Научная статья на тему 'Институциональные условия в организационно-экономической составляющей генерирования и распространения процессов динамичного развития промышленного региона'

Институциональные условия в организационно-экономической составляющей генерирования и распространения процессов динамичного развития промышленного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
543
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промышленный регион / институциональный потенциал / факторы развития / комплексный подход / экономические системы / устойчивое развитие / industrial region / institutional capacity / development factors / integrated approach / economic systems / sustainable development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.М. Азарян, Р.В. Кузьменко

Установлена и обоснована необходимость комплексного подхода к организационно-экономической составляющей генерирования и распространения процессов динамичного развития промышленного региона на основе влияния институциональных условий. Сформулированы основные направления в концептуальном развитии структурных преобразований в промышленности в современных условиях развития региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The institutional environment in the business component of generating and distributing the processes of dynamic development of the industrial region

The article states and explains the necessity of using the integrated approach to the business component of generating and distributing the processes of dynamic development of the industrial region, based on the influence of the institutional environment. The basic trends in the conceptual development of the industrial structural adjustments in the modern context of the regional economic development have been formulated.

Текст научной работы на тему «Институциональные условия в организационно-экономической составляющей генерирования и распространения процессов динамичного развития промышленного региона»

Институциональные проблемы экономики

УДК 330.837/332.14

Е.М. АЗАРЯН, д-р экон. наук, проректор по научной работе, е-mail: science@prorect.donnuet.education

ГОУ ВПО Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского

Р.В. КУЗЬМЕНКО, канд. экон. наук, старший научный сотрудник,

е-mail: leon654@rambler.ru

ГУ «Институт Экономических Исследований», г.Донецк, ДНР

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ В ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ГЕНЕРИРОВАНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ДИНАМИЧНОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА

Установлена и обоснована необходимость комплексного подхода к организационно-экономической составляющей генерирования и распространения процессов динамичного развития промышленного региона на основе влияния институциональных условий. Сформулированы основные направления в концептуальном развитии структурных преобразований в промышленности в современных условиях развития региональной экономики.

Ключевые слова: промышленный регион, институциональный потенциал, факторы развития, комплексный подход, экономические системы, устойчивое развитие.

Azaryan E.M., Kuz'menko R.V.

The institutional environment in the business component of generating and distributing the processes of dynamic development of the industrial region.

The article states and explains the necessity of using the integrated approach to the business component of generating and

distributing the processes of dynamic development of the industrial region, based on the influence of the institutional environment. The basic trends in the conceptual development of the industrial structural adjustments in the modern context of the regional economic development have been formulated.

Keywords: industrial region, institutional capacity, development factors, integrated approach, economic systems, sustainable development.

Современные тенденции развития промышленных регионов требуют комплексного подхода к формированию региональной структурной политики как системы административных и экономических мер государственного воздействия на экономическое развитие. Поэтому перед центральными государственными и региональными органами власти стоят задачи, связанные с осуществлением эффективного взаимодействия по управлению процессами, направленными на совершенствование структуры промышленного производства, рациональное ис-

© Е.М. Азарян, Р.В. Кузьменко, 2016

пользование накопленного потенциала, а также сохранение окружающей среды. Этими задачами обусловлена актуальность в необходимости поиска наиболее оптимальной организационно-экономической составляющей для генерирования и распространения процессов динамичного развития промышленного региона. При этом очень важно отметить, что современный уровень отношений между субъектами хозяйственной деятельности требует сглаживания противоречий между устаревшими и прогрессивными технологиями в результате множества процессов, динамика которых зависит от состояния инновационной составляющей, в рамках реиндустриализации.

Целью данного исследования является обоснование необходимости решения задач по синхронизации интересов в промышленном регионе между производственной и социально-институциональной сферами с учетом качественных изменений посредством принятия управленческих решений на основе комплексной оценки институциональных условий, инновационной, отраслевой, территориальной и информационной составляющих экономического развития.

