ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций "
О. И. Курдуманова, д-р пед. наук, доцент, заведующая кафедрой химии и методики обучения химии, Омский государственный педагогический университет, Т. А. Уварова, преподаватель, кафедра химии, Омская государственная медицинская академия, г. Омск, Россия, [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Ухудшение социально-экономического состояния общества в конце двадцатого столетия повлекло увеличение заболеваемости, смертности населения, во многих регионах страны сократилась продолжительность жизни людей. Общество начинает глубже осознавать ценность человеческой жизни и, в связи с этим, в нем возникли принципиально новые запросы к системе отечественного образования, в том числе медицинского, и новые направления его реформирования. Медицинское образование XXI в. становится проводником человеческих ценностей. Важнейшей -
функцией данного образования является подготовка высококвалифицированного специалиста и одновременно духовно-нравственной личности. При этом актуальной становится задача формирования про- = фессиональных ценностей в процессе профессиональной подготовки будущего медицинского работника.
Категория «ценности» применима к миру человека и обществу. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производив! от соотношения мира
Общество начинает глубже осознавать ценность человеческой жизни и, в связи
с этим, в нем возникли принципиально новые запросы к системе отечественного образования.
и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории. В обществе любые события, так или иначе, значимы, любое явление выполняет ту или иную роль. Однако к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом1.
Ценности являются основными конституирующими единицами личности, ее ядром, основной содержательной личностной характеристикой. Они выполняют две важнейшие функции:
1. Мотивируют человека: побуждают человека творить, работать, думать, действовать.
2. Высвечивают для него определенные предметы и идеи, являясь своеобразным фильтром при восприятии всего многообразия окружающего мира. Все, что может представлять ценность для человека, можно отнести к одной из четырех групп ценностей:
1) идеологические ценности включают в себя любые идеи, все, что связано с творчеством, религиозные и политические идеологии, все, что связано с информацией. Идеологическая ценность не осязаемая, она представлена в сознании человека какими-либо словами и образами;
4 ДИСКУССИЯ
Щ журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
2) материальные ценности включают в себя все, что непосредственно связано с деньгами в широком смысле. Так, к материальным ценностям -следует отнести: деньги, зарплаты, накопления, карьеру, место работы, должность, перспективы служебного роста, профессиональное образование и т. д. Материальным ценностям легко найти денежный эквивалент;
3) эмоциональные ценности включают в себя все переживания, характерные для человека. Это, конечно же: любовь, дружба, ненависть, месть, покой, душевное равновесие, гордость и т. д. Эмоциональные ценности имеют внутреннее представление, могут быть описаны словами, но они настолько субъективны, что каждый человек переживает немного по-своему;
4) витальные ценности включают в себя, как следует из названия, все, что связано с самой жизнью: сохранение жизни, сохранение и укрепление здоровья, продолжение рода, дети, семья, экология, забота о родителях и т. д.2
Вопросы о том, что считать ценностью, как классифицировать ценности, где они существуют и как формируются, ставились в разное время многими философами, педагогами и психологами. Из вышесказанного следует, что однозначных ответов на все эти вопросы нет до сих пор.
В системе ценностей выделяют категорию — «профессиональные ценности». Профессиональные ценности — это ориентиры, на основе которых человек выбирает, осваивает и выполняет свою профессиональную деятельность. Они предстают в объективированной форме в виде поступков, по ко-
Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории.
торым можно судить о связи между общественными идеалами и психологическим миром3.
Проблема исследования профессиональных ценностей является актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия профессиональных ценностей; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в профессиональных ценностях и поступках людей4.
Формирование профессиональных ценностей студентов медицинского вуза представляет собой процесс функционирования специально созданной педагогической системы, результат которого выражается в появлении, развитии и закреплении в психологии будущего выпускника — медицинского работника, смысловых структур, обеспечивающих его этическое поведение в соответствии с требованиями кодексов профессиональной этики в области здравоохранения.
Данная педагогическая система включает в себя:
— комплекс целей, связанных с развитием у обучающихся взглядов, убеждений, идеалов относительно профессиональных ценностей (терминальных и инструментальных);
— содержательный компонент, включающий в себя актуальный перечень изучаемых студентами вопросов, отражающих профессиональные ценности;
— организационно-методический компонент, включающий в себя оптимизацию содержания учебных дисциплин, в ходе которых формируется профессиональное мировоззрение будущих выпускников; высокое качество проведения теоретических и практических занятий; методическое обеспечение учебно-практической деятельности студентов;
— результирующий компонент, выражающийся в готовности выпускников к реализации профессиональных ценностей.
