© Е.Ю. Зинченко, Е.Н. Хазов, 2019 Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИЦИИ С ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Елена Юрьевна Зинченко,
профессор кафедры конституционного и муниципального права, кандидат юридических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]; Евгений Николаевич Хазов, профессор кафедры конституционного и муниципального права, доктор юридических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются актуальные проблемы охраны общественного порядка и взаимодействие подразделений органов внутренних дел с избирательными комиссиями и обеспечение избирательных прав при подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления. Анализируются основные направления, обозначаются проблемы и предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: выборы, избирательные комиссии, взаимодействие, профилактика; оперативные службы и подразделения МВД России, охрана общественного порядка.
УДК 342 ББК 67.401
ORGANIZATION OF PUBLIC ORDER PROTECTION AND POLICE INTERACTION WITH ELECTION COMMISSIONS DURING PREPARATION AND HOLDING OF LOCAL SELF-GOVERNMENT ELECTIONS
Elena Yu. Zinchenko,
Professor of the Department of constitutional and municipal law, Candidate of Law, Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Evgeniy N. Khazov,
Professor of the Department of constitutional and municipal law, Doctor of Law, Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. The article deals with the actual problems of public order protection and interaction of internal Affairs units with election commissions and ensuring electoral rights in the preparation and conduct of elections to local governments. The main directions are analyzed, problems are designated and ways of their solution are offered.
Keywords: elections, election commissions, interaction, prevention; operational services and units of the Ministry of internal Affairs of Russia, protection of public order.
Citation-инаекс в электронной библиотеке ни ИОН
Для цитирования: Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н. Организация охраны общественного порядка и взаимодействие полиции с избирательными комиссиями в период подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления. Криминологический журнал. 2019;(4):43-7.
Органы внутренних дел, как важная составляющая системы органов исполнительной власти государства, обладают государственно-властными полномочиями и оказывают непосредственное содействие избирательным комиссиям в период подготовки и проведения выборов [1].
В ст. 12. п. 31 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О полиции» [2] закреплены обязанности полиции принимать в соответствии с федеральным законом меры по пре-
сечению в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении выборов противоречащей закону предвыборной агитации по вопросам выборов, информировать избирательные комиссии, о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах; предоставлять по запросам избирательных комиссий, сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости у лиц, являющихся кандидатами на должность главы администрации и депутатов муниципальных образований; осуществлять охрану
помещений, где хранятся бюллетени для голосования на выборах; участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них; оказывать по запросам участковых избирательных комиссий иное содействие в целях обеспечения беспрепятственного осуществления этими комиссиями полномочий, возложенных на них федеральным законом [3].
Во взаимодействии прослеживается элемент системы социального управления, когда в качестве субъекта управления, от которого исходят команды по взаимодействию, выступают участковые избирательные комиссии, а в качестве объекта, подвергающегося управляющему взаимодействию — органы внутренних дел [4].
Возложение на полицию данной обязанности — одно из средств, правового обеспечения эффективной деятельности участковых избирательных комиссий. Взаимодействие органов внутренних дел с участковыми избирательными комиссиями осуществляется в определенных формах и в общем русле исполнения поставленных задач. Необходимым условием для правильного выбора формы взаимодействия является ее соответствие общему содержанию правоохранительной деятельности. Так, в период избирательных кампаний в органы местного самоуправления на местах где сложилась сложная криминогенная обстановка, осуществляются оперативно-розыскные и разведывательно-поисковые мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение тяжких и особо тяжких преступлений [5].
Перечисленные профилактические мероприятия осуществляются оперативными подразделениями полиции регулярно и независимо от того, проводятся выборы в органы местного самоуправления или нет. Повышенное внимание к этим профилактическим мерам в выборный период объясняется целями охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности, что, в свою очередь, является общими задачами, определяемыми законом «О полиции» [6]. В основу же форм деятельности органов внутренних дел по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации избирательных прав граждан (в рамках тех же общих задач) положена их узконаправленная деятельность, связанная с созданием благоприятных условий для осуществления избирательными комиссиями возложенных
на них законом полномочии в период подготовки и проведения выборов [7].
Формы взаимодействия органов внутренних дел с избирательными комиссиями позволяют, с одной стороны, создать наиболее целесообразный порядок взаимоотношений между ними, а с другой—поддерживать его, совершенствовать, приводить в соответствие с изменившимися условиями. Это дает возможность должностным лицам органов внутренних дел эффективно использовать установленные законом правовые средства и методы с целью своевременного устранения негативных факторов, затрудняющих применение норм избирательного права [8].
