экономические науки
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА САРАДЖЕВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Московского государственного индустриального университета;
ИРИНА ВИКТОРОВНА БОЯРСКАЯ, старший преподаватель ТФ МЭСИ (Тверской филиал МЭСИ)
E-mail: [email protected]
Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В условиях нынешних реалий экономики страны важнейшим механизмом, способным сосредоточить инвестиционные усилия на инновационном направлении развития, является планово-государственное регулирование. Именно государственная политика, с включением методов планово-целевого регулирования, на данном этапе развития страны способна активизировать вялотекущие инновационные процессы, интенсифицировать структурные сдвиги в направлении высокотехнологичного научно-производственного сектора, повысить конкурентоспособность отечественной промышленности и помочь занять России достойное место в мировой экономике.
Ключевые слова: эффективный экономический рост, государственное регулирование, инновационное развитие, модернизация промышленности, динамичное социальное развитие общества.
Annotation. In the conditions of present realities of national economy the major mechanism, capable to concentrate investment efforts on the innovative direction of development, planned state regulation is. State policy, with inclusion of methods of planned and target regulation, at this stage of development of the country is capable to intensify slow innovative processes, to intensify structural shifts in the direction of hi-tech research and production sector, to increase competitiveness of the domestic industry and to help to take Russia a worthy place in world economy.
Keywords: effective economic growth, state regulation, innovative development, industry modernization, dynamic social development of society.
Ведущее значение в системе государственного регулирования экономики связано с ключевой ролью научно-технического прогресса в обеспечении современного экономического роста. Политика развития включает: определение инновационных приоритетов долгосрочного социально и технико-экономического развития, сохранение научно-производственного потенциала страны, формирование на этой основе промышленной, научно-технической и финансовой политики. Необходимым элементом политики развития должно стать индикативное планирование.
Выбор и реализация приоритетов технико-экономического развития предваряют политику развития экономики на основе современных технологий. Определение приоритетов по основным направлениям научно-технического прогресса должно вестись исходя из закономерностей долгосрочного экономического роста, глобальных направлений технико-экономического развития и национальных конкурентных пре-
имуществ. Эти приоритеты должны реализовываться посредством финансируемых при поддержке государства целевых программ, льготных кредитов, государственных закупок и инструментов государственной экономической политики.
К выбираемым приоритетам следует предъявлять следующие требования. С научно-технической точки зрения приоритеты должны соответствовать перспективным направлениям формирования технологического уклада и своевременного создания заделов. С экономической точки зрения государственная поддержка приоритетных направлений должна характеризоваться двумя признаками: обладать значительным внешним эффектом, улучшая общую экономическую среду, и инициировать рост деловой активности в комплексе отраслей, сопряженных с приоритетными производствами. С производственной точки зрения государственное стимулирование должно приводить к такому росту конкурентоспособности соответствую-
щих производств, при котором они, начиная с определенного момента, выходят на самостоятельную траекторию расширенного воспроизводства в масштабах мирового рынка, выполняя роль «локомотивов роста» для всей экономики. С социальной точки зрения реализация приоритетных направлений структурной перестройки экономики должна сопровождаться расширением занятости, повышением реальной заработной платы и квалификации работающего населения, общим ростом благосостояния народа [1, с. 4—16].
Государство должно осуществлять регулирование инновационной сферы путем проведения инновационной политики, современное содержание которой включает поддержку всех стадий инновационного процесса: фундаментальных исследований, НИОКР, выпуска опытной партии продукции, организации массового производства, продвижения и реализации на рынке. Стратегия-20201 официально закрепила необходимый курс на обеспечение большей динамичности развития, на инновационную и структурную модернизацию экономики, на активизацию социальных ориентиров. Этот курс необходимо значительно усилить благодаря тому, что природно-ресурсная база страны вполне позволяет вести политику, всецело соответствующую национальным интересам.
