Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ОТРАСЛЕВЫЕ ПОДСИСТЕМЫ / НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ / КЛАСТЕРЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / INDUSTRY / INDUSTRIAL POLICY / INDUSTRIAL SUBSYSTEMS / MODERNIZATION DIRECTIONS / CLUSTERS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ревякин А.С.

Важнейшим фактором эффективного развития экономики страны является промышленно-производственная политика. В условиях, когда научно-технический прогресс позволяет добиваться астрономических достижений, что, как следствие, предъявляет повышенные требования к эффективности отрасли промышленности и неуклонного наращивания ее потенциала, то этой сфере со стороны государства должна отводиться приоритетная роль. В статье автором обосновываются современные подходы к формированию государственной политики и макро-, мезо- и микроэкономической эффективности развития промышленности. С целью предотвращения последствий возникающих проблем в региональных отраслевых подсистемах, по мнению авторов, необходимо, чтобы государство применяло различные методы политики промышленного развития. В России это экономические, институциональные, административные и социально-политические, бюджетные и законодательные. Однако, при разработке промышленной политики необходимо придерживаться определенной технологии. Для дальнейшего продолжения существования и обеспечения устойчивого развития промышленной политики России необходима эффективная региональная политика, при которой возможно стимулирование как лидеров, так и организаций с менее успешным положением дел. В этой связи ключевыми выводами исследования являются такие, как: осуществление новейшей индустриальной политической деятельности нацелено на формирование повышения эффективности ключевых субъектов России, а также поднимает проблему стимулирования отстающих регионов. Однако, новая политика полностью не решает поставленную проблему, она остается в рамках стандартной теории. Эта система действительно есть, она заключается в применении механизма региональных и отраслевых групп. Особенностью новой политики промышленной деятельности является активизация функций органов местного самоуправления, а также региональных подразделений, Которые ориентированы на результат применения систем местного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the content and main directions of modernization of industrial and production policy of the Russian Federation

The most important factor in the effective development of the country's economy is industrial and production policy. At a time when scientific and technological progress makes it possible to achieve astronomical achievements, which, as a result, places increased demands on the efficiency of the industry and the steady increase in its potential, this area should be given a priority by the state. In the article the author substantiates modern approaches to the formation of state policy and macro-, meso - and microeconomic efficiency of industry development. In order to prevent the consequences of emerging problems in the regional sectoral subsystems, according to the authors, it is necessary that the state apply different methods of industrial development policy. In Russia it is economic, institutional, administrative and socio-political, budgetary and legislative. However, in the development of industrial policy it is necessary to adhere to a certain technology. In order to continue to exist and ensure the sustainable development of industrial policy in Russia, it is necessary to have an effective regional policy, in which it is possible to stimulate both leaders and organizations with a less successful state of Affairs. In this regard, the key findings of the study are as follows: the implementation of the latest industrial political activities aimed at improving the efficiency of key subjects of Russia, as well as raises the problem of stimulating lagging regions. However, the new policy does not completely solve the problem, it remains within the framework of the standard theory. This system really exists, it consists in the application of the mechanism of regional and industry groups. A feature of the new policy of industrial activity is the activation of the functions of local governments and regional units, Which are focused on the result of the application of local production systems.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

3. A. V. paraskevov Analysis of problem areas of urban transport networks (on the example of Krasnodar city) / A. V. Paraskevov // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban state agrarian University (the Scientific magazine of Kubsau) [an Electronic resource]. - Krasnodar: Kubsau, 2014. - №10 (104). S. 1663 - 1674. - IDA [article ID]: 1041410117. - Mode of access: http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/117.pdf is 0.75.p.l.

4. A. V. paraskevov utilization of a road network / A. V. Paraskevov, Zheliba, V. K. // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban state agrarian University (the Scientific magazine of Kubsau) [an Electronic resource]. - Krasnodar: Kubsau, 2015. - №06 (110). P. 853 - 865. - IDA [article ID]: 1101506057. - Mode of access: http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/57.pdf, 0,812.p.l.

