Научная статья на тему 'Отечественный и зарубежный опыт по формированию механизма проведения структурных преобразований в экономике промышленного сектора'

Отечественный и зарубежный опыт по формированию механизма проведения структурных преобразований в экономике промышленного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
832
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРЕСТРОЙКА / ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА / ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ / STRUCTURAL TRANSFORMATIONS / INDUSTRIAL SECTOR OF ECONOMY / TECHNOLOGICAL REORGANIZATION / BRANCH STRUCTURE / DOMESTIC AND WORLD EXPERIENCE OF CARRYING OUT STRUCTURAL TRANSFORMATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Задорожняя Елена Константиновна

Рассмотрены сущность и содержание структурных преобразований в экономике промышленного сектора; факторы, влияющие на проведение структурных преобразований; опыт проведения структурных преобразований в промышленном секторе в мировой практике. Также выделены основные принципы формирования стратегии инновационно-технологического развития структуры промышленного сектора экономики. Формирование в России новой структуры промышленности, отвечающей критериям постиндустриального типа воспроизводства, объективно требует повышения роли государственного регулирования в механизме структурных преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Задорожняя Елена Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIMENT ON FORMATION OF THE MECHANISM OF CARRYING OUT STRUCTURAL TRANSFORMATIONS IN ECONOMY OF INDUSTRIAL SECTOR

In work the essence and the content of structural transformations in economy of industrial sector are considered; the factors influencing carrying out structural transformations; experience of carrying out structural transformations in industrial sector in world practice. The basic principles of formation of strategy of innovative and technological development of structure of industrial sector of economy are also allocated. Formation in Russia new structure of the industry answering to criteria of post-industrial type of reproduction, objectively demands increase of a role of state regulation in the mechanism of structural transformations.

Текст научной работы на тему «Отечественный и зарубежный опыт по формированию механизма проведения структурных преобразований в экономике промышленного сектора»

Богомолова Инна Сергеевна - Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге; e-mail: [email protected]; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, ГСП 17А; тел.: 88634371742; кафедра экономики; доцент.

Кулешова Ксения Геннадьевна - e-mail: [email protected]; кафедра экономики; соискатель.

Bogomolova Inna Sergeevna - Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: [email protected]; GSP 17A, 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634371742; the department of economics; associate professor.

Kuleshova Kseniya Gennadievna - e-mail: [email protected]; the department of economics; applicant.

УДК 338.45(470.12)

Е.К. Задорожняя

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ПРОВЕДЕНИЯ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА*

Рассмотрены сущность и содержание структурных преобразований в экономике промышленного сектора; факторы, влияющие на проведение структурных преобразований; опыт проведения структурных преобразований в промышленном секторе в мировой практике. Также выделены основные принципы формирования стратегии инновационнотехнологического развития структуры промышленного сектора экономики. Формирование в России новой структуры промышленности, отвечающей критериям постиндустриального типа воспроизводства, объективно требует повышения роли государственного регулирования в механизме структурных преобразований.

Cтруктурные преобразования; промышленный сектор экономики; технологическая перестройка; отраслевая структура; отечественный и мировой опыт проведения структурных преобразований.

E.K. Zadorozhnyaya

DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIMENT ON FORMATION OF THE MECHANISM OF CARRYING OUT STRUCTURAL TRANSFORMATIONS IN ECONOMY OF INDUSTRIAL SECTOR

In work the essence and the content of structural transformations in economy of industrial sector are considered; the factors influencing carrying out structural transformations; experience of carrying out structural transformations in industrial sector in world practice. The basic principles of formation of strategy of innovative and technological development of structure of industrial sector of economy are also allocated. Formation in Russia new structure of the industry answering to criteria of post-industrial type of reproduction, objectively demands increase of a role of state regulation in the mechanism of structural transformations.

Structural transformations; industrial sector of economy; technological reorganization; branch structure; domestic and world experience of carrying out structural transformations.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научноисследовательского проекта РГНФ «Структурная и промышленная политика в системе технологических укладов: механизмы и направления модернизации», проект №12-32-01254.

