УДК 001.895:332.146.2
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
e-mail:
Орловский государственный университет
Е.В. ПЕТРУХИНА
В настоящее время цели инновационного развития и научнотехнического прогресса стали доминировать и подчиняют себе государственную политику и экономику. Инновация сегодня представляется как условие экономического роста и развития общества. Уровень развития инновационных процессов формирует направления и темпы регионального развития в целях качественного преобразования и увеличения основных экономических показателей. В связи с этим изучение инновационного развития регионов приобретает большое значение и является весьма актуальным. В статье автор проанализировал основные факторы, влияющие на инновационное развитие регионов Российской Федерации.
Ключевые слова: управление, стратегическое планирование, инновация, фактор, региональное развитие, экономический рост.
Экономический рост любой страны определяется шестью основными факторами, четыре из которых связаны с физической способностью экономики к росту:
1) количеством и качеством природных ресурсов;
2) количеством и качеством трудовых ресурсов;
3) объемом основного капитала;
4) технологией.
Эти четыре фактора экономического роста можно объединить под названием факторов предложения. Именно они делают рост производства физически возможным. Только доступность большего количества лучших по качеству ресурсов, включая технологический потенциал, позволяет увеличить производство реального продукта. В данном аспекте, ввиду ограниченности ресурсов, развитие технологии и технологического потенциала начинает занимать приоритетное место среди всех факторов экономического роста.
Л. Абалкин в своем труде «Стратегический ответ России на вызовы нового века» [1], анализировал рыночное развитие России, обосновывал факторы обеспечения экономического развития и социальной стабильности и отмечал оригинальность российской модели рыночной экономики, где рассматривается возросшая роль человека, его квалификация и интеллект, адекватный современным требованиям профессионализма, а также инновационный подход к решению назревших экономических проблем.
Особенно актуально применение инноваций как стратегического фактора экономического роста для регионов России, обладающих достаточно высокими интеллектуальными и промышленными потенциалами. Их развитие связано не только с использованием передовых технологий, но и с возможностью их создания и освоения.
Исследование особенностей инновационной деятельности регионов требует, прежде всего, изучения таких основных понятий как инновации и их классификация, инновационный процесс и его составляющие, инновационная деятельность.
Понятие «инновация» ввел в научный оборот в 1911 году известный ученый Иозеф Шумпетер в работе «Теория экономического развития» [6]. Он написал об инновационных процессах как о новых комбинациях, которые формируются в результате реорганизации производства благодаря использованию новой техники, появлению нового сырья, внедрению новой продукции, возникновению новых рынков сбыта.
Согласно классическим определениям по Лундвалу и Нельсону, «инновации представляют собой комплексный процесс, объединяющий различных участников, таких, как фирмы, производители новых знаний, технологические центры, аналитические центры, которые соединены множеством взаимосвязей, создающими таким образом инновационную систему» [12,13].
Американский исследователь Б. Твисс определил понятие «инновация» как «техническая, производственная и маркетинговая деятельность, направленная на коммерческое использование нового (или улучшенного) продукта или первое коммерческое использование нового (или усовершенствованного) производственного процесса или оборудования» [4].
Еще одно из современных определений инноваций приводится в экономическом энциклопедическом словаре. Здесь инновация определяется как «процесс создания, разработки новой техники, технологии, научных исследований (инноваций), а также процесс инвестирования, создания, разработки и ее практического внедрения» [2].
Фатхудинов Р.А. под новшеством понимает оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности, повышающий ее эффективность. Новацией является какой-либо материальный объект, которого не было раньше. Инновацию и нововведение он определяет как конечный результат внедрения новшества с целью изменения объектов управления и получения экономического, социального, научно-технического или другого вида эффекта [5].
Кокурин Д.И. говорит об инновации как о результате деятельности по обновлению, преобразованию предыдущей деятельности, приводящей к замене одних элементов другими или дополнению уже имеющихся новыми. Отдельно автором используется категория «нововведение», под которым понимается переход вещи в новое состояние или новое качество [3].
Согласно проекту Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» под инновацией понимается конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте.
