Научная статья на тему 'Управление промышленной политикой и ее особенности в инновационной экономике'

Управление промышленной политикой и ее особенности в инновационной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиев Н. Г., Вахромов Е. Н.

Промышленная активность инновационного характера в нынешнем столетии будет важнейшим фактором экономического развития. Для этого важен качественный уровень промышленности, ее конкурентоспособность, высокоэффективное функционирование промышленного комплекса. Особое значение это имеет в условиях необходимости интеграции отечественной экономики в мировой рынок в качестве равноправного члена сообщества развитых стран. Такая интеграция возможна лишь при условии создания структуры российской промышленности, адекватной отраслевой структуре технологически развитых стран. Несоответствие структуры российской промышленности структуре, сформировавшейся в ведущих странах в результате проведенных там к концу двадцатого столетия структурных преобразований, обусловливает неконкурентоспособность основной массы отечественной продукции, ее невостребованность на мировом рынке. В такой ситуации несвоевременное проведение структурной перестройки в соответствии с общемировыми тенденциями способствует закреплению сырьевой ориентации экспорта экономики страны, воспроизводству старой, кризисной отраслевой и технологической структуры. Затянувшийся структурный кризис отечественной экономики требует реализации долгосрочной программы структурных преобразований, направленных на формирование конкурентоспособной промышленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление промышленной политикой и ее особенности в инновационной экономике»

16 (55) - 2007

Инновации и инвестиции

УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКОЙ

И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Н.Г. ГАДЖИЕВ,

доктор экономических наук, профессор, проректор по экономике Дагестанского государственного университета

Е.Н. ВАХРОМОВ,

кандидат экономических наук, доцент, консультант ООО «Аудиторская фирма «Щит»

Наиболее важным компонентом экономического развития является промышленная деятельность реального сектора экономики. Промышленная активность инновационного характера в нынешнем столетии будет важнейшим фактором экономического развития. Для этого важен качественный уровень промышленности, ее конкурентоспособность, высокоэффективное функционирование промышленного комплекса [9]. Особое значение это имеет в условиях необходимости интеграции отечественной экономики в мировой рынок в качестве равноправного члена сообщества развитых стран. Такая интеграция возможна лишь при условии создания структуры российской промышленности, адекватной отраслевой структуре технологически развитых стран. Несоответствие структуры российской промышленности структуре, сформировавшейся в ведущих странах в результате проведенных там к концу двадцатого столетия структурных преобразований, обусловливает неконкурентоспособность основной массы отечественной продукции, ее невостребованность на мировом рынке. В такой ситуации несвоевременное проведение структурной перестройки в соответствии с общемировыми тенденциями способствует закреплению сырьевой ориентации экспорта экономики страны, воспроизводству старой, кризисной отраслевой и технологической структуры.

Затянувшийся структурный кризис отечественной экономики требует реализации долгосрочной

программы структурных преобразований, направленных на формирование конкурентоспособной промышленности [13].

Сегодняшние проблемы индустриального развития России и ее регионов уникальны по составу, остроте и сложности. Суть уникальности — спад во всем реальном секторе экономики, усугубленный нарастанием структурных деформаций и дезинтег-рационными тенденциями, разорвавшими целостность воспроизводственного процесса. Решение таких сложных задач реформирования реального сектора экономики невозможно без проведения государственной промышленной политики. Именно промышленная политика должна обеспечить не только преодоление спада производства, но и восстановление единства воспроизводственного процесса, осуществление структурной перестройки, формирование конкурентоспособной промышленности, опирающейся на современный технологический уклад [12].

В период реформирования отечественной экономики сменилось несколько концепций промышленной политики. В 1989-1991 гг. сама постановка вопроса о промышленной политике была искусственной, так как преобладала вера в рынок как панацею от всех бед. В 1992-1993 гг. поддержка промышленности осуществлялась путем льготного кредитования и взаимозачета задолженности предприятий. Затем осуществлялась идея селективной поддержки определенного круга отраслей, для чего был создан специальный бюджетный фонд

поддержки приоритетных отраслей. Однако число приоритетов оказалось чрезмерным, их выделение зачастую носило субъективный характер, что предопределило неизбежность резкой смены позиции правительства. Критерии отраслевой селекции сменились критериями относительно более высокой эффективности проектов. Был провозглашен принцип государственного инвестирования «1:4» (т. е. государство обеспечивало финансирование проектов в размере 20 % от требуемых капитальных вложений при условии, что определены инвесторы остальной доли). Однако вследствие дефицита финансовых ресурсов государство не смогло выполнить свои обязательства. В сегодняшней ситуации в основе политики, проводимой государством в реальном секторе экономики, заложены два важных подхода: отказ государства от определения отраслевых приоритетов и поддержка импортоза-мещения [1].

