Научная статья на тему 'Институциональные меры структурных преобразований экономики Кемеровской области'

Институциональные меры структурных преобразований экономики Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
515
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА / ЭКОНОМИКА / РЕГИОН / ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ИНСТИТУТЫ / STRUCTURE / ECONOMY / REGION / CHANGES / INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жиронкин Сергей Александрович, Жиронкина Ольга Валерьевна

Структурные проблемы Кемеровской области типичны для «старопромышленного» района, производительные силы которого сформировались в начале XX в. и представлены добывающей промышленностью, металлургией и энергетикой. В статье анализируются структурные проблемы экономики региона; приводится их систематизация по видам структуры. Проблемы воспроизводственной структуры экономики Кемеровской области включают нарастание физического и морального устаревания основного капитала, неразвитость источников инвестирования его обновления, сверхконцентрацию капиталовложений в угольной отрасли. Проблемы институциональной структуры экономики региона включают деформализацию правил в сфере взаимодействия власти и бизнеса, его переход в «черную» и «серую» зоны, значительную роль административного ресурса в регулировании хозяйственной деятельности, незавершенность ее институциональных преобразований, несформированность институтов государства и бизнеса, необходимых для структурных преобразований. Даются предложения по преобразованию структуры Кемеровской области: разработка и принятие «Стратегии структурной перестройки экономики Кузбасса», региональных законов об инновационных, инвестиционных банках, о формировании гарантийного и страхового фондов по долгосрочным кредитам, о государственных и совместных инвестициях в обрабатывающей и высокотехнологичной сферах, а также формирование органа регионального государственного управления, напрямую отвечающего за преобразования структуры экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жиронкин Сергей Александрович, Жиронкина Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INSTITUTIONAL MEASURES OF THE STRUCTURAL CHANGES OF KEMEROVO OBLAST ECONOMY

The structural problems of Kemerovo Oblast are typical for the «old industrial» region which productive power was established at the beginning of the 20th century and represented by extractive, metallurgy and power industries. The article reveals the structural problems of regional economy and describes the classification of their kinds. The problems of reproductive structure of Kemerovo Oblast economy include enlargement of physical and moral depreciation of fixed assets, poor development of its renovation investment resources, high concentration of capital investments in the mining industry. The problems of institutional economic structure of the region include rules' deformalization in interaction between the authorities and business representatives, the shift of the latter into «black» or «grey» zone; the important role of the authorities in economic activity regulation, incompleteness of its institutional changes, lack of institutions and businesses required for the structural changes. The result of the authors' analysis of structural problems of Kemerovo Oblast economy is a suggestion of institutional measures directed to its structural changes. They include development and adoption of «The strategy of structural reconstruction of Kemerovo Oblast economy», enacting of regional laws on innovation and investment banks, formation of guarantee and insurance funds for long-term credits, governmental and joint with business investments in processing and hi-tech industries. It's also highly recommended to establish a regional executive body responsible for the structural changes in the region's economy.

Текст научной работы на тему «Институциональные меры структурных преобразований экономики Кемеровской области»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

УДК 330.332.013 С. А. ЖИРОНКИН

ББК У9(2Рос)262.2 кандидат экономических наук, доцент,

Кузбасский государственный технический университет

О. В. ЖИРОНКИНА

кандидат педагогических наук, доцент, Кемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕРЫ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ЭКОНОМИКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Структурные проблемы Кемеровской области типичны для «старопромышленного» района, производительные силы которого сформировались в начале XX в. и представлены добывающей промышленностью, металлургией и энергетикой. В статье анализируются структурные проблемы экономики региона; приводится их систематизация по видам структуры. Проблемы воспроизводственной структуры экономики Кемеровской области включают нарастание физического и морального устаревания основного капитала, неразвитость источников инвестирования его обновления, сверхконцентрацию капиталовложений в угольной отрасли. Проблемы институциональной структуры экономики региона включают деформализацию правил в сфере взаимодействия власти и бизнеса, его переход в «черную» и «серую» зоны, значительную роль административного ресурса в регулировании хозяйственной деятельности, незавершенность ее институциональных преобразований, несформированность институтов государства и бизнеса, необходимых для структурных преобразований. Даются предложения по преобразованию структуры Кемеровской области: разработка и принятие «Стратегии структурной перестройки экономики Кузбасса», региональных законов об инновационных, инвестиционных банках, о формировании гарантийного и страхового фондов по долгосрочным кредитам, о государственных и совместных инвестициях в обрабатывающей и высокотехнологичной сферах, а также формирование органа регионального государственного управления, напрямую отвечающего за преобразования структуры экономики региона.