Основу современной промышленной политики составляет разработка программ стратегического развития, ориентированных на диверсификацию производства с сокращением доминирующей роли экспорта сырьевых товаров. Несмотря на то, что государством применяются определенные меры по реструктуризации экономики промышленного сектора, многие структурные проблемы до сих пор не решены, в первую очередь - это высокая степень дифференциации между добывающими и обрабатывающими отраслями, низкая степень обновления основных фондов и сильная их изношенность, недостаточность инвестиций в высокотехнологичные отрасли промышленности.

Структурные преобразования необходимо рассматривать как процессы количественного и качественного приспособления элементов промышленного сектора и их взаимосвязей к изменению общественных потребностей, приводящие к изменению интегральных свойств структуры, в данном случае структуры промышленности.

Содержание структурных преобразований в экономике промышленного сектора зависит от базисных характеристик изменяемой структуры. Целью структурных преобразований в стабильной рыночной экономике является, в основном, приспособление отраслевой структуры промышленности экономики к новым, возникшим на основе НТП общественным потребностям.

В переходный же период изменение структуры совпадает с процессом формирования рынка или является его важнейшим звеном, поэтому структурные преобразования переходной экономики имеют интегративный характер, аккумулируя в себе как специфические проблемы структурной рационализации, так и общие вопросы построения хозяйства на рыночных принципах, что и отразилось на современной структуре промышленного сектора и методах ее регулирования.

Главными движущими силами структурных преобразований в экономике промышленного сектора являются количественные и качественные изменения в производительных силах, производственных отношениях, в структуре и объеме общественных потребностей [1].

В наши дни происходит сокращение доли первичных секторов материального производства, повышается роль отраслей, работающих на конечный спрос, и наукоемких производств. Приближение структуры промышленности России к структуре промышленности развитых стран будет многоэтапным, включающим серию циклов её обновления, позволяющего разрешить системный структурный кризис. Последний содержит противоречия между: эволюционной и революционной формами технологического развития (технологический кризис); изменившейся системой общественных потребностей и сложившимся отраслевым распределением ресурсов (кризис отраслевой структуры); потребностями НТП и устаревшей структурой институтов (кризис институциональной структуры). Такой подход позволяет рассматривать преобразования во взаимосвязи технологий, отраслей и институтов (рис. 1).

Технологическая структурная перестройка осуществляется в процессе периодической смены технологических укладов. Её завершение означает утверждение нового технологического уклада как доминирующего. В итоге она выводит производительные силы на принципиально новый этап развития процесса смены технологического уклада [2].

Можно утверждать, что технологическая структурная перестройка является базой отраслевой структурной перестройки, которая ведет к зарождению новой, прогрессивной структуры промышленности. Механизм структурных преобразований, в данной ситуации, обеспечивает реализацию благоприятных условий переориентации субъектов хозяйствования на базисные инновации, причем процессы технологической и отраслевой перестройки могут быть осуществлены лишь при

условии проведения институциональных преобразований. Важнейшими направлениями институциональных реформ, которые создают условия для прогрессивных структурных преобразований промышленности, являются: укрепление прав собственности; формирование правовой базы отношений интеллектуальной собственности и развития инновационной деятельности; формирование инфраструктуры, обеспечивающей активный инновационный процесс; создание благоприятного инвестиционного климата; завершение судебной реформы; формирование партнерства государства и бизнеса [2].

Рис. 1. Содержание структурной перестройки промышленности [2]

Расширенное толкование содержания механизма структурных преобразований промышленности включает: рыночное саморегулирование, госрегулирование на макро-, мезо- и микроэкономическом уровнях. Данный механизм обеспечивает процесс технологической, отраслевой и институциональной перестройки, приводящей к кардинальному изменению структуры промышленности и формированию эффективных, конкурентоспособных промышленных предприятий. Заканчивается этот процесс становлением нового технологического уклада, нового типа отраслевой структуры индустрии и формированием более совершенной институциональной структуры.

На проведение структурных преобразований в отечественной промышленности воздействуют рыночные факторы внутреннего и внешнего характера.