Модернизация экономики во всем многообразии ее аспектов актуальна для России в целом. Но для старопромышленных районов, где сосуществуют устаревшие технологические уклады с высокой долей кризисных отраслей, что осложняет процесс становления конкурентоспособной промышленности, эта проблема еще более актуализируется. Только реализация триединой структурной перестройки: технологической, отраслевой и институциональной во взаимосвязи и взаимодействии создаст необходимые предпосылки для уже начатого развитыми странами перехода от современной индустриальной стадии развития хозяйства к постиндустриальной, информационной стадии.

Условием успешного осуществления двух первых составляющих перестройки структуры промышленности является институциональная перестройка. Стержнем этого процесса должен быть не только поиск принципиально новой технологии организации и управления производством, но и формирование нового взгляда на саму реформу, который соответствовал бы требованиям социально-ориентированной технико-экономической парадигмы. Активная институциональная перестройка в такой ситуации жизненно необходима, она является условием осуществления как технологической, так и отраслевой перестройки структуры промышленности.

Специфика структурной перестройки заключается в том, что для ее проведения недостаточно лишь рыночного механизма, необходимы механизмы государственного регулирования, а также гибкого взаимодействия рынка и государственного

регулирования, регламентирующие переход экономики к устойчивому развитию на базе осуществления структурных преобразований [4]. Поэтому в этот период особое значение приобретает своевременное формирование механизма, содержащего новую систему экономических ценностей, ориентирующих субъекты хозяйствования на развитие нового технологического уклада и становление основанного на нем типа отраслевой структуры промышленности. Отставание институциональных преобразований от технологической и отраслевой трансформации в период выхода из структурного кризиса является неизбежным злом. Учитывая этот факт, государство должно, применяя институциональные методы, проводить структурную перестройку.

Определяющую роль в создании нового типа отраслевой структуры промышленности играет промышленная политика, реализующая приоритеты общегосударственной значимости, но с учетом особенностей потенциала многообразных регионов России.

Промышленная политика в периоды между структурными кризисами стимулирует расширенное воспроизводство сложившейся структуры промышленности [3].

Промышленная политика — это система отношений между государством и субъектами хозяйствования, направленная на формирование конкурентоспособной промышленности [7]. На этапе выхода из структурного кризиса промышленная политика должна содействовать формированию нового типа отраслевой структуры промышленности, на этапе экономического роста — развитию, укреплению отраслевой структуры нового типа, на этапе стабилизации экономического развития промышленная политика направлена на стимулирование реализации потенциала сложившегося типа отраслевой структуры промышленности. Таким образом, в зависимости от этапа развития, промышленная политика направлена либо на поддержку сложившейся структуры промышленности, либо на формирование отраслевой структуры нового типа. Особенностью промышленной политики на этапе выхода из структурного кризиса, на наш взгляд, можно считать ее трансформацию в политику структурной перестройки.

Первоочередными задачами промышленной политики на долгосрочном этапе становятся: • стимулирование экономического роста через

создание благоприятного инвестиционного и

налогового климата, поддержку реализации

инвестиционных проектов, направленных на использование новейших технологий; повышение инновационной активности и поощрение развития высокотехнологичных секторов экономики, эффективное использование производственного и научно-технического потенциалов;

повышение доли добавленной стоимости, создаваемой в промышленности, путем увеличения объемов продукции с глубокой переработкой сырья;

стимулирование промышленных предприятий к использованию получаемой прибыли и амортизационных отчислений на техническое перевооружение своих мощностей с вовлечением в этот процесс региональных машиностроительных предприятий; развитие межотраслевой внутриобластной кооперации;

стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышения их эффективности;

организация продвижения продукции региональных производителей на внешние по отношению к региону рынки;

Рис. 1. Предпосылки реализации и развития инновационного потенциала

• развитие информационной и консалтинговой инфраструктур;

• окончательное снятие с предприятий бремени содержания объектов социальной инфраструктуры;

• совершенствование и развитие межотраслевых ценовых соглашений;

• развитие взаимовыгодного сотрудничества и скоординированных действий на внешних рынках, прежде всего на рынке СНГ.

На долгосрочном этапе промышленной политики стратегическими приоритетами являются наукоемкие отрасли, способные производить продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке. Условием развития этих отраслей является инновационный потенциал территории, предпосылки реализации и развития которого приведены на рис. 1. Другим стратегическим приоритетом являются кризисные отрасли, характеризующиеся низким технологическим уровнем, избытком производственных мощностей, невостребованностью их продукции на мировом рынке.