Институциональные трансформации всегда связывают с позитивными изменениями в обществе. Институциональное развитие экономики промышленного региона происходит, в том числе, под влиянием постоянного взаимодействия между институтами. Институты также являются важнейшим элементом общественных связей. Поэтому особое значение приобретает качество государственного управления, степень развития правового поля государства и разветвленность рынка. Однако для характеристики институциональной среды в промышленном регионе следует отметить ряд факторов, непосредственно предопределяющих конкурентоспособность экономики региона, а именно: по состоянию трудового

и технического потенциалов, степени общественного развития, уровню взаимодействия государственных структур, бизнеса и населения. Исследования, проводимые учеными, свидетельствуют о том, что институциональная среда находится в постоянной трансформации. Институты формируются, изменяются и закрепляются в зависимости и от эффективности альтернативных способов координации хозяйственной деятельности. Специфика развития экономических систем в современном мире такова, что изменения в формировании институтов на всех уровнях, в том числе и на региональном, должны рассматриваться во взаимосвязи с промышленным потенциалом, а анализ их взаимодействия должен носить комплексный характер.

Каждый промышленный регион является подсистемой единого экономического комплекса государства. Такое положение позволяет сделать вывод о том, что институциональный потенциал государства складывается и на региональном уровне. Промышленные регионы функционируют в рамках единого экономического пространства, необходимыми признаками и условиями которого являются общая нормативно-правовая база, единство финансовой системы и таможенная территория, также следует отметить наличие интегрированных инфраструктурных систем (энергетика, транспорт, связь). Поэтому к числу важнейших обобщающих характеристик экономического пространства можно отнести: плотность (численность населения, объем валового продукта, природные ресурсы, основные фонды и т.п. на единицу площади); размещение (показатели равномерности, дифференциации, концентрации, распределения населения и экономической деятельности); взаимосвязь (интенсивность экономических связей между частями и элементами пространства, а также условия мобильности

товаров, услуг, капитала и людей, определяемые уровнем развития коммуникационных сетей). Однако следует учитывать, что региональные пропорции определяются территориальным разделением труда, использованием региональных особенностей, которые возникают под влиянием различных начальных состояний населения, природно-ресурсного потенциала, социальной и экономической подсистемой региона, а также находятся под влиянием изменений, происходящих в этих системах. Из этого следует, что промышленные регионы могут отличаться как количественным и качественным состоянием своих подсистем, так и характером их взаимодействия, то есть институциональной средой.

Механизм взаимосвязи экономического роста и институциональной составляющей определяется тем, что темпы роста экономики определяются, главным образом, интенсивностью накопления физического и человеческого капитала, а также ростом производительности труда, который, в свою очередь, обусловлен развитием технологий и повышением эффективности производства вследствие интеграции национальной экономики в международное разделение труда. Развитие и внедрение новых технологий происходит тем интенсивнее, чем более конкурентоспособными являются условия, в которых функционируют экономические субъекты, и чем эффективнее мотивы к осуществлению инновационной и научно-исследовательской деятельности. Интенсивность протекания всех вышеперечисленных явлений будет зависеть от стимулов, действующих в данной экономике, которые, в свою очередь, являются порождением сложившихся в рамках данного общества институтов. Экономический рост зависит, таким образом, от традиционных факторов, которые выступают производной от действующих ин-

ститутов, лежащих в основе экономической модели государства.

Одним из примеров формирования институтов регионального развития является принятие в 2005 г. Закона Украины «О стимулировании развития регионов» [1]. Основными инструментами его реализации является соглашение о региональном развитии и программа преодоления депрессивного состояния. Не менее важен сам порядок разработки, утверждения и реализации таких документов для прозрачности и действенности в дальнейшем.

Формирование региональных соглашений и программ всегда связано с потенциальными угрозами. Так, «формализм», то есть разработка соглашений (программ) только в строгом соответствии с формальными требованиями, будет являться лишь тиражированием документов без учета специфики региона, то есть непродуктивным и неэффективным. Отсутствие четких формулировок при разработке документа, т.е. отсутствие определения действительно важных стратегических приоритетов и направлений развития. Особое внимание следует уделить одному из основных принципов - согласованию краткосрочных целей и текущих интересов. Согласование интересов всегда является сложной задачей, поэтому его целесообразно начать с определения долгосрочных целей и ориентиров. Поэтому одной из главных задач является построение ориентиров будущего. Это позволит сконцентрировать потенциальные инвестиции, вместо того, чтобы «точечно» распределять их по всей территории. Программные документы должны учитывать как оптимистический, так и умеренный варианты развития. Важное значение имеет система обратных связей для оценки текущей ситуации, границ экономической системы и приоритетов. В результате реализации определенных мероприятий могут быть изменены при-

оритеты, понимание границ экономической системы региона и оценка текущей ситуации.