Проведенный анализ показал, что понятию «инновация» присущи следующие свойства:
• комплексность;
• последовательность;
• новизна;
• эффективность.
Из проведенного анализа и перечисленных свойств следует, что наиболее полным и всеобъемлющим представляется, на наш взгляд, следующее определение: инновация -это комплексная деятельность с участием различных взаимосвязанных друг с другом субъектов, конечным результатом которой является практическое внедрение новшества, научных исследований, новой техники, технологии с целью получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.
Инновации можно классифицировать по следующим признакам:
1) по уровню новизны - базисные, улучшающие, псевдоинновации;
2) по характеру - продуктовые, технологические, организационноуправленческие;
3) по результативности - высоко-, средне-, низкорезультативные;
4) по степени риска - высоко-, средне-, низкорисковые;
5) по масштабу внедрения - трансконтинентальные, транснациональные, региональные, местные, отраслевые, новые для предприятия;
6) по области внедрения - в сфере науки, образования, социальной сфере, в производстве;
7) по виду получаемого эффекта - научно-технические, социальные, экономические, комплексные.
С понятием инновации тесно связаны категории инновационной деятельности и инновационного процесса. Сущность инновационного процесса заключается в том, что его следует рассматривать как цепь событий, в ходе которых новшество вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике, либо удовлетворяет потребности человека.
Основные этапы и характеристики инновационного процесса представлены следующим образом.
На первом этапе проводятся фундаментальные исследования (в академических институтах, высших учебных заведениях и отраслевых специализированных институтах, лабораториях). Финансирование осуществляется, в основном, из государственного бюджета на безвозвратной основе.
На втором этапе проводятся исследования прикладного характера. Они осуществляются во всех научных учреждениях и финансируются как за счет бюджета, так и за счет заказчиков. Поскольку результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжен с большей долей неопределенности, на этом этапе и далее велика вероятность получения отрицательного результата. Именно с этого этапа возникает возможность риска потери вложенных средств, поэтому инвестиции в инновацию носят рисковый характер и называются рискоинвестициями, а коммерческие организации, занимающиеся рискоинвестициями, - рискофирмами (венчурными).
На третьем этапе осуществляются опытно-конструкторские и экспериментальные разработки. Они проводятся как в специализированных лабораториях, КБ, опытных производствах, так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных предприятий. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также собственные средства организаций.
На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукта.
Основной проблемой, снижающей результативность инновационной деятельности, является отсутствие потребностей в инновациях, вызванное низким уровнем развития производственной деятельности. В «Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 года» заявлено, что к 2020 году удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленного производства достигнет 25-35%, а доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, - 40-50%. Производительность труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, должна возрасти в 3-5 раз. Однако, сегодня в России очень низкий уровень востребованности инновационных идей со стороны промышленности. Количество заявок на изобретения на душу населения в 3-4 раза ниже, чем в США и Германии, и в 18 раз - чем в Японии. В последние годы лишь 5% зарегистрированных изобретений являются объектами коммерческих сделок. Это связано с тем, что ресурсный потенциал промышленных предприятий не удовлетворяет современным требованиям: к 2009 году коэффициент обновления основных фондов в России составил 4,1%, а коэффициент выбытия - 1,0% при среднем возрасте оборудования машиностроительных предприятий более 20 лет. Степень износа основных фондов достигла 48,8% - максимального значения за период с 1992 года, что свидетельствует о необходимости инвестирования как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов. Основные показатели уровня инновационного развития экономики России в период 2005-2009 годов приведены в таблице 1. Как видим, растут в основном лишь факторные показатели: расходы федерального бюджета на науку, внутренние затраты на исследования и разработки, удельный вес вузовского сектора науки во внутренних затратах на исследования. Результативность выросла по коэффициенту изобретательской активности и созданным передовым производственным технологиям на 2% и 8,9%, соответственно.
