Научная статья на тему 'Государственное регулирование научноинновационной сферы и промышленного развития: опыт Франции'

Государственное регулирование научноинновационной сферы и промышленного развития: опыт Франции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1131
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлов Юрий Васильевич

В статье рассматриваются механизмы государственного регулирования научно-инновационной сферы и промышленного производства Французской Республики. В современных условиях глобализации и европейской интеграции промышленная политика Франции (ранее - как политика развития отдельных отраслей) меняет свое содержание и превращается в государственную политику, ориентирующуюся на обеспечение глобальной конкурентоспособности промышленности страны на основе развития инновационного потенциала нации. Важнейшими чертами французского государственного регулирования, представляющими практический интерес для России, являются: экономическая рациональность, стимулирование научно-инновационной и инвестиционной деятельности, присутствие государства в ключевых секторах экономики, трансформация индикативно-плановых функций государственного управления в направлении анализа и предсказания эволюции среды промышленного и научно-технического развития, осуществление конкурентной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование научноинновационной сферы и промышленного развития: опыт Франции»

Государственное регулирование научноинновационной сферы и промышленного развития: опыт Франции

Ю. В. Павлов,

зам. начальника управления промышленности, производственной и научно-технической инфраструктуры администрации Орловской области

В статье рассматриваются механизмы государственного регулирования научно-инновационной сферы и промышленного производства Французской Республики. В современных условиях глобализации и европейской интеграции промышленная политика Франции (ранее — как политика развития отдельных отраслей) меняет свое содержание и превращается в государственную политику, ориентирующуюся на обеспечение глобальной конкурентоспособности промышленности страны на основе развития инновационного потенциала нации. Важнейшими чертами французского государственного регулирования, представляющими практический интерес для России, являются экономическая рациональность, стимулирование научно-инновационной и инвестиционной деятельности, присутствие государства в ключевых секторах экономики, трансформация индикативно-плановых функций государственного управления в направлении анализа и предсказания эволюции среды промышленного и научнотехнического развития, осуществление конкурентной политики.

The state regulation mechanisms of scientifically-innovative sphere and industrial production of French Republic are considered in the article. In modern conditions of globalization and European integration the industrial policy of France (earlier — as the policy of separate branches development) changes the content and turns to the state policy, which is based on the supply ofthe global competitiveness ofthe state industry on the basis of innovative potential development of the nation. The major features of the French state regulation, representing practical interest for Russia, are: economic rationality, stimulation of scientifically-innovative and investment activities, the presence of state at central sectors of economy, indicative-scheduled transformative functions of the state in the analysis direction and the prediction ofthe environmental evolution of industrial and scientifically-technical development, the realization of competition policy.

В современных экономических условиях переход мирового сообщества на качественно новый уровень развития связан с активизацией инновационных и инвестиционных процессов. Механизм свободной конкуренции является определяющим в решении проблемы спроса и предложения в условиях развитого рынка, в то же время мировой опыт свидетельствует о том, что многие индустриальные страны мира не обходятся без государственного вмешательства в рыночные отношения в промышленном производстве и научно-инновационной сфере.

Президентская задача удвоения ВВП требует поиска новых форм и методов ускорения развития российской промышленности и, в первую очередь, за счет использования качественно новых источников роста на инновационной основе. В последние годы значительно активизировались процессы, связанные с подготовкой вступления России в ВТО, что накладывает дополнительные требования к организации промышленного производства с учетом повышения роли научно-технического фактора.

В этой связи представляет практический интерес изучение и использование положительного опыта развитых стран мира в сфере реализации промыш-

ленной политики, формирования и эффективного использования научно-технического потенциала на разных этапах экономического развития. В группе индустриальных стран ведущую роль играют государства «большой семерки» — США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия и Япония. Предметом данной работы является рассмотрение механизмов государственного регулирования развития промышленного производства и научно-инновационной сферы одного из активных участников «большой семерки», члена Европейского Союза (ЕС) — Французской Республики.

