Научная статья на тему 'Французский опыт сотрудничества государственного и частного секторов в сфере высоких технологий'

Французский опыт сотрудничества государственного и частного секторов в сфере высоких технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сперанская Т. С.

В статье рассматриваются механизмы сотрудничества государства и частных компаний в сфере научно-технической модернизации. Сотрудничество выражается в финансировании государством крупных высокотехнологичных проектов, направленных на модернизацию экономики и поддержание экономического роста, а также мелких и средних инновационных предприятий. В 2005 г. во Франции было решено видоизменить инновационные механизмы, что стало следствием доклада Президента и Генерального директора французской компании Сан-Гобан (St. Gobain) Жан-Луи Беффа «За новую промышленную политику». Были созданы специализированные институты финансирования, а также выделены 66 территориальных «полюсов конкурентоспособности», 6 из которых реализуют проекты мирового масштаба. Французский опыт государственно-частного сотрудничества в инновационной сфере может быть полезным и для России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сперанская Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Французский опыт сотрудничества государственного и частного секторов в сфере высоких технологий»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Т. С. Сперанская

ФРАНЦУЗСКИЙ ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО СЕКТОРОВ В СФЕРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассматриваются механизмы сотрудничества государства и частных компаний в сфере научно-технической модернизации. Сотрудничество выражается в финансировании государством крупных высокотехнологичных проектов, направленных на модернизацию экономики и поддержание экономического роста, а также мелких и средних инновационных предприятий. В 2005 г. во Франции было решено видоизменить инновационные механизмы, что стало следствием доклада Президента и Генерального директора французской компании Сан-Гобан (St. Gobain) Жан-Луи Беффа «За новую промышленную политику». Были созданы специализированные институты финансирования, а также выделены 66 территориальных «полюсов конкурентоспособности», 6 из которых реализуют проекты мирового масштаба. Французский опыт государственно-частного сотрудничества в инновационной сфере может быть полезным и для России.

Многие экономические процессы, происходящие в современной России, весьма похожи на явления, имевшие место во французской экономике 50-60-х годов прошлого века. Можно найти немало общего между российскими и французскими проблемами сегодняшнего дня. В частности, в обеих странах существуют проблемы не только темпов экономического роста, но и поиска эффективных инструментов модернизации национальной экономики.

Глобальная конкуренция и ограничения экономического роста делают разработку и внедрение научно-технических инноваций жизненно необходимыми для любой страны. Опыт показывает, что для ускорения инновационных процессов требуется специальная политика государства. Как правило, эта политика имеет два основных направления: создание общих условий для развития научно-технической сферы и содействие конкретным исследованиям. Кроме того, политику в сфере инноваций в более широком контексте можно рассматривать как часть национальной промышленной политики.

Для Франции, как и для всех европейских стран, актуальность промышленной политики обусловлена острой конкуренцией с США, Японией, Китаем и Индией. Одна из целей европейской политики состоит в том, чтобы поддержать свою промышленность за счет придания нового импульса научно-техническим исследованиям. Такой результат планируется достичь посредством повышения эффективности государственных расходов на научно-исследовательские работы, а также благодаря увеличению объемов финансирования НИОКР на предприятиях частного сектора. Один из основных механизмов достижения поставленной цели - использование различных форм частно-государственного партнерства.

Лиссабонская стратегия - социально-экономическая программа (2000 г.) стран-членов ЕС предполагала создание в Европе полюса, основанного на экономике знаний, росте занятости и повышении качества образования с тем, чтобы стимулировать экономический рост и повысить конкурентоспособность экономики европейских

1 Материалы, изложенные в статье, основаны на официальных данных Агентства по промышленным инновациям [1], а также на докладе г-жи Аньес Арсъе (Руководителя отдела инновационной политики и конкурентоспособности при Министерстве промышленности), представленном 7 июля 2006 г. в Пар-иже на 31-й сессии российско-французского семинара [2].

стран. В рамках этой стратегии Франция поставила задачу увеличить расходы на НИОКР до 3% ВВП к 2010 г.

В структуре французской экономики доля промышленности оставалась неизменной в течение последних 20 лет и составляла 21-22% ВВП. Однако за последнее время промышленный сектор Франции неоднократно сталкивался с кризисными ситуациями. Сейчас во Франции, как и в других развитых странах, продолжается снижение занятости в промышленности. Во многом это связано с уменьшением доли Франции в мировом экспорте и с ростом дефицита внешнеторгового баланса. В среднем за год в стране закрывается около 70 тыс. рабочих мест, что объясняется структурной спецификой, характерной для Европы: выводом предприятий за пределы страны и стратегической реструктуризацией для повышения производительности труда в промышленности. При этом повышение производительности труда за счет технического прогресса позволяет сохранять долю промышленности в валовом продукте даже в условиях сокращения занятости.