Ключевые слова: структура; экономика; регион; преобразования; институты.

S. A. ZHIRONKIN

PhD in Economics, Associate Professor, Kuzbass State Technical University

O. V. ZHIRONKINA

PhD in Pedagogics, Associate Professor, Kemerovo Institute (branch) of Russian State University of Trade and Economics

THE INSTITUTIONAL MEASURES OF THE STRUCTURAL CHANGES OF KEMEROVO OBLAST ECONOMY

The structural problems of Kemerovo Oblast are typical for the «old industrial» region which productive power was established at the beginning of the 20th century and represented by extractive, metallurgy and power industries. The article reveals the structural problems of regional economy and describes the classification of their kinds. The problems of reproductive structure of Kemerovo Oblast economy include enlargement of physical and moral depreciation of fixed assets, poor development of its renovation investment resources, high concentration of capital investments in the mining industry. The problems of institutional economic structure of the region include rules' deformalization in interaction between the authorities and business representatives, the shift of the latter into «black» or «grey» zone; the important role of the authorities in economic activity

© С. А. Жиронкин, О. В. Жиронкина, 2013

regulation, incompleteness of its institutional changes, lack of institutions and businesses required for the structural changes.

The result of the authors' analysis of structural problems of Kemerovo Oblast economy is a suggestion of institutional measures directed to its structural changes. They include development and adoption of «The strategy of structural reconstruction of Kemerovo Oblast economy», enacting of regional laws on innovation and investment banks, formation of guarantee and insurance funds for long-term credits, governmental and joint with business investments in processing and hi-tech industries. It's also highly recommended to establish a regional executive body responsible for the structural changes in the region's economy.

Keywords: structure; economy; region; changes; institutions.

Структурные проблемы Кемеровской области берут свое начало в «старопромышленном» региональном хозяйстве, когда в первой половине XX в. широкое развитие получили добывающая промышленность (главным образом угольная) и металлургия, а впоследствии — энергетика и связанное с этими отраслями машиностроение. В результате в этот период в Кузбассе только седьмая часть населения проживала в сельской местности. По сей день растет концентрация промышленного производства в двух основных отраслях экономики региона — угольной промышленности и металлургии.

Рассмотрим основные проблемы, связанные со структурой экономики Кемеровской области.

Проблемы воспроизводственной структуры экономики:

1. Нарастание физического и морального устаревания основного капитала. Несмотря на то, что на территории Кемеровской области сосредоточено порядка одной трети производственных фондов Западной Сибири, основной капитал промышленности Кузбасса изношен более чем на 55 % (в среднем по отраслям экономики региона физический износ превышает 43 %). При этом с каждым годом накопленный физический износ все более увеличивается — в среднем на 1-2 %]. За годы реформ износ основных фондов предприятий основных кузбасских отраслей вырос в среднем на 11 %, намного превысив критическую отметку в 40 %. Во многом рост износа средств производства в Кузбассе связан с экономическими проблемами регионального машиностроения. Так, коэффициент выбытия основного

1 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области. Основные фонды Кемеровской области. Кемерово : Кемеровостат, 2011. С. 44.

капитала для машиностроительных предприятий Кузбасса за 1998-2010 гг. остается крайне низким и составляет в среднем 1,5 % в год, коэффициент ввода — не более 10 % (с максимумом 12,7 % в 2006 г.)2. То есть при сохранении таких темпов инвестирования кузбасского машиностроения на полное обновление его средств производства требуется более 60 лет.