Промышленную политику в рыночной экономике можно охарактеризовать как осуществляемую с помощью государства целенаправленную деятельность, включающую прямые и косвенные меры воздействия на формирование и развитие конкурентоспособного промышленного производства. Термин «промышленная политика» как аналог зарубежного «Industrial Policy» начал применяться в российской экономике в 1990-х годах. Для европейских стран понимание этого термина ближе к значению «отраслевая политика» — государственная политика по поддержке и развитию отдельных секторов (отраслей) экономи-

ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005

ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005

Таблица 1

Результаты сопоставлений ВВП развитых стран мира и России (Источник: Федеральная служба государственной статистики, Россия)

ки. В России промышленная политика ассоциируется, как правило, с мерами государственной поддержки всей промышленности и, в первую очередь, наукоемких и высокотехнологичных отраслей производства.

Актуальность детального рассмотрения механизмов государственного регулирования промышленного производства вызвана тем, что именно устойчивое промышленное развитие является определяющим условием экономического роста страны.

По данным Федеральной службы государственной статистики, представляющей показатели международных сопоставлений ВВП, публикуемые Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Статистической службой ЕС (Евростатом), представляется интересным проведение сравнения важнейших экономических показателей России и стран «большой семерки», представленных в табл. 1 [1]. В качестве основы сопоставлений применяется пересчет компонентов использования ВВП развитых стран в единую валюту на основе паритетов покупательной способности (ППС). ППС представляют собой количество единиц валюты, необходимое для покупки сопоставимого стандартного набора товаров и услуг, который можно купить за одну денежную единицу базисной страны (в данном случае — США).

Основным показателем международных сопоставлений является отношение объема ВВП на душу населения сопоставляемой страны к ВВП на душу населения базисной страны (США), сравнение которых среди развитых стран позволяет сделать ряд наблюдений.

Во-первых, ряд стран (Франция, Германия, Италия) за анализируемый период с 1996 по 2002 гг. имели примерно равный уровень экономического развития (68-77% от уровня США). Исключение составляют Япония (снижение с 86 до 75%), а также Великобритания, обеспечившая значительный рост этого показателя.

Во-вторых, только Канада, Великобритания, Франция и Италия сохранили или обеспечили к 2002 году рост ВВП на душу населения, что говорит об определенном уровне стабильности и динамичном развитии экономики этих стран.

В-третьих, ясно видно существенное отставание России по этому показателю от развитых стран, которое за анализируемый период не сократилось (в 2002 году — 38 место против 31 места в 1996 году). В то

же время, по данным Федеральной службы государственной статистики, на фоне этих государств Россия за период с 2000 по 2003 гг. уверенно держит первое место по росту ВВП и промышленного производства [2]. Однако здесь необходимо учитывать, что относительно невысокие темпы экономического роста большинства развитых стран определяются тем, что они достигли определенного равновесного состояния.

Наиболее интересным для российской экономики и полезным, с точки зрения возможного применения, является изучение опыта Франции, активная промышленная и научно-техническая политика которой в послевоенные годы позволила восстановить и сохранить многие отрасли промышленности (тяжелое машиностроение, атомную энергетику, автомобилестроение, авиастроение и др.), успешно провести реструктуризацию металлургической, угольной, текстильной промышленности и сегодня занимать лидирующее положение в ЕС.

Важная экономическая роль во Франции принадлежит государству, которое не только владеет большими промышленными компаниями, но и является крупнейшим работодателем, перевозчиком, владельцем земли и недвижимости в стране.

Франция имеет особую структуру промышленного производства, в которой можно выделить следующие основные черты:

♦ малая специализация, наличие практически всех отраслей промышленности, что во многом соответствует построению промышленного производства в России;

♦ в промышленности значительная часть предприятий — крупные компании мирового уровня;

♦ наличие большого количества малых инновационно активных предприятий.

Деятельность государства в области регулирования промышленного производства и научно-инновационной сферы необходимо рассматривать исходя из особенностей государственного управления Французской Республики.

Особенности государственного устройства Франции

Французская Республика является унитарным централизованным государством, аппарат которого возглавляют Президент Республики, премьер-министр, министры и правительство в целом как коллегиальный орган. Органы государственного управления на местах включают в себя два основных элемента: префектуры и специальные периферийные службы (представительства на местах) центральных министерств и ведомств.

