Научная статья на тему 'Инновационная составляющая как основа повышения конкурентоспособности экономики в современных условиях развития'

Инновационная составляющая как основа повышения конкурентоспособности экономики в современных условиях развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / УРОВЕНЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / INNOVATIONS / LEVEL OF COMPETITIVENESS / STATE REGULATION / INDUSTRY / DEVELOPMENT INSTITUTIONS / INFORMATION COMPONENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьменко Р.В.

Рассмотрены подходы к управлению инновационным развитием, связанные с повышением уровня конкурентоспособности экономики в современных условиях. Обосновано, что формирование и развитиеинновационной составляющей необходимо осуществлять с использованием возможностей структурно-информационной составляющей промышленного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The innovative component as the basis for increasing the competitiveness of the economy in the current conditions of development

The approaches to the management of innovative development related to raising the level of competitiveness of the economy in modern conditions are considered. It is justified that forming and developing the innovation component should be carried outusing the capabilities of the structural and information component of industrial growth.

Текст научной работы на тему «Инновационная составляющая как основа повышения конкурентоспособности экономики в современных условиях развития»

УДК 33.341.1:338.242.2

Р.В. КУЗЬМЕНКО, канд. экон. наук, зав. отделом государственного регулирования и планирования экономики,

e-mail: ruslan.iei2015@yandex.ru

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ

Рассмотрены подходы к управлению инновационным развитием, связанные с повышением уровня конкурентоспособности экономики в современных условиях. Обосновано, что формирование и развитие инновационной составляющей необходимо осуществлять с использованием возможностей структурно-информационной составляющей промышленного роста.

Ключевые слова: инновации, уровень конкурентоспособности, государственное регулирование, промышленность, институты развития, информационная составляющая.

Kuzmenko R.V. The innovative component as the basis for increasing the competitiveness of the economy in the current conditions of development.

The approaches to the management of innovative development related to raising the level of competitiveness of the economy in modern conditions are considered. It is justified that forming and developing the innovation component should be carried out using the capabilities of the structural and information component of industrial growth.

Keywords: innovations, level of competitiveness, state regulation, industry, development institutions, information component.

По мере интенсификации темпов развития производительных сил возрастает роль инновационной составляющей в повышении уровня конкурентоспособности предприятий реального сектора экономики. Поэтому такую категорию, как «инновационная экономика», принимая во внимание современные условия экономического развития, можно определить как комплекс социально-экономических и институциональных факторов, под влиянием которых формируются условия для производства новых знаний, технологий, с последующим использованием их результатов в виде новаторских решений как востребованных рынком продуктов. Инновационное развитие означает создание, производство и реализацию новых продуктов, технологий и услуг, что требует научной и промышленной кооперации. Формирование конкурентоспособной национальной инновационной системы, которая включает исследовательские центры всех сфер

© Р.В. Кузьменко, 2018

экономики, переход экономики государства на инновационный путь развития невозможен без создания условий для наращивания инвестиций в разработку и использование научных достижений, обновления номенклатуры производства, применения новых механизмов реализации продуктов производства [1 ].

Результаты исследований опыта и функционирования развитых стран свидетельствуют, что традиционные источники национального могущества (природные ресурсы, размер территории, военный потенциал, уровень экономического развития и геостратегические преимущества) постепенно утрачивают свое первостепенное значение в обеспечении высокого конкурентного статуса. В современных условиях экономического развития ключевые позиции занимают такие факторы, как наличие мощного инновационного потенциала, быстрота освоения новых научно-технических моделей экономического развития, повышение качества кадрового потенциала.

Следовательно, достижение определенных высоких результатов в экономическом развитии будет возможно, если опираться на инновационную составляющую. Для решения данной задачи необходимо предусмотреть осуществление мероприятий, которые будут направлены на сотрудничество власти и бизнеса в решении экономических проблем.