Таким образом, основными задачами развития промышленности должны стать: технико-технологическое обновление, решение задач формирования и наращивания компетенций отдельных предприятий, согласованности действий участников конкурентного рынка, обеспечения интересов владельцев инвестиционного капитала и реализации государственной политики в этой сфере. Спрос на инновационную продукцию нужно стимулировать с помощью существенного госзаказа или развития нишевых инноваций, высокий спрос на которые гарантирован в силу местных условий.
Развивая на своей территории инновационную деятельность и всемерно содействуя в масштабах имеющихся сил и средств ее осуществлению, регионы, даже обладающие относительно скромным по количественным параметрам и техническим возможностям
потенциалом, реально смогут решать две принципиально важные задачи. Во-первых, эта деятельность будет создавать региону возможности для решения имеющихся в нем проблем социально-экономического развития на современном передовом уровне с наименьшими затратами времени и средств. Во-вторых, она сама станет источником сохранения, а в дальнейшем и возникновения новых рабочих мест в сфере науки и техники, снижения социальной напряженности, даст возможность поддержки существовавших прежде научных традиций и школ через участие в этом процессе талантливой молодежи, т.е. послужит решению целого ряда острых социальных и экономических проблем, связанных с трудностями и особенностями современного периода.
Таблица1
Показатели инновационного развития экономики России в 2005-2009 гг. [11]
Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. Ср. темп роста, %
Внутренние затраты на исследования и разработки в % к ВВП (%) 1,07 1,07 1,12 1,04 1,24 103,7
Удельный вес внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки (%) 38,1 38,9 37,4 35,3 33,5 96,8
Удельный вес вузовского сектора науки во внутренних затратах на исследования и разработки (%) 5,8 6,1 6,3 6,7 7,1 105,1
Удельный вес России в общем числе публикаций в ведущих научных журналах мира (по данным КІ) (%) 2,7 2,4 2,5 2,5 2,5 98,0
Удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей (%) 30,7 30,1 31 31,8 31,9 100,9
Прирост числа малых инновационных предприятий (единиц/в год) 82 37 40 -30 -43 -
Коэффициент изобретательской активности (число патентных заявок на изобретения, в расчете на 10 тыс. населения) 1,66 1,96 1,93 1,95 1,8 102,0
Удельный вес используемых передовых производственных технологий, включающих объекты интеллектуальной собственности, в общем их числе (%) 2,2 1,3 1,8 1,3 0,7 75,1
Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции на внутреннем рынке (%) 4,4 5 4,8 4,7 4,4 100
Созданные передовые производственные технологии (ед.) 637 735 780 854 897 108,9
Организации, выполняющие научные исследования и разработки (ед.) 3566 3622 3957 3666 3536 99,7
Численность персонала, занятого инновационными исследованиями и разработками (тыс.чел.) 813,2 807,1 801,1 761,3 742,4 97,7
Расходы федерального бюджета на науку (млн.руб.) 76909,3 97363,2 132703,4 162115,9 219057,6 129,9
Внутренние затраты на исследования и разработки (млн.руб.) 230785,2 288805,2 371080,3 431073,2 485834,3 120,4
Можно сделать вывод, что инновационное развитие региона, осуществляемое через активизацию в нем инновационной деятельности, является одновременно и инструментом для решения задач его социально-экономического развития и составной неотъемлемой частью самого этого развития.
К особенностям инновационных процессов в региональных экономических системах можно отнести: область форм организации процесса интеграции науки и производства; область форм организации промежуточного звена между наукой и производством, малые инновационные предприятия; организация управления инновационной деятельностью в региональных экономических системах государственными органами власти; правовое регулирование; экономические отношения в инновационной сфере, связанные с длительным сроком и особо высоким риском вложение в нее; прямое государственное инвестирование; многоканальное частное финансирование; реструктуризация.
Для социально-экономического развития региона на инновационной основе развития необходимы четыре исходных условия:
• технологический и интеллектуальный потенциал, достаточный для запуска инновационного процесса;
• постоянный рост числа участников инновационной «цепочки», в том числе в результате вовлечения в нее новых социальных групп;
• институциональная система (включающая как формальные, так и неформальные элементы), ориентированная на инновационное развитие;
• востребованность инноваций хозяйствующих субъектов, физических лиц, национальной инновационной системы в целом.