Говоря о роли органов внутренних дел в рассматриваемой сфере, следует подчеркнуть, что каждое структурное подразделение полиции имеет свои специфические задачи, а соответственно и способы их решения. При сложной организации системы органов внутренних дел подвергнуть анализу всю совокупность применяемых форм взаимодействия с участковыми избирательными комиссиям весьма затруднительно. Рассмотрим лишь наиболее характерные, общие: организационные, профилактические и правоприменительные формы.
Следует отметить, что организационная форма взаимодействия постоянно развивается, наполняется новым содержанием, приводится в соответствие с задачами, стоящими перед органами внутренних дел на каждом этапе развития общества. В целях ее реализации в системе органов внутренних дел создаются оперативные подразделения (штабы), координационные центры на региональном, местном уровнях, рабочие группы при подразделениях ОВД и соответствующих участковых избирательных комиссиях [9]. Специалисты ОВД привлекаются к работе в контрольно-ревизионных службах при избирательных комиссиях субъектов РФ, окружных и участковых избирательных комиссиях.
Другой важной составляющей этой формы взаимодействия — является предоставление органами внутренних дел по запросам соответствующей участковой избирательной комиссии (в установленный ею срок) сведений о наличии у кандидатов неснятых или непогашенных судимостей. В ее основу положена работа (в рамках оперативно-розыскной деятельности) информационных центров Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Третье направление деятельности, составляющих содержание организационной формы, направлена на оказание помощи участковым избирательным комиссиям в подготовке и проведении выборов в специфических условиях, например, в части осуществления избирательного права лицами, подозреваемыми или обвиняемыми в совершении преступления, которые в день голосования находятся под стражей [10].
Четверное направление деятельности, это осуществлять охрану помещений, где хранятся бюллетени для голосования на выборах, участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования в период проведения выборов и на территориях муниципальных образований, вокруг избирательных участков [11].
В механизме обеспечения избирательных прав граждан важную роль играет профилактическая деятельность всех подразделений и служб органов внутренних дел, основной целью — это предупреждение правонарушений и предполагает выявление, устранение причин и условий, ведущих к их нарушению. В рамках подготовительных мероприятий органы внутренних дел совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления разрабатывают планы комплексных оперативно-профилактических действий на период подготовки и проведения муниципальных выборов, производят расчет сил и средств, включая приданные силы войск национальной гвардии. На основании этих планов корректируется расстановка постов и маршрутов патрулирования в системе комплексного использования сил и средств полиции при охране общественного порядка (единая дислокация), пересматриваются графики работы подразделений ППС полиции, дорожно-патрульной службы ГИБДД, войск национальной гвардии. За их сотрудниками закрепляются зоны ответственности по обеспечению правопорядка в условиях проведения муниципальных выборов.
Помимо мероприятий, направленных на непосредственное предупреждение правонарушений в сфере избирательного законодательства, Министерство внутренних дел Российской Федерации организует подготовку сотрудников, слушателей и курсантов образовательных учреждений системы
МВД России, а также военнослужащих войск национальной гвардии, привлекаемых к обеспечению правопорядка в период избирательной кампании. Подготовительные программы включают конкретную тактику действий при выполнении задач в зависимости от складывающейся обстановки, характера проводимых мероприятий и особенностей объектов, на которых проводятся выборы.
Правоприменительная форма деятельности сотрудниками органов внутренних дел в сфере обеспечения избирательных прав граждан обусловлена неправомерными действиями граждан, организаций, должностных лиц, а также событиями, что и является результатом самостоятельного принятия решений сотрудниками органов внутренних дел в рамках правового поля [12]. Выносимый при осуществлении правоприменительной деятельности органов внутренних дел акт выступает юридическим фактом в процессе оказания содействия избирательным комиссиям.
