УДК 332.056
СТРУКТУРНО-ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ КАКФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ЕЕ МОДЕРНИЗАЦИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕАСПЕКТЫ
Е. О. ТАРАСОВ, аспирант кафедры общей и региональной экономики E-mail: teo@kem. podorognik.ru Кемеровский государственный университет
Выявлены основные проблемы осуществления структурно-инновационных преобразований в Кемеровской области. Качественные сдвиги в экономике страны и региона, основанные на инновационном развитии, позволят преодолеть тренд структурно-технологической деградации и остановить снижение качества жизни населения, а в дальнейшем - значительно повысить его уровень.
Ключевые слова: модернизация экономики, структурные сдвиги, инновационное развитие, диверсификация, региональные аспекты.
Модернизация и технологическое развитие. В результате того, что в стране и, естественно, в Кемеровской области не проводилась активная промышленная политика, направленная на структурные сдвиги в экономике, формирование инновационной экономики, диверсификацию производства, на динамичное развитие малого и среднего бизнеса, а также отсутствовало эффективное государственное регулирование экономики, произошло значительное снижение качества жизни населения. На многих государственных и частных предприятиях заработная плата была снижена на 30—50%, на некоторых предприятиях была установлена неполная рабочая неделя или неполный рабочий день, существенно возросла безработица с одновременным увеличением цен, особенно на продовольственные товары.
Глобальный кризис еще раз подчеркнул необходимость модернизации страны и ее регионов — технологической, экономической, социальной. Наиболее неустойчивыми в российской экономике оказались промышленность (спад в промышлен-
ности был одним из самых глубоких в мире) и фондовый рынок. Дефицит федерального бюджета в 2009г. составил 3 217,6 трлн руб. (8,3 % ВВП). По прогнозам ведущих экономистов, в 2012 г. дефицит бюджета составит 1 611,4 трлн руб. Это означает, что в 2012 г. бюджетная сфера будет находиться в кризисном состоянии. Доходы федерального бюджетадаже в номинальном выражении в2012г. не достигнут уровня 2008 г., а в реальном окажутся ниже уровня 2008 г. почти на 40 % [5, с. 28].
Ряд специалистов принятый на 2010 г. бюджет считают бюджетом стагнации, поскольку элементов современного инновационного развития на основе диверсификации экономики в нем практически нет (принять бюджет не помешало даже протестное голосование трех оппозиционных фракций — хватило голосов депутатов фракции «Единая Россия»), В то же время на совещании по экономическим вопросам 15.01.2010 Президент РФ Д. А. Медведев заявил, что бюджет «...должен быть реальным инструментом нашей политики. Он должен реально влиять на все экономические процессы, которые идут в нашей стране, в том числе на вопросы модернизации экономики» 1.
Таким образом, необходимо преодолеть тренд технологической деградации путем модернизации. Однако термин «модернизация» подобран не совсем удачно или, по крайней мере, требует определенной расшифровки его содержания. Обычно под модернизацией понимается процесс какого-либо совершенствования машин, оборудования,
1 URL: http://www.kremlin.ru/news/6638/print.
технологических процессов и др., что в большей степени относится к научно-техническому прогрессу. Но наше сильное отставание в этой области требует не просто дальнейшего совершенствования научно-технического прогресса, а научно-технической революции, которую в этом плане следует воспринимать, образно говоря, как «взрывчатую» форму научно-технического прогресса, т. е. нам нужен прорыв именно в такой форме. Именно прорыв, а не совершенствование. Это так же, как с инновациями: есть совершенствующие инновации (модифицирующие), а есть так называемые базовые или радикальные инновации, которые и обеспечивают те или иные прорывы в научно-техническом развитии. Так что основное направление в проведении промышленной политики следует, наверное, определить как динамичный прорыв в структурно-технологической сфере.
Но при любых революциях, технологических прорывах, при любых переходах от одной системы хозяйствования к другой крайне необходима некая средняя зона для эволюционного социально-экономического развития. Практика экономического реформирования еще раз подтвердила необходимость формирования в стране эволюционной экономики, необходимость перехода от кризисного стиля общественно-экономического развития к эволюционному. Однако эволюционный стиль развития возникает только при наличии так называемых «нормальных» зон, т. е. в условиях формирования некой средней зоны развития [4, с. 220]. Именно в этой зоне и происходит объективный анализ ситуации, сепарация позитивных элементов и тенденций, закрепление достигнутого и формирование перспектив последовательного роста. Это происходит примерно так же, как по известной триединой логике: тезис—антитезис—синтезис, при этом отбрасывается все негативное, имевшее место в прошлом, и впитывается все позитивное, создавая тем самым основу для дальнейшего развития.