5. A. V. paraskevov background of the development of adaptive decision support system for operational decisions in management of it projects / A. V. Paraskevov, Yu. N. Penkina // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban state agrarian University (the Scientific magazine of Kubsau) [an Electronic resource]. - Krasnodar: Kubsau, 2015. - №08 (112). S. 1893 -1905. - IDA [article ID]: 1121508138. - Mode of access: http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/138.pdf, 0,812.p.l.

6. A. V. paraskevov utilization of a road network / A. V. Paraskevov, Zheliba, V. K. // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban state agrarian University (the Scientific magazine of Kubsau) [an Electronic resource]. - Krasnodar: Kubsau, 2015. - №06 (110). P. 853 - 865. - IDA [article ID]: 1101506057. - Mode of access: http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/57.pdf, 0,812.p.l.

7. Chemerkin A. A. Improvement of the model traffic management / A. A. Chemerkin, A. V. Paraskevov // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban state agrarian University (the Scientific magazine of Kubsau) [an Electronic resource]. - Krasnodar: Kubsau, 2008. - №08 (042). Pp. 151 - 160. - Informregister cipher: 0420800012\0116, IDA [article ID]: 0420808010. - Mode of access: http://ej.kubagro.ru/2008/08/pdf/10.pdf, 0,625.p.l.

УДК 332.133.6; 338.45

А.С. Ревякин Аспирант 1-го года обучения

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Северо-Кавказский федеральный университет»

A.S. Revyakin

Post-graduate student of the 1st year of study Federal state Autonomous educational institution of higher

professional education "North-Caucasus Federal University»

nnn-nauka@yandex. ru

ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: Важнейшим фактором эффективного развития экономики страны является промышленно-про-изводственная политика. В условиях, когда научно-технический прогресс позволяет добиваться астрономических достижений, что, как следствие, предъявляет повышенные требования к эффективности отрасли промышленности и неуклонного наращивания ее потенциала, то этой сфере со стороны государства должна отводиться приоритетная роль. В статье автором обосновываются современные подходы к формированию государственной политики и макро, мезо- и микроэкономической эффективности развития промышленности.

С целью предотвращения последствий возникающих проблем в региональных отраслевых подсистемах, по мнению авторов, необходимо, чтобы государство применяло различные методы политики промышленного развития. В России это экономические, институциональные, административные и социально-политические, бюджетные и законодательные. Однако, при разработке промышленной политики необходимо придерживаться определенной технологии. Для дальнейшего продолжения существования и обеспечения устойчивого развития промышленной политики России необходима эффективная региональная политика, при которой возможно стимулирование как лидеров, так и организаций с менее успешным положением дел.

В этой связи ключевыми выводами исследования являются такие, как: осуществление новейшей индустриальной политической деятельности нацелено на формирование повышения эффективности ключевых субъектов России, а также поднимает проблему стимулирования отстающих регионов. Однако, новая политика полностью не решает поставленную проблему, она остается в рамках стандартной теории. Эта система действительно есть, она заключается в применении механизма региональных и отраслевых групп.

Особенностью новой политики промышленной деятельности является активизация функций органов местного самоуправления, а также региональных подразделений, Которые ориентированы на результат применения систем местного производства.

Annotation: The most important factor in the effective development of the country's economy is industrial and production policy. At a time when scientific and technological progress makes it possible to achieve astronomical achievements, which, as a result, places increased demands on the efficiency of the industry and the steady increase in its potential, this area should be given a priority by the state. In the article the author substantiates modern approaches to the formation of state policy and macro-, meso - and microeconomic efficiency of industry development. In order to prevent the consequences of emerging problems in the regional sectoral subsystems, according to the authors, it is necessary that the state apply different methods of industrial development policy. In Russia it is economic, institutional, administrative and socio-political, budgetary and legislative. However, in the development of industrial policy it is necessary to adhere

to a certain technology. In order to continue to exist and ensure the sustainable development of industrial policy in Russia, it is necessary to have an effective regional policy, in which it is possible to stimulate both leaders and organizations with a less successful state of Affairs. In this regard, the key findings of the study are as follows: the implementation of the latest industrial political activities aimed at improving the efficiency of key subjects of Russia, as well as raises the problem of stimulating lagging regions. However, the new policy does not completely solve the problem, it remains within the framework of the standard theory. This system really exists, it consists in the application of the mechanism of regional and industry groups. A feature of the new policy of industrial activity is the activation of the functions of local governments and regional units, Which are focused on the result of the application of local production systems.