В результате политики децентрализации, начиная с 1982 года, происходит перераспределение полномочий между центральной властью и территориально-административными образованиями. Полный контроль со стороны центральной власти за целесообразностью принимаемых решений на местах был заменен правом проверки их законности.

Административно-территориальная структура Французской Республики имеет три основных уров-

Страна ВВП на душу населения на основе ППС в % к США Место страны по уровню ВВП на душу населения

1996 г. 1999 г. 2002 г. 1996 г. 1999 г. 2002 г.

США 100 100 100 2 2 3

Канада 82 78 82 8 8 9

Великобритания 70 69 80 17 18 И

Франция 73 68 77 15 19 16

Япония 86 74 75 5 И 17

Италия 73 71 74 14 15 18

Германия 77 73 74 И 14 19

Россия 24 18 22 31 40 38

ня: коммуны, департаменты и регионы, которые являются одновременно административно-территориальными округами государства и децентрализованными территориальными коллективами.

Наиболее крупным административно-территориальным образованием во Франции является регион. Страна разделена на 26 регионов. В компетенцию региона, являющегося важным звеном в реализации мер экономического и социального развития территорий, входят вопросы экономического и научно-технического развития, разработка и осуществление региональных и участие в общенациональных планах обустройства территорий, вопросы культуры, организации профессиональной подготовки, осуществление программы жилищного строительства и др.

Представителем государства на территории региона является префект региона — префект департамента, где находится столица региона. Префект осуществляет административный контроль за решениями регионального совета и его председателя, утверждает программы финансирования и распределения средств по департаментам. Ему подчиняются местные органы ряда министерств, включая региональные управления социального и медицинского обеспечения, промышленности, сельского хозяйства и др.

Следующим уровнем административно-территориального деления Французской Республики является департамент. Сейчас во Франции 100 департаментов (из них 4 — заморских), основными полномочиями которых является решение вопросов социального обеспечения, здравоохранения, оснащения сельского хозяйства, охраны окружающей среды, развития дорожной сети на территории департамента.

Департамент может располагать собственными службами, занимающимися проблемами промышленности и торговли, имеет право предоставлять прямую помощь предприятиям, испытывающим трудности.

Базовой административной структурной единицей Франции является коммуна. В настоящее время насчитывается около 37 000 коммун. Коммуны имеют выборную исполнительную власть в лице мэра и орган принятия решений — муниципальный совет. Мэр выполняет двоякую роль: с одной стороны, он имеет выборный статус, с другой — является представителем государства на территории коммуны.

В компетенцию коммуны входит управление местными делами, в том числе решение экономических и социальных вопросов, оказание поддержки предприятиям в создании рабочих мест, управление землями, организация начального образования, содержание коммунальных дорог и жилья, охрана окружающей среды, решение вопросов развития культуры, охрана общественной безопасности и др.

Высокая степень государственного присутствия являлась основой реализации промышленной политики Французской Республики и создавала благоприятные предпосылки для непосредственного вмешательства государства в развитие промышленности и экономики в целом, что наиболее сильно проявилось в период восстановления французской промышленности после второй мировой войны [3].

Государственное регулирование промышленного производства

Государственная политика Франции в послевоенное время была направлена на поддержку ключевых отраслей промышленного производства, требующих первоочередного восстановления и связанных с реконструкцией всей промышленности и сельского хозяйства. При этом получили развитие и традиционные отрасли производства, продукция которых не всегда могла конкурировать на мировом рынке. Государство берет под контроль добычу угля, электро-и газоснабжение, банковский сектор и часть промышленности, проводя национализацию крупных предприятий, таких как «Рено» и др. В практику государственного управления входит создание эффективной системы планирования на основе разработки и реализации пятилетних планов социально-экономического и научно-технического развития страны. В 1948 г. достигнут довоенный уровень производства и благодаря растущей потребности в рабочей силе обеспечена полная занятость. Такой подход позволил обеспечить быстрое восстановление всего промышленного производства, но в последующем стал препятствовать начавшимся процессам интеграции и участию Франции в международном разделении труда.

