Научная статья на тему 'Государственное регулирование структурных трансформаций промышленного развития в экономике'

Государственное регулирование структурных трансформаций промышленного развития в экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОМЫШЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИИ / GOVERNMENT REGULATION / INVESTMENT POTENTIAL / INDUSTRIAL DEVELOPMENT / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьменко Р. В.

Рассмотрены проблемы, связанные с государственным регулированием структурных трансформаций в промышленности. Определены факторы влияния на формирование механизмов по государственному регулированию промышленного развития. Сформулированы и обоснованы основные направления по дальнейшему развитию промышленности на основе государственных программ с учетом использования передовых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Government regulation of structural transformations of industrial economic development

The problems associated with the government regulation of industrial structural transformations have been considered. The factors influencing the formation of the mechanisms for the industrial development government regulation have been determined. The basic directions for further industrial development on the basis of state programs, taking into account the use of advanced technologies, have been formulated and substantiated.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование структурных трансформаций промышленного развития в экономике»

УДК 33.334.021.1.

Р.В. КУЗЬМЕНКО, канд. экон. наук, зав. отделом государственного регулирования и планирования экономики, е-mail: [email protected]

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ В ЭКОНОМИКЕ

Рассмотрены проблемы, связанные с государственным регулированием структурных трансформаций в промышленности. Определены факторы влияния на формирование механизмов по государственному регулированию промышленного развития. Сформулированы и обоснованы основные направления по дальнейшему развитию промышленности на основе государственных программ с учетом использования передовых технологий.

Ключевые слова: государственное регулирование, инвестиционный потенциал, промышленное развитие, инновации.

Kuzmenko R.V. Government regulation of structural transformations of industrial economic development.

The problems associated with the government regulation of industrial structural transformations have been considered. The factors influencing the formation of the mechanisms for the industrial development government regulation have been determined. The basic directions for further industrial development on the basis of state programs, taking into account the use of advanced technologies, have been formulated and substantiated.

Keywords: government regulation, investment potential, industrial development, innovation.

Современная экономика испытывает на себе кардинальные изменения под влиянием множества факторов, возникших за последние десятилетия. Динамичное развитие научно-технического прогресса и роста производительности труда резко изменили соотношение между отраслями материального производства и сферы услуг. Стремительное развитие информационных технологий и их проникновение во все сферы экономики требует структурных трансформаций в реальном секторе экономики. Следовательно, необходимо эффективное регулирование промышленного производства для его устойчивого и стабильного развития в перспективе. При этом необходимо принимать во внимание, что промышленное развитие непосредственно связано, прежде всего, с такими важными составляющими, как энергетическая, социальная и интеллектуальная.

Актуальность исследования по данной теме обусловлена, прежде всего, необходимостью поиска современных решений по регулированию развития реального сектора экономики на основе такой эффективной модели управления промышленным производством, которая охватывала бы инновационную, структурно-информационную и социальную

© Р.В. Кузьменко, 2018

составляющие одновременно. Внедрение передовых цифровых технологий в реальном секторе экономики поможет своевременно принимать необходимые решения, основанные на принципах надежности функционирования сложных систем.

В промышленно развитых странах доля занятых в сфере услуг почти в два раза превышает долю работающих в отраслях материального производства. Исследование показывают, что такая тенденция сохраняется в сельскохозяйственной отрасли и отраслях добывающей промышленности, снижается доля занятых на предприятиях обрабатывающей промышленности. Процессы экономического развития, тесно связанные с инновационной составляющей в реальном секторе экономики, получили достаточно широкое освещение в работах С.Ю. Глазьева [1], С.С. Губанова [2] и ряда других видных ученых-экономистов. Анализ данных научных трудов позволяет сделать вывод, что механизм государственного регулирования промышленным развитием нуждается в дальнейшем изучении и исследовании в контексте модернизации посредством использования высоких технологий, а также структурных трансформаций, позволяющих улучшить качество конечной продукции и увеличить прибыль.

Значительную роль в стимулировании экономического роста и внедрении новых высоких технологий в промышленности города должны сыграть создание и развитие центров по продвижению инноваций, повышению образовательного и квалификационного уровня, а также центров логистики. Для этого необходима модернизация традиционных отраслей перерабатывающей промышленности, где производится значительная часть ее продукции. Перевод на автоматизированные системы управления производственных процессов, расширение границ использования научных достижений, основанных на принципиально новых технологиях, жизненно необходим для развития

экономики базовых отраслей. Внедрение новых передовых технологий позволит в значительной степени повысить эффективность и конкурентоспособность промышленного производства, снизить негативные последствия технологического разрыва между наукоемкими и традиционными технологиями.