Ключевые слова: промышленность, промышленно-производственная политика, отраслевые подсистемы, направления модернизации, кластеры, устойчивое развитие

Keywords: industry, industrial policy, industrial subsystems, modernization directions, clusters, sustainable development

Для любого государства существование и успешная деятельность промышленных организаций является важнейшим фактором в развитии. Российская Федерация - огромная страна с колоссальным ресурсным потенциалом. Организация успешной природной политики гарантирует эффективное использование как природных, так и производственных, и трудовых ресурсов [2, 3].

Рассмотрим политику промышленного развития и основные проблемы, которые существуют в нашей стране. Следует отметить, что промышленность России сталкивается с такими острыми проблемами, которые требуют оперативного, а, порой, и незамедлительного решения:

- недостаточный для современного этапа развития экономики уровень развития научно-технического прогресса и нововведений в реализации деятельности организаций промышленного характера;

- слабое финансирование проектов промышленно-производственной направленности;

- высокая степень износа основных фондов промышленных организаций;

- высокий уровень конкуренции со стороны зарубежных производителей;

- неудовлетворительное качество отечественной промышленной продукции, низкие показатели фондоемкости и производительности труда;

- снижение спроса на продукцию отечественной промышленности внутри государства;

- наличие большого количества социальных, региональных, структурных проблем в работе предприятий промышленно-производственной отрасли;

- сложная организация деятельности в промышленности, что значительно снижает уровень производительности продукции и, следовательно, конечного потребления;

- недостаточный уровень кадрового и финансового снабжения;

- практически полное отсутствие эффективного взаимодействия частного капитала и органов управления территориями;

- неудовлетворительные показатели результативности деятельности менеджмента и рекламы;

- слабый сервис и катастрофическое состояние промышленно-производственной инфраструктуры;

- сложности решения промышленными организациями тарифных вопросов и др.

С целью решения вышеперечисленных проблемных вопросов, применяются различные методы политики промышленного развития. В России это экономические, институциональные, административные и социально-политические, бюджетные и законодательные.

Промышленная политика Российской Федерации опирается на нормативно-правовые документы, при этом нормативно-правовая база задает направления развития политики и регулирует последовательность действий организаций, входящих в отрасль [1].

Основными правовыми документами являются: концепция промышленной политики России, программа реализации промышленной политики, пакет проектов нормативных и правовых актов при реализации политики промышленного хозяйства.

При разработке промышленной политики необходимо придерживаться определенной технологии, согласно которой первоначально следует собрать всю информацию о предыдущих наработках. Затем следует этап определения понятия объекта и предмета политики промышленности в целях предстоящей разработки.

Согласно следующего этапа, необходимо подобрать набор инструментов промышленной политики. Далее оценивается и анализируется состояние действующей промышленной политики, существующей в России на настоящее время. Затем осуществляется выбор верного направления и стратегической цели промышленной политики. На данном этапе необходимо учесть возможные конфликты интересов (государство-частный капитал, конфликт разных моделей развития территорий).

В завершении происходит выбор методов и инструментов для решения поставленных задач в части управления, технологии и механизмов реализации политики. Производится оценка различного рода условий и факторов в России и прогнозирование приемлемости выбранных решений.

Для дальнейшего эффективного развития промышленно-производственной политики России необходима соответствующая региональная политика, при которой возможно стимулирование как лидеров, так и территорий (организаций) с менее успешным положением дел. Эффективная региональная политики решала бы вопросы развития региона опираясь не только на бюджет, но и взаимодействуя с системой экономических связей субъектов рынка [4-6]. Необходимо учитывать, что при определении направлений развития промышленной политики, следует учитывать и рассматривать каждый регион в отдельности. История изучения промышленно-про-изводственной политики различных территорий, как отечественных, так и зарубежных, свидетельствует, что выравнивание потребностей регионов за счет средств бюджетного финансирования не совпадает с целями общего роста экономики [7, с. 25].