Представляется научно и практически целесообразным в связи с этим деление экономических форм, действующих в период перехода от старой системы хозяйствования к новой, на четыре группы. Первая группа включает в себя формы, которые перешли в переходной период из старой системы социально-экономических отношений, будут действовать какое-то время на стадии переходного периода и окончательно, видимо, отомрут по завершении последнего. Вторая группа форм, взятых из прошлой экономической системы, будет действовать и в переходной период, и в последую-
щем за ним периоде. Третья группа включает в себя формы, присущие только переходному периоду. Четвертая группа форм получает свое становление и формирование в условиях переходного периода и продолжает затем свое развитие и за пределами переходного периода. Это дальнейшее развитие данных форм будет содержать явную тенденцию к динамизации и углублению.
Сущность, содержание и алгоритм осуществления структурных преобразований в экономике. Основной смысл (сущность) структурных преобразований в экономике состоит в определенной степени в перемене местами долей производства, средств производства и предметов потребления (услуг) в валовом национальном продукте. Развитие экономики должно быть сориентировано на возрастание доли высокотехнологичных наукоемких отраслей при одновременном сокращении доли сырьевых, материалоемких отраслей, а также отраслей, оказывающих негативное воздействие на экологию. В целом ученые разделяют такой взгляд на сущность структурных преобразований в экономике. По определению М. Б. Кислюка, структурная перестройка экономики включает [2, с. 94]:
• процесс структурной оптимизации экономики, осуществляющийся посредством соответствующей совокупности форм и методов его экономической и финансовой реализации;
• процесс, обеспечивающий необходимый рост эффективности общественного производства, на основе которого становится реально возможным позитивное решение вопросов и проблем социальной направленности;
• процесс, принципиально развернутый, прежде всего, на человека, на развитие личности, на повышение уровня ее самореализации на основе постепенного и постоянного роста качества жизни населения.
Однако, с точки зрения автора, оптимизацию структурной перестройки следует рассматривать не как оптимизацию уже сложившейся структуры экономики, а как оптимизацию в контексте формирования и развития V и VI технологических укладов, т. е. как некую переменную, определяемую существующим множеством, наряду со сложившимися процедурами принятия решений и условиями экономического окружения. Существуют, правда, и другие определения структурных сдвигов в экономике, которые также вызывают интерес. Например, структурные сдвиги в экономике представляют собой качественные изменения взаимосвязей между сопоставимыми элементами макроэкономической
системы, обусловленные неравномерной динамикой соотношения их количественных характеристик. При этом можно выделить границы, когда изменение в структуре экономики перерастает в структурный сдвиг. Данные границы следует рассматривать с точки зрения философского закона перехода количества в качество. Структурные сдвиги в экономике проявляются в форме изменения соотношения размерных и пространственных характеристик (долей, весов, пропорций) между элементами экономической системы. Содержанием структурных сдвигов является процесс обеспечения соответствия изменений в структуре общественных потребностей изменениям в структуре размещения и распределения факторов производства.
Основные направления структурной перестройки определяются в зависимости оттого, какой предполагается будущая структура экономики. Однако в любом случае реализация того или иного варианта структурной перестройки всегда означает смещение акцента с развития отраслей, утративших свое сравнительное преимущество, на отрасли, способные обеспечить долговременные стимулы развития. Эти отрасли должны быть способны стабилизировать экономику, инициировать ее дальнейшее динамичное развитие и укрепление, в конечном счете, российских позиций на мировом рынке (сегодня, кстати, Россия практически не является исключительным производителем какого-либо товара на мировом рынке).
Структурная реорганизация экономики всегда связана также с перераспределением, переливом материальных, трудовых и финансовых ресурсов из неперспективных в стратегическом плане отраслей в отрасли, обозначенные в качестве перспективных и, следовательно, приоритетных. Здесь сразу же возникает масса вопросов и проблем, связанных с выбором и определением приоритетных отраслей и с финансированием структурных преобразований. Не надо специально доказывать, что неправильно выбранные критериальные ориентиры (приоритеты) приведут к крайне нежелательным последствиям. При этом все усугубляется тем, что ошибки, «неправильности» подобного рода проявляют себя не сразу, а лишь через какой-то временной лаг, когда уже осуществлены большие затраты.