В то же время с 1994 по 2002 г. занятость в секторах французской промышленности с использованием среднего уровня технологий повышалась. Однако появление новых рабочих мест в промышленности не создавало достаточной добавленной стоимости. При этом доля высокотехнологичной продукции во французском экспорте продолжала падать в течение последних 10 лет.

Оценка объемов финансирования НИОКР во Франции. В настоящее время Франция занимает пятое место в мире по уровню расходов на НИОКР после США, Японии, Китая и Германии. В 2004 г. сумма государственных и негосударственных расходов на НИОКР составила во Франции 35,5 млрд. евро, или 2,14% ВВП (табл. 1) [3].

Таблица 1

Отношение внутренних расходов на НИОКР к национальному ВВП, %

Страна 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Франция 2,20 2,23 2,17 2,14

США 2,76 2,65 2,68 2,68

Канада 2,08 1,97 1,95 1,93

Япония 3,07 3,12 3,15 -

Германия 2,46 2,49 2,52 2,49

Великобритания 1,87 1,89 1,88 -

Италия 1,11 1,16 - -

Голландия 1,88 1,80 - -

Швеция 4,29 - 3,98 -

Финляндия 3,38 3,43 3,48 -

ЕС (25) 1,81 1,82 1,82 -

Примечание. Расчеты по странам выполнены со следующими уточнениями. Франция — базой для расчета соотношения взят 2000 г. США — не включены капитальные расходы, за 2003 и 2004 гг. дан предварительный расчет. Канада — за 2003 и 2004 гг.— предварительный расчет. Германия — для 2004 г. примерный расчет. Швеция — заниженные данные. ЕС (25) — примерный расчет.

Начиная с 1995 г. вклад частного сектора в финансирование исследовательских работ превышал соответствующую долю государственного бюджета. Однако после 2003 г. удельный вес негосударственных источников финансирования начал снижаться, в том числе по причине заметного увеличения бюджетных расходов на НИОКР. Вследствие этих тенденций в 2004 г. во Франции сложились следующие пропорции: частный сектор обеспечивал 63% общей суммы национальных расходов на НИОКР, государственный бюджет - 37%.

При выработке национальной научно-технической политики в 1998 г. во Франции были сформулированы две основные задачи в области НИОКР. Первая из них

заключалась в том, чтобы активизировать динамику фундаментальных исследований, финансируемых государством, и стимулировать сотрудничество исследователей с предприятиями. Вторая задача состояла в усилении активности частного сектора в финансировании исследований.

Результатом инициативы министерства промышленности по развитию контактов между государством и частным сектором стал, например, проект Réseau de Recherche et D’innovation Technologique (RRIT) (Сеть по исследованиям и технологическим инновациям), начатый в 1997 г. Проект предполагал создание исследователь-ско-инновационных сетей в рамках стратегических консорциумов средних и крупных предприятий. Считается, что такая политика привела к значительным диспропорциям в сфере научно-исследовательских работ. Из-за отсутствия четкого разделения по направлениям финансирования бюджетные деньги попадали преимущественно в крупные компании, связанные с отраслями оборонной промышленности.

Оценить объем инвестиций в НИОКР в этот период можно по размерам финансирования конкретных проектов или по их целевому исполнению двумя экономическими субъектами: государственной администрацией и частным сектором экономики (табл. 2) [3].

Таблица 2

Отраслевая структура внутренних расходов на НИОКР частного сектора и государства во Франции в 2004 г.