В последние годы наблюдаются значительные трансформации в направлении модернизации промышленности различных территорий. Так, если ранее промышленная политика представляла собой комплекс мер по обеспечению стабильного состояния и сбалансированного социально-экономического развития территорий, ориентированных на систему утвержденных приоритетов межрегионального распределения национальных экономических и финансовых ресурсов, то в настоящее время все большее значение приобретает эффективное и рациональное использование абсолютных и относительных преимуществ отдельных регионов, что служит основой для эффективного и обоснованного распределения государственных ресурсов в целом.

При этом приоритетная точка зрения продолжает доминировать, согласно которой сохраняется традиционное представление о промышленной политике, векторноориентированной на реализацию проектов перспективного экономического развития опорных (базовых) регионов России.

Осуществление новейшей индустриальной деятельности нацелено на формирование повышения эффективности ключевых субъектов России, а также поднимает проблему стимулирования отстающих регионов. Однако новая политика полностью не решает поставленную проблему, оставаясь в рамках стандартной теории. Данная система действительно есть, сущность которой заключается в применении механизма региональных и отраслевых групп.

Вопрос региональной политики в сфере промышленной деятельности имел большой интерес в ведущих странах мира последние 10 лет, однако сущность данной политики в настоящее время не соответствует модели деления бюджетных средств сверху вниз [7, с. 27].

Особенностью новой институциональной политики промышленной деятельности служит реализация функции органов местного самоуправления, а также региональных подразделений, ориентированных на результаты активного применения систем местного производства, что позволяет промышленную политику территорий трансформировать в более стратегическую систему и(или) масштабную концепцию государственного менеджмента, которая в наше время отличается массовым распространением и применением таких систем как сетевое партнерство, конкурентоспособность, инновационные концепции и предоставление взаимного согласия между государством и бизнесом.

Новейшая политика промышленной деятельности региона отражает фундаментальные перемены в сфере общенародной промышленной политики за прошедшие 10 лет. Исключительной характеристикой данных перемен считается переход от принципа «отрасль» к принципу «регион», а также наблюдается увеличение разнообразных форм взаимодействия государства и предпринимателя (частного капитала) на различных ступенях и уровнях управления [8, с. 144].

В рамках глобализации субъекты и местные системы хозяйствования предстали как компоненты, реали-зовывающие ключевую роль в увеличении производительности и в достижении более высокого уровня экономического потенциала, а также в увеличении количества рабочих мест.

Общепринятая политика промышленного развития региона часто была причиной создания «полюсов» экономического роста, не обладающие необходимой устойчивостью в долгосрочной деятельности, но и организации иждивенчества в результате потребления массированных выплат и субсидий. Новая региональная промышленная политика направлена на максимальное повышение внутреннего потенциала экономического развития регионов на основе мобилизации конкурентных преимуществ посредством создания механизма эффективных рыночных отношений, предпринимательских механизмов, профессиональной подготовки, создания центров развития инноваций и технологий [1, с. 56].

Основной чертой промышленно-производственной политики является то, что организации с более или менее схожим родом деятельности становятся более взаимозависимыми и взаимосвязанными из-за их географического и территориального сходства. Следует отметить, что сосредоточение взаимосвязанного предпринимательства, связанного одинаковыми или взаимодополняемыми условиями производства, инновациями, производственными процессами или товарами и услугами, в данное время доминирует на всех экономически развитых рынках.

Система взаимодействия различных организаций и компаний с одинаковыми территориальными характеристиками, представляет собой общую совокупность территориального сосредоточения. Данная система является показателем уровня конкурентоспособности региона и состоит из ряда элементов:

- сырье (природные ресурсы);

- снабжение энергией;

- производственные услуги;

- наличие надежных поставщиков;

- состояние инфраструктуры.

Одним из основных показателей, от которого зависит эффективность политики конкурентоспособности организации отрасли промышленности является локальная предпринимательская среда [4].

Территориальные объединения влияют на уровень конкурентоспособности по трем положениям:

1. Максимизация производительной деятельности организаций, сконцентрированных в одном территориальном комплексе;

2. Ускорение развития инновационной деятельности, которая является основной гарантией будущего увеличения производительности организации;

3. Стимулирование появления новых организаций и компаний, расширение которых укрепляют сам территориальный кластер. Объединение предоставляет возможность входящим в него организациям не только не терять свои уже имеющиеся преимущества, но и обретать такие же преимущества, которые отдельные организации могли достичь только в том случае, если бы увеличили уровень производства или производили формальные объединения с другими организациями [4].