Анализ действующего законодательства, практики правоприменения, а также научных разработок позволяет выделить следующие виды правоприменительных актов, выносимых органами внутренних дел при взаимодействии и оказания содействия избирательным комиссиям в период выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации:
— конкретизирующие (регламентирующие) акты — подтверждают наличие права у индивидуально-определенного субъекта правоотношений. Примером может служить приказ о направлении специалистов органов внутренних дел для работы в контрольно-ревизионных службах при соответствующих избирательных комиссиях;
— регистрационные акты — предназначены для осуществления контроля за законностью конкретных действий гражданина, удостоверения достоверности фактических и юридических состояний. В отличие от разрешительных их вынесение связано со значительно меньшим административным усмотрением. Например, регистрация гражданина по месту жительства или по месту пребывания, является основанием для внесения его в списки избирателей и участия в муниципальных выборах;
— учредительные акты — придают юридическую силу новым явлениям. Учредительным актом
служит, например, приказ начальника территориального органа внутренних дел о создании оперативной группы (штаба) по обеспечению общественного порядка и безопасности в период подготовки и проведения муниципальных выборов [13, с. 71—74];
— констатирующие (оценивающие) акты — юридически подтверждают достоверность, наличие либо отсутствие определенных фактов. Так, по представлениям соответствующих избирательных комиссий подразделениями информационных центров МВД, ГУ МВД, УМВД, ГИАЦ МВД России проводятся проверки достоверности сведений о наличии у кандидатов неснятой или непогашенной судимости. Проверки подлежат исполнению в срок, установленный избирательной комиссией, и оформляются соответствующим ответом (справкой);
— предписывающие акты — корректируют и уточняют пути и способы реализации избирательного права. В большинстве своем они имеют профилактическую направленность. К предписывающим актам относятся предписания ГИБДД, предоставить закрепленный за избирательными комиссиями автотранспорт;
— запрещающие акты — направлены на обеспечение безопасного осуществления избирательных прав в интересах, как самих граждан, так и всего общества в целом. Примером может служить временное ограничение или запрещение ГИБДД, движения транспортных средств, в районе избирательных участков и по маршрутам перевозки избирательной документации.
Таким образом, правоприменительные акты, выносимые органами внутренних дел, являются составной частью комплекса юридических фактов, включенных в механизм взаимодействия органов внутренних дел с участковыми избирательными комиссиями на муниципальном уровне. Правильное и своевременное составление сотрудниками органов внутренних дел необходимых в каждом конкретном случае документов способствует эффективной реализации избирательного законодательства, исполнение которого во многом обеспечивается наличием санкций, применяемых к его нарушителям.
Нужно особо обратить внимание на такую форму взаимодействия органов внутренних дел с участковыми избирательными комиссиями в части
соблюдения, охраны и защиты прав и свобод избирателей участвующих в муниципальных выборах путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного порядка. В юридической науке применение мер государственно-принудительного воздействия к нарушителю права является элементом правоохранительной государственной деятельности [14, с. 14—18].
Правоохранительная деятельность органов внутренних дел предполагает вмешательство в поведение субъектов, если последнее не соответствует требованиям режима законности, предусмотренного федеральным избирательным законодательством. Она направлена на защиту законной деятельности избирательных комиссий и реализуется при наличии факта нарушения избирательного законодательства, за которое предусматривается соответствующая санкция [15].
Качество и эффективность взаимодействия органов внутренних дел с субъектами избирательного права и процесса, соблюдение дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел в ходе подготовки и проведения муниципальных выборов [16]: во многом определяет доверие населения к законной деятельности органов внутренних дел, участковых избирательных комиссий; зависит явка избирателей; соблюдения основного принципа непосредственной демократии и легитимности выборов в органы местного самоуправления [17].
Литература
1. Лучин В.О., Эбзеев Б.С., Хазов E.H., Бе-лоновский В.Н., Эриашвили Н.Д., Чихладзе Л.Т., Пряхина Т.М., Зинченко Е.Ю., Опалева A.A., Оса-велюк A.M., Чепурнова Н.М., Зиборов О.В., Прудников A.C., Харламов С.О., Егоров С.А., Кикоть-Глуходедова Т.В., Миронов АЛ., Саудаханов М.В., Чертова H.A., Булавин С.П. и др. Конституционное право России. Москва. 2019. (10-е изд., перераб. и доп.).
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О полиции» «Собрание законодательства РФ», 14.02.2011, № 7, ст. 900, http ://www.pravo .gov.ru
3. Эбзеев Б.С., Гасанов К.К., Виноградов В .А., Хазов E.H., Прудников A.C., Белоновский В.Н.,
Эриашвили Н.Д., Егоров С.А., Курскова Г.Ю., Осавелюк A.M., Миронов A.JL, Кальгина A.A., Павлов Е.А., Шуленин В.В., Кирсанов А.Ю., Сау-даханов М.В., Громов К.Э., Тутханян Г.А. Избирательное право. М., 2015. Сер. Юриспруденция для бакалавров (2-е изд., перераб. и доп.).