Правомерно выделить здесь главную идею: особенность перехода к инновационному типу развития состоит в том, что стране предстоит одновременно решать задачи догоняющего и опережающего развития. В условиях мировой конкуренции и открытой экономики вряд ли возможно догнать развитые страны по уровню благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего прорывного развития в тех секторах экономики, которые определяют прогрессивную специализацию России в мировом хозяйстве.
Переход к инновационному развитию предполагает создание новой технологической базы. Поэтому проблема формулируется так: отставание в развития новых технологий последнего поколения может резко снизить конкурентоспособность российской экономики и отбросить ее на периферию мирового развития. Выходу из подобной ситуации будет способствовать решение следующих задач: формирование комплекса высокотехнологичных отраслей и расширение позиций на мировых рынках наукоемкой продукции; модернизация традиционных отраслей экономики, в том числе глобально ориентированных специализированных производств.
Для российской промышленности исключительно остро стоит проблема конкурентоспособности, в частности на внутреннем рынке. Чрезвычайно важно обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции на региональных рынках. Вследствие достаточной масштабности внутреннего и доступных России внешних рынков по наукоемким товарам и услугам освоение их позволит обеспечить высокий статус страны в мировом масштабе. В этом контексте нельзя не согласиться с мнением о том, что невозможно создать один комплекс высокотехнологичных отраслей и расширить позиции на мировых рынках наукоемкой продукции в условиях, когда наука, образование, машиностроение, энергетика, химическая промышленность, другие отрасли будут продолжать деградировать. Целесообразно реорганизовать и структурировать основные отрасли промышленности в виде множества комплексов высокотехнологичных отраслей России; необходимо создавать собственные мощные корпоративные фирмы с наукоемким и высокотехнологичным производством аналогично Китаю, Финляндии, Швеции и др.
Ядро инновационного развития составляет машиностроение. На современном этапе все его виды должны быть наукоемкими и высокотехнологичными, что требует разработки программно-целевой национальной стратегии. Высокая доля НИОКР в стоимости современных машин и оборудования обусловливает широкую бюджетную поддержку разработки и освоения в производстве новых моделей техники, а также лизинга и других форм стимулирования обновления машин и оборудования. По этой причине страны-лидеры не заинтересованы обеспечить Россию новой техникой. Они включают в национальные долгосрочные стратегии развитие собственного машиностроения по широкому кругу нужных для внутреннего рынка машин и оборудования. Ряд стран, в том числе Китай, реализует долгосрочную стратегию машиностроения, зачастую за бесценок скупая технологии и патенты у России.
Итак, первая задача — модернизация промышленности и экономики страны в целом. Вторая задача — создание эффективной инновационной инфраструктуры и развитие малого и среднего предпринимательства (на основе льготных налогов и льготных кредитов, государственных дотаций).
1 URL://http://www.2020strategy.ru
Со второй тесным образом связана и третья задача — создание правовой базы защиты интеллектуальной собственности.
Кроме того, важная проблема — стимулирование спроса в предпринимательском секторе на инновации. Отнесение на себестоимость расходов корпораций на НИОКР — одна из мер стимулирования.
Дальнейшее развитие налоговых инструментов стимулирования инновационной деятельности, в том числе на основе передового зарубежного опыта, является принципиально важным для развития российской промышленности.
Переход к устойчивому росту отечественной экономики возможен лишь при условии создания полноценной национальной инновационной системы, все составные части которой — наука, инновации и новые технологии — согласованы между собой, а результаты ее деятельности защищены на законодательном уровне и создают устойчивые конкурентные преимущества отечественным продуктам и услугам на внутреннем и внешних рынках. Несмотря на то, что переход России к построению национальной инновационной системы уже начался, уровень развития инновационной деятельности в стране остается по-прежнему низким. Удельный вес инновационной продукции составляет лишь 4%, в то время как его пороговое значение должно достигать 15%; для сравнения — в промышленно развитых странах удельный вес инновационной продукции держится на уровне 30% [2].
Конечно, необходимо создание национальной инновационной системы, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. Кроме того, национальная система — это и комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы.