Внутренние факторы представляют собой совокупность условий, имманентно присущих национальному рынку промышленной продукции и воздействующих на развитие его отраслевой и институциональной структуры: уровень конкуренции; степень мобильности факторов производства; уровень материального благосостояния граждан; качество правовых и экономических институтов; концентрация, специализация и комбинирование промышленного производства; структурные деформации. Внешние факторы - ряд условий, определяющих место России в международном разделении труда, её международную специализацию: наделен-ность общими, специальными, основными и развитыми факторами производства; место отечественной промышленности в международном разделении труда; отставание в технико-технологическом развитии от промышленно развитых стран; включенность отечественной промышленности в интеграционные процессы. Влияние вышеперечисленных факторов на структурные изменения в промышленности осуществляется через рыночный механизм, который является важнейшей составной частью механизма структурных преобразований.

Структурные преобразования промышленности на практике осуществляются при активном участии государства, хотя теоретически рыночный способ ведения хозяйства автоматически обеспечивает необходимую гибкость и мобильность структуры промышленности. Формирование в России новой структуры промышленности, отвечающей критериям постиндустриального типа воспроизводства, объективно требует повышения роли государственного регулирования в механизме структурных преобразований. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, за структурные преобразования обществу необходимо заплатить немалую цену. Задача государства - уменьшить болезненность данного процесса для самого общества. Поскольку все элементы экономической системы тесно взаимосвязаны между собой, возможны сбои в технологических цепочках, остановка производств, необходимых для нормального протекания хозяйственных процессов и жизнеобеспечения. Кроме того, часть ресурсов, высвобождающихся при ликвидации и сокращении действующих производств, может не найти применения в новой структуре. В результате возникает угроза существенного роста структурной безработицы, ухудшения условий жизни многих людей. Решение задачи - смягчить последствия изменений в структуре промышленности - берет на себя государство. Во-вторых, требуется выбор и создание условий для реализации одного варианта структурной реформы из множества альтернативных, который отвечает жизненным интересам общества.

В-третьих, необходимо обеспечение оптимальных сроков реформирования. Продолжительность процесса структурных преобразований в целом, очередность и длительность отдельных этапов в значительной мере зависят от того, как будут использованы материальные, трудовые и финансовые ресурсы общества. Поскольку на одновременную перестройку всех отраслей промышленности ресурсов страны явно не хватит, реальная селективная поддержка может охватывать лишь те обрабатывающие отрасли и производства, которые имеют наибольшие шансы освоить и длительно удерживать рынки сбыта в стране и за рубежом [2].

Теперь значительно больший удельный вес задач структурной политики переносится на мезо- и микроуровень, как основные структурные звенья промышленности России.

Главная цель реструктуризации предприятий заключается в существенном повышении эффективности их управляемости и осуществлении комплекса преобразований по приведению предприятия в соответствие с выработанной стратегией его развития. Данный комплекс преобразований предполагает: изменение структуры производства, активов, пассивов, а также системы управления с целью повышения устойчивости, доходности, конкурентоспособности, преодоления убыточности, угрозы банкротства; преобразование организационной структуры управления предприятием [2].

Многие из проблем, с которыми сталкивается отечественная экономика в условиях мировой интеграции, уже успешно решены европейскими странами, поэтому анализ и применение позитивного европейского опыта целесообразно и позволит повысить эффективность проводимой структурной политики в промышленном секторе экономики.

Опыт промышленно развитых стран показывает, что для формирования эффективной структурной промышленной политики необходимо четкое согласование последней с общей экономической стратегией, а также определение оптимальной системы параметров, которая создаст условия для перехода к устойчивому инновационно-технологическому развитию промышленных отраслей народного хозяйства. Промышленная политика Германии, основанная на рыночных механизмах регулирования промышленности и частичном государственном вмеша-

тельстве, доказывает свою эффективность, демонстрируя низкие темпы инфляции, высокий уровень технологического развития и квалификации персонала, а также устойчивый социальный мир. Применение политики, сочетающей в себе государственное рыночное регулирование, в условиях российской интеграции могло бы дать значительный положительный эффект [3].

Необходимо отметить, что кризис в видении того, как должна быть организованна отечественная промышленная политика, в большей степени обусловлен предшествующим ее развитием.