В связи с этим основными направлениями деятельности по повышению эф-
дискуссия
журнал научных публикаций
фективности формирования профессиональных ценностей являются: организация личностно и профессионально ориентированного образовательного процесса; развитие готовности студентов к эффективной образовательной деятельности; повышение педагогической культуры преподавателей; оптимизация содержания учебных дисциплин5.
Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы.
Специфика медицинского образования уникальна тем, что профессиональные ценности в медицине максимально идентифицированы с общечеловеческими ценностями. Врачебная деятельность предполагает знание своеобразного свода этических правил, запретов и ограничений, которые должны приниматься во внимание теми, кто неизбежно по роду своей деятельности вмешивается в жизнь другого человека.
Между системой профессиональных ценностей и медицинской деятельностью существует четкая взаимосвязь, которая прослеживается при формировании моти-вационной сферы и ценностных ориента-ций будущего врача. Система ценностей специалиста-медика придает определенную направленность его деятельности, определяет потребности и интересы, выступая при этом одним из важнейших мотиваторов медицинской деятельности. Это выражается в его автономности, независимости и готовности к активному терапевтическому взаимодействию на различных уровнях6.
Поскольку смысл и назначение профессии медика определяется гуманистическими принципами и идеалами, то профессиональные ценности медицинского работника имеют гума- =
нистическую природу и сущность:
— бережное отношения к окружающей
Врачебная деятельность предполагает знание своеобразного свода этических правил, запретов и ограничений,
которые должны приниматься во внимание теми, кто неизбежно по роду своей деятельности вмешивается в жизнь другого человека.
ном процессе развития природы и общества законы природы приоритетны, а любое разрушение природных и культурных ценностей безнравственно);
— широта подходов к общемировым и общечеловеческим ценностям, в частности таким как: потребность сохранения человеческого рода, ценностного отношения к жизни и т. д.;
— социальная активность и ответственность (воспитание ответственности за собственные действия и поступки, прогнозирование их последствий на состояние природы и общества).
Все это включают в себя витальные ценности, которые можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, как жизненные ценности — ценность жизни, ее смысла, сущность жизни, метафизичность жизни. С другой стороны, как жизненно важные ценности — ценность сохранения жизни, ценность выживания, ценность безопасности, ценность здоровья.
Отечественные исследователи (Н. А. Корниенко, А. Е. Ковалев) отмечают высокую значимость витальных ценностей для современного человека. Однако здоровый образ жизни лишь тогда будет осуществляться человеком, когда он будет входить в систему мировоззренческих ценностей, на основе которых
среде (понимание того, что в коэволюцион- формируются и профессиональные ценно-
4 ДИСКУССИЯ
Щ журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
сти. «Наличие мировоззренческих ценностей есть выражение небезразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни»7.
Частью профессиональной компетенции медика является понимание и установление причинно-следственных связей между факторами окружающей среды, социальными аспектами, уровнем здравоохранения, образования, образом жизни и др. — и здоровьем человека. Специалисты уточняют, что здоровье человека на 10 % зависит от уровня развития системы здравоохранения, на 20 % — от наследственности, на 25 % — от воздействия окружающей среды и на 45 % — от образа жизни. Накопилось много факторов, подтверждающих, что именно образ жизни оказывается важным условием, определяющим состояние здоровья различных групп населения.
В последнее время в России употребление молодежью алкогольных, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью подрастающего поколения и населения в целом.
Для выяснения отношения студентов к таким глобальным проблемам современности, как алкоголизм, табакокурение и наркомания, мы проводили анкетирование студентов I курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического, стоматологического и фармацевтического факультетов Омской государственной медицинской академии в 2009, 2010, 2011 гг.
Анализ ответов показал, что ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в нашей стране, не оставляет равнодушным никого. Примерно равный процент респондентов оценили ситуацию в нашей стране по проблемам употребления алкогольных напитков и наркотиков как тревожную (76
и 73 %), по курению 52 % студентов отметили, что ситуация тревожна и 9 % респондентов отметили, что по курению ситуация катастрофическая. Определяющим фактором обострения таких проблем является, по мнению студентов I курса, сама молодежь, ее предрасположенность, и в меньшей мере — родители и семья (12 %). Основными причинами называются влияние друзей (68 %) и любопытство (20 %). На вопрос о последствиях, к которым могут привести данные проблемы, ни один из респондентов не выбрал вариант ответа «ни к каким глобальным последствиям не могут привести», что указывает на осознание студентами страшных последствий употребления алкоголя, табака и наркотиков. Средства массовой информации, а также общение и обсуждение с друзьями являются основными источниками получения знаний о табакокурении, алкоголизме и наркомании. 18 % получают информацию, обсуждая эти проблемы в семье, и 12 % — на учебных занятиях и из литературных источников. Самыми эффективными способами борьбы с данными проблемами были названы: активно проводить воспитательную работу в учебных и образовательных учреждениях (34 %), ужесточить контроль за распространением (28 %), шире развивать сеть досуговых и спортивных центров (28 %). Также были внесены свои предложения: ввести смертную казнь за распространение наркотиков, значительно повысить стоимость спиртных напитков и табачных изделий.