Наиболее характерным для Кузбасса отрицательным примером такого рода является крайне слаборазвитое сельскохозяйственное производство. Этому способствовала многолетняя ориентация на завоз в область основных продуктов питания. В главенствующей концепции размеще-
ния производительных сил недавнего прошлого нашему региону отводилась роль узкоспециализированного поставщика угля, металлургической и химической продукции. В результате, в начале 1990-хгг. Кемеровская область обеспечивала себя продуктами питания, за исключением картофеля и овощей, только лишь на 50—60%. В настоящее время развитие села является для области одним из приоритетных направлений, что позволило несколько исправить положение.
Общесоциальными и общеэкономическими критериями структурных преобразований являются уровни качества жизни населения и самореализации личности, обусловливающие решение задачи номер один — выхода страны на качественно иной уровень индустриального развития. Основа указанного выхода на качественно иной уровень индустриального развития — это точечно-акцентированное внедрение новейших технологий, т. е. внедрение их прежде всего в приоритетные отрасли народного хозяйства [3, с. 134—135].
Критерий уровня технологичности — конкурентоспособность на мировом рынке продукции, производимой на базе новых технологий. Главным же рычагом в реализации этой цели должно стать форсированное развитие науки и техники и динамичный рост интеллектуального потенциала страны вообще. Отсюда приоритетом из приоритетов должно являться развитие науки и образования. И это должно быть не тактикой, а перманентной стратегией.
Ясно, что автоматически данные основополагающие приоритеты реализовываться в практической жизни не могут. Для этого необходимы соответствующие финансово-экономические условия, т. е. соответствующие кредитно-финансовые, налоговые, ценовые механизмы, сориентированные на прорыв в области науки, техники и образования. В этих же целях нужна и мощная государственная поддержка, без которой никак не обойтись, когда речь идет о фундаментальных преобразованиях в научно-техническом базисе.
Очевидным является также и то, что определяющим в структурной перестройке экономики является ее технико-технологический аспект. В этом плане просматриваются три пути реализации:
1) разработка новой техники и технологий собственными силами;
2) приобретение последних за рубежом;
3) смешанный вариант, предполагающий синтез
первого и второго.
Примером первого направления может служить создание выемочного комплекса КМ-138 на
Юргинском машиностроительном заводе. Сейчас эти комплексы уже используются шахтерами Кузбасса на шахтах «Распадская», «Юбилейная», «Зыряновская», «Полысаевская», «Абашевская». Этот пример, помимо прочего, иллюстрирует неформальный подход к процессам конверсии ВПК. В данном случае происходит не просто отказ от производства военной продукции, а закладывается основа будущей отрасли угольного машиностроения, потребность в продукции которой многократно возросла после распада СССР.
Однако, если делать ставку только на собственные силы, то этот процесс можетрастянуться на довольно длительный период. Нам же необходимо реализовывать данный аспект структурной перестройки в форсированном режиме. Поэтому достаточно широко представлен в регионе подход, ориентированный на приобретение технологий за рубежом. Это оборудование итальянской фирмы «Фата», американской «Конкорд», германской «Виртген» и др. По результатам 2007 г. в общем объеме импортной продукции, поступающей в Кузбасс, 60 % приходилось надолю машин и оборудования. Однако наиболее целесообразным представляется использование смешанного варианта с акцентом приобретения новейших технологий за рубежом.
В свою очередь технологическая составляющая структурной перестройки экономики обусловит формирование и становление новых межотраслевых и внутриотраслевых пропорций. Далее возникает такой закономерный вопрос: какие же отрасли народного хозяйства страны должны быть определены в указанном ранее контексте как приоритетные? Это, на взгляд автора, те отрасли, которые могут обеспечить динамичный рост научного и вообще интеллектуального потенциала страны. Что это за отрасли?
Прежде всего, это наука и образование. Развитие не вообще науки, а развитие в первую очередь тех научных направлений, которые способны реализовать те или иные отраслевые приоритеты. Развитие опять же не вообще образования, а прежде всего тех его сфер, которые осуществляют подготовку специалистов для новой структуры экономики.