В последующий период (1960-1970 гг.) в государственной политике Франции особое внимание уделялось развитию перспективных отраслей — атомной, электронной, автомобильной и аэрокосмической промышленности, что привело к значительному укреплению военно-промышленного потенциала страны. В это время реализуются крупные экономические проекты (создание сверхзвукового самолета «Конкорд», спуск на воду пассажирского лайнера «Франция» и др.), осуществляется поддержка развития новейших технологий и передовых отраслей промышленности (информатики, телекоммуникаций). Особенности государственного регулирования промышленного производства в этот период во многом были обусловлены осуществляемой президентом Франции де Голлем активной внутренней и внешней политикой.

В начале 1970-х годов правительство Франции сконцентрировало внимание на проведении целенаправленной политики поощрения промышленной концентрации, развития крупного промышленного производства и, в первую очередь, тяжелого машиностроения. Достигалось это посредством принятия законодательно закрепленных актов, использования мер административного и экономического воздействия (налоговые льготы, государственные заказы и др.), что способствовало слиянию компаний и образованию практически в каждом из секторов экономики крупных национальных предприятий, которые могли конкурировать с мировыми лидерами как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Последующие годы (1975-1978 гг.), совпавшие с началом правления Валери Жискар д’Эстэна, стремившегося построить передовое либеральное общество и модернизировать социальные отношения, характеризуются отказом от активного вмешательства государства в развитие промышленного производ-

ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005

ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005

ства. В качестве основного инструмента промышленной политики в это время применялось умелое сочетание рыночных регуляторов и политики сдерживания иностранной конкуренции путем использования таможенных барьеров и тарифного регулирования.

В годы возврата к активной промышленной политике (1979-1981 гг.) государством проводилась линия на поддержку крупных национальных компаний в освоении новых рыночных сегментов, в том числе и мировых, на основе высокого уровня конкурентоспособности и технологического превосходства.

После победы на президентских выборах Франсуа Миттерана последовал период «социалистической» промышленной политики (1981-1986 гг.), совпавший с ухудшением для Франции международной экономической ситуации, обострением конкуренции на внутреннем и мировом рынках. Правительство страны проводило ряд важных реформ: децентрализацию процессов управления промышленным развитием путем делегирования ряда полномочий региональным властям, национализацию предприятий и создание льготных условий для развития государственного сектора, снижение пенсионного возраста до 60 лет, сокращение рабочей недели до 39 часов, увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков и др. Под контроль государства перешла четверть промышленного производства страны.

В период сосуществования различных политических сил в системе органов государственной власти (1986-1988 гг.) правоцентристским правительством проводились мероприятия по либерализации промышленной политики: повышение эффективности государственного управления и уменьшение государственной помощи промышленным предприятиям, приватизация крупных государственных компаний, массовая продажа акций мелким акционерам, снижение налоговой нагрузки, повышение конкурентоспособности промышленности путем либерализации управления компаниями частного сектора, стимулирование инвестиций в НИОКР и основной капитал, поддержка малого и среднего бизнеса.

После прихода к власти социалистов в 1988 году были приостановлены программы национализации государственной собственности в промышленности. Правительство Франции старается укрепить пошатнувшиеся финансовые позиции промышленных компаний, при этом подвергается пересмотру философия опоры на государственный сектор как главного инструмента промышленной политики. Однако в процессе приватизации контрольный пакет акций остается в руках государства, которое сохраняет возможность оказывать решающее влияние на принятие решений руководством приватизированных предприятий.

В начале 1990-х годов в условиях глобализации мирового рынка и интеграции европейской экономики акценты промышленной политики сместились в сторону создания благоприятных условий для развития предпринимательства, стимулирования роста финансового капитала, формирования и расширения инвестиционной инфраструктуры, ограничения государственной поддержки реализации крупных промышленных проектов, децентрализации принятия

экономических решений, поощрения частной инициативы и человеческого фактора, стимулирования малого и среднего бизнеса.

Прямое управление государственным сектором, предоставление государственной помощи, протекционизм во внешней торговле, развитие малоэффективного государственного предпринимательства вступило в противоречие с либеральными методами свободного обмена товарами, услугами, капиталами и рабочей силы в рамках ЕС.

