Научная статья на тему 'Отдельные направления развития регионального кластера в системе мер по диверсификации экономики региона (на примере отрасли средств массовых коммуникаций Краснодарского края)'

Отдельные направления развития регионального кластера в системе мер по диверсификации экономики региона (на примере отрасли средств массовых коммуникаций Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КОМПЛЕКС СРЕДСТВ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ / КЛАСТЕРНЫЙ МЕТОД / СТРАТЕГИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максименко А. В.

В статье рассматриваются вопросы совершенствования управления региональным комплексом средств массовых коммуникаций, повышения устойчивости его развития. На примере нескольких подкомплексов СМК Краснодарского края представлен кластерный метод управления, как наиболее перспективный в современных экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отдельные направления развития регионального кластера в системе мер по диверсификации экономики региона (на примере отрасли средств массовых коммуникаций Краснодарского края)»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Коды классификатора JEL: G14

ОТДЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КЛАСТЕРА В СИСТЕМЕ МЕР ПО ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ОТРАСЛИ СРЕДСТВ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

МАКСИМЕНКО А.В.

Максименко А.в. Кубанский государственный технологический университет,

соискатель, [email protected]

В статье рассматриваются вопросы совершенствования управления региональным комплексом средств массовых коммуникаций, повышения устойчивости его развития. На примере нескольких подкомплексов СМК Краснодарского края представлен кластерный метод управления, как наиболее перспективный в современных экономических условиях.

Ключевые слова: комплекс средств массовых коммуникаций; кластерный метод; стратегия, диверсификация

Изменения, произошедшие в отечественной экономике за последние десятилетия, привели к появлению принципиально новых рыночных отношений между субъектами информационного рынка в рамках полифун-кциональной, сложной социально-экономической системы средств массовой информации (СМИ). Свобода слова, отсутствие цензуры, регистрационный принцип организации СМИ явились катализатором к существенному умножению числа телеканалов, радиостанций и, особенно, периодических печатных изданий.

Согласно постановлению главы администрации Краснодарского края от 19.03.2002 г. № 299 образован департамент по делам средств массовой информации, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Краснодарского края.

На информационном поле региона стабильно растет число субъектов информационного пространства: два подразделения ВГТРК, краевая телерадиокомпания ГУП Краснодарского края, 81 районная (городская) телевещательная компания, 34 FM-радиокомпании и др.

Департамент осуществляет непосредственную координацию деятельности 77 предприятий отрасли [3].

Тем не менее, фактически в свет выходят на регулярной основе не более половины от зарегистрированных печатных СМИ.

Государственная политика в Краснодарском крае направлена на создание равных условий для работы всех СМИ, независимо от форм собственности. Наряду с государственными и муниципальными СМИ работают частные газеты, вещает независимое телевидение и радио.

В 1998 г. зона охвата государственным краевым телерадиовещанием составляла около 70% населения края. С принятием Программы развития государственной передающей сети телевидения и радиовещания в Краснодарском крае (Постановление главы администрации Краснодарского края от 26. 03 1998 г. № 145) успешно развивается государственная сеть вещания краевых теле- и радиопрограмм с возможностью охвата самых отдаленных и труднодоступных населенных пунктов.

На первом этапе реализации программы были решены технические и технологические вопросы по организации перевода трансляции краевых телерадиопрограмм с наземной сети радиорелейных линий на космические каналы телерадиовещания.

Тем не менее, на конец 2002 г. около 200 населенных пунктов, находящихся в отдаленных горных районах Краснодарского края, не имели уверенного приема краевых программ телевидения и радиовещания. Поэтому в 2002 г. была принята «Программа развития государственной передающей сети телевидения и радиовещания в Краснодарском крае на 2003-2006 годы». Подзаконными нормативными актами программа пролонгирована на 2007 год [3].

В настоящее время построены и осуществляют вещание 233 объекта, являющиеся компонентами аналоговой сети. Но в ближайшем будущем значительное расширение зоны вещания и увеличение количества федеральных телепрограмм на территории края не представляется возможным. В крае исчерпан частотный ресурс и разработать новые каналы для вещания телепрограмм практически невозможно. Решение данной проблемы целесообразно осуществлять путем создания в крае цифровой сети телевещания. С переходом на цифровой формат, ситуация изменится принципиальным образом. В цифровом режиме вещания на одной частоте может одновременно передаваться до 5-6 телевизионных программ с высоким качеством (в настоящее время передается только одна телепрограмма).