Национальная инновационная система объединяет усилия государства, организаций научно-технической и образовательной сфер, предпринимательского сектора экономики, финансово-кредитной сферы, структур государства и негосударственных институтов инновационной сферы в интересах ускоренной реализации интеллектуальной деятельности на рынке высокотехнологичной наукоемкой продукции на основе формирования между субъектами инновационной деятельности равноправных партнерских отношений.
Национальная инновационная система формируется под влиянием множества объективных для данной страны факторов, например, таких как наличие ресурсов (природных, трудовых, климатических и т.д.), особенности исторического развития институтов государства, преобладание определенных форм предпринимательской деятельности, характер и направления межгосударственного сотрудничества и др. Эти факторы выступают долгосрочными детерминантами направления и скорости эволюции инновационной активности в стране.
Таким образом, целостная структура национальной инновационной системы должна включать, во-первых, предпроизводственную сферу инноваций, т.е. научные и управленческие подразделения, во-вторых, производственную сферу, которая внедряет, осваивает производство и эксплуатацию нововведений и, тем самым, фактически меняет структуру национального потребления.
В силу комплекса объективных и субъективных факторов экономика России находится в настоящий период в критическом состоянии. Ее основу составляют технологии, созданные в 1950—1960-х гг., характеризующиеся избыточным потреблением энергии, топлива, материалов, труда. Однако, при этом в стране имеются значительные фундаментальные и технологические заделы, уникальная научно-производственная база и квалифицированные кадры. В то же время, ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности крайне слаба.
Основные трудности в реализации инновационного потенциала связаны с нехваткой собственных средств у организаций, ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в том числе заемных и привлеченных средств. Спад производства почти во всех отраслях промышленности, постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности.
Перелом сложившейся ситуации возможен только на основе активизации инновационной деятельности на различных уровнях (от уровня региона до макроуровня), посредством реализации на практике эффективной инновационной политики, являющейся составной частью государственной социально-экономической политики.
В свою очередь, инновационная политика выступает в качестве совокупности форм, методов и на-
правлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров. Итак, считаем, что для успешной реализации программных показателей экономики России, во-первых, необходимо сформировать федеральную инновационную систему и разработать инновационную политику. Федеральная инновационная система представляет собой совокупность институтов, занимающихся производством и трансформацией научных идей в новые виды конкурентоспособной продукции и услуг. Между тем, инновационная политика — это долгосрочный план и система продуманных действий по развитию инновационной деятельности. Организационное обеспечение функционирования такой системы и разработку инновационной политики, по нашему мнению, должно осуществлять Минэкономразвития Российской Федерации. Эти функции оно может успешно выполнить, создав механизм постоянного привлечения вузов страны к разработке и реализации федеральных инновационных программ.
Кроме того, должны получить развитие такие элементы инновационного процесса в экономике России как:
♦ выявление приоритетов в сфере инновационной деятельности;
♦ формирование нормативно-правовой базы;
♦ подготовка кадров для инновационной деятельности;
♦ стимулирование развития малого инновационного предпринимательства;
♦ финансовое и информационное обеспечение инновационной деятельности;
♦ обеспечение взаимодействия науки, образования, промышленности и финансово-кредитной сферы для развития инновационной деятельности;
♦ эффективное использование инновационного потенциала страны.
Успешная реализация инновационной стратегии позволит осуществить подъем производительных сил и социальной сферы, создать реальные предпосылки для углубления интенсификации экономики Росси, повышения ее эффективности.
В современных условиях роль основного фактора, определяющего качественные параметры общественного воспроизводства, перешла к конкурентоспособности. Формирование конкурентоспособности
как важнейшего направления стратегии комплексного экономического развития современных субъектов мирового, хозяйства связано с качественными характеристиками инвестирования, степенью его ин-новационности, реальными возможностями перехода на более высокие технологические уровни. Наиболее важными направлениями повышения конкурентоспособности, связанными с инвестиционной компонентой, являются:
♦ рост притока инвестиций в экономику, включая венчурные инвестиции, на основе формирования национальной венчурной системы, развитие инновационной инфраструктуры, использование современных институциональных технологий — инвестиционный лизинг, приобретение патентов и лицензий, сопутствующих инновационному процессу;
♦ развитие инновационной активности малого бизнеса и формирование комплексных инновационных систем на базе крупного бизнеса;
♦ повышение эффективности государственного финансирования приоритетных с точки зрения роста конкурентоспособности проектов;
♦ усиление международного инновационного взаимодействия с участием российских хозяйствующих субъектов и многостороннего сотрудничества в научно-технической сфере, эффективное использование государственных возможностей привлечения иностранных инвестиций.