В этот период происходит трансформация промышленной политики государства в сторону создания стимулирующих условий для развития промышленного производства. Основными направлениями государственного регулирования промышленности являются завершение государственной программы приватизации, постепенный отказ от прямого субсидирования предприятий и отраслей промышленности из средств государственного бюджета, совершенствование финансово-кредитных механизмов, позволяющих значительно увеличить долю частных банков в общем объеме кредитных ресурсов, используемых предприятиями, привлечение в государственный сектор профессиональных экономистов и юристов. В это время были приватизированы такие промышленные предприятия, как «Пешинэ», «Юзинор-Сасилор» и «Эльф-Акитэн», некоторые банки и страховые компании.

На современном этапе промышленной политики Франции (с 1997 года по настоящее время) проявляются черты преемственности, но и возникают новые формы и методы государственного регулирования, обусловленные переходом страны в качественно новую фазу социально-экономического и политического развития. Промышленная политика носит компромиссный характер, поддерживая ранее принятые меры по денационализации крупных компаний в ряде отраслей промышленности, отказу от механизма законодательно принимаемых пятилетних планов экономического и социального развития, сокращению программ поддержки традиционных отраслей, но в то же время направлена на активное содействие развитию промышленности Франции косвенными методами. Об этом свидетельствует тот факт, что количество предприятий, прямо или косвенно контролируемых государством, за этот период уменьшилось с 2510 в 1997 году до 1447 в 2003 году (табл. 2 [4, 5]). При этом, по данным французского Национального института статистических и экономических исследований (L’Institut national de la statistique et des etudes économiques), несколько крупнейших предприятий с государственным участием — Почтовая служба (La Poste), Национальная компания железных дорог (La SNCF), «Франс Телеком» (France-T^l^com), «Элек-трисите де Франс» (EDF) — предоставляют 750 000 рабочих мест, обеспечивая 2/3 занятости в государственном секторе экономики [6].

Рассматривая французский опыт государственного присутствия в различных секторах экономики, можно отметить, что в настоящее время государство остается лишь в тех сферах, деятельность которых не уравновешена рыночными механизмами (включая социально-значимые услуги), и там, где данный вид

деятельности по каким-либо причинам не интересен частному бизнесу. Сегодня к таким видам деятельности относятся: энергетика, производство вооружений, телекоммуникации и связь, почта и некоторые другие.

В качестве повышения эффективности управления государственными предприятиями интересен французский опыт государственно-частного партнерства в сферах пищевой и перерабатывающей промышленности, аэронавтики, культуры и индустрии моды, информационных технологий, а также в сфере коммунального и дорожного хозяйства, транспорта и охраны окружающей среды с использованием системы концессионных контрактов [7]. В этом случае сбалансированный контракт между устроителем концессии и концессионером обеспечивает координацию их деятельности на основе взаимного доверия и контроля за соблюдением прав и обязанностей сторон. Юридические рамки такого взаимодействия — контракт и техническое задание — направляют усилия обоих действующих лиц на удовлетворение общественных интересов.

Сегодня происходит трансформация индикативно-плановых и прогнозных функций в государственной политике Франции в направлении анализа и предсказания среднесрочной и долгосрочной эволюции среды деятельности промышленности. Государство воздействует на среду научно-инновационного и промышленного развития в целях формирования производственного и научно-технического секторов в направлениях, соответствующих задачам развития национальной экономики, использует государственные закупки как важнейший инструмент формирования гарантированного и предсказуемого рынка для различных отраслей национальной промышленности.

Учитывая особенности государственного устройства Франции, необходимо отметить, что основные составляющие промышленной политики реализуются централизованно на высшем государственном уровне. Компетенция региона осуществляется только в рамках политики, проводимой государством в оставшихся за ним сферах деятельности. Регион является главным распределителем всех видов финансовой помощи, включая поддержку в сфере инноваций, что способствует значительному повышению эффективности использования государственных ресурсов, роли региональных властей в решении задач социально-экономического развития отдельных территорий и страны в целом.

