслевой структуры могут быть различны. В большинстве случаев снижение фактического уровня конкурентоспособности промышленного производства свидетельствует о несоответствии ведущих отраслей экономики современным требованиям эффективности использования производственных и инвестиционных ресурсов, нерациональном использовании научно-технологического потенциала, а также неэффективной структуре и динамике расходов производства.

Опираясь на результаты научного анализа предыдущих разработок в области государственного регулирования инновационного развития, можно опреде-

лить следующие основные целевые ориентиры инновационного развития:

формирование и создание благоприятных условий для устойчивого функционирования сбалансированной инновационной системы;

обеспечение на основе государственных программ технологической модернизации в сфере промышленного производства;

повышение уровня конкурентоспособности продукции промышленного производства на основе создания и внедрения передовых технологий;

превращение научного потенциала в один из основных (постоянно восполняемых) ресурсов устойчивого экономического роста.

Анализ практики формирования и развития современной инновационной системы, которая должна соответствовать перспективам долгосрочного развития, позволил определить ряд проблем, которые можно охарактеризовать следующим образом:

низкий уровень информационного обеспечения инновационной сферы -необходимо расширение количества площадок для популяризации новых технологий, предоставление информации о возможных рынках сбыта принципиально нового (инновационного) продукта, а также предоставление обоснованной информации частным инвесторам и кредитным организациям об инновациях с потенциально высокой степенью доходности;

проблема быстрой окупаемости затрат на инновации в реальном секторе экономики - результаты научно-технической деятельности требуют дополнительного времени на их эффективную коммерциализацию;

необходимость упрочнения связей и развитие взаимовыгодного сотрудничества между научными организациями, учреждениями образования и производ-

ственными предприятиями - следует повышать уровень воспроизводства научных кадров, проводить подготовку специалистов под конкретные направления инновационной деятельности;

недостаточный уровень инновационной активности в среде малого и среднего бизнеса;

низкий уровень взаимодействия между отраслевыми министерствами и ведомствами, курирующими вопросы научно-технического развития.

Следует отметить, что наличие таких проблем связано с институциональными условиями, оказывающих влияние на развитие научно-технической сферы. Слабость финансовых институтов порождает проблему недостаточного финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований, сокращения объема научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ, снижения уровня взаимовыгодного сотрудничества представителей науки с предприятиями реального сектора экономики.

В современных экономических условиях необходима смена традиционной модели развития - движение вперед становится возможным не только благодаря привлечению инвестиций, но и эффективному, рациональному использованию отдельных экономических факторов. Решение многих социально-

экономических проблем также требует комплексного подхода. Вертикаль власти, какой бы мощной она ни была, не в состоянии обеспечить создание необходимых условий для развития бизнеса по всем экономическим направлениям. Например, сдерживающими факторами инновационного развития экономики может быть наличие большой территории государства. Поэтому при стратегическом планировании инновационного развития следует уделять большее внимание развитию местного самоуправле-

ния и горизонтальным связям в сотрудничестве и взаимодействии субъектов хозяйствования с местной администрацией. Эффективным такое самоуправление будет только в том случае, если все административно-территориальные единицы (регион, район, город и т.д.) будут иметь развитую институциональную базу. Государственную политику в отношении развития институциональной среды необходимо основывать на разработке законодательных и организационно-нормативных актов, научных подходах, соответствующих целям и задачам инновационной составляющей.

Поскольку одной из основных составляющих процесса эффективного современного развития инновационной экономики должна быть разработка направлений по модернизации промышленности, решение такой задачи необходимо вести по двум направлениям - развитие современных технологий и развитие институциональной среды. Научно-техническая сторона модернизации предусматривает разработку долгосрочных планов по развитию промышленности в условиях обновления и постоянного совершенствования производства. Институциональные преобразования предусматривают проведение мероприятий, нацеленных на создание благоприятных условий для развития институциональной среды.

Основные направления преобразования институциональной среды должны отвечать связанным принципам и задачам инновационного развития экономики, полностью соответствовать правовой и социальной среде. Поэтому целесообразно включить в общую составляющую задач развития институциональной среды, следующие:

создание эффективных инструментов правового регулирования развития инноваций в экономике (закрепление правил и способов решения хозяйствен-

ных проблем в нормах и законодательных актах);

соблюдение в соответствии с международными стандартами экологических нормативов;

формирование организационно-хозяйственных структур, которые смогут привести к повышению конкурентоспособности государственной экономики (особые экономические зоны, научно-производственные объединения, кластеры и т.д.);

повышение эффективности государственного регулирования инновационной экономикой должно включать контроль за состоянием финансовой системы (состояние банковской сферы, условия кредитования, предоставление государственных контрактов и т.д.);

создание и постоянное совершенствование государственной инфраструктуры с целью создания благоприятных условий для ведения и развития крупного, среднего и малого бизнеса, повышения уровня социальных стандартов для населения.

