Научная статья на тему 'Роль и место электронной инвестиционной системы в совершенствовании топливно-энергетического комплекса Краснодарского края'

Роль и место электронной инвестиционной системы в совершенствовании топливно-энергетического комплекса Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ИНВЕСТИЦИИ / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ХОЛДИНГ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ОПЕРАЦИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ РЫНОК ИНВЕСТИЦИЙ / ЕДИНОЕ ИНВЕСТИЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ОПЕРАЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ МОДЕЛЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козловская С. А.

В статье раскрыты особенности современного состояния ТЭК Краснодарского края, определены основные цели, задачи его развития. Обоснована необходимость внедрения электронной инвестиционной системы для создания конкурентных преимуществ ТЭК с описанием функционального, организационно-нормативного, и технического аспектов системы. Разработаны сценарии развития ТЭК края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и место электронной инвестиционной системы в совершенствовании топливно-энергетического комплекса Краснодарского края»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

как на названные подходы, так и на сложившиеся в развитых странах принципы индикатирования конкурентоспособности.

Подчеркнём также, что в условиях посткризисного экономического роста приоритеты повышения конкурентоспособности индустриальных городов в системе региональной экономики последовательно смещаются из бюджетно-перераспределительной сферы (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, трансферты на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, налоговые льготы и др.) в область рыночно мотивированной, подкрепляемой адекватными институциональными и финансово-инвестиционными усилиями на муниципальном и региональном уровне капитализации города, использования позитивных эффектов валоризации его экономики в социальных и экологических целях (в рамках совершенствования системы платежей за землю, сервитутов и др.). Условием опережающей капитализации индустриальных городов в территориально-хозяйственном контексте Ростовской области выступает преодоление инфраструктурных ограничений развития профильных кластеров и групповых систем расселения, что, отчасти, достижимо в рамках концептуально разработанного в диссертации механизма бюджетно-налогового стимулирования развития инфраструктурных предпосылок конкурентоспособности, предусматривающего целевые отчисления от региональных налогов на реализацию инфраструктурных проектов города.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лексин В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 9. Городская Россия - проблемное воплощение реформ//Российский экономический журнал, 2002. № 1.

Коды классификатора JEL: О 43, R 11

РОЛЬ И МЕСТО ЭЛЕКТРОННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

КОЗЛОВСКАЯ С.А.

Козловская С.А. Российский государственный торгово-экономический университет, ст. преподаватель кафедры экономики и управления на предприятии, Kozlovskaya_SA@mail.ru

В статье раскрыты особенности современного состояния ТЭК Краснодарского края, определены основные цели, задачи его развития. Обоснована необходимость внедрения электронной инвестиционной системы для создания конкурентных преимуществ ТЭК с описанием функционального, организационно-нормативного, и технического аспектов системы. Разработаны сценарии развития ТЭК края.

Ключевые слова: инвестиционная политика; топливно-энергетическая система; инвестиции; топливно-энергетический холдинг; инвестиционная среда; электронная инвестиционная система; инвестиционная деятельность; инвестиционные операции; электронная инвестиционная деятельность; стратегия; электронный рынок инвестиций; единое инвестиционно-информационное пространство; электронные инвестиционные операции; инвестиционно-информационная деятельность; организационно-нормативная модель; конкурентоспособность.

В процессе совершенствования инвестиционной политики управления добычей, транспортировкой и переработкой топливно-энергетических ресурсов планирующим структурам необходимо учитывать различные факторы, влияющие на работу предприятий в системе обеспечения поставок этих ресурсов.

Данная система образуется в процессе работы входящих в состав инфраструктуры обслуживания конкретных топливно-энергетических систем предприятий и их объединений в форме холдинга по добыче, транспортировке и переработке топливно-энергетических ресурсов на уровне субъекта Российской Федерации.

Общий экономический эффект по топливно-энергетической системе на уровне субъекта Российской Федерации в целом находится в прямой зависимости от механизма распределения инвестиций между предприятиями в этой сфере.