Области НИОКР Внутренние расходы частного сектора на НИОКР Государственное финансирование НИОКР*

млн. евро % к итогу прирост в 2004 г. по отношению к 2003 г., % млн. евро % к итогу

Промышленный сектор 20310 91,4 1,8 12 798 96,3

Автомобильная промышленность 3365 15,2 3,7 53 0,4

Фармацевтика Радио-, теле-, коммуникационное 3028 13,6 -0,5 212 1,6

оборудование 2730 12,3 -2,8 1915 14,4

Космос и авиастроение Производство медицинских 2641 11,9 14,6 6157 46,3

инструментов, оптика 1433 6,5 -0,8 2034 15,3

Химическая промышленность 1373 6,2 -0,5 372 2,8

Производство машин и оборудования 1072 4,8 0,5 1236 9,3

Прочие отрасли промышленности 4668 21,0 0,3 851 6,4

Сектор услуг 1900 8,6 -7,7 492 3,7

Информатика 908 4,1 -1,6 279 2,1

Транспорт и коммуникации 734 3,3 -14,2 27 0,2

Прочие 258 1,2 -7,8 173 1,3

Итого 22210 100,0 0,9 13290 100,0

* Сумма государственного финансирования НИОКР включает и государственные контракты и прямые

субсидии предприятиям на научные исследования и разработки и не включает фискальное стимулирование НИР на основе налоговых кредитов, а также налоговых льгот.

Сектор государственной администрации включает услуги, предоставляемые министерствами, государственными исследовательскими организациями (научными и техническими), промышленными и коммерческими государственными организациями, системой высшего образования, а также разного рода некоммерческими фондами и ассоциациями. При оценке объемов финансирования в научнотехнической сфере используются два основных статистических индикатора: 1) национальные расходы на НИОКР, под которыми понимается финансирование исследований как во Франции, так и за границей, осуществляемое французскими

предприятиями и французской государственной администрацией (в том числе региональной и местной); 2) внутренние расходы на НИОКР, учитывающие затраты на реализацию проектов на территории Франции как за счет национальных, так и иностранных источников.

Внутренние расходы на НИОКР, осуществляемые частными французскими предприятиями, сконцентрированы в четырех секторах промышленности. В 2004 г. они составляли 53% общей суммы. Эти секторы в той или иной степени связаны с оборонной промышленностью, где реализуется наибольшее число национальных программ (космос, самолетостроение, информатика и атомная индустрия).

Что касается типа предприятий, которые пользуются государственным финансированием, то это или малые предприятия с числом рабочих мест менее 20, или, наоборот, крупные предприятия (2000 рабочих мест и более). Но размеры государственного финансирования этих двух групп неодинаковы. Крупные предприятия пользуются различными дотациями и поддержкой, составляющей около 70% всего государственного финансирования. Мелкие предприятия довольствуются, как правило, кредитами Агентства по инновациям.

Основы финансирования новой промышленной политики Франции в области НИОКР. В январе 2005 г. Генеральный директор французской компании Сан-Гобан Жан-Луи Беффа представил отчет «За новую промышленную политику», в котором подчеркивалась необходимость:

- ускорить частные инвестиции в области высоких технологий;

- увеличить промышленные инвестиции в НИОКР по рискованным проектам2;

- усилить связи между государственными и частными НИОКР, способствующими ускорению научно-технической модернизации.

В то же время новая промышленная политика предполагает, скорее, появление новых подходов и механизмов, а не изменение целей. Следствием отчета стал пересмотр правительством принципов государственной поддержки исследований и инноваций в промышленности. В результате после 2005 г. ожидается количественный и качественный быстрый рост бюджетных расходов и ужесточение требований к сотрудничеству между государственным и частным секторами в рамках новых подходов. Принимаются во внимание размер предприятия, степень его сотрудничества с государственным сектором и бюджет, необходимый для реализации конкретных проектов.

Государственные институты поддержки частных инноваций. С момента выхода в свет доклада Беффа был предпринят ряд конкретных мер по реализации вышеуказанных целей.

Во-первых, были созданы три агентства, целью которых является отбор наиболее перспективных проектов в области инноваций с учетом размера и специализации предприятий, финансирование проектов и контроль за их реализацией.

Агентство по промышленным инновациям (Agence de l’innovation industrielle). Его целью является отбор на конкурсной основе и финансирование крупных научно-исследовательских проектов общенационального уровня, связанных с высокими технологиями в сфере энергетики, транспорта, охраны окружающей среды, здравоохранения, информационных и коммуникационных систем, реализуемых в тесном партнерстве государства и частного секторов. Кроме того, Агентство осуществляет контроль за ходом проектов и оценку полученных результатов. Бюджет Агентства на 2005 г. составил 2 млн. евро.

Агентство подчиняется министру экономики и министру промышленности. Научно-исследовательские программы, отобранные Агентством, предлагаются круп-

2 В докладе проводится связь между ростом частных инвестиций в НИОКР и способностью предприятий принимать на себя риски.