К перечисленным условиям также можно добавить следующие факторы регионализации инновационного развития: кадровое обеспечение; социальные и экологические проблемы инноваций; формирование инновационной инфраструктуры; преимущественно региональный характер малого инновационного предпринимательства; социальноправовые вопросы регулирования инновационной активности; защита интеллектуальной собственности; влияние внешнеэкономических связей на инновационную активность; количественный и качественный состав занятости и т.д.
Прежде всего, эти факторы влияют на инновационное развитие региона через кадровую составляющую и систему образования. Развитый вузовский и научный сектор региона служат важнейшей интеллектуальной предпосылкой развития человеческого капитала и повышения уровня инновационного потенциала. Человеческий капитал, который характеризуется уровнем интеллектуального и духовного развития, квалификации, инновационных способностей, профессионального мастерства и добросовестности, приобретаемых в процессе воспитания, образования и трудового опыта, является элементом невещественного богатства общества и взаимосвязан с инновационной составляющей экономического развития страны.
Для повышения качества человеческого капитала нужны институты, обеспечивающие своевременную и адекватную реакцию экономики и общества на изменения профессиональной структуры рабочей силы и спроса на нее. В России такие институты еще не развиты, что делает проблему структурного дисбаланса российского рынка труда особенно острой. В развитых рыночных экономиках именно такие институты обеспечивают устойчивые и эффективные связи между работодателями, образовательными учреждениями и населением и, соответственно, быструю адаптацию трудовой сферы к изменениям в экономике. Как видно из таблицы 2, число организаций, выполнявших научные исследования и разработки в России, за последние годы существенно уменьшилось, особенно научно-исследовательских, проектных и проектно-изыскательских организаций и конструкторских бюро. При этом число ВУЗов в данной сфере с 2005 по 2009 гг. выросло на 100 единиц.
Таблица 2
Организации, выполнявшие научные исследования и разработки [11]
Виды организаций 1992 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Число организаций -всего 4555 4059 4099 3566 3622 3957 3666 3536
в том числе:
научно-исследовательские организации 2077 2284 2686 2115 2049 2036 1926 1878
конструкторские бюро 865 548 318 489 482 497 418 377
1 2 3 4 5 6 7 8 9
проектные и проектноизыскательские организации 495 207 85 61 58 49 42 36
опытные заводы 29 23 33 30 49 60 58 57
образовательные учреждения высшего профессионального образования 446 395 390 406 417 500 503 506
научно-исследовательские, проектноконструкторские подразделения в организациях 340 325 284 231 255 265 239 228
прочие организации 303 277 303 234 312 550 480 454
В настоящее время в результате переосмысления значения системы образования в экономике страны ведется активная работа по привлечению инвестиций в данную стратегически важную отрасль. Теория человеческого капитала, согласно которой образованность, знания и квалификация наемных работников являются важнейшими факторами, влияющими на рост эффективности производства, приобрела новое дыхание.
Благодаря интеллектуальным и информационным технологиям знания, воплощенные в человеке, носят универсальный характер и являются мировым достоянием. В то же время особенностью современного периода, определяющей динамизм экономики, выступает упор на массовое формирование творческой индивидуальности, способной к созданию инноваций и принятию инновационных решений в различных сферах деятельности.
Транзитивная экономика настоятельно требует быстрого изменения качества человеческого капитала. Ресурсов для этого у предприятий явно недостаточно. Разорвать данный порочный круг без активного участия государства невозможно (хотя полагаться только на него было бы нереалистично). Задачи государства в этой сфере состоят в разработке государственной политики по направлениям повышения качества человеческого капитала на федеральном и региональном уровнях и осуществлении соответствующего законодательного и административного регулирования.
Формирование благоприятной инновационной среды - долгий процесс, требующий значительных инвестиций. Без поддержки со стороны государства развитие инновационных процессов сильно затруднено. Государство является непосредственным участником инновационной деятельности, в первую очередь как субъект, осуществляющий управление этой деятельностью и ее поддержку.