Что касается периодических печатных изданий, то положительную роль в поддержке региональной и местной прессы сыграл Закон Краснодарского края «О государственной поддержке средств массовой информации Краснодарского края» от 03.03. 1997 г. № 66-КЗ. В соответствии с законом районные и городские газеты, включенные в краевой реестр СМИ, получают субсидии на частичную компенсацию затрат на газетную бумагу, полиграфические услуги, услуги по доставке и распространению [3].

Спрос на продукцию полиграфических предприятий в последние годы постоянно растет, увеличивается количество издаваемых газет и журналов, растут объёмы выпуска рекламно-презентационных книг, буклетов, каталогов, что обусловлено подъемом практически всех отраслей краевой экономики. Рост этих показателей обеспечен главным образом за счет развития частных полиграфических предприятий, созданных с привлечением инвестиций из других регионов.

При создании благоприятных условий для издательско-полиграфического бизнеса, в первую очередь за счет государственной поддержки инновационного развития предприятий с государственным участием, эта часть отрасли способна нарастить вклад в доходную часть краевого бюджета как минимум на 20%.

Анализ внешних условий проводится для определения мировых и российских трендов развития СМИ. Комплекс мер по государственному воздействию на развитие отрасли должен быть адекватным российским и мировым тенденциям. В Краснодарском крае СМИ обладают достаточно существенным потенциалом и имеют положительную динамику развития, при этом в число факторов, противодействующих их успешному росту, входят факторы макроэкономического характера, которые окажут достаточно ощутимое воздействие на будущее развитие отрасли. Сложившаяся конкурентная среда на рынке СМИ достаточно эффективна, и государство может реализовывать свои интересы в отрасли через подконтрольные СМИ (с государственным участием в капитале). Отсюда, к важнейшей функции государства как регулятора следует отнести создание равных условий для конкуренции на рынке, равных возможностей доступа государственных и негосударственных СМИ к информационному пространству.

Анализ ситуации выявил существенный дефицит квалифицированных кадров в редакциях печатных и электронных СМИ, издательско-полиграфического комплекса края, а также среди работников органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих связи с общественностью и работу со СМИ. Наряду с дефицитом кадров, остро стоит проблема повышения квалификации и профессионального мастерства персонала. Недостаточна профессиональная подготовка и руководящих работников отрасли в целом. Нет замены руководителям, достигшим предельного пенсионного возраста молодыми квалифицированными кадрами.

Наиболее сложная ситуация сложилась в электронных СМИ. В большинстве телерадиокомпаний Краснодарского края ощущается острая нехватка режиссерских кадров, недостаточно высок уровень редакторской работы, часто наблюдается полное отсутствие какой-либо профессиональной подготовки среди операторов и инженеров электронного монтажа.

Несмотря на то, что факультеты журналистики государственных и негосударственных вузов выпускают достаточное количество журналистов, значительная их часть не остается в отрасли СМИ. Можно назвать три основных причины создавшейся ситуации:

• в крае пока нет эффективной системы отбора кадров, при которой выявляются и направляются на бюджетную форму обучения факультетов журналистики кубанских вузов наиболее талантливые и перспективные выпускники школ;

• факультеты журналистики ведут набор студентов, не опираясь на рекомендации редакций действующих СМИ, департамента по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Краснодарского края и Краснодарского краевого отделения Союза журналистов России. В ходе обучения теоретический материал, предусмотренный вузовскими программами, не дополняется полноценной практической подготовкой, дающей навыки работы на современном оборудовании, которое используется ведущими телерадиокомпаниями края;

• большинство редакций печатных и электронных СМИ края не могут сегодня предоставить молодым специалистам жилье и обеспечить им достойный уровень зарплаты.

В полиграфии края ситуация с подготовкой и переподготовкой кадров так же стоит достаточно остро. В отрасли недостает молодых квалифицированных кадров. В Российской Федерации специалистов отрасли готовит один вуз - Московский государственный университет печати. Немногочисленные (по причине отдаленности вуза) его студенты из Краснодарского края, завершив обучение, все чаще остаются в Москве, где, в отличие от полиграфических предприятий края, им предлагают высокую заработную плату.

Информация - одна из базовых потребностей человека. Различного рода сведения нужны ему как в бытовых целях, так и для профессиональной, а также общественной деятельности. Информация и возможности получать необходимые сведения наиболее удобным способом - одна из основных потребностей населения страны.

Исходя из вышеизложенного, стратегической целью развития отрасли СМК является обеспечение прав граждан в сфере информации, сохранение информационного пространства, укрепление морально-нравственных ценностей общества, развитие культуры и сохранение культурного наследия.