Необходима комплексность в реализации управленческого решения в топливно-энергетическом холдинге. Инвестиционная политика должна быть ориентирована, прежде всего, на ведение комплексного управления добычей, транспортировкой и переработкой топливно-энергетических ресурсов. При этом формируется соответствующая инвестиционная среда для предприятия и организации и управления добычей, транспортировкой и переработкой топливно-энергетических ресурсов промышленного холдинга [1].

В этом направлении стратегическим моментом является создание электронной инвестиционной системы (ЭИС), функциональная схема которой приведена на рис. 1.

Функции

- сбор и регистрация оперативной информации -накопление и управление базам данных

-регламентация и

обеспечение

безопасности

доступа и работы с

базами данных

-исключение или

максимальное

сокращение

документооборота

на бумажных

носителях

- авторизация заказчиков с применением ЭЦП

> электронного < документооборота

Информационноаналитическая система

Центральный сервер /

Подсистема

у

/

Функции:

- анализ

- планирование

- управление

- контроль

- подготовка и проведение электронных торгов

- проведение конкурсов по инвестициям

- проведение запросов котировок и мониторинг цен

- формирование сообщества квали фицированн ых инвесторов

Функции:

Потребители

Заказчик

Инвестор

Рис. 1. Функциональная схема электронной инвестиционной системы

До настоящего времени использование систем электронной инвестиционной деятельности в России осложнялось следующими факторами:

- отсутствием понимания основных принципов создания и функционирования рынка инвестиций;

- отсутствием регламентирующей среды, учитывающей особенности электронной инвестиционной деятельности;

- некорректными критериями оценки эффективности инвестиционных операций;

- отсутствием структурированных баз данных с возможностями автоматизированного поиска;

- отсутствием готовых программных продуктов для систем электронной инвестиционной деятельности. На рис. 2 приведена стратегия управления инвестиционными операциями в рамках предлагаемой Системы электронной инвестиционной деятельности.

Для создания системы электронной инвестиционной деятельности с широкими возможностями применения необходимо решение следующих задач:

- Выработка основных принципов создания и функционирования электронного рынка инвестиций.

- Создание единого инвестиционно-информационного пространства для участников рынка.

- Создание регламентирующей среды, учитывающей особенности электронной инвестиционной деятельности.

- Создание функционала системы, отвечающего основным принципам функционирования рынка и регламентирующим документам.

- Организация сервисов, повышающих эффективность бизнеса участников рынка.

- Соблюдение принципа экономической заинтересованности всех участников Рынка в создаваемой системе электронной инвестиционной деятельности.

Предлагаемая Система электронной инвестиционной деятельности решает вышеназванные задачи, снимает ограничения и позволяет использовать преимущества электронной информационно-инвестиционной системы.

Система позволяет реализовать следующие основные функции:

1. Информационную, с помощью которой Участники Системы могут:

- получать информацию о новых инвестиционных продуктах;

- ознакомиться с перечнем действующих отраслевых нормативно-технических документов;

- ознакомиться с программами ремонта, технического перевооружения и капитального строительства предприятий отрасли;

- ознакомиться с концепциями, моделями и другими материалами отрасли.

2. Аналитическую, представляющую статистическую информацию по предприятиям и сделкам, проводимым Участниками в Системе, что позволяет:

- правильно оценив ситуацию на рынке, выбрать партнеров для инвестиций;

- проанализировать целесообразность предлагаемых инвестиций;

- контрагентам сделать более точные прогнозы при планировании производства той или иной продукции или оказании новой услуги в соответствии с рыночным спросом на ближайшую перспективу или оценить работу собственного предприятия в действующих рыночных условиях.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Заказчик

