Научная статья на тему 'Конкурентоспособности города в системе региональной экономики: мониторинг, условия и механизмы реализации'

Конкурентоспособности города в системе региональной экономики: мониторинг, условия и механизмы реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ГОРОД / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еремеев С. С.

Показано, что одним из значимых составляющих конкурентоспособности экономики города становится его позиционирование в системе региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособности города в системе региональной экономики: мониторинг, условия и механизмы реализации»

мов, замираний и радиопомех. Цифровое радиовещание позволяет слушателю принимать до 100 программ различного формата и на разных языках.

Для осуществления диверсификации телевизионного вещания необходимо развивать сеть кабельного телевидения [1, с. 237-239; 1, с. 115-117].

В настоящее время развитие кабельного телевидения носит стихийный характер. При активном участии ЮТК осуществляется прокладка волоконно-оптических линий связи, подключение пользователей. Никто не контролирует какие программы подаются в кабельную сеть, как и на каких условиях осуществляется подключение и т.д. Другими словами, единого подхода и как следствие, централизованной, управляемой кабельной сети в городах края нет. Вместе с тем развитие и использование кабельной сети, особенно в крупных городах края, должно носить централизованный характер. Одним из аспектов, требующих данного подхода, является перевод телевизионного вещания на цифровой формат. Вопрос связан с раздачей пользователям цифрового сигнала, особенно в крупных городах края. Если аналоговый сигнал телезрителями может приниматься с помехами, то цифровой сигнал либо есть, либо его нет. Наличие в городах зданий, сооружений, что является значительными помехами, создаст трудности в его распространении. Поэтому в этой ситуации становится актуальным вопрос использования для этих целей кабельной сети.

Используемые в настоящее время аналоговые сети кабельного телевидения и системы коллективного приема физически и морально устарели. Они не отвечают современным требованиям ни по возможности доведения до пользователей многопрограммного контента (востребованного количества телевизионных и звуковых программ) и ни по сервису услуг связи.

Концепция развития сетей кабельного телевидения предусматривает проведение кардинальной модернизации аналоговых сетей КТВ с учетом реализации современных проектных решений и создание новых многофункциональных информационно-телекоммуникационных сетей на основе гибридной волоконнокоаксиальной технологии и использования систем широкополосного беспроводного доступа типа MMDS и MVDS. Таким образом, в переходный период до 2015 г. цифровые кабельные сети могут использоваться для одновременного обслуживания пользователей аналоговыми и цифровыми программами телевизионного вещания и радиовещания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Полиди А.А., Максименко А.В. Диверсификация производства как эффективная модель развития производства в современной России //Сб. материалов второй региональной науч.-практич. конф. «Экономика Северо-Кавказского региона на пути к устойчивому развитию в рыночных условиях». 2004.

2. www.admkrai.kuban.ru

Коды классификатора JEL: R11, R 58

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОРОДА В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: МОНИТОРИНГ, УСЛОВИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ЕРЕМЕЕВ С.С.

Еремеев С.С. Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем Южного федерального университета, соискатель, e-mail: isep@rsu.ru

Показано, что одним из значимых составляющих конкурентоспособности экономики города становится его позиционирование в системе региональной экономики.

Ключевые слова: город; конкурентоспособность; региональная экономика; мониторинг

Развитие региона в глобализирующейся и, одновременно, всё более фрагментарной и высококонкурентной макроэкономической среде во многом корреспондирует с социально-экономической динамикой имманентных ему городов, с их способностью наращивать и эффективно реализовывать свои конкурентные преимущества. В контексте регионализации национальной экономики и углубляющегося «расслоения» территориально-хозяйственных систем по условиям и особенностям включения в систему территориальной конкуренции, одним из значимых составляющих конкурентоспособности экономики города становится его мезоэкономическое позиционирование, наличие и действенность механизмов стимулирования городского развития с учётом ресурсного потенциала и макроэкономической специализации региональной экономики в целом. Разносторонний учёт региональной детерминанты конкурентоспособности городского развития в особой мере значим для городов с преимущественно индустриальной функцией, чьи экономические комплексы испытали глубокий трансформационный спад и, в этой связи, нуждаются в

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

опережающих системных усилиях по реиндустриализации и одновременной диверсификации, стимулированию структурных, институциональных и иных инноваций.