2. Неразвитость источников инвестирования обновления основного капитала традиционных для Кузбасса сырьевых отраслей и неудовлетворительный приток капитала в несырьевые отрасли. Воспроизводство основного капитала за счет собственных средств исчерпало себя, тогда как привлеченные предприятиями региона государственные инвестиции в основной капитал в среднем за 1998-2010 гг. не превышают 10 % от общего объема. Это сопоставимо с капиталовложениями сторонних инвесторов (в 2002-2010 гг. — в среднем 20 %), которые также не способны удовлетворить потребности субъектов экономики в скорейшем обновлении основного капитала3.

Во многом это стало следствием того, что основными инвесторами как в добывающей, так и в обрабатывающей промышленности региона, а также в сфере услуг и инфраструктуре являются крупнейшие угледобывающие и металлургические компании (ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь», холдинговая компания «Сибирский Деловой Союз», ОАО «Белон», ОАО «Распадская угольная компания», ОАО «СУЭК-Кузбасс», ОАО «Угольная компания «Южкузбассуголь», ОАО «Кокс», ОАО «Кузбассуголь» ОАО «Западно-Сибирский металлургический

2 Данные текущего архива Администрации Кемеровской области за 2000-2012 гг.

3 Там же.

комбинат»), на которые в 2007-2008 гг. пришлось более 70 % инвестиций. А иностранные инвестиции, максимум которых пришелся на 2007 г. (579 млн дол.), представляют собой в основном торговые и прочие кредиты (92,2 % от общего объема поступлений1).

3. Сверхконцентрация капиталовложений в угольной отрасли. Отраслевой срез инвестирования основного капитала в Кемеровской области также имеет «просырьевой», точнее, «проугольный» характер. В среднем за 2006-2010 гг. структура инвестиций в экономику Кемеровской области имела следующий вид: добыча полезных ископаемых (в основном угля и железной руды) — 53 %, обрабатывающие производства — 16 %

(из них металлургия — 5 %, химическая

отрасль — 4 %, машиностроение — ме-

нее 1 %), энергетика — 6 %, транспорт и связь — 11 %, строительство — 1 %, НИОКР и образование — менее 1 %, сельское хозяйство — 3 %, операции с недвижимостью, торговля, ЖКХ и прочие социально значимые услуги — 11 %. Достижение максимальных с 1990 г. объемов угледобычи (в 2007 г. — более 170 млн т) привело к тому, что с 2004 г. в регионе наблюдается замедление инвестирования — на 45 % в 2005 г, на 1 % в 2008 и на 34 % в 2009 г.2 (включая малые предприятия и неформальный сектор экономики по предварительным данным).

Во многом замедление притока инвестиций в экономику региона тесно связано с концентрацией капитала в угольной и металлургической отраслях, в которых в 2006-2010 гг. только 22 % инвестиций направлялись на приобретение качественного нового, более высокопроизводительного оборудования, и 6 % — на полное технологическое обновление, тогда как 45 % — на капитальный ремонт и 26 % — на замену средств производства своими аналогами. В таких условиях возможности сокращения износа основного капитала ведущих отраслей и развития инвестирования НИОКР, машиностроения, глубокой переработки полезных ископаемых очень слабы.

1 Данные текущего архива Администрации Кемеровской области за 2000-2012 гг.

2 Территориальный орган Федеральной службы

государственной статистики по Кемеровской области. Основные фонды Кемеровской области. С. 77.

Проблемы институциональной структуры экономики:

1. Деформализация правил в сфере взаимодействия власти и бизнеса, его переход в «черную» (коррупция) и «серую» (реализация властью публичных функций в обход закона) зоны [1, с. 34].

2. Значительная роль административного ресурса, в рамках которой практически ни один институт не может приобрести легитимность без одобрения губернатора. Соответственно все попытки повлиять на воспроизводственную, отраслевую, конкурентную структуру экономики области неизбежно натолкнутся на необходимость согласования с высшей региональной властью как в рамках «белого», так и «серого» и «черного» взаимодействия с бизнесом.