Этого можно достигнуть путем расширения охвата населения СМИ по следующим основным направлениям:

- телерадиовещание и информационное присутствие в сети Интернет;

- периодические печатные издания;

- полиграфическое производство.

В Краснодарском крае создана система подведомственных Департаменту СМИ Краснодарского края предприятий, на практике являющихся кластером СМК. Указанные предприятия обеспечивают выполнение функций государства по информированию населения и доведению до граждан решений федеральной и региональной законодательной и исполнительной властей. Наличие такой системы позволяет максималь-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

но оперативно реагировать на социально -политические, экономические процессы в обществе и отражать интересы государственной власти, что соответствует практике экономически развитых демократических государств. В настоящее время Департамент способен реализовывать свою главную функцию - обеспечение конституционного права населения края на получение объективной информации - через 17 телерадиокомпаний, 44 печатных изданий.

Наличие системы контролируемых государством СМИ позволяет сконцентрировать усилия Департамента на развитии подведомственных предприятий в условиях свободной конкуренции с негосударственными (независимыми) ТРК и печатными изданиями. При этом Департамент придерживается позиции конкурсного размещения государственного заказа на подведомственных предприятиях, для чего намерен оптимизировать их количество, формы государственного участия в капитале, развить холдинговые структуры с целью повышения концентрации капитала и инновационного уровня предприятий.

Обеспечение дальнейшего развития многопрограммного телевизионного вещания напрямую связано с переходом на вещание в цифровом формате.

Перевод государственной телевизионной сети с устаревших и затратных аналоговых технологий на новые цифровые технологии вещания будет знаменовать собой принципиально новый этап в развитии отечественной отрасли телерадиовещания.

Для вещателей привлекательность цифрового ТВ вещания связана с возможностью существенного увеличения числа услуг, предоставляемых зрителям. Один ТВ радиопередатчик может передавать сигналы нескольких цифровых служб, снижая тем самым удельные расходы в пересчете на одну службу. По данным ЕВи затраты на канал в период смешанного вещания немного возрастают за счет доли цифровой инфраструктуры. После перехода на цифровое вещание относительные затраты на распространение радиотелевизионных программ значительно снижаются.

Поэтому регулирующая роль государства должна состоять в выделении достаточных дополнительных средств на обеспечение режима смешанного вещания и, с другой стороны, в обеспечении правильного баланса платных и социальных услуг телевизионного вещания, их номенклатуры и привлекательности для того, чтобы в период цифрового вещания при общей высокой рентабельности снизить стоимость каждой отдельной услуги.

Сложность технологий телевизионного вещания, многообразие заказчиков, исполнителей и потребителей телеинформационных услуг, а также ресурсные ограничения обусловливают необходимость применения программно-целевого подхода при решении задач создания, развития и эксплуатации системы цифрового телевизионного вещания. Данная проблема, в силу своей масштабности, носит межведомственный и межрегиональный характер и требует комплексного подхода [1, с. 237-239].

Не меньшее значение имеет и переход на цифровое радиовещание. Для принятого в настоящее время циркулярного способа распределения сигналов радиотелевизионного вещания используются каналы наземных и спутниковых систем передачи. Спутниковые распределительные системы передачи, при массовом использовании приемных устройств, в условиях больших расстояний от источников программ до пользователей оказываются значительно экономнее наземных систем передачи. Принимая во внимание необходимость распространения по регионам Российской Федерации все возрастающего количества радиотелевизионных программ, перевод спутниковых распределительных программ на цифровые технологии стал объективной реальностью.

В настоящее время возможности аналогового звукового радиовещания в диапазонах низких (НЧ), средних (СЧ) и высоких (ВЧ) частот практически полностью исчерпаны и наступает время перехода от аналогового звукового радиовещания к цифровому.

Учитывая изношенность технических средств (около 80% передатчиков во всех диапазонах отработали на сети более 25 лет и срок их амортизации превышен в 2-3 раза), первостепенной задачей является сохранение возможности обеспечения населения Краснодарского края и России в целом социально значимым пакетом радиовещательных программ.

Для достижения этой цели необходимо:

- провести модернизацию передатчиков НЧ и СЧ диапазонов, направленную на повышение качества ретранслируемого сигнала, снижение энергопотребления передатчиков, повышение их КПД. Предусмотреть возможность перевода этих передатчиков в режим цифрового вещания (в частности в режим DRM);

- провести модернизацию передатчиков ВЧ диапазона, направленную на повышение качества ретранслируемого сигнала, снижение энергопотребления передатчиков, повышение их КПД. Предусмотреть возможность перевода этих передатчиков в режим цифрового вещания (в частности в режим DRM);

- организовать систему контроля напряженности поля в точках приема и обеспечение слышимости на всей территории края.