Стимулирование научно-инновационной деятельности

Механизмы государственного воздействия на формирование и активизацию научно-инновационной деятельности для нужд промышленности имеют сегодня важнейшее значение среди инструментов промышленной политики Франции, направленной на обеспечение глобальной конкурентоспособности страны. Усиление инновационного потенциала, инвестирование в новые технологии и активный выход на динамичные рынки — вот сегодня те ключевые на-

Таблица 2

Динамика государственного участия в экономике Франции (Источник: Национальный институт статистических и экономических исследований, Франция (L’Institut national de la statistique et des etudes économiques, France))

Наименование показателя 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Количество предприятий, контроли- руемых государством 2510 1785 1657 1594 1569 1623 1447

Удельный вес работников предприятий с государственным участием в общей численности занятых в экономике Франции 6,3% 5,8% 5,3% 5,1% 5,1% 5,0% 5,2%

правления промышленной политики, которые обеспечивают экономический успех французским предприятиям.

Главное внимание государственных властей Франции сосредоточивается на формировании предпринимательской среды, повышающей возможности фирм быть инновационными, гибкими и конкурентоспособными. На основании официальных данных Европейской комиссии, по итогам 2001 года 48% французских компаний в производственной сфере являлись инновационно активными [8].

Реформа институциональной среды бизнеса, повышающая активность конкуренции и поощряющая предприятия (особенно представителей малого и среднего бизнеса), внедряющиеся на новые рынки или создаваемые заново, — один из главных приоритетов новой промышленной политики Французской Республики.

В этой связи интересным является механизм поддержки инновационной деятельности предприятий Франции, где около половины инвестиций в НИОКР осуществляется при участии государства. Существуют прямые (прямое финансирование инноваций) и косвенные меры государственной поддержки (налоговые преференции, льготные проценты и др.).

В реализации политики инноваций особое внимание уделяется созданию «полюсов превосходства» (технопарки, исследовательские центры и др.), развитию малого бизнеса, поддержке предприятий, имеющих более 15% от товарооборота в качестве затрат на НИОКР (освобождение от социальных, местных налогов и налогов на прибыль). Примером согласованных действий государства на федеральном и региональном уровнях может служить деятельность имеющего мировую известность научного парка «София Антиполис», созданного на территории департамента Приморские Альпы более четверти века назад. Умелое использование благоприятных природно-климатических и географических особенностей

ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005

ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005

местности, создание стимулирующих условий для привлечения наукоемкого бизнеса позволило обеспечить на территории парка работу более 25 тысяч рабочих мест.

Примером осуществления государственной политики инноваций служит деятельность французского агентства инноваций (I’Agence frangaise de I’innovation (ANVAR)), которое курируют несколько министерств, включая Министерство экономики, финансов и промышленности, Министерство образования и др. Агентство ANVAR было создано в 1979 году в целях осуществления финансирования инновационной деятельности в промышленном производстве Франции, особенно в малом и среднем бизнесе. Основная миссия агентства — развитие экономики через инновации, основные направления деятельности — коммерческая, маркетинговая, техническая и финансовая поддержка деятельности малых и средних предприятий (численностью, как правило, до 2 тыс. человек).

Французское агентство инноваций имеет центральную штаб-квартиру и 25 региональных центров, которые и производят экспертную оценку проектов и принимают решение о финансировании. Сегодня численность работников ANVAR составляет около 500 человек, большая часть которых (2/3 численности) приходится на региональные представительства.

Сильная сторона агентства ANVAR — экспертиза и выбор приоритетных проектов с использованием региональных центров и экспертов. К перспективным направлениям финансирования относятся информационные технологии, нано- и биотехнологии, аэронавтика, космос, вопросы жизнедеятельности и качества питания, охраны окружающей среды и др.

Государство, используя механизмы финансирования инновационной деятельности через ANVAR, частично берет на себя риски предприятия, имеющиеся при выходе на рынок с новым продуктом. Агентство выделяет молодым предприятиям (до 3 лет) беспроцентные ссуды размером до 50% от суммы, необходимой для реализации инновационного проекта. В случае успеха предприятие возвращает полученные средства. Интересен тот факт, что только 50-60% от поддержанных инновационных проектов оказываются успешными, при этом потеря средств компенсируется ежегодно из государственного бюджета. В ряде случаев поддержка может оказываться виде грантов — до 25 000 евро. Общий ежегодный бюджет ANVAR составляет около 289 миллионов евро.