В системе территориальной конкуренции приоритетную роль играют города. Как отмечают В. Лексин и А. Швецов [1], город - самый заметный компонент территориальной организации общества, демонстрирующий наивысшую степень концентрации людей, жилья, мест приложения труда, но одновременно и конкурентных отношений и проблем. Способность города концентрировать как традиционные (трудовые ресурсы, капитал), так и инновационные факторы экономической активности (инновационные технологии, высококвалифицированный менеджмент, информационные ресурсы и др.) корреспондирует с его позиционированием в системе региональной экономики, с его типологическими характеристиками и тесно увязаны с его потребительским, административным, финансово-промышленным потенциалом, распорядительно-перераспределительными функциями в бюджетной, кредитной, транспортно-логистической и иных сферах.

В системе мезоэкономики узловым генерирующим её конкурентные параметры элементом, выступают не только региональные «столицы», но и так называемые «вторые города» (с населением в диапазоне 100-250 тыс. чел., что позволяет идентифицировать их как «большие»), характеризуемые преимущественно индустриальным хозяйственным профилем, «усечёнными» сервисными функциями и выраженным многоаспектным (инновации, институциональная среда, инвестиции, инфраструктура и др.) отставанием от общерегионального «полюса» социально-экономической активности.

Конкурентный потенциал большого города индустриального типа формируется под воздействием двух базовых тенденций: деиндустриализации с диверсификацией городских функций и реиндустриализации, сопровождаемых соответствующими структурными, технико-технологическими и организационно-экономическими изменениями. Усиление поляризации и асимметрии территориального социально-экономического развития способствует росту зависимости больших городов индустриального типа от государственной политики в отношении регионов и муниципальных образований, локализационных стратегий крупных корпораций, а также конъюнктуры профильных для города рынков. Закономерности включения городов в процессы территориальной конкуренции, а именно - значимость как влияния разнонаправленных и разностатусных факторов различных уровней региональной иерархии, так и различная «реакция» городской социально-экономической системы на данные условия (и соответствующая трансформация конкурентоспособности), порождает вывод о значимости региональной детерминанты в конкурентоспособности города. Определяя таковую, можно выдвинуть следующее определение: региональная детерминанта конкурентоспособности города - это совокупность условий и факторов регионального и урбанизационного развития, порожденная региональной стратификацией социально-экономической системы и выражающаяся в формировании обособленных в рамках отдельных региональных подсистем специфических ресурсов, факторов и ограничений становления и развития конкурентоспособности города. Полагаем, можно сформулировать сразу несколько подходов к индикатированию конкурентоспособности города:

- Исследование конкурентоспособности города по ряду аспектов с установлением силы конкурентоспособности в каждой отдельной сфере,

- Сопоставление конкурентоспособности города и вмещающей его надсистемы с установлением сильных и слабых сторон конкурентоспособности города и соответствующего региона. Такой подход позволяет определенно судить о том, является ли город «ведущим» или «ведомым» в мезоэкономической воспроизводственной системе,

- Построение рейтинга городов (одного типа, например, - крупных) с присвоением «баллов» конкурентоспособности

- Выстраивание типологического рейтинга, соотносящего позиции городов в конкуренции за конкретные объекты конкуренции (например, госинвестиции) с возможной последующей интеграцией.

Место города в системе региональной экономики и потенциал его конкурентоспособности опосредуются не только охарактеризованными региональными закономерностями, но и индивидуальными свойствами городов и их типов, включая размер и качественные характеристики.

Как свидетельствует анализ ситуации в Ростовской области, оказываясь в контексте самопроизвольного слаборегулируемого развития региональной воспроизводственной системы, большие города, в силу несформированности потенциала конкурентоспособности оказываются на периферии процессов, происходящих в региональном центре. Кроме того, фрагментарное включение их производственных (индустриальных) подсистем, иногда вполне успешное, в систему конкурентных отношений, не подкрепляется развитием третичной сферы, рыночной инфраструктуры, что замыкает такие города в их конкурентном статусе «новых промышленных цехов» мезоэкономики, а части из них не позволяет восстановить свои прежние позиции

Формирование конкурентоспособности г. Шахты как значимого элемента социально-экономической структуры региона обусловлено как рядом исторически сложившихся особенностей положения в городской иерархии и специализацией (по-прежнему в структуре экономики доминируют угольная и легкая промышленность, отрасли, испытавшие наиболее глубокий трансформационный кризис), так и неоднозначными следствиями вхождения в рыночные отношения, в том числе на посткризисном этапе (характеризуемом дефицитом квалифицированных кадров на фоне резкого сокращения численности занятых, опережающими темпами инвестирования в восстановление индустриального потенциала на фоне сохраняющейся невысокой привлекательности города для субъектов рыночной инфраструктуры и потребительского сектора).