Российская практика государственной поддержки научных исследований отличается от зарубежной тем, что государство оплачивает не интеллектуальную собственность, а действия специалистов. Государственное финансирование научных разработок является, по сути, сметой на затраты, в результате чего исследования проведены, результаты опубликованы, но не внедрены в производство. Это дает нулевую эффективность финансовых вложений в прикладную науку, что доказывают нижеприведенные цифры. По оценкам Росимущества, стоимость нематериальных активов в России составляет всего 5 млрд. рублей (с учётом частных инвестиций), в том числе государственная собственность, накопленная за всю историю России и Советского Союза, оценивается лишь в 3,5 млрд. рублей. При этом почти 250 млрд. рублей ежегодно расходуется на НИОКР [11]. Можно сказать, что на 250 млрд. рублей в год производятся отчеты, которые не оформлены в виде продукции интеллектуальной собственности, не поддерживают и не развивают экономику. Все это снижает инвестиционную привлекательность инновационных проектов в глазах зарубежных и отечественных инвесторов. Государственные программы, нацеленные на поддержку малых предприятий, имеющих достаточно сильную мотивацию по созданию рабочих мест, не стимулируют эффект от внедрения инноваций.
Предпринятые в последние годы меры по поддержке инновационной активности оказались неэффективны, и переломить сложившиеся негативные тенденции пока не
удалось. Такое состояние российской инновационной сферы требует разработки новой концепции инновационного развития экономики России; смещение акцентов с наращивания общих объемов поддержки и прямого финансирования по всем составляющим национальной инновационной системы на радикальное повышение эффективности ее функционирования; концентрация усилий государства на решении критических для инновационного развития проблем - проблем реализации инноваций в практической деятельности и создания адекватной рыночной среды для этого.
Для достижения эффективной работы инновационной системы субъекты экономической деятельности, в том числе, государство, должны быть заинтересованы в принятии участия во всех звеньях цепочки: фундаментальная наука - прикладные разработки -опытно-конструкторские разработки - опытное производство - серийное производство и выход на рынок. Только государство не может, да и не должно вкладывать огромные средства по всей цепочке: от фундаментальных исследований до рыночной реализации. Но создать условия, чтобы производственный сектор был чувствителен к новым идеям, разработкам и мог воплотить передовые идеи в товар, пользующийся спросом на рынке, является основной государственной задачей.
Меры воздействия государства в области инноваций можно разделить на прямые и косвенные. Их соотношение определяется экономической ситуацией в стране и с избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание «кейнсианского» подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества. В период подъема экономики берет вверх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил. Как отмечают большинство современных исследователей в области инновационного развития, рынок не способен обеспечить адекватное вложение ресурсов в науку, тем самым, указывая необходимость государственного регулирования инноваций.
Отметим принципиальные особенности государственного стимулирования коммерциализации инноваций в высокотехнологичной сфере:
1. Поддержка инновационной деятельности должна осуществляется на всех ее стадиях (от выполнения научно-исследовательской работы до реализации технологической продукции (услуг). Государством должен предлагаться целый спектр программ в зависимости от стадии развития технологии.
2. Многокомпонентная поддержка инновационной деятельности должна осуществляться с учетом региональных особенностей и государственных приоритетов. Каждая из стадий развития и преобразования знаний нуждается в финансовой, консультационной, информационной и других видах поддержки.
3. Большое внимание необходимо уделять программам, переводящим результаты исследований и разработок в стадию коммерческого приложения, а также комплексным программам поддержки начинающих технологических компаний. Государство, участвуя в гарантировании рисков и финансируя высокорисковые проекты, тем самым не подменяет собой бизнес, а компенсирует «провалы рынка».
4. Государству необходимо активно поддерживать развитие связей науки с промышленностью через финансирование кооперативных НИОКР на доконкурентных стадиях. При этом сотрудничество выгодно как научным организациям, так и бизнес-сектору. Существенным стимулом в таких программах является передача прав на исследования и разработки, созданные за счет бюджетных средств, в промышленность для ее последующей коммерциализации.