Для обоснованного выделения стратегических приоритетов промышленной политики необходимы анализ отраслей и производств с точки

зрения их принадлежности к определенному технологическому укладу, дифференциация отраслей и производств в соответствии с темпами роста производства, финансовым положением предприятий, степенью загрузки производственных мощностей, уровнем конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках, долей продукции, соответствующей мировым стандартам. Учитывая, что рентабельность фирмы зависит от сбалансированности производственной инфраструктуры с точки зрения распределения продукции по фазам жизненного цикла, и предприятия попадают в критическую ситуацию, если более 80 % оборота приходится на традици-

онные изделия, спрос на которые стабилизировался или сокращается, а доля новейшей продукции не превышает 5 %, необходим анализ выпускаемой продукции с точки зрения ее новизны [8]. Полученные результаты будут являться основанием для соответствующей дифференциации отраслей.

Комплексный анализ, включающий все перечисленные направления деятельности, позволит провести обоснованную классификацию с выделением группы наукоемких и кризисных отраслей. Для каждой из них должно быть спрогнозировано развитие внутреннего и внешнего рынка продукции. Прогнозирование рынка продукции предприятий наукоемких отраслей производится с учетом повышения инновационной восприимчивости отечественной региональной промышленности, а прогнозирование рынка продукции предприятий кризисных отраслей — с учетом проведенной реструктуризации.

Реструктуризация предполагает [5]:

• определение оптимального уровня мощностей предприятий, необходимого для обеспечения потребностей внутреннего рынка и экспорта производимой продукции;

• вывод нерентабельных производств, исключение устаревших технологий, снятие с производства неконкурентоспособных изделий;

• диверсификацию производственной деятельности с учетом градообразующего положения большинства предприятий кризисных отраслей при сохранении рабочих мест и организации производства высококачественных товаров;

• качественное преобразование отраслей в результате диффузии в них элементов нового технологического уклада;

• совершенствование организационной структуры и формирование адекватной современным условиям развития структуры собственности в кризисных отраслях.

Свертыванию или ликвидации подлежат предприятия, не обладающие потенциалом для производства конкурентоспособной продукции даже в результате реструктуризации, при условии, что этот процесс не создаст существенных социальных проблем и не окажет негативного влияния на национальные, региональные интересы и безопасность [6]. Это позволит определить оптимальный объем производственных мощностей предприятий кризисных отраслей, оценить перспективы и сроки реструктуризации, а также наиболее предпочтительные направления диверсификации деятельности предприятий кризисных отраслей.

Конкурентоспособность промышленности региона в значительной степени зависит от ускорения инновационного процесса. Оно возможно при условии повышения инновационной восприимчивости промышленности региона и роста инновационной активности в промышленном комплексе региона. Эти задачи решаются в ходе реализации инновационной политики, являющейся средством достижения стратегической цели промышленной политики.

Под механизмом реализации региональной промышленной политики понимается система правовых, экономических и организационных мер, содействующих формированию конкурентоспособного промышленного комплекса, обеспечивающих его эффективное функционирование и решение социальных проблем населения территории. Главными принципами формирования механизма реализации промышленной политики являются принципы нацеливания и селективности. Важнейшими элементами механизма реализации промышленной политики являются механизмы: реструктуризации кризисных отраслей (подотраслей), развития наукоемких отраслей и компенсационный. Последний призван не только снизить негативные социальные последствия процесса трансформации промышленного комплекса территории, но и решить проблемы, являющиеся общими как для кризисных, так и для наукоемких отраслей (проблемы структурной безработицы, инфраструктурного обеспечения структурной перестройки промышленности региона, повышения «инновационноемкости» промышленного комплекса).

Основными формами механизма реализации региональной промышленной политики являются (рис. 2):

• индикативные планы преобразования кризисных отраслей (подотраслей) и производств и разработанные на их основе соответствующие программы реструктуризации;

• программы развития наукоемких отраслей;

• программы реструктуризации промышленных предприятий [5];

• прогнозы и программы социально-экономического развития проблемных территорий региона, выбранных в качестве стратегических объектов регулирования;

• целевые специальные программы, являющиеся формой компенсационного механизма и направленные на решение конкретных проблем структурной перестройки региональной промышленности:

- программа трансформации кадрового потенциала, обеспечивающая сокращение безработицы, повышение качества кадрового потенциала региона;

- программа развития инфраструктуры, соответствующей целям и задачам промышленной политики;

- комплекс территориальных инновационных программ.

Дифференциация социально-экономического положения территорий, формирующих регион, предопределяет необходимость корректировки промышленной политики в отношении различных хозяйственных комплексов территориальных образований [2].

Эффективность реализации промышленной политики в территориальном разрезе можно оценить интегральным коэффициентом эффективности промышленной политики для территориальных единиц в границах региона, позволяющим проводить классификацию территориальных образований на его основе.