За период с 1981 по 2003 гг. ANVAR направил на поддержку 37 860 компаниям и лабораториям финансовые ресурсы в размере 5,38 миллиардов евро, разделив с ними риск внедрения инновационных продуктов и технологий [9].

Использование единого оператора, имеющего сеть региональных представителей, для оказания мер государственной поддержки инновационным проектам позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств, обеспечить жесткий контроль за их расходованием, достоверно оценивать результаты осуществления «политики инноваций». Национальные расходы на НИОКР в 2002 году (в % к национальному валовому продукту), по данным

агентства ANVAR, в развитых странах имеют следующие значения: Япония — 2,9%; США — 2,6%; Германия — 2,4%; Франция — 2,2%; в среднем по ЕС — 1,9%. В планах ЕС увеличить этот показатель до 3% к 2010 году.

Применение французского опыта легло в основу создания в 1994 году в Российской Федерации Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (FASIE). В качестве источника финансирования данного фонда используются отчисления федерального бюджета, которые за прошедший период выросли с 0,5 до 1,5%. В 2002 году бюджет фонда составил 434 млн рублей. Сегодня FASIE и ANVAR осуществляют сотрудничество, обеспечивая тесный контакт между российскими и французскими малыми и средними предприятиями в сфере высоких технологий.

Государственное регулирование в современных условиях

На основании изучения французского опыта формирования и реализации государственного управления отраслями промышленности и научно-инновационной сферы можно сделать вывод, что в современных условиях глобализации и европейской интеграции промышленная политика Франции (ранее — как политика развития отдельных отраслей) меняет свое содержание и превращается в политику повышения конкурентоспособности промышленного производства на национальном и европейском уровнях.

Таким образом, французскую промышленную политику можно охарактеризовать как государственную политику, ориентирующуюся на обеспечение глобальной конкурентоспособности промышленности страны на основе развития инновационного потенциала нации. Можно выделить следующие основные черты и характеристики современной промышленной политики Французской Республики:

1) термин «промышленная политика» трансформируется в термин «политика конкурентоспособности» и тем самым признается, что главной целью промышленной политики Франции на современном этапе является повышение конкурентоспособности промышленности в целом без предпочтения одних предприятий и отраслей другим;

2) ключевыми элементами промышленной политики Франции являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S экономическая рациональность, определяющая роль принадлежит рыночным факторам; S открытость в рамках единого международного экономического пространства с учетом особенностей как национального, так и европейского аспекта (право ЕС превалирует над правом Франции), а также международных отношений;

S активизация инновационной деятельности, стимулирование НИОКР, развитие механизмов защиты интеллектуальной собственности в промышленности;

S повышение инвестиционной привлекательности предприятий, проведение процессов стан-

дартизации и нормализации, либерализации рынков, прогнозирование и воздействие на среду промышленного развития в интересах государства;

^ повышение качества подготовки профессиональных кадров;

3) в экономическом росте традиционные ресурсоемкие отрасли промышленности занимают убывающее значение, возрастает роль наукоемких, высокотехнологичных отраслей с высокой добавленной стоимостью, новую промышленную политику отличает переход к наукоемкой экономике, в которой производство, распределение и использование знаний и информации признаются главными условиями устойчивого экономического роста;

4) реализация промышленной политики происходит при развитии и осуществлении «конкурентной политики» ЕС, которая дополняет промышленную политику и включает:

^ контроль в пользу компаний (ограничение соглашений по разделу рынка или установлению цен, злоупотреблений доминирующим положением на рынке),

^ структурное вмешательство на рынке (контроль за слиянием компаний и образованием монополий),

^ контроль за государственной помощью, влияющей на действие рыночных механизмов.