4. Органы государственной власти в России. Конституционно-правовой аспект. Эриашвили Н.Д., Габричидзе Б.Н., Белоновский В.Н., Хазов E.H., Чихладзе JI.T., Кальгина A.A., Прудников A.C., Алиев Я.Л., Маюров Н.П., Кирсанов А.Ю., Газлоев Д.В., Галузо В.Н. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Политология», «Государственное и муниципальное управление» / М., 2016. (4-ое изд., перераб. и доп.).
5. Климов И.А., Тузов JI.JI., Дубоносов Е.С., Кузьмин H.A., Эриашвили Н.Д., Хазов E.H., Данил-кин В.Н., Бычков В.В., Бражников Д.А., Алексеев В.В., Иванцов C.B., Богданов A.B., Щеглов A.B., Комахин Б.Н., Ильинский ИИ, Янишевский А.Б., Галузо В.Н. Оперативно-розыскная деятельность, учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки Юриспруденция / М., 2017. (3-е изд., перераб. и доп.).
6. Федеральный Закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», Российская газета 28.06.2016 г. http://www.pravo.gov.ru
7. Эбзеев Б.С., Бялкина Т.М., Бышков П.А., Бабаева Ю.Г., Галушкин A.A., Колованов К.П., Гаглоев Д.В., Забелина Е.П., Комарова В.В., Кучеренко П.А., Месилов М.А., Осавелюк A.M., Па-шенцев Д.А., Подцубная О.С., Усманова P.M., Чихладзе JI.T., Федоров В.В., Хазов E.H. Актуальные проблемы муниципального права. М., 2018.
8. Эбзеев Б.С., Беленовский В.Н., Эриашвили Н.Д., Кальгина A.A., Шуленин В.В., Хазов E.H., Миронов A.JI., Кирсанов А.Ю., Саудаханов М.В., Егоров С.А. Актуальные проблемы избирательного права. Учебник для магистров, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / М., 2017.
9. Афанасьев Д.В., Хазов E.H. Административно-правовая деятельность штабных подразделений органов внутренних дел. Монография / М., 2015.
10. Хазов E.H. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России. Теоретические основы и проблемы реализации. Монография / М., 2017.
11. Гасанов К.К., Хазов E.H., Белоновский В.Н., Еремян В.В., Зиборов О.В., Осавелюк A.M., Чихладзе JI.T., Эриашвили Н.Д., Миронов A.JI., Харламов С.О., Кирсанов А.Ю., Егоров С.А., Кальгина A.A., Саудаханов М.В., Пашенцев Д.А., Варсеев В.В., Бышков П.А., Галушкин A.A., Забелина Е.П. Муниципальное право России. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки Юриспруденция / М., 2019. (9-е изд., перераб. и доп.).
12. Маилян С.С., Зиборов О.В., Эриашвили Н.Д., Кадников Н.Г., Хазов E.H., Ординарцев ИИ, Давитадзе М.Д., Клименко А.И., Иванов A.A., Варсеев В.В., Никитин М.И., Джафаров Н.К. Правоведение. М., 2019. (4-е изд., перераб. и доп.).
13. Хазов E.H., Хазова В.Е. Охрана общественного порядка и его роль в обеспечении политических прав и свобод личности в современной России. Социально-гуманитарное обозрение. 2017. № 4.
14. Несмелов П.В., Болдарев В.А., Хазов E.H. Правовые основания применения силовых методов сотрудниками полиции против преступников и правонарушителей при охране и защите прав и свобод человека. Международный журнал конституционного и государственного права. 2017. Т. 3. № 3.
15. Зинченко Е.Ю. Административно-правовая деятельность органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями корыстной направленности, диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / М., 1993.
16. Эбзеев Б.С., Лучин В.О., Белоновский В.Н., Хазов E.H., Зиборов О.В., Осавелюк A.M., Эриашвили Н.Д., Чихладзе Л.Т., Пряхина Т.М., Васи-левич Г.А., Миронов А.Л., Кальгина A.A., Харламов С.О., Егоров С.А., Саудаханов М.В., Радченко В.И., Косолапов М.Ф., Алпатов Ю.М. Актуальные проблемы конституционного права. М., 2019. (2-е изд., перераб. и доп.).
17. Горшенева И.А., Зинченко Е.Ю., Никано-ров Е.А., Померлян А.Н., Санин В.Е., Уткин Н.И., Хазов E.H., Яткевич О.Г. Теоретические и правовые основы муниципального права в определениях и схемах (общая часть). Новосибирск, 2018.