До недавнего времени экономисты акцентировали внимание на вопросах эффективности и принуждения относительно выполнения указов и распоряжений, зафиксированных решениями властных структур, и ограничивались анализом формальных институтов государственности [2, 3, 4, 5]. Однако понимание сути политики государственной власти гораздо шире, оно включает и неформальные институты, и институциональные особенности отношений во властных иерархических структурах, и индивидуальные, очень часто недобросовестные, мотивы субъектов экономического и политического процессов. Специалисты, ссылаясь на положительный опыт развитых стран, указывают на необходимость оформления государственной экономической политики в виде соответствующего документа. Тогда грамотно выстроенная экономическая политика будет способна к решению значительных по масштабам социальных проблем на институциональной основе, поддерживая максимально возможные темпы экономического роста с одновременно справедливым распределением ВВП. При этом основными составляющими экономической политики должны быть финансовая, региональная, структурная и промышленная. Анализ мировой практики хозяйствования свидетельствует о том, что в каждой стране можно выделить специфические особенности взаимодействия государства и регионов. При этом следует учесть, что важная роль в этом взаимодействии принадлежит системе налогообложения, особенно практике уплаты именно тех налогов и сборов, которые являются основой формирования местных бюджетов. Анализ зарубежного опыта формирования доходов всех уровней свидетельствует в пользу того, что

наиболее значимыми являются косвенные налоги и сборы - НДС и акцизы.

Ключевая роль институтов достаточно подробно обоснована в литературе последних десятилетий. Как показывает опыт развитых стран, использование современных институтов может стать одним из важнейших источников модернизации в условиях перехода к новым формам хозяйствования. И именно поэтапное формирование институтов, которые стимулируют устойчивое развитие, может способствовать решению проблем, связанных с повышением эффективности реального сектора экономики и его модернизацией. Целесообразным будет структурирование существующих нормативно-законодательных актов, которые бы определяли их взаимосвязь и подчиненность в системе государственного управления экономическим развитием.

В процессе проведения структурных преобразований в промышленности на региональном уровне необходимо учитывать возможность противоречий, заключающихся в несовпадении интересов между территориальными особенностями региона и отраслевыми особенностями промышленности. Такие противоречия могут способствовать увеличению роста несогласованности в действиях отраслевых и территориальных органов управления. Однако отличительной чертой противоречий отраслевого и территориального управления является то, что ни одна из составляющих этих противоречий не может квалифицироваться как отрицательная, так как эти противоречия возникают при изменении соотношения таких сторон социально-экономического развития и хозяйственной практики, которые тесно связаны между собой и не могут существовать друг без друга. Территориальный подход к регулированию экономического развития создает возможность наиболее полного использования местных ресурсов, улучшения эколо-

гической среды промышленного региона. Отраслевой подход в управлении создает возможность рационального использования научно-технологических ресурсов и использования возможностей финансовой и информационной поддержки преимущественно в группах технологически связанных предприятий промышленности. Поэтому управление развитием экономики промышленного региона не может строиться на основе только регионального или только отраслевого управления, а возникает необходимость комплексного подхода в решении данной задачи. Руководствуясь таким положением, целесообразно выделить следующие основные направления структурных преобразований организационной и функциональной составляющей управления, отвечающих требованиям современного экономического развития:

трансформация принципов управления (децентрализация, развитие программно-целевых механизмов управления для консолидации ресурсов);

трансформация органов управления (перегруппировка подразделений, усиление и развитие взаимосвязей между ними, распределение полномочий и ответственности);

трансформация функций управления (повышение уровня достоверности прогнозирования и стратегического планирования, активное развитие информационной составляющей и экономического анализа) [6].