Государственной администрации выгодно выступить коммерческо-финансовым партнером и гарантом одновременно в реализации больших инновационных проектов, тем более, что в сферах, инвестирование которых связано с риском для частного бизнеса, доля инвестиций государственных партнеров должна увеличиваться. Далее необходима поддержка ведущих промышленных предприятий (объединений), которые способны реализовывать общегосударственные инновационные приоритеты, а

также обеспечивать адресное финансирование инновационной деятельности таких предприятий. Целесообразно предпринять действия, направленные на определение инновационных лидеров с помощью рейтинговой системы оценок, с целью обеспечения на конкурсной основе средствами наиболее перспективные с инновационной точки зрения предприятия, разрабатывать и развивать программы, обеспечивающие реализацию государственной инновационной политики. Основным рычагом управления таким развитием может стать государственная поддержка по созданию целевых программ по объединению инновационных ресурсов государства. Правительственные структуры могут инициировать и оказывать поддержку в создании технопарков, бизнес-инкубаторов, центров передовых технологий с участием малого бизнеса, способствовать консультационному информационному и организационному содействию. Через такую поддержку государство будет иметь возможность влиять на перспективы развития прогрессивных отраслей, общую эффективность и конкурентоспособность экономики.

Важным фактором в регулировании управления процессами инновационного развития промышленности является определение перспектив развития деятельности предприятий, отдельных отраслей и промышленного комплекса в целом.

Поэтому целью работы, учитывая современные политические, социальные и экономические составляющие, является определение новых подходов к развитию инновационной сферы на комплексной основе.

Системный подход в вопросе управления инновационным развитием промышленности вполне отвечает пониманию современной парадигмы экономического развития. Таким образом, процесс управления инновационным развитием промышленности может вклю-

чать следующие этапы и основные элементы:

Этап 1. Определение целей и задач управления устойчивым инновационным развитием.

Этап 2. Комплексная оценка (качественная и количественная) множества факторов внешней и внутренней среды.

Этап 3. Создание информационной базы ресурсного потенциала, оперативно учитывающей институциональные и объемные характеристики, в том числе в инновационной сфере.

Этап 4. Разработка управленческих решений на основе соответствия перспективным направлениям общего экономического развития.

Этап 5. Разработка механизма корректировки управления устойчивым инновационным развитием для сглаживания влияния быстроменяющихся внешних и внутренних факторов.

Важно отметить, что отступление от данной концепции может привести к возникновению и усилению деструктивных изменений во всей системе управления и сведению управленческих решений только к простому реагированию на изменения внешних и внутренних факторов, в результате будет подвергаться большим рискам устойчивость процессов развития инновационной составляющей, а также всей социально-экономической системы.

Постоянное совершенствование управления промышленным развитием на инновационной основе представляет сложную задачу. Поэтому особенно важно обязательное соблюдение определенных условий стратегического подхода к управлению процессами развития, важным из которых является взаимовыгодное сотрудничество всех участников и субъектов хозяйствования. Для успешного решения такой задачи необходимо соблюдение следующих рекомендаций:

обеспечение непрерывного мониторинга процессов реализации программ по инновационному развитию (на всех стадиях и управленческих уровнях);

наличие устойчивой системы обратной связи с предприятиями;

своевременная и гибкая реакция на текущие изменения в основных программах по обеспечению достижения главных целей развития промышленности на основе инноваций.

Для достоверной оценки состояния промышленного комплекса с целью выработки необходимых управленческих решений целесообразно составить определенную матрицу классификации промышленных предприятий, в основе которой присутствуют следующие составляющие:

предприятия-лидеры; предприятия с устойчивым развитием;

предприятия, обладающие потенциалом для развития;

убывающие предприятия. Далее эти предприятия группируются по формам собственности и двум группам - первая: предприятия имеющие возможность использовать внутренний первичный ресурс; вторая: предприятия, требующие обязательной господдержки. Целесообразность такого подхода заключается в необходимости научного обоснования объемов инвестирования - государственные структуры, регулирующие процессы экономического развития, будут иметь возможность принимать оптимальные эффективные решения для развития инновационной составляющей.