Не менее важную роль в инновационном развитии играет инфраструктура, в частности, транспортная, телекоммуникационная, энергетическая. Крупные инвестиции в инфраструктуру требуют четкого согласования с целевыми ориентирами инновационной политики на государственном уровне, так как влияние интересов различных бизнес-групп могут привести к принятию неэффективных решений.

Поскольку в качестве составляющей повышения конкурентоспособности выступают инновации, человеческий капитал, институциональная среда, инвестиционная привлекательность, уровень развития человеческого капитала, то под инновационной системой государства можно понимать сложную, многоуровневую систему, в которой существует тесная взаимосвязь между наукой и произ-

водством, человеческим капиталом и культурой промышленного производства.

Поэтому формирование инновационной системы экономики является основой конкурентных преимуществ и развития конкурентоспособности, базовой предпосылкой для улучшения качественных параметров общего социально-экономического развития государства. Структурные изменениями в экономике, вызванные инновационным развитием, играют значительную роль в формировании социально-экономической политики государства, ориентированной на интересы его граждан. способных создать достойные условия жизни в регионах страны при условии восстановления. Регулирующая функция государства, нацеленная на развитие инновационной составляющей, позволит усилить конкурентные преимущества, эффективно использовать ресурсную составляющую, сохранить многовековые культурные традиции, а также позволяет не только выживать в сложных условиях, но и формировать инновационные направления развития. Именно поэтому нужны такие институты, благодаря котором эти вопросы можно было решать комплексно. Как свидетельствует мировой опыт, в условиях рынка кластеры - наиболее эффективные и гибкие структуры. Из анализа мировой хозяйственной практики видно, что наиболее экономически эффективным, конкурентоспособным и перспективным направлением развития бизнеса можно считать производственную кооперацию, объединяющую малые, средние и крупные предприятия и способствующую созданию промышленных объединений, называемых кластерами. На государственном уровне возможно формирование института, ответственного за разработку и реализацию мероприятий кластерной политики, который будет выполнять методологические и координационные функции. В качестве такого институ-

та может выступить комиссия, комитет или другая структура по кластерной политике, в состав которой должны входить представители государственных органов управления, представители отраслевых министерств и ведомств, а также экспертов научного сообщества.

При разработке стратегий инновационного развития очень часто недооценивается роль институтов, это связано с тем, что основные правила и механизмы их выполнения для бизнеса устанавливаются на государственном уровне без учета особенностей и наличия накопленного ресурсного потенциала. Очень важную роль в инновационном развитии экономики играет пространственная концентрация производственной деятельности, а также механизмы государственного регулирования, которые способствуют эффективному взаимодействию субъектов хозяйствования с учетом особенностей территориального развития. Накопленный опыт государств с развитой экономикой свидетельствует, что политика инновационного развития должна включать, как обязательный элемент, механизм взаимодействия и обеспечения баланса интересов всех участников данного процесса. Данное обстоятельство особенно важно для развития территорий с особыми экономическими отношениями, которые обусловлены множеством внешних и внутренних факторов влияния.

Для экономики Донецкой Народной Республики причины низкой конкурентоспособности промышленности - следствие влияния долгосрочных негативных тенденций, начавшихся еще до событий 2014 г. После начала боевых действий на Донбассе социально-экономическая ситуация лишь усугубилась, к этому добавилось введение экономической блокады, непризнанность Республики и ряд других негативных факторов. Многие промышленные предприятия свернули свою деятельность из-за разрушений инфраструк-

туры, потери рынков сырья и сбыта, оттока квалифицированных кадров, прекращения нормального функционирования финансовой системы - фактически кризис охватил весь народнохозяйственный комплекс. Поэтому социально-экономические, производственные, межотраслевые, структурные и технологические проблемы не могут быть решены в рамках текущей производственно-хозяйственной деятельности силами отдельных предприятий, продолживших свою деятельность и постепенно восстанавливающихся. Для объединения их усилий необходимо создание системы стратегических решений по развитию на основе взаимодействия всех субъектов хозяйствования.