Операционный менеджмент

- плановая потребность в инвестициях -отсутствие сбоев в электронных

инвестиционных операциях

Управление конкурсными процессами и принятие управляющих решений

Финансовый менеджмент

- минимальный удельный вес затрат в себестоимости

- минимальная потребность в финансировании

- максимальная оборачиваемо сть оборотного капитала

- минимальные финансовые риски

Информационная система управления инвестиционными операциями__________________

И

Рынок инвесторов

- количество

- доходность

- условия инвестиций

- надежность и имидж инвесторов

- качество и состав сопутствующего сервиса

ТУ

і

Стратегия инвестиций

- конкурентоспособность заказчиков

- инвестиционный климат

- снижение затрат на обслуживание инвестиций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- оборачиваемость средств

- стратегическое партнерство

Исполнение инвестиционной политики

1 График

перечисления

инвестиционных

средств

План-

график

проведени

я

конкурсны х торгов

Контур

организац

ии

конкурсов

Рис. 2. Стратегия управления инвестиционными операциями

3. Маркетинговую, позволяющую Участникам через систему автоматизированного поиска получать информацию об инвестициях, которые их интересуют.

4. Торговую, посредством которой Участники Системы, получив информацию о потенциальных партнерах и проведя ее анализ, имеют возможность организовать электронные инвестиционные операции в различных режимах, как в сегменте инвестора, так и в сегменте получателя инвестиций.

Таким образом, в рамках данной Системы:

- Снимаются основные ограничения, присущие традиционной форме организации инвестиций, проводимых в «бумажной» форме.

- Решаются проблемы, сдерживающие широкомасштабное использование систем электронной инвестиционной деятельности.

- Реализуются преимущества применения современных информационных технологий в инвестиционно-информационной деятельности.

На рис. 3 приведена организационно-нормативная модель обеспечения инвестиционных операций на базе ЭИС.

Данная Система может применяться для организации инвестиционно-информационной деятельности в любой отрасли экономики, а также и для корпоративных инвестиционных операций.

Система может быть построена на программном обеспечении с открытым исходным кодом. На сервере должна использоваться операционная система FreeBSD 5.2, СУБД MySQL 4.0.18, веб-сервер Apache 1.3.29, скриптовый язык РНР 4.3.4, почтовый сервер CommuniGate Pro, антивирусное ПО DrWeb.

Запуск задач по расписанию должен осуществляться программами сгоп и wget. Обновление файлов производиться через систему контроля версий CVS.

Скорость подключения к Интернету должна быть не менее 100 Мбит. Система резервируется дополнительным сервером, установленным на площадке другого провайдера, на который производится репликация данных в реальном времени.

Для корректной работы с системой у пользователя должен быть установлен браузер Microsoft Internet Explorer версии 5.01 и выше с включенной поддержкой файлов Cookies и JavaScript [6].

Вышеописанные функциональные характеристики позволяют перейти к вопросам определения конкретных направлений формирования инвестиционной политики эффективного управления добычей, транс-

портировкой и переработкой топливно-энергетических ресурсов на всех уровнях топливно-энергетического комплекса России.

На сегодняшний день крайне остро стоит проблема совершенствования ТЭК Кубани. Современное состояние топливно-энергетического комплекса Кубани имеет ряд характерных особенностей:

1. Высокие тарифы на газ, электрическую и тепловую энергию.

2. Низкий коэффициент использования установленной мощности инженерных систем за счет их изношенности.

3. Выработка паркового ресурса основного оборудования топливно-энергетического комплекса региона.

Рис. 3. Организационно-нормативная модель обеспечения инвестиционных операций на базе ЭИС

Основными целями и задачами перспективного развития топливно-энергетического комплекса Кубани должны быть:

1. Надежное и бесперебойное снабжение потребителей Кубани газом, нефтепродуктами, электрической и тепловой энергией в необходимом количестве.

2. Обеспечение качества газа, нефтепродуктов, электрической и тепловой энергии, соответствующего установленным требованиям.

3. Обеспечение потребителей тепловой энергией должно производиться в основном за счет сжигания органического топлива.

4. Приоритет в увеличении выработки электрической энергии следует отдать гидроэнергетике, низкая цена вырабатываемой ГЭС электроэнергии рано или поздно заставит заняться строительством мини-ГЭС в прилегающих к горам районах.