Улучшению инновационной деятельности могло бы оказывать содействие проведению работы по поддержке инновационной деятельности предприятий в условиях недостатка инвестиционных ресурсов на основе выявления определенных приоритетов. Так, С.Ю. Глазьев считает, что «для выхода

на требуемые параметры инвестиционной и инновационной активности требуется резкое увеличение масштаба и качества государственного участия в развитии экономики. Несмотря на многократное повышение эффективности, достигаемое при использовании технологий нового уклада, их широкое распространение сдерживается как неготовностью производственно-технологической среды к их восприятию, так и недоверием инвесторов к их коммерческой привлекательности. Для преодоления порога синхронных затрат на создание производственных систем нового технологического уклада необходим мощный инициирующий импульс в форме инвестиций в НИОКР, новые виды инфраструктуры, освоение новых специальностей» [2].

Признавая необходимость перехода на инновационную модель развития экономики и значение ее для конкурентоспособности, нельзя оставить без внимания кадровый потенциал как фактор инновационного развития. Система обеспеченности квалифицированными кадрами должна гибко реагировать на изменения, происходящие в экономике государства. Следовательно, повышение конкурентоспособности возможно только в условиях профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Выделение нехватки квалифицированных кадров в качестве особо важной проблемы связано с тем, что она может приобретать затяжной характер, поскольку инвестирование в человеческий капитал представляет собой длительный процесс. При этом перспективы преодоления этой проблемы зависят не только от непосредственных участников рынка труда - работодателей и работников, но и от ключевых агентов -государственных и региональных органов власти. В этих условиях важнейшей целью государственной политики регулирования экономического развития является обеспечение благополучия насе-

ления и оптимизация продуктивной занятости в условиях дальнейшей трансформации экономики. Поэтому эффективное управление подготовкой трудовых кадров и их рациональное использование являются одним из главных направлений активизации деятельности, направленной на инновационное развитие.

На региональном уровне значительную роль играют такие факторы, как специфика сложившегося в регионе бизнеса, местные традиции, общий уровень готовности к внедрению инноваций. Следовательно, необходимо внедрение инноваций на всех уровнях и во всех сферах экономики, целью которого станет создание промышленного потенциала для будущего развития. Подтверждение такого требования основывается на том, что большинство индустриально развитых стран связывает свои надежды на долгосрочный стабильный экономический рост с переходом на инновационный путь развития. Поэтому повышение инновационной восприимчивости экономики - одна из основных задач современного экономически развитого государства [3].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все факторы конкурентоспособности взаимодействуют между собой: наличие высококвалифицированных кадров повышает инвестиционную привлекательность региона, инвестиции в нововведения позволяют повысить инновационную активность, научно-технические разработки в сфере энергосбережения смогут снизить энергоемкость промышленного производства и улучшить экологическую ситуацию.

В качестве показателя конкурентоспособности государства целесообразно рассматривать степень его инновацион-ности, которая в значительной степени формируется с учетом региональных факторов.

Таблица 1

Факторы конкурентоспособности экономики по основным группам

Группа Показатель

Базовые преимущества Географическое положение, наличие и распределение природных ресурсов

Экономический потенциал Объемы инвестиций в экономику региона, платежеспособный спрос населения, инновационный потенциал, трудовой потенциал, энергоемкость ведущих отраслей экономики

Институциональные условия (с учетом региональных особенностей) Степень развития формальных и неформальных институтов, уровень взаимодействия власти и бизнеса, количество административных барьеров

Одним из решающих условий повышения конкурентоспособности экономики является рост инвестиций. Активизация инвестиционной деятельности способствует подъёму и дальнейшему развитию экономики, с помощью инвестиций создаются новые предприятия и, соответственно, дополнительные рабочие места, расширяются действующие производства, обеспечивается освоение и выход на рынок новых видов товаров и услуг. Следует отметить, что ключевой проблемой в проведении инвестиционной политики, направленной на развитие инновационной составляющей, является поиск источников финансирования. Теоретически существует довольно много потенциальных вариантов привлечения капитала в инвестиционные проекты. Однако в настоящее время заметную роль в диверсификации инвестиционных процессов играют собственные средства предприятий и организаций. Такое положение обусловлено рядом как внешних, так и внутренних факторов, влияющих на развитее экономики. В качестве примера можно привести современное развитие экономики в Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике. В условиях продолжающихся боевых действий, экономической блокады, непризна-

ния на юридическом уровне государственного статуса предприятиям республик во многом приходится опираться на собственные ресурсы в вопросах инвестирования промышленного производства (в том числе и на инновационное развитие).