Второе — это развитие всего потребительского комплекса, обеспечивающего производство продовольствия, одежды, медикаментов, жилищное и социально-культурное строительство, строительство дорог и коммунальные услуги. Рассчитанная О. Ю. Красильниковым матрица перекрестных
коэффициентов корреляции сдвигов в отраслевой структуре экономики России позволила сделать, на первый взгляд, совершенно неожиданные выводы. Согласно ей, наибольшим коэффициентом корреляции по отношению к другим отраслям и к ВВП обладает пищевая промышленность. Это может показаться парадоксальным, но только на первый взгляд.
На самом деле подобным выводам есть простые и логичные объяснения. Пищевая промышленность действительно обладает наибольшим эффектом мультипликатора в силу того, что за годы реформ в результате галопирующей инфляции и роста цен произошло резкое сокращение реальных доходов населения. В этих условиях сдвиги в структуре потребительского спроса наименьшими темпами происходили в сфере товаров, обладающих минимальной эластичностью, т. е. продукты питания.
Кроме того, в условиях России увеличение массы пищевой промышленности в структуре экономики ведет к снижению цен на продукты питания, увеличению совокупного спроса, а значит, и совокупной занятости в результате снижения стоимости рабочей силы. В развитых странах, в которых иная структура потребления (выше доля потребления непродовольственных товаров и услуг, а также стоимость рабочей силы), эффект мультипликатора структурных сдвигов в пищевой промышленности значительно меньше.
Высокий коэффициент корреляции и эффект мультипликатора химии и нефтехимии, а также топливной промышленности объясняется экспортной ориентацией данных отраслей, являющихся основными слагаемыми наполнения ВВП России. При этом топливно-энергетический комплекс и добывающие отрасли необходимо сделать своеобразной «дойной коровой» структурного обновления экономики России. Эти отрасли должны больше работать на экономику страны в целом, не превращаясь в источник обогащения узкой группы людей. Высокий мультипликационный потенциал показывают также машиностроение и металлообработка.
Итак, согласно матрице перекрестных коэффициентов корреляции, структурным сдвигам в экономике следует отдать приоритет прежде всего в пищевой промышленности, химической и нефтехимической, черной и цветной металлургии, машиностроении и металлообработке и др. Эти отраслевые направления и составляют наряду, конечно, с некоторыми другими направлениями,
содержание процесса структурных сдвигов в экономике. Кстати, вполне можно согласиться в этом плане и с теми экономистами, которые считают, что содержанием структурных сдвигов является процесс обеспечения соответствия изменений в структуре общественных потребностей изменениям в структуре размещения и распределения факторов производства. Проще говоря, речь идет о развитии как раз тех отраслевых направлений и производств, которые соответствуют структуре общественных потребностей, а также и структуре размещения и распределения факторов производства.
Что касается механизма структурных сдвигов, то он представляет собой механизм перераспределения капитальных и финансовых ресурсов между различными элементами экономической структуры опять же в целях удовлетворения общественных потребностей. Векторное направление структурных преобразований в экономике региона связано с реструктуризацией на внутриотраслевом уровне. И, прежде всего — с реструктуризацией базовых отраслей экономики посредством наращивания доли высоких технологий, выпуска новых видов продукции, соответствующих мировым стандартам и, значит, конкурентоспособных на мировом рынке. Речь идет, таким образом, не о сворачивании базовых отраслей, а о некоем упругом сжатии ресурсного основания экономики Кузбасского региона, которое будет являться не столько абсолютным, сколько относительным.
Необходимо заметить, что структурная перестройка экономики Кемеровской области получила свое развитие еще в 1993—1996гг., но затем этот процесс стал по разным причинам затухать. Не случайно в официальном документе, который называется «Итоги экономического и социального развития Кемеровской области в 2004 году», весьма откровенно заявлено, что в прошедшие годы никаких практически серьезных сдвигов в экономике Кемеровской области, к сожалению, не произошло. По-прежнему главную роль в экономическом потенциале области играет промышленность, и прежде всего ее базовые отрасли — черная металлургия, топливная и химическая промышленности. Экспортная и внутренняя востребованность их продукции привела к дальнейшему росту объемов производства (за исключением черной металлургии). В результате доля отраслей, производящих конечную продукцию, формировала лишь 10,3% объема производства области (в 2007 г. — 10,8%). В то же время существующая отраслевая структура инвестиций в основной капитал не предполагает
сколько-нибудь серьезных структурных изменений и в ближайшей перспективе [1, с. 4]. Ввиду этого реализация структурных сдвигов в экономике Кемеровской области становится жизненной необходимостью.