Альтернативой DRM в диапазонах, предназначенных для АМ вещания для покрытия радиовещательными программами больших территорий с малой плотностью населения, может стать непосредственное спутниковое звуковое радиовещание, позволяющее принимать цифровой сигнал непосредственно на бытовые приемники. Цифровое спутниковое вещание не требует наземной инфраструктуры, что возможно позволит в дальнейшем отказаться от передатчиков, работающих в НЧ, СЧ и ВЧ диапазонах. Такое вещание должно осуществляться в цифровом формате с качеством звука, близким к компакт-диску, отсутствия шу-

мов, замираний и радиопомех. Цифровое радиовещание позволяет слушателю принимать до 100 программ различного формата и на разных языках.

Для осуществления диверсификации телевизионного вещания необходимо развивать сеть кабельного телевидения [1, с. 237-239; 1, с. 115-117].

В настоящее время развитие кабельного телевидения носит стихийный характер. При активном участии ЮТК осуществляется прокладка волоконно-оптических линий связи, подключение пользователей. Никто не контролирует какие программы подаются в кабельную сеть, как и на каких условиях осуществляется подключение и т.д. Другими словами, единого подхода и как следствие, централизованной, управляемой кабельной сети в городах края нет. Вместе с тем развитие и использование кабельной сети, особенно в крупных городах края, должно носить централизованный характер. Одним из аспектов, требующих данного подхода, является перевод телевизионного вещания на цифровой формат. Вопрос связан с раздачей пользователям цифрового сигнала, особенно в крупных городах края. Если аналоговый сигнал телезрителями может приниматься с помехами, то цифровой сигнал либо есть, либо его нет. Наличие в городах зданий, сооружений, что является значительными помехами, создаст трудности в его распространении. Поэтому в этой ситуации становится актуальным вопрос использования для этих целей кабельной сети.

Используемые в настоящее время аналоговые сети кабельного телевидения и системы коллективного приема физически и морально устарели. Они не отвечают современным требованиям ни по возможности доведения до пользователей многопрограммного контента (востребованного количества телевизионных и звуковых программ) и ни по сервису услуг связи.

Концепция развития сетей кабельного телевидения предусматривает проведение кардинальной модернизации аналоговых сетей КТВ с учетом реализации современных проектных решений и создание новых многофункциональных информационно-телекоммуникационных сетей на основе гибридной волоконнокоаксиальной технологии и использования систем широкополосного беспроводного доступа типа MMDS и MVDS. Таким образом, в переходный период до 2015 г. цифровые кабельные сети могут использоваться для одновременного обслуживания пользователей аналоговыми и цифровыми программами телевизионного вещания и радиовещания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Полиди А.А., Максименко А.В. Диверсификация производства как эффективная модель развития производства в современной России //Сб. материалов второй региональной науч.-практич. конф. «Экономика Северо-Кавказского региона на пути к устойчивому развитию в рыночных условиях». 2004.

2. www.admkrai.kuban.ru

Коды классификатора JEL: R11, R 58

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОРОДА В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: МОНИТОРИНГ, УСЛОВИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ЕРЕМЕЕВ С.С.

Еремеев С.С. Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем Южного федерального университета, соискатель, e-mail: [email protected]

Показано, что одним из значимых составляющих конкурентоспособности экономики города становится его позиционирование в системе региональной экономики.

Ключевые слова: город; конкурентоспособность; региональная экономика; мониторинг

Развитие региона в глобализирующейся и, одновременно, всё более фрагментарной и высококонкурентной макроэкономической среде во многом корреспондирует с социально-экономической динамикой имманентных ему городов, с их способностью наращивать и эффективно реализовывать свои конкурентные преимущества. В контексте регионализации национальной экономики и углубляющегося «расслоения» территориально-хозяйственных систем по условиям и особенностям включения в систему территориальной конкуренции, одним из значимых составляющих конкурентоспособности экономики города становится его мезоэкономическое позиционирование, наличие и действенность механизмов стимулирования городского развития с учётом ресурсного потенциала и макроэкономической специализации региональной экономики в целом. Разносторонний учёт региональной детерминанты конкурентоспособности городского развития в особой мере значим для городов с преимущественно индустриальной функцией, чьи экономические комплексы испытали глубокий трансформационный спад и, в этой связи, нуждаются в

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.