Анализ совокупности факторов и проявлений развития г. Шахты в посткризисный период позволяет вычленить сильные и слабые стороны позиционирования города применительно к различным полям конкуренции (среда жизнедеятельности населения, среда для бизнеса, взаимодействие местных и государственных органов власти), выявить наиболее перспективные сферы кластеризации городской экономики (металлургия, угольно-энергетический кластер, производство и логистики стройматериалов, лёгкая промышленность), осуществить сценарирование городского развития с вычленением инерционного сценария (с его подразделением на субсценарии стагнационный и ускоренной реиндустриализации) и трансформационного сценария (также вмещающего два субсценария - радикальный и сбалансированный), а также сформировать рейтинг больших городов области по достигнутому уровню конкурентоспособности (в соответствие с которым Шахты уступает Волгодонску, Таганрогу и Батайску и опережает лишь Новошахтинск).

Наращивание конкурентоспособности больших городов индустриального типа в современных условиях является комплексной задачей, полномасштабно реализуемой лишь на основе консолидированных усилий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях территориального управления. Пролонгация и повышение эффективности федеральной поддержки депрессивных индустриальных городов Восточного Донбасса с акцентом на инфраструктурное обеспечение точечной реиндустриализации на новой институциональной и технико-технологической основе (формирование технопарков, промышленных, технико-внедренческих, особых экономических зон и др.) должно дополняться преодолением негативной тенденции «дерегионализации» управления экономикой больших индустриальных городов (итога сокращения ресурсной базы регионов в аспекте проведения самостоятельной территориальной и промышленной политики, при одновременном усилении позиций в экономике городов транснационального и трансрегионального капитала) на основе активизации областной промышленной политики и создания взаимоувязанных в рамках урбанистической системы градоформирующих комплексов (с акцентом на бюджетный механизм, земельную политику, инфраструктуру поддержки кластеризации и продвижения продукции на внешние рынки, подготовку кадров и др.).

Действенное стимулирование конкурентоспособности экономики города в регионально-хозяйственном контексте предполагает внедрение ориентированного на информационное обеспечение территориального регулирования и городской экономической политики мониторинга региональной детерминации конкурентоспособности, объединяющего следующие базовые подсистемы: ресурсные предпосылки и конкурентные преимущества города, позиционирование города в регионально-хозяйственной системе, со-развитие градообразующей базы и регионоформирующих функций и отраслей, потенциал региональной промышленной и территориальной политики. Характеризуя данную систему, отметим необходимость, как ввиду сложности характеристики, так и разносторонности стоящих задач, выделения этапов мониторинга. В качестве таковых следует назвать:

- выбор целевой функции (уточненной в рамках анализа конкурентоспособности как таковой) и подхода (возможно, из спектра предложенных выше) к мониторингу конкурентоспособности

- определение территориального объекта (город, тип городов, город и вмещающая региональная над-система)

- формирование статистической базы данных по индикаторам анализа конкурентоспособности

- обработка и анализ статистики и качественных характеристик территориального объекта

- содержательная интерпретация преимуществ и проблемных точек конкурентоспособности

Из сказанного вытекает важность выбора направлений мониторинга и соответствующих индикаторов.

В отношении больших городов, которые в значительно большей мере сориентированы (в силу относительно меньшего бюджетного, демографического, рыночного потенциала, чем центральные), на общере-гиональые тренды, принципиально важно включение в систему мониторинговых мероприятий не только параметризации самого города, но также и блока анализа региональной статистики, и сопоставления таковой с городским развитием.

Компаративистика такого рода предусматривает следующие направления:

- сравнение параметров конкурентоспособности больших городов с областным центром,

- выявление и анализ ресурсов города,

- выявление и анализ региональных ресурсов, которые могут быть значимы для формирования и/или служить объектами конкуренции. Здесь речь может идти, как правило, о региональных (а также федеральных), направляемых на поддержку города бюджетно-финансовых ресурсах.