Решая задачи по повышению уровня конкурентоспособности, следует отметить, что комплексная оценка инновационного потенциала региона предполагает, во-первых, существование обоснованной и научно выверенной системы показателей, во-вторых, наличие статистической базы, которой крайне недостаточно для определения степени готовности к созданию, освоению и распространению разного типа нововведений, к реализации результатов инновационной деятельности. Конечной целью разработки комплексной оценки инновационного потенциала является выработка конкретных практических рекомендаций по стимулированию инновационной активности.

Рассматривая прикладной аспект в повышении уровня инноваций в экономику, необходимо отметить следующие положительные последствия:

увеличение количества новых компаний, научных центров, востребованных

потребителями и интересных для инвесторов;

повышение стоимости компании и возможности ее выхода на фондовый рынок путем размещения ценных бумаг, в том числе распространения их среди населения как одного из важных инвесторов;

формирование спроса на инновационную продукцию с учетом встраивания в систему государственных закупок;

создание конкурентной среды на внутреннем рынке товаров и услуг [4].

Инновационная инфраструктура представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодополняющих организаций различной направленности и различных организационно-правовых форм, а также порядок их взаимодействия, которые обеспечивают реализацию этапов инновационного процесса, начиная с технологического освоения законченной научной разработки.

На основе исследований инвестиционной активности необходимо разрабатывать рекомендации по созданию отсутствующих и усилению существующих инструментов институциональной среды, способствующей инновационной модернизации экономики.

Результаты такого анализа дадут возможность построить систему обратных связей в управлении инновационными процессами на всех уровнях; организовать мониторинг и оценку эффективности создания региональной инновационной системы в системе национального стратегического развития экономики; определить инвестиционную привлекательность инновационных проектов, а также усилить влияние инноваций на развитие всей социально-экономической системы государства.

Переход государственной экономики к инновационно-ориентированному

развитию невозможен без формирования институциональной среды, которая будет способствовать росту предпринимательской и инновационной активности на основе свободы творчества, самореализации каждого предприятия. Развитая институциональная инфраструктура включает правовые нормы и методы, позволяющие регламентировать отношения собственности, трудовые отношения, профессиональные, экономические и политические интересы населения.

Применение комплексного подхода в вопросах повышения конкурентоспособности позволит наиболее полно использовать такие свойства институциональной среды, как:

высокий уровень правовой защиты (безопасность ведения бизнеса, независимая судебная система, защищенность прав собственности);

контроль за деятельностью крупного бизнеса, низкий уровень коррупции и доверие к институтам власти и политики;

добросовестная конкурентная среда;

создание и постоянное совершенствование благоприятных условий для развития бизнеса, всех форм собственности в промышленном секторе экономики на основе инновационных преобразований;

эффективное функционирование рынка земельных ресурсов и недвижимости;

постоянно развивающаяся система финансовых институтов, адаптированная к потребностям промышленного сектора экономики с учетом ее инновационного развития;

система эффективного государственного регулирования и местного самоуправления, отвечающая современным условиям.

Формирование и развитие инновационной составляющей может найти вы-

ражение в создании условий мотивации производителей для внедрения новаторских идей и технологий. Следовательно, инновационная парадигма экономического развития должна базироваться на принципах, направленных на систематизацию постановки и решение задач, комплексный подход к разработке и осуществлению инновационных преобразований, достижение наибольшего эффекта от модернизации промышленности, согласование интересов всех субъектов хозяйствования.