Одним из лидеров по конкурентоспособности стран мирового хозяйства остаются США, опыт которых полезен для многих участников мирового рынка, в том числе и для России. Американская экономика конкурентоспособна, прежде всего, благодаря использованию инноваций и потреблению значительных инвестиционных ресурсов. Важное значение в 1990-е гг. имели накопленные высокие качественные характеристики системы управления и технологий. В то время уровень жизни в США был выше, чем в странах «большой семерки».
Кроме того, в недрах экономики США созревали тревожные, с точки зрения будущей конкурентоспособности, тенденции. Норма сбережений значительно уступала аналогичному показателю в Японии, Франции, Германии, Италии. Инвестиции в промышленные предприятия США по отношению к ВВП стали относительно низкими. При этом азиатские страны (Сингапур, Южная Корея, Тайвань) накапливали капитал вдвое быстрее, чем США, хотя
по абсолютному объему инвестиции в экономику США продолжали быть крупными.
Экономика любой страны как составляющая мирового хозяйства конкурирует с различными экономическими конструкциями национального и международного характера по отдельным направлениям хозяйственной деятельности в различных сегментах мирового рынка. Результаты конкуренции и, соответственно, оценка конкурентоспособности в определенной мере зависят от состояния, возможностей и особенностей той внешней конкурирующей системы, с которой эта экономика взаимодействует. Иначе говоря, основу национальной экономики составляет конкурентоспособность ее хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, фирм и т.п.), а также основных инфраструктурных образований (инновационной, финансовой, производственной инфраструктуры, качества человеческого потенциала и др.). Учитывая ограниченные возможности России по ряду параметров, и, в первую очередь, по инвестиционному, ее конкурентоспособность должна формироваться по принципу приоритетности, учитывающему связь с мировым инвестиционным процессом и национальными интересами государства.
Нынешние и будущие вызовы развития порождают социально значимую проблему инновационных капиталовложений, императивно требуя формирования государства нового типа, способного адекватно, своевременно и компетентно реагировать на уже проявленные вызовы, а также предугадывать и предотвращать потенциальные. Другими словами, качество власти в новых условиях определяется способностью государственных институтов разрабатывать и проводить политику развития в единстве всех ее составляющих в целях суверенного развития страны.
В сложившихся условиях выход на траекторию устойчивого роста экономики и благосостояния общества возможно только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, улучшения качества государственного регулирования, подъема трудовой, творческой и инновационной активности людей.
Для обеспечения качественного экономического роста необходимы не только радикальные перемены в экономической политике, но и в самой идеологии экономических преобразований: качественный экономи-
ческий рост должен стать приоритетной задачей теории и экономической политики. Должна быть выработана и реализована государственная программа роста экономики на основе ее модернизации с соответствующим ресурсным обеспечением. При этом экономический рост должен быть непосредственно связан с социально-экономическим развитием общества.
Выработка государственной промышленной политики и ее реализация в Российской Федерации на современном этапе должны быть ориентированы на решение четырех стратегических задач:
♦ развитие конкурентоспособности и повышение темпов роста промышленно-энергетического сектора экономики;
♦ повышение эффективности топливно-энергетического комплекса и обеспечение энергобезопасности;
♦ развитие научно-технического и производственного потенциала в интересах повышения уровня национальной безопасности;
♦ создание системы технического регулирования стандартизации и обеспечения единства измерений в интересах повышения качества жизни населения и конкурентоспособности экономики.