При осуществлении подобной стратегии структурных сдвигов в общенациональном масштабе региону (Кемеровской области) необходимо пройти две стадии. Первая — реализация структурных сдвигов в трудоемких отраслях экономики, производящих продукты питания и простейшие промышленные товары (предприятия пищевой, текстильной, швейной, кожевенной, обувной, деревообрабатывающей, мебельной промышленности и др.). Нужно повысить долю торговли «промежуточными» и конечными промышленными изделиями или услугами, товарами инвестиционного спроса. При реализации первой стадии внешнеориентирован-ной импортозамещающей стратегии структурных сдвигов большое подспорье могут оказать доходы от развитого сырьевого экспорта.
Вторая стадия осуществления стратегии прогрессивных структурных сдвигов — капиталоемкая, требующая больших инвестиций в развитие высокотехнологичных отраслей, определяющих постиндустриальное будущее России. Эта стадия включает ряд мероприятий по инициации структурных сдвигов в экономике как на федеральном, так и на региональном уровнях:
1) разработка и принятие на правительственном уровне обоснованной программы диверсификации экономики и ее структурной перестройки;
2) разработка и принятие соответствующих региональных программ, естественно, с учетом особенностей развития региона;
3) разработка и формулирование всесторонне продуманной экономической политики государства, нацеленной на масштабное импортозамещение при одновременном стимулировании экспорта всего того, что уже конкурентоспособно или становится таковым благодаря импортозамещению;
4) усиление (временное) централизма в сфере процессов диверсификации экономики и ее структурной перестройки. Такая мера необходима потому, что негосударственные компании, отстаивая свои узкокорпоративные интересы, не будут добровольно выделять необходимые финансовые ресурсы на реализацию данных процессов. Кроме того, в любой стране в какие-то переломные периоды экономическая
роль государства всегда усиливается, затухая по мере решения остроактуальных вопросов;
5) инициирование сдвигов в экономической структуре региона, а равно и на федеральном уровне, прежде всего в отраслях, обладающих наибольшим эффектом мультипликатора, так как они могут дать максимальный импульс для развития экономической системы. К таким отраслям, согласно расчетам ученых, относятся пищевая и легкая промышленность, химия и нефтехимия, машиностроение и металлообработка, топливная промышленность;
6) наращивание экспорта одновременно с процессом импортозамещения. Данный путь позволяет постепенно на основе перманентного облагораживания экспорта добиться не только ускоренной индустриализации, но и сделать определенные шаги в направлении постиндустриального развития структуры экономики;
7) осуществление перехода к самоподдерживаемому экономическому росту, что сопряжено с налаживанием взаимоусиливающегося динамического (мультипликативного) взаимодействия между импортозамещающими структурными сдвигами и сдвигами в структуре экспорта, сбережений и инвестиций. Необходима постоянная конвертация доходов от экспорта и импортозамещающих структурных сдвигов в сбережения и далее в эффективные инвестиции, направленные на развитие структурных сдвигов в области науки и образования, высоких технологий, информатики, становления интерактивных экономических отношений;
8) разработка, внедрение и реализация на практике региональных целевых программ, направленных на диверсификацию региональной экономики и ее структурную перестройку;
9) разработка и проведение мероприятий, направленных на резкое усиление инвестиционной привлекательности региона, так как структурные преобразования экономики потребуют, по нашим расчетам, не менее 4 млрд долл. только на первых этапах реализации данного процесса, рассчитанного на 20—25 лет. Такова, на взгляд автора, система комплексных
мероприятий по инициации структурных сдвигов в экономике Кемеровской области и, естественно, в других регионах Российской Федерации.
Факторы активизации развития инновационных процессов в регионе. По данным статистических органов, в 2000—2001 гг. доля инновационно активных
предприятий в общем числе промышленных предприятий составляла4,8 %. При этом в 2000г. объем инновационной продукции составил всего 2,6% от общего объема произведенной промышленной продукции, в том числе: в черной металлургии — 1,9%; в цветной металлургии — 2,9; в химической и нефтехимической промышленности — 4,6; в машиностроении и металлообработке — 6,6 %. На приобретение новых технологий, определяющих перспективы технологического развития (включая патентные и беспатентные лицензии), приходилось всего 2,4 % затрат на инновации, а на обучение, подготовку персонала и маркетинговые исследования — лишь 1,1 %.