5. При создании инновационной инфраструктуры важно строить не только те элементы, которые непосредственно относятся к сфере науки и технологического производства. «Внешняя» инфраструктура - состояние дорог, аэропортов, других коммуникаций -должны быть привлекательными для потенциальных инвесторов, а не служить препятствием инновационному развитию.
Основными регулирующими функциями органов исполнительной и законодательной власти в инновационной сфере являются:
• аккумулирование средств на научные исследования и инновации;
• координация инновационной деятельности;
• стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;
• создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;
• институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;
• повышение общественного статуса инновационной деятельности;
• обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;
• региональное регулирование инновационных процессов;
• формирование на федеральном и региональном уровнях научно-инновационной инфраструктуры.
Для реализации этих функций используются следующие меры экономической и бюджетной политики:
• включение затрат на исследования и разработки частного сектора в себестоимость продукции;
• списание значительной части научного оборудования по ускоренным нормам амортизации;
• применение системы адресных налоговых льгот, нацеленных на постоянное наращивание объема научных расходов в крупных корпорациях и на привлечение мелкого и среднего бизнеса к инновационной деятельности в сфере новых технологий;
• льготное кредитование научно-технических разработок и долевое финансирование крупных проектов, создание институциональных условий для развития венчурного финансирования;
• безвозмездная передача или предоставление на льготных условиях государственного имущества или земли для организации инновационных предприятий (в основном в сфере образования или для мелкого и среднего бизнеса), а также для создания научной инфраструктуры в регионах.
Необходимо отметить, что основная роль по взвешенному регулированию инновационных процессов должна лечь на региональные органы управления. В этой связи, основная задача региональной политики - обеспечить концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, создать условия для межрегиональной кооперации и стратегического партнерства власти, бизнеса и общественных институтов в рамках инновационной модели развития. Поэтому, в рамках административно-правового обеспечения научнотехнического и инновационного развития региона главным является формирование институциональных и законодательных условий поддержки и стимулирования инвесторов, инновационных предприятий, в осуществлении институциональных преобразований. В данном случае инструментами реализации региональной политики должны выступать:
• административно-управленческие;
• средства сдерживания размещения новых предприятий в перенаселенных районах;
• пространственное распределение экономической деятельности государства;
• финансовое стимулирование компаний (в виде дотации на определенные суммы инвестиций, кредиты, финансовые льготы, субсидии в связи с созданием рабочих мест и т.п.);
• организация физических инфраструктур и «мягкие» меры стимулирования развития (создание благоприятной бизнес-среды, поддержка информационных сетей, консалтинговой деятельности, образования, научных исследований и технических разработок). Говоря об обеспечении устойчивого развития инновационной среды, необходимо отметить, что важным элементом является формирование разветвленной инновационной инфраструктуры. Под инновационной инфраструктурой понимается совокупность всех систем, обеспечивающих доступ к ресурсам и оказывающих различные услуги субъектам инновационной деятельности.
Обычно выделяются следующие виды инновационной инфраструктуры [5]:
• финансовая - различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, такие как, например, фондовый рынок, особенно в части высокотехнологичных компаний;
• производственно-технологическая (или материальная) - технопарки, инновани-онно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.;
• информационная - собственно базы данных и знаний и центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и т.п. центры (т.е. организации, оказывающие услуги);
• кадровая - образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.;
• экспертно-консалтинговая - организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга, как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.).
Важной частью формирующейся национальной инновационной системы должен стать сектор малого инновационного предпринимательства, выполняющий ведущую роль в апробации и освоении новейших и наиболее рисковых технологий. Гибкость, способность при необходимости быстро перестроиться, вырасти или, наоборот, свернуться делает этот сектор более конкурентоспособным. Сектор малого инновационного предпринимательства является движущей силой инновационного развития высокотехнологичных отраслей промышленности.