Поэтому целью статьи является определение направлений и мероприятий по совершенствованию механизмов государственного регулирования процессами, которые сопровождают структурные трансформации промышленного развития с учетом влияния на них основных факторов экономического пространства.

В современных условиях экономического развития для органов власти важно иметь выверенную стратегию развития промышленности, определяющую поведение субъектов управления на основе мониторинга и анализа тенденций перспективного развития. Основной целью стратегии промышленного развития должно стать создание условий для организации и развития конкурентоспособных и эффективных производств. Формирование конкурентоспособного производства предъявляет особые требования к процессам модернизации производства на основе внедрения инноваций, повышения уровня стандартизации и качества продукции. Важную роль в этом процессе играет уровень квалификации специалистов и менеджеров, профессионально-квалификационный состав рабочих кадров, качество труда, условия поддержки платежеспособного спроса на промышленную продукцию, которые могут быть обеспечены за счет повышения уровня оплаты труда, финансового оздоровления организаций, создания определенного имиджа отечественному производству, содействия продвижению его продукции.

Важной составной частью современной промышленной стратегии является

инновационная политика, определяющая цели и мероприятия для разработки приоритетных инновационных программ и проектов. Следовательно, политика государственного регулирования развития инновационной сферы должна быть направлена на решение следующих конкретных задач:

доведение в как можно более сжатые сроки выпускаемой промышленными предприятиями продукции до конкурентоспособного уровня;

поиск и организация производств для выпуска новых видов продукции, используя все большую долю производственного потенциала, связанную с наукоемкими технологиями.

Развитие инновационной сферы и научно-технический потенциал призваны обеспечить увеличение валового внутреннего продукта за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта товаров. Особое значение следует уделять экологическому аспекту инновационной составляющей во всех без исключения отраслях. Только посредством использования современных технологий можно кардинально повлиять на улучшение состояния окружающей среды. Это продиктовано тем, что реальным конечным объектом высокотехнологичной экономики, развитие которой поддерживается промышленной политикой, являются не сами новые технологии, товары и рынки, а то, ради чего все это создается и применяется в хозяйственной практике, т.е. главным является человек, условия его жизни, комфортность пребывания в определенном обществе и определенной среде [3]. Решение проблем экологии и энергосбережения в промышленности активно поддерживается и развивается в Российской Федерации. Поэтому в Донецкой Народной Республике также необходимо искать пути более тесной кооперации с

научными и опытно-конструкторскими учреждениями для решения проблем по данным направлениям. Важнейшей особенностью развития промышленности в современных условиях является переход к непрерывному инновационному процессу. Предприятиям, нацеленным на активное участие в инновационных процессах, необходимо иметь финансовые ресурсы для их реализации. Для развития производства на основе использования и совершенствования имеющегося инновационного и технологического потенциала и внедрения высокотехнологичных новшеств необходима, прежде всего, мобилизация внутренних инвестиционных резервов. Особенно это актуально, когда речь идет об экономике непризнанных государств потому, что в результате влияния внешних и внутренних факторов исключена возможность широкомасштабного привлечения инвестиций в их экономику. Поэтому очень важно выработать такие механизмы, при помощи которых можно будет привлекать для этих целей сбережения населения, а также создание благоприятных условий для притока прямых инвестиций из других источников. При этом не следует забывать, что для стимулирования экономического роста одних инвестиций крайне недостаточно. Необходимо учитывать уровень сбережений и реальный уровень доходов, тем более, что привлечение инвестиций в систему извне накладывает дополнительные ограничения институционального характера, обеспеченный владением вкладываемых ресурсов владелец рассчитывает на доход и на то, что именно он будет им распоряжаться абсолютно не в границах того объекта, где этот доход получен [4].