Опыт структурных преобразований промышленного сектора в Германии показывает, что инновационное развитие промышленного сектора возможно только при общей благоприятной экономической ситуации, развитой системе кредитования, качественного образования и умеренной системе налогообложения.

Создание льготной системы налогообложения является одним из ключевых условий для формирования и продвижения технологических инноваций в промышленном секторе. Считается, что склонность к осуществлению инноваций вообще, в том числе и технологических инноваций, напрямую зависит от уровня налогообложения прибыли. Б. Санто приводит следующую зависимость, которая принимается во внимание Министерством промышленности Швеции: «Если размер налога на прибыль варьирует между 0 и 25 %, то склонность к предпринимательству быстро уменьшается, если же налог достигает 50 % от прибыли, то склонность к инновациям и связанным с ними капвложениями практически исчезает» [5].

Практически все промышленно развитые страны пытаются найти оптимальный вариант налогообложения. К примеру, одной из главных мер в промышленной политике Франции является налоговый кредит на исследовательские затраты (cre-dit-impot recherche (CIR)), цель которого заключается в том, чтобы предприятие смогло вычесть из подоходного налога определенный процент из затрат на исследования. Размер налогового кредита может достигать 30 % на развитие и исследование, а если предприятие проводило исследование в государственной лаборатории, то до 60 %.

В практике японского правительства налоговый кредит используется с 1967 г. и составляет 20 % от приростных квалифицированных изобретательских работ, достигнутого по отношению к одному из предыдущих годов с максимальным уровнем аналогичных расходов, не более 10 % обязательных налоговых платежей. В данном случае государство выступает в качестве инвестора, оценивая долгосрочные последствия налогового кредита. Таким образом, происходит перенос государственного риска неполучения вложений государственных средств на частный сектор.

Еще одним эффективным методом стимулирования развития промышленного сектора экономики является отсрочка налогообложения, которая применяется в отношении компаний, расходующих средства на проведение изобретательских и научно-исследовательских работ [4]. В законодательной базе многих развитых стран предусматривается перенос налоговых льгот на будущие периоды. Применение налоговых отсрочек для компаний, внедряющих технологические инновации, связано, прежде всего, с цикличностью развития рыночной экономической системы, которая подвержена последовательным подъемам и спадам экономического развития. Необходимость перехода промышленными предприятиями на новое оборудование и технологии в период от кризиса до подъема была доказана еще в ХХ в. Г. Меншем.

Используемые в мировой практике косвенные методы регулирования можно разделить на несколько групп - это льготное кредитование, отсрочка налогообложения, налоговые льготы, в том числе и ускоренная амортизация.

Одним из главных методов косвенного стимулирования технологического развития промышленной структуры является создание единой информационнокоммуникационной системы для доступа средних и мелких предприятий промышленности к технологическим инновациям. Создание сети технополисов, в которые привлекаются высококвалифицированные кадры из отдельных префектур страны, стало главным методом стимулирования, используемым японским правительством. Кроме того, государство выпускает так называемую «Белую книгу по науке и технологии», в которой публикуются обзоры технологических достижений, маркетинговые исследования, обзоры состояния развития отраслей промышленности. Созданная в 1973 г. государственная программа стимулирует обмен научнотехнической информацией между государством, промышленными фирмами, научными организациями [6].

В Китае с 2000 г. реализуется программа инновационно-технологического развития отраслей промышленности, в рамках которой создаются технопарки, в каждом из которых сформировано до трех инновационных центров. Правительство одной из постсоциалистических стран Венгрии, по примеру немецкой модели создало сеть прикладных научно-исследовательских институтов в виде научно-технических центров. Главная цель, которую преследует создание таких центров, - это повышение эффективности кооперации в проведении научно-исследовательских работ в университетах, исследовательских институтах и промышленных предприятиях и эффективное использование технологических достижений [7].