ным предприятиям и выходят за рамки обычных исследовательских программ. Эти программы имеют две основные цели: создание рабочих мест для сотрудников высокой квалификации и экспортную экспансию.

Агентство разработало Мобилизационную программу по промышленным инновациям (МППИ) для предприятий, осуществляющих сотрудничество с другими высокотехнологичными предприятиями и исследовательскими организациями.

Участие в МППИ обусловливается пятью основными критериями:

- масштабным присутствием на европейском и мировом рынках;

- значительной инновационной составляющей - затратами на научно-исследовательские работы от одного до нескольких десятков миллионов евро;

- главенствующей ролью и финансовым участием в проекте производственной компании, ответственной за реализацию программы;

- координацией действий по всей цепочке, включающей в себя государственные исследовательские лаборатории, предприятий-партнеров, консультантов и будущих клиентов;

- среднесрочным временн>м горизонтом проводимых работ (от 5 до 10 лет в зависимости от типа проекта).

В рамках МППИ Агентством финансируется примерно 50% затрат на НИОКР. Это финансирование носит форму субсидий и (или) подлежащих возмещению авансов, соответствующих европейским нормам субсидирования научно-исследовательских работ.

По замыслу французских властей проекты Агентства должны приобрести общеевропейское значение. Агентство продолжает поддерживать крупные концерны и в то же время стремится к достижению основной цели - увеличению масштабов НИОКР на частных предприятиях. Около 40% государственного финансирования идет в пользу малых и средних предприятий и государственных лабораторий.

Национальное исследовательское агентство (Agence nationale de la recherche). Агентство координирует фундаментальные и прикладные исследования в рамках партнерства между государственным и частным секторами. Основная задача этого Агентства

- передача результатов фундаментальных исследований из государственного сектора в экономику. В ведении Агентства находится ограниченное количество проектов, отобранных на конкурсной основе. Бюджет Агентства на 2005 г. - 700 млн. евро.

Государственная компания OZEO. Компания создана в январе 2005 г. в результате слияния Национального агентства валоризации исследований (Anvar) и банка развития мелких и средних предприятий (La Bank de developement des petites et moyennes enterprises - BDPME). Она предоставляет помощь мелким и средним предприятиям в разработке и внедрении технологических инноваций. Средний размер сметы проекта, получающего помощь OZEO, составляет 100 тыс. евро. Бюджет компании - 800 млн. евро в 2005 г. и 1600 млн. евро в 2007 г.

Создание компании OZEO способствовало значительному расширению набора финансовых услуг малым и средним инновационным предприятиям. Наряду с субсидиями и авансами для уже существующих предприятий, OZEO предоставляет ссуды на создание предприятий, финансирует контракты по разработке и внедрению инноваций, направленных на финансирование нематериальных активов предприятия. Гарантийный инновационный фонд OZEO оплачивает 60% гарантии, требующейся для получения банковского финансирования.

Еще одной новой мерой политики по поддержке инноваций стало усиление ее региональной составляющей и работа с территориями, получившими название полюсов конкурентоспособности.

Полюсы конкурентоспособности объединяют на определенной территории частные предприятия, государственные исследовательские и образовательные организации. Этими полюсами управляют ассоциации, создаваемые субъектами-участниками, в первую очередь промышленными. Тот факт, что участники ведут эту работу совместно, позволяет ускорить обмен информацией между различными типами экономических агентов. Эффект полюсов конкурентоспособности состоит также в том, что они стимулируют приток инвестиций в финансируемые государством НИОКР со стороны местных органов власти.

В отчете Беффа выделено 66 полюсов конкурентоспособности. Производство на территории шести из этих полюсов изначально находилось на мировом уровне. Десять полюсов сотрудничают с международными партнерами и имеют шансы быстро добиться масштабного присутствия на мировых рынках. Выделение остальных полюсов связано с промышленной специализацией различных территорий.

Полюсы финансируются упомянутыми агентствами, а также Депозитной кассой (Caisse des dépôts et consignations) и Фондом конкурентоспособности при Министерстве промышленности. Полюсы получают дополнительные налоговые льготы, а также ресурсы из местных бюджетов. Государственное финансирование, которое получают полюсы конкурентоспособности, составляет примерно 1,5 млрд. евро на трехлетний период. При этом непосредственно на НИОКР в рамках финансирования полюсов во Франции ежегодно расходуется около 600 млн. евро. Из уже полученных 540 млн. евро 230 млн. были перечислены непосредственно государством в форме прямой помощи на инновационные исследования со стороны национальных министерств. Остальные 310 млн. евро поступили от Агентств (80 млн. - от Агентства по промышленным инновациям, 200 млн. - от Национального исследовательского агентства и 30 млн. - от OZEO-Anvar).