В дальнейшем, при решении задач реализации промышленной политики необходимо исходить из того, что методы и инструменты управления, а также технологии ее формирования должны быть адаптированы к особенностям террито-

риально-отраслевой структуры (уровень: регион, город), а также учитывать экономические интересы государства в целом. К особенностям территориально-отраслевой структуры можно отнести совокупность качественных и количественных показателей, которые характеризуют уровень экономического развития промышленного сектора экономики. На современном этапе развития промышленного производства сложность и неоднородность происходящих изменений предопределяют необходимость поиска принципиально новых форм и технологий, обеспечивающих эффективное использование механизмов для реализации намеченной промышленной политики, учитывая территориальный аспект в устойчивом развитии экономики. Поэтому при решении задач по формированию рациональной структуры организации государственной промышленной политики следует рассматривать группы объектов, приведенные ниже:

интегрированные хозяйственные организации с диверсифицированной отраслевой или территориальной структурой; муниципальные образования; городские агломерации; территориальные объединения; отраслевые и межотраслевые комплексы.

При разработке механизма реализации промышленной политики необходимо учитывать функциональное взаимодействие всех субъектов хозяйственной деятельности по стратегическим направлениям их взаимодействия, стандартизацию и регламент услуг, особенность производственных циклов, деловую активность и информационную составляющую.

Такой подход будет справедлив для выработки в перспективе возможных направлений государственной промышленной политики, поскольку постоянные

изменения внешней и внутренней среды оказывают существенное влияние на процессы структурных трансформаций промышленного развития в экономике. Это необходимо учитывать при разработке программ и инструментов реализации целевой функции управления государственной промышленной политикой. Характеристику факторов, влияющих на формирование механизмов по государственному регулированию промышленного развития, можно представить в обобщенном виде (табл. 1).

Детальный анализ, представленных в таблице характеристик, позволяет сделать вывод, что для разработки наиболее эффективной регуляторной государственной политики в промышленности необходимо:

разработать действенные инструменты поддержки принятия управленческих решений;

обеспечить условия для реализации стратегических инициатив, определяющих направление, структуру и технологии управленческих процессов;

осуществлять комплексный подход к формированию необходимого инструментария, что будет способствовать эффективному достижению результатов по реализации программ и проектов в рамках намеченной целевой функции.

В современных условиях экономического развития необходимо уделять особое внимание использованию информации в процессе формирования и совершенствования механизмов государственного регулирования. Информационная составляющая на сегодняшний день является важным ресурсом и ядром научно-технического процесса, что во многом обусловливает изменения структуры производства в реальном секторе экономики. Информационное обеспечение процессов промышленного развития можно опреде-

Таблица 1

Основные факторы влияния на формирование механизмов по государственному регулированию промышленного развития

Основные факторы влияния

Устойчивые Изменяющиеся

Факторы влияния на развитие отрасли

показатели специализации промышленного производства; относительный уровень затрат; структура производства и потребления структура инвестиций в основной капитал; доля нематериального производства; показатели инновационной активности; объем экспортно-ориентированной продукции

Факторы влияния на территориальное развитие

характеристики экономико-географического положения; структурный состав административно-территориального управления (региональный, муниципальный уровни) величина территориальных границ рынка; объем запланированных финансовых средств, предназначенных для территориального развития

Факторы влияния на институциональное развитие

уровень развития институциональной среды; мощность производственной инфраструктуры уровень удовлетворенности рыночной инфраструктурой; объем и достоверность информационного пространства

Факторы влияния на развитие социальной составляющей

демографические показатели естественного прироста населения; возрастные критерии состава населения соотношение постоянного и миграционного народонаселения; уровень безработицы; уровень социальной обеспеченности

лить как структурированную совокупность базы знаний, обеспечивающих поддержку единой системы и технологии сбора, обработки и использования данных и их классификации, используемых в процессе управления.

Следует отметить, что совершенствование механизма реализации промышленной политики, как составной части государственного регулирования, невозможно без учета особенностей, которые можно охарактеризовать следующим образом:

принятием во внимание территориальной специфики развития промышленного сектора экономики;

спецификой восприятия целей, задач промышленного развития субъектами управления;

необходимостью координационных, контрольно-организационных и

мониторинговых функций и мероприятий в процессе реализации промышленной политики на государственном и региональном уровнях.

Обеспечение объективной информацией государственных органов управления для принятия решений, а также субъектов хозяйственной деятельности с целью их эффективного вовлечения на основе заинтересованности в процесс решения задач промышленного развития является основополагающим фактором. Органы государственного управления, обладая таким качественным массивом информации, смогут повысить эффективность управления промышленным развитием посредством:

создания общественной экспертизы при принятии проектов и решений для реализации государственной промышленной политики;

повышения качества регулирования и администрирования развития промышленного сектора за счет повышения прозрачности принимаемых решений.