Взаимосвязь в составе территориального объединения дает возможность организации увеличивать уровень производительности, а также показатель эффективности посредством потребления факторов производства, информационных и технологических ресурсов, которые необходимы для координации взаимодействия с подобными организациями промышленного характера [9, с. 125].

Создание промышленных союзов часто играет роль важного условия конкурентоспособности в глобальном масштабе, также формирование экономических кластеров позволяет преодолеть глобализационную ловушку, - воздействие конкуренции из вне. В лидирующих индустриальных странах в последнее время основными фактором региональной промышленной политики стал кластерный подход (территориальные объединения).

С появлением региональных кластеров образовалась большая разница со стандартной политикой промышленности региона, в пределах которой государственная власть определяет перспективные регионы и отрасли для дальнейшего развития [11-12], а в дальнейшем через механизм стимулирования посредством субсидий и через ограничения внедрения инвестиций зарубежных организаций. Главной задачей кластерной политики региона выступает создание стимулирующих сил для развития имеющихся объединений.

Кластерная политика имеет большие преимущества и реализация ее в экономическую деятельность предприятий необходима для достижения большего эффекта [10].

Российская Федерация во всем своем многообразии территории, ресурсов, климата, также уникальна в экономическом развитии. Так, на российском промышленном рынке существуют определенные принципы развития промышленной политики региона. Основными из них являются: систематизация политики промышленности, постоянная взаимосвязь между государственной властью и компаниями, уравнивание роли власти и бизнеса в экономической деятельности, бережное отношение к существующим промышленным системам, которые имеют определенные преимущества в разных отраслях экономики [9, с. 288].

Политика промышленного развития региона является неотделимой частью макроэкономического и политического механизма. Более того, она тесно контактирует с управленческой деятельностью государства.

Воплощение в жизнь политики промышленного развития возможно только посредством разработки и утверждения требуемых нормативно-правовых актов Российской Федерации.

Промышленная политика - это сформированная и утвержденная система законодательных, исполнительных, финансовых и экономическихгосударственных решений и мер, направленных на развитие промышленности в стране согласно его эффективным стратегическим целям.

Различные аспекты формулировки целей, ценностей, критериев и направлений развития должны быть одобрены широкими общественными и промышленными кругами.

Таким образом, промышленная деятельность - это важнейшая деятельность предприятий государства как с экономической, так и с глобальной точки зрения. Именно промышленность является фундаментом экономики страны, а в России с ее огромным ресурсным потенциалом главной проблемой является не ресурсы, а их эффективное использование. Эта проблема является ключевой как в наше время, так и в предыдущие года. Таким образом, необходимо постоянно модернизировать промышленную политику, ориентируясь на получение большего экономического эффекта.

Источники:

1. Княгинин В., Щедровицкий П. Территориальная проекция промышленной политики в России // Современная национальная промышленная политика России. Региональный аспект. - М.: РСПП, 2014. - С. 143-171.

2. Клочко Е.Н., Смоленцев В.М. Развитие производительных сил на основе новых технологических укладов // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 3 (26). - С. 156-161.

3. Клочко Е.Н., Шайбакова А.В. Особенности трансформации производительных сил в условиях появления новых технологических укладов // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 12-3 (89). - С. 1317-1319.

4. http://www.kremlin.ru/text/appears2/2007/02/19/118867. shtml Стено-графический отчет о заседании президиума Государственного совета «О мерах поддержки развития промышленности в Российской Федерации».

5. Таранова И.В. Газовая промышленность России: состояние и перспективы// Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 11(40). - С. 401-407.

6. Таранова И.В. Преимущества кластерной политики в повышении конкурентоспособности специализации производства: методика формирования// Труды двенадцатой Международной научно-практической конференции Независимого научного

аграрного-экономического общества России «Изменяющаяся Россия: аграрные преобразования начала XXI века - результаты и перспективы». - 2008. - С. 96-100.

7. Гранберг А. Проблемы и парадоксы региональной политики в РФ // Региональное развитие и сотрудничество. -2016. - № 3. - С.24-27.

8. Вардомский Л. Б, Матвеев В.А. Кластерный метод как инструмент обоснования развития проблемного региона.