Инновационная деятельность в России характеризуется значительным научно-техническим потенциалом и низким результирующим показателем инновационной активности. В настоящее время разработку и освоение инноваций осуществляют только около 5 % промышленных предприятий (для сравнения: в США — около 30%). В то же время в расчете на один рубль затрат инновационно активные предприятия обеспечивают объемы выпуска продукции, в семь раз большие, чем при производстве по традиционным технологиям.
Анализ уровня инновационной активности показывает, что только пять отраслей имеют значения данного показателя, превышающие среднюю по промышленности величину. Это медицинская промышленность (17,8 %), химическая и нефтехимическая (17,3), черная металлургия (10,5), машиностроение и металлообработка (7,9) и топливная (5,3 %) промышленности.
В большинстве же отраслей значения данного показателя невысокие. В микробиологической промышленности инновационная активность соответствует среднему по промышленности значению (5 %). Самый низкий ее уровень в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, промышленности строительных материалов (по 2,0 %), атакже в электроэнергетике, легкой, стекольной и фарфорофаянсовой промыш-ленностях (по 2,1 %).
Структура затрат на инновации носит специфичный характер. Наибольшую долю в затратах российских предприятий на инновации составляло приобретение машин и оборудования (48,1 %). В то же время на приобретение новых технологий расходовалось только 2,4% всех средств, затрачиваемых на инновации; на приобретение прав на патенты, лицензии, промышленные образцы и полезные модели — 0,5 %. В общем объеме затрат
предприятий на инновации собственные средства составляют 74 %, доля иностранных инвестиций — 10, федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации — 4,4, внебюджетных фондов — 3,4, прочих затрат (частных инвестиций, заемных средств и др.) — 8,2 %.
Недостаточная результативность инновационной деятельности иллюстрируется показателем экспорта. Доля России в общем объеме торговли гражданской наукоемкой продукции оценивается в 0,3—0,5 % (для сравнения: доля Китая — 6 %).
Что касается Кемеровской области, то объем инновационной продукции за последние годы от общего объема промышленной продукции составлял примерно, 1,2—1,4 %. Столь низкий показатель развития инновационной деятельности в регионе связан во многом с кризисным состоянием машиностроительной отрасли.
Например, коэффициент износа основных фондов в машиностроении и металлообработке возрос с 33,5% в 1990г. до 54,4% в 2000г. При этом обновление основных фондов, особенно оборудования, идет крайне медленно. Коэффициент обновления в машиностроении и металлообработке снизился с 8,35% в 1990г. до 1,1 % в 2000г., при этом коэффициент выбытия основных фондов превышает коэффициент обновления в 3 раза, а в 1997 г. данное превышение составляло 8,8 раза. На протяжении последних пяти лет инвестиции на приобретение и установку машин и оборудования в этой отрасли составляли в среднем 75 млн руб., что в 7 раз ниже объема инвестиционных вложений в эту отрасль в 1991 г. (в сопоставимых ценах). При этом доля инвестиций в основной капитал машиностроения в общем объеме региональных инвестиций составила в 2000г. всего 0,6%, против 4,4%в1991 г.
Внедрение инноваций остается на крайне низком уровне. Доля выпускаемой инновационной продукции в общем объеме производства машиностроения области составляет всего 0,5%. В результате устаревает технико-технологическая база машиностроительных предприятий, на многих из которых немало структурно-депрессивных производств.
Для преодоления указанных негативных явлений и тенденций в развитии машиностроительной отрасли Кемеровской области необходимо создавать, прежде всего, современные наукоемкие производства в машиностроении и металлообработке, что обусловлено активизацией процессов модернизации и реконструкции производства в базовых отраслях экономики Кузбасса — угольной,
химической промышленности, черной и цветной металлургии.