Заключение

Зарубежный опыт показывает, что эффективность мер государственного регулирования промышленного производства в каждой конкретной стране обеспечивается наличием целого ряда факторов, отражающих специфику национальной экономики. В то же время изучение опыта развития науки и промышленности Франции позволяет сделать ряд выводов применительно к российским условиям.

Во-первых, в целях обеспечения инновационного пути развития экономики России необходимо создание нормативной правовой базы, способствующей эффективному использованию дополнительных стимулов для привлечения инвестиций в наукоемкие технологии, а также реализация комплекса мер, включающих более активные действия государства по ускорению инновационных процессов (создание научно-инновационных зон, технопарков, бирж инноваций, системы венчурного инвестирования и др.), изменение институциональной среды бизнеса (особенного малого и среднего бизнеса как наиболее мобильного и гибкого в рыночных условиях).

Во-вторых, целесообразно использование французского опыта трансформации индикативно-плановых и прогнозных функций государственного управления в направлении анализа и предсказания среднесрочной и долгосрочной эволюции среды промышленного и научно-технического развития, воздействуя на которую, государство будет способствовать формированию экономики в направлениях, соответствующих стратегическим задачам социально-экономического и экологического развития России.

В-третьих, необходимо определенное переосмысление роли государства в направлении сохранения или возможного усиления государственного присутствия в ключевых секторах российской экономики и других сферах, деятельность которых в настоящее время по разным причинам не уравновешена рыночными механизмами. Формы и методы могут быть разными: прямое управление в рамках государственного предприятия, участие государства в качестве мажоритарного акционера, заключение концессионных соглашений и др.

В-четвертых, в целях дальнейшего становления и развития рыночных отношений в России, обеспечения добросовестной конкуренции необходимо проведение государством активной конкурентной политики (контроль за картельными соглашениями по разделу рынка и установлению цен; слиянием предприятий и образованием монополий и др.).

В-пятых, в целях стимулирования инновационных процессов и максимального использования внутренних ресурсов развития регионов необходимо формирование новой модели регионального развития, предполагающей делегирование регионам права предоставления различных форм помощи субъектам инновационной деятельности, подкрепленного необходимыми финансовыми ресурсами.

Россия, используя все еще значительный научнотехнический потенциал, и сегодня имеет возможность выигрывать в конкурентной борьбе на мировом рынке инноваций, но только в том случае, если будут созданы эффективные механизмы стимулирования инновационной деятельности, нацеленные на конечный стратегический результат: на интенсификацию экономического роста страны и, в конечном счете, — на повышение качества жизни и окружающей среды.

Литература

1. Результаты международных сопоставлений ВВП Российской Федерации и других стран. Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/BGD/free/B02_18/Main.htm

2. Важнейшие экономические показатели России и развитых стран мира. Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/scripts/free/1c.exe?XXXX03F.8.1.1/040460R

3. Взгляд на Францию. Франция в России. http://www.ambafrance.ru/rubrique.php3?id_rubrique=96

4. L’Etat actionnaire. Rapport 2002. Rapport remis au Parlement et au Haut Conseil du secteur public en application de I’article 142 de la loi sur les nouvelles regulations economiques. Paris: Ministère de l’Economie, des Finances et de l’Industrie, 2003. 183 p.

5. Rapport sur l’Etat actionnaire. Agence des participations de l’Etat : l’actionnaire. Ministere de l’Economie, des Finances et de l’Industrie. http://www.minefi.gouv.fr/TRESOR/ape/index.htm

6. Entreprises contrôlées par l’Etat. France en faits et chiffres. L’Institut national de la statistique et des etudes e conomiques, France. http://www.insee.fr/fr/ffc/chifde_fiche.asp?ref_id= NATTEF9302&tab_id=298

7. Государственно-частное партнерство. Делегированное управление: французский опыт. Франция: Министерство экономики, финансов и индустрии, Главное управление индустрии, технологии, информации и почты, 2003. 23 с.

8. European competitiveness report 2002. Commission staff working document (SEC(2002) 528). European Commission. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2002. 126 p.

9. ANVAR YOUR PARTNER IN INNOVATIONINNOVATION. Paris: Anvar, the French Agency for Innovation, 2004. 4 p.

ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.