3. Незавершенность институциональных преобразований в ведущих отраслях кузбасской экономики. Это касается в первую очередь структуры собственности. Несмотря на то, что на конец 2008 г. по форме собственности 41 960 (81,8 %) предприятий региона относились к частным, 4 700 (9,2 %) — к муниципальным, 1 681 (3,3 %) — к госу-дарственным3, основная часть угольно-металлургических активов Кузбасса распределена среди нескольких крупнейших компаний страны. Такие группы, как «Евраз-холдинг» (собственник ОАО «Кузбассразрезуголь», «Ерунаковская угольная компания», «КМК», «ЗАПСИБ», крупный акционер шахты «Распадская»), «МДМ» (владелец ОАО «Кузнецкие ферросплавы»), «Углемет-холдинг» (собственник ОАО «Южный Кузбасс», «Кокс»), ОАО «Газпром» (ОАО «Азот» и др.), ОАО «Северсталь» (владелец ОАО «Кузбассуголь»), являются основными инвесторами в регионе. Такая концентрация собственности в руках крайне ограниченной группы фирм препятствует появлению и развитию новых институтов рынка, необходимых для структурных преобразований экономики Кузбасса, делает бизнес зависимым от неформальных соглашений с властью.

4. Несформированность институтов государства и бизнеса, необходимых для инициации структурных реформ (крупных венчурных фондов и инновационных банков, техни-

3 Данные текущего архива Администрации Кемеровской области за 2000-2012 гг.

ко-внедренческих зон, системы гарантий по инвестициям в инновации и пр.). А созданный в 2007 г. Кузбасский технопарк ориентирован на обслуживание добычи сырья, тогда как его участие в развитии глубокой переработки сырья целиком зависит от «субъективной воли» корпораций — собственников угольных и металлургических предприятий.

Отраслевая структура экономики региона в условиях реформ также сталкивается с масштабной проблемой сырьевой ориентации и отсутствием факторов ее преодоления в обозримом будущем. Напротив, перспективы роста потребления сырья мировой и российской экономикой создают для Кузбасса благоприятную рыночную конъюнктуру углубления «металло-угольного» профиля (во многом благодаря прогнозируемому на 2020 г. дефициту природного газа на внутреннем рынке до 120 млрд м3)1. А в условиях, когда инвестиции в глубокую переработку сырья зависят от соглашений между губернатором и основными собственниками (упомянутыми ранее компаниями), растет зависимость бюджета региона от нестабильной конъюнктуры мировых сырьевых рынков. В особенности это относится к черной металлургии, которая, используя угольное сырье, сильно зависит от мировых цен и спроса на свою продукцию. Это снижает устойчивость и прогнозируемость источников доходной части регионального бюджета и лишает региональные власти уверенности в возможности финансирования структурных преобразований в будущем.

Основная проблема рыночно-конкурентной структуры кузбасской экономики заключается в кумулятивном эффекте проблем воспроизводственной, отраслевой, институциональной структуры, негативно влияющих на конкуренцию. В экономике региона преобладают монопольные структуры, самообеспечивающие себя ресурсами и тесно связанные с властью; малый бизнес не получает достаточных финансовых, организационных, административных ресурсов развития. К проблемам состояния рыночноконкурентной структуры экономики Кузбасса относятся следующие:

1. Высокая зависимость внутрирегионального спроса от развития сырьевых отраслей,

1 Данные текущего архива Администрации Кемеровской области за 2000-2012 гг.

что обусловливает доминирование одних видов деятельности над другими. Так, в настоящее время добыча полезных ископаемых составляет 28,8 % валовой добавленной стоимости в Кузбассе, обеспечивает более 23 % оборота предприятий, 46 % инвестиций в основной капитал, более 50 % совокупной прибыли2.