Для создания условий развития информационно-коммуникативного взаимодействия субъектов в решении вопросов промышленного развития предполагается формирование инфраструктуры, отвечающей всем современным требованиям. Такие структуры должны обеспечивать потребность органов управления в информации, в том числе с позиций информационной и экономической безопасности при принятии решений.

К основным принципам формирования эффективной системы информационного обеспечения по принятию и реализации программ промышленного развития можно отнести следующие:

использование современных информационных технологий для решения приоритетных задач государственной промышленной политики;

управление информационными ресурсами с учетом целевых ориентиров в промышленном развитии территорий;

применение комплексного подхода к обеспечению последовательности и информационной согласованности в реализации проектов и отраслевых программ промышленного сектора экономики;

упорядочение и приведение в соответствие нормативной, правовой информации базы данных, регламентирующих процессы экономического развития промышленного сектора, а также эффективного использования комплексных данных в процессе принятия решений.

Следует отметить, что экономическая стабильность государства всегда зависит от эффективности реализации государственной промышленной политики, что, в свою очередь, сопровождается увеличением уровня структурных

трансформаций промышленного сектора экономики, которые нуждаются в адаптации к внешней среде. Такая адаптация предполагает рост активности по совершенствованию и внутренней среды, что, в свою очередь, обеспечивает достижение сбалансированного экономического развития в целом. Поэтому основные задачи по совершенствованию механизма реализации государственной промышленной политики должны включать в себя:

разработку алгоритмов для формирования программ по реализации промышленной политики на государственном и региональном уровнях;

согласование интересов всех сторон, участвующих в реализации государственной промышленной политики;

создание благоприятных условий для протекания процессов инновационной модернизации экономики.

Решение указанных задач может быть достигнуто только при условии структурных трансформаций в реальном секторе экономики на основе регулирующей роли государства с целью создания благоприятных условий для развития внутреннего рынка и совершенствования механизмов государственно-частного партнерства. Взаимодействие государства и бизнеса может осуществляться через передачу частному бизнесу прав на управление отдельной частью госсобственности, но при этом за государством останутся функции планирования и контроля. Привлечение частного капитала к выполнению государственных заказов должно осуществляться на конкурсной основе. Важным звеном государственного регулирования промышленного развития является системный подход, а также разработка среднесрочных государственных целевых программ (в т.ч. научно-технических), которые по своему характеру должны быть комплексными и

направленными на решение как общих проблем развития промышленности, так и проблем ее отдельных отраслей в городских и региональных агломерациях. Кадровое обеспечение отраслей промышленности, привлечение на предприятия молодых квалифицированных инженерных кадров и рабочих специалистов по основным видам профессий также выступает составной частью структурных трансформаций.

Выводы

Таким образом, совершенствование механизмов государственного регулирования промышленным развитием необходимо проводить на основе структурно-информационной составляющей промышленного развития, которая должна сопровождать процессы трансформации на постоянной основе. Разработка приоритетных направлений развития государственной промышленной политики должна строиться на основе выработанной стратегии, подкрепленной комплексом среднесрочных и долговременных программ по ее реализации. Использование современных цифровых технологий существенно повысит уровень эффективности механизмов реализации государственной промышленной политики, который

определяется, прежде всего, степенью интенсификации информационного обмена и оптимизацией распределения ресурсов.

Список использованной литературы

1. Глазьев, С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса / С.Ю. Глазьев. -Москва: Экономика, 2010. - 254 с.

2. Губанов, С.С. Неоиндустриальная модель развития и её системный алгоритм / С.С. Губанов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - Т. 33. - № 3. -С. 23-44.

3. Романова, О.А. Промышленная политика как современный инструмент формирования экологически и социально дружественного пространства / О.А. Романова // Известия УГГУ. - 2018. - Вып. 2 (50). - С. 35-141. - DOI 10.21440/23072091-2018-2-135-141.

4. Сухарев, О.С. Некоторые проблемы теории экономического роста / О.С. Сухарев, // Вестник финансового университета. - 2017. - Том 21. - № 3. -С. 61-74.

Статья поступила в редакцию 08.10.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.