Комплексный анализ перспектив развития промышленного сектора экономики должен позволить разработать концептуальные подходы повышения конкурентоспособности промышленности на основе структурных трансформаций на отраслевом и государственном уровне. Восстановление и развитие традиционной специализации путем диверсификации и модернизации на современной технологической основе с использованием инноваций, которая предусматривает концентрацию усилий государства, науки и бизнеса, должно быть направлено в первую очередь на развитие потенциально перспективных отраслей.

Характер структурных трансформаций и необходимость укрепления процессов посткризисного возобновления и поддержки экономического роста в долгосрочной перспективе требуют изменения системы управления на предприятиях и перехода к стратегическому управлению, связанному с общегосударственной концепцией экономического развития. Трансформация системы управления на предприятиях в направлении встраивания в общую стратегию управленче-

ских процессов является реальным путем построения эффективной экономики.

Однако применение механизмов стратегического управления в практической деятельности сталкивается со сложностями, вызванными рядом проблем теоретического, методического и практического характера. Основным препятствием является отставание формирования целостной теории стратегического управления от практических запросов предприятий. Конечно, при этом используются отдельные механизмы государственного управления, один из таких механизмов - регуляторная политика. Следует отметить, что формальное, без учета специфики необходимого государственного вмешательства в экономические процессы, включение в нормативно правовые акты требований регуляторной политики, которые положительно зарекомендовали себя за рубежом, не приведут к кардинальному улучшению качества государственного регулирования в сфере инновационной деятельности. Для формирования эффективной системы государственной поддержки инновационной активности необходимо комплексное исследование проблем с последующей постановкой конкретных задач.

Из множества существующих концепций государственной инновационной системы одна наиболее полно отражает наличие инновационной активности в экономике (представлена ниже по следующим позициям):

формирование различных подходов к определению и классификации (типологии) инноваций;

проведение научных исследований в сфере развития государственной инновационной системы;

определение понятийного аппарата государственной инновационной системы в области экономических отношений;

анализ динамики развития инновационных процессов;

анализ инновационной деятельности (проявление активности) на уровне субъектов предпринимательской деятельности;

формирование модели по разработкам и внедрению продуктов высоких технологий с учетом факторов, характеризующих интеллектуальную и инновационную деятельность при построении макроэкономических производственных функций;

создание моделей экономического роста на основе синергетического эффекта от взаимодействия с субъектами инновационной деятельности;

разработка модели продвижения инновационного продукта на мировом рынке;

оценка уровня развития инновационной экономики [9].

В процессе государственного регулирования инновационной активностью также возникают сложности, вызванные рядом проблем теоретического, методического и практического плана. Основной проблемой является отставание формирования целостной теории стратегического управления от практических запросов на инновации отдельных предприятий.

Для решения данной проблемы необходимо конкретизировать задачи по инновационному развитию экономики государства и обозначить возможные пути их решения (табл. 1).

Анализ данных таблицы позволяет сделать вывод о тесной взаимосвязи возможных вариантов предложенных решений задач по инновационному развитию. Следовательно, можно сделать вывод, что формирование и дальнейшее продвижение государственных программ по инновационному развитию должно осуществляться на основе комплексного подхода при непосредственном участии органов управления и производственных структур в экономике.

Выводы

Государственные программы по социально-экономическому развитию должны ориентироваться на современную парадигму экономического развития, которая предполагает широкое использование возможностей инновационной составляющей. Поэтому вектор развития экономики Донецкой Народной Республики также должен быть направлен на решение задач по формированию современного уровня развития технологий и промышленного производства. Исходя из этого, целесообразно сделать следующие выводы, предложения и рекомендации по повышению государственного регулирования уровня инновационной активности:

инновационная система государства должна строиться с учетом ее возможной гибкости и способности реагировать на структурные изменения, предопределяя уровень промышленного развития экономики;

определено, что динамика развития инновационной составляющей тесно связана с изменениями институциональной составляющей, следовательно, необходим системный подход к решению проблем развития инновационной активности;

проблема качества нормативно-правовой базы, непосредственно связанной с состоянием уровня эффективности функционирования программ по инновационному развитию во многом определяется избыточной централизацией предоставляемых полномочий и многоуровневым процессом принятия решений;

программы, направленные на повышение конкурентоспособности экономики Донецкой Народной Республики, должны базироваться на поддержке и развитии инновационной составляющей промышленного производства. Реализация таких программ может и должна допускать выстраивание новых форм отно-