Таким образом, весь комплекс структурных трансформаций организационно-экономического механизма управления развитием промышленного региона позволит решать социально-экономические проблемы в условиях многозадачности. Подтверждением этому положению может служить тот факт, что слабое развитие системных связей между региональными (федеральными) отраслевыми программами развития промыш-

ленности на среднесрочную и долгосрочную перспективы - одна из первоочередных проблем, решению которой много внимания уделяют ученые-экономисты РФ. Так, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. определяет сбалансированное развитие отраслей промышленности, указывая на отдельные целевые показатели, которые должны быть достигнуты к плановому периоду. Однако корреляция отраслевых стратегий развития с общегосударственным документом в части показателей и периодов перехода в конкурентоспособное состояние происходит не всегда [7]. Поэтому программы экономического развития требуют постоянной доработки и уточнений с учетом всех факторов влияния, а также необходимой разработки наиболее эффективных подходов к управленческим решениям.

Анализ процессов в экономике промышленных регионов России и Украины подтверждает, что сосредоточение усилий на каком-то одном из основных направлений структурных преобразований в сфере управления, как правило, ведет к дисбалансу всей региональной экономической системы, а также к общему снижению уровня эффективности ее функционирования.

Следует заметить, что, обладая несомненными преимуществами перед территориальным управлением в обеспечении единства руководства производством, научно-техническим прогрессом и научными исследованиями, отраслевое управление имеет существенные недостатки, особенно наглядно это проявляется при решении социальных проблем. Так, например, отраслевое управление не может в полном объеме учесть все многообразие социально-экономических, экологических, демографических, национальных, ресурсных и других особенностей каждого промышленного региона.

Анализ мировой экономической практики показывает, что в зависимости от целей экономического развития государства в отдельные периоды, могут преобладать как отраслевые, так и территориальные подходы в управлении. Особенно ярко эта тенденция проявляется в кризисный период развития государства, когда преобладает отраслевое управление, чтобы эффективно и в наиболее сжатые сроки решать задачи по развитию реального сектора экономики. В данном случае основное внимание субъектов отраслевого управления будет сосредоточено на решении своих производственных задач, которые в решающей степени определяют все экономические показатели деятельности конкретных промышленных предприятий. Однако не следует забывать, что решение задач по развитию комплексной межотраслевой кооперации в промышленном регионе будет способствовать наиболее эффективному использованию экономического потенциала промышленного региона в целом.

Поэтому необходимо проведение таких структурных преобразований организационно-экономического механизма управления промышленным регионом, которые позволят в системной взаимосвязи отображать принципиальную направленность развития региональной социально-экономической политики в условиях развития современных рыночных отношений. Необходимость комплексного видения в решении проблем управления устойчивым развитием промышленного региона подтверждается наличием взаимосвязи между территориальным, отраслевым и хозяйственным подходами, приведенной в табл. 1.

Анализ данных, представленных в таблице, позволяет сделать вывод, что концепция построения организационно-экономической составляющей управления промышленным регионом должна базироваться на комплексном подходе. Целесо-

образность данного подхода продиктована постоянным усложнением рассматриваемых задач в управлении промышленным регионом на основе сочетания территориальных, отраслевых и хозяйственных начал, согласованных с социальной направленностью практических действий. Поэтому для получения наибольшего синергетического эффекта рекомендуется учитывать структурно-информационную составляющую как неотъемлемую часть комплексного подхода при дальнейшей разработке механизма управления промышленным регионом.

Одним из важных векторов направления трансформаций механизма управления развитием промышленного региона должна стать оптимизация возможностей для повышения уровня качества человеческого потенциала (социальные гарантии для населения, его образовательный уровень, его здоровье и др.). Такие процессы трансформации в промышленных регионах можно охарактеризовать как необходимое условие для целенаправленных, комплексных институциональных и структурных преобразований в соответствии с требованиями развития рыночных отношений с целью преодоления экономического и технологического отставания. К конечным целям промышленной трансформации также необходимо отнести повышение конкурентоспособности продукции и повышение эффективности промышленного производства. Трансформации в промышленности будут эффективными только при наличии развитой институциональной среды, которая будет способствовать качественным структурным изменениям в соответствии с тенденциями построения мировой экономики.

Выводы.