Определяющим фактором формирования новой модели развития экономики Кемеровской области является активизация инновационных процессов в регионе. Именно в связи с этим разработана система мероприятий по активизации инновационных процессов, а именно:
• стимулирование предприятий по развертыванию ими инновационной деятельности;
• формирование механизма воздействия органов управления на субъекты инновационной деятельности;
• включение основных положений программы инновационного развития региона в программу социально-экономического развития региона;
• организация эффективной практической деятельности органов местного управления в сфере реализации процесса инновационного развития и принятия соответствующих нормативных актов регионального значения, осуществления организационного и информационного обеспечения (образование рабочих групп, утверждение инновационной политики, определение источников финансирования и источников необходимой информации, а также порядка ее сбора);
• кадровое обеспечение (установление лиц из аппарата регионального управления, ответственных за разработку и реализацию инновационной политики);
• социально-психологическое обеспечение (обеспечение готовности субъектов местного управления к инновационной деятельности, к восприятию и участию в работе по переводу инновационного потенциала региона на новый вектор развития как естественного процесса, необходимого для ускорения роста качества жизни населения региона).
Все это позволит значительно активизировать развитие инновационных процессов в регионе.
Итак, главную особенность экономической политики Кемеровской области составляет ее акцентированная направленность на внутриотраслевые преобразования технико-технологического порядка, прежде всего в базовых отраслях экономики. К особенностям осуществления региональной экономической политики можно отнести также следующие:
• создание и развитие актуальных для Кузбасса новых производств и услуг, включая технолого-
и наукоемкие производства, что и приведет в перспективе к уменьшению доли базовых отраслей, к возрастанию уровня интеллектуализации экономики и к ее превращению в многоотраслевую экономику при более сбалансированном соотношении вклада различных отраслей в поддержание и повышение уровня жизни населения;
• диверсификация производства, т. е. расширение сфер деятельности, номенклатуры продукции, производимой монополистическими объединениями;
• этапность (стадийность) процесса преобразований. Первая стадия — реализация структурных сдвигов в трудоемких отраслях экономики, производящих продукты питания и простейшие промышленные товары (предприятия пищевой, текстильной, швейной, кожевенной, обувной, деревообрабатывающей, мебельной промышленности и др.). Нужно повысить долю торговли «промежуточными» и конечными промышленными изделиями или услугами, товарами инвестиционного спроса. При реализации первой стадии внешнеориентированной импортозамещающей стратегии структурных сдвигов большое подспорье могут оказать доходы от развитого сырьевого экспорта. Вторая стадия осуществления стратегии прогрессивных структурных сдвигов — капиталоемкая, требующая больших инвестиций в развитие высокотехнологичных отраслей, определяющих постиндустриальное будущее России;
• наращивание экспорта одновременно с процессом импортозамещения. Данный путь позволяет постепенно на основе перманентного облагораживания экспорта добиться не только ускоренной индустриализации, но и сделать определенные шаги в направлении постиндустриального развития структуры экономики;
• обеспечение инвестиционной привлекательности региона.
Именно на реализацию этих направлений в
экономике региона должна быть направлена его
экономическая политика (субфедеральная), скоор-
динированная в этом плане с федеральным уровнем государственной региональной экономической политики. Таким образом, основное направление в проведении промышленной политики следует, наверное, определить как динамичный прорыв в структурно-технологической сфере, а не как весьма расплывчатый термин, именуемый «модернизацией».
Необходимо подчеркнуть, что ускоренное развитие наукоемких отраслей и высоких технологий, структурно-инновационных преобразований в экономике возможно только при заинтересованности в этом предпринимателей и, естественно, государства, т. е. нужно создать интерес. Не случайно еще К. Маркс говорил о том, что идея неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от интереса, аГ. Гегель указывал на то, что интересы двигаютжизнью народов. О личной заинтересованности писал также В. И. Ленин. Поэтому для развития инновационных процессов, для формирования инновационной экономики необходимо создать соответствующие благоприятные условия: либо значительно снизить налоги, либо устроить налоговые каникулы на 4—5 лет, так как предприниматель должен направлять часть полученной прибыли на развитие высоких технологий. Возможно также предоставление предпринимателям льготных кредитов, а также создание и других благоприятных условий.
Список литературы
1. Итоги экономического и социального развития Кемеровской области в 2004 году. Кемерово: Департамент экономического развития Администрации Кемеровской области, 2005. С. 4.
2. Кислюк М. Б. Модель экономики Кузбасса. Кемерово: Полиграфический комбинат, 1996. С. 94.
3. Кислюк М. Б., Сурнин Б. С. Кузбасская модель реформирования экономики. Кемерово: Куз-бассвузиздат, 1995. С. 134—135.
4. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.
5. Сенчагов Б. Способствует ли бюджет 2010 модернизации российской экономики // Вопросы экономики. 2010. № 2. С. 28.