5. Использование нетрадиционных источников энергии (ветровые, солнечные, приливно-отливные электростанции и т.д.) следует отнести к технической экзотике, не имеющей перспективы в ближайшие 10-15 лет.

6. Увеличение перетока электрической энергии с севера на юг потребует увеличения пропускной способности магистральных и распределительных сетей[3].

Стратегической целью инвестиционной политики управления добычей, транспортировкой и переработкой топливно-энергетических ресурсов является улучшение состояния ТЭК Кубани для обеспечения надежного и бесперебойного снабжения потребителей газом, нефтепродуктами, электрической и тепловой энергией.

Механизмы инвестиционной политики должны быть направлены в первую очередь на создание конкурентных преимуществ регионального топливно-энергетического комплекса путем инвестиций в реконструкцию и модернизацию основных средств, внедрения современных управленческих технологий и прогрессивных технологических разработок, реконструкцию и повышение надежности оборудования [2].

Основными направлениями инвестиционной политики должны быть следующими:

1. повышение инвестиционной привлекательности энергокомпаний;

2. осуществление необходимых инвестиций в условиях ограниченности финансовых и временных ресурсов.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Необходимо отметить, что существует серьезная опасность перехода энергокомпаний Кубани к неэффективным собственникам, финансово-промышленным группам, а так же иностранным компаниям, которые будут преследовать свои цели, далеко не всегда совпадающие с региональными общественными интересами. Это должно быть исключено, либо ограничено соответствующими правовыми актами.

Проведение единой региональной научно-технической политики особенно актуально для компаний, работающих на рынках однородной продукции, где основным конкурентным преимуществом является лидирование по минимизации издержек. Основными направлениями научно-технической политики, ориентированными в первую очередь на рост конкурентных преимуществ являются:

- разработка, приобретение и внедрение прогрессивных технологий и высокопроизводительного оборудования;

- повышение эффективности производства и надежности энергетического оборудования.

Для осуществления и внедрения научно-технических разработок требуется создание единой базы НИОКР и инновационной инфраструктуры.

Таким образом, нужно скорректировать индивидуальные инвестиционные стратегии развития энергокомпаний региона в сторону увеличения использования общего потенциала, распространить опыт и технологии передовых компаний, осуществить пересмотр внутрирегиональных взаимоотношений и функциональных стратегий.

С этой целью необходимо осуществить следующие инвестиционные меры:

1. Создание корпоративного регионального органа, координирующего инвестиционную деятельность энергокомпаний.

2. Создание единой региональной информационной системы в области инвестиций с подчинением ее региональному корпоративному органу.

3. Разработка скоординированных долгосрочных и среднесрочных инвестиционных бизнес-планов, учитывающих как интересы всего регионального топливно-энергетического комплекса, так и интересы каждой энергокомпании.

4. Реализация комплекса юридических мероприятий по истребованию просроченной дебиторской задолженности вплоть до инициации процедуры банкротства в отношении неплательщиков.

5. Коррекция инвестиционных стратегий энергокомпаний в направлении формирования и использования долгосрочных источников финансирования.

6. Проведение маркетинговых исследований, разработка бизнес-планов для привлечения инвестиций во внедрение высоких технологий добычи, транспортировки и переработки топливно-энергетических ресурсов.

7. Формирование благоприятного экономического окружения. Вывод энергокомпаний на новый уровень возможен только при такой политике руководства, которая направлена на формирование благоприятной экономической среды, установления долгосрочных и взаимовыгодных партнерских отношений. Особенно актуальным будет применение инструментов по принятию оптимальных стратегических решений[4].

Исходя из выше сказанного, можно сформулировать прогнозы развития

предприятий ТЭК Кубани на основании двух сценариев, изображенных на рис. 4.

