УДК 343 ББК 67.52
© А.Н. Книжнинова, 2019
Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Анна Николаевна Книжникова,
старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности и специальной техники Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемных вопросов, связанных с оформлением официальных документов общего делопроизводства в органах внутренних дел.
Ключевые слова: реквизит документа, оформление документов в органах внутренних дел, согласование документов, визирование документов, инструкция по делопроизводству в органах внутренних дел.
FEATURES OF FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS OF STUDENTS ON THE PROGRAM OFFICE WORK IN INTERNAL AFFAIRS BODIES
Anna N. Knizhnikova,
Senior Lecturer of the Department of operational and investigative activities and special equipment Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. The article is devoted to the study of problematic issues related to the registration of official documents of general recordkeeping in the internal Affairs bodies.
Keywords: document details, registration of documents in the internal Affairs bodies, coordination of documents, sight of documents, instructions on business in the internal Affairs bodies.
Citation-инаекс в электронной библиотеке ни ИОН
Для цнтнровання: Книжникова А.Н. Особенности формирования профессиональных навыков обучающихся по программе делопроизводство в органах внутренних дел. Криминологический журнал. 2019;(4):38-42.
Сведения и данные о фактах, событиях, явлениях практической и мыслительной деятельности человека должны иметь письменную форму в виде документов [1]. По своей сути, документы — это носители информации, а с точки зрения этимологии, они являются «свидетельством» или «доказательством» [2]. Для этих целей и было создано и действует на протяжении тысячелетий такой вид деятельности, как делопроизводство. Государственным стандартом 2016 г. установлено следующее правило: документы могут создаваться на бумажном носителе и в электронной форме с соблюдением установленных правил их оформления [3].
Одновременно с письменностью сложились и устойчивые правила оформления, т.е. внешнего вида и формы документов, был определен порядок работы с ними, который регламентировался правовыми, а в дальнейшем -нормативными правовыми актами [4].
Принятие в 2006 г. Федерального закона об информации, а именно исполнение его норм [5] послужило стимулом для того, чтобы в 2009 г., впервые на федеральном уровне был и нормативно закреплены Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти [6]. Главными новшествами данных Правил явилось повышение уровня правового регулирования вопросов делопроизводства и одновременное закрепление единого порядка делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, в том числе и в органах внутренних дел [7].
В любом подразделении системы МВД России [8] всегда ведется два вида делопроизводства: общее и специальное.
Так в органах внутренних дел создаются и используются разнообразные виды документов [8], по направлениям деятельности, перечисленным в ФЗ «О полиции» [9].
К сожалению, понимание должностными лицами значения делопроизводства в различных подразделениях системы МВД России неоднозначно.
В частности, незнание назначения реквизитов документов элементов документа, необходимого для его оформления и организации работы с ним, а также правил их оформления. Отсутствие того или иного реквизита документа затрудняет работу с ним, а в некоторых случаях документ считается недействительным [10]. Неправильно оформленные документы возвращаются исполнителю на доработку.
Контроль за правильностью оформления документов — проставление на документе необходимых реквизитов, является одной из основных задач служб делопроизводства (ОДиРов).
Целью реквизитов документа выступает создание внутри структуры документа опознавательных элементов, определяющих его правоотношения с субъектами и объектами гражданского оборота.
С помощью реквизитов идентифицируют документы, предназначенные для передачи информации во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения [11]. Поэтому многие из них имеют несколько вариантов оформления [12].
Из их числа мы выбрали два реквизита, необходимые для утвердительного ответа, позволения, разрешения, взаимной договоренности при выработке единого мнения или согласия по тем или иным вопросам, т.е. процесс согласования.
В делопроизводстве согласование — это оценка проекта официального документа заинтересованными организациями, должностными лицами, специалистами [13]. Знание назначения этих реквизитов и правил их оформления необходимо.
Согласование и визирование отражают одно и тоже действие — согласие, но они предполагают различные сферы применения.