При обобщении задач, обозначенных при проведении структурных преобразований в промышленности, в современных условиях развития региональной

Таблица 1

Наличие взаимосвязи между территориальным, отраслевым и хозяйственным подходами в управлении развитием промышленного региона

№ п/п Признаки Территориальный подход к управлению (область, район) Отраслевой подход к управлению (отрасль, ведомство) Хозяйственный подход к управлению (субъект хозяйствования: предприятие, учреждение)

1 2 3 4 5

1. Основа общности Объединение по территориальному признаку, природным условиям, ресурсному потенциалу, инфраструктурному, условиям жизни населения Объединение по технологическому признаку, техническому оснащению, профессиональному кадровому потенциалу, методам управления, производственным проблемам, перспективам промышленного развития Хозяйственная самостоятельность, функционирование на основе собственных правил в соответствии с законодательными нормами государственного и регионального уровня

2. Ключевая роль в народном хозяйстве Проведение на своей территории общегосударственной политики промышленного развития Обеспечение внутреннего рынка и экспортной составляющей товарами, соответствующими уровню мировых стандартов Обеспечение внутреннего рынка и экспортной составляющей товарами, соответствующими уровню мировых стандартов, увеличение доли налоговых отчислений в местный бюджет, развитие инфраструктуры

3. Основной вектор направления в развитии Расширение функций самоуправления в регионе, направленных на решение региональных социально-экономических проблем: повышение уровня рентабельности, в т.ч. промышленных предприятий Проведение отраслевой технической политики, способствующей повышению рентабельности работы, в т.ч. промышленных предприятий Обеспечение рентабельной работы предприятий, объединений и других типов предпринимательских структур, повышение уровня взаимовыгодного сотрудничества с предприятиями всех форм собственности

4. Взаимные интересы Поддержка мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, получение части дополнительной прибыли от реализации региональных программ и рациональное ее использование в сфере социального развития; поддержка совершенствования региональной инфраструктуры Повышение эффективности промышленного производства за счет рационального использования регионального ресурсного потенциала; повышение уровня обеспечения кадровым потенциалом (обеспечение высококвалифицированными кадрами рабочих специальностей и всех уровней руководящего звена) Повышение уровня рентабельности промышленных предприятий; повышение уровня обслуживания населения на основе рационального использования региональной инфраструктуры, а также отраслевых факторов технико-экономического развития и социальных стандартов

5. Актуальные проблемы Повышение уровня качества жизни населения, задачи по охране окружающей среды и здоровья населения, развитие инфраструктуры, решение задач по кооперации и специализации Развитие межотраслевого сотрудничества; развитие инновационной и инвестиционной составляющих в промышленном производстве Проведение маркетинговых исследований рынка, создание условий для технического перевооружения предприятий, решение актуальных вопросов социально-экономического развития; своевременная разработка программ по антикризисному управлению

Уточнена и дополнена авторами по материалам [8].

Окончание таблицы 1

1 2 3 4 5

6. Структурно-информационная составляющая Создание и развитие системы учета особенностей регионального воспроизводственного процесса и социально -экономических отношений. Обеспечение доступа к информационной базе данных учета качественного и количественного ресурсного потенциала, уделяя внимание состоянию природно-экологической системы Обеспечение проведения маркетинговых исследований в промышленных отраслях с последующим анализом данных и выработкой научно-практических рекомендаций. Создание и обеспечение доступа к банку инноваций и научно-технических разработок Расчет потребностей модернизации промышленного производства. Обеспечение доступа к информационной базе данных учета качественного и количественного ресурсного потенциала, а также к данным маркетинговых исследований

экономики следует действовать по следующим направлениям: провести мониторинг для непрерывного отслеживания динамики изменения параметров внутреннего состояния социально-экономической среды в промышленном регионе; своевременно решать вопросы по формированию и развитию информационной базы для принятия управленческих решений с учетом совокупности всех преимуществ промышленного региона; проводить мероприятия, направленные на усовершенствование системы регионального управления при условии усиления органов местного управления; активно применять передовые модели стратегического управления промышленным регионом, которые позволят обеспечить достижение высокой социально-экономической составляющей на основе учета всех региональных особенностей и новых возможностей для оптимизации взаимосвязи территориального, отраслевого и хозяйственного управления. Генерирование и распространение процессов динамичного развития промышленного региона во многом зависит от состояния институциональной среды. Поэтому одной из основных функций организационно-экономической составляющей является постоянное повышение мотивации к

инновационной и научно-исследовательской деятельности, а интенсивность протекания таких процессов зависит от стимулов, предложенных институциональной составляющей.