Малые самостоятельные инновационные предприятия, нацеленные на общий для всех членов команды конечный результат, работают быстрее и эффективнее. В малом коллективе вполне возможна универсализация специалистов, следовательно, здесь возможна взаимопомощь и временная концентрация интеллектуальных усилий, «мозговой штурм». Кроме того, каждый в прошлом узкий специалист в таком коллективе лучше понимает и свои собственные узкоспециализированные задачи. И, пожалуй, главное: в таких коллективах практически невозможны межведомственная бюрократическая борьба и перекладывание ответственности друг на друга.
Помимо вышеперечисленного, малое предпринимательство, задействованное в инновационной сфере, решает ряд очень важных социальных проблем. Развитие малого инновационного предпринимательства сопровождается увеличением размера налоговых поступлений в бюджет страны, следовательно, и расширением возможностей государства по выполнению социальных обязательств. Деятельность малых и большой части средних предприятий ориентирована в наибольшей мере на удовлетворение местных нужд в товарах и услугах и очень сильно способствует обеспечению занятости населения и наполнению доходной части скудных местных бюджетов. Опыт развитых стран показывает, что оживление экономики депрессивных районов происходит за счет внутренних ресурсов региона благодаря развитию такого рода предприятий.
Таким образом, значительное улучшение условия жизнедеятельности людей, повышение уровня жизни, здоровья, образовательный и интеллектуальный потенциал при инновационном развитии региона являются элементами достижения социальной стабильности, непосредственно влияющей на социально-экономическое развитие страны.
Литература
1. Абалкин, Л.И. Стратегический ответ России на вызовы нового века [Текст] / Л.И. Абалкин. - М.: Экзамен, 2004. - 605 с.
2. Большой экономический словарь [Текст] / под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Фонд «Правовая культура», 2004. - 528с.
3. Кокурин, Д.И. Инновационная деятельность [Текст] /. Д.И. Кокурин. - М.: Экзамен, 2001. - 576с.
4. Твисс, Б. Управление научно-техническими нововведениями [Текст] / Б. Твисс. -М.: Экономика, 1989. - С. 186.
5. Фатхудинов, Р.А. Инновационный менеджмент [Текст] / Р.А. Фатхудинов. - М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 2000. - 624 с.
6. Шумпетер, Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) [Текст]: пер. с англ. / Й. Шумпетер. — М.: Прогресс, 1982. — 455 с.
7. Захарова, А.А. Проблемы методологического обеспечения стратегического пла- нирования инновационного развития региона [Текст] / А.А. Захарова // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - № 16. - С. 11-16.
8. Кильдюшкина, И.Г. Инновационные подходы к развитию экономики на региональном уровне [Текст] / И.Г. Кильдюшкина// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. - № 1. - С. 116-124.
9. Лукашева, Н.Е. Приоритеты стратегического планирования в вопросах инновационного развития мегаполиса [Текст] / Н.Е. Лукашева // Креативная экономика.
2011. - № 8. - С. 77-81.
10. Панчешенко, А.В. Методы и инструментарий оценки эффективности управле- ния инновационной деятельностью [Текст] / А.В. Панчешенко // Вестник Калининград- ского юридического института МВД России. - 2011. - Т. 1. - С. 134-138.
11. Россия в цифрах. 2011: Крат. стат. сб./Росстат. - M., 2011. - 581 с.
12. Lundvall, B. National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and In- teractive Learning [Text] /. B. Lundvall. - London, 1992.
13. Nelson, R. National Systems of Innovation: A Comparative Analysis [Text] /. R. Nelson. - Oxford, 1993.
MAJOR FACTORS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGIONS
E.V.PETRUKHINA
Oryol State University e-mail:
Now the purposes of innovative development and scientific and technical progress began to dominate and subordinate to itself a state policy and economy. The innovation is represented today as a condition of economic growth and society development. The level of development of innovative processes is formed by directions and rates of regional de- velopment with a view of qualitative transformation and increase in the basic economic indicators. In this connection studying of innovative de- velopment of regions gets great value and is rather actual. In article the author has analysed the major factors influencing innovative develop- ment of regions of the Russian Federation
Key words: management, strategic planning, an innovation, the fac- tor, regional development, economic growth.