2. Присутствие 18 крупных многоотраслевых финансово-промышленных холдингов (9 из которых федерального, а 6 — межрегионального уровня), формирующих около 50 % ВРП Кемеровской области (это не более 0,5 % всех предприятий). При этом большинство холдингов ориентированы на самообеспечение за счет открытия собственных дочерних предприятий или приобретения долей в действующих предприятиях.

3. Высокая чувствительность малого бизнеса — основы развития конкуренции — к кризисным процессам и сжатию платежеспособного спроса населения. Основная доля добавочной стоимости в малом бизнесе Кемеровской области формируется в торговле и строительстве (в 2009 г. в общем товарообороте малых фирм 64 % занимала торговля, 13 % — строительство и только 8 % — обрабатывающие производства3). А именно обрабатывающие производства пострадали сильнее других от кризисных процессов в российской экономике в кризис 2008-2009 гг.

4. Значительные финансовые проблемы развития малого предпринимательства в регионе, обусловленные низким уровнем его инвестирования (в 2009 г. малые фирмы Кузбасса привлекли 7,6 млрд р. инвестиций, тогда как фирмы Новосибирской области — 26 млрд р., Томской — 12 млрд р.). Это не может не отразиться негативно на рентабельности малого бизнеса — в 2009 г. доля его убыточных субъектов увеличилось на 22 %, тогда как в других регионах Западной Сибири — снизилась.

Перечисленные проблемы рыночно-конкурентной структуры экономики Кузбасса стали, с одной стороны, проявлением особенностей ее отраслевой, воспроизвод-

2 Состояние и факторы развития конкуренции в Кемеровской области : аналит. докл. Кемерово : АКО, 2010. С. 14.

3 Данные текущего архива Администрации Кемеровской области за 2000-2012 гг.

ственной, институциональной структуры. С другой — низкий уровень развития рыночной конкуренции в регионе сам по себе является фактором, сдерживающим решение структурных проблем.

Развитие в Кузбассе производств современных технологических укладов неизбежно связано с активизацией НИОКР. Но и в этом область отстает от других регионов Западной Сибири. Так, пик инновационной активности пришелся на 2006 г., когда, согласно данным Департамента образования и науки Администрации Кемеровской области, в регионе были поданы 275 заявок на изобретения (4-е место), пропустив вперед Новосибирскую область (625), Красноярский край (424) и Томскую область (406 заявок)1. А направления диверсификации региональной экономики, заложенные в Инвестиционном паспорте Кемеровской области2, так или иначе связаны с сырьевыми отраслями и не предусматривают технологический подъем выше 4-го уклада (развитие энергокомплексов на базе угольных предприятий, подземная газификация угля, добыча метана из угольных пластов, сервисное и технологическое обеспечение горнодобывающей промышленности и специализированное машиностроение, новые компактные производства специальных сортов сталей, а также технологических комплексов металлообработки). В качестве основных инвесторов в рамках данных направлений опять

же видятся крупнейшие сырьевые группы------

основные собственники в Кузбассе.

Следовательно, в рамках существующей отраслевой, институциональной и технологической структуры экономики региона невозможен переход на новые технологические уклады с отходом от моноотраслевых сырьевых полисов, от монопольного доминирования крупных холдингов, от использования морально устаревшей и физически изношенной техники.

Проведение структурных преобразований экономики Кузбасса требует, прежде всего, совершенствования регионального законодательства, в частности, разработки и принятия следующих нормативных актов:

’ Данные текущего архива Администрации Кемеровской области за 2000—2012 гг.

2 Инвестиционный паспорт Кемеровской области. Кемерово : АКО, 2008. 48 с.