Структура экономики промышленного региона имеет большое значение для сбалансированного развития национального хозяйства, его эффективного и устойчивого роста в государственной экономической системе в целом. Поэтому регулирование процессов управления в промышленном регионе, связанных со структурными изменениями, необходимо осуществлять в рамках государственной структурной политики, которая может влиять на соотношение отраслевой направленности путем «свертывания» старых отраслей и создания условий для стимулирования развития новых. Стратегической целью проведения структурных преобразований в промышленном регионе, на среднесрочную перспективу, является реструктуризация с целью повышения конкурентоспособности промышленного сектора экономики, а также улучшения качества жизни населения.

Опираясь на результаты анализа проведенных исследований, можно отметить, что в последние годы проблемы формирования эффективной государст-

венной промышленной политики, основанной на соединении активной роли государства через механизмы государственного регулирования развитием промышленности и рыночных механизмов, приобретают все большую актуальность. Структурные изменения в промышленном секторе должны сопровождаться стимулированием инновационной деятельности на основе интеграции науки и производства. Современное развитие промышленности предполагает увеличение доли расходов на научные исследования и технические разработки, повышая при этом эффективность государственных инвестиций в инновации благодаря пересмотру и совершенствованию соответствующих национальных стратегий инновационного развития, корректировке действующих программ поддержки инноваций на ключевых точках роста, а также совершенствованию институциональной базы инновационного развития. Для достижения данных целей целесообразно применение комплексного подхода с использованием информационной составляющей, усиливающей синергетиче-ский эффект. Структурно-информационное обеспечение при разработке программ государственной промышленной политики позволит укрепить институциональный фундамент для ее формирования и реализации на будущих этапах развития. Дальнейшее развитие такого эффективного взаимодействия между всеми институтами государства поможет избежать дисбалансов в организационно-экономической составляющей при решении проблем реструктуризации промышленности в соответствии с приоритетами научно-технического и инновационного развития реального сектора экономики.

Список использованной литературы

1. Закон Украши "Про стимулю-вання розвитку регюшв" вщ 08.09.2005 р. №2850-ГУ // Офшшний вюник Украши. -2005. - №40. - Ст. 2529.

2. Герасимчук З.В. Пол^ика розвитку проблемних регюшв: мето-долопчш засади формування та реалiзацii / З.В. Герасимчук, В.Л. Галу-щак. - Луцьк: Надстир'я, 2006. - 248 с.

3. Дементьев В.В. Экономика как система власти / В.В. Дементьев. - Донецк: Каштан, 2003. - 404 с.

4. Левин С.Н. Региональная локализация и сегментация институциональной среды в постсоветской экономике России / С.Н. Левин // Научные труды Дон-НТУ. Серия: экономическая. Вып. 34-1(138). - Донецк, ДонНТУ, 2008. -С.163-170.

5. Олейник А. Роль государства в установлении прав собственности (К вопросу о теореме Коуза) / А. Олейник // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - №7. - С. 52-61.

6. Органiзацiйно-екномiчний меха-шзм розвитку регюну: трансформацшш процеси та iх шституцшне забезпечення: монографiя / кол. авт.; за ред.. А.Ф. Мельник. - Тернопшь: Економiчна думка, 2003. - 608 с.

7. Быкова О.Н., Анисимов А.Ю., Войтова Л.М., Ольховская М.О. Современное состояние и механизмы развития российской экономики: монография / О.Н. Быкова, А.Ю. Анисимов, Л.М. Войтова, М.О. Ольховская. - М.: Российская государственная академия интеллектуальной собственности (ФГБОУ ВПО РГАИС), 2015. - 174 с.

8. Герасенко В. П. Формирование механизма устойчивого развития региона: монография / В.П. Герасенко. - Мн.: Белорусский госуд. экон. ун-т, 2005. -224 с.

Статья поступила в редакцию 13.12.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.