Существует две формы согласования документов с использованием соответствующих реквизитов.
Первая форма, внешнее согласование зависит от содержания документа, может проводиться как с подчиненными, так и с неподчиненными органами (если содержание документа затрагивает их интересы), научно-исследовательскими организациями, различными комитетами и общественными организациями, контролирующими органами и т.д.
Проект документа может быть согласован:
— непосредственно должностным лицом, для чего применяется реквизит «Гриф согласования документа», выражающий согласие организации, не являющейся автором документа, с его содержанием [14]. Он располагается с левой стороны вверху или внизу документа и состоит из слова СОГЛАСОВАНО (без кавычек, прописными буквами), должности лица, которым согласовывается документ (включая наименование подразделения системы МВД России, специального (воинского) звания), личной подписи, расшифровки подписи (инициалов, фамилии) и даты согласования [15];
— протоколом коллегиального органа или служебным письмом.
Вторая форма — внутреннее согласование, то есть, анализ и оценка ведущими специалистами (руководителями соответствующих служб или структурных подразделений системы МВД России) проекта документа с целью проверки корректности формулировки содержания, возложения ответственности, сроков исполнения, финансовых выгод или потерь, проверки соответствия данного документа действующему законодательству и локальным нормативным актам организации.
Практически везде вместо реквизита документа «виза» используется термин «ходатайствую» с указанием наименования должности, специального звания подписи и расшифровки подписи и даты.
Ходатайство — это документ, содержащий просьбу о чем-либо, представление с целью добиться чего-либо, выхлопотать что-либо.
Реквизит документа «виза» [16], фиксирует согласие или несогласие должностного лица с содержанием документа. Оформляется примерно также как реквизит «подпись».
То есть, визуально сразу понятно, что дано согласие должностного лица с содержанием документа.
Следует заметить, здесь отсутствует слово «согласен», которое не предусмотрено в оформлении данного реквизита.
Автором статьи специально выбраны для примера именно эти два реквизита, так как существуют нерешенные вопросы, находящиеся в компетенции подразделений системы МВД России с учетом специфики их деятельности:
— виды проектов документов, и по каким вопросам должны согласовываться и визироваться в конкретном подразделении системы МВД России;
— последовательность согласования проектов документов, а именно, какие должностные лица должны его согласовывать и в какой очередности;
— сроки согласования проектов документов;
— каким образом будут оформляться визы согласования;
— какой вид оформления замечаний выбирает организация [17].
Эти вопросы не регулируются нормативными, нормативными правовыми, и ведомственными актами в области делопроизводства [18].
Единственный вид документа, где в общих чертах даются ответы, о том какие документы должны согласовываться и сроки их согласования — это Регламенты федеральных органов власти [19].
На вопрос, почему в подразделениях системы МВД России не разрабатываются локальные инструкции по делопроизводству, звучит примерно один и тот же ответ: «Документ не должен дублировать положения ранее изданных нормативных правовых актов». Это не верно в отношении локальных инструкций по делопроизводству.
Нормативная методическая регламентация делопроизводства очень объемная, так как делопроизводство присутствует во всех сферах жизни личности, общества, государства [20].
Это можно посмотреть на примере рассмотренных выше реквизитов.
Одним из пунктов Постановления правительства № 477 — 2009 г. утвержден перечень реквизитов документа, ГОСТом Р 7.0.8 — 2013 г. установлены термины и определения основных понятий, используемых в области делопроизводства и архивного дела, в т.ч. дефиниции некоторых реквизитов документа, ГОСТом Р 7.0.97 — 2016 г. определены правила их оформления. Следовательно, требования нормативных правовых актов дублироваться не будут, а, наоборот, они будут дополнять друг друга для эффективного осуществления делопроизводства в организациях своего рода кодификация [21].