- стратегии структурной перестройки экономики Кузбасса. В отличие от существующих региональных программных документов (законов «О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области», «О Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 г.» Инвестиционного паспорта Кемеровской области и пр.) данная стратегия должна строиться не вокруг диверсификации угольной и металлургической отраслей как доноров и получателей инвестиций, а преследовать цели развития машиностроения, отраслей потребительского сектора, современной химической продукции, малой энергетики. Особое внимание в данной стратегии необходимо уделить привлечению иностранных инвестиций в эти отрасли, сопровождающиеся трансфером современных технологий;

- регионального закона об инновационных, инвестиционных банках. Данный закон должен отражать механизм формирования уставного капитала таких кредитных организаций и место в нем инвестиций администрации региона, приоритетные направления кредитования и инвестирования, взаимодействие с властями по поводу получения гарантий по кредитам и инвестициям;

- регионального закона о формировании гарантийного и страхового фондов по долгосрочным кредитам коммерческих банков, которые будут предоставлены фирмам приоритетных с позиции структурной перестройки экономики региона отраслей. При этом в данном законе эти отрасли должны быть четко очерчены. Полагаем, что к наиболее приоритетным для изменения структуры экономики региона относятся:

• производства машиностроительной продукции и современных устройств автоматизации машиностроения,

• выпуск промышленного оборудования для снижения экологического ущерба, наносимого предприятиями химической, угольной, металлургической промышленности, энергетики,

• отрасли, производящие продукцию конечной переработки угля и природного газа (высокопрочные и экологически чистые полимеры, высококачественные пластмассы, синтетические материалы для радио- и микроэлектроники, кремнийорганические

соединения и искусственный каучук, микроволокна); лекарственные средства,

• производства заменителей бензина и дизельного топлива из энергетических углей, топливных элементов,

• производства легкой, пищевой промышленности;

- регионального закона о государственных и совместных инвестициях в обрабатывающей и высокотехнологичной сферах. Тот факт, что в регионе до сих пор отсутствует законодательное обеспечение инвестиционного участия государства в регулировании структуры экономики, говорит о пренебрежении целями структурной политики при взаимодействии государства и бизнеса, а также федеральных и региональных властей. Поэтому в законе необходимо однозначно указать на приоритетное место высокотехнологичных и обрабатывающих отраслей в инвестировании региональной экономики;

- положения об органе регионального госуправления, напрямую отвечающего за преобразования структуры экономики Кемеровской области. Данный орган должен стать самостоятельным структурным подразделением региональной администрации, быть представленным в предложенных законодательно-нормативных документах и обладать необходимыми финансовыми полномочиями.

Безусловно, представленные законодательные меры структурных преобразований экономики Кемеровской области не являются исчерпывающими и могут быть детализиро-ванны в ходе формирования нормативных документов, целевых программ, посвященных изменению структуры региональной хозяйственной системы. Вместе с тем осуществление структурных преобразований экономики области ориентировано на долгосрочную перспективу рыночных преобразований, позволит создать условия кардинального улучшения экономической ситуации в регионе.

Список использованной литературы

1. Курбатова М. В. Деформализация правил в современной российской экономике (на примере взаимодействия власти и бизнеса) / М. В. Курбатова, С. Н. Левин // Тегга Economicus. — 2010. — Т. 8, № 1. — С. 27-50.

References

1. Kurbatova M. V., Levin S. N. Deformalization of rules in contemporary Russian economy (within authority — business interaction). Terra Economicus, 2010, vol. 8, no. 1, pp. 27—50 (in Russian).

Информация об авторах

Жиронкин Сергей Александрович — кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики, Кузбасский государственный технический университет, 650000, г. Кемерово, ул. Весенняя, 28, e-mail: [email protected].

Жиронкина Ольга Валерьевна — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра экономической теории, Кемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета, 650992, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 39, e-mail: [email protected].

Authors

Zhironkin Sergey Alexandrovich — PhD in Economics, Associate Professor, Department of Economy, Kuzbass State Technical University, 28 Vesennyaya St., 650000, Kemerovo, Russia, e-mail: [email protected].

Zhironkina Olga Valerievna — PhD in Pedagogics, Associate Professor, Department of Economic Theory, Kemerovo Institute (branch) Russian State University of Trade and Economics, 39 Prospect Kuznezky, 650992, Kemerovo, Russia, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.