При этом блоками анализа могут служить следующие:

• Регионально детерминированные условия конкурентоспособности

• Позиции в конкурентном процессе (согласно принципу оценки актуальной конкурентоспособности по достигнутому результату

• Потенциальные ресурсы конкурентоспособности

Кроме количественной, предлагаемая схема мониторинга предполагает также и качественную характеристику конкурентоспособности. В качестве направлений мониторинга в данном аспекте можно указать на такие формы и инструменты анализа как сопоставление (по различным индикаторам специализации, локализации производства) созвучности базовых функций региона и города, оценка потенциала локализации в городе формирующихся региональных кластеров, возможности использования городом агломерационных эффектов. Однако подобного рода заключения могут делаться на основе интерпретации первичной информации (не из нее самой). Формирование системы индикаторов, полагаем, должно опираться при этом

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

как на названные подходы, так и на сложившиеся в развитых странах принципы индикатирования конкурентоспособности.

Подчеркнём также, что в условиях посткризисного экономического роста приоритеты повышения конкурентоспособности индустриальных городов в системе региональной экономики последовательно смещаются из бюджетно-перераспределительной сферы (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, трансферты на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, налоговые льготы и др.) в область рыночно мотивированной, подкрепляемой адекватными институциональными и финансово-инвестиционными усилиями на муниципальном и региональном уровне капитализации города, использования позитивных эффектов валоризации его экономики в социальных и экологических целях (в рамках совершенствования системы платежей за землю, сервитутов и др.). Условием опережающей капитализации индустриальных городов в территориально-хозяйственном контексте Ростовской области выступает преодоление инфраструктурных ограничений развития профильных кластеров и групповых систем расселения, что, отчасти, достижимо в рамках концептуально разработанного в диссертации механизма бюджетно-налогового стимулирования развития инфраструктурных предпосылок конкурентоспособности, предусматривающего целевые отчисления от региональных налогов на реализацию инфраструктурных проектов города.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лексин В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 9. Городская Россия - проблемное воплощение реформ//Российский экономический журнал, 2002. № 1.

Коды классификатора JEL: О 43, R 11

РОЛЬ И МЕСТО ЭЛЕКТРОННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

КОЗЛОВСКАЯ С.А.

Козловская С.А. Российский государственный торгово-экономический университет, ст. преподаватель кафедры экономики и управления на предприятии, Kozlovskaya_SA@mail.ru

В статье раскрыты особенности современного состояния ТЭК Краснодарского края, определены основные цели, задачи его развития. Обоснована необходимость внедрения электронной инвестиционной системы для создания конкурентных преимуществ ТЭК с описанием функционального, организационно-нормативного, и технического аспектов системы. Разработаны сценарии развития ТЭК края.

Ключевые слова: инвестиционная политика; топливно-энергетическая система; инвестиции; топливно-энергетический холдинг; инвестиционная среда; электронная инвестиционная система; инвестиционная деятельность; инвестиционные операции; электронная инвестиционная деятельность; стратегия; электронный рынок инвестиций; единое инвестиционно-информационное пространство; электронные инвестиционные операции; инвестиционно-информационная деятельность; организационно-нормативная модель; конкурентоспособность.

В процессе совершенствования инвестиционной политики управления добычей, транспортировкой и переработкой топливно-энергетических ресурсов планирующим структурам необходимо учитывать различные факторы, влияющие на работу предприятий в системе обеспечения поставок этих ресурсов.

Данная система образуется в процессе работы входящих в состав инфраструктуры обслуживания конкретных топливно-энергетических систем предприятий и их объединений в форме холдинга по добыче, транспортировке и переработке топливно-энергетических ресурсов на уровне субъекта Российской Федерации.

Общий экономический эффект по топливно-энергетической системе на уровне субъекта Российской Федерации в целом находится в прямой зависимости от механизма распределения инвестиций между предприятиями в этой сфере.

Необходима комплексность в реализации управленческого решения в топливно-энергетическом холдинге. Инвестиционная политика должна быть ориентирована, прежде всего, на ведение комплексного управления добычей, транспортировкой и переработкой топливно-энергетических ресурсов. При этом формируется соответствующая инвестиционная среда для предприятия и организации и управления добычей, транспортировкой и переработкой топливно-энергетических ресурсов промышленного холдинга [1].

В этом направлении стратегическим моментом является создание электронной инвестиционной системы (ЭИС), функциональная схема которой приведена на рис. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.