Таблица 1

Основные задачи по повышению инновационной активности государственной экономики

Группа задач Возможные пути решения

Задачи по государственному регулированию развития инноваций Проведение грамотной сбалансированной государственной промышленной политики при условии внедрения современных информационных систем и технологий. Разработка программы по стратегии инновационного развития ДНР на долгосрочной основе как единого комплексного документа; аккумулирующего политические инициативы, предложения научно -образовательного сообщества, учитывающие интересы бизнеса, регуляторную политику органов государственной власти и других заинтересованных сторон. Формирование государственной инновационной системы

Задачи по эффективному использованию ресурсного потенциала Обеспечить государственную поддержку малого и среднего бизнеса в продвижении инновационных товаров и услуг, произведенных с использованием внутреннего ресурсного потенциала, для реализации на внутреннем и внешнем рынках

Задачи по развитию институциональной составляющей инновационного развития Поддержка и развитее формальных и неформальных институтов по взаимодействию органов государственного управления с предприятиями всех форм собственности. Осуществление мероприятий по снижению уровня административных барьеров в инновационном развитии

Задачи по привлечению инвестиций на инновационное развитие Создание благоприятных условий по привлечению внешних и внутренних инвестиций; разработка механизмов по льготному налогообложению субъектов предпринимательской деятельности, проявляющих активность в инновационной сфере

Задачи по формированию информационной базы инноваций и передовых технологий по всей отраслевой структуре экономики Создание информационно-аналитического центра инновационных экологически эффективных, энерго-, ресурсосберегающих технологий в рамках развития цифровых технологий на площадках электронных сетевых ресурсов

Задачи по проведению научных исследований в области инноваций Преобразование первичной идеи в инновационную разработку; анализ и обработка результатов инновационных разработок и научных исследований с целью определения возможности практического применения и дальнейшей коммерциализации

Задачи по повышению уровня взаимодействия науки и производства Поддержка и усиление процессов интеграции промышленного производства с наукой и образованием

Задачи перспективных направлений развития инновационной составляющей государственной экономики Развитие научно-технической деятельности в области энергетики и энергосбережения; химических технологий, нанотехнологий и биотехнологий; промышленных и строительных технологий; агропромышленных технологий; информационно -коммуникативных технологий; рационального природопользования и ресурсосбережения

шений государства с бизнесом на основе частно-государственного партнерства, стимулирования наукоемкого производства;

проблема повышения эффективности государственного регулирования является одной из ключевых в посткризисных условиях экономического развития. Результаты научные исследований, посвященных теоретическим и практическим проблемам в сфере государственного регулирования, указывают, что для постоянного мониторинга и оценки эффективности наиболее информативными являются показатели и индикаторы по реализации конкретных целей. Поэтому для развития инновационной составляющей в Республике такой подход является наиболее приемлемым в практическом плане, поскольку позволяет учитывать особенности экономического развития.

Список использованной литературы

1. Механизмы обеспечения инновационного развития субъектов предпринимательства / А.Н. Асаул, Г.М. Загидул-лина, О.О. Емельянов, Р.А. Фалтинский; под ред. заслуженного деятеля науки РФ, д-ра экон. наук, профессора АН. Асаула. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2016. - 400 с.

2. Абалкин, Л.И. Государство в меняющемся мире / Л.И. Абалкин // Вопросы экономики. - 2009. - № 1. - С. 3-11.

3. Абалкин, Л.И. Использовать интеллектуальный и экономический потен-

циал для будущего России / Л.И. Абалкин // Экономист. - 2005. -№ 4. - С. 9-16.

4. Абалкин, Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики / Л.И. Абалкин // Вопросы экономики. - 2004. - № 6. - С. 7-15.

5. Глазьев, С.Ю. Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада в экономике / С.Ю. Глазьев, В.В. Харитонов. - М.,

2009. - 189 с.

6. Харламов, A.B. Государственная институциональная политика и модернизация реального сектора / A.B. Харламов // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. -

2010. - № 2. - Серия 3. - С. 22-30.

7. Харламов, A.B. Институциональные основы развития реального сектора экономики страны / A.B. Харламов, А.И. Волостников. - СПб.: Изд-во Поли-техн. ун-та, 2010. - 142 с.

8. Чумаченко, Н.Г. Государственный сектор промышленности в национальной экономике / Н.Г. Чумаченко // Управление экономикой переходного периода. - Донецк: ИЭП НАН Украины, 2003. - 264 с.

9. Щепина, И.Н. Инновационная деятельность на региональном уровне: типы поведения регионов и их устойчивость / И.Н. Щепина. - М.: ИПЦВГУ, 2014. - 313 с.

Статья поступила в редакцию 28.01.20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.