Как видно на рисунке, именно реализация внедрения электронной инвестиционной системы является точкой бифуркации дальнейшего развития предприятий ТЭК Кубани. Отсутствие внимания к проблемам эффективной инвестиционной политики может привести к падению производства топливно-энергетических ресурсов к 2010г.

Сценарий 1 - максимально-возможный, сценарий 2 - реалистический. Сценарий 1 - основополагающим моментом является то, что в прогнозном периоде должна начаться целенаправленная смена устаревших технологических укладов и избирательное развитие производств, основанных на прогрессивных поколениях техники.

Предполагается, что, хотя и с опозданием, будут реализовываться мероприятия, связанные с сохранением и развитием той части региональной технологической базы, которая способна обеспечить конкурентоспособность добычи, транспортировки и переработки топливно-энергетических ресурсов в интересах решения приоритетных задач обеспечения предприятиями ТЭК Кубани потребностей региона.

Конкретно это будет определяться развитием инвестиционных вложений, обеспечивающих повышение конкурентоспособности деятельности для кардинального изменения технического уровня ТЭК Кубани. Появится возможность создания приоритетного технологического задела для целереализующих систем будущего за счет инвестиционной поддержки ТЭК Кубани, а также за счет активизации процессов коммерциализации технологий.

Для того чтобы за период 2008-2010 годы по первому сценарию значимо проявилась тенденция оживления предприятий ТЭК Кубани, необходимо внедрение предлагаемой электронной инвестиционной сис-

темы. Основываясь на опыте внедрения аналогичных систем за рубежом и в России (NetInvestor, QUIK-Брокер, РостТейд, Internet Dealer, Alor-Trade, Aton-Line, RemoteTrader, Z-Trade, ИТС-Брокер, PFS, AFM и др.), можно прогнозировать 25-30% увеличение объема привлекаемых инвестиций, обеспечиваемое внедрением электронной инвестиционной системы за счет следующих факторов:

1. повышения информированности участников;

2. удобства механизма инвестиционных операций;

3. расширения круга участников [5].

Это позволит обеспечить 5% ежегодного роста показателей развития ТЭК Краснодарского края по 1-му сценарию, в сравнении с 2,5% ежегодного роста по 2-му сценарию.

Сценарий 2 - реалистический - основывается на продолжении сложившихся тенденций в ТЭК Кубани в 90-х годах.

В течение этого периода не предполагается масштабных инвестиционных вливаний в отрасль. Сохранится непонимание в региональных властных структурах необходимости кардинального преодоления глубокой технологической отсталости ТЭК Кубани. Внедрение предлагаемой электронной инвестиционной системы не будет.

Таким образом, становится очевидной необходимость создания электронной инвестиционной системы как стратегического компонента в направлении эффективного топливно-энергетического комплекса, как Краснодарского края, так и России в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ермолаев А.И. Инвестиции для эффективного управления ТЭК России.// Газовая промышленность, 2004, № 7. С.38.

2. ЗабродинЮ.Н. Управление нефтегазостроительными проектами: современные концепции, эффективные методы и международный опыт / Ю.Н. Забродин, В.Л. Коликов, А.М. Саруханов. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. 406 с.

3. Зайденварг В.Е., Подоляк В.И., Сараев В.Н. Основы управления кризисами на рынках угля, топливноэнергетических ресурсов и электроэнергии. М.: Институт экономических стратегий, 2003. С. 39.

4. Иванов Н.Н. Теоретические аспекты управления инфраструктурой предприятий и организаций / Н.Н. Иванов // Изв. С.-Петерб. ун-та экономики и финансов. 2001, № 1. С. 86 - 96.

5. Информатизация России и формирование инвестиционного рынка. Всероссийская конференция // Научно-техническая информация. Сер. 1. 1992, №3. С.22.

6. Ищенко А.А. Характеристика крупнейших поставщиков программных решений, используемых при создании межорганизационных электронных площадок строительной отрасли, ГОССТРОЙ РОССИИ. Серия Экономика, организация и управление в строительстве. М.: ВНИИНТПИ, 2004. 210 с.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.