Обсуждение подобных тем возможно как во внеаудиторных, так и аудиторных занятиях. На 1 курсе на всех факультетах медицинского вуза изучается учебный предмет «химия», который обладает большими дидактическими возможностями для изучения выделенных тем и связью их химической составляющей с будущей профессиональ-
Ч- Щ)
ал-
дискуссия
журнал научных публикаций
ной деятельностью. На вопрос о том, имеет ли смысл обсуждать проблемы наркомании, алкоголизма и табакокурения при изучении химии, большинство респондентов ответили: «Да» (83 %), но объяснить — «почему?» — не смогли.
При изучении химии рассматриваются вопросы строения
и свойств спиртов, алкалоидов, биоорганических соединений и др. Раскрытие взаимосвязи химических знаний с механизмами действия веществ на живые организмы, с применением химических соединений как лекарственных препаратов, изучение их токсического действия, обсуждение этических и социальных аспектов на занятиях по химии способствуют формированию профессиональных ценностей, а не только усвоению базовых химических знаний.
Результаты анкеты также показали, что студентам не безразличны данные проблемы, они готовы их обсуждать на учебных занятиях.
Ведущие методологические подходы (ценностно-ориентированный, биофилософский, личностно-деятельностный), использование различных видов деятельности, методических приемов, различных форм организации обучения, введение в содержание курсов общей и биоорганической химии в теоретический, лабораторно-прак-тический и результативно-оценочный блоки, вопросов антинаркотической направленности, обеспечивает повышение уровня и здоровьесберегающих знаний и умений, позволяет студентам понять сущность многих проблем, причины и закономерности их возникновения, помогает увидеть связь химии с жизненными процессами и явлениями на молекулярном уровне, что указывает на важность изучения данных дисциплин. Взаимосвязь химических знаний с медицинской, здоровьесберегающей проблематикой, повышает интерес к будущей профессии и способствует профессиональному становлению, а не формальному изучению учебной дисциплины «химия». На аудиторных и внеаудиторных занятиях и мероприятиях фокусируется внимание студентов
Здоровье человека на 10 % зависит от уровня развития системы здравоохранения, на 20 % - от наследственности, на 25 % - от воздействия окружающей среды и на 45 % - от образа жизни.
на приоритетные факторы риска и условия образа жизни, влияющие как на здоровье, так и на общее благополучие и способности к получению знаний в настоящем и будущем. Данные особенности вносят вклад в формирование поведенческой культуры студентов, что способствует формированию профессиональных ценностей будущих медиков.
Таким образом, формирование и развитие витальных ценностей будущих медиков (сохранение жизни, сохранение и укрепление здоровья и др.) мы связываем с изменением в методике преподавания учебных дисциплин, в частности — химии, изучаемой на всех факультетах 1-го курса медицинского вуза. Ситуационные задачи, информационные тексты, мультимедийные презентации, лекции-конференции, деловые игры и другие методические разработки будут способствовать формированию профессиональных ценностей будущих медиков с начала обучения в вузе. ^
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного челове-копознания. - М.: Наука, 1977. С. 380.
2. Харский К. В. Как определить систему ценностей другого человека [Электронный ресурс] URL: http:// nlpr.ru/book/export/html/2010 (дата обращения: 23.09.2011).
3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. — М.—Воронеж, 2003. С. 480.
4. Шаров А. А. Исследование ценностных ориента-ций [Электронный ресурс] URL: http://psychology.net. ru (дата обращения: 18.08.2011).
5. Тюнякина И. А. Повышение эффективности формирования профессиональных ценностей специалиста по связям с общественностью // Проблемы современной экономики. 2007. № 1 (21) [Электронный ресурс] URL: http://www.m-economy.ru/art. php?nArtId=1279 (дата обращения: 27.06.2012).
6. Дуброва В. П., Елкина И. В. Образец идеального врача в представлениях студентов высшей медицинской школы // Психологическая наука и образование. 2000. № 4. С. 50-59
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. — М.: Педагогика, 1989. Т II.