Одним из важных факторов повышения конкурентоспособности является целевая функция программ научно-технического, технологического, образовательного и информационного развития, направленная на преодоление отставания экономики, удержание лидирующих позиций в экономическом сотрудничестве с деловыми партнерами на внутреннем и внешнем рынках. В таких условиях приоритетными направлениями государственной промышленной политики является создание информационной инфраструктуры промышленного сектора экономики, благоприятной инвестиционной среды для создания, роста и капитализации активов технологически ориентированных, специализированных промышленных предприятий, инжиниринговых компаний, предприятий, выпускающих инновационный продукт. Особое внимание следует уделить вопросам создания эффективных механизмов взаимодействия на принципах партнерства и сотрудничества крупного и малого бизнеса, эффективной межотраслевой кооперации и специализации. Поэтому необходимо использовать возможности структурно-информационной составляющей промышленного роста. Это создаст условия для развития информационно-коммуникативного взаимодействия хо-

зяйствующих субъектов в решении вопросов промышленного развития регионов на основе инновационной составляющей, поможет формированию инфраструктуры, отвечающей всем современным требованиям. Такие структуры должны обеспечивать потребность органов управления в информации, в том числе с позиций информационной и экономической безопасности при принятии решений. Исходя из этого, к основным принципам формирования эффективной системы информационного обеспечения по принятию и реализации программ промышленного развития можно отнести следующие:

использование современных информационных технологий для решения приоритетных задач государственной промышленной политики;

управление информационными ресурсами с учетом целевых ориентиров в промышленном развитии территорий;

применение комплексного подхода к обеспечению последовательности и информационной согласованности в реализации проектов и отраслевых программ промышленного сектора экономики;

упорядочение и приведение в соответствие нормативной, правовой информации, базы данных, регламентирующей процессы экономического развития промышленного сектора, а также эффективного использования комплексных данных в процессе принятия решений.

Таким образом, процессы повышения уровня конкурентоспособности должны предусматривать анализ множества факторов. В условиях глобализации становится очевидным преимущество инноваций в конкурентной борьбе. Большое значение для активизации инновационной деятельности приобретает формирование инновационной мотива-

ции предприятий, которая в большей степени формируется под влиянием институциональной среды.

Развитие инновационной составляющей - перспективный путь промышленного развития, выражающийся в создании условий для мотивации производителей для внедрения новаторских идей и технологий. Следовательно, экономическое развитие государства должно базироваться на принципах, направленных на систематизацию постановки и решение задач, использование комплексного подхода к разработке и осуществлению инновационных преобразований, достижению наибольшего эффекта от модернизации промышленности, согласование интересов всех субъектов хозяйствования.

Поэтому в современных условиях экономического развития необходимо уделять особое внимание процессам формирования и совершенствования инноваций. Современная парадигма развития промышленности предполагает доминирующее влияние информационных ресурсов. Для сбалансированного динамичного развития отраслевых рынков внедрение современных информационных систем и технологий инициирует изменение контуров и содержания экономического пространства территорий и отраслей за счет расширения сферы и

возможностей взаимодействия экономических субъектов. В свою очередь процессы, запущенные в результате внедрения инноваций, неизбежно будут сопровождаться ускорением научно-технологического развития экономики, модернизацией действующих производств на базе принципиально новых технологий, а также созданием новых высокотехнологичных отраслей.

Список использованной литературы

1. Кириллов, В.Н. Вопросы повышения результативности функционирования национальной инновационной системы / В.Н. Кириллов. - М.: Деловой мир, 2012. - 148 с.

2. Глазьев, С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса / С.Ю. Глазьев. -М.: Экономика, 2010. - 255 с.

3. Долженкова, О.В. Проблемы внедрения инноваций в России. Пути их решения / О.В. Долженкова, М.В. Гор-шенина, А.М. Ковалева // Молодой ученый. - 2012. - № 12. - С. 208-210.

4. Горский, М. Модели инновационного развития: SSI иDDI / М. Горский // [Электронный ресурс]. - URL: polit.ru/article/2013/12/17/ps_innov_1/.

Статья поступила в редакцию 30.01.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.