Таким образом, опыт промышленно развитых стран, добившихся успеха в технологическом развитии промышленности, позволяет выделить основные принципы формирования стратегии инновационно-технологического развития структуры промышленного сектора экономики. По мнению В. Фриляндова, в мировой практике можно выделить три основные стратегии технологического развития [8]:

1) стратегия наращивания, основанная на применении собственного научнотехнического и производственно-технологического потенциала с привлечением зарубежного опыта. Постепенное наращивание выпуска новой конкурентоспособной продукции позволяет отрабатывать производство высоких технологий и применять их в промышленном производстве;

2) стратегия заимствования, заключающаяся в том, что, используя свой инновационный потенциал, промышленность осваивает производство наукоемкой продукции производящейся в развитых странах. Последующее увеличение производства продукции на основе научно-технологического и промышленного потенциала дает возможность полностью освоить цикл -от создания до производства наукоемкой продукции;

3) стратегия переноса, основыванная на использовании зарубежного научнотехнического и производственно-технологического потенциала путем закупки лицензий на новейшие технологии для производства высокотехнологичной продукции, пользующейся спросом на мировых рынках. Впоследствии повышается собственный научно-технологический и производственный потенциал, обеспечивающий переход к воссозданию всего производственного цикла.

Анализ промышленной и структурной политики промышленно развитых стран таких, как Германия, Франция, Китай, Япония и США, показал, что рынок самостоятельно не способен обеспечить формирование эффективной структуры промышленности. Главным инструментом управления промышленным сектором экономики является государственная промышленная и структурная политика, основанная на стимулировании инновационного и технологического развития и направленная на формирование сбалансированной высокотехнологичной структуры промышленности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Казиева Ж.Н. Структурные преобразования в промышленности Дагестана на этапе перехода к рынку: Дис. ... канд. экон. наук. 08.00.05. - Махачкала, 1998.

2. Мысаченко В.И. Формирование и развитие структурных преобразований в промышленности России: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. 08.00.05. - М., 2009.

3. Развадовская Ю.В., Шевченко И.К. Инновационные детерминанты неравномерности экономичексого пространства: методика оценки и факторы преодоления // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 16 (109).

4. Шевченко И.К. Негадова А.В., Параметрические характеристики структурно-институциональной организации экономики промышленного сектора // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2011. - № 11 (124). - С. 89-92.

5. Рюгемер В. Новая техника - старое общество: Кремневая долина / Пер. с нем. В. Иванова. - М.: Политиздат, 1988.

6. Развадовская Ю.В. Анализ отечественного и зарубежного опыта управления структурными преобразованиями экономики промышленного сектора // Электронный научный журнал «Инженерный вестник Дона». - 2011. - № 4.

7. Развадовская Ю.В. Повышение экономического потенциала отраслей как основное направление политики управления промышленным сектором экономики // 8-ая Международная научно-практическая конференция «Дни науки - 2012». - Прага.

8. Фридлянов В. О межгосударственной инновационной политике содружества независимых государств // Общество и экономика. - 2000. - № 9- 0.

Статью рекомендовала к опубликованию д.э.н. А.Ю. Никитаева.

Задорожняя Елена Константиновна - Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге; e-mail: [email protected]; г. Таганрог, ул. Александровская, 175; тел.: 89518483333; кафедра экономики; доцент.

Zadorozhny ay a Elena Konstantinovna - Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: [email protected]; 175, Aleksangrovskaya street, Taganrog, Russia; phone: +79518483333; the department of economics; associate professor.

УДК 334

М.Н. Корсаков, А.Н. Шубарина ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Представлен анализ этапов интеграционных процессов в стране и мире, приводятся основные проблемы создания интегрированных промышленных структур. Дается характеристика основных направлений дальнейшего развития интегрированных промышленных структур. Определена «новая экономика» как совокупность отраслей, относящихся к различным сферам деятельности, и выделены ее основные характеристики. Одним из направлений создания интегрированных промышленных структур предложен промышленный кластер, показаны возможности применения кластерного подхода к российским условиям.

Интеграционные процессы; корпоративные структуры; интегрированные промышленные структуры.

M.N. Korsakov, A.N. Shubarina INTEGRATSIONNYE PROCESSES IN MODERN ECONOMY

In article the analysis of stages of integration processes in the country and the world is presented, the main problems of creation of the integrated industrial structures are given. The characteristic of the main directions of further development of the integrated industrial structures is given. «The new economy» as set of the branches relating to various fields of activity is defined,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.