Следует обратить внимание и еще на одно обстоятельство: п. 1 Постановления правительства Российской Федерации № 477 — 2009 г. звучит так: «Настоящие Правила устанавливают единый
порядок делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти». В след за этим, Росархив издал нормативный правовой акт об утверждении примерной инструкции по делопроизводству в государственных организациях [22] без конкретики т.е., не упоминая подведомственные организации.
На базе МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя нами был проведен опрос 180 слушателей заочного обучения и 60 сотрудников служб делопроизводства (ОДиРов) [23], проходящих повышение квалификации на базе данного ВУЗа [24], по следующим вопросам:
1. Какой термин используется при визировании документов?
Большинство респондентов ответили, что пишется слово «согласен» или «ходатайствую».
2. Существует ли очередность согласования или визирования документов в вашем подразделении?
Такой очередности нет.
3. Какие сроки согласования или визирования документов установлены в вашем подразделение?
Таких сроков не существует [25].
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. В п. 1 Постановления правительства № 477 — 2009 г. внести изменения что «...примерная инструкция устанавливает требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в делопроизводстве государственных организаций (далее — организация), независимо от их организационно-правовой формы, целей и видов деятельности с учетом специфики их работы».
2. Службы делопроизводства (ОДиРы) должны проанализировать маршруты и сроки согласования и визирования документов в своих подразделениях и полученные результаты закрепить в разрабатываемых внутренних инструкциях по делопроизводству.
Литература
1. Маилян С.С., Зиборов О.В., Эриашви-ли Н.Д., Кадников Н.Г., Хазов E.H., Ординарцев И.И., Давитадзе М.Д., Клименко А.И., Иванов A.A., Варсеев В.В., Никитин М.И., Джафа-ров Н.К. Правоведение. М., 2019. (4-е изд., перераб. и доп.).
2. Семенов A.B. Русский язык от А до Я: Этимологический словарь русского языка / сост. М.: Изд-во «ЮНВЕС», 2003.
3. «Изменение № 1 ГОСТ Р 7.0.97-2016 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (утв. и введено в действие Приказом Госстандарта от 14.05.2018 № 244-ст) «Официальные документы в образовании», № 23, август, 2018 http://www.pravo.gov.ru
4. «ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (утв. Приказом Госстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст) М., Стандаргинформ, 2014 http://www.pravo.gov.ru
5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Собр. законодательства Рос. Федерации, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448 http://wwwpravo. gov.ru
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 477 (в ред. от 26.04.2016 г. № 356) «Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти». Собр. законодательства Рос. Федерации, 22.06.2009, № 25, ст. 3060 http://www.pravo.gov.ru
7. Абакумов О.Б., Алексеев В.В., Баженов C.B., Бакланов JI.A., Богданов A.B., Бражников Д.А., Бычков В.В., Галушко В .А., Дубинин A.C., Пванцов C.B., Ильинский ИИ., Кундетов А.И., Нап-ханенко И.П., Панюшин Д.Б., Саранчин Д.В., Сыпа-чев А.Ю., Тагиров З.И., Щукин A.M., Щукин В.М., Хазов E.H. и др. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Учебно-методическое пособие /М., 2017.
8. Приказ МВД России от 20 июня 2012 г. № 615 (с изм. от 28 декабря 2016 г. № 915, от 25.08.2018 г. № 555) «Об утверждении инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации» http://www.pravo.gov.ru
9. Приказ МВД России от 30 июня 2012 г. № 655 (с изм. от 08.12.2016) «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности
органов внутренних дел Российской Федерации, с указанием сроков хранения».
10. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 16.10.2019) «О полиции». Собр. законодательства Рос. Федерации, 14.02.2011, № 7, ст. 900 http://www.pravo.gov.ru
11. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 477 (ред. от 26.04.2016) «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» Собр. законодательства Рос. Федерации, 22.06.2009, № 25, ст. 3060 http://www.pravo.gov.ru
12. Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2014 г. № 152 (ред. от 01.10.2018) «Об утверждении Правил подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях» Собр. законодательства Рос. Федерации, 10.03.2014, № 10, ст. 1042 http ://www.pravo .gov.ru
13. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обязательном экземпляре документов» Собр. законодательства Рос. Федерации, 02.01.1995, № 1, ст. 1 http://www.pravo. gov.ru
14. Климов И.А., Тузов JI.JI., Дубоносов Е.С., Кузьмин H.A., Эриашвили Н.Д., Хазов E.H., Данил-кин В.Н., Бычков В.В., Бражников Д.А., Алексеев В.В., Иванцов C.B., Богданов A.B., Щеглов A.B., Комахин Б.Н., Ильинский ИИ., Янишевский А.Б., Абакумов О.Б., Галузо В.Н. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник / М., 2019. (4-е изд., перераб. и доп.).
15. Приказ МВД России от 20 июня 2012 г. № 615 (с изм. от 25.08.2018) «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации» http://www.pravo. gov.ru
16. Название реквизита в приказе МВД России № 615 — 2012 г. звучит как «виза согласования документа», а в постановлении Правительства Российской Федерации № 356 — 2016 г. — изменено на «виза» http://www.pravo.gov.ru
17. Назарова JI.A. «Согласование проекта документа: 7 главных вопросов», опубликованной в журнале «Секретарь-референт» № 8, 2015.
18. Приказ МВД России от 20 июня 2012 г. № 615 (с изм. от 25.08.2018) «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутрен-
них дел Российской Федерации» http://www.pravo. gov.ru
19. Приказ МВД России от 17 октября 2013 г. № 850 (ред. от 20.07.2017) «Об утверждении Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.11.2013 № 30359) «Российская газета», № 262, 21.11.2013 http://www.pravo.gov.ru
20. Савенкова Т.М. Документоведение и делопроизводство: учебно-методический комплекс для дистанционного обучения. Новосибирск: СибАГС, 2002.
21. Афанасьев Д.В., Хазов E.H. Административно-правовая деятельность штабных подразделений органов внутренних дел. Монография / М., 2015.
22. Приказ Росархива от 11 апреля 2018 г. № 44 «Об утверждении Примерной инструкции по делопроизводству в государственных организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.08.2018 № 51922) http://www.pravo.gov.ru
23. Богданов A.B., Завьялов И.А., Ильинский И.И., Михайлов Б.П., Хазов E.H., Чикова Я.Н., Эриашвили Н.Д., Яковец E.H. Особенности противодействия киберпреступности подразделениями уголовного розыска, для курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей образовательных уч-
реждении органов внутренних дел и практических работников правоохранительных органов, специализирующихся по линии борьбы с преступностью в сфере компьютерной информации / М., 2016.
24. Комахин Б.Н., Никоноров Е.А., Зинчен-ко Е.Ю., Миронов A.JI., Хазов E.H., Саудаха-нов М.В., Герасимович Л.И. Органы государственной власти в Российской Федерации (административно-правовые основы управления в таблицах и схемах. Учебно-наглядное пособие для курсантов и слушателей очной и заочной формы обучения системы МВД России, обучающихся по направлению: Юриспруденция, Правоохранительная деятельность и Правовое обеспечение национальной безопасности / М., 2019.
25. Воробьев В.Ф., Богданов A.B., Гараш-ко А.Ю., Дурнев B.C., Егоров С.А., Зинченко Е.Ю., Комахин Б.Н., Ларина Л.А., Мохова Т.С., Харламов С.О., Хазов E.H. Основы профессиональной деятельности (конституционно-правовой аспект, в схемах и определениях). Учебно-наглядное пособие для курсантов очной формы обучения системы МВД, обучающихся по направлению экономическая безопасность, юриспруденция, правоохранительная деятельность, правовое обеспечение национальной безопасности, педагогика и психология девиантно-го поведения / М., 2019.