- М., 2015. - 128с.

9. Газимагомедов Р. Особенности современной промышленной политики: теория и практика. - М.: Экономика, 2014.

- 288с.

10. http://prompolitika. rsppr.ru Данилов-Данильян А.В. Рыночный подход к импортозамещающей промышленной политике государства

11. Новоселова Н.Н., Новоселов С.Н. Исследование направлений развития региональной социально-экономической системы с позиций институциональной составляющей и территориальной локализации//Международное научное издание современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2017.- №1(24). - с. 218-224.

12. Новоселова Н.Н., Маигов А.А. Системная диагностика региональных проблем и ситуаций. - Кисловодск: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования и науки "Учебный центр "Магистр". - 2018.

- 119 с.

Sources:

1. Knyaginin V., Schedrovitsky P. Territorial projection of industrial policy in Russia // Modern national industrial policy of Russia. Regional aspect. - Moscow: RSPP, 2014. - P. 143-171.

2. Klochko E.N., Smolentsev V.M. Development of productive forces on the basis of new technological ways // The Bulletin of Academy of knowledge. - 2018. - No. 3 (26). - Page 156-161.

3. Klochko E.N., Shaybakov A.V. Features of transformation of productive forces in the conditions of emergence of new technological ways // Economy and business. - 2017. - No. 12-3 (89). - Page 1317-1319.

4. http://www.kremlin.ru/text/appears2/2007/02/19/118867 ahhh! shtml Steno-graphic report on the meeting of the Presidium of The state Council "on measures to support the development of industry in the Russian Federation".

5. Taranova I. V. Gas industry of Russia: state and prospects. Economics and entrepreneurship. - 2013. - № 11 (40). - S.

401-407.

6. Taranova I. V. advantages of cluster policy in increasing the competitiveness of specialization of production: methods of formation / / Proceedings of the twelfth International scientific and practical conference of the Independent scientific agrarian and economic society of Russia "Changing Russia: agrarian transformations of the early XXI century-results and prospects". - 2008. - P. 96-100.

7. Granberg Problems and paradoxes of regional policy in Russia // Regional development and cooperation. - 2016. - № 3. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

P. 24-27.

8. Vardomsky L. B., Matveyev V. a Cluster method as a tool for substantiating the development of the problem region. - M., 2015. - 128s.

9. Gazimagomedov R. Features of modern industrial policy: theory and practice. - Moscow: Economy, 2014. - 288c.

10. http://prompolitika. rsppr.ru Danilov-Danilyan A.V. Market approach to import-substituting industrial policy of the state

11. Novoselova N. N... Novoselov S. N. Research directions of development of the regional socio-economic system from the standpoint of the institutional component and territorial localization//International scientific publication modern fundamental and applied research. - 2017.- №1 (24). - p. 218-224.

12. Novoselova N. N., Maigov A. a Systematic diagnosis of regional problems and situations. - Kislovodsk: Autonomous non-profit organization of additional professional education and science "training center "Master". - 2018. - 119 p.

М.Ф. Сафонова

заведующий кафедрой аудита, д.э.н., профессор Кубанский государственный аграрный университет

M.F. Safonova

head of audit Department, Doctor of Economics, Kuban state agrarian University

(safsf@yandex. ru) Т.И. Кисилевич

д.э.н., профессор, генеральный директор ООО «Интер-Аудит-Инвест»

T. I. Kiselevich

doctor of Economics, Professor, the General Director of open company "inter-Audit-invest»

(audit@iai-audit.ru) Е.С. Кубеш

магистрант кафедры аудита Кубанский государственный аграрный университет

E. S. Cubes

graduate student of the Department of audit Kuban state agrarian University

(kubesh. katerina@mail. ru)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО АУДИТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ

САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СФЕРЫ

Аннотация. С целью повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов санаторно-курортной сферы следует обратить пристальное внимание на порядок формирования налоговой политики функционирующих организаций, что позволит оптимизировать налоговые затраты и снизить налоговые риски. Руководствуясь существующим законодательством санаторно-курортные организации, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не являются плательщиками земельного налога. При этом являясь бюджетными учреждениями, данные организации освобождаются от уплаты налога на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.