Таким образом, логика нашего исследования требует разработки метода, позволяющего давать количественные оценки эффективности проводимой промышленной политики. Очевидно, что некий показатель, лежащий в основе этого метода, должен отражать достижение основных целей промышленной политики. На наш взгляд, эти цели отражает следующий ряд показателей:

• индекс физического объема производства промышленной продукции, позволяющий определить изменение массы произведенных товаров;

• индекс физического объема инвестиций в основной капитал, характеризующий изменение натурально-вещественной массы инвестиций в отчетном периоде по сравнению с базисным;

• доля прибыльных предприятий, дающая представление об эф-

фективности хозяйственной деятельности на предприятиях района;

• коэффициент покрытия (отношение оборотных средств к краткосрочным обязательствам), характеризующий платежеспособность предприятия;

• индекс физического объема розничного товарооборота, отражающего динамику товарооборота в сопоставимых ценах, характеризующий главным образом изменения в объемах потребления населения района.

Очевидно, что интегральный показатель эффективности промышленной политики должен учитывать весь указанный ряд показателей и обеспечивать возможность сравнения регионов или территориальных единиц в их составе по уровню эффективности проводимой промышленной политики [11, 14]. Очевидно, что для вычисления данного показателя в полной мере подходит статистический метод многомерной средней.

Многомерная средняя — производная величина рассчитывается для статистической совокупности численностью N единиц с порядковыми номерами

Рис. 2. Механизм реализации региональной промышленной политики

i (г'=1,..., обладающих К признаками х с порядковыми номерами / (/=1,., Ж), следующим образом.

Сначала вычисляются отношения Р.. значений каж-

/

дого признака х у каждой единицы совокупности к его среднему значению по формуле

Р= х.. / Х.,

у у ' 'У

где х— значение /-го признака у г'-й единицы совокупности; Ху — его среднее значение.

Затем находят среднее из этих отношений для каждой единицы совокупности Р., которая является многомерной средней.

Многомерные средние удобно использовать для многомерной группировки и дальнейшего анализа данных. Действительно, учитывая ряд перечисленных факторов, можно выделить более «благополучные» и привлекательные с точки зрения перспектив развития регионы, а также принимать решения о необходимости корректирования промышленной политики с целью сглаживания территориальных различий.

Для прогнозирования уровня промышленного производства необходимо выделить тренд этого показателя, предварительно проверив данный временной ряд специальным статистическим методом на наличие в нем тенденции. Для этого можно применить метод, разработанный Ф. Фостером и А. Стюартом [10, с. 98-99].

Таким образом, прогнозирование темпов роста объемов промышленной продукции не представляется возможным без применения специальных статистических методик, дающих прогноз для временных рядов, не имеющих тенденции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бляхман Л., Кротов М. Глобализационное измерение реформы и задачи промышленной политики// Российский экономический журнал. 2001. № 3.

2. Винслав Ю. Утверждая научные принципы управления интегрированными корпорациями// Российский экономический журнал. 2001. № 10.

3. ГранбергА. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - М.: ГУ-ВШЭ. 2000.

4. Кириченко В. Реформационный процесс и становление государственной промышленной политики России// Российский экономический журнал, 1999. № 8.

5. Нещадин А. О реструктуризации российской промышленности // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 4. С. 16—21.

6. Реформирование предприятий: концепция, модель, программа/ Отв. ред. В. Голикова. — М.: ЗАО «КОНСЭКО», 1998.

7. Рубинштейн Е. И. Основы промышленной политики. — Сургут, 2000. С. 10 — 12.

8. Смирнова С. А. ФРГ: новый этап промышленного развития. — М.: Наука, 1990.

9. Социально-экономический потенциал региона: проблемы оценки, использования и управления / Под ред. чл. -кор. РАН А. Татаркина / Екатеринбург: УрО РАН, 1997.

10. Статистическое моделирование и прогнозирование// Под ред. А. Г. Гранберга. — М: Финансы и статистика, 1990. С. 189—194.

11. Степанов Н. и др. Программно-целевой подход в управлении. — М.: Прогресс, 1985.

12. Татаркин А. И. и др. Региональная промышленная политика: теоретические основы, практика формирования и механизм реализации. — Екатеринбург: УрО РАН, 2000.

13. Технико-экономическая динамика России: техника, экономика, промышленная политика / МГУ им. М. В. Ломоносова. Под ред. Нижего-родцева P. M. — М. : ГЕО-Планета, 2000.

14. Mclean M., Voytek К. Understanding Your Economy: Using Analysis to Guide Local Strategic Planning/ Planners Press, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.