Реализация первой цели — развитие конкурентоспособности и повышение темпов роста промыш-ленно-энергетического сектора экономики — предполагает содействие образованию и развитию эффективных экономических субъектов в промышленности и энергетике, поддержку разработки конкурентоспособной техники и технологий, модернизацию и реконструкцию производственных мощностей, разработку и реализацию мер по энерго- и ресурсосбережению в промышленно-энергетическом секторе и сфере потребления.
Конкурентоспособность на внутреннем рынке может быть охарактеризована показателем доли промышленной продукции российского производства во внутреннем потреблении продукции промышленности, а на внешнем рынке — темпами роста экспорта промышленной продукции.
Главным показателем конкурентоспособности промышленной продукции является уровень качества и издержек производства. Только реконструкцией и модернизацией производства, внедряя прогрессивные технологии, можно осуществить повышение качества продукции и фондоотдачи, рост производительности труда. А для этого необходимо привлечь большой
объем инвестиций, в том числе и за счет иностранного капитала. Конечно, необходима постоянная государственная поддержка проведению модернизации промышленности и всей экономики в целом.
Реализация второй цели — развитие топливно-энергетического комплекса и обеспечение энергобезопасности — предполагает проведение структурных преобразований в энергетике; рационализацию добычи и использования ресурсов на предприятиях топливно-энергетического комплекса, развитие перспективных направлений энергетики; диверсификацию и территориальное развитие топливно-энергетической инфраструктуры; стимулирование опережающего воспроизводства баланса разрабатываемых и разведанных запасов полезных ископаемых.
Важнейшими шагами в этом направлении должны стать более широкое использование возобновляемых и альтернативных источников энергии, а также практическая реализация мероприятий по разработке и освоению инновационных технологий в области энергетики, становление низкоуглеродной энергетики. Для успешного продвижения России в русле мировых тенденций энергообеспечения необходима государственная поддержка инноваций в этой сфере и нормативно-правовое регулирование перспективных направлений функционирования российского топливно-энергетического комплекса.
Реализация третьей цели — развитие научно-технического и производственного потенциала в интересах повышения уровня национальной безопасности — содержит ряд направлений работы, к числу которых относятся:
♦ разработка отраслевых стратегий развития и стратегии развития оборонно-промышленного комплекса;
♦ реструктуризация, модернизация и совершенствование научно-технической и производственно-технологической базы;
♦ обновление номенклатуры продукции;
♦ улучшение организационно-управленческой структуры и качества управления;
♦ развитие экспортного потенциала.
Четвертая цель — создание системы технического
регулирования, стандартизации и обеспечения един-
ства измерений в интересах повышения качества жизни населения и конкурентоспособности экономики — имеет высокую актуальность в контексте создания безопасных условий жизни населения и обеспечения высокого качества товаров и услуг.
Важнейшим условием реализации этой задачи является ускорение темпов реформы технического регулирования. Данную деятельность следует направить на повышение конкурентоспособности российской промышленности благодаря переходу на двухуровневую систему: технические регламенты и стандарты. Происходящая в России реформа технического регулирования должна снизить административную нагрузку на экономику, гармонизировать обязательные требования к продукции, стимулировать развитие системы национальных стандартов и, следовательно, повысить как внешнюю, так и внутреннюю конкурентоспособность экономики. Реализация этих и других мер должна резко повысить устойчивость и конкурентоспособность промышленности и всей экономики страны в целом, обеспечить динамичное социальное развитие общества и экономическую безопасность России.
Литература
1. Глазьев С.Ю. Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Экономист. 2007. № 5.
2. Шевченко В. Логика наших властей иногда не поддается объяснению. Интервью президента ВГАСУ, доктора технических наук, профессора и депутата Воронежской областной думы Игоря Суровцева // Ком-мерсантъ.2014. 28 апр.
References
1. Glazyev S.Y. Prospects of the Russian economy in the conditions of the global competition//the Economist. 2007. № 5.
2. Shevchenko V. The logic of our authorities sometimes does not give in to an explanation. Interview of the president of VGASU, the Doctor of Engineering, professor and the deputy of the Voronezh regional duma Igor Surovtseva // Kommersant. 2014. April 28.