Некоторые реализуемые проекты. Проект BioHub нацелен на расширение производства химических продуктов на основе сельскохозяйственного сырья. Сегодня во Франции только 6% химических веществ производится из возобновляемых ресурсов, поэтому в стране существуют планы по значительному увеличению этой доли. Подобный замысел соответствует мировым тенденциям: в частности, США поставили себе целью увеличить долю возобновляемых ресурсов для производства химических продуктов до 20% к 2020 г. и до 50% к 2050 г.

В настоящее время ведется работа по внедрению в косметические производства веществ, которые позволят устранить компоненты, создающие риск для здоровья людей. Другое направление проекта - использование крахмала и глюкозы в качестве сырья, заменяющего продукты нефтехимического происхождения, для производства пластиковых бутылок, быстро разлагающихся пакетов и т. д. Объем рынка для новых веществ по обоим направлениям оценивается в 1 млрд. евро.

Проект HOMES предполагает строительство зданий и жилья, оптимизированных с точки зрения потребления энергии. Целью данного проекта является снижение суммы издержек на 20% и сокращение времени строительства на 50%. Предусматриваются два направления работ: устройство сетей в зданиях, а также разработка инновационного оборудования по типу электронных беспроводных и работающих без батареек датчиков температуры или уровня загрязнения воздуха, которые интегрированы в стены здания и подключены к одному центральному блоку. Это позволит оптимизировать уровень температуры, освещения и вентиляции в помещении.

Цель проекта NeoVaL - производство поездов для линий метро нового поколения. Проект осуществляется совместно с немецкой компанией Siemens. Итогом проекта должно стать создание монорельсовых поездов метро с интегрированным автоматическим управлением и бортовым энергоснабжением за счет аккумуляторов.

Проект Quaero является примером франко-немецкого сотрудничества. Иногда этот проект называют «европейский Google», так как одним из его возможных результатов должно стать создание поисковой системы для Интернета. В то же время основными целями проекта являются получение новых технологий автоматической обработки цифровой мультимедийной информации: речевых сообщений, музыки, графических изображений (табл. 3).

Таблица 3

Франко-немецкие проекты, выбранные Агентством по промышленным инновациям

Проект Компания Смета проекта, млн. евро Финансовая поддержка из бюджета, млн. евро

BioHub Roquette 98 43

Homes Schneider 88 39

NeoVal Siemens 62 26

Quaero Thomson 250 90

TVMSL Alcatel 98 38

VHD PSA 271 101

Nano Smart Soitec 162 80

Основным результатом проекта ТУЫБЬ будет создание нового стандарта телевидения, совмещающего возможности спутникового и наземного ТВ. Эта технология позволит Европе обеспечить полный охват территории телевещанием.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проект УИО подразумевает создание гибридного дизельного транспорта. В настоящее время это самый крупный проект из отобранных Агентством по промышленным инновациям. Смета его расходов - 271 млн. евро. Проект является совместной разработкой целого ряда компаний-партнеров с целью создания высокоэкологичных гибридных транспортных средств, использующих бензин.

Проект ^апоБшагХ направлен на создание новых технологий по производству компьютерных чипов на основе смарт-карт.

Представляется, что изучение описанного выше французского опыта было бы весьма полезным для России, перед которой стоят сходные задачи, связанные с модернизацией экономики и ее промышленного сектора. Аналогия с Францией еще более актуальна применительно к инвестиционной сфере, где недостаточные возможности российского частного сектора делают желательным увеличение государственных усилий, в том числе за счет роста бюджетных инвестиций.

В России попытки создания механизмов государственно-частного партнерства осуществляются на фоне роста доли государства в экономике страны. В числе первых действий в этом направлении можно упомянуть создание Инвестиционного агентства и принятие закона о концессиях. Подобное сотрудничество является новым для России, и пока рано говорить о его итогах. Тем не менее первые попытки такого рода следует считать шагом в правильном направлении.

Литература

1. Агентство по промышленным инновациям. www.aii.fr.

2. Российско-французский семинар. www.ecfor.ru/index.php?pid=seminar/monfm.

3. Исследовательская записка. Расходы на НИОКР во Франции в 2004 г. Прогноз на 2005 г. 03.07.2